Виды всд

Виды психотерапии для ВСД-шников

В последнее время участились предложения о лечении ВСД психологами и психотерапевтами всех мастей и школ. Не могу сказать, что это плохо, так как грамотную психотерапию при вегето-сосудистой дистонии я всегда уважал, хоть и не сталкивался на практике по причине значительной удаленности от мест скопления матерых психотерапевтов.

Так как ВСД-шникам довольно сложно ориентироваться в обилии предложений излечения дистонии методами мозгоправов, я решил написать небольшое разъяснение по видам психотерапии. Что это, как это и стоит ли использовать.

В первой части обзора мы рассмотрим психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапию, поведенческую и когнитивную психотерапии.

Самый “древний” метод психотерапии, предложенный еще дедушкой Фрейдом. В настоящее время в “чистом” виде практически отсутствует. Так или иначе, в психоанализе принято делить (условно) нашу мозговую деятельность на сознание и бессознательное. И считать, что именно в бессознательном копятся все наши беды. Вроде темного захламленного чуланчика, из которого неожиданно вываливается на свет всякий мусор.

Для того, чтобы этот чуланчик “прибрать” психоаналитик должен выяснить, как и когда этот хлам туда попал. Поэтому работа психоаналитика состоит в том, чтобы долго и нудно копаться в прошлом. Рано или поздно может выясниться, что в детстве вы мечтали иметь резиновую уточку в ванной, но родители вам ее не купили, поэтому вы выросли с комплексом неполноценности. И как только вы об этом вспомните, комплекс тут же улетучится. И, скорее всего, исчезнут симптомы.

Вспоминать вам придется, рассказывая психотерапевту все, что вы думаете и помните по поводу и без повода, а также анализировать все, что вам снится. Курс психоанализа будет длиться достаточно долго: от месяца и до нескольких лет. Однако, это самый изученный вид психотерапии и по некоторым оценкам (в процессе так называемых “мета-исследований”) психоанализ является самым эффективным способом психотерапии на сегодняшний день. Психоанализ требует от врача довольно высокой квалификации и опыта, поэтому не каждый встречный психоаналитик – профессионал.

Кроме того, современные психотерапевты считают, что нельзя просто так взять и “расчистить чуланчик”. Бессознательное не потерпит пустоты и тут же ее заполнит чем-нибудь похожим и привычным, поэтому после устранения текущей проблемы вы скорее всего начнете с психоаналитиком разбирать следующую.

2. Транзактный (трансакционный анализ)

Редкий метод психотерапии среди бесчисленных школ. Создан дедушкой Берном и также требует хорошей квалификации терапевта, а главное опыта. По сравнению с психоанализом транзактный анализ копнул дальше и заявил, что наше бессознательное общается с окружающим миром через три роли: ребенок, взрослый и родитель. Причем в разных ситуациях главная роль дается не всегда удачно. Там где нужно вести себя как взрослый, мы ведем себя как ребенок, или там где нужно поведение “родителя” в нас просыпается “взрослый”. А учитывая то, что наши собеседники тоже выступают не в самых удачных ролях, то возникают конфликтные ситуации, входящие в привычку и идущие по однотипным сценариям, которые Берн называл “играми, в которые играют люди“.

Суть терапии по транзактному анализу это взять проблемную ситуацию, выяснить, какую роль в ней играют участники и разорвать сценарий, попробовав себя в другой роли. Например, всд-шник, когда ноет о том, что ему плохо, ведет себя как ребенок, которому хочется, чтобы его пожалели, а окружающие не хотят принимать роль “родителя”, а реагируют на жалобы как “взрослые”. Ломаем замкнутый круг и смотрим, что получится.

Вам предстоит изучать каждую ситуацию, которая вызывает у вас проблему, при этом элементы психоанализа будут неизбежны, так как все роли формируются в детстве и там надо искать причины, почему вы ведете себя именно так, а не иначе (например, ваша мама вас часто наказывала и теперь ваша роль “родителя” представляется вам как деспот, а не защитник).

Как я уже писал, метод не самый популярный в виду того, что для него требуется большой опыт и навыки психотерапевта.

Популярно об этом методе у нас рассказывает замечательный автор Михаил Литвак, написавший несколько книг, которые я всегда рекомендую почитать ВСД-шникам. Например, его книга “Психологическое айкидо” должна стать настольной для тех дистоников, кто страдает излишней мнительностью.

На мой неискушенный взгляд это один из самых загадочных и сложных методов психотерапии. Сколько раз я не пытался вникнуть в него, ни разу в моей голове не появилось четкое понимание метода. Впрочем, утверждается, что на обучение гештальт-терапии требуются годы и очень хорошие преподаватели.

