Волевые качества личности

Волевые качества личности

В волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества как совокупность качеств личности, характеризующих её со стороны способности достигать поставленные цели несмотря на возникающие преграды. Таких качеств можно наметить довольно много. Рассмотрим наиболее существенные: сила воли, целеустремлённость, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность и т.д.

Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели, выражающаяся в решительности, настойчивости, других качествах.

Целеустремлённость – волевое свойство личности проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели.

Решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов её достижения.

Настойчивость – волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительно проявлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью.

Выдержка (самообладание) – волевое свойство личности, которое проявляется в способности личности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.

Самостоятельность – волевое свойство личности выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути её достижения и практически выполнять принятые решения.

Р.С. Немов выделяет 3 группы свойств, которые характеризуют волю человека: первичные, вторичные, третичные.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность настойчивость, выдержка и др.

Их можно рассматривать как первичные, базовые волевые качества личности.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются в онтогенезе несколько позже и проявляются в единстве с характером. Это вторичные волевые свойства.

Третья группа качеств, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. К этой группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность.

На образование ценных волевых качеств положительно влияет развитое чувство долга, ясность жизненных целей, страстное желание их достичь.

Для преодоления возникающих трудностей большое значение имеют твёрдое убеждение, сформировавшиеся взгляды на задачи человека в жизни, подлинное человеческое достоинство.

Велика роль самовоспитания, работы человека над собой, которое приводит к увеличению волевой активности.

Воля как созидательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Известно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Существует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, настойчивость и др.

Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, значимых. Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью норм психики. Например, это:

абулия – возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности.

апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызванное поражение мозговых структур.

Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, определёнными условиями воспитания. Коррекция его возможна лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека. Развитие воли неразрывно связано с развитием других сторон личности и прежде всего с формированием мировоззрения и нравственных качеств. Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни.

Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного домашнего воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в семейном воспитании воли ребёнка, вызываемые тем, что родители не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно выполняться или перегружают детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются.

Развитие воли неразрывно связано с воспитанием сознательной дисциплины ребёнка. Соблюдение режима, неуклонное выполнение определённых правил заставляет ребёнка соблюдать определённую линию поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества.

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причём каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребёнка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребёнка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают ещё одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, проявляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающиеся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Воля подростков переходит на новую ступень развития. Школьники среднего возраста в состоянии самостоятельно ставить довольно сложные и отдалённые цели и подчинять им своё поведение. Они способны детально и глубоко обдумывать предстоящие действия, опираясь на достаточно распространенные знания и жизненный опыт, могут составить план действий, проявить настойчивость в его осуществлении. Ведущая роль в развитии воли подростка принадлежит труду и прежде всего общественно полезному. Воспитывает волю не труд сам по себе, а труд, наполненный общественным содержанием, полезный другим людям.

Однако характер подростка ещё не сформирован. Бьющая через край активность нередко проявляется в порывистых, импульсивных действиях. Стремление скорее стать взрослым иногда порождает у подростков ложное понимание самостоятельности, которое выражено в некотором пренебрежении обязанностями перед родителями, учителями и классным коллективом. Нужно продолжать воспитывать волю детей данного возраста, не надеясь на стихийное формирование её качеств.

В период юности при нормальных условиях воспитания развитие воли достигает ещё более высокого уровня. Характерные особенности юности – устремлённость в будущее, потребность в самоопределении – побуждают юношей к переоценке своего отношения к учению, труду, моральному и волевому поведению. Возрастает критичность воли. Стремясь развить волевые качества и избавиться от недостатков поведения, юноши широко пользуются приёмами самоконтроля и самообязательств. Старший школьник хорошо понимает, что волю закаляют не в каких-то чрезвычайных случаях, а в выполнении повседневных дел. Как правило, в этом возрасте основные волевые процессы превращаются в устойчивые свойства личности.

Совершенствование волевой регуляции поведения человека связано с его общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю в отрыве от общего психологического развития личности невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Источник:
Волевые качества личности
В волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества как совокупность качеств личности, характеризующих её со стороны способности достигать поставленные цели несмотря на
http://lekcion.ru/Ohrana_truda/5236-volevie-kachestva-lichnosti.html

Волевые качества личности

СООТНОШЕНИЕ ПАМЯТИ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

Николаевский филиал Киевского института культуры

Развитие памяти, несомненно, связано с общим развитием личности индивида. На это указывали многие авторы. Большое теоретическое исследование в этом направлении провел Пьер Жане [14]. Некоторые указания на такого рода связи имеются у ряда отечественных и зарубежных авторов.

