Валяние из войлока

Как возникло валяние из войлока

Эту благодатную способность люди открыли для себя к началу железного века — около 8 тысяч лет назад, и вскоре он занял важную роль в повседневной жизни. В каждой стране, где в течение длительного времени практикуется изготовление войлока, есть свои легенды о его происхождении, однако подлинное место появления этого искусства неизвестно – возможно, оно появилось параллельно в нескольких уголках Земли.

Поначалу использовались остатки шерсти различных животных, попавших в поле зрения мастериц – но с появлением одомашненного скота появилась и возможность стричь подопечных, собирая больше расходного материала, и валяние из войлока вышло на новый уровень.

Одни из самых древних образцов этого мастерства были обнаружены на территории Центральной Азии — туркменские кочевники не только использовали сей шерстяной нетканый материал для изготовления одежды, но и делали из него жилища и напольные покрытия. Изделиям из войлока приписывались магические свойства: изготовленные из него фигурки украшали жилища монгольских степных племен – кочевники верили, что войлочные обереги принесут в дом удачу и отпугнут злых духов. На войлочных полотнах в Азии совершались религиозные обряды — приносились в жертву животные. Те же полотна защищали своих владельцев от скорпионов и ядовитых змей, и на них же сидели невесты во время свадебных церемоний.

Наиболее интересные предметы археологи обнаружили при открытии древних захоронений на высокогорьях Алтая, ставших известными во всём мире благодаря идеальной сохранности всех реликвий – в первоначальной форме и цвете. Технологии строительства гробниц вождей кочевых племён, да и алтайские морозы не в меньшей степени, поспособствовали тому, что до наших дней остались нетронутыми предметы из различных органических материалов, которые при обычных условиях были бы разрушены временем: изделия из войлока и ткани, меха и кожи, и уникальные образцы резьбы по дереву. Тонкая и грубая валянная овечья шерсть использовалась при изготовлении бытовых предметов и в прикладном искусстве: выделанные тонкие кожи использовались для аппликаций: жители Алтая создавали удивительные для своего времени орнаменты на растительные, животные и геометрические мотивы.

Технологии фильцевания войлока успешно применялись во времена Римской империи, и даже были запечатлёны на фресках в доме одного из мастеров-валяльщиков в Помпеях.

В Средние века мастера по изготовлению фетровых головных уборов рассказывали легенду о своём покровителе – Святом Клементе. Однажды, когда его преследовали враги, ноги путника очень устали. Заметив клочки овечьей шерсти, зацепившейся за кустарник, он остановился и, собрав её, обмотал её ноги, надев поверх сандалии. По окончании своего пути Святой Климент снял обувь и обнаружил, что шерсть свалялась.

На Руси валяние из войлока можно охарактеризовать ёмким и функциональным словом: валенки (для их изготовления использовалась грубая овечья шерсть). Первые мастерские по изготовлению войлока появились в 16 веке, а в 19 столетии изобрели валяльные машины и прессы – валка производилась сдавливанием и прокатыванием шерсти, или при спутывании волокон шерсти механическими иголками. Сегодня рукодельницы занимаются валянием в домашних условиях – для этих целей созданы специальные иглопробивные машины.

Сухое фильцевание подразумевает многократное протыкание шерсти (или так называемой гребенной ленты) специальной иголкой с засечками – так волокна сцепляются между собой до состояния сваливания в плотный однородный материал. Эта техника подходит для создания объемных изделий и нанесения узоров на фетровую ткань или предварительно сваленные поделки.

Мокрое валяние подходит для изготовления любых плоских изделий, и требует для работы мыльный раствор. Процесс валяния производится после смачивания раствором первоначально выложенной из шерсти поделки.

Нанофелтинг (от английского «nunofelting») – распространённая в последнее время разновидность мокрого валяния на шёлке. В результате можно получить революционно новую ткань, используемую для изготовления декоративных украшений, шарфов и предметов одежды.

Валяние готовых вязаных изделий применяется реже. Для него подходят изделия из слабо скрученной шерсти мериноса, которые затем стирают в стиральной машине 2-3 цикла (главное не забыть зафиксировать сей шедевр на форме ещё до стирки – иначе он деформируется).

Всем желающим попробовать свои силы в эксклюзивном хендмейде следует вооружиться шерстью (мохер, сливер, очёс, выбеленка, верблюжка, ангора). Так же понадобятся специальные иглы, обычная губка, синтепон, вата. Для декорирования применяется шёлк, декоративные нити, органза, или материалы для создания игрушек (глаза, носы зверушек и т.д.)

