Убеждающее общение

Библиотека психолога

Применение технологии убеждающего воздействия руководителя на персонал организации (фирмы) во многом будет способство­вать повышению эффективности его управленческого общения. Поэтому овла­дение ею является актуальной практической задачей каждого менеджера. Этим предоставляется возможность задействовать невостребованные ранее резервы всех субъектов совместной деятельности. Для этого руководителю могут быть полезными некоторые прак­тические рекомендации, соблюдение которых способствует овладению практикой убеждающего воздействия.

В практике управленческой деятельности убеждающее воз­действие должно органически присутствовать во всей ком­муникации управления. Здесь оно развивается по опреде­ленным этапам, вариантам, выражает характер взаимо­действий руководителя и персонала.

В зависимости от ситуации убеждающее воздействие, проходя два этапа развития, может реализовываться на каждом из них по одному из следующих вариантов или направлений.

Этап восприятия и понимания требования (первый этап) предполагает следующие варианты: полное вос­приятие и понимание; невосприятие и непонимание требования, о чем получена информация от подчиненного; невоспри­имчивость и непонимание требования при отсутствии обрат­ной связи. Каждый из отмеченных вариантов предполагает использование менеджером своей тактики для достижения полного восприятия и понимания предъявляемых требова­ний. Это позволит осуществить успешный подход ко второ­му этапу убеждающего воздействия.

Второй этап— принятие требования — объединяет два направления: принятие ценности требования и принятие цен­ности личности руководителя сотрудником. Это обусловлено тем, что в непосредственном доведении требования подчиненный ви­дит и принимает как ценность выдвигаемых требований, так и ценность того, кто это делает. Неприятие одной из данных ценностей требует от руководителя применения новых техник для достижения успеха на втором этапе. Здесь воз­можны и реализуются два направления.

Первое направление— принятие сотрудником личности менеджера, в котором предполагается четыре варианта:

1) исключитель­ная авторитетность руководителя (полное принятие);

2) внеш­нее безразличие;

3) открытое несовпадение ценности лич­ности;

4) полное неприятие подчиненным личности началь­ника и его требований.

Степень рассогласования или совпадения оценок сотрудником менеджера на основе сравнения его реального ста­туса с собственными критериями оценивания должны быть известны руководителю. Это обеспечит ему возможность пра­вильно избрать подход и реализовать эффективные меры, обеспечивающие решение проблемы личностного восприятия.

Второе направлениепредполагает принятие ценности требования в качестве нового собственного ценностного образования. Здесь руководитель, возможно, столкнется с четырьмя вариан­тами решения проблемы, которые определяются степенью рассогласования ценности требования с личностной ценнос­тью подчиненного:

1) полное несовпадение ведет к неприя­тию требования;

2) частичное несовпадение, выз­ванное высоким самомнением подчиненного;

3) частичное несовпадение, обусловленное заниженной самооценкой подчиненного;

4) рационально неразрешимые противоречия, ко­торые приводят к конфликтам между подчиненным и на­чальником и к срыву выполнения стоящих практических задач.

Все отмеченные этапы коммуникативного процесса убеждающего воздействия определяются типом ситуации иреальными психологическими барьерами в управлении. Многообразие же вариантов развития процесса требует от руководителя выбора наиболее адекватной техноло­гии. К тому же творческий подход к де­ятельности позволяет ему реализовать наиболее эффектив­ное убеждающее воздействие.

Итак, в практике общения руководителя (менеджера) с персоналом организации (фирмы) представляется целесообразным и привлекательным использование убеж­дающего воздействия. Оно, как свидетельствуют результаты специальных исследований, выступает важным средством в решении профессиональных задач. Эти задачи не всегда совпадают с интересами и потребностями сотрудников. Преодоление данной неадекватности и достижение наибольшего совпадения корпоративных и личных интересов требуют от руководителя овладения продуктивными моделью и технологией убеждающего воздействия. Достижение этой цели в целом способствует знание изложенных теоретических и прикладных разработок психологии общения.

Источник:
Библиотека психолога
Применение технологии убеждающего воздействия руководителя на персонал организации (фирмы) во многом будет способство¬вать повышению эффективности его управленческого общения.
http://www.libpsyx.ru/?Article=58

Психология общения (умение сотрудничать)

Самое главное в общении — услышать то, что не было сказано ( Дракер )

Сначала этот раздел о навыках общения был объединен с ораторским искусством в надраздел «Навыки психологического воздействия». Ораторское искусство там так и осталось, ведь, если смотреть в корень, цель оратора — убедить слушателей в своей правоте, воздействовать на него (то же относится к дискуссиям). А общение — это удовольствие взаимопноимания. Если один из собеседников почувствует, что ему «лечат мозги» — общение прекратится. Хотя с другой стороны, если общение в удовольствие — то чему тут учиться? Учатся решать проблемы, т.е., опять-таки — донести мысль, воздействовать.

Разделы страницы о психологии и мастерстве общения:

  • Ораторское искусство (риторика, умение убеждать)
  • Деманипуляция (умение противостоять ложному убеждению)
  • Конфликтология (противодействие враждебности)
  • Понимание социальных намёков
  • Трансакционная психология
  • Воздействие поведением [воспитание собственным примером]
  • Гипноз, самогипноз (аутотренинг) и избавление от гипноза

О психологии любви и семейных отношениях читайте на странице Инь и Ян.

Слово — самое сильное оружие человека. ( Аристотель )

Что в человеке хорошо и дурно сразу — Язык. ( Анахарсис )

Древнегреческий философ Аристотель сказал, что риторику изобрёл Эмпедокл.