П. П. Блонский вслед за К. Д. Ушинским указывает на зависимость припоминания материала от волевых усилий, совершаемых индивидом [2]. О том же говорил Рибо, описывая патологию воли [9].

А. А. Смирнов в своей книге «Проблемы психологии памяти» говорит: «Общеизвестно, какие усилия требуются иногда для того, чтобы заставить себя запомнить скучный, неинтересный материал» [12]. Вместе с тем он указывает, что несомненным является действие характерологических черт личности на запоминание материала.

Зависимость скорости и прочности запоминания материала от развития води учащихся (по характеристикам учителей) отмечает С. Г. Бархатова [1]. А. М. Игнатенко показала,’ что существенное влияние на развитие вербально-логической памяти имеют особенности личности учащихся.

Вместе с тем все перечисленные выше исследования не обнаруживают конкретные связи определенных особенностей памяти и определенных особенностей личности, установленных на основе экспериментального изучения тех и других параметров. А между тем выявление таких связей, по нашему мнению, является чрезвычайно важным как для подхода к практически весьма значимой проблеме формирования памяти, так и для решения теоретической проблемы соотношения памяти и личности. Задачу обнаружения некоторых из этих связей мы и поставили в своем исследовании. При этом мы опирались на ранее проведенную работу, где были выявлены высокие положительные корреляции между долговременной вербальной памятью (при узнавании и воспроизведении текстов) и такими качествами личности, как организованность и ответственность, которые формируются на основе развития волевых качеств и одновременно с ними [6].

Наличие этих связей между ответственностью и организованностью, с одной стороны, и долговременной вербальной памятью, с другой, нам представляется вполне закономерным, соответствующим тем формам, приемам и способам деятельности, которые потом участвуют (или должны участвовать) в решении задач на долговременное запоминание.

Прежде чем решить такую мнемическую задачу, индивид должен создать у себя установку на запоминание, на выполнение указанной задачи, а как показывает исследование Л. С. Славиной, так начинается любое ответственное выполнение дела [10]. Далее следует организация самого поведения, направленная на достижение поставленной цели. Именно так поступает и тот, кто хочет запомнить что-либо надолго. При решении такой задачи субъект должен, как показывают исследования, определенным образом организовать материал, разбить его на смысловые куски, сгруппировать, соотнести с прошлым опытом и т. д.

Наряду с названными особенностями личности, как нам представляется, задача запомнить требует и таких волевых качеств, как настойчивость и целеустремленность, ибо учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте, а она систематически создает условия для самостоятельной постановки целей и упорного достижения их, что и характерно для поведения целеустремленного и настойчивого человека.

Для проверки этой гипотезы и было проведено настоящее исследование.

Испытуемыми в нашем исследовании были учащиеся IX класса средней школы № 2 (с преподаванием ряда предметов на английском языке) г. Николаева –– всего 32 человека.

Для изучения памяти была использована методика запоминания научно-популярных текстов и геометрических фигур [4], с помощью которой выявляются особенности как непосредственной (кратковременной), так и долговременной памяти, причем как вербальной, так и образной (зрительной).

Тексты (всего 4) и фигуры (всего 20) предъявлялись для запоминания один раз, вслед зачем требовалась узнать их (4 текста, из 16 сходных и 20 фигур из 80 сходных), а затем воспроизвести. Таким путем мы получали данные о кратковременной вербальной и образной памяти. Узнавание и воспроизведение всего материала через месяц позволяло судить о долговременной вербальной и образной памяти испытуемых.

Опыты велись с каждым испытуемым отдельно.

Показателем волевого усилия считалась величина длительности задержки (в секундах), а не максимальное мышечное сокращение.

Волевое напряжение в таких условиях проявляется в преодолении тенденции мышцы после сильного сокращения вернуться к спокойному состоянию. Таким образом измеряется способность к торможению этого действия (в секундах), а тем самым умение владеть, сознательно управлять мышцами своего тела. Соображения, по которым была выбрана описанная методика, заключались в следующем.

