Волевые черты характера

Ведущие черты характера

Характер — это компонент личности, который имеет свою структуру, что в определенный способ сочетает его черты. Черт характера много, их количество трудно установить. Сам термин «качество» используется в нескольких смыслах, хотя в целом отечественные ученые считают, что характерологическая черта — это единство мотива и действия, содержания и формы, связь между которыми не всегда однозначна. Это сложные индивидуальные особенности, достаточно показательные для человека, которые позволяют с определенной вероятностью предсказывать его поведение в том или ином конкретном случае.

По морально-психологической природе, черты характера подразделяются на моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные. Все эти черты проявляются в различных жизненных ситуациях, в которых, однако, неравномерно распределяется основная нагрузка выражения их содержания, потому что их появление обусловливается различными потребностями, определяющие те или иные поступки.

Так, в ситуациях, которые ставят перед личностью требование действовать в соответствии с общественными идеалами, нормами, правилами поведения, на передний план выходят моральные качества поведения. Появление этих черт стимулируется потребностями человека в целостной социальной среде.

В условиях, которые побуждают личность главным образом к волевым усилиям, осуществления волевых действий, наиболее ярко проявляются волевые черты характера. Это обусловлено потребностью человека в активной и содержательной деятельности.

Если же личности нужно эмоционально оценить себя или других людей, явления природы, искусство, окружающую действительность, то наиболее ярко проявляются эмоциональные черты характера, их появление обусловливается потребностью в общении.

При обстоятельствах, требующих от личности, прежде всего четкого и осознанного восприятия окружающей действительности, обдуманно, глубокого и оригинального решения различных жизненных, производственных и учебных задач, четко проявляются интеллектуальные черты характера, их появление диктуется познавательными потребностями.

Черты морального, волевого, эмоционального и интеллектуального содержания являются ведущими в характере человека.

В создании характера решающими являются требования, которые ставит общество перед личностью, которая формируется. Общество ожидает, что личность овладеет нужными чертами характера к гражданской зрелости. Итак, в сфере познания структуры характера одним из основных задач является изучение ценных характерологических качеств, необходимых обществу.

Формирование структуры характера начинается в дошкольном, продолжается и активизируется в подростковом и юношеском возрасте. В связи с этим в структуре характера выделяют простые и сложные черты. Создание сложных опорных черт, например трудолюбия, происходит на основе формирования простых, так называемых первичных черт (чувство привязанности и т.д.). Основные черты придают общей направленности развитию всего комплекса проявлений черт характера. Однако простые, второстепенные черты могут определяться основными, а в некоторых случаях и не гармонировать с ними. В жизни случаются более целостные характеры и более противоречивые. Существование целостных характеров позволяет из огромного разнообразия характеров выделить определенные их типы, обладающими общими чертами.

В установившемся характере черты, которые взаимосвязаны и зависят друг от друга, образуют группы, которые называют симптомокомплексами. В свое время Б. М. Теплов предложил классификацию этих групп. За ней выделяют группы черт характера личности, выражающие:

1) Отношение к другим людям, которое возникает в межличностных контактах и обусловливается общественными условиями жизни, которые складываются исторически и раскрываются в коллективе.

Чертами характера, в которых проявляется отношение личности к другим людям, присущи значительная вариативность по содержанию и форме их обнаружения, зависимость от уровня культурного развития народа и духовного богатства личности.

Отношение к другим людям имеет оценочный характер, в котором интеллектуальное оценивание зависит от эмоционального отношения к чертам характера, которые проявляются в общественных контактах. Оценочное отношение к людям проявляется в различном содержании черт характера и разной форме их проявления. Одобрение и осуждение, поддержка и возражение оказываются в вежливо, тактично, доброжелательной форме или же формально, льстиво, а то и грубо, иронично, саркастически, обидно.