Ни для кого не секрет, что сегодня, в эпоху инкубаторно-конвеерного производства, хороший хенд-мейд является весьма востребованным и ценным товаром, поэтому если руки золотые и муза посещает – можно со временем сделать на валянии из войлока неплохой домашний бизнес (открыть интернет-магазин, например, или работать по заказу). Первыми клиентами могут быть друзья и знакомые (особенно в канун праздников, когда все сломя голову носятся в поисках оригинальных подарков близким). Хотя рассчитывать на молниеносные золотые горы тоже не стоит, ведь любой бизнес требует и определённых затрат (расходные материалы, реклама, профессиональная фотосъёмка, — время, наконец), поэтому лучше всего начинать рукодельничать понемногу и в своё удовольствие – успех приходит в процессе творчества – как аппетит во время еды.

Мастер класс для начинающих: сухое валяние игрушек из шерсти

Техника сухого валяния или фелтинг позволяет создавать весьма замысловатые формы и фигурки, только «лепить» их нужно не из глины или пластилина, а из непряденой шерсти. Ознакомившись с базовыми приемами валяния и попробовав на практике создать самостоятельно простую фигурку, можно переходить к более сложным формам. В этом мастер классе я предлагаю вам продвинуться дальше в изучении этого интересного вида рукоделия на примере забавного монстрика. По аналогичному принципу свалять можно, разумеется, любую другую зверушку или человечка, воспользовавшись собственными идеями и эскизами.

  • непряденая шерсть любого цвета (лучше использовать кардочес)
  • небольшое количество шерсти другого цвета для создания мордочки и декора
  • иглы для валяния: № 36, 38, 40 (по международной классификации)
  • подложка
  • цветные карандаши или пастельные мелки и кисточка для тонировки

Как и любая другая творческая работа, валяние фигурки начинается с идеи и ее эскиза. Простую форму можно начинать валять и без предварительного эскизирования, однако, когда разговор идет о фигурке, которая обладает более сложными пропорциями и собственным характером, без зарисовки не обойтись.

Когда задумка полностью сформирована, мысленно разделяем ее на простые части. В моем случае, голова и туловище фантастического монстрика представляют собой единое целое, а конечности и декор будут приваливаться отдельно. Обычно, голова и туловище фигурки валяются по-отдельности, если примерно равны по размерам или имеют очень сложную форму.

В этом мастер классе я не буду подробно останавливаться ни на выборе необходимых материалов, ни на этапах подготовки шерсти, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в предыдущих статьях.

Подготавливаем шерсть, разделяя ее в разных направлениях до образования полностью однородной массы. Если вы валяете из кардочеса, много усилий для этого не понадобится, однако, например, с гребной лентой придется повозиться больше. Количество необходимой шерсти зависит от желаемых вами размеров игрушки и в процессе работы уменьшится в несколько раз, о чем не стоит забывать.

Фигурка моего монстрика имеет грушевидную форму, сильно расширенную у основания, придающего устойчивость всей игрушки. Толстой иглой начинаем сваливать шерсть сначала в круглый комок, постепенно пальцами формируя нужные очертания и переходя на иглу средней толщины.

Помните, что на данном этапе ваша основная задача не идеально выровнять поверхность, а сделать игрушку максимально плотной без каких-либо внутренних пустот.

Если в процессе работы вы поняли, что получающаяся форма вас не совсем устраивает, отчаиваться не стоит, так как эти недостатки достаточно легко поправить. Например, я решила сделать своему монстрику небольшое пузико. Для это мне понадобится сделать отдельное «облачко» из шерсти, предварительно совсем немного сваляв его на подложке. Аккуратно приваливаем получившуюся накладку на нужное место, приходясь иголкой для валяния по кругу.

Если получившаяся форма вас устраивает, шлифуем поверхность тонкой иглой. Она должна получиться однородной и гладкой, не смотря на то, что до финального выравнивания еще далеко, ведь нашей фигурке еще предстоит обзавестись конечностями.

Если тело и голова готовы, приступаем к созданию лапок-ручек, на примере которых постараемся освоить проработку мелких деталей в технике фелтинга.

Очень важно запомнить, что при создании симметричных деталей (рук, ног, глаз, ушей, рогов и т.п.), равное количество шерсти надо заготавливать одновременно! Если полностью свалять одну руку, а только потом пытаться на глаз отменить нужное количество материала для второй, шансы получить две идентичные конечности невелики. В идеале, валять обе руки надо параллельно, постоянно поворачивая и сравнивая между собой детали.

Делаем отдельные заготовки шерсти для верхних и нижних конечностей монстрика и приступаем к валянию, не забывая оставить свободные перышки шерсти на концах. Именно с их помощью детали в последствие и будут крепиться к туловищу.

Обратите внимание, что лапки по форме могут быть более сложными, чем просто два цилиндра, тут все зависит исключительно от вашей изначальной задумки. Например я сделала монстрику нарочито большие ладони, для чего максимально плотно сваляла саму руку, а в районе лодошек добавила больше шерсти.

Когда заготовка уже приобрела среднюю плотность, можно приступать к проработке мелких деталей. Для этого нам понадобится тонкая игла и предельное внимание.

