Воспитание и самовоспитание воли

Воспитание воли

Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. «Психология»

Пособие для педагогических училищ (школьных).

М., «Просвещение», 1965 г.

Книга приведена с некоторыми сокращениями

Изменения в жизни первоклассника оказывают большое, всестороннее влияние на развитие его личностных качеств, и в частности на развитие его воли.

У детей этого возраста изменяются мотивы поведения, хотя они еще недостаточно устойчивы и связаны больше с ближайшими перспективами, с настоящим, чем с будущим и прошлым.

Одновременно у младших школьников формируются мотивы долга и интереса, причем основанные не только на чувстве ответственности перед учителем, но и на чувстве ответственности перед коллективом, пионерской организацией, школой.

Учебная деятельность развивает у детей волевые действия — умственные усилия, необходимые при решении задач и разнообразных вопросов, усидчивость при продолжительной работе, преднамеренные восприятие, внимание, память, воспроизведение, наблюдение. Все эти преднамеренные психические процессы являются уже проявлением воли.

Необходимость контролировать свою работу, требование учителя и родителей непременно заканчивать любое дело особенно заметно формируют волю младшего школьника.

Таким образом, условия обучения и воспитания детей этого возраста создают все возможности для успешного развития и формирования у них воли.

Как указывает в своих работах психолог В. И. Селиванов, волевые действия младшего школьника все же развиты еще слабо: хотя они стали более продуманными, непосредственные желания и чувства ребенка этого возраста — наиболее сильные мотивы их поведения.

Психолог М. Н. Волокитина приводит примеры из своих наблюдений за школьниками начальных классов.

Некоторые школьники не могут преодолеть различные «соблазны», отвлекающие их от дела. Заигравшись с товарищами, они забывают о том, что нужно готовить домашние задания.

Родители Мити К., ученика II класса, должны были уйти из дому, а усаживать мальчика за уроки было рано, так как он не успел еще отдохнуть после занятий в школе. Мать, уходя, взяла с сына слово, что через час Митя начнет делать уроки. Мальчик искренне обещал это сделать, но заигрался и обо всем забыл. Было уже темно, когда Митя пришел домой. Он разложил на столе тетради, но, подойдя к дивану, прилег и уснул. Среди ночи мальчик проснулся и заплакал. Родители успокоили мальчика только тем, что обещали разбудить его в 6 часов утра. И Митя, с трудом просыпавшийся даже в 8 часов утра, беспрекословно встал в 6 часов и успел выполнить все уроки.

Можно утверждать, что у детей младшего школьного возраста уже достаточно развито понятие долга, они уже руководствуются мотивами долга в любой деятельности, особенно учебной, они знают обязанности ученика советской школы. В воспитательной работе учителю необходимо опираться именно на достаточно развитое понятие долга у учащихся младшего школьного возраста, одновременно учитывая то, что дети еще не всегда могут проявлять волевые усилия.

Настоящие, устойчивые мотивы долга развиваются у детей младшего школьного возраста только в результате воспитания. Младший школьник еще не может делать длительных волевых усилий, особенно в однообразной деятельности, поэтому, воспитывая волю, надо учитывать эту особенность ребенка и не поручать ему на длительное время однообразную работу. Но учащийся этого возраста будет делать монотонную работу длительное время, если трудности ее увеличивать постепенно. Так незаметно ребенок привыкает проявлять волевые усилия.

Цели и мотивы волевой деятельности формируются и развиваются у младшего школьника и в процессе учебной деятельности, и в ходе выполнения тех дел, которыми он занимается во внеурочное время.

Цели большие и далекие еще недоступны младшему школьнику — ему понятны лишь близкие, конкретные цели. Даже цель, поставленная перед учащимися в начале урока, иногда оказывается для него малозначимой, он забывает о ней и не руководствуется ею в процессе своей работы.

Воспитывая волю у детей младшего школьного возраста, необходимо организовать контроль за их деятельностью и помогать им в трудные минуты. Следует воспитывать у учащихся привычку непременно выполнять принятое решение, обязательство, данное слово. Выполненное решение создает у ребенка чувство уверенности, приучает его преодолевать трудности.

Необходимо помнить, что без контроля старших у школьника может возникнуть и противоположная отрицательная привычка — легкомысленно относиться к выполнению принятого решения, обязанностям, данному слову.

Надо приучать школьника, прежде чем принять решение, взвешивать все возможности, соразмерять свои силы. Если принятое решение окажется непосильным, школьник должен уметь вовремя отказаться от принятого решения — в этом также проявляется воля.