Отношение к другим оказывается в зависимости от обстоятельств и характера оценки поступков и в позитивных, и негативных чертах характера. Положительными чертами характера является справедливость, соблюдение слова, щедрость, доброжелательность, честность, принципиальность. К негативным чертам характера относятся отрешенность, замкнутость, зависть, скупость, презрение к другим, хвастовство, гордыня, склонность к произвольным насмешкам, придирчивость, склонность к пустым спорам, отрицание истины, мелочность, мизантропия;

2) отношение личности к себе, которое зависит от уровня развития самосознания, способности оценивать себя. Такие черты характера, как скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность за дело, склонность отдавать себя, свои силы коллектива, государству, свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания личности. Некоторым людям присущи негативные черты — нескромность, хвастовство, карьеризм, гордыня, самоуверенность и т.д.;

3) отношение к труду, которое является одной из самых тонких черт характера человека. Оно проявляется в уважении к труду, трудолюбию, или в пренебрежении к труду и работникам. Важные черты в отношении к труду — аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность;

4) отношение к вещам, которое проявляется в аккуратно или небрежном отношении к одежде, книгам и т.д.

Источник:
Ведущие черты характера
Куратко о ведущих чертах характера
http://psyznaiyka.net/view-xarakter.html?id=veduschie-cherty-haraktera

Волевые черты характера

Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, смелость как чер¬та характера приобретает качественно различное значение в за¬висимости от того, сочетается ли она с осторожностью или с импульсивностью, с высокими моральными чувствами или с чувством мелкого тщеславия. Настойчивость имеет положитель¬ное значение только в сочетании с высокой идейностью и кри¬тичностью, без них она может выродиться в упрямство. Осторож¬ность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным.

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных черт харак¬тера, рассмотрим характеры как целостное образование. Характе¬ры можно рассматривать с точки зрения цельности, выделяя, с одной стороны, цельные характеры, а с другой — противоре¬чивые. Цельные характеры — это характеры, в которых отсутст¬вуют какие-либо противоречия. Такого человека отличает единство мыслей, чувств и поведения. Человек с противоречивым характером отличается наличием противоречий, несовместимых Друг с другом жизненных целей и мотивов, разладом убеждений и поведения, что часто приводит к внутреннему конфликту.

Черты характера принято делить на две основные группы.

Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результа¬там, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности).

Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера — волевые черты. В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направ¬ленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В то же время и сильный характер при ложной направленности не будет цепным качеством личности.

Черты характера, выражающие отношение к обществу, кол¬лективу, другим людям. К этим чертам прежде всего относится коллективизм — черта характера, выражающая стремление быть в коллективе, участвовать в его жизни, бороться за цели, которые он ставит, оказывать товарищескую помощь всем членам кол¬лектива. Коллективист рассматривает себя как неотделимую часть коллектива, его личные интересы, личные цели и стремления подчинены интересам, целям и стремлениям коллектива. Ученик, у которого хорошо развита эта черта характера, привязан к кол¬лективу, к своим товарищам. Он охотно помогает отстающим, радуется успеху товарищей, готов в любой момент поддержать их. Такому ученику легко отказаться от поступков, которые приносят пользу или удовольствие только ему одному в ущерб товарищам.

Отрицательная черта характера, противоположная коллекти¬визму,— эгоизм. Действия эгоиста направляются корыстными интересами, стремлением в первую очередь заботиться о личном благополучии, о собственной выгоде.

Учащиеся с зачатками эгоизма встречаются иногда в нашей школе. Вот Катя С. Она отличается полным равнодушием к людям. Откровенно радуется плохим отметкам одноклассников, успехи же их переживает болезненно. Пренебрегает интересами класса. Как правило, эгоизм детей — следствие неправильного поведения родителей, безмерно балующих ребенка, не отказываю¬щих ему ни в чем, не приучающих его к труду. Учитель должен вовремя обратить особенное внимание на таких учащихся и наметить в отношении их специальную воспитательную работу.

С коллективизмом связана такая черта, как чуткость — внима¬тельное, участливое, бережное отношение к людям, их чувствам, заботам, постоянная готовность помочь человеку, умение сообра¬зить, какая именно помощь нужна в том или ином случае.

