В добрый час розов

В добрый час

Петр Иванович Аверин — доктор биологических наук, 50 лет.

Анастасия Ефремовна — его жена, 48 лет.

Аркадий — их сын, артист, 28 лет.

Алексей — двоюродный брат Андрея и Аркадия, 18 лет.

Галя Давыдова, Вадим Розвалов — товарищи Андрея, только что окончившие десять классов.

Катя Сорокина, Афанасий Кабанов — товарищи Алексея, тоже только что окончившие десять классов.

Маша Полякова — фотограф, 26 лет.

Столовая-гостиная в квартире Авериных. Это квартира в новом доме. Обставлена добротной мебелью, большей частью новой, но есть и старинные вещи, например большие часы, стоящие слева, у стены. Рояль, люстра. Просторно, чисто. Есть балкон. Из соседней комнаты выбегает Андрей с галстуком в руках. За ним в майке-безрукавке, в носках, держа раскрытую книгу, бежит Аркадий.

Аркадий. Положи на место, слышишь?

Андрей. Не кричи, отец занимается. Тихо!

Андрей. Маша — вот и трясешься! На, держи, жадина! (Забрасывает галстук на люстру.)

Аркадий (достает галстук). Гулянки на уме! Пролетишь на экзаменах, тогда забегаешь! Останешься без специальности!

Андрей. Ты выучился… Артист, называется! В одних массовках играешь, смотреть совестно!

Аркадий идет к себе.

(Кричит вслед ему.) Позор, позор нашей фамилии!

Аркадий уходит. Андрей прошелся по комнате, подошел к роялю, не присаживаясь, играет одним пальцем. «По улицам ходила большая крокодила…» Оборвав игру, закрыл крышку. Снова прошелся по комнате. Звонок. Андрей бросился открывать дверь. Возвращается с Машей.

Андрей. Чем? Лежит на кровати и какие-то театральные мемуары читает. (Идет к двери своей комнаты.)

Андрей (кричит). Артист, к тебе пришли!

Андрей. Выйди и посмотри. (Маше.) Сейчас появится — он в одной майке валяется.

Маша. Зачем ты его дразнишь?

Андрей. Сам напрашивается. Органически не перевариваю неудачников. Вечно они ноют… Кто-то их зажимает…

Андрей. Брат все-таки… Ну как у человека самолюбия нет? Торчит в своем театре… А… его дело!

Маша. Безусловно. А ты как время проводишь?

Андрей. Как всегда — тоска. Вы обратили внимание, Маша, какая у нас в доме тоска?

Андрей. Да, с виду у нас чистота, уют… Мать старается. (Подошел к столу, вертит в руках большую пепельницу-раковину.) Во, какую каракатицу купила! Зачем? В доме никто не курит. Говорит — для гостей. Или часы. Жаль, вы опоздали, они сейчас восемь раз отбахали. Я по ночам каждый час вздрагиваю… В детстве мы у каких-то родственников в Сибири жили, в войну. Ничего не помню, только бревенчатые стены и ходики… Мягко тикали… Что-то от них приятное на душе осталось… А у нас? (Махнул рукой.) Иногда мне хочется пройтись по нашим чистым комнатам и наплевать во все углы… В школе хоть весело было… Скорей бы ребята пришли…

Маша. А ты так и не решил, в какой институт поступить?

Андрей. Мать заставляет идти в Высшее техническое имени Баумана: говорит — солидно. С чего она решила, что я туда попаду? Ладно, срежусь — в какой-нибудь другой пристроюсь.

Маша. А сам бы ты куда хотел?

Маша. Что ж, у тебя никакого призвания нет?

Андрей. Маша, в девятом классе нас как-то на уроке спросили: кто кем хочет быть? Ну, ребята отвечали, кто что думал. Так ведь не все правду. Федька Кусков, например, сказал — летчиком. Зачем сказал? Так, для бахвальства. А сейчас хочет приткнуться туда, куда легче попасть. Володька Цепочкин еще хлеще ответил: кем бы ни быть, лишь бы приносить пользу Родине. А этот Володька был, есть и будет подлецом первой марки: подлипало и прихлебало! А я тогда честно сказал — не знаю. Что поднялось! «Как, комсомолец! В девятом классе, и не знает!» Чуть ли не всей школой прорабатывали! Этак ведь на всю жизнь ко всякому призванию отвращение можно получить! (Замечает, что Маша посматривает на дверь, ожидая выхода Аркадия.) Это он туалетом занимается. Я надоел?

