Управление чувствами и эмоциями

Управление чувствами и эмоциями

Интересен эмоциональный компонент держания и освобождения, а также влияние чувств на наш организм. Вы когда-нибудь замечали, как, находясь в расстроенных чувствах, люди задерживают дыхание? В процессе дыхания полному вдыханию и выдыханию воздуха препятствуют нерешенные проблемы, память о них. Многие сохраняют постоянное напряжение в мышцах, не позволяющее полностью расслабиться. Нерешенные или подавляемые эмоции — причина различных недомоганий.

Но почему мы заходим в тупик? Когда мы подавляем эмоции, вместо того чтобы в полной мере испытать все чувства в момент их возникновения, они накапливаются и вызывают дискомфорт. Избегая эмоций, мы не даем им пройти сквозь нас, а это нехорошо.

Доводилось ли Вам видеть, как маленький ребенок падает на землю, а затем оглядывается по сторонам в поисках причин для плача? Когда он понимает, что его падение никто не видел, он тут же освобождается от чувств, отряхивается и ведет себя так, будто ничего не произошло. Тот же ребенок в аналогичной ситуации, видя наблюдающих за ним взрослых, заливается слезами и бежит в объятия родителей. Наверняка Вы не раз видели, как маленький ребенок приходит в ярость и кричит родителю или товарищу: «Ненавижу тебя и никогда не буду с тобой разговаривать», а через несколько минут смеется и резвится, будто ничего и не произошло.

Эту естественную способность освобождаться от эмоций многие со временем утрачивают, хотя в детстве мы делаем это автоматически, бессознательно, но чем старше становимся, тем настойчивее родители, учителя, друзья и общество отучают нас от нее. И мы даже не осознаем, что нас постепенно приучают держаться за то, что нам не нужно. Каждый раз, когда нам говорят «нет», приказывают вести себя смирно, сидеть спокойно и тихо, перестать ерзать, убеждают, что «большие мальчики не плачут», а «большие девочки не злятся» и что нам нужно вырасти и стать ответственными, мы учимся подавлять свои эмоции. Более того, нас считают взрослыми людьми, когда нам хорошо удается заглушить естественную жажду жизни. Мы привыкаем заботиться о приличиях, а не о потребностях собственного эмоционального здоровья.

Есть одна шутка, которая точно и остроумно иллюстрирует этот момент: первые два года жизни ребенка все пытаются научить его ходить и говорить, а следующие 18 лет — заставить сидеть смирно и молчать.

Кстати сказать, в дисциплине нет ничего плохого. Дети должны уметь соблюдать границы, чтобы успешно функционировать в обществе, и временами их нужно защищать от опасности. Но взрослые могут зайти в воспитании слишком далеко.

То, что мы описываем здесь глаголом «подавлять», означает плотно закрывать крышкой эмоции, не давать им вырваться наружу, отрицать их, обуздывать, скрывать, усмирять, притворяться, что их не существует. Любая эмоция, посетившая сознание и не получившая освобождения, автоматически откладывается в подсознание. Мы подавляем наши эмоции, стараясь избегать их. Мы долго не обращаем на них внимания, чтобы затолкать как можно глубже. Наверняка Вы слышали выражение «время лечит». Спорное выражение. Для многих из нас это означает примерно следующее: «Дайте мне достаточно времени, и я смогу заглушить любые чувства».

Иногда кажется, что подавление — лучший выбор, нежели выражение. Например, коллега или босс говорят Вам что-то, с чем Вы не согласны, но вступать в спор в данный момент — неподходящее время. Это привычное подавление, нездоровое и непродуктивное.