Чуткость не имеет ничего общего с мягкотелостью, со снисхо¬дительностью к человеческим слабостям. Внимательное и забот¬ливое отношение к человеку, уважение к нему выражается в стремлении помочь ему исправить свои ошибки, недостатки, отрицательные черты. Поэтому прямая, честная и справедливая товарищеская критика выступает как особая форма чуткого отношения к человеку, как средство взаимопомощи.

Отрицательная черта характера, выражающая недостойное, не¬чуткое отношение к людям, — грубость — распространенный недо¬статок поведения в школьном возрасте. Причины возникновения этой черты самые разнообразные. Сказываются ошибки воспита¬ния: отсутствие такта в отношении взрослых к школьнику, особенно подростку, недостаточное уважение его личного достоин¬ства, стремление в той или иной форме подавить его самостоя-тельность, назойливый контроль и мелочная опека. Грубостью нередко реагируют подростки на несправедливое отношение взрослых. Учитель должен знать, что наряду с действительно несправедливым отношением встречаются и такие случаи, когда школьник ошибочно убежден в несправедливом к нему отношении.

Иногда грубость школьников объясняется наличием у них неправильных моральных суждений. Некоторые ребята считают грубость и резкость признаком взрослости, мужественности, прямоты характера. Грубость школьников может быть следствием подражания некоторым взрослым или товарищам. Грубость может быть также следствием слабости воли: часто подросток еще не умеет сдерживать своих чувств, порывов, бывает склонен к импульсивности и даже к аффектам.

Одна из важнейших черт характера, выражающих отношение человека к обществу и другим людям,— честность. Для честного человека характерна безупречная чистота поступков. Честность выражается не только в уважении к чужой и особенно социали¬стической собственности, которую советский человек оберегает от расхищения и порчи. Честный человек добросовестно выпол¬няет свои обязанности, не мирится с формальным и безответ¬ственным отношением к делу со стороны других. Правдивость, добросовестность и прямота отличают все поступки такого чело¬века. Оп никогда не лжет, не хитрит, не обманывает, не лице¬мерит, крепко держит слово, не способен на низость, никогда не вступает в сделку с собственной совестью, не кривит душой.

Положительная черта характера, выражающая отношение к людям,— общительность, если, разумеется, она основана на чув¬стве коллективизма, а не исходит из корыстных мотивов. Общи¬тельные люди находят радость и удовлетворение в общении и совместной деятельности с другими людьми и испытывают тяго¬стное чувство, находясь вне коллектива.

Встречаются люди и с противоположными чертами характера, такими, как замкнутость, скрытность. Замкнутость и скрытность у школьника имеют различные корни. Часто это проявление меланхолического темперамента, иногда стойкое проявление обиды на незаслуженное наказание или отрицательную оценку со стороны взрослых, порой реакция на неудачу.

Черты характера, выражающие отношение к труду. Трудолю¬бием называют черту характера, выражающую желание трудиться, это желание связано с чувством удовлетворения, радости, удо¬вольствия от процесса труда и его результатов. Настоящая любовь к труду сочетается с добросовестностью и аккуратностью, потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всегда наилучшим образом.

Коммунистическое общество будет основано на внутренней потребности всех его членов добровольно трудиться для общественного блага. Поэтому в центре воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества. Передовой советский человек трудится с подлинным энтузиазмом, презирает бездельников, лентяев, не мирится с формальным отношением к труду. Чуждые нашим людям черты характера, как лень, небрежность, выражаются в отрицательном или безразличном, нерадивом отношении к труду, формальном выполнении заданий.

Особую ценность трудолюбие приобретает в сочетании с такой чертой характера, как инициативность. Инициативный человек — человек с развитым чувством нового. Он творчески относится к труду, общественной деятельности, стремится найти более совер¬шенные, более производительные методы работы, что и лежит в основе широкого новаторского движения среди наших рабочих, колхозников.