Андрей. Скажите, Маша, только, умоляю вас, честно: вот вы фотограф; профессия, прямо скажем, не ахти какая, — это и был предел ваших мечтаний?

Маша (смеется). Конечно, нет… Но волею судеб я стала фотографом, и мне нравится эта работа. Представь себе, даже очень нравится.

Андрей (смеется). Нет, Маша, не представляю.

Маша. Ну конечно, в семнадцать лет вы все хотите быть непременно великими. А вдруг получится из тебя какой-нибудь обыкновенный смертный — счетовод, провизор или фотограф?

Андрей (с сердцем). Не получится! (Успокоившись.) А какие у вас были планы? Кем вы хотели быть?

Маша. Пианисткой, и обязательно — знаменитой.

Маша. Я два года не подхожу к инструменту.

Аркадий (входит. Здороваясь с Машей). Это ты?

Аркадий (Андрею). Пойди прибери на своем столе — устроил свинарник.

Андрей. На своем столе что хочу, то и делаю, а выйти могу и так, без предлога. (Маше.) С вами приятно поболтать, вы не глупы… (Уходит.)

Маша (смеется). Андрюша ужасно важный стал.

Аркадий. Смешного мало… Растет оболтус, в голове — каша…

Маша. Я, оказывается, не злопамятна. Перебрала в голове все твои доводы, так и не поняла, отчего мы не должны больше встречаться.

Аркадий. Мне трудно тебе это сказать, но если хочешь полной правды…

Аркадий (смеется). Занятно… Ну, мне сейчас не до любви. Это ты можешь понять?

Маша. Пожалуй, хотя с натяжкой. У Андрюшки в голове каша, говоришь. Ну что же, в его возрасте это бывает. А у тебя? Ты даже не представляешь, каким ты становишься. Я принесла наглядные пособия… (Разворачивает сверток, с которым вошла. Там две большие фотографии. Показывает Аркадию.) Артист Аверин четыре года тому назад — смеющийся парень… И теперь: физиономия человека средних лет… Полночи трудилась…

Аркадий. Вчера распределяли роли в новой пьесе. Мне — опять ничего. А Вася Мышкин снова получил главную. В театральной школе он не проявлял больших способностей…

Маша. Одни движутся вперед легко, Аркаша, другие — трудно, медленно…

Аркадий. Скажи проще: тоже меня за бездарность считаешь, — чего церемонишься?

Маша. Поедем завтра на выставку собак.

Маша. На выставку собак. Говорят, такие страшные псы, огромные…

Аркадий. Тебе это интересно?

Маша. Конечно. Надо же посмотреть, какие на свете собаки бывают.

Аркадий. Представь себе, если в один прекрасный день передохнут все собаки мира, я останусь абсолютно равнодушен.

Маша. У, какой ты стал злющий. А помнишь, года два тому назад, словно бродяги, — где мы только с тобой не бывали!

Аркадий. Легче смотрел на жизнь, был глуп.

Аркадий. Во всяком случае, повзрослел… Перестань, пожалуйста, улыбаться!

Источник:
В добрый час
В добрый час, Страница 1 — Розов Виктор Сергеевич. 1969 год, Драматургия, Поэзия
http://fanread.ru/book/8831512/?page=1

В добрый час розов

«В добрый час!» — советский чёрно-белый художественный фильм, мелодрама. Поставлен режиссёром Виктором Эйсымонтом на киностудии им. М. Горького. Вышел на экраны в 1956 году.

В московскую семью профессора Аверина (Виктор Хохряков) из Сибири приезжает его племянник Алексей (Леонид Давыдов-Субоч) — он собирается поступать в институт. Алексей поселяется у Авериных на время, чтобы сдать вступительные экзамены. Его «московская эпопея», как он сам называет, разворачивается на фоне семейных взаимоотношений Авериных. Младший их сын Андрей (Леонид Харитонов), закончив школу, не определился с выбором будущей профессии, болтается без дела и институт за него выбрала его мама, Анастасия Ефремовна (Людмила Чернышёва), которую он нещадно эксплуатирует, притом, что он воспитанный, добрый парень, знает, что хорошо и что плохо (именно он, несмотря на протесты матери, оставляет двоюродного сибирского брата в их квартире).