Мы старательно игнорируем наши эмоции, смотря телевизор, ходя в кино, читая книги, распивая спиртные напитки, употребляя лекарства, тренируясь в тренажерном зале и занимаясь прочими многочисленными видами деятельности, которые помогают отводить внимание от эмоциональной боли достаточно долго, чтобы запрятать ее поглубже. Уверен, Вы согласитесь, что большинство упомянутых видов активности положительны и полезны. Просто мы склонны уделять им избыточное внимание, вследствие чего теряем над ними контроль. Мы используем их, чтобы уравновесить нашу неспособность разрешить внутренние эмоциональные конфликты. Повальное подавление заняло настолько прочное и доминирующее место в нашей культуре, что породило множество соответствующих процветающих индустрий.

К тому моменту, как мы становимся зрелыми взрослыми людьми, мы умеем так здорово подавлять свои эмоции, что это умение становится нашей второй натурой. Подавлять у нас получается так же хорошо, как раньше мы умели освобождать, или даже лучше. По сути, мы подавляем такое количество эмоциональной энергии, что превращаемся в ходячие бомбы замедленного действия. Зачастую мы даже не подозреваем, что подавляем свои истинные эмоциональные реакции, пока не становится поздно: наш организм сигнализирует о недомоганиях, плечи ссутулены, желудок закручен узлом, и мы взрываемся и говорим или делаем нечто, о чем затем жалеем.

Подавление располагается на одной чаше весов нашей эмоциональной жизни. На другой чаше находится выражение. Если мы злимся, то кричим; если грустно, то плачем. Мы выражаем свои эмоции в действии. Мы немного выпустили пар из нашей внутренней эмоциональной пароварки, но не погасили огонь. Это лучше, чем подавление, в особенности, если мы сами заблокировали способность к выражению. Так мы чувствуем себя лучше, но такое выражение, тем не менее, имеет свои недостатки.

В основе хорошей терапии лежат попытки вступить в контакт со своими эмоциями и научиться их выражать. Здоровые прочные отношения не могут существовать без четкого и искреннего выражения чувств. Но что, если мы выражаем чувства неподходящим образом, вне контекста терапевтической ситуации? Как же чувства того человека, на которого направлено наше выражение? Неадекватное выражение нередко приводит к усилению непонимания, дальнейшим конфликтам и накалу страстей, выходящих из-под контроля.

Ни подавление, ни выражение не представляют сами по себе проблемы. Они находятся на двух противоположных концах нашего диапазона управления эмоциями. Проблема возникает тогда, когда мы не в состоянии контролировать ни первое, ни второе и зачастую делаем противоположное тому, что намеревались. Мы нередко застреваем либо на одной чаше весов, либо на другой. В эти моменты нужно обрести свободу, чтобы ненужное отпустить.

Точка равновесия между неадекватным выражением и подавлением и естественной альтернативой — освобождение, то, что мы называем Методом. Это равносильно выключению огня и безопасному освобождению содержимого внутренней пароварки. Ибо каждое подавленное чувство пытается прорваться наружу; освободиться же означает прекратить удерживать эти чувства внутри и дать им возможность покинуть нас. По мере использования Метода Вы сможете обрести свободу и для выражения, и для подавления, когда это уместно, и обнаружите, что станете чаще склоняться в сторону третьего варианта — освобождения.

«На работе я более активен, энергичен и положительно настроен. Я работаю в торговле, и отказ теперь не раздражает меня, как прежде. Вообще-то теперь я получаю гораздо меньше отказов».

Дэвид Фордхам, Лондон, Англия

Вам случалось терять очки или ключи, а затем обнаружить их в кармане, перевернув предварительно вверх дном весь дом? Вспомните, когда это случилось в последний раз. Напряжение нарастало по мере того, как Вы устраивали все больший и больший бардак в доме, опустошая ящики, шкафчики и, в порыве отчаяния, мусорное ведро. И тут, буквально по наитию, Вы запускаете руку в карман и испускаете вздох облегчения — а-а-а-ах! Напряжение и раздражение улетучиваются, когда Вы обнаруживаете, что все это время ключи или очки спокойно лежали у Вас в кармане. Наградив себя парочкой ласковых эпитетов, Вы успокаиваетесь, плечи расслабляются, по вашему телу пробегает волна облегчения. Это еще один пример бессознательного освобождения.