Характеристики воли могут быть получены в процессе выполнения испытуемыми действий, представляющих собой актуализацию волевого акта; в этом случае показателем воли может служить время, в течение которого осуществляется двигательный акт, требующий для своей реализации известных усилий испытуемых в условиях пре одоления определенных препятствий.

Хотя под действиями понимаются не только моторные, но и умственные действия, однако произвольная деятельность, как об этом говорил И. М. Сеченов, наиболее связана с двигательными действиями. Поэтому во многих экспериментальных исследованиях воли используются методики, основанные на продолжительности двигательного действия или его сознательного торможения (что также требует волевого усилия).

Для усилий, применяемых испытуемыми в описанной экспериментальной ситуации, характерны следующие особенности, позволяющие квалифицировать эти усилия как волевые: а) наличие значительного напряжения, направленного на преодоление естественного стремления мышц вслед за сокращением прийти в состояние расслабления; б) наличие торможения всей деятельности испытуемых и сознательная — концентрация индивида на процессе задержки; в) наличие внешних признаков, характеризующих сильное волевое напряжение. По свидетельству автора, методика исследования оказалась достаточно надежной: у одного и того же испытуемого при повторных измерениях колебания незначительны; обнаружена высокая корреляция полученных данных с характеристиками воли, которые давали учителя.

В связи с тем что измерение воли с помощью динамографа измеряет способность

Одновременно с описанными опытами по измерению физического волевого усилия была проведена и взаимная оценка учащимися друг друга, по степени развития их волевых качеств: 1) целенаправленность; 2) решительность; 3) настойчивость; 4) самообладание; 5) мужество.

Оценка проводилась по привычной для учащихся пятибалльной системе, однако им разрешалось пользоваться знаками плюс и минус. Это сделало шкалу пятнадцатибалльной, т. е. более чувствительной к обработке статистическими методами. Корреляция между результатами взаимооценки и временем, в: течение которого испытуемым удавалось фиксировать на динамографе максимальное физическое усилие, оказалась низкой и статистически незначимой.

В предшествующей работе [9] было выявлено, что наиболее адекватные оценки качеств личности учащихся дают высококвалифицированные учителя. Поэтому мы соотнесли полученные результаты измерения воли с оценками наших испытуемых (по указанным выше параметрам), данными группой наиболее квалифицированных учителей класса, в которую вошли учителя математики, физики, истории и обществоведения, английского языка, в том числе классный руководитель. Однако корреляция и в этом случае оказалась статистически незначимой и еще более низкой ( r = 0,080).

Чем можно объяснить эти на первый взгляд парадоксальные результаты? В работе, на которую мы уже ссылались, обосновано положение о том, что если распознавание нравственных качеств личности учащихся представляет для учителя известную трудность и реализуется на более позднем этапе общения с детьми, то интеллектуально-волевые качества учащихся распознаются учителем раньше и оцениваются более точно [8].

В основе взаимооценки учащихся и особенно оценки их учителями лежит наблюдение за проявлением не физических, а именно интеллектуальных волевых усилий, осуществляемых в процессе познавательной деятельности. А для измерения этих усилий необходимы такие задания, для успешного выполнения которых не требовалось бы сколько-нибудь высокого уровня умственного развития или особого интереса к выполняемой деятельности, а лишь само усилие воли.

С этой целью, мы воспользовались экспериментальной методикой, разработанной нами на основе заданий кубика Кооса Учащимся предлагались три картинки, которые они должны были составить из кубиков.

Первые две картинки были подобраны таким образом, чтобы испытуемые могли составить их относительно легко, третья же задача не имела решения. Фиксировалось время, затраченное на выполнение каждого задания. В качестве критерия выступил показатель времени, в течение которого испытуемый пытался выполнить третье задание. Это время и рассматривалось как показатель волевого усилия, при выполнении интеллектуального акта.

Далее в качестве показателя развития воли были взяты оценки развития волевых качеств личности (умения владеть собой, целеустремленности, настойчивости, принципиальности, ответственности, организованности) по методике Е. С. Махлах [6].

Согласно этой методике, для каждого качества были определены основные формы, поведения, выделенные в результате анализа более 200 анкет, предложенных людям умственного труда — психологам, инженерам, преподавателям, врачам и т. п. Эти анкеты были проанализированы 25 экспертами, и на основании данного ими анализа по каждому качеству были выделены по три основные формы поведения. Две из них являлись прямыми образцами поведения, соответствующего определенному качеству, а третья показывала заинтересованность человека в том, чтобы следовать определенным образцам поведения. С помощью этой формы поведения можно было установить наличие или отсутствие у оцениваемого человека такого мотива, который побуждал бы данного субъекта к соответствующему поведению.

