Устный и письменный рассказ о своей жизни

Речь в жизни человека

У вас уже есть абонемент? Войти

Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь? Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую – письменной?

Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)?

Рис. 1. Речевые действия (Источник)

Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.

слушаем и говорим пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

Рис. 2. Устно народное творчество (Источник)

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

Рис. 3. Устное народное творчество (Источник).

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый – слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй – речь, которую надо исправлять:

Речь (какая?) – понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Рис. 4. Состязание ораторов (Источник)

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

Рис. 5. Богиня красноречия (Источник)

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)?

Рис. 6. Дореволюционная школа (Источник)

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Почему устная речь так называется?

3. Из чего состоят устная и письменная речь?

4. Выберите слова, которые называют речевые действия.

Слушают, сидят, разговаривают по телефону, смотрят, читают, спят, пишут, печатают на компьютере, рассказывают, делятся впечатлениями, рисуют, посылают sмs-сообщение.

5. Прочитайте загадку. Какой речью пользуются читатели?

Всё я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

6. Соедините части пословиц. Какую речь они характеризуют?

Не стыдно молчать… вовремя смолчать.

Умей вовремя сказать… не говори лишнего.

Бойся вышнего… коли нечего сказать.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Источник:
Речь в жизни человека
Видеоурок: Речь в жизни человека. Речь устная и письменная по предмету Русский язык за 1 класс.
http://interneturok.ru/russian/1-klass/nasha-rech/rech-v-zhizni-cheloveka-rech-ustnaya-i-pismennaya

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний — к таким условиям, какие складываются в жизни.

Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.

Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции иплана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.

Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое».

На всех этапах развития советской школы сочинению, самостоятельным детским рассказам уделялось серьезное внимание. Особенно возросло оно в последние годы в связи с введением новых программ, ориентированных на развитие речи учащихся, на общее умственное и творческое развитие школьников.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют и «технические» задачи: орфографические и каллиграфические, делят текст на абзацы, соблюдают красную строку, поля и другие требования оформления текста.

Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанрам и по языковым особенностям (по стилю).

В зависимости от источников материала выделяются:

во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т. е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;

во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;

в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников,— например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта, собственных наблюдений.

Особо следует отметить сочинения на основе творческого воображения—по сюжетной картине7 по данному началу или концу, импровизацию сказок и т. п. В сочинениях этого типа реализуются различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.

По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, па отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.

По жанрам, как уже говорилось выше, сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего используются повествовательные с элементами описания и рассуждения.

По языку (стилю) сочинения разделяются на эмоционально-образные (художественные) и деловые (научные).

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Это, например, следующие тематические группы, отражающие содержание программ начальной школы:

— природа нашей Родины — лес, поле; река, луг; погода; животные и растения; походы и прогулки; охрана природы;

— труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе и в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;

— лучшие представители народа в прошлом и настоящем — жизнь и подвиги коммунистов, комсомольцев, пионеров;

— наша великая Родина — Советский Союз, советский народ, его достижения, некоторые важнейшие события истории народа, защита нашей Родины, праздники советского парода и пр.;

— школа, семья, товарищи, октябрятская и пионерская жизнь, друзья.

Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, выбрать методические средства. Так, устное или письменное сочинение о встрече перелетных птиц может быть проведено как до встречи (т. е. до Дня птиц), так и после нее.

В первом случае тема формулируется так: «Как мы готовимся к встрече птиц». Источники материала для такого сочинения: личный опыт детей — школьники рассказывают, как они делали скворечники, готовились к празднику весны; книги или советы взрослых, описание Дня птиц в какой-либо другой школе. Жанр— повествование с элементами описания и, возможно, рассуждения: описание скворечника, обоснование необходимости заботиться о птицах. Это сочинение может быть написано преимущественно деловым языком: в нем дается отчет о проделанной работе. Однако вполне уместны и живые, занимательные эпизоды, юмор, яркие зарисовки. Поскольку тема едина для класса и в подготовке ко Дню птиц участвуют все учащиеся, то и подготовка к сочинению проходит коллективно. Однако сам текст сочинения индивидуален, или, по крайней мере, содержит индивидуальные элементы: автор рассказывает или пишет о том, что делал он сам.

