В какой паре уменьшительные имена

Как в детстве зовут женщину по имени Евдокия?

Какие у этого имени уменьшительно-ласкательные формы?

Если не ошибаюсь, в романе Валентина Пикуля «На задворках великой империи», у главного героя — губернатора Уренска (выдуманный провинциальный город) родную сестру так звали. Так вот он называл ее на иностранный манер — Додо. А в семейной обстановке, ласково Додушка.

Имя Евдокия греческое, на Руси его в свой аналог переделали — Авдотья. И есть куча производных от этого имени, в том числе и уменьшительно-ласкательных:

А вот советская актриса Евдокия Германова иногда подписывается именем Дина. Так что думаю проблем с тем как приласкать маленькую Евдокию-Авдотью, не возникает 🙂

Имя Евдокия имеет греческие корни и переводится как «благоволение», в России появилось вместе с первыми христианами и стало популярно в простом народе.

Довольно часто его переиначивали на простой манер и называли ребенка Авдотья, девочка с именем Евдокия вырастая часто становится сильной и решительной женщиной.

Подобное имя в наше время не слишком популярное хотя тренд уже изменился и подобных имен становится все больше и больше и если имя вам приглянулось, то смело называйте.

Ну, а называть вашу дочку в детстве можно различными сокращениями и даже совершено не производными от этого имени.

Источник:
Как в детстве зовут женщину по имени Евдокия?
Если не ошибаюсь, в романе Валентина Пикуля "На задворках великой империи", у главного героя — губернатора Уренска (выдуманный провинциальный город) родную сестру так звали. Так вот он называл ее на
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1827757-kak-v-detstve-zovut-zhenschinu-po-imeni-evdokija.html

Открытый урок русского языка в 3 Б классе по теме «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»

Открытый урок русского языка в 3″Б» классе по теме «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная общеобразовательная школа — детский сад «Надежда»

в 3″Б» классе по теме

«Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»

Тема урока: Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке.

· развивать умение образовывать с помощью суффиксов существительных с уменьшительно-ласкательным значением формы мужских и женских имён;

· способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса;

· воспитывать чувства доброты, коллективизма.

Вид урока: объяснение нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.

Методы и приёмы: слово учителя, устный ответ, работа с текстом, выразительное чтение, самостоятельная работа; проблемно-поисковый.

1. оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран;

3. демонстрационный материал: карточки с таблицей, презентация.

«Здравствуйте» — слово какое чудесное!

Доброе, красивое, чуточку нежное.

«Здравствуйте!» — скажем мы новому дню.

Здоровья желаем всем и всему!

— Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете?

— Русский язык — это увлекательная страна открытий. Каждое слово в нём — загадка, а за его словами прячутся великие тайны, которые мы постепенно открываем. Сегодня мы откроем ещё одну.

— Вы готовы ставить новые вопросы, находить на них аргументированные ответы, работать дружно и находить общее решение? Тогда мы начинаем.

«Поиграем в рифмы»

— Я начну, а вы, используя словарные слова на с. 39-40, внизу страниц, придумайте две строчки так, чтобы получилось складно, то есть в рифму.

На базаре сегодня я был,

Что купил, то в корзину сложил.

Вариант: Огурцы, помидоры, лимон,

Апельсины, малину, батон.

— Запишите предложение со словарными словами и обозначьте орфограмму.

III. Формулирование темы и цели урока.

— Послушайте русскую народную потешку «Лес».

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят

— Назовите слова с уменьшительно-ласкательным значением. Что вы о них можете сказать! ( Это уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён).

— Сформулируйте тему урока. (Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке).

— Вспомните и назовите, с помощью каких суффиксов образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением?

— Какую роль они играют в передаче эмоционального содержания этих слов? Какие это чувства?

— Внимательно посмотрите на тему урока и скажите, что предстоит нам выяснить на уроке? Определите цель нашего урока.

(С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные формы имён людей?).

— Что поможет ответить нам на этот вопрос? (Наблюдение)

— Как любой исследователь, свои наблюдения мы будем записывать в бортовой журнал.

— Как вы думаете, какие это могут быть суффиксы? Свои предположения запишите в первую колонку таблицы.

1. Упр. 268. Выполняется на доске под руководством учителя.

Игорёк, Ленок, Нинок.

Валечка, Олечка, Сонечка, Наденька, Петенька, Диночка, Леночка, Ниночка.

— Сделайте вывод, с помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные формы имён людей?

Вывод: с помощью суффиксов — ок-, — ек-, — очк-, — ечк-, — еньк — образуются уменьшительно-ласкательные формы имен людей?

Запишите новую информацию в таблицу.

2. Упр.269. Выполняется в соответствии с заданием.

