Управление эмоциями психология

Управление эмоциями

В «западной» культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом. Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной.

Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс. Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса — анестезия, кажется чудом? То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия — с этим скорее всего согласятся все. «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Но насколько велики должны быть эти усилия?

Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения «определенных усилий» — то есть тренировки. Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его. Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получить в нужной ситуации. Очень легко быть уверенным в себе дома лежа на диване. А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать.

Критерии. Итак. Для того, чтобы считать, что вы эмоциями управляете, по — видимому вы должны уметь следующее:

-Вызывать ее по желанию в любом контексте.

-Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).

-Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).

-Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться cлабо,сильно и очень сильно).

-Отделять одну эмоцию от другой.

Ну, пожалуй, хватит.

Колода эмоций. Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием — состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле «долгих тренировок». Зато она весьма эффективна и если поиграть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, при чем уже без помощи колоды. Зачем ему нужно управление эмоциями, я думаю каждый сможет определиться самостоятельно. Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать ‘Колоду’ из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте ‘эмоция’ и ‘состояние’ идут как синонимы).

Порядок создания колоды.

1. Карточки. Подготовьте необходимое количество карточек из плотной бумаги (таких, чтобы можно было носить в кармане). Например: 6 на 9 см. Или сделайте их из обычной бумаги, а потом наклейте на игральные карты. Как вам будет удобнее.

2. Область применения. Выберите состояние (эмоцию). Определите, в каких ситуациях это состояние будет вам полезно. (Злость может быть полезна в спорте, а ненависть — в драке на улице).

3. Состояние. Попробуйте максимально войти в это состояние, прочувствовать его. Желательно, чтобы это состояние было ‘чистое’ — без примеси других состояний. А так же важно, чтобы оно не было завязано на конкретную ситуацию — как бы состояние ‘само по себе’ (хотя для того, чтобы его вспомнить, можно в начале припоминать ситуацию, где у вас была эта эмоция). Доведите его до максимума, на который способны.

4. Символ. Вверху карты нарисуйте символ, который у вас ассоциируется с этим состоянием. Это может быть нечто абстрактное, а может какой-то предмет или человек.

5. Название эмоции. Под символом напишите (вернее даже нарисуйте) ‘имя’ этого состояния: грусть, жалость, юмор.

6. Список слов. Под названием напишите список из 6-8 слов, при помощи которых вы можете описать это состояние: тепло, расслабленность, ярко, бежать.

7. Колода. Повторите шаги 2-6 для всех состояний. При необходимости сделайте и добавьте в колоду новые нужные Вам карты.

Работа с колодой. Работают с колодой так. Вы тасуете ее и в произвольном порядке вытаскиваете карты. Делать это можно в любом месте и в любое время с условием, что вы там можете сосредоточиться на игре и это вам никак не повредит (например, играть при переходе через улицу настойчиво не рекомендуется, а при разговоре с начальником — просто не рекомендуется): в метро или автобусе, во время перерыва, дома. Дальше дается список тренировки навыков. Вы можете делать их последовательно, а можете тренировать их ‘параллельно’ (только пока не надо делать это одновременно).

1. Закрепление состояния. Сначала ваша задача, вытащив карту из колоды, глядя на нее, ‘помогать’ себе максимально войти в это состояние. Обычно хватает для закрепления сделать это 3-5 раз.

2. Удержание состояния.. После того, как вы научитесь входить в состояние, ваша задача научиться это состояние удерживать (сначала можно при этом некоторое время держать карту перед глазами). Определите для себя интервал времени (например 3 минуты) и тренируйтесь удерживать состояние все это время. После того, как это начнет хорошо получаться, добавьте еще минуту, потом еще. (Можно так — прибавляйте по минуте в 3-4 дня). Максимум, до которого имеет смысл эта тренировка — 15 минут. (Можно усложнить работу — попробуйте удерживать нужные состояния в реальных ‘сложных’ ситуациях).

3. Осознание. После того, как вы научитесь достаточно хорошо удерживать состояние (или одновременно с этой тренировкой), попробуйте определить нюансы этой эмоции — какие характерные ощущения, какие субмодальные сдвиги в визуальном и аудиальном каналах.