Нам пришлось наблюдать, как однажды учащиеся III класса пришли в класс шумные, возбужденные и сообщили учительнице, что они хотят убрать весь камень и мусор с участка и оборудовать там площадку для младших ребят. «Если вы так решили, и уверены, что справитесь, то после урока начнем работать» — ответила учительница.

Школьники поработали немного и им стало ясно, что работа для них непосильна. Учительница сказала ребятам: «Прежде чем заявлять, что ты сделаешь, надо взвесить свои силы и брать посильное дело, а если понял, что ошибся, то признай свою ошибку. Если же дело посильное, его надо обязательно доводить до конца».

После этого ребята выбрали себе такую работу, с которой они справились, хотя она и была связана с преодолением трудностей (они посадили кустарник).

В процессе учебной деятельности учитель имеет возможность на каждом уроке воспитывать волю школьника, направляя его на выполнение целей урока.

На уроке учащийся должен быть внимательным, а для этого ему необходимо преодолевать свои желания, не отвлекаться от работы, делать усилия над собой в тех случаях, когда постороннее, порой очень интересное, привлекает его.

Школьник должен на уроке запоминать, припоминать, узнавать, воспроизводить материал, обдумывать его, решать задачи,— все это требует от него затраты волевых усилий.

Учебная работа перестраивает всю психическую деятельность учащегося, воспитывает, чувство ответственности, долга, а это помогает ему преодолевать трудности учения, подчинять свои желания требованиям долга и поставленной цели.

Таким образом, вся учебная работа учащегося и в школе, и дома является основой воспитания воли.

Наряду с положительными волевыми качествами у детей этого возраста иногда развиваются и отрицательные черты личности, проявляющиеся как стремление сопротивляться влиянию взрослых и противодействовать им.

Некоторые психологи и педагоги объясняют эти проявления как своеобразное выражение протеста ребенка против пресечения его самостоятельности. Ребенок стремится добиться своей цели, исполнения своего желания: капризничает, настаивает на своем, и если ему это удается неоднократно, то подобная форма поведения закрепляется и становится привычкой. Так развивается упрямство.

Наблюдается у младшего школьника и негативизм — ничем не мотивированное отрицательное отношение к требованиям взрослых и стремление делать противоположное этим требованиям.

Все эти отрицательные качества младшего школьника проявляются избирательно только по отношению к определенным лицам и только в определенной обстановке. Негативизм и упрямство не являются врожденными качествами, они — следствие плохого воспитания. Ребенок, поставленный в соответствующие условия воспитания, особенно в коллективе сверстников, довольно быстро избавляется от этих недостатков.

Воля воспитывается и в труде. В трудовой обстановке человек особенно четко и хорошо осознает ясность цели и пути ее достижения. Преодолевая трудности в процессе работы, учащийся воспитывает свою волю, у него создается уверенность в том, что он может проявлять усилия, может создавать полезные вещи и изделия. Умея правильно оценить свои возможности, говоря себе — «я могу», учащийся начинает верить в свои силы. Все это — предпосылки развития воли.

В процессе труда школьник испытывает новые чувства, которые познаются им только в трудовой деятельности, — это чувства радости, гордости, счастья работника-созидателя. Нельзя забывать, что ребенок, как и взрослый, испытывает огромную радость, большое чувство удовлетворения от того, что сделанная его руками вещь полезна, что его труд нужен людям. Именно такой труд воспитывает волю у человека, стремление добиваться намеченных целей. Если же труд безрадостен, бесперспективен, он не может воспитать у человека волевых качеств.

Большое значение для воспитания воли имеет совместная работа в коллективе, опора на коллектив. Целеустремленный, работоспособный коллектив всегда положительно влияет на школьника, воспитывая его волю. От коллектива нельзя отставать, и учащийся поступает так, как и его товарищи: подражает лучшим, стремится выработать у себя те волевые черты характера, которые высоко ценятся в коллективе. Помощь коллектива, оценка коллектива — все это важные стороны воспитания воли школьников.

Трудовая деятельность в коллективе организуется так, что цели, поставленные всеми, становятся целями каждого члена коллектива. Если класс наметил цели — добиться полной чистоты, порядка и высокой дисциплины,— эти цели обязательны для всех ребят, все учащиеся стремятся их добиться. Когда ученик намеревается выполнять коллективные цели, он сам намечает, как он будет их выполнять.

Так часто начинается самовоспитание.

Младший школьник уже может заниматься самовоспитанием воли, но при обязательном условии — руководстве старших. Только с помощью взрослых 8—9-летние дети могут систематически и планомерно тренировать свою волю.