Во втором случае заглавие формулируется так: «Как мы встречали птиц». Источником материала в дойном случае может служить только собственный опыт, книжный материал здесь неуместен. Жанр — повествование с элементами описания; возможны элементы рассуждения". Описание может занимать значительное место. Язык преимущественно эмоционально-образный, так кап цель сочинения — описать радостное событие, праздник весны. Здесь учащиеся имеют возможность широко проявить творческую самостоятельность, индивидуальность, потому что каждый автор не только по-разному участвовал, но и по-своему, с большим или меньшим увлечением отнесся к событию. Желателен юмор, включение забавных эпизодов, которые действительно имели место на этом празднике.

Как же соотносятся виды сочинений в практической деятельности школы? Классификация помогает распределить виды работ равномерно и в то же время в нужных направлениях.

Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, па их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного жизненного опыта школьников.

Прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина: ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Следовательно, сочинения по картинам также проводятся в школе весьма охотно и часто. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Она помогает глубже осознать и те явления, с которыми школьник уже знаком. Между учащимися и жизнью стоит художник, выделивший существенное в явлении жизни, осмысливший его, осветивший светом своего таланта.

Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает один момент сюжета, дает толчок для воображения учащегося; описание картины. Эти виды сочинений по картинам здесь расположены по степени трудности для учащихся.

К числу сочинений, опирающихся на опосредованные источники материала, относятся сочинения на основе прочитанного. К их числу относятся, в частности, отзывы о прочитанных книгах, сочинения по просмотренному кинофильму, спектаклю. Цель отзыва состоит в том, чтобы школьник глубже уяснил смысл, идейное содержание и художественные детали произведения искусства, научной книги.

Важно также, чтобы учащиеся соединяли в сочинениях свой непосредственный опыт со знаниями, почерпнутыми из книг. Так, в сочинении на тему «Берегите лес!» дети рассказывают не только о своем опыте, но и о том, что они узнали в школе о пользе леса, о его охране от пожаров, от вырубок, о том, что прочитали в книгах, в газетах.

Не менее половины устных и письменных сочинений должны опираться на ту или иную форму личного опыта учащихся.

Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т. е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. В I классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества преобладают в устных рассказах, а также в виде небольших зарисовок, эпизодов, выражениях своих чувств, сообщений о себе, о своих поступках.

Во II классе школьники учатся работать над текстом самостоятельно. Все чаще второклассники получают индивидуализированные темы для рассказов и сочинений (например, «Самый интересный день каникул» — тема едина для всех, но раскрывает ее каждый по-своему, так как у каждого свои события, свои впечатления), а в работе над общеклассными темами все меньшее и меньшее место занимает подготовительная работа в рамках всего класса непосредственно перед рассказыванием или написанием сочинения.

В III классе число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем и даже предложенных самими детьми.

Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование как жанр, поэтому в начальных классах повествовательные сочинения преобладают, а описание играет вспомогательную роль. Однако роль и место описания растет с годами

Подавляющее число сочинений — эмоционально-образные, художественные, а не деловые. Деловым языком пишутся лишь немногие сочинения, подытоживающие наблюдения, отражающие трудовые процессы. Важно, чтобы учащиеся с ранних лет обучения привыкали разграничивать свои тексты по стилю.

В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения, лишь в III классе допускаются контрольные сочинения. Однако и обучающие сочинения оцениваются учителем в целях поощрения: никакое другое упражнение по языку не выявляет так всесторонне знаний и умений учащихся, как сочинение, даже если оно написано со значительной помощью учителя (в начальных классах не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные оценки).

Устные сочинения проводятся чаще, чем письменные; последние — несколько чаще, чем письменные изложения. Иными словами, в течение учебного года проводится 12—15 письменных сочинений (кроме сочинений малых форм).

Устные рассказы (сочинения) вводятся с первых дней обучения в I классе, а письменные сочинения — несколько позднее, примерно в октябре. Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться в дальнейшем.