4. Управление уровнем. Научитесь не только вызывать состояние, но и задавать его ‘уровень’, его интенсивность. Можно создать себе шкалу (например, от 0 до 10 по интенсивности) и ‘гонять’ себя по ней. Для этого можно даже сделать себе вторую колоду с числами от 0 до 10 и вытаскивать по 2 карты: эмоцию и ее интенсивность.

5. Скорость перехода. Потренируйте скорость перехода от одного состояния к другому. То есть: вытащили карту, максимально вошли в состояние, вытаскиваете другую карту и переходите в новое состояние. В этой тренировке важно добиться максимальной скорости перехода от максимума одного состояния к максимуму другого. Можно даже замерять время (при этом время считается от ‘пика до пика’).

6. Мысленное представление. Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы войти в состояние, достаточно просто вспомнить образ карты. Естественно, это можно потренировать: вы делаете то же самое, что и во 1-ом пункте (‘закрепление состояния’), но карту вытягиваете мысленно.

7. Полевые тренировки. После того, как вы хорошо научитесь входить и удерживать состояния мысленно, начинайте тренировать переход из состояния в состояние в реальных ситуациях, при чем не только в ‘нейтральных’, но и в ‘сложных’.

Это упражнение служит для того, чтобы вы внутренне определились с тем, какие именно переживания у вас к разным словам привязаны, и дать некую «систему координат».

Это не означает, что любые эмоции можно разложить по этим двум координатам — эмоция штука гораздо более сложная. Но, обычно, контроля за этими двумя параметрами хватает для управления состоянием.

Вам предлагается определиться для каждой эмоции (из того списка, который вы составите — всего штук 7-10)

Это как бы «сила переживания», его интенсивность. Грусть обычно по интенсивности меньше чем огорчение, а восхищение сильнее спокойствия. Пусть шкала будет от 0 до 10 (просто для удобства и по привычке). Один из возможных синонимов — уровень возбуждения («Адреналиновый Барометр»).

Уровень «приятности» и «неприятности» переживания. Или более официальным языком — «комфортности» и дискомфортности». Эмоции могут быть приблизительно одной интенсивности, но при этом одна будет неприятная, вторая нейтральная, третья комфортная.Знак тоже можно измерять в баллах: например от -5 до +5 (или от -10 до +10). Подберите себе подходящую шкалу. При этом обратите внимание, что эмоция это скорее не точка в этих координатах, а область: одним и тем же словом мы называем целую кучу состояний. И я надеюсь, что немного потренировавшись вы начнете замечать нюансы и поймете, что такое двухмерное представление слишком убого для описания человеческих чувств. Итак, возьмите лист бумаге, нарисуйте на нем оси координат и обозначьте «области» эмоций (учтите, что некоторые области могут перекрывать друг друга). Можно так же для каждой подобрать цвет и шрифт.

Распишите 7-8 эмоций в терминах ощущений (более конкретно — в терминах кинестетических субмодальностей). Желательно разного знака и интенсивности. Например:

грусть: легкая вибрация в лице и плечах, расслабление в плечах, и руках, тепло в области солнечного сплетения, легкое жжение в области глаз.

спокойствие: тянущее ощущение в затылке, расслабление в области пресса, тепло снаружи бедер. Старайтесь быть максимально точными и отмечайте даже слабые ощущения. Отметьте, если ощущения «передвигаются»: очень часто они зарождаются в одной области, потом как бы «перетекают» в другую, где мы их обычно и замечаем.

Далее вам необходимо попробовать определить две базовые критические субмодальности:

1. Для интенсивности

То есть какая субмодальность определяет интенсивность переживания. Часто это бывает «сила» ощущения: чем холоднее — тем интенсивнее переживание; иногда встречается место: чем выше, тем сильнее; иногда размер: чем большую площадь ощущение захватывает, тем оно интенсивнее.