Совершенствуя Метод, Вы обретете способность достигать этой точки осознания и расслабления даже в вопросах, над которыми Вы безрезультатно бились длительное время. Вы обнаружите, что ответы постоянно скрывались внутри вас.

Иногда в разгар спора происходит спонтанное освобождение. Вспомните, как в ходе жаркой дискуссии с человеком, который Вам небезразличен, происходило следующее: Вы увлеклись спором, уверенные в своей правоте, но вдруг ненароком Вы встречаетесь взглядом с собеседником, и между Вами устанавливается связь на особом для Вас уровне. В это мгновение что-то расслабляется внутри, и ваша позиция больше не кажется Вам оправданной. Возможно, на секунду Вам удалось взглянуть на конфликт с точки зрения собеседника. Возможно, на секунду Вы сделали паузу, пересмотрели ситуацию и нашли легкое взаимовыгодное решение.

Приемы этой книги научат Вас видеть не только свою точку зрения, что избавит Вас от многих конфликтов, даже тех, которые, как Вам казалось, уже давно забыты.

Непрекращающийся процесс освобождения

Если Вы оглянетесь назад на свою жизнь, то наверняка вспомните моменты освобождения. Как правило, мы освобождаемся либо случайно, либо будучи прижатыми к стенке, когда у нас нет другого выбора. Если Вы сосредоточитесь на совершенствовании этой естественной способности при помощи Метода, то научитесь контролировать освобождение и сможете превратить его в неотъемлемый выбор ежедневной жизни — даже в дни, похожие на тот, что я описал раньше.

Приведенная схема поможет лучше представить процесс освобождения, будь то спонтанное освобождение, присущее Вам сейчас, либо сознательное освобождение, которым Вы овладеете после прочтения книги. Эта схема также поможет лучше различать освобождение, подавление и выражение. Каждая категория — непрекращающийся процесс, который проходит каждый из нас в определенный момент времени.

Практикуя освобождение, Вы постепенно перейдете от левой стороны схемы к правой. Иногда в процессе освобождения можно обнаружить различие лишь в одной категории, а в других случаях во многих.

Вы можете, и, вероятно, так и делаете, заставлять себя переходить в правую колонку схемы. Например, принимая решение перестать думать о некой проблеме. Но это не настоящее освобождение. Если Вы принимаете вынужденное решение, то внутри Вас нарастает напряжение. Если Вы заставляете себя изменить поведение, не меняя своего отношения, некоторые категории переходят в правую колонку, другие же перемещаются в левую. Когда Вы прибегаете к сознательному освобождению, вправо перемещаются все категории.

Но что же подразумевать под сознательным освобождением, отпусканием? Как воплотить освобождение на практике?

Существует три способа освобождения, и все они ведут к одному результату: раскрытию естественной способности отпускать любые нежелательные эмоции и избавлять от подавляемой энергии, накопившейся в подсознании. Первый путь — отпустить нежелательные эмоции. Второй путь — поприветствовать чувство, позволить ему существовать. Третий путь — погрузиться в глубины эмоции.

Выполните небольшое упражнение. Возьмите ручку, карандаш или любой маленький предмет, который не жалко бросить. Теперь держите предмет перед собой и сожмите его как можно крепче. Представьте, что это одно из ваших ограничивающих чувств, а ваша рука — Ваше сознание. Если будете держать предмет достаточно долго, возникнет ощущение дискомфорта, с которым Вы постепенно свыкнетесь.

Теперь раскройте ладонь и покатайте по ней предмет. Обратите внимание, что это Вы держите его, он не прикреплен к вашей руке. То же относится и к чувствам. Ваши чувства соединены с Вами так же, как этот предмет.