Работа над сочинением в I классе начинается с устных рассказиков, небольших по объему, простых по содержанию; их язык носит следы бытовой речи, например: Заяц убежал, дети расстроились, они не поймали зайца, а им очень хотелось поймать.

Рассказы первоклассников эмоциональны. Детям еще не хватает самоконтроля, они не отбирают слова, не подготавливают предложения: их речь не осмыслена ими, стихийна.

Подводить учащихся к простейшему осознанию своей речи, своих рассказов помогают обобщающие вопросы: «О чем ты рассказал?», «О чем ты хочешь рассказать?» В дальнейшем задания, подводящие детей к осознанному построению речи, усложняются.

Очень важно позаботиться о мотивах, побуждающих детей к рассказыванию: исключительно велика здесь роль прогулок, экскурсий и картин, они не только дают детям материал для рассказов, но и настраивают их на рассказывание. Полезны также игровые и занимательные элементы учебной деятельности: загадки, декламация, чтение стихов, шутки, драматизация, сценки, импровизация, различные конкурсы.

Первоклассники охотно рассказывают (не следует забывать, что дети, пришедшие в I класс из детского сада, прошли уже весьма сложную систему развития устной речи), но пишут они еще очень медленно и записать свой рассказ не могут. Но они могут записать отдельные слова и небольшие предложения, и эти слова оказываются для них равнозначны целому тексту, если этим словом названа целая картина: Луна; Наша машина; В лесу малина.

Первые слова, которые первоклассники записывают в тетрадях, нужно брать из их живых рассказов: они пишут слова, которые возникли в их сознании из желания выразить свое чувство, впечатление, свою мысль, результаты наблюдений.

Например, дети побывали в парке, любовались желтеющими липами. В классе они вспоминают прогулку и пишут слово липа, которое в данном случае обобщает для них массу впечатлений и является сочинением.

Рассмотрев картинку в букваре, рассказав, что на ней нарисовано, дети пишут: Зима — и это тоже для них сочинение, так как за словом зима — целая картина1 целая гамма впечатлений и воспоминаний.

Прослушав или прочитав загадку, дети с увлечением ищут отгадку. Нашли. Пусть они запишут это слово: за ним стоит яркий художественный образ.

Так постепенно у учащихся формируется потребность записать свое наблюдение, впечатление, открытие. Это и есть начало систематической работы над сочинением.

На втором и третьем месяцах обучения в I классе дети могут уже записать небольшие предложения: В лес по грибы (по картине, на основе устного рассказа).

Простейшие тексты также могут быть записаны в период обучения грамоте. Так, после прогулки в осенний парк дети пишут: Липа желтая. Сосна зеленая.

Если первоклассников постепенно готовить к самостоятельному письму, т. е. к сочинению, приучать их выражать письменно собственные мысли, то в конце первого полугодия они уже могут составить и записать связный текст из 2—3 предложений объемом до 15 слов, например:

Маша катается на коньках. А Вова не умеет. Он упал и заплакал.

У нашей Мурки усы. Мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока, Мурка сыта, она спит.

Приведенные письменные сочинения первоклассников лишь на первый взгляд примитивны. Важно, что они написаны живо, они действительно отражают детские интересы, образ мыслей детей. Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно исправлять недостатки в построении предложений и в употреблении слов. Только так можно воспитать у учащихся с первых дней обучения любовь к собственному, самостоятельному слову — к сочинению, к рассказыванию. Известно, что дети, которые не приучены с первых шагов к записи собственных мыслей,, а умеют лишь списывать, позднее с большим трудом преодолевают своеобразный психологический барьер, переходя от списывания к сочинению.

В школьной практике сочинения различаются также по своим размерам, ‘точнее, по времени, на них отводимому. Весьма часто проводятся на уроках русского языка сочинения малых форм, или миниатюры, в устной и письменной форме. К этим сочинениям, в общем, предъявляются те же требования, что и к сочинениям крупным, за исключением длительной подготовительной работы. Кроме того, они нередко содержат грамматическое или орфографическое задание. Приведем примеры сочинений миниатюр:

Маленький котеночек ползал по полу. У него ушки остренькие, а сам он рыженький глазки черненькие, точно бусинки (II класс, 16 ел.).