Старший сын Авериных — Аркадий (Олег Голубицкий) служит в театре актёром, без конца мучается недовольством самим собой и отсутствием больших ролей. Он встречается с девушкой Машей (Галина Самохина), которой он симпатичен и которая, видимо, хотела бы выйти за него замуж. Однако Аркадий не спешит сделать ей предложение и своим поведением показывает, что не сильно дорожит ею. Более того, в минуту сильных переживаний о своём положении в театре он позволяет себе безобразную истерическую выходку по отношению к ней… Но она находит в себе силы простить Аркадия и оказаться рядом в трудную для него минуту. Позднее Аркадий и Маша регистрируют свой брак втайне от Анастасии Ефремовны, но вскоре рассказывают об этом ей, добавив, что жить они будут у жены.

Алексей проваливает последний экзамен и ему надо уезжать обратно к себе домой, в Сибирь. Однако, пока он готовился к экзаменам, у него возникает чувство к знакомой девушке Андрея — Галине. Чувство это, несмотря на неоднократные стычки между ними, взаимно — Алексей понравился Галине с первого знакомства.

Андрей также не поступает в институт, просто не пойдя сдавать экзамен: утром, перед экзаменом, в толпе абитуриентов Андрей увидел девушку (Валентина Хмара), искренне переживающую за сдачу, и… ушёл домой, поражённый страстным желанием этой девушки поступить в институт и своим равнодушием к поступлению.

Восхищённый характером и цельностью натуры двоюродного брата, Андрей решает тайно уехать вместе с ним в Сибирь, чтобы, хотя бы и вдали от Москвы, найти своё призвание. Это желание ему удаётся осуществить, несмотря на бурное нежелание матери отпускать его.

В конце фильма жизнь налаживается. Провал на экзамене, непоступление в институт не катастрофа: на Ярославском вокзале, где Аверины проводили Андрея с Алексеем, Аркадий предлагает матери вернуться и жить у неё со своей женой Машей.

В фильме много ярких сцен, когда молодые люди выясняют, как жить по совести, что есть истина и справедливость, и личные отношения между собой.

Источник:
В добрый час розов
«В добрый час!» — советский чёрно-белый художественный фильм, мелодрама. Поставлен режиссёром Виктором Эйсымонтом на киностудии им. М. Горького. Вышел на экраны в 1956 году. В
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92_%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D1%87%D0%B0%D1%81!

Нравственная проблематика пьесы В

Нравственная проблематика пьесы В. Розова «В добрый час»

В. Розов — крупнейший драматург современности. Его пьесы имеют огромную популярность у зрителя и не сходят со сцен театров. Писатель делает своими ге­роями молодежь, но его произведения нашли поклон­ников в среде людей самых разных возрастов. Про­изошло это потому, что драматург освещает важней­шие нравственные проблемы, обнажает духовный мир своих героев, демонстрируя их достоинства и по­роки.

Одной из лучших пьес В. Розова является пьеса «В добрый час». Ее события разворачиваются в доме Аве­риных, типичной московской интеллигентной семьи.

Петр Иванович — доктор биологических наук, все­ми уважаемый и известный человек. Его жена — Ана­стасия Ефремовна — домохозяйка. Они имеют двух сыновей, Аркадия, артиста, и Андрея, который стоит на пороге большой жизни и готовится к поступлению в вуз.

Андрей еще не определился с дальнейшей жизнью, не созрел для выбора. Ему совершенно все равно, куда поступать и где учиться, кем быть. Мать заставляет его идти в престижное Бауманское. Андрей не возра­жает ей, но знает наверняка, что туда не пройдет. Это его нисколько не огорчает. «В какой-нибудь другой пристроюсь»,— заявляет он, потому что своего «я» еще не нашел и не знает, кем же он в действительно­сти хотел бы быть.