Самовоспитание воли младшего школьника должно быть организовано так, чтобы ребенок не чувствовал «постороннего» влияния — инициатива должна исходить от самого ребенка.

Дети этого возраста склонны к подражанию. Поэтому большое воспитательное значение имеет положительный пример, которому следует ребенок.

Петя К., ученик III класса не любил физкультуру. Его отец каждое утро делал зарядку. Он неоднократно напоминал сыну, что и ему необходима гимнастика, рассказывал случаи из своей жизни, когда ему так пригодилась выносливость. Во время одной загородной прогулки по лесу Петя не смог дойти до условленного места.

Отец объяснил ему, что он не вынослив только потому, что не тренируется физически, что ему совершенно необходимо делать утреннюю гимнастику.

Мальчик обещал, что будет делать зарядку, и вначале очень охотно занимался, а потом перестал. Однако пример отца, его новый интересный рассказ, и, наконец, достигнутая цель (в следующем походе мальчик дошел до намеченного пункта) заставили мальчика проявить волевое усилие и продолжать заниматься гимнастикой.

Младшего школьника надо учить приемам самовоспитания: заставлять себя делать что-то, запрещать себе делать то или иное, оценивать свои действия, приказывать себе, не хныкать, подбадривать себя, планировать свою деятельность на каждый день.

Важно рассказывать детям о хороших людях, которым ребенок может подражать и у которых может учиться. Надо показывать убедительно детям, что праздность, безделье — главные враги в воспитании воли. У детей безволие чаще всего проявляется в неумении найти себе дело, взяться за дело.

Часто учащийся занимается одним делом, но, не кончив его, берется за другое. Неоконченная работа всегда вызывает у человека состояние неудовлетворенности и, вновь взявшись за нее, человек уже не. испытывает чувства радости и удовольствия от достигнутой цели. Здесь, в лучшем случае, может только возникнуть чувство удовлетворения от того, что дело, наконец, закончено.

Когда ученик берется сразу за много дел и не доводит их до конца, у него создается впечатление, что он делает очень многое. Именно те люди, которые меньше всего заняты по существу и мало работают вообще, больше всего говорят о своей занятости. Важное правило, имеющее существенное значение для воспитания воли, — никогда не заниматься больше чем одним делом. Беспорядочный, плохо организованный труд быстро утомляет человека, и это утомление ошибочно относят к трудностям самого дела, в то время как утомление здесь — проявление неумения трудиться.

Воспитать у ребенка привычку работать, воспитать у него правильный стиль труда и умение делать постоянные волевые усилия — значит помочь ему воспитать волю. В связи с этим важно создать четкий режим жизни ребенка, организовать распорядок дня и обязательно следить за тем, чтобы он неуклонно выполнялся. Организованность воли проявляется в умении подчиняться строгому режиму — организованно работать и отдыхать.

Занятия физкультурой и спортом, закаляя и укрепляя организм ребенка, создают благоприятные условия для преодоления трудностей, а следовательно, и для развития волевых качеств.

Физические упражнения воспитывают у человека качества, характеризующие морально воспитанную волю: смелость, решительность, целеустремленность, уверенность и т. д.

Приведем рассказ учителя физкультуры.

«Когда я впервые пришел в школу, то на первой же большой перемене обратил внимание на мальчика: он стоял в стороне от играющих в мяч и живо переживал удачи и неудачи игроков, временами он даже подпрыгивал, что-то кричал и жестикулировал. Я спросил его, почему он не играет, и получил ответ: «Нельзя, мама говорит, что сердце больное». У врача узнал, что мальчик здоров, проверил в поликлинике — подтвердили его полное здоровье.

Я заметил, что в классе мальчик чувствовал себя одиноким, не участвовал в жизни коллектива, был очень нерешительным на уроке, проявлял робость во всех делах и поступках. (Мать ему запрещала «водиться с плохими ребятами».) На первых же уроках я заставил Володю (так звали мальчика) встать в строй и заниматься так, как и все. Его неловкость, особенно на «шведской стенке», вызывала смех ребят, а у Володи — полную растерянность. Долго рассказывать о том, как пришлось работать с Володей. Это было в IV, а теперь он в VI классе. Володя стал совсем другим — рекорды ставит, а как изменился его характер,— первый инициатор в классе по походам, лыжным вылазкам, выпускает интересные стенгазеты. Изменились и его отношения с товарищами». Разнообразны методы и приемы воспитания воли. Наиболее часто учителя применяют такие методы: разъяснение, упражнение, пример, контроль.