Грамматическое задание — использовать имена прилагательные в художественном описании.

С вечера небо затянуло тучами. Потом повалил густой снег. Люди, которые шли по улице, были все в снегу. Снег шел до самой ночи.

Задание: подчеркнуть окончания имен существительных, определить число и падеж.

Систематическое выполнение подобных сочинений создает непрерывность развития самостоятельной связной речи учащихся.

Источник:
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник
http://lektsia.com/3x504f.html

Составлять план устного рассказа о герое; давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном

Составлять план устного рассказа о герое; давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном

Школа при Посольстве России в Индии. Экстернат

6 класс. Литература

При выполнении заданий укажите авторов учебника. В случае несовпадения заданий с текстами учебника, выполните только те задания, которые соответствуют программе.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по литературе за курс 6 класса.

Учащиеся должны знать:

— основные признаки понятия темы и идеи художественного произведения;

— текст, событийную сторону и героев изучаемых произведений в их

— изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение,

Учащиеся должны уметь:

-характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поступков и поведения, взаимоотношения с другими персонажами;

— находить в тексте изучаемого произведения портрет, постоянный эпитет,

— метафору и определять их роль в контексте;

— определять тему и основную идею произведения.

— правильно, бегло и выразительно читать вслух;

— пересказывать устно и письменно – кратко, подробно, выборочно –

небольшое эпическое произведение или отрывок из него (до 200-250 слов);

— составлять план устного рассказа о герое;

— давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном

литературном произведении (с выражением своего отношения к герою);

— пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Объем письменного ответа на вопрос составляет 2-3 тетрадных страницы.

На проверку в школу за I четверть присылать рефераты по следующим темам: «Мифы», «Древнерусская литература», «Творчество А.С.Пушкина». В рефератах рекомендуется осветить подчеркнутые вопросы. Остальные задания выполняются устно.

Что такое миф? Зачем люди их создавали?

Мифы каких стран и народов вам известны?

Перечислите 12 подвигов Геракла.

Кто такие в греческой мифологии кентавры, старец Нерей, великан Антей?

Расскажите один из мифов.

Попробуйте описать индейский поселок, включив в рассказ как можно больше новых слов, встретившихся в «Песни о Гайавате».

Что такое летопись? Зачем она нужна? Кто был первым русским летописцем и как называлась книга, составленная им и его продолжателем?

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет», вспомните, в основу какого известного вам художественного произведения легло это сказание?

Расскажите историю о белгородском киселе. Напишите, как она характеризует жителей этого славного города?

Ответьте письменно на вопрос. Чем отличается «Песнь о вещем Олеге» от отрывка из «Повести временных лет»? Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики разных героев.

Почему дважды в произведении повторяются строчки Пушкина:

Какую смысловую нагрузку они несут?

Чтение биографии А.С. Пушкина

Выучить стихотворение А.С.Пушкина «И.И. Пущину».

Выразительное чтение стихотворения «Узник». Знакомство с понятиями: интонация, ритмика, лексика стиха.

Стихотворение «Зимнее утро». Устное словесное рисование. Стихотворение учить наизусть. Анализ стихотворения по вопросам.

Кто такой Иван Петрович Белкин? Для чего А.С.Пушкин ведет повествование от его имени?

б) Найдите в повести отрывок, где Пушкин пользуется приемом, который называется «умолчание». Проанализировать отрывки письменно.

в) Как связаны описание метели и описания душевного состояния героев, какие художественные средства использует автор? (метель-судьба)

А.С. Пушкин «Станционный смотритель».

Кто рассказывает историю станционного смотрителя?

б) Какие чувства вызывает у вас рассказ?

в) Художественный пересказ фрагмента.

г) Проанализируйте содержание по вопросам учебника

Дополнительное чтение: «Выстрел», «Барышня-крестьянка».

Что в литературе называется сказом?

Отпишите письменно человека, который рассказывает историю о Левше.

Проанализируйте особенности речи рассказчика по второй главе.

Переиначенные иностранные слова, названия.