Светик – Светлана, Вадик – Вадим, Толик – Анатолий.

— Как вы думаете, когда уместно употреблять в речи сокращённые имена, а когда полные?

— При чтении текста вам необходимо отметить, что вам известно, что узнали нового, что вызвало удивление.

Русские люди при обращении называют друг друга по-разному.

В официальной обстановке, в документах или при первом знакомстве принято обращаться по имени и отчеству: Иван Петрович, Мария Николаевна. Имена «Иван», «Мария» — так называемые «полные» имена.

Среди близких друзей, в семье и школе пользуются не «полными» именами, а их уменьшительной формой. Например, краткая форма имени Алексей – Алёша, Мария – Маша, Пётр – Петя, Лев – Лёва и т. д. Использование таких имён говорит о характере отношений между людьми: они близкие и неформальные, люди в этих случаях всегда говорят «ты».

Есть и другая, уменьшительно-ласкательная форма обращений: Машенька, Серёженька, Олечка. Так часто ласково называют детей или близких людей.

Таким образом, когда вы слышите, как люди называют друг друга в разговоре, вы можете догадаться об их отношениях.

4. Упр. 270. Выполняется самостоятельно. Коллективная проверка.

Марик, Павлик, Стасик, Владик, Шурик.

— Какую форму имён образует суффикс — ик-? (уменьшительно-ласкательную или сокращённую)

— Образуйте новые слова с помощью суффикса — к-.

Мышь – мышка Маша — Машка

Рыба – рыбка Вера – Верка

Рука – ручка Саша – Сашка

— Что вы заметили?

— Какой вопрос возникает?

Проблемный вопрос. Является ли суффикс — к — уменьшительно-ласкательным в именах людей?

VI. Решение проблемного вопроса.

Упр. 271. Выполняется по заданию.

— Какое же значение имеют имена с суффиксом — к-? (Оттенок пренебрежения.)

— Какой же вывод об употреблении в речи форм мужских и женских имён с суффиксом — к — вы можете сделать?

VII. Упражнение в образовании сокращённых имён собственных.

Запись предложений под диктовку с заданием: вместо полных имён написать сокращённые.

(Елена), (Наталья), (Анна) и Алла –

С буквы заглавной я написала.

С маленькой буквы тех слов не бывает.

(Владимир), (Алексей), (Сергей), и (Михаил) –

С буквы заглавной всегда мы напишем.

1. Предварительное подведение итогов.

Суммирование информации, подготовка к обсуждению в классе. Организация записей носит индивидуальный характер, результаты работы обсуждаются в паре.

1. С помощью суффиксов –ок-, — ек-, — очк-, — ечк-, — еньк — образуются уменьшительно-ласкательные формы имен людей.?

2.Суффикс –ик — образует уменьшительно-ласкательную или сокращённую форму имён.

3. Суффикс –к- вносит в форму имён оттенок пренебрежения.

2. Беседа по вопросам.

— Какую цель ставили на уроке?

— С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные формы имён?

— Сокращённые формы имён?

— Что нужно помнить об употреблении в речи сокращённых имён?

— Заканчивая наш урок, я предлагаю вам написать об этом синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Думали, узнавали, превращали.

Урок – учит нас новому.

2. Задание исследовательского характера: придумайте и запишите имена, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, которых нет в нашей таблице. Кто же из вас окажется лучшим исследователем?

На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова:

— Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».

Источник:
Открытый урок русского языка в 3 Б классе по теме «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»
Открытый урок русского языка в 3″Б» классе по теме «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей
http://pandia.ru/text/80/079/19921.php

Петечка и Петенька

Даны русские уменьшительные имена, образованные от имен I склонения с помощью суффиксов -очк-/-ечк- и -оньк-/-еньк-. Рядом с каждым именем указано, в скольких текстах, входящих в состав Национального корпуса русского языка, оно встретилось:

Задание 1. Опишите закономерности, определяющие, какие имена охотнее присоединяют суффик -очк-/-ечк-, а какие — суффикс -оньк-/-еньк-. Для каких имен нельзя с уверенностью предсказать, какой суффикс окажется частотнее?

Задание 2. Даны пары уменьшительных имен:

Для каждой из этих пар предположите, какое имя чаще встречается в Национальном корпусе русского языка.

Примечание. Статистические данные приводятся по состоянию на 03.03.2012.

Обратите внимание на то, какой согласный стоит последним в основе имени.