Мы цепляемся за свои чувства и забываем, что цепляемся-то за них сами. Это отражается даже в нашем языке. Когда мы грустим или злимся, то не говорим: «Я чувствую злость» или «Я чувствую грусть». Мы говорим: «Я злой» или «Я грустный». Мы ошибочно полагаем, что мы и наши чувства — одно целое, и даже не осознаем этого. Зачастую мы уверены, что именно чувства привязаны к нам. Это не так. мы можем их контролировать, просто не все это знают.

Теперь отпустите предмет.

Что произошло? Вы отпустили предмет, он упал на пол. Это было трудно сделать? Конечно, нет. Именно это и имеется в виду под словом «отпускать».

То же Вы можете проделать с любой эмоцией — отпустить ее.

Аналогия: если будете ходить с раскрытой ладонью, разве сможете легко удерживать предмет, лежащий на ней? И если позволяете себе принять некое чувство, то раскрываете сознание, а это приводит к тому, что чувство уходит само по себе — как облака проплывают по небу или дым вылетает в трубу. Как будто сняли крышку с пароварки.

Если же Вы возьмете тот же предмет — ручку, карандаш или камушек — и пристально в него вглядитесь, он начнет расплываться перед глазами и превращаться в пустоту. Вы сможете смотреть в пространство между молекулами и атомами. Когда погрузитесь в самую сердцевину чувства, то постигнете удивительный феномен: в действительности здесь ничего нет!

По мере овладения процессом освобождения Вы осознаете, что даже глубоко запрятанные чувства лежат на поверхности. В самой же глубине Вы пусты, безмолвны и умиротворены, а не страдаете в темноте, как предположило бы большинство людей. И даже самые напряженные чувства так же реальны, как мыльный пузырь.

Думаю, Вам прекрасно известно, что произойдет с мыльным пузырем, если ткнуть его пальцем, — он лопнет. То же происходит и когда Вы погружаетесь в самую сердцевину чувства.

Помните, пожалуйста, об этих трех аналогиях, овладевая методом освобождения. Именно он поможет Вам избавиться от всех нежелательных моделей поведения, мыслей и чувств. От Вас требуется быть максимально открытыми этому процессу. Освобождение поможет достичь четкости и ясности мышления, и все же это не мыслительный процесс. И хоть он помогает развить креативность, не нужно быть творческой личностью, чтобы эффективно с ним справляться.

Извлечь максимум пользы из процесса освобождения Вы сможете, лишь позволяя себе видеть, слышать и чувствовать освобождение в действии, а не задумываясь о том, как и почему этот процесс работает. Действуйте, руководствуясь не разумом, а сердцем. Если зайдете в тупик в попытках разобраться в методе, то сможете запустить процесс освобождения и для всех своих попыток. Могу гарантировать, что, работая над книгой, Вы будете понимать метод все лучше и лучше — благодаря постоянной практике.

Устройтесь поудобнее и сосредоточьтесь. Глаза могут быть закрыты или открыты.

Шаг 1. Сосредоточьтесь на вопросе, отношение к которому хотели бы изменить в лучшую сторону, затем позвольте себе почувствовать все, что чувствуете в этот момент. Чувство необязательно должно быть всепоглощающим. Можете начать со своего отношения к этой книге и к тому, что хотите получить от работы с ней. Примите любое возникшее чувство и позвольте ему проявиться максимально полно.

Эта рекомендация может показаться Вам примитивной, однако она необходима. Большинство людей живут в собственных мыслях, картинах и историях о прошлом и будущем, вместо того чтобы отдаваться чувству сейчас, когда оно возникло. Время, когда мы можем что-то сделать с нашими ощущениями (а, следовательно, с нашей работой или жизнью), — СЕЙЧАС. Не нужно ждать усиления чувства, чтобы его отпустить. Если же Вы ощущаете внутри пустоту, подавленность, вялость, безжизненность и одиночество, эти чувства можно отпустить так же легко, как и более ярко выраженные. Лишь приложите максимум усилий, чтобы делать это регулярно. Чем больше Вы работаете с Методом, тем проще определять, что Вы чувствуете.

