Воспитание ребенка в неполной семье

Воспитание ребенка в неполной семье

Краткое содержание: Особенности воспитания ребенка в неполной семье. Развод и отношения между родителями и ребенком. Воспитание ребенка без отца. Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье.

По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый седьмой. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена «материнская» семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами. Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться? Об этом — данная статья.

У каждой неполной семьи — своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.

Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с предыдущими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые поведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего «ведущим», стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. Известно, что в неполных семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально привязаны друг к другу. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к «сиротинушке», которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи. В результате здесь часто происходит перераспределение ролей по принципу «свято место пусто не бывает». Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как «замещать кого-то из членов семьи», «дружить в семейных союзах», «сохранять семейные секреты»… Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на процессы его полоролевой социализации.

Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя «без пары», выработка новых форм семейной жизни — сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей — это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. И наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, — что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели «культа самопожертвования», когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально «покидает» своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и — отчасти — матери.

Как отмечает известный специалист, основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир, самое простое для матери — внушить ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

Как правильно воспитать ребенка при неполной семье?

Говорят, что после развода жизнь только начинается. Это убеждение весьма спорно, особенно если это касается женщин, от которых ушли действительно дорогие и любимые мужья. Однако то, что отныне вам предстоит полная перестройка в жизни, особенно если от брака остался ребенок – нельзя отрицать. Проблемы неполных семей разнообразны: это и экономическая несостоятельность, и социальный гнет, и множество других вещей, способных нанести моральный урон их членам.

Не стоит полагать, что привычка осуждения «безотцовщин» канула в лету. Сейчас дети столь же жестоки, а их родители нередко обладают еще меньшей степенью интеллекта, чтобы объяснить своим чадам, насколько ужасно глумиться над сверстником, растущим без папы. Да и сами взрослые нередко тычут пальцем в одиноких женщин, у которых на попечении и воспитании остался малыш.

Если вы попали в трудную жизненную ситуацию, и неустанно ищете ответа на многочисленные вопросы решения проблем неполной семьи, этот материал будет полезен и интересен вам.

Со своей стороны мы хотим приободрить вас, и вселить уверенность в том, что однажды все обязательно наладится. Не стоит ставить крест на собственной жизни.

Радуйтесь каждому дню, планируйте, созидайте, восхищайтесь! Пусть ваш малыш не чувствует ущемления и подавленности, пребывая с вечно плачущей, опечаленной и угнетенной матерью.

Развод – дело сложное, но еще труднее налаживать контакт с ребенком, невольно ставшим свидетелем и непосредственным участником разрушения некогда счастливой семьи. Основная проблема воспитания в неполной семье – «игра в одни ворота» . Мать либо упорно отказывается говорить об отце и скрывает его от подросшего чада, либо рьяно отстаивает свою правоту, пытаясь вселить уверенность в том, что папа – настоящий мерзавец, который разрушил их жизнь. Давайте остановимся на каждом поведенческом типе женщины подробнее.

Для него характерны постоянные попытки матери обесценить отца в глазах крохи. Она пытается всячески убедить сына или дочь в том, что папа был очень плохим человеком, и официальный или гражданский брак был разрушен только по односторонней вине.

На самом деле, такая реакция чаще вызвана вовсе не ее эмоциональными переживаниями, а страхом настроить чадо против самой себя. В итоге женщина получает обратную реакцию, особенно если мужчина любит ребенка и охотно идет с ним на контакт.

Пытаясь разрушить отношения между ними, мать получает не только тайное или явное презрение с их стороны, но и дефекты воспитания.

Во-первых , если чадо было слишком мало, когда союз распался, и оно не может вспомнить причины расставания родителей, оно практически гарантированно расценит ментальные нападки матери на отца как в корне несправедливые и беспочвенные. По мере взросления, дети теряют сакральную связь с мамой, и начинают относиться к ее характеру, мыслям и поступкам куда более критично.

Вполне вероятно, что, завидев в вас некую вспыльчивость или агрессию, весь ваш искусственный настрой против отца будет спроецирован на вас, как и вина за расторгнутый брак. В итоге это порождает глубокий внутренний конфликт, и побуждает ребенка осуждать родную маму за все происходящее. А ведь теплые трепетные отношения особенно важны именно в неполной семье!

Во-вторых. Если к тому же ваше чадо имеет возможность лично общаться со своим отцом, влиять на его оценки по отношению ко второму тем более не стоит.

Дайте ему возможность разобраться во всем самостоятельно и сделать свои выводы. Не стоит думать, что дети слишком глупы, чтобы понять взаимоотношения взрослых. Напротив, они бывают куда более мудры, разумны и справедливы, чем мы с вами.