Разъяснение проводят и учителя, и родители, и вожатые.

Младшие школьники многого не знают и не умеют. Психологические особенности детей этого возраста таковы, что учащиеся не могут еще четко определить ту или иную цель, осознать глубоко эту цель, наметить пути ее достижения.

Уже в самом начале обучения учитель, беседуя с детьми, ставит перед ними определенные цели и разъясняет пути их достижения. В I классе учитель ставит перед школьниками цели — всем являться в класс к 8 ч. 45 м., быть чистыми, опрятными, иметь все книги и тетради, положить их в портфель вечером. Учитель объясняет детям, зачем все это нужно делать. Школьники усваивают стоящие перед ними задачи, выполняют их, преодолевая свое неумение, встречающиеся трудности и препятствия.

Чем старше школьник, тем более значительные цели встают перед ним в учебной деятельности.

Метод упражнения используется учителем для тренировки школьников в проявлении волевых усилий. Например, учительница II класса замечает, что некоторые ученики, не закончив одно задание, прекращают его и переключаются на другое.

В течение нескольких уроков учительница, специально упражняя таких учащихся, неуклонно требует, чтобы они всегда заканчивали свою работу и проверяли ее.

Если некоторые учащися в классе слишком громко разговаривают, кричат, не умеют сдерживать себя, учительница проводит упражнения — учит их говорить тихо, сдерживать свои порывы. Дети контролируют друг друга, делают замечания и постепенно все научаются сдерживать себя.

Младшие школьники во многом подражают учителю, старшим детям, героям книг, кинофильмов. И эту психологическую особенность детей необходимо использовать при воспитании у них воли.

Если учитель ставит перед учащимися I—II классов какую-либо цель, он не только напоминает им о ней (зная, что дети этого возраста легко отвлекаются), но и на примерах показывает, как в подобных случаях поступали другие люди — герои-воины или рядовые труженики. Наглядный пример, оказывая эмоциональное воздействие на детей, прочно запоминается и вызывает у них желание подражать ему.

Если учитель, систематически и планомерно используя любую возможность учебной и внеклассной работы, развивает у детей целеустремленность, настойчивость, выдержку, он закладывает основы волевых черт характера ученика — ценных качеств личности.

В воспитательной работе учителю необходимо поддерживать тесную связь с родителями. Старшие дети также могут оказать положительное влияние на младших школьников и тем самым помочь учителю в его воспитательной работе.

2. Каковы важнейшие пути и условия воспитания воли у школьников?

3. В чем проявляются у школьников внушаемость, негативизм и упрямство? Укажите пути преодоления этих недостатков.

4. Что означает морально воспитанная воля и в чем она проявляется?

5. Назовите основные волевые качества.

2. Охарактеризуйте волевые качества одного из ваших товарищей.

Источник:
Воспитание воли
Учебное пособие по детской психологии
http://www.detskiysad.ru/ped/dp092.html

Воспитание воли ребёнка

Становление воли в развитии личности ребёнка, исследование ее формирования в ходе возрастного развития. Мотивы долга и ответственности у младших школьников. Трудности волевого регулирования поведения в подростковом возрасте. Приемы самовоспитания воли.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский городской гуманитарный университет

по Основам психологии

«Воспитание воли ребёнка»

факультета, группы ДН — 1

Глава I. Развитие и воспитание воли ребёнка

Глава II. Приёмы самовоспитания воли

Список использованной литературы

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.

В этом солидарны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения — это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.

В связи с всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII—XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX века в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль, которых нет особой необходимости доказывать.

По этой причине в начале XX века и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Воля, как и большинство других высших психических процессов, развивается и формируется в ходе возрастного развития человека, в результате воспитания и обучения и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Так, уже на первом году жизни у ребенка в коре головного мозга образуются нервные связи, обеспечивающие целенаправленные движения в ответ на раздражения, идущие из внешнего мира. С конца первого года сигналом выполнения движений выступает слово. С возрастом слово приобретает решающее значение как «сигнал сигналов».

При выполнении ряда действий (взбираться на стул, снимать с себя одежду перед сном, идти на кухню и брать со стола чашку и т.п.) в силу их привычности ребенок не испытывает трудностей, поэтому он легко их выполняет. Если встречаются трудности, препятствия, трехлетний ребенок или прекращает действие, или просит помощи у взрослых.