Слова, в которых содержится юмор, ирония.

Просторечные слова и выражения.

Какова основная мысль лесковского рассказа?

Внеклассное чтение «Уральские сказы Бажова»

Источник:
Составлять план устного рассказа о герое; давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном
При выполнении заданий укажите авторов учебника. В случае несовпадения заданий с текстами учебника, выполните только те задания, которые соответствуют программе.
http://refdb.ru/look/1290980.html

Устная и письменная речь

1.Основные требования, предъявляемые к устной и письменной речи

2.Краткая история русского литературного языка

1.Основные требования, предъявляемые к устной и письменной речи

Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. И в сфере производства, и в сферах управления, образования, юриспруденции, искусства и средств массовой информации имеют место и устная, и письменная формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение.

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь – это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации.(1, с 54).

Устная и письменная речь – это две формы существования языка. Естественно поэтому, что ряд требований применим как к устной, так и к письменной речи. Это требования:

2.Ее логичности, точности и ясности;

3.Литературной правильности, благозвучия.(2, с 189).

Первое требование- требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ человека будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование- требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем человек говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего- либо существенного, логично переходить от одной части в другую, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Под точность речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие содержанию рассказываемого.

Ясность речи — это ее доступность, тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы адресата. Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами, цитатами.

Третье требование – это требование литературной правильности, благозвучия. Различают правильность грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной – орфоэпическую, произносительную.

Произносительная сторона речи — это хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии — произносительных норм литературного языка. Умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко, (но не кричать!), владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.

Речь только тогда взаимодействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи — это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.(3, с 8).

Таким образом, две формы выражения языка тесно взаимосвязаны, поэтому хорошо развитая устная речь благотворно влияет на навыки письменной речи, и, наоборот, письменная речь способствует развитию и совершенствованию устной речи. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

2.Краткая история русского литературного языка

История русского литературного языка как самостоятельная научная дисциплина возникла в 20 веке. Хотя изучение особенностей русского литературного языка относится к очень ранней поре, так как «смутные и односторонние, но жизненно – действенные, практические представления о процессе исторического развития языка неизменно сопутствуют эволюции русского книжного языка и предшествуют зарождению научной истории русского литературного языка».

Начиная с 18 века, велись наблюдения над связями русского литературного языка с другими славянскими и европейскими языками, над составом церковнославянского языка, его сходством с русским языком и отличием от него.

Для осознания национальной специфики русского литературного языка было чрезвычайно важно создание в 1755 году «Российской грамматики» М.В.Ломоносова. Выход в свет «Словаря Академии Российской» (1789-1794), появление учения М.В.Ломоносова о трех стилях русского литературного языка, изложенного в рассуждении «О пользе книг церковных», «Риторике» и «Российской грамматике», так как создатель теории впервые указал на основные элементы русского литературного национального языка, предвосхищая пушкинскую стилистику.(4, с 18).

Вопрос о происхождении русского литературного языка не решён специалистами, более того, они утверждают, что окончательное решение не близко.

Столь пристальный интерес к проблемам происхождения русского литературного языка объясняется тем, что от того или иного понимания процесса образования древнерусского литературного языка зависит вся концепция его дальнейшего развития, формирования национального литературного языка с 17 до 19 в.(6, с 53).

История русского литературного языка со своей очевидностью убеждает, что язык весьма чутко реагировал на различные изменения в истории народа и прежде всего в общественной жизни, что история появления и употребления многих слов и выражений находит свое обоснование в развитии общественной мысли. Так, например в 40 – 60 – х годах 19 века входят во всеобщее употребление такие слова, как социализм, коммунизм, конституция, реакция, прогресс и т.д.(5, с 4).

В результате Октябрьской революции существенно расширился самый состав носителей литературного языка, так как уже в первые годы после революции к литературному языку стали приобщаться массы трудящихся, ранее не имевших для этого возможностей.