Лучшее, что вы можете сделать – подавить в себе всяческое желание очернять отца в глазах ребенка, даже если тому есть весомые причины. Постарайтесь мыслить конструктивно, не выражайте свои эмоции, держите их в себе. Не препятствуйте общению. Во всяком случае, и для вас, и для малыша будет лучше, если во взрослую жизнь он перенесет что-то хорошее от своего отца.

Несмотря на свое наименование, данный поведенческий тип матери не является оптимальным. Он характеризуется полным игнорированием упоминаний об отце. Женщина ведет себя так, будто в ее жизни его вовсе не было. Он целесообразен лишь в том случае, если ребенок действительно никогда не видел своего папу, и даже толком не знает, как тот выглядит.

Но и этот вариант приемлем лишь в то время, когда чадо еще слишком мало для адекватных разъяснений. По мере подрастания малыша, вам все же придется рассказать ему о том, кем был его второй биологический родитель, и почему вы с ним не вместе. Ключевая проблема детей из неполной семьи заключается в фактическом отсутствии отца. Всякий сверстник, рано или поздно, спросит вашего малыша о том, почему у него нет папы. И поверьте, будет куда лучше, если он знает ответ на этот вопрос хотя бы для самого себя.

Этот тип поведения для матери – самый лучший, однако крайне трудоемкий в своем становлении. От вас потребуется недюжинная выдержка и самоконтроль, чтобы следовать ему, однако это гарантированно принесет свои благоприятные плоды.

Вы должны всячески подавлять в себе какие-либо эмоции по отношению к бывшему мужчине, а возможно, даже купировать боль от несправедливой обиды или утраты. Данная позиция матери характеризуется представлением отца как обычного среднестатистического человека, который имеет свои достоинства и недостатки.

Если вы реализуете ее правильно и последовательно, главная психологическая проблема неполной семьи почти гарантированно минует вас.

Ребенок будет спокойно воспринимать и отсутствие отца, и ваш авторитет. Кроме того, это заложит здоровый фундамент для эмоционального развития чада. Ребенок сможет воспринимать сложившиеся обстоятельства наиболее конструктивно, а значит, приемлемо для ваших взаимоотношений.

Напрашивается вывод, что многие проблемы создаются в этом случае самой женщиной. Поэтому, если вас коснулась столь неприятная ситуация, как расторжение брака при наличии маленького ребенка, попробуйте сразу принять третью позицию и придерживаться ее на протяжении всей жизни, как бы это ни было сложно.

Поверьте, если ваш бывший муж действительно заслуживает презрения, он обязательно его получит и без вашей помощи. Мужчина, который не принимает никакого участия в жизни детей при наличии такой возможности и отсутствии вашего препятствования, явно не обретет искреннего уважения и любви в их глазах. Поэтому ваш негативный настрой в этом случае не только глуп, но и бесполезен.

На сегодняшний день, среди главных проблем неполной семьи можно назвать дефицит поведенческих примеров перед ребенком. Крайне важно дать ему сбалансированное воспитание, и не тянуть одеяло на себя. Например, если вы крайне вспыльчивы в отношениях с окружающими, ваше чадо будет абсолютно таким же, поскольку перед его глазами не было конструктива, умеющего улаживать конфликты.

Среди главных дефектов одностороннего воспитания можно назвать и предопределенное разрушение отношений между детьми и их будущими «вторыми половинками» .

Если у вас подрастает дочь, и в ее отношении к отцу вы планомерно развиваете деструктивную позицию, вполне возможно, что она вырастет закомплексованной девушкой, видящей во всех мужчинах потенциальных врагов и подлецов.

Если же это сын, он будет обречен на вечные муки совести только за то, что родился от своего отца, да еще и приобрел мужской пол в вашей утробе. Раз его папа обладает исключительно негативными качествами, значит, он будет таким же. Ведь гены дают свое!

Еще хуже, если вы станете попрекать его тем, что он «весь в отца» , о котором, благодаря вам, у него сложились лишь негативные представления. Каким бы ни был папа малыша, не разыгрывайте в своем доме бразильский сериал – обязательно расскажите чаду о нем, и обязательно обозначайте его достоинства, даже если этот человек действительно аморален.

Говорите ребенку о том, что он унаследовал от отца самое лучшее, например, чистоплотность, пунктуальность, логическое мышление. То есть, даже если папу сложно похвалить, найдите в нем положительные черты и говорите о них.

Нейтрализация всех дефектов воспитания лежит только на ваших плечах. Если вы будете действовать правильно, никакие психологические проблемы не коснутся вашей маленькой семьи.

