В чем состоит духовная жизнь человека

Духовная деятельность РПЦ и общество

В последнее время не благодаря, а скорее вопреки развитию массовой культуры, мы наблюдаем феномен, когда самых разных людей все больше привлекает традиционная духовная деятельность. Русская Православная Церковь на современном этапе ее сообразует с традиционной концепцией православной миссионерской деятельности. Основная идея — проповедь Евангелия по всему миру, призывающая людей услышать Бога своими бессмертными душами. Иныим словами, содержание духовной деятельности Церкви сводится к принятию прихожанами всем своим существом Евангелия. Ведь только так человеку дано ощутить присутствие Бога. Далее должно произойти одухотворение всего общества, для которого возвратившийся в души Бог станет «хлебом жизни».

Если обратиться к истокам, то миссия эта первоначально была принята непосредственно апостолами, поэтому она еще именуется апостольской. Ее источником является Пресвятая Троица. Она реализуется через послание Отца Бога своему единородному сыну Иисусу Христу и ниспослания благословения на Апостолов.

Проповедь Церкви, как и молитва, не должна прекращаться «до скончания века». Так регламентирована духовная деятельность РПЦ по срокам своей реализации. Эта эсхатологичность тесно взаимосвязывает духовную деятельность Церкви с миром, последовательным и неуклонным освящением и обновлением окружающего макрокосма, включая человека («Поле — есть мир»). При этом поле миссионера представляется пространством борьбы света с тенью. Оно, это поле, не гладкое, идеальное. Наоборот, там есть проросшие плевелы — сыны Лукавого.

На рубеже третьего тысячелетия миллионы людей оказались освобожденными от оков безбожной идеологии. Перед РПЦ впервые за 800 лет существования возникла необходимость Вселенской Проповеди в таких масштабах. Эту парадоксальную ситуацию можно толковать как вторую христианизацию. При этом Церковь радушно воспринимает национальные культуры, их произведения, не противоречащие Вере, преобразуя их своей святостью в средство спасения. В этой связи актуально сравнение проповедующего с сеятелем, бросающим зерна веры и вырывающим плевелы.

Еще в 1918 году свт. Тихон писал Константинопольскому патриарху Герману V о посевах в сердцах русских людей вражды, о распалении в сердцах людей духа зависти и гордыни, о насаждении в них безбожных мыслей о безблагодатном обустройстве жизни.

Вспомним одно из имен лукавого — Растлевающий смыслы. Так не его ли задача превратить Божий мир в скопление опустошенных духовно людей, лишенных цели жизни? «Осмысленные» монологи политиков, не решающих проблем, пустопорожние монологи однодневных «звезд» способны лишь запутать простого человека, а в результате лишить общество должной динамики. Или же гламур, дезориентирующий в жизненных целях молодежь, подбрасывающий им блестящие пустышки вместо настоящих ценностей. Ведь все это оплачиваемо и насильственно внедряется в наше сознание!

Какие формы духовной деятельности нам известны? Несомненно, главная форма связана с религией. Возложенной миссией на РПЦ является всяческое способствование скорейшей активизации процессов единения общества, его духовного и нравственного очищения путем свидетельств об Истине. Обращается пристальное внимание на христианизацию национальных культур, на инициирование социальных реформ для защиты социально незащищенного населения.

Еще одной формой духовной жизни является деятельность творческих людей, работающих в области культуры, их творчество. Особой формой духовности является одухотворенное отношение к своей профессии, помогающей людям. Мыслящие люди подсознательно отбрасывают тупиковые ветви духовности и ищут конструктивные.

Настоящим парадоксом нынешнего духовного современного общества является признание взрослыми людьми христианских основ Руси, религиозных черт национальной культуры, однако они не являются прихожанами. Так ли было в прошлые века? Духовная деятельность церкви как раз и направлена на восстановление этой преемственности, восстановление духовной и душевной цельности прихожан.

В будущем духовная деятельность всех людей должна стать непреложным правилом существования общества. Русь вернется к основам своей духовности. Вспомним призыв св. Петра к Богу с просьбой дать возможность подойти к Творцу по воде. Как эту аллегорию следует понимать? Ведь Евангелие написано не только для нас, но и про нас. Оно нам дано не просто для праздного чтения, а для понимания того, что нам, христианам, принявшим своей душой Бога, вместе с верой будет дана великая сила созидать и исцелять. Вспомним из Евангелия от Марка Божьи слова о том, что уверовавшим будет дано все, о чем они просят в молитве.

Источник:
Духовная деятельность РПЦ и общество
В последнее время не благодаря, а скорее вопреки развитию массовой культуры, мы наблюдаем феномен, когда самых разных людей все больше привлекает традиционная духовная деятельность. Русская Православная Церковь на современном этапе ее сообразует с традиционной концепцией православной миссионерской деятельности.
http://fb.ru/article/107279/duhovnaya-deyatelnost-rpts-i-obschestvo

Духовная жизнь

Духовный мир личности представляет собой неразрывную связь человека и общества. Духовное развитие выступает в виде своеобразного катализатора в развитие общественных отношений.