Разделим имена на две группы в зависимости от того, какой вариант у них частотнее: с суффиксом -очк-/-ечк- или с суффиксом —оньк-/-еньк

Можно предположить, что то, какой суффикс оказывается более частотным, зависит от конечного согласного основы, и получить ответ на задание 1:

Твёрдый согласный:
Алла, Дима, Клава, Света

Шипящий согласный:
Глаша, Саша, Серёжа

Мягкий нешипящий согласный (кроме н’):
Вася, Володя, Надя, Петя

Для имён, основа которых оканчивается на мягкий л’, правила установить не удаётся: Валя и Толя относятся в одну группу, Коля и Юля — в другую.

Задание 2. Применяя правила, описанные в задании 1, получаем:

Витечка Лидонька, Любочка > Любонька, Сонечка > Соненька, Яшечка

Решив эту задачу, мы совершили небольшое лингвистическое исследование, которое было бы нелегко реализовать в докомпьютерную эпоху. Конечно, для имён на мягкий н’ (Сеня и т. п.) мы и без всяких подсчётов могли бы предположить, что Сенечка употребляется часто, а Сененька — нет, но для многих других имён (например, для имён на мягкие согласные кроме н’: Вася и т. п.) сделать это было бы затруднительно.

Для того, чтобы иметь возможность оценивать язык не только на основании собственной интуиции, лингвисты и создают корпуса текстов. Корпус — это большое и представительное собрание текстов на том или ином языке (или языках), желательно — снабжённое лингвистической разметкой. Самый большой и популярный такой ресурс для русского языка — это Национальный корпус русского языка (НКРЯ). Он содержит множество самых разных текстов, письменных и устных.

Поисковые запросы к НКРЯ могут быть очень разными. Самый простой вариант — это искать точные формы слов. Например, поочерёдно введя на странице поиска НКРЯ запросы выздоровею и выздоровлю, можно посмотреть, какая из этих форм употребляется чаще (выздоровею — 40 раз, выздоровлю — 33 раза), а также попытаться понять, есть ли какие-то различия в употреблении этих форм. Такой подход, принятый в современной лингвистике, противоречит традиционному представлению о лингвистах как о людях, которые лишь устанавливают норму. В словарях варианту выздоровею отдаётся предпочтение (выздоровлю объявляется неправильным или в лучшем случае разговорным), но описать, какие варианты реально употребляются, на самом деле гораздо важнее, чем навязывать говорящим искусственные нормы.

Поскольку в НКРЯ для каждого слова определены начальная форма и грамматические характеристики, можно задавать и более сложные поисковые запросы. Например, в русском языке в количественных сочетаниях с числительными два, три, четыре, полтора и словами женского рода есть две конкурирующие конструкции: две новых тетради и две новые тетради. Чтобы узнать, какой падеж прилагательного чаще употребляется с числительным две, зададим в лексико-грамматическом поиске запрос из двух слов: слово два в именительном падеже женского рода и любое прилагательное в именительном или, соответственно, родительном падеже множественного числа. Мы получим 9209 примеров на именительный падеж прилагательного и 1265 примеров на родительный падеж. После этого их можно проанализировать и попытаться найти какие-то правила употребления этих конструкций, неочевидные на первый взгляд.

Конечно, часть функций корпусов могут выполнять поисковые системы. По сути, базы Яндекса или Google — это и есть очень большие корпуса, намного превышающие по объёму и НКРЯ, и любой другой существующий корпус. Но, во-первых, эти базы лишены лингвистической разметки (нельзя попросить Яндекс искать прилагательные в родительном падеже множественного числа), во-вторых, в силу целого ряда технических причин к статистике поисковых систем надо относиться с большой осторожностью (см., например, Kilgarriff 2007). Стоит признать, впрочем, что и при использовании корпусов возникает немало проблем (см. Беликов 2011).

Возвращаясь к материалу задачи, отметим, что корпус — не единственно возможный источник сведений о частотности уменьшительный имён. Похожие результаты можно получить, введя те же имена в поиск ВКонтакте: например, имя Светонька найдётся всего 37 раз, а Светочка — 21 645 раз. Интересно, что при таком методе подсчёта числа для мужских имён будут значительно меньше, чем для женских. Дело в том, что мужчины менее склонны сами себя называть уменьшительными именами на —очк-/-ечк-/-оньк-/-еньк-, так что не странно, что Колечка встречается всего 129 раз, а Коленька — всего 415 раз, хотя имя Коля не намного менее частотно, чем Света (228 154 Коли против 264 276 Свет). Но, как бы то ни было, тенденция, в соответствии с которой Коленька частотнее, чем Колечка, подтверждается.

Что же касается выбора суффикса в уменьшительных именах, то он во многом объясняется общей закономерностью, действующей в русском языке: если при словообразовании есть выбор из нескольких суффиксов, предпочитается тот, в котором согласный непохож на конечный согласный основы производящего слова (см. Иткин 2005) — такой принцип называется диссимиляцией, или расподоблением. С именами на н’ (Аня, Сеня, Таня) выбирается суффикс —ечк-, а не суффикс —еньк-, а с именами на шипящий — суффикс —еньк-, а не —ечк— с шипящим ч.