Противоположные инициативности черты характера — косностъ, консерватизм — выражаются в отрицательном отношении новому, передовому, в склонности к рутине, слепом отношении традициям.

В процессе труда развивается и такая ценная черта характе¬ра, как бережливость, которая выражает отношение человека к результатам своей работы и деятельности других людей. Уважая труд, человек начинает бережно относиться к тому, что создано умом и руками человека, стремится избежать излишнего, нера¬ционального расходования материалов, орудий и продуктов тру¬да. Бережливость одинаково далека как от мотовства или хищ¬нического отношения к материальным ценностям, так и от ску¬пости и скаредности.

Черты характера, выражающие отношение к самому себе. Скромность как черта характера проявляется в том, что человек никогда не подчеркивает и не преувеличивает своих заслуг, достижений и личных качеств. Он убежден, что и окружающие его люди наделены достоинствами, быть может, даже в большей степени, чем он сам. Скромность — это простота и естественность в обращении с людьми, в поведении, костюме, манерах, в речи.

Скромность тесно связана с самокритичностью, т. е. требова¬тельностью к себе, умением трезво оценивать свою работу, ви¬деть свои ошибки, выявлять свои недостатки и, признавая их честно и открыто, принимать меры к их устранению. Самокри¬тичный человек больше думает не о том, чего он уже достиг, а о том, чего он еще не достиг.

Скромность всегда должна сочетаться с чувством собственного достоинства, самоуважением, основанным на осознании своих успехов в общественно полезном труде, в борьбе за общие цели. Это рождает уверенность в своих силах, дает человеку право уважать себя, не чувствовать себя никчемным, ненужным. Само¬уважение не имеет, однако, ничего общего с зазнайством, заносчи¬востью, высокомерием — неправомерно высокой оценкой своей личности, преувеличенным самомнением.

Зазнайство, хвастовство детей обычно следствие переоценки взрослыми успехов детей, их достижений, способностей, постоян¬ного подчеркивания превосходства одних детей над другими, захваливания их.

Волевые черты характера. Волевые черты характера выра¬жаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.

Волевые черты характера нельзя оценивать и воспитывать, не учитывая направленности личности. Целеустремленность и настойчивость карьериста, смелость хулигана никак не являются положительными чертами. Волевые черты характера ценны лишь при условии морально воспитанной воли.

К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, мужество и смелость, дисциплинированность (см. гл. XIII).

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Источник:
Волевые черты характера
§ 2. Черты характера
http://www.p-lib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii61.html

Черты характера человека

Как известно, характер каждого человека индивидуален. Однако, существует множество одних и тех же его свойств, которыми обладают многие люди. Их принято называть черты характера человека. Сколько их всего существует — точно, наверное, не скажет никто, так как классификация их весьма условна, но приблизительные данные существуют. Учёные психологи их насчитывают примерно 150, более или менее различных. Но если считать по-обывательски, то есть учесть все возможные (может быть очень близкие или почти одинаковые) варианты, то их количество будет порядка 5 сотен. Разумеется, существует и множество вариантов их структурирования и классификации, выделение различных типов, некоторые из которых мы рассмотрим ниже в нашей статье.

Одна из самых простых классификаций выделяет три основных блока, куда могут быть отнесены все основные характеристики. Это волевые, деловые и коммуникативные черты характера.

К группе волевых черт относятся те свойства, которые связаны с проявлениями воли человека. С одной стороны сюда относятся целеустремлённость, настойчивость, решительность, уверенность, упорство, стремление к решению поставленных задач и преодолению препятствий — все эти качества относятся к характеру человека, обладающего сильной волей. С другой стороны сюда же причисляются и особенности, соответствующие людям со слабой волей. Это бесхарактерность, уступчивость, отсутствие жизненных целей, безволие, непредсказуемость, непоследовательность и т.п.