Шаг 2. Спросите себя:

Смог бы я отпустить это чувство?

Смог бы я позволить этому чувству остаться?

Смог бы я принять это чувство?

Цель этих вопросов — выяснить, готовы ли Вы совершить необходимое действие. Приемлемы и «да», и «нет». Постарайтесь ответить на вопрос первое, что придет в голову, без долгих размышлений, не вступая во внутренний диалог о преимуществах того или иного шага.

Вопросы намеренно упрощены. Сами по себе они не особо значимы, но призваны подвести Вас к практическому овладению методом. Не важно, как Вы ответили на первый вопрос, переходите к третьему шагу.

Шаг 3: С какого бы вопроса Вы ни начали, задайте себе простой вопрос: «Смог бы я?» Другими словами — «Готов ли я освободиться?»

Повторюсь: постарайтесь воздержаться от внутренних дискуссий. Не забывайте, что Вы работаете ради себя — ради обретения свободы и ясности.

Если Вы даете отрицательный ответ или не уверены в нем, то решите: «Я предпочитаю оставить это чувство или же быть свободным от него?» Даже если ответ снова отрицателен, переходите к четвертому шагу.

Шаг 4: Задайте себе простой вопрос: «Когда?» Освобождение следует начинать СЕЙЧАС. Возможно, оно дастся Вам без труда. Помните, что освобождение — то решение, которое Вы можете принять в любое время.

Шаг 5: Повторяйте эти четыре шага столько раз, сколько потребуется для освобождения от конкретного чувства.

Возможно, Вы заметите, что отпускаете чуть больше чувства на каждом этапе процесса. Первоначальные результаты могут оказаться не столь очевидными. Но если Вы проявите усидчивость, они станут более заметны. Иногда бывает, что по одному вопросу Вы испытываете множество чувств. Однако все, что Вы отпускаете, уходит безвозвратно.

Вы, наверное, заметили, что, сосредоточиваясь на своих ощущениях на втором этапе процесса освобождения, Вы могли отпустить свои чувства. Они просто растворились. В жизни же мы часто сопротивляемся своим эмоциям и подавляем их, вместо того чтобы пропустить через себя. В то время как принять эмоцию означает освободиться от нее.

Моя ученица Натали научилась легко и быстро освобождаться, признавая те чувства, которые испытывала в определенный, конкретный момент. Поскольку на работу ей приходилось добираться довольно долго, да еще по оживленной трассе, где каждый день у нее возникали проблемы с обгоном громадных фур, ее охватывали страх и тревога. В голову лезли назойливые мысли и рисовались жуткие картины автокатастрофы, отчего она впадала в истерически-паническое состояние. И она начала слушать аудиопрограмму с описанием метода освобождения, включая кассету по дороге на работу и домой. Натали заводила диалог с собой: «Ты волнуешься?» — «Да, волнуюсь». — «Смогла бы я себе позволить волноваться, как обычно?» — «Да». За короткий промежуток времени Натали избавилась от изматывающей тревожности. Приняв чувство паники, не сопротивляясь ему, разум успокоился, прерывистое дыхание и дрожь в руках исчезли.

Ваши ощущения от погружения могут разительно отличаться от процессов, описанных выше. Хочу отметить, что погружаться не рекомендуется во время выполнения других действий. Оно принесет больше пользы, если Вы устроитесь в тишине и сможете направить взгляд внутрь себя или же попробуете установить контакт с сильным чувством.

Вот как это выглядит: Вы получаете печальные известия; Вас охватывает чувство страха или грусти, и есть несколько минут, чтобы освободиться от этого чувства. Вы садитесь, закрываете глаза и расслабленно погружаетесь в свое чувство. Затем спрашиваете у себя:

Что лежит в глубине этого чувства?