Открыл метод знаменитый среди многих психотерапевтов дедушка Перлз. Гештальтисты самоуверенно заявляют, что этот метод чувственный и научно изучать его нельзя. Лично меня, как скептика, такая позиция настораживает.

Гештальпсихология изобилует заумными терминами, и самостоятельно в ней разобраться и почувствовать себя настоящим гештальт-психологом вряд ли удастся.

Так или иначе, но я слышал много положительных отзывов о методе, но также знаю, что найти настоящего терапевта по этому направлению невероятно трудно. Эффективность гештальт-терапии при ВСД мне неизвестна.

4. Поведенческая психотерапия

Старый добрый бихевиоризм (очень неприятное для русского языка слово, означающее поведенческую психологию). На нем основаны все современные школы психологии и психотерапии. В отличие от предыдущих методов бихевиоризм не имеет конкретных дедушек, но считается, что наиболее усердным разработчиком направления был в Ф. Скиннер.

Идея, лежащая в основе метода, довольно занятная: причина проблемы не в ее происхождении, а в том, как мы на эту проблему реагируем. То есть проблема не является проблемой, если мы правильно себя ведем в ситуации.

Поэтому не стоит копаться в прошлом, применять гипноз, анализировать сны. Достаточно и необходимо выявить проблемное поведение и научиться вести себя по-другому.

Для этого психотерапевты будут детально изучать ваше поведение в конкретной ситуации, как оно проявляется, сколько длится, какие ощущения вызывает, а потом, когда заимеют полную картину, они дадут несколько заданий, как себя вести.

Например, если вы боитесь сантехников, то вам будет предложено издалека наблюдать за работой сантехников под расслабляющую музыку, кушая что-нибудь вкусное, и так далее. Или по-другой методике заставят представлять, как вы спрашиваете у сантехника, сколько стоит поменять трубы в туалете, до тех пор, пока вы перестанете при этом испытывать страх. То есть поведенческая терапия направлена на устранение условных рефлексов, вызванных неважно чем и неважно когда. Главное, убрать реакцию.

Тем не менее “чистая” поведенческая терапия в настоящее время практически отсутствует, так как выяснилось, что в процессе терапии можно результативно использовать приемы из других школ (в том числе и психоанализа и даже гипноза).

Результаты поведенческой терапии весьма неплохие, особенно при работе с фобиями и паническими атаками. Однако классический бихевиоризм не гарантирует, что в похожих ситуациях вы поведете себя правильно – ваша старая реакция может вернуться из-за особенностей вашего воспитания или мировоззрения, поэтому нынче поведенческую терапию совмещают с когнитивной.

5. Когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивная психология в свою очередь это довольно серьезный и сложный подход к процессам познания человека. Когнитивная психология (или по-русски “психология познания”) изучает механизм таких видов мыслительной деятельности как воспоминания и память, эмоции и чувства, внимание, логическое мышление и так далее.

Но как уже писалось выше, если у человека проблемы с мировоззрением (а именно с образом мыслей), то никакая психотерапия его не спасет. Говоря аналогиями: если человек немытый, то сколько не опрыскивай духами и одеколонами – запах не скроешь. Так то!

Поэтому наработки когнитивной психологии стали использовать психотерапевты всех школ. Особенно успешно это получилось у поведенческой психотерапии. На сегодняшний день это самая популярная и действующая модель решения психологических проблем. По некоторым оценкам также и самая эффективная (в отличие от уже описанного выше психоанализа).

Авторы направления это А. Эллис и А. Бек, тем не менее, мало известные в нашей стране, где новые веяния в психологии приходят с заметным опозданием.

Когнитивно-поведенческие терапевты будут копаться в ваших мыслях, потому что именно ход этих мыслей и создает проблему. Дело в том, что наша голова – тот еще скоростной компьютер, и множество мыслей проходят у нас в автоматическом режиме без осознания. Цель терапевта научить клиента отловить такие мысли и посмотреть их содержание. Как правило, там и открывается, как все запущено. Ну а далее подключается поведенческая часть терапии, то есть клиента учат думать по-другому, используя все инструменты бихевиоризма: воображение, осознанные действия, а также физические задания, аутотренинг и так далее в зависимости от опыта, навыков и фантазии терапевта.

Считается и, возможно, небезосновательно, что этот вид психотерапии наиболее подходящий при вегето-сосудистой дистонии. Однако он требует от пациентов значительного усердия (что-то делать по заданию терапевта, а не только валяться на кушетке и рассказывать сны) и может затребовать различное время для решения проблем: от недели и до реально больших сроков.