Интересно, что порой встречается и другое проявление того же правила: суффикс, не имеющий вариантов, влияет на то, какой вариант основы для словообразования выбрать. Так себя ведет, например, суффикс —ин, с помощью которого образуются фамилии от слов на —а: сорокаСорокин и т. п. Неудивительно, что от уменьшительных имён на —очка/—ечка фамилии на —ин образуются намного чаще, чем от имён на —онька/—енька: например, фамилию Васечкин(а) носят около 10 000 пользователей ВКонтакте, а фамилию Васенькин(а) — всего около 400 пользователей.

Литература:
1) Kilgarriff A. Googleology is bad science // Computational Linguistics 2007 (33), № 1: 147–151.
2) Беликов В. И. Чего не хватает в «оцифрованном мире» лексикографу и социолингвисту // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 25–29 мая 2011 г.). Вып. 10 (17). — М.: Издательство РГГУ, 2011.
3) Иткин И. Б. Об одном ограничении на сочетаемость суффиксов с основой в современном русском языке // Славяноведение 2005, № 4: 50–57.

Задача использовалась на XLI Московской традиционной олимпиаде по лингвистике (2010 год).

Источник:
Петечка и Петенька
Для каждой из пар имен Витечка ~ Витенька, Лидочка ~ Лидонька, Любочка ~ Любонька, Олечка ~ Оленька, Сонечка ~ Соненька, Яшечка ~ Яшенька предположите, какое имя чаще встречается в Национальном корпусе русского языка.
http://elementy.ru/problems/284/Petechka_i_Petenka

Уменьшительно-ласкательные имена: этикет использования

Уменьшительно-ласкательные имена: этикет использования

А вы задумывались, почему в своей речи мы часто используем уменьшительно-ласкательные имена? Сергей, Мария, Анатолий, Алексей, Ольга… Так мы называем друг друга на работе, на деловых встречах, так наши имена записаны в паспорте и других документах. Но как мы обращаемся друг к другу в школе или дома? Сереженька, Машенька, Толечка, Лешенька, Олечка.

Прежде всего, такое различие в форме имени означает стремление людей разграничить обстановки, в которых звучат данные имена. На работе это официальная обстановка, деловые отношения подчинения, а дома – атмосфера уюта и любви, где при любой удобной возможности хочется сделать приятное своим родным. Поэтому мы используем уменьшительно-ласкательные имена. Именно исходя из этого, при выборе имени для ребенка нужно остановиться на таком, у которого есть уменьшительно-ласкательная форма для упрощения общения дома или в школе.

Если рассматривать данный вопрос, то, с точки зрения многочисленных правил русского языка, уменьшительно-ласкательные формы имен образуются с помощью различных суффиксов, которые добавляются к краткой или полной форме имени. Такими суффиксами являются –еньк-, -оньк-, -ушк-, -очк- и другие. Уменьшительно-ласкательная форма имени показывает, прежде всего, эмоциональное отношение к человеку. Называя человека ласково, мы хотим показать свой добрый настрой к нему.

Каждый человек, называя своего близкого ласковым именем, вкладывает в него особое значение. Например, называя девочку Сашенька, Сашуля, человек вкладывает в него всю нежность и заботу об Александре. Называя эту же девочку Сашка, Санька, человек относится к Александре с некоторым пренебрежением или даже брезгливостью. Поэтому, стремясь назвать человека иным именем, нежели официальное, определите для себя, что вы хотите этим показать собеседнику: заботу и уважение или пренебрежение.

Уменьшительно–ласкательные имена достаточно прочно вошли в нашу всеобщую жизнь. Очень важно помнить, что использование такой формы имени уместно только в неформальной обстановке. Уменьшительно–ласкательные имена, и на это следует обратить своё внимание, допускаются только при довольно близком знакомстве, и при этом даже не во всех случаях уместно их употребление: не стоит называть именами уменьшительно-ласкательными своих собеседников на какой-либо деловой встрече или на работе.

Источник:
Уменьшительно-ласкательные имена: этикет использования
Каждый человек, называя своего близкого ласковым именем, вкладывает в него то значение, которое он хочет в него вложить. Например, называя девочку Сашенька, Сашуля, человек вкладывает в него всю нежность и заботу об Александре. Называя эту же девочку Сашка, Санька, человек относится к Александре с некоторым пренебрежением или даже брезгливостью.
http://www.syl.ru/article/241328/new_umenshitelno-laskatelnyie-imena-etiket-ispolzovaniya

COMMENTS