К 7 годам воля дошкольника претерпевает в своем развитии существенные изменения. Дошкольники 6—7 лет могут уже самостоятельно поставить задачу, запланировать ход ее выполнения и в соответствии с планом решить (выполнить довольно сложные целенаправленные действия). Например, мальчик 7 лет под впечатлением, увиденного у товарища рисунка решил сам нарисовать девочку — «Красную шапочку». Он приходит домой, достает альбом, карандаш, краски, наливает в стакан воду и приступает к рисованию. В процессе рисования он видит, что рисунок волка не получается — юный рисовальщик стирает резинкой линии, изображающие волка, и снова рисует волка и так до конца выполнения рисунка. Закончив через 30—40 минут рисунок, мальчик радостно бежит к товарищу, чтобы показать свой рисунок.

К концу дошкольного возраста у ребенка в основном сформировано умение контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Однако в этом возрасте можно встретить и яркое проявление недостатков, слабости воли, выраженных в упрямстве, негативизме.

Упрямство — это недостаток воли, проявляющийся в желании ребенка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью этих действий. Негативизм есть высшая степень проявления упрямства. Негативизм ребенка проявляется в том, что он в ответ на любую просьбу, совет, требование отвечает противоположным образом.

К концу дошкольного возраста и вначале школьного ребёнок обычно делает в волевом развитии крупный шаг вперёд, который является существенным условием возможности школьного обучения.

С началом обучения в школе формирование воли у ребенка вступает в новый этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем в нем есть немало и неинтересного, подчас даже трудного. В этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью воспитывает волю, развивает волевые качества личности школьника.

У первоклассника изменяются мотивы поведения. Правда, они еще недостаточно устойчивы и обусловлены ближайшими перспективами. Активно формируются у учащихся начальных классов мотивы долга и ответственности перед учителем, своим классом, школой. Специфика учебной деятельности обусловливает необходимость обязательного проявления воли.

На уроке ученик должен проявить умственные усилия для решения поставленных задач и поиска ответов на различные вопросы, усидчивость при выполнении однообразной и продолжительной работы, целенаправленность восприятия, внимания, наблюдения, памяти. Так одновременно с общим психическим развитием младшего школьника развивается и его воля.

Условия обучения и воспитания в школе, начиная с начальных классов, предоставляют широкие возможности для успешного формирования у учащихся воли. Однако как отмечает психолог В.И.Селиванов, волевые действия учеников младших классов развиты все же недостаточно: наиболее сильными мотивами поведения» детей этого возраста являются непосредственные желания и чувства.

В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник еще не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника. Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремленный коллектив оказывает положительное влияние на личность школьника, воспитывая его волю. Школьник подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Оценка коллективом поступков, поведения конкретного ученика существенно влияет на формирование его воли.

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли создают занятия физкультурой и спортом.

В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения возникают определённые трудности. Появление новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные требования к воле.

В процессе учения, труда, накопления жизненного опыта у подростка накопился необходимый запас знаний, умений, позволяющий ему в беседе с взрослыми высказывать свои самостоятельные суждения, оценки явлений действительности. Он активно участвует в общественной жизни коллектива, стремится проявить себя в больших, «взрослых» делах, мечтает совершить героические поступки. Подросток чутко относится к поведению взрослых, своих товарищей, самостоятельно оценивает их, критически подходя ко всему, что окружает его.

Однако стремление быть взрослым, обязательно «самостоятельным», и вместе с тем отсутствие большого жизненного опыта, недостаточное знание окружающего мира, общение с ним порождают много противоречий в психике, поведении подростка. С одной стороны, он может позволить себе спорить с взрослыми, убедительно, горячо и «серьезно», доказывать учителю новую теорию того или иного географического открытия, вычитанного в научно-популярном журнале, и одновременно стесняется в присутствии товарищей ласково называть маму «мама», называет ее «мам», «мамка» (как бы друзья не сочли его «маменькиным сыночком» и не засмеяли), начинает презрительно и высокомерно относиться к «девчонкам».

Подросток уже не ребёнок и ещё не взрослый. Сам он особенно чувствует первое, взрослые в своём отношении к нему иногда особенно подчёркивают второе. У подростка возникает тенденция высвободить свою волю из ограничений, которые накладывает на неё ближайшее окружение. Он стремится обрести свою собственную волю и начать жить согласно ей; управление должно перейти из рук окружающих в собственные руки подростка.

Нередко подросток начинает курить (совсем «как взрослый») и одновременно часами может играть с маленьким братишкой-первоклассником в детские игры — «железную дорогу», «охоту» и т.д. Обычно неуравновешенность в высказываниях, поведении подростка доставляет много хлопот взрослым, родителям, учителям, соседям. Требуется большой такт, внимание, хорошее знание психологии подростка и педагогических приемов воздействия на него, чтобы умело управлять им, развивая и воспитывая нужные качества, свойства характера, постепенно готовя к активной трудовой и общественной жизни.