Когнитивно-поведенческий подход строго индивидуален, так как не бывает двух одинаковых клиентов. И это я считаю правильно, но метод требует от терапевта очень искусной и тонкой работы (что дано не каждому, даже, если он закончил все курсы, получил сто сертификатов и пару дипломов).

На западе этот вид терапии общепризнан, у нас часто применяется шарлатанами и бывшими психоаналитиками. Советую больше узнавать о терапевте, прежде чем записываться к нему на прием.

Продолжение статьи во второй части. С уважением, Дмитрий!

Прошу специалистов, если таковые найдутся, прокомментировать написанное и указать на ошибки обзора. Спасибо.

Источник:
Виды психотерапии для ВСД-шников
Обзор современных методов психотерапии, которые используются при лечении вегето-сосудистой дистонии.
http://antidistonia.ru/psy01/

Многоликая дистония

На приеме у врача шестнадцатилетняя девушка жалуется на частые головные боли, усиливающиеся к вечеру, тошноту, мелькание «мушек» перед глазами. Измерение артериального давления выявило его повышение до 140/100 мм ртутного столба. После обследования врач поставил диагноз: вегетативно-сосудистая дистония.

Следом в кабинет вошла её ровесница – худенькая, бледная, с темными кругами под глазами. Все жалобы предъявила за неё мама: слабость, быстрая утомляемость, головокружение, тошнота, укачивает в общественном транспорте, особенно если приходится стоять. При измерении артериального давление выявлено его понижение до 90/60 мм ртутного столба. Диагноз: вегетативно-сосудистая дистония.

Следующий подросток жалуется на неприятные ощущения в области сердца, учащенное сердцебиение, возникающее периодически после волнения или переутомления. На электрокардиограмме обнаружено нарушение сердечного ритма по типу экстрасистолии и нарушение проводимости. Диагноз: ВСД.

И ещё одна пациентка отроческого возраста с жалобами на ощущение «комка» в горле, затрудняющего дыхания, невозможность глубокого вдоха, сердцебиение «дрожь» в конечностях, чувство страха, возникающее при волнении. Диагноз тот же.

Почему у больных с разными клиническими симптомами один и тот же диагноз? Что за многоликая дистония, от которой страдает едва ли не каждый тинэйджер? Чтобы понять проблему, давайте вспомним основы анатомии и физиологии человека.

Деятельность внутренних органов, гладкой мускулатуры, железистого аппарата и все обменные процессы регулируются вегетативной нервной системой, которая состоит из двух отделов – симпатического и парасимпатического. Каждый орган и процесс, происходящий в нем, испытывают на себе действие обоих отделов. Если симпатическая и парасимпатическая системы находятся в равновесии, то нервная регуляция жизнедеятельности организма и его реакций происходит по плану, намеченному природой: симпатическое влияние преобладает в дневное время, обеспечивая организму рабочее настроение, а парасимпатическое отвечает за деятельность организма в ночное время, в условиях сна.

В подростковом возрасте довольно часто происходит нарушение между ними. При симпатиконии отмечаются тахикардия , гипертензия, расширение зрачков, запоры. При главенствующей роли парасимпатической системы – брадикардия, потливость, сужение зрачков, гипотензия, склонность к обморокам.

Видов ВСД довольно много. Об этом можно судить по вышеизложенным примерам. У одного больного ВСД по гипертоническому типу, у другого – по гипотоническому, у третьего ВСД с нарушением сердечного ритма и проводимости, а у четвертого – с эмоциональной неустойчивостью.

Нередко школьным преподавателям приходится встречаться с детьми, которые теряют сознание, находясь длительно в вертикальном положении: на построении, при ответе у доски, на экскурсии в музее. Это тоже вегетативно-сосудистая дистония с синкопальными состояниями. Чаще всего это случается по утрам, когда организм ещё не полностью отошел от ночного отдыха и не перешел под влияние симпатической системы. Провоцирующими факторами являются голод и менструации у девочек.

Любые проявления данной болезни требуют врачебного наблюдения и коррекции расстроенных механизмов нервной системы. Подстегивать пониженной давление ежедневным употреблением кофе и стимуляторами, повышенное снижать с помощью гипотензивных препаратов, а возбудимого ребенка пичкать нейролептиками – значит переводить функциональное нарушение в органическое заболевание.

Источник:
Многоликая дистония
Вегетососудистая дистония у подростков. Виды ВСД
http://www.newgo.ru/kassikmed/mnogolikaya_distoniya.html

COMMENTS