Совет: намечать контуры мелких деталей мордочки или лапок лучше тонкой иглой, а затем прорабатывать все изгибы и выпуклости тонкой иглой с крестообразным сечением, не только придающей им нужную твердость, но и выравнивающей неровности поверхности.

Закончив проработку верхних лап, мне захотелось придать им плавный изгиб, ведь монстрику еще предстоит держать в руках гриб. Сделать это достаточно легко: достаточно немного изогнуть заготовку между пальцами и проработать ее средней иглой в таком положении.

Нижние конечности моего монстрика меньше по размеру, так как они не должны мешать фигурки сохранять устойчивое, «сидящее» положение. Изготавливаются они совершенно аналогично верхним лапкам.

Итого, у нас полный комплект конечностей, который следует надежно соединить с туловищем. Прикладываем их к основной детали, находя наиболее удачное положение симметрично друг другу. Лапы можно закрепить на своих местах обычными булавками. Приваливать начинаем по одной, идя иголкой по кругу и старательно расправляя волокна.

Если при соединении деталей получилась неаккуратная кромка, этот недостаток можно будет скрыть, приваляв потом сверху немного шерсти и обработав стык тонкой иглой.

Если все основные детали прочно заняли свои места, а поверхность приобрела ровный и однородный вид, можно переходить к наиболее интересной и творческой части работы — оформлению мордочки. Я предлагаю лишь один из возможных вариантов такого декора и предлагаю, освоив технику, поэкспериментировать с декором самостоятельно.

Глаза игрушке можно сделать разными способами, самый простой из них — приклеить бусины или готовые пластиковые глаза, которые легко приобрести в магазине. Можно, как в моем случае, свалять глаза из разноцветной шерсти. Для этого надо свалять по два не слишком плотных одинаковых шарика и, используя тонкую иглу, привалять их к мордочке.

Вариантов оформления головы также великое множество. Можно сделать монстрику гребень вдоль всей спины, большие уши, рожки или пышную шевелюру из конусообразных заготовок из шерсти. Я выбрала достаточно простой вариант, приваляв к голове цветные шарики на манер маленьких рожек. Не слишком плотные заготовки отдельно валяются на подложке, а затем закрепляются на своих местах.

Совет: мелкие детали можно приваливать или приклеивать с помощью прозрачного клея типа «Момент-Кристалл». В последнем случае следует учесть, что склеившиеся волокна шерсти уже нельзя будет проткнуть иголкой для валяния.

Кроме этого, вы всегда можете нарисовать некоторые детали на поверхности гелевой ручкой или фломастером, однако при этом следует быть предельно аккуратным. Можно комбинировать сразу несколько вариантов, например, я приваляля монстрику выпуклый язык, тонкой иглой наметила линию улыбки, а потом подчеркнула получившийся рельеф черной ручкой.

Еще один интересный и важный прием декора фигурок из шерсти — тонировка, придающая формам большую выразительность. Так, с помощью крошки от пастельных мелков и сухой кисти или мягких акварельных карандашей можно подчеркнуть мордочку, наложить тени между пальчиками или оформить прическу. Пастель и карандаш легко въедается в волокна шерсти и не будет стираться от прикосновений.

Смело комбинируйте различные формы и варианты декор, экспериментируйте, придавая своим работам разное настроение, не бойтесь украшать фигурку рисунками, нашивать на нее бисер, ленты или пуговицы, ведь чем более индивидуальной и оригинальной получится ваше творения, тем лучше!

Есть вопрос о шерсти: у кошки длинная, очень пушистая шерсть, линяет страшно, просто клочьями собираю, появилась идея сделать из этого богатства маленькую копию любимицы (почему я, в общем-то, и полезла искать технику). Возможно ли при валянии работать с такой шерстью? С одной стороны — куда уж натуральнее, и сразу пучками, а с другой — эта шерсть значительно мягче и нежнее овечьей.

Источники:
Как возникло валяние из войлока
Как возникло валяние из войлока Эту благодатную способность люди открыли для себя к началу железного века — около 8 тысяч лет назад, и вскоре он занял важную роль в повседневной жизни. В
http://origin.iknowit.ru/paper1266.html
Мастер класс для начинающих сухое валяние игрушек из шерсти
Техника сухого валяния или фелтинг позволяет создавать весьма замысловатые формы и фигурки, только «лепить» их нужно не из глины или пластилина, а из непряденой шерсти
http://www.diy.ru/post/4309/

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (2)

1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (2)

10 месяцев отношений поздравление парню Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?… (2)

Как стать счастливой и любимой Как стать счастливой и любимой Очень часто случается так, что на женщину нападает тоска и… (2)

Рецепты счастливых отношений Рецепт счастливых отношений «Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет свечи, сердечный друг вот-вот… (2)

COMMENTS