Особенности воспитания и развития ребенка в неполной семье

Особенности воспитания и развития ребенка в неполной семье.

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, на протяжении всего периода детства, и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

К сожалению, статистика показывает, что последнее время увеличилось количество неполных семей, т.е. в семье воспитанием ребенка занимается один родитель.

Это может быть вызвано несколькими факторами, у каждой неполной семьи – своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, с внебрачным рождением ребенка. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей – это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях. Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей. Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей.

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать или отец, воспитывающие ребенка в неполной семье, не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития.

Работая в «Центре социальной помощи семье и детям» педагогом-психологом, я часто сталкиваюсь с запросами одиноких родителей, связанных с вопросами воспитания детей. Вопросы самые разнообразные: как объяснить ребенку где его отец ; можно ли пожалеть ребенка, сразу после того как наказал; как сделать сына более смелым, и другие самые разнообразные вопросы.

В связи с тем, что неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или нескольких детей, то есть является по сути материнской, рассмотрим особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);

недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт3-8 лет. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки).

Ребенок из неполной семьи является наиболее проблематичным и уязвимым в воспитательном плане. Наиболее драматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка представляется значительное число детей из неполных семей не желающих быть похожими на кого-либо из родителей. Они пользуются советами своих друзей и подруг, авторитет старших менее значим, наконец, значительная часть детей из неполных семей принимают важные для себя решения самостоятельно, отвергая всех советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивные межличностные взаимоотношения.

Сам факт, когда ребенок воспитывается одиноким родителем, не всегда способствует появлению каких-то отклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на него глубоких специфических черт. Дело в том, что воспитание в таких условиях труднее и возможны определенные опасности, которым необходимо уделить повышенное внимание. Конечно, нельзя считать идеалом, когда дети растут без отца или без матери, но уж если такое случилось, то воспитательные трудности родители могут снизить до самой минимальной меры. Следовательно, в сложных современных условиях таким семьям требуется систематическая квалифицированная помощь.

1.Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите детей и семей [Текст] / Т.С. Зубкова. Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 95 с.

2. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. Педагогика: Учебник 6-е издание. – Минск, 2005. – 560 с.

3.Павленок П.Д. Теория, история и методы социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2006. – 560 с.

Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется

В современных условиях ребенок из неполной семьи становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и т.д. От разрешения проблем неполных семей во многом зависит будущее страны, так как эта категория семей довольно-таки многочисленна.

В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. На смену родовой пришла нуклеарная семья. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. В определении понятия «семья» я присоединилась к мнению одного из авторитетных социологов-семьеведов А.Г. Харчева, который определил семью как малую социальную группу и как социальный институт.

Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя, но можно способствовать увеличению нуклеарных семей и тем самым сокращать численность неполных.

Если мы рассмотрим ситуацию развода, которая является самым распространенным фактором появления неполных семей, то увидим, что большинство детей из распавшихся семей ни эмоционально, ни психологически, ни умственно не отличаются от своих сверстников из семей с обоими родителями, так что «неполная семья» и «неблагополучная семья» — не синонимы

Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями. © 2011

Актуальность эффективной социальной поддержки в отношении данной категории семей определяется тем, что речь идет, прежде всего, о содержании и воспитании значительной части детей. От качества воспитания детей зависит наше будущее. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане. В этом вопросе роль социального работника очень велика и именно социальная поддержка позволяет детям и родителям в неполных семьях почувствовать себя полноценными членами общества.

Проблема совмещения профессиональной и родительской ролей – эта проблема тесно связана с предыдущей. В случае, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно исследованиям, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% подруги, коллеги по работе, 3% соседи, 3% родители отца ребенка, 4% отец ребенка.

Фризин Татьяна Анатольевна,

педагог-психолог МБУ «Центр социальной помощи семье и детям»,

Участник Сегежской школы

«Счастливые родители, Прародители-Счастливые дети»

Источники:

Воспитание ребенка в неполной семье
Особенности воспитания ребенка в неполной семье. Воспитание ребенка без отца. Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье.
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0086.shtml
Как правильно воспитать ребенка при неполной семье
С какими проблемами сталкиваются дети из неполных семей? Основные социальные и психологические проблемы, существующие в неполных семьях: как действовать матери, чтобы миновать их?
http://mjusli.ru/ja_mama/vospitanie_rebenka/kak-pravilno-vospitat-rebenka
Особенности воспитания и развития ребенка в неполной семье
Документ — Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в
http://gigabaza.ru/doc/75194.html

COMMENTS