Понятие духовной жизнь включает в себя такие элементы как потребности человека, знания, способности, веру, цели, стремления, убеждения и чувства.

Духовная жизнь общества состоит из различных уровней и форм общественного сознания, в которые входят политическое, религиозное, нравственное, эстетическое сознание, а также наука, искусство и религия. Духовные потребности человека формируются в процессе его социализации.

Потребности в духовном развитии, в отличие от потребностей материальных благ, образовываются с момента рождения, и постепенно возрастают.

Главной особенностью духовной жизни является то, что она имеет неограниченный характер: не существует границы объема, накопленных человеком духовных ценностей.

Право человека на духовную свободу подразумевает право на свободное выражение собственных мыслей и мнений, право беспрепятственно исповедовать любое религиозное течение, заниматься любым видом искусства, право на свободу мировоззрения.

В основе права человека на духовную свободу лежит требование признавать духовную свободу других людей, относится с уважением к их деятельности и мыслям.

Никто не может запрещать человеку иметь собственные взгляды на те, или иные ситуации или явления, отношение к ним и мысли. Право каждого человека на духовную свободу закреплено в Основных законах многих государств, а также во Всеобщей декларации прав и свобод человека.

Духовно богатым человеком считается человек, имеющий потребности в познание окружающего его мира и общественных явлений, которые он удовлетворяет посредством использования культуры, религии, знаний либо же искусства.

Духовно развитый человек истинно верит в свои убеждения, даже если не находит подтверждения их верности со стороны общественности. Главной отличительной особенностью духовно богатого человека выступает то, что его типы мировоззрения объединены между собой, и выражаются в деятельности.

Основными типами мировоззрения духовно развитого человека являются:

— религиозный тип, в основе которого лежат религиозные взгляды, убеждения и представления человека (включая атеизм);

— гуманистический тип, который содержит в себе представления о социальной справедливости;

— житейский или обыденный тип – личный житейский опыт человека;

— научный тип, который базируется на восприятии человеком достижений техники и науки и порождает научное познание.

Источник:
Духовная жизнь
Духовный мир личности представляет собой неразрывную связь человека и общества. Духовное развитие выступает в виде своеобразного катализатора в развитие общественных отношений. Понятие духовной
http://www.nado5.ru/e-book/duhovnaja-zhizn-pravo-cheloveka-na-duhovnuju-svobodu

Духовная жизнь человека

Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛюбовь Тимачева

Презентация 10 класса по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок по обществознанию в 10 классе Тема урока: «Духовная жизнь человека».

3 Цель урока: получить представление о многообразии духовной жизни человека и выяснить её роль и значение для общества и каждого человека. План изучения нового материала: 1. Духовный мир человека. 2. Духовные ориентиры личности. 3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

4 Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры. В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, развивая и совершенствуя свою человеческую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

5 Что относится к духовной культуре? Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты. Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, право, искусство, литературу, этику, эстетику. Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

7 Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей. Духовность Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. Бездуховность Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

8 Духовные ориентиры личности: Мораль – система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

9 Работа с учебником в группах. 1 группа: Выделите основные моральные запреты и требования человека и общества. 2 группа: Определите какие моральные установки личности сформулировал философ И.Кант. 3 группа: Перечислите виды ценностей.

10 Современные философы утверждают: Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье, в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии памятников мировой культуры и на основе самовоспитания позволяют сформировать собственные моральные ценности. Самовоспитание имеет большое значение в формировании духовной жизни человека. Это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

11 Что же такое мировоззрение человека? Это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

12 Классификация типов мировоззрения: Обыденное Религиозное Научное Возникает в процессе Его основой являют- Опирается на личной практической ся религиозные учения, достижения нау- деятельности челове- содержащиеся в памят- ки, включает в ка, опирается на никах мировой духовной себя научную жизненный опыт. Его культуры, как Библия, картину мира. называют житейским Коран, Талмуд, священ- мировоззрением. ные книги буддистов и др.

13 В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека? Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности. Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности. Даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

14 РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ Из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова. В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала…а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека…

15 Практические выводы Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом и способствует выбору верных ориентиров. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению помогает жить.

Источник:
Духовная жизнь человека
Цель урока: получить представление о многообразии духовной жизни человека и выяснить её роль и значение для общества и каждого человека. План изучения нового материала: 1. Духовный мир человека. 2. Духовные ориентиры личности. 3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
http://www.myshared.ru/slide/579614/

Духовность» и «душевность»

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2,14 ).

Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» , мало того: как он может почитать это «безумием» ? И что значит «судить духовно» ?

На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди. душевные, не имеющие духа» ( Иуд. 1:19 ).

Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно?