Буквально, при помощи какого ощущения вы определяете, что это переживание приятное, а это дискомфортное? Мы же должны как это для себя решить.Здесь гораздо больше самых разных вариантов, например: теплые ощущения «+» а холодные «-«; если выше солнечного сплетения, то «+» а ниже — «-«; ощущения которые распространяются от цента приятные, а которые «сжимаются» — неприятные и т.д. Учтите, что скорее всего будет только одна субмодальность для каждого критерия и они будут подходить почти для всех переживаний.

Вопрос на интерес?

Что происходит с эмоциями, если им поменять знак (не меняя интенсивности)? То есть существует ли для них осевая симметрия (относительно оси интенсивности)?

После того, как вы определите критические субмодальности для интенсивности и знака, начинайте тренироваться управлять ими.

1. Список эмоций. Создайте себе список эмоций, с которыми вы хотите поработать. Учтите, что управление неприятными эмоциями тоже стоит тренировать, хотя бы для того, чтобы из них научиться выходить. Для начала хватит 7-9.

2. Управление. Берите эмоции по одной и меняйте интенсивность переживания (до границ области).Аналогично для знака: доводите до максимума, потом до минимума (в границах области). 3-4 раза для каждой эмоции.

3. Смена знака. Потренируйтесь менять знак эмоции без смены интенсивности. 3-4 раза для каждой эмоции.

4. Выход. Вызывайте эмоцию, и уменьшайте интенсивность до 0. 5-7 раз для каждой эмоции.Аналогично для знака.

5. Удержание состояния. Удерживайте нужный уровень интенсивности определенное заданное время. Начните с 3-5 минут, и доведите до 15.Аналогично для знака.

6. Тренировка на местности. Начинайте тренировать управление эмоциями в конкретной ситуации. Все предыдущие упражнения попробуйте выполнять в реальных «сложных» ситуациях.

Источник:
Управление эмоциями
В "западной" культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом. Надо добавить, что в самых разли…
http://psychologi.net.ru/upravem.html

Эмоциональные процессы, управление эмоциями

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

По общей психологии

На тему: «Эмоциональные процессы, управление эмоциями»

Эмоции – это специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, процессом удовлетворения потребностей, окрашенные в приятные и неприятные тона. Эмоции – психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он физически и психологически чувствует себя в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно идет процесс удовлетворения потребностей. Эмоции характеризуют жизнь в целом, все ее процессы, связанные с сохранением ее и развитием.

К эмоциям относятся переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, многочисленные и разнообразные чувства, которые может испытывать человек по разным поводам и в разных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния динамичны, они меняются, время от времени, переходят одно в другое, иногда в свою прямую противоположность. Радость сменяется печалью, страх – гневом, удовольствие – неудовольствием. Динамика эмоциональных состояний зависит от динамики потребностей и интересов, с которыми эти состояния связаны. Но чем же эмоции отличаются от ощущений?

Виды эмоциональных процессов

У человека имеются основные виды эмоций:

1. Настроение – относительно слабое, но долгое время, существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в течение достаточно длительного времени, обычно несколько часов или дней. Настроение человека определяется его общим настроем или отражает его настрой в данный момент времени. Оно представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным переживаниям. Далеко не всегда человек может определить, какое у него в данный момент настроение.

2. Простейшие биологические эмоции – это эмоциональные переживания, которые человек как живой организм испытывает в связи с удовлетворением своих потребностей. Обычно это состояние типа удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или неприятного. Простейшие биологические эмоции порождают сравнительно простые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такая эмоция может быть приятной или неприятной, но одновременно тем и другим быть не может. Они связаны с удовлетворением биологических потребностей, в пище, кислороде, сексуальная потребность и ряд других. Эмоции бывают как у человека, так и у животных. Часто имеют циклический характер.