Андрей честен. Он не произносит высоких лозун­гов, как его одноклассник Володька Цепочкин, «под­лец первой марки, подлипало и прихлебало», кото­рый на вопрос учителя о том, какая профессия ему по душе, ответил: «Кем бы ни быть, лишь бы приносить пользу Родине». Неприятие вызывает у Андрея и по­зиция другого одноклассника, Федьки Кускова, кото­рый для бахвальства придумывает мечту о карьере летчика, а сам намеревается «приткнуться туда, куда легче попасть».

Между тем Андрея не устраивает участь быть про­стым смертным, он непременно хочет стать великим и известным.

Последствия таких устремлений драматург на­глядно показал, нарисовав образ Аркадия.

Аркадий Аверин — неудачливый артист. Ему не дают хороших ролей, и он необыкновенно страдает от этого. Его подруга Маша, некогда мечтавшая стать знаменитой пианисткой, а ставшая только фотогра­фом, верит в его силы, старается поддержать, убежда­ет, что «загубленных талантов не бывает», что «одни движутся вперед легко, а другие — трудно, медлен­но». Маша пытается убедить Аркадия, что можно быть довольным и маленькими ролями, но тот зло от­вечает ей, что не для этого оканчивал театральную школу. Петр Иванович тоже видит, что у сына не кле­ится в театре и заводит с ним разговор о том, что, воз­можно, он просто допустил ошибку, пошел не по той дороге.

Анастасия Ефремовна весьма скептически отно­сится к Маше, упрекая ее в том, что она сама пришла искать примирения с Аркадием. «Очень по-современ­ному»,— саркастично заявляет она. Но Петр Ивано­вич напоминает ей о том, что некогда она сама так же искала встречи с ним. Анастасия Ефремовна не хочет помнить своего прошлого. Она стала практична и рас­четлива. Двадцативосьмилетнего Аркадия она отго­варивает от женитьбы, потому что у него зарплата не­велика. Она взывает к его «здравому смыслу».

Именно Анастасия Ефремовна становится ярой противницей приезда Алексея, племянника Петра Ивановича, который намерен поступать в московский пун. «lice, веч’ в Москву едут, как будто Москва резино­вая!» недовольно заявляет она. Анастасия Ефре­мовна сноб, она не видит в своей огромной, хорошо обставленной квартире места Алексею, хотя сама во время войны с детьми около двух лет жила у его мате­ри. Она боится «дурного влияния» на Андрея, не же­лает брать на себя лишние заботы. Сытая, устроенная жизнь испортила Анастасию Ефремовну. «Когда мы жили в одной комнате, ты как-то добрее была», справедливо упрекает ее муж. Тем не менее Анаста­сия Ефремовна решается писать матери Алексея письмо или телеграмму, отказав ей в ее просьбе при­ютить сына. Ее не мучают укоры совести.

Совсем по-иному реагирует на появление брата сам Андрей. Он сразу предлагает ему поселиться в своей комнате и стыдит мать за телеграмму.

Алексей на себе испытал уже многие жизненные трудности. Его мать одна воспитывает четверых де­тей. Алексей не гнушался никакой работой, чтобы по­мочь матери: тротуары чистил, дрова колоть нани­мался, работал на лесопилке, в мастерских. Ему неко­гда было учиться, а потому в аттестате он имеет тройку. Тем не менее у Алексея самые серьезные на­мерения. «Жилы из себя вытяну, а сдам»,— говорит он об экзаменах.

С интересом смотрит на брата Андрей. Он честен и открыт в разговорах с ним, понимает, что во многом уступает брату. Справедливую оценку дает себе Анд­рей и сам находит ей объяснение: «Я наверное оттого такой пустой, что все мне на блюдечке подавалось — дома благополучие., сыт, одет. ». Однако Андрей со­ветует ему искать причины не извне, а в самом себе.

Анастасия Ефремовна ищет знакомства, которые помогли бы ей получше пристроить Андрея. Она ру­ководствуется тем, что все так делают, что это дань времени. Муж не разделяет ее воззрений и полагает, что Андрею нужно лучше готовиться, чтобы посту­пить. Тактика Анастасии Ефремовны ему нисколько не нравится. Но это не мешает ей осуществлять заду­манное. Корыстными интересами продиктовано ее те­плое отношение к Вадиму, с чьим отцом она намерена свести короткое знакомство.