Деловые черты характера проявляются в той сфере, где осуществляется деятельность человека. Это может быть отношение к труду, к своим обязанностям, к бизнесу либо любым другим видам деятельности. Их также можно отнести к двум полюсам: положительному и отрицательному. Положительному полюсу будут соответствовать трудолюбие, ответственность, добросовестность, аккуратность, самоотверженность и т.д. К отрицательному полюсу можно отнести: лень, халатность, безответственность, недобросовестность, разгильдяйство и др.

Коммуникативные черты характера — это те особенности человека, которые проявляются во взаимоотношениях с другими людьми. Круг их чрезвычайно широк. Это все те свойства, которые раскрываются при общении людей друг с другом. Это честность и принципиальность, доброта и бескорыстие, отзывчивость и мягкость, общительность и внимательность, скромность и сдержанность, спокойствие и рациональность. Вместе с тем это лживость и злость, чёрствость и эгоизм, замкнутость и обидчивость, агрессия и пренебрежительность, импульсивность и хитрость, злопамятность и презрительность. Всё это проявляется через выражение эмоций, через общение с окружающими.

Как было показано выше, существует большое количество черт характера, каждая из которых в той или иной степени может присутствовать или отсутствовать у человека. В связи с таким многообразием, понятно, что достаточно трудно выделить типы характеров, так как у разных людей они совершенно разные. Тем не менее в психологии существуют различные их типологии, в основе которых лежит один факт: совокупность черт, которая входит в структуру характера человека, случайной не является. Все они образуют вполне определённые сочетания, которые как раз-таки и позволяют выделять типы характеров людей.

Одним из примеров такой классификации является их разделение на экстравертов и интровертов. Её основой является преобладание в жизни человека внешних или внутренних интересов. Экстраверсия и интроверсия проявляются через открытость или замкнутость человека по отношению к окружающему его миру и окружающим его людям.

Тип характера экстраверт соответствует людям общительным, ярко проявляющим интерес к внешнему миру, ко всему тому, что происходит вокруг них. Обычно эти люди активны, энергичны, любознательны. Они живут тем, что их окружает, их мир связан с тем, что находится вокруг них. Жизнь для них определяется их внешними интересами, теми событиями, которые происходят во внешнем мире. Для экстраверта внешний мир стоит выше его внутреннего субъективного состояния.

Тип характера интроверт свойственен людям замкнутым, внимание которых направлено на себя, на свои собственные внутренние психические переживания. Такой человек обычно рано или поздно становится единственным центром собственных интересов. Люди с интровертированным типом характера ставят свой индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит в окружающем их мире. Нередко у них проявляются такие особенности, как отчуждённость, отстраненность, тревожность. Вместе с тем это обычно независимые и практичные личности, жизнь которых основана на динамике их собственного внутреннего психического состояния.

Как было указано выше, существует и множество других вариантов выделения различных типов характеров. Какой-либо одной строгой классификации здесь не существует — слишком уж велико их многообразие, формирование особенностей же начинается с раннего детства. Но возникает вопрос: можно ли как-то влиять на характер, можно ли его менять на протяжении жизни? На этот вопрос ответит наша публикация: изменение характера, где и будут рассмотрены вопросы его формирования и развития.

Источник:
Черты характера человека
Черты характера человека — описание
http://www.psyhoscop.ru/cherti-charaktera

(Visited 41 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Как отправиться в романтическое путешествие, не… Как отправиться в романтическое путешествие, не выезжая из города Ведущая проекта «Идеальный выходной» Диана Ходаковская… (4)

Мужчина телец как ревнует Как доставить наслаждение мужчине - тельцу Телец мужчина - это романтик, мечтатель с искоркой в… (3)

Если мужчина козерог не звонит Если мужчина козерог не звонитЧеловек, которого я люблю - козерог. Между нами много что было.… (3)

Как управлять мужчиной близнецом Как Вести себя с Мужчиной БлизнецомЕсли Вы повстречали весёлого и обаятельного мужчину Близнеца и решили… (3)

Зависимость от жизни семейной эссе Высказывания о семейной жизниСемейная жизнь есть вмешательство в личную жизнь. Карл Краус Чтобы оценить семейное… (3)

COMMENTS