3. Аффекты – сравнительно кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, бурно протекающие и имеющие узкое выражение (экспрессию). Это могут быть радость, печаль, страх, гнев. Аффект возникает внезапно и развивается очень быстро. Аффекты развиваются, когда деятельность человека предполагает или имеет неожиданный результат, или когда на пути осуществления плана возникает препятствие или неожиданно исчезает. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Аффективное действие носит взрывной характер, » вырывается у человека» не регулируется им. Аффективные взрывы вызываются обычно конфликтом противоположно направленных тенденций, сверхтрудным торможением, задержкой какой-либо навязчивой тенденции или сверхсильным эмоциональным возбуждением. Законченно аффективный характер эмоциональная вспышка приобретает тогда, когда прорывается в действии.

4. Чувства – это сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с людьми, предметами, событиями. Чувства почти всегда можно анализировать, разделяя на ряд простейших переживаний, из которых они состоят. В чувства могут входить определенные ощущения, полученные в результате восприятия предметов. Простейшие эмоциональные переживания, входящие в структуру чувств, могут быть одинаковыми по признаку. Например, положительными или отрицательными, приятными и неприятными, разными или противоречивыми. Чувства, в состав которых входят одинаковые по знаку эмоциональные переживания, называют гармоничными, а чувства, включающие разные эмоциональные переживания называют амбивалентными. Чувства, испытываемые одним человеком, могут быть возвышенными и низменными одновременно.

Низменными называют чувства, которые порождены отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-либо неприятное, нанести вред. Такие чувства обычно не соответствуют нормам морали, принятым в человеческом, культурном, цивилизованном обществе. Ним относятся ненависть, зависть, вражда.

Возвышенные чувства, напротив, исходят из стремления делать людям добро, и основываются на принятых в человеческом обществе высоких нормах морали: любовь, доброта, сопереживание, сочувствие.

Чувства делятся на группы в соответствии предметами, к которым они относятся. Так выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, правовые чувства.

Эстетические — связаны с восприятием и переживаниями прекрасного, например, произведений искусства, культуры.

Интеллектуальные — связаны с переживанием идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач.

Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали, чувство стыда, чувство справедливости.

Отрицательные (низменные) – те, в результате которых человек наносит вред себе и окружающим.

6. Стресс – это очень стойкое, чрезмерно сильное отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает у человека в результате сильной и невыносимой физической или психологической нагрузки. Стресс – это особое психофизиологическое состояние организма, при котором нарушаются происходящие в нем процессы, резко снижается работоспособность, происходят нарушения в социальном поведении. Стресс – единственное из всех эмоциональных состояний человека, играющее исключительно отрицательную роль в управлении психикой и поведением человека.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

Удивление – не имеющая точно выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит предыдущие реакции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может вызывать интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся такой информацией о невозможности удовлетворения жизненных потребностей, которое раннее представлялось более вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути к цели для удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

1. С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» С. Петербург 2002г.

2. Р.С. Немов » Общая психология» Изд. «Владос» 2001г.

3. Е.И. Рогов «Общая психология» Изд. «Владос» 2002г.

Источник:
Эмоциональные процессы, управление эмоциями
Тема работы: Эмоциональные процессы, управление эмоциями по предмету Психология. Размер: 25.64 КБ. Содержит 13785 знаков, 0 таблиц и 0 изображений. .РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ .Филиал г. Анапа .РЕФЕРАТ .По общей психологии .На тему Эмоциональные процессы, управление эмоциями .АНАПА
http://www.kazedu.kz/referat/180783

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Чем отличается мужская любовь от женской Мысли на тему мужской и женской любвиЧем отличается женская любовь от мужской? Ряд авторов метко… (2)

Как обозвать человека Как оскорбить человека Бывают моменты, когда мы видим единственную возможность постоять за себя в умении… (1)

Как вернуть мужчину водолея Как вернуть мужчину-Водолея? Вы полюбили мужчину-Водолея, а теперь он неожиданно вас оставил? Конфликты возникали по… (1)

Слишком много клубники, Мне было шестнадцать, и я влюбилась, как… нет, не как кошка, как кошка, это сейчас… (1)

Прощальное смс девушке при расставании Прощальное смс парню при расставанииУжасно не хочется говорить хорошему человеку что-то неприятное. Когда дело доходит… (1)

COMMENTS