В процессе эксперимента учащиеся (по принципу «да» — «нет») оценивали наличие той или иной формы поведения в повседневной жизни каждого учащегося из своего коллектива. В дальнейшем эти оценки подвергались соответствующей статистической

процедуре (вероятность по Сальвосу), которая показывала границы (количество положительных оценок данной формы поведения), при которых можно считать достаточно вероятным (или неопределенным) наличие у данного субъекта этой формы поведения. В окончательной оценке каждой формы поведения учащегося учитывалось только то, что выступало с достаточной степенью вероятности.

Эта методика, как показала наша предыдущая работа, высоко коррелировала с оценками учителей и с экспериментальной методикой решения нерешаемых задач, аналогичных Коосу [7].

Данные, полученные по всем методикам изучения воли и памяти, были затем подвергнуты корреляционному анализу.

СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗВИТИЕМ ИХ ВЕРБАЛЬНОЙ И ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ

1. Развитие долговременной памяти у школьников старшего возраста положительно связано с развитием у них волевых качеств личности.

2. Кратковременная память значимо коррелировала с волевыми качествами только в опытах с вербальной памятью, причем по показателям только узнавания.

3. Названные зависимости выявились при измерении настойчивости методикой нерешаемых задач, аналогичных Коосу, при коррелировании мнемических показателей с оценками волевых качеств учащихся учителями и в опытах по методике Махлах. Корреляция показателей памяти с данными, полученными по методикам Торнтона и Игнатьева, была, за редким исключением, незначима.

1. Бархатова С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников.— В сб.: Возрастные и индивидуальные особенности памяти. — М., 1967, с. 112—243.

2. Блонский П. П. Память и мышление. — М., 1935. — 207 с.

3. Игнатьев Е. И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников. — В сб.: Вопросы психологии личности. — М., 1960, с. 108—130.

4. Махлах Е. С. К вопросу о соотношении образного (зрительного и вербального типов памяти). — Вопросы психологии, 1969, № 1, с. 125—127.

5. Махлах Е. С. Методика изучения и измерения качеств личности у учащихся среднего и старшего школьного возраста.— В сб.: Методы социально-психологических исследований. — М., 1975, с. 140—149.

6. Махлах Е. С., Калмановский А. В. Некоторые связи между параметрами личности, памяти и мышления учащихся VI класса.— В сб.: Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания.— М., 1973.

7. Махлах Е. С., Рапопорт И. А. К вопросу об измерении воли учащихся.— Вопросы психологии, 1976, № 2, с. 133—137.

8. Кондратьева С. В., Рапопорт И. А., Токарская С. В. О социально-психологической, совместимости-учителя и учащихся.— Советская педагогика, 1975, № 7, с. 31—40.

9. Рибо. Память в ее нормальном и болезненном состояниях. — СПб., 1899 — 168 с.

10. Славина Л. С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей. — Вопросы психологии, 1956, № 4, с. 95.

11. Саха П. К. Проблема использования факторного анализа для исследования усвоения знаний учащихся. — Канд. дис. — М., 1970.

12. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966. — 422 с.

13. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч., т. IX . —М., 1950.— 627 с.

14. Janet P. Levalution de la memoire et de la notion du temps. Paris, 1928. — 619 p.

Источник:
Волевые качества личности
СООТНОШЕНИЕ ПАМЯТИ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва Николаевский филиал Киевского института культуры Развитие памяти,
http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801125.htm

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:


10 месяцев отношений поздравление парню Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?… (2)

Сколько сохраняется отек живота после полосной операции Отек на животе после абдоминопластики ОТВЕТ: Абдоминопластика — объемная операция, направленная на улучшение эстетики передней… (2)

Мужчина стрелец игнорирует Мужчина стрелец - как понять что он влюблен? Когда избранником женщины становятся стрелец, она может… (2)

Если мужчина называет дорогая Если мужчина называет дорогая Известно, что мужчины любят называть своих любимых ласковыми прозвищами. Некоторые считают,… (2)

Я парень хочу мужчину Хочу переспать с парнем, причем в пассивной ролиЗдравствуйте, я не гей. скорее всего бисексуал, очень… (2)

COMMENTS