Важную роль в развитии волевых качеств, сторон характера личности школьника играет изобразительное искусство, художественно-творческая деятельность. Действительно, задача самостоятельно разобраться в характере формы, пространственного положения, цветовой окраски, раскрыть красоту изображаемого объекта в процессе рисования с натуры, составления тематической композиции, задача обязательно завершить творческую работу (а не просто: не получилось — можно выбросить этот рисунок и начать новый) требует проявления воли, развивает волю.

Особенно необходимы терпение, целеустремленность, воля во время рисования на пленэре, когда организуются экскурсии, походы, специальные выходы юных художников для рисования в парк, в лес, на стройку и когда подростки вынуждены нести «неудобные» и тяжелые этюдники, папки с бумагами, вынуждены постоянно прерывать работу из-за изменчивости погоды.

Анализ изображенных на картинах сцен героизма, мужества, смелости способствует формированию у подростка целенаправленности, настойчивости, решительности, самостоятельности, убежденности в своей правоте. В свою очередь, наличие волевых черт характера необходимо в успешном формировании убеждений, системы взглядов на реальность, окружающую действительность, необходимо для высоконравственного поведения личности, всей ее практической деятельности, в которых отражается мировоззрение человека.

В старшем школьном возрасте достаточно высокоразвиты самосознание и самооценка, что существенно влияет на самовоспитание старшеклассника, и прежде всего на самостоятельное, целенаправленное воспитание воли. В воспитательной работе с подростками и учащимися старших классов особое значение имеет такт, индивидуальный подход

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”. Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой деятельности. Следует напомнить подросткам, что Герои Советского Союза Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Ульяна Громова и многие другие до войны были обыкновенными школьниками и что их волевые качества сложились в условиях учебной, трудовой и общественной деятельности.

2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеждений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.

Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, например, оказать помощь подшефному колхозу в заготовке кормов, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей. Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

У каждого школьника есть все возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов он может добиться.

Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека, как трудовая деятельность. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства предоставить ребёнку условия для включения в настоящий производительный труд.

Весь процесс воспитания ребёнка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

Список использованной литературы

2. Общая психология: [курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов /]. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 448 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн /. — СПб.: Питер, 1999. — 720 с.

4. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова /. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. — 256 с.

Источник:
Воспитание воли ребёнка
Становление воли в развитии личности ребёнка, исследование ее формирования в ходе возрастного развития. Мотивы долга и ответственности у младших школьников. Трудности волевого регулирования поведения в подростковом возрасте. Приемы самовоспитания воли.
http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625a2ad68a4d53a88421216d37_0.html

Воспитание и самовоспитание воли

Возникновение потребности в самовоспитании — одна из самых ярких возрастных особенностей подростков. Уровень развития мышления, воли в этот период формирования личности, активно действующей в направлении самоутверждения, позволяет открыть подростку «волшебную» силу воли в этой ответственной и значительной для него деятельности. Возникнув стихийно, чаще как порыв, потребность совершенствовать себя находит удовлетворение в мальчишеских коллективах, в рискованных состязаниях в смелости, доказываемой и демонстри-руемой прыжками с крыш, с подножек поездов и т.д., или в упрямстве, выводящем из «равновесия» и родителей, и учителей.

Во всех этих случаях естественная и положительная потребность в самосовершенствовании характера выливается в нежелательные для воспитания виды активности подростков. С другой стороны, хорошо известно также, что педагогически управляемое самовоспитание, начинающееся с мечты, с интереса, превращается постепенно в важнейший факт развития личности. Самовоспитание может быть разным по содержанию (умственное, физическое, волевое, нравственное и т.д.) в зависимости от установки личности, создаваемом в процессе воспитания.

Доказано также, что по своей сущности самовоспитание является волевым процессом.

Существует два аспекта воли в самовоспитании ? влияние воспитания на формирование воли и воздействие воли на самовоспитание. Самовоспитание воли и волевую сторону самовоспитания объединяет процесс достижения. Говоря о волевом самовоспитании подростков, имеется в виду направленность его на развитие и формирование волевых качеств.