Анастасия Ефремовна пугает сына работой на заво­де у станка. Это, видимо, для нее самое тяжелое жиз­ненное наказание. Главнейшие жизненные ценности для Авериной — квартира и большая зарплата. Не ду­мая о чести, она падает в ноги Николаю Афанасьеви­чу, умоляя его посодействовать устройству Андрея в институт. Когда Андрей проваливает экзамены, она приходит в ужас при мысли о том, что ему, возможно, придется идти работать на завод.

Самого Андрея это уже не пугает. «Мама, ну разве это самое важное, кем я буду? Каким буду — вот глав­ное!» — восклицает он, намереваясь уехать вместе с Алексеем в Сибирь.

Не таков друг Андрея Вадим, сын известного ака­демика. Он прочит себе карьеру дипломата и с презре­нием говорит о простых людях. Участь агронома или инженера кажется ему унизительной. Он произносит много высокопарных фраз, расхваливает сам себя, свое воспитание. Вадиму уже практически приготов­лено теплое местечко в престижном вузе, у него зна­менитый отец, которому вряд ли откажут, да и сам Ва­дим не гнушается такой возможности, хотя понимает, что займет место одного из тех достойных, кто в то время как он говорит высокие слова, сидит над книж­ками. «Чести у тебя нет. Совести. Подлец ты. Ничто­жество! Кривая душа!» — в лицо ему бросает Алексей. Горячую поддержку в этом нравственном поединке Алексею оказывает Аркадий: «И цели он ставит вели­кие. Для себя. В начальство хочет вылезти.. А вска­рабкается, так любое чистое дело в махинацию пре­вращать начнет. В выгоду. Для себя! Все для себя. »

Общество таких, как Вадим, заставляет отказаться от собственного «Я» Галю. Девушка выдумывает себе новую автобиографию. Вращаясь среди детей лннмс нитостей, она стесняется сказать, что ее мать обычная швея. Галя выдает себя за дочь певицы Вол много театра и надевает маску пустой, капризной п пиопно ванной девчонки.

«Пусть поищет!» — говорит в финале пьесы Петр Иванович вслед уезжающему в Сибирь сыну. «В доб­рый час»,— желает своим героям автор. Перед ними большая дорога, на которой они, не поступаясь че­стью и совестью, должны обрести себя, найти себе дос­тойное место в жизни.

Источник:
Нравственная проблематика пьесы В
В. Розов крупнейший драматург современности. Кго пьесы имеют огромную популярность у зрителя и не сходят со сцен театров. Писатель делает своими героями молодежь, но его произведения нашли
http://5litra.ru/soch/351-nravstvennaya-problematika-pesy-v-rozova-v-dobryy-chas.html

Читать онлайн В добрый час автора Розов Виктор Сергеевич — RuLit — Страница 1

Читать онлайн «В добрый час» автора Розов Виктор Сергеевич — RuLit — Страница 1

Петр Иванович Аверин — доктор биологических наук, 50 лет.

Анастасия Ефремовна — его жена, 48 лет.

Аркадий — их сын, артист, 28 лет.

Андрей — их сын, 17 лет.

Алексей — двоюродный брат Андрея и Аркадия, 18 лет.

Галя Давыдова, Вадим Розвалов — товарищи Андрея, только что окончившие десять классов.

Катя Сорокина, Афанасий Кабанов — товарищи Алексея, тоже только что окончившие десять классов.

Маша Полякова — фотограф, 26 лет.

Столовая-гостиная в квартире Авериных. Это квартира в новом доме. Обставлена добротной мебелью, большей частью новой, но есть и старинные вещи, например большие часы, стоящие слева, у стены. Рояль, люстра. Просторно, чисто. Есть балкон. Из соседней комнаты выбегает Андрей с галстуком в руках. За ним в майке-безрукавке, в носках, держа раскрытую книгу, бежит Аркадий.

Аркадий. Положи на место, слышишь?

Андрей. Не кричи, отец занимается. Тихо!

Аркадий. Я сказал — отдай!

Андрей. Съем я его, что ли?

Аркадий. Дай сюда!

Андрей. Маша подарила?

Аркадий. Не твое дело!

Андрей. Маша — вот и трясешься! На, держи, жадина! (Забрасывает галстук на люстру.)