С этой точки зрения становится вполне понятным изречение Господа, которое без такого предварительного объяснения многим кажется непонятным и даже соблазнительным: «Кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» ( Марк. 8:35 ). Под «душой» здесь разумеется жизненное начало в человеке, то есть что делает живым мертвое само по себе тело, но не больше, и весь текст приобретает такой, уже вполне ясный смысл: «Кто хочет жизнь свою спасти, то есть кто слишком дорожит своей земной жизнью, тот ее потеряет, а кто отдаст свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот именно только и приобретает настоящую жизнь, не эту временную, земную, а вечную, будущую».

Итак, человек трехсоставен. Что же представляет собой каждая из трех составных частей его природы?

Тело создано Богом «из праха земного» ( Быт. 2:7 ), и потому оно принадлежит земле: «Земля еси и в землю отыдеши» ( Быт. 3:19 ), – сказано первому человеку. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении потребностей тела. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ-животных. Потребности тела многоразличны в соответствии с разными органами тела, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.

Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с вполне понятной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа.

Душа дана Богом, как оживотворяющее тело начало, для того, чтобы управлять телом. Все действия, или, вернее, движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, так изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души изучаются особой наукой, которая называется психологией. В соответствии с разделением движений души на три части и психология обыкновенно делится на три отдела: 1) психология познания, 2) психология чувства и 3) психология воли. К области познания относятся воображение и память, коим пользуется рассудок для приобретения определенных понятий и знаний о вещах. Понятия и знания, приведенные мыслительным трудом в порядок или систему, дают ту или иную науку. Органом тела, с помощью которого душа производит мыслительную работу, является мозг.

Органом чувства принято считать человеческое сердце. Это потому, что всякое чувство – радость или горе, скорбь или удовольствие, симпатия или антипатия, гнев или мирное расположение духа, покой или беспокойство – всегда отражается на сердце – усилением или ослаблением его деятельности. Сердце – мерило того, что нам приятно или неприятно, а так как человек, естественно, стремится к тому, что приятно и хочет избежать того, что неприятно, то сердце, естественно, является как бы центром жизни человека, центром, в котором вмещается все, что входит в душу совне и из которого исходит все, что обнаруживается душой вовне.

Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний – это наши члены, приводимые в соответствующее движение тем или иным решением воли при помощи мускулов и нервов.

Результат деятельности нашего ума и чувств, порожденных сердцем, оказывает то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой тесной связи души с телом эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная».

Однако необходимо все же различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.

В чем состоит жизнь телесная, мы уже знаем. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души. Тело и душа – это еще не весь человек, неполный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, то именно, что часто выступает в роли судьи и души, и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Это высшее начало в человеке есть дух, который Божественного происхождения. Это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая его творение. Душа есть и у животных, но она, согласно повествованию книги Бытия, вместе с телом была произведена землей: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных» ( Быт. 1:24 ). Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, а это зависит от сочетания души человека с духом, который от Бога.

Что же это за дух и каковы его проявления?

«Дух, – говорит еп. Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им («Что есть духовная жизнь»). «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин, – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

Каковы же проявления духа в человеке? Как и в чем они выражаются? Великий психолог и наставник духовной жизни епископ Феофан указывает нам три таковых проявления: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1. «Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, – говорит епископ Феофан, – знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они во всем от Него зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговенствует пред Богом и исполнен страха Божия».

2. «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть». «Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и что не должно делать». Но совесть не только указывает должное, причем «за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель». Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3. Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность, всегдашнее недовольство показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному, как говорят, а потому ничто земное этого высшего и идеального заменить не может, и душа человека мается, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит себе полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее – благодушевный мир и спокойствие.

Итак, вот каковы проявления духа в человеке. Теперь ясно, в чем состоит и духовная жизнь в отличие от жизни телесной и душевной. Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией.

Почему совершился этот подлог и почему жизнь духовная стала уделом лишь немногих избранных личностей?

Почему так подавлена в нынешнее время жизнь «духовная» и почему на первый план выступила жизнь «душевная»?

Поэтому ясно как белый день, что единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели – это путь духовной жизни, но не той «духовной» жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену «духовностью», а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле.

Источник:
Духовность» и «душевность»
Труд архиепископа Аверкия (Таушева) «"Духовность" и "душевность"». Большинство творений и сочинений нашей Библиотеки можно скачать в форматах MOBI, EPUB, FB2, PDF.
https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/duhovnost-i-dushevnost/

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Электрофорез с бромом Бром и препараты брома Соли брома при введении в организм стимулируют тормозные процессы в коре… (3)

Семья эссе Пример эссе о семье на конкурс На что и клад, коли в семье лад. Семья-это… (3)

Если мужчина телец пропадает Если мужчина пропал без объяснений Сегодня статью «Почему исчезают мужчины?» прокомментировал мужчина, причем очень подробно… (2)

Поведение мужчины девы после расставания Как мужчина-Дева расстается с женщинами?Любовь является красивым и волнующим чувством. Она дарит нам счастье, но,… (2)

Пикап соблазнение мужчин Женский пикап, пикап для девушек, соблазнение мужчин В категории “Женский пикап”, Вы сможете найти интересующую… (2)

COMMENTS