В советскую эпоху изменилось соотношение литературного языка и диалектов. Если раньше диалекты оказывали известное влияние на литературный язык, то после революции, благодаря мощному развитию культуры и распространению знаний через школы, театр, кино, радио, — население стало энергично приобщаться к средствам литературного выражения. В связи с этим многие черты местных говоров начали быстро исчезать; пережитки старых диалектов сохраняются сейчас в деревне преимущественно у старшего поколения.

Русский литературный язык освободился в советскую эпоху от влияния классовых жаргонов, существовавших в прошлом и в известной степени оказывавших влияние на нормы литературного языка. (5, с 415).

В конце 19–начале 20 в., были опубликованы библиографические обзоры, которые подводили итоги изучению русского литературного языка. Котляревский А.А. Древнеусская письменность: Опыт библиологического изложения истории ее изучения. – 1881; Булич С.К. Очерк истории языкознания в России. – 1904; Ягич И.В. История славянской филологии. – 1910.

В 20 веке история русского литературного языка становится предметом особого внимания.

Особенно много сделал для создания науки русского литературного языка В.В.Виноградов, перечень основных трудов которого по истории русского литературного языка и языка писателей насчитывает более двадцати работ.(4, с 19).

Оставили глубокий след в разработке истории русского литературного языка труды Г.О Винокура: «Русский литературный язык в первой половине 18 в.», 1941; «Русский язык», 1945; «К истории нормирования русского письменного языка в 18 в.» 1947; и др.

Для решения проблем происхождения русского литературного языка, становления русского национального языка большое значение имели исследования Л.П. Якубинского – «История древнерусского языка», изданная в 1953 г., и «Краткий очерк зарождения и первоначального развития русского национального литературного языка», изданный в 1956 г.

Вопросу о происхождении русского литературного языка, проблемам формирования русского национального языка, истории русского литературного языка старшего периода (Московского государства) посвящены работы Ф.П.Филина.(4, с 21).

Богатство и мощь русского литературного языка создавалась благодаря непрекращающемуся воздействию на литературный язык живого общенародного языка. Язык Пушкина, Гоголя, Тургенева, Салтыкова – Щедрина, Л.Толстого и многих других корифеев русского образного слова своей яркостью, силой, подкупающей простотой обязан в первую очередь живым источникам народной речи.

Таким образом, история русского литературного языка – это прежде всего история непрерывного и все развивающегося процесса литературной обработки богатств общенародного языка и творческого обогащения и пополнения их за счет новых языковостилистических ценностей.(5, с 46).

язык литературный письменный речь

1.Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. Проф. В.И.Максимова. 2-е изд., стереотипное. – М; Гардарики, 2004. – 413 с.

2.Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи: Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч.-щ по спец. №2001.- 2-е изд., доп. И перераб. М.: Просвещение, 1987. – 288 с.

3.Львов М.Р. Методика развития младших школьников: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.- 176 с.

4.Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка: Учеб. Для студентов пед, ин-тов и ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» — 2-е изд., перераб. – М.: Прсвещение, 1992. – 303 с.

5. А.И.Ефимов История русского литературного языка

6.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Науч. Попул. – М.: Высш.шк., 1993. – 144 с.

Источник:
Устная и письменная речь
Формы существования языка. Основные требования, предъявляемые к устной и письменной речи. Краткая история русского литературного языка. Произносительная сторона речи. Требования литературной правильности, благозвучия. Влияние классовых жаргонов.
http://xreferat.com/31/3018-1-ustnaya-i-pis-mennaya-rech.html

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Можно ли забеременеть Можно ли забеременеть во время месячных Для многих женщин беременность – это долгожданное событие. Иногда… (3)

Удаление постоянного зуба Удаление зубов Показания к удалению зубов: сильные кариозные разрушения поддесневой и коронковой части, делающие невозможным… (3)

Всд тяжело дышать Приступ удушья при ВСД Приступы нехватки воздуха это один из самых распространённых симптомов, которые возникают… (3)

Киса и мыша БИ-3: с любовью к узнику АзкабанаМеж тем день первого квиддичного матча все ближе и ближе.… (2)

7 принципов построения идеальных отношений —… Эксперт WomanHit.ru, мастер китайской астрологии и фэн шуй Жанна Вэй, рассказывает о том, как создать… (2)

COMMENTS