Аркадий (достает галстук). Гулянки на уме! Пролетишь на экзаменах, тогда забегаешь! Останешься без специальности!

Андрей. Ты выучился… Артист, называется! В одних массовках играешь, смотреть совестно!

Аркадий идет к себе.

(Кричит вслед ему.) Позор, позор нашей фамилии!

Аркадий уходит. Андрей прошелся по комнате, подошел к роялю, не присаживаясь, играет одним пальцем. «По улицам ходила большая крокодила…» Оборвав игру, закрыл крышку. Снова прошелся по комнате. Звонок. Андрей бросился открывать дверь. Возвращается с Машей.

Андрей. Чем? Лежит на кровати и какие-то театральные мемуары читает. (Идет к двери своей комнаты.)

Маша. Не говори, что это я.

Андрей (кричит). Артист, к тебе пришли!

Голос Аркадия. Кто?

Андрей. Выйди и посмотри. (Маше.) Сейчас появится — он в одной майке валяется.

Маша. Зачем ты его дразнишь?

Андрей. Сам напрашивается. Органически не перевариваю неудачников. Вечно они ноют… Кто-то их зажимает…

Маша. Тебе обидно за него?

Андрей. Брат все-таки… Ну как у человека самолюбия нет? Торчит в своем театре… А… его дело!

Маша. Безусловно. А ты как время проводишь?

Андрей. Как всегда — тоска. Вы обратили внимание, Маша, какая у нас в доме тоска?

Маша. Нет, не замечала.

Андрей. Да, с виду у нас чистота, уют… Мать старается. (Подошел к столу, вертит в руках большую пепельницу-раковину.) Во, какую каракатицу купила! Зачем? В доме никто не курит. Говорит — для гостей. Или часы. Жаль, вы опоздали, они сейчас восемь раз отбахали. Я по ночам каждый час вздрагиваю… В детстве мы у каких-то родственников в Сибири жили, в войну. Ничего не помню, только бревенчатые стены и ходики… Мягко тикали… Что-то от них приятное на душе осталось… А у нас? (Махнул рукой.) Иногда мне хочется пройтись по нашим чистым комнатам и наплевать во все углы… В школе хоть весело было… Скорей бы ребята пришли…

Маша. А ты так и не решил, в какой институт поступить?

Андрей. Мать заставляет идти в Высшее техническое имени Баумана: говорит — солидно. С чего она решила, что я туда попаду? Ладно, срежусь — в какой-нибудь другой пристроюсь.

Маша. А сам бы ты куда хотел?

Маша. Что ж, у тебя никакого призвания нет?

Андрей. Маша, в девятом классе нас как-то на уроке спросили: кто кем хочет быть? Ну, ребята отвечали, кто что думал. Так ведь не все правду. Федька Кусков, например, сказал — летчиком. Зачем сказал? Так, для бахвальства. А сейчас хочет приткнуться туда, куда легче попасть. Володька Цепочкин еще хлеще ответил: кем бы ни быть, лишь бы приносить пользу Родине. А этот Володька был, есть и будет подлецом первой марки: подлипало и прихлебало! А я тогда честно сказал — не знаю. Что поднялось! «Как, комсомолец! В девятом классе, и не знает!» Чуть ли не всей школой прорабатывали! Этак ведь на всю жизнь ко всякому призванию отвращение можно получить! (Замечает, что Маша посматривает на дверь, ожидая выхода Аркадия.) Это он туалетом занимается. Я надоел?

Маша. Не выдумывай.

Андрей. Скажите, Маша, только, умоляю вас, честно: вот вы фотограф; профессия, прямо скажем, не ахти какая, — это и был предел ваших мечтаний?

Источник:
Читать онлайн В добрый час автора Розов Виктор Сергеевич — RuLit — Страница 1
Читать онлайн В добрый час автора Розов Виктор Сергеевич — RuLit — Страница 1
http://www.rulit.me/books/v-dobryj-chas-read-247979-1.html

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Психологические якоря 06. Якоря Про якоря вы скорее всего уже слышали. Даже если вы ничего и не… (1)

Секс на одну ночь: продолжения не будет Можно встретить распространенное среди мужчин убеждение в том, что секс на одну ночь – это… (1)

COMMENTS