Смог бы я сознательно проникнуть в глубину этого чувства?

Смог бы я в это чувство погрузиться?

Со временем Вы, возможно, сформулируете иные варианты подобных вопросов. Может быть, удастся представить себя погруженным в самую глубинную часть чувства, и Вы можете почувствовать, что в нем находится.

Как только начнете опускаться глубже, Вами станут овладевать различные ощущения и образы. Вы отметите временное усиление эмоции. Продолжайте спрашивать себя: «Смог бы я опуститься еще глубже?» Уговаривайте себя погрузиться еще глубже того образа или истории, которые Вы рисуете для себя относительно этого чувства.

По мере того как Вы будете двигаться в этом направлении, Вы достигнете того момента, когда почувствуете, что внутри Вас что-то возникает, и Вы понимаете, что не можете идти глубже. Значит, Вы достигли сердцевины, там Ваш разум спокоен и умиротворен. Вы увидите себя купающимся во внутреннем свете и окруженным теплой дружелюбной пустотой или молчанием.

Если ощущаете неуверенность или чувствуете, что не можете двигаться дальше, еще не обрели свободу от изначального чувства, переключитесь на другие формы освобождения.

Впоследствии она призналась, что старательно избегала печали, так как ей казалось, что она тонет в ее огромном океане. После освобождения она поняла, что ее печаль все это время плавала на поверхности. В действительности же она старательно избегала океана любви, сама того не осознавая.

Людям, которые работают с этим способом освобождения, постепенно становится проще и проще опускаться в сердцевину эмоции и позволять ей растворяться. Они понимают, что каждое чувство, каким бы травматичным оно ни было, не имеет вещественной наполненности, эфемерно и несущественно.

Когда Вы ловите себя на рационализации некой эмоции, объяснении ее полезности, оправдываете свое упорное цепляние за нее, это сигнал того, что Вы получаете готовый набор лживых убеждений. Знакомясь дальше с методом освобождения, Вы откроете, что освобождаемые чувства приводят веские доводы в свою защиту. Чувства лгут и дают пустые обещания, например: «Страх защитит тебя», «Если я почувствую себя виноватым, то не сделаю этого снова», «Если буду держаться за свой гнев, то смогу отомстить другому человеку». Получается, что определенное чувство лишь усугубляет проблему, которую должно предотвращать. Чувства лгут.

Обобщают эту мысль два простых утверждения, которые я использую на своих занятиях. Возможно, они покажутся Вам похожими на коаны, которые нельзя понять, пока ты не освободишься. Итак, вот они: «Чувства лгут. Они говорят, что, освобождаясь от них, мы получим то же, что уже имеем, продолжая цепляться за них».

Источник:
Управление чувствами и эмоциями
Интересен эмоциональный компонент держания и освобождения, а также влияние чувств на наш организм. Вы когда-нибудь замечали, как, находясь в расстроенных чувствах, люди задерживают дыхание? В
http://cofi.do.am/load/upravlenie_chuvstvami_i_ehmocijami/1-1-0-27

Управление чувствами и эмоциями

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Они выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми в результате того, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то — значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то — значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек.

Эмоционально-чувственные переживания, возникающие в межличностном общении, отличаются от эмоций и чувств, вызванных какими-то событиями, предметами, явлениями природы:

Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней — необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Так, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и неискреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ студента, демонстрирующего энергично-деловое настроение, чем естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения его участники стараются контролировать свои эмоции, то на интимно-личностном способность партнеров открывать свои истинные чувства и принимать во внимание эмоциональное состояние другого приобретает решающее значение. В отношениях с близкими необходимо учитывать даже скрываемые ими чувства, в то время как при социально-ролевых контактах в первую очередь следует реагировать на демонстрируемые эмоции.

Источником трудностей и даже конфликтов в отношениях между людьми может стать не только неуместное, но и неумелое проявление эмоций и чувств.