Как показал ряд исследований, раньше и охотнее всего подростки начинают заниматься волевым самовоспитанием. Оно вытекает из складывающейся установки на самоутверждение, для чего надо быть самостоятельным, смелым, настойчивым и т.д. Это не значит, конечно, что школьники этого возраста не хотят быть умными, сильными или что всякое другое самовоспитание является «не волевым». Подростки на основании личного опыта, знаний о людях и жизни, личных самонаблюдений приходят к правильной оценке воли как средства к достижению целей, как такого качества, которое определяет успех.

Воля расценивается как средство. Существует 6 специфических функций воли в процессе самовоспитания.

Подавляющее большинство учащихся рассматривают волевые качества как основу для активной и плодотворной жизни, ориентируются на выработку их у себя. К этому подростка подводят и его социальное положение, и предъявляемые к нему требования. Однако сама но себе ценностная ориентация на волевые качества, как показало наше исследование, не является еще показателем такого уровня психологической готовности к самовоспитанию, который выражается в осознанной, мотивированной потребности в самовоспитании воли.

Потребность во внешних впечатлениях является движущей в развитии психики, она питает знания и представления, воображение и желания, интересы и потребности ребенка.

Очень рано на основе этой потребности развивается другая ? внешнее подражание своеобразию поведения и деятельности людей.

Но и эта вторая потребность (один из наиболее устойчивых и ранних механизмов психической деятельности) претерпевает глубокие изменения в подростковом возрасте. Потребность в подражании, удовлетворяемая внешним «копированием» взрослых, перерастает в очень стойкую установку на отбор комплекса наиболее ценных качеств, имеющихся у взрослых, то есть, наряду с дифференциацией (не вообще подражать взрослому, а каким-то его особенностям), отмечается интеграция ее (не просто внешне подражать взрослому, а повторять его «сущность», становиться взрослым). Это качественное изменение потребности подражать приводит к формированию потребности в самовоспитании как специальной деятельности.

Избирательность отношения к волевым качествам взрослых завершается формированием идеала. Сопоставление «Я» с идеалом на основе моральных знаний и оценок, желаний и установок под воздействием воспитателей доводится до высшей ступени внутренней активности личности ? до потребности в самовоспитании. Это уже сознательная активная деятельность по развитию собственной личности. Хотя в следовании идеалу продолжают иметь определенное место и копирование, и подражание, осуществляются они на основе качественно новой потребности, осознанной необходимости двинуться вперед в своем развитии. И именно на этом этапе развития личности необходимо умелое, педагогически грамотное руководство самовоспитанием со стороны учителей и родителей.

Однако, когда речь идет о педагогическом руководстве процессом самовоспитания, не менее важным становится другой аспект ? специфика процесса самовоспитания, определяющая формы и методы педагогического воздействия.

Успех протекания самовоспитания в значительной мере определяется не только отношением к нему ученика, но и отношением к нему воспитателей, взрослых людей. Практика показывает, что пока существует неправомерная недооценка самовоспитания, остается низкой и эффективность воспитания. Перенос в систему личных ценностей того, что узнает ребенок (нормы морали и этики, оценка поступков, знаний и т.д.), происходит при таком обязательном условии, как поддержка взрослых авторитетных людей, подкрепление ценностей ориентации подростка со стороны учителей, родителей, старших братьев и сестер и т.д. Следовательно, рассмотрение вопроса о побуждении подростка к самовоспитанию должно идти по двум аспектам взаимосвязи с целостным процессом воспитания: готовность подростков к самовоспитанию и готовность воспитателей к педагогически правильному руководству самовоспитанием ребенка.

Под первым надо понимать передачу детям необходимых знаний о воле и самовоспитании, целенаправленную воспитательную работу в школе и семье (которая подводила бы к осознанию необходимости самовоспитания), создание положительного эмоционального отношения подростков к самовоспитанию, развитие активности, выражающейся в выработке индивидуальной программы самовоспитания.

Под вторым имеется в виду специальная психолого-педагогическая подготовка учителей, которая создает установку на целенаправленное подведение подростков к осознанию необходимости самовоспитания: вооружение учителей и классных руководителей знаниями о факторах развития личности, о самовоспитании, его приемах, о методах руководства им в школе, в семье, подготовке воспитателей к анализу процесса самовоспитания и в целом развития личности. При этом необходимо отметить, что задачи воспитания нередко pассматриваются только как задачи классного руководителя, а не всего коллектива учителей, работающих с классом. Это тоже снижает эффективность развития личности.

Разумеется, речь идет о первоначальном минимуме, так как практика руководства самовоспитанием расширяет, индивидуализирует и очень разнообразит каждый из этих аспектов. Но уже и это заставляет думать о том, что означает в практике школ недооценка самовоспитания и устранения классных руководителей от руководства этим процессом, вытекающим из всей логики развития личности, из логики воспитания.

Уровень волевого развития подростка ярче всего обнаруживается в успехах самовоспитания, являющегося волевым процессом.

Примерная программа самовоспитания по формированию воли включает 5 этапов.

На первом этапе (подготовительном) подростки подводятся к осознанию необходимости самовоспитания, формируются представления и понятия о воле, волевых качествах, направ-ленности личности и т.д. В итоге коллектив принимает единогласное решение начать волевое самовоспитание.

На втором этапе («настройка на самовоспитание») подросток часть программы по работе над собой выполняет вместе с коллективом (посещение утренней зарядки в роще ? май). В этот период подростки должны утром ежедневно являться в рощу с простейшим спортинвентарем (прыгалки, мячи, обручи и т.д.), в тренировочных костюмах, поочередно проводить коллективную зарядку. Посещение фиксируется классным руководителем в специальном журнале.

Третий этап («переходный» ? июнь) состоит в том, что снимается контроль классного руководителя, переставшего посещать зарядку. Журнал посещаемости ведут поочередно ответственные за зарядку. Учащимся предоставляется теперь больше самостоятельности.

Четвертый этап («самостоятельный») приходится на июль ? август, т.е. на каникулы. Все выполнение программы самовоспитания подросток осуществляет без контроля учителя и товари-щей, т.е. на основе самоконтроля. Каждый подросток должен вести дневник самовоспитания, дающий возможность судить и о систематичности, и о результативности выработки волевых качеств.

На пятом этапе к руководству самовоспитанием подключаются вначале родители (август ? сентябрь), а затем и школа ? опять коллектив и классный руководитель. Воспитание вновь стимулирует самовоспитание, но уже на более высоком уровне.

Анализ практики формирования воли позволяет сделать ряд выводов.

1. Потребность в самовоспитании, рождающаяся на определенном этапе развития подростка под влиянием условий жизни, деятельности, воспитания в зависимости от уровня развития воли, личного опыта и других особенностей подростков, проявляется в различной степени активности их в волевом самовоспитании. Интерес к самовоспитанию, внешне выраженная готовность к его проведению еще не всегда являются показателями возникшей потребности в самовоспитании. За ними нередко стоят импульсивность подростка, «психическое заражение», любопытство и т.д. Основным критерием этой потребности является высокая волевая активность подростка в применении приемов самовоспитания.

2. Неравномерность выработки у подростков потребности в самовоспитании объясняет относительную эффективность его и наличие спадов и подъемов в волевой активности подростков. Возникновение этой потребности определяет индивидуальность личности в целостном процессе ее развития в подростковом возрасте.

3. В силу недостаточного развития воли личности на подростковом этапе развития возможны не только спады и подъемы в самовоспитании, но и полная потеря интереса к нему. Эта особенность делает необходимыми коллективное начало самовоспитания, периодическую актуализацию методами соревнования, (введение элементов игры и т.д.).

4. Неравномерность выработки у подростков потребности в самовоспитании обуславливает строго конкретный индивидуальный подход к ним воспитателей, осуществляющих педагоги-ческое руководство процессом самовоспитания.

Дифференциация этого подхода должна быть тем большей, чем менее подростки подготовлены психологически к осуществлению самовоспитания.

5. Волевое самовоспитание подростков с устойчивой потребностью в нем создает известное напряжение, являющееся результатом целенаправленной работы личности по формированию механизмов волевой саморегуляции наведения и деятельности от самоприказа, самоконтроля и т.д. до привычек и прочных волевых качеств.

Источник:
Воспитание и самовоспитание воли
Воспитание личности школьника. Рассматривается воспитание личности школьника в семье и образовательном учреждении, вопрос
http://www.libsid.ru/psichologiya-vospitaniya-shkolnika/vospitanie-lichnosti-shkolnika/volevoe-samovospitanie-podrostkov

(Visited 14 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Как дружить с мужчиной Как определить - дружба между мужчиной и женщиной или любовь?Как определить - дружба между мужчиной… (2)

500 причин почему я тебя люблю парню 100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (2)

Семейный бюджет Как правильно тратить деньги? Семейный бюджет: пример. Домашняя бухгалтерия Сегодня предстоит разобраться, как правильно тратить… (1)

Измена мужчины скорпиона Знак зодиака и изменаМожет ли знак зодиака, под которым рожден человек, влиять на его склонность… (1)

Как дарить любовь мужчине Как научиться дарить и принимать любовь Мужчины и женщины, как правило, не сознают, что их… (1)

COMMENTS