Способы управления чувствами и эмоциями

Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой проявления.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду следующее: у человека данное состояние зафиксировано настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях; он способен выразить данное состояние в знаковой форме.

Степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он нечто переживает и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный человек испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить). Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен выразить знание о своем состоянии вербально («Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). Именно на этом уровне становится возможным контроль над эмоциями, а именно:

Нарушение ориентации в собственных переживаемых эмоциональных состояниях может проявляться в следующем:

Наши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают основаны на наблюдениях не только за выражением их лица, но и за жестами и голосом, за ситуацией, в которой находится человек. Однако не каждый достигает при этом удовлетворительных результатов.

Причины, по которым далеко не все хотят и могут осуществить такой анализ, различны. Одни чрезмерно сосредоточены на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. Кому-то это по той или иной причине просто выгодно. У третьих отсутствует навык подобного анализа.

Способы проявления эмоций и степень их адекватности переживаемому состоянию становится самостоятельной проблемой межличностных отношений потому, что в процессе межличностной коммуникации мы сообщаем друг другу информацию и о собственном эмоциональном состоянии, и о своем отношении друг к другу.

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоционального состояния:

Для каждого из этих способов характерна своя структура сообщения.

Так, агрессивное сообщение не просто использует сильные оценочные определения, оно, как правило, построено как «ты-послание», в котором ответственность за переживаемую эмоцию возложена на другого человека («ты выводишь меня из себя», «ты обидел(а) меня», «как ты мне надоел(а)»). Высказывания такого рода имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них обвинение, вызывает у обвиняемого прежде всего желание защититься, а не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, переложив на партнера ответственность за свою эмоцию, адресант тем самым передает ему и власть над собой, поскольку изменение его эмоционального состояния зависит теперь от другого человека.

Только те сообщения о негативных эмоциях не разрушают атмосферу доверия и партнерства, которые носят характер «я-посланий». Такие послания не угрожают самооценке ваших партнеров и одновременно позволяют вам принять ответственность за свои эмоции на себя, а значит, открывают возможность управлять ими (например, «я нервничаю, потому что мне кажется, ты специально делаешь не так, как я прошу», «я расстроился, поскольку рассчитывал вместе провести время»).

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих эмоциях сопровождается указанием причин, вызывавших данное состояние, и потребностей, которые были при этом задеты.

Сообщение о собственных чувствах и понимание чувств других — чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человека открыто говорят о своих реакциях на действия другого. Большинство из нас сдерживает чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно открытым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в полном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичным образом, мы ничего не знаем о результате наших собственных действий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда отрыто не говорилось.

Но даже если мы настроены говорить с партнером о своих чувствах и эмоциях, трудности могут возникнуть при выборе способа их выражения.

Способы словесного выражения эмоционального состояния или отношения к чему-либо чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

Анализируя проблему эмоционального самораскрытия, исследователь межличностной коммуникации Дж. Л. Уоллен предлагает при описании чувств и эмоций, возникающих в процессе взаимодействия между людьми, строить высказывания с учетом следующей информации:

Таким образом, целью описания собственных чувств является стремление положить начало диалогу, который улучшит межличностные отношения. Отрицательные чувства — показатель того, что что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что вы оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и ошибочных сообщений. Игнорировать отрицательные чувства — все равно, что игнорировать предупредительный сигнал, который указывает на то, что электрическая сеть перегружена. Описание собственных чувств не должно быть попыткой принуждения другого человека измениться. Исходную установку можно сформулировать следующим образом: «Чему каждый из нас может научиться в этом обсуждении, чтобы сделать нашу совместную работу более продуктивной и более приятной?»

Источник:
Управление чувствами и эмоциями
Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Они выполняют регулирующую функцию во
http://hrliga.com/index.php?id=4234&module=news&op=view

COMMENTS