Ораторское искусство — не просто общение. Во-первых, это воздействие словом (как в воспитании) — через впечатление, логику и даже псевдологику. Во-вторых, воздействие не на одного-двоих, а, как правило, на большую группу людей, которые, часто, вам не знакомы. С другой стороны (плюс), ваши монологи здесь могут быть более длинны, чем при общении с одним или несколькими людьми — и вы можете успеть донести свою мысль, поскольку разговор с коллективом идет по определеным правилам (иначе — неконструктивно для обоих сторон).

Риторика — учение об ораторском искусстве, теория красноречия. Логика и риторика взаимосвязаны. Но искусство убеждения — не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Поэтому риторика не ограничивается областью достоверного знания [!]. Поскольку практика человеческого общения не сводится к цепочкам строгих логических рассуждений, а наоборот, весьма часто сталкивается с неожиданными действиями и оригинальными высказываниями, то как раз эти высказывания (метафоры, крылатые слова) и придают многим выступлениям особую убедительность, наиболее воздействующую на слушателей [через подсознание]. Убеждение состоит не только из понимания, но и из веры. А речь строится не только из слов, но и жестов. Ораторское искусство должно не только убедить, но взволновать и усладить.

Образцами красноречия являются, например, выступления религиозных мыслителей. Их особенности:

  1. огромная внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется;
  2. абсолютное знание предмета;
  3. доступность материала, насыщенность тропами и фигурами риторики;
  4. высокая цель каждой проповеди, ее обращенность к добру;
  5. тщательность подготовки (герменевтика) и постоянная внутренняя готовность к выступлению.
  • Курсы ораторского искусства и мастерства общения.

Имеются различные аспекты в искусстве спора и убеждения.

Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление.

Величайшее из достижений оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.

Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время. ( Гораций )

Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. ( Вольтер )

Говорить не думая — все равно, что стрелять не целясь. ( Мигель де Сервантес, а также Томас Фуллер )

Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. ( Наполеон Бонапарт )

Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец. Но главное, чтобы эти две части были ближе друг к другу ( Энтони Иден )

Логика — это, видимо, умение доказать какую-то истину, а красноречие — это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать или внушить ему все, что нам угодно. Жан Лабрюйер

Метафора используется в различных сферах знания: от поэтики и риторики до физики и математики. » Тайну метафоры изучали Аристотель, Г.В.Ф.Гегель, Ф.Ницше, Э.Кассирера, Х.Ортеги-и-Гассета и многие другие.

Существует два взгляда на метафору. Рационалисты — противники использования метафоры. Они считают ее недопустимой в научных сочинениях. Но Ф.Ницше пишет о принципиально неустранимой метафоричности познания. Э.Кассирер считает, что метафорическое «освоение мира» — противоположность дискурсивному мышлению. Х.Ортега-и-Гассет говорит о метафоре как об орудии мысли, позволяющего достигнуть самых отдаленных участков концептуального поля. Ортега: «Метафора удлиняет «руку» интеллекта; ее роль в логике может быть уподоблена удочке или винтовке».

Что интересно, часто смена научной парадигмы сопровождается сменой ключевой метафоры, вводящей новую область уподоблений и новую аналогию.

Мнение Н.Д.Арутюновой: изучение метафоры быстро расширяющийся процесс, захватывающий все новые области знания — философию, логику, психологию, герменевтику, психоанализ, литературоведение, семиотику, риторику, теорию изящных искусств, лингвистическую философию, различные школы лингвистики, когнитивные науки, моделирование искусственного интеллекта.

Метафора может быть ключом к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа.

Литература об умении произвести впечатление словами:

  • Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.
  • Баранов Г.С. Научная метафора: Модельно-семиотический подход. В 2-х частях. Кемерово. Ч.1. 1992; Ч.2. 1993.
  • Борхес Х.Л. Метафоры «1001 ночи» // Борхес Х.Л. Письмена бога. М., 1992.
  • Беркенлит М.Б., Чернавский А.В. Построение движения и метафора интеллекта // Компьютеры и познание: Очерки по когитологии. М., 1990.
  • Бессонова О.М. Метафора в научном контексте // Проблемы интерпретации в истории науки и философии. Новосибирск, 1985.
  • Гусев С.С. Наука и метафора. Л., 1984.
  • Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. М., 1990.
  • Кулиев Г.-Г. Метафора и научное познание. Баку, 1987.
  • Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990.
  • Ортега-и-Гассет Х. «Табу» и метафора // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
  • Панов М.И. Эта неуловимая метафора (Обзор) // Философские науки: Реферативный журнал. М., 1991. N5.
  • Петров В.В. Метафора: От семантических представлений к когнитивному анализу // Вопросы языкознания. М., 1990. N3.
  • Петров В.В. Научные метафоры: Природа и механизм функционирования // Философские основания научной теории. Новосибирск, 1985.
  • Тальягамбе С. Зрительное восприятие как метафора // Вопросы философии. М., 1985. N 10.
  • Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. М., 1989.

Неориторика, или новая риторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом) сегодня разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии.

Появление новой риторики придало самому термину «риторика» два смысла: 1) узкий — как обозначение комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство, 2) широкий — при котором объектом риторики становятся любые разновидности речевой коммуникации, рассматриваемые через «призму» осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. В этом случае риторика — это наука об убеждающей коммуникации. В настоящее время появилась и третья точка зрения. Она принадлежит современному итальянскому специалисту в области семантики Умберто Эко, автору романа «Имя розы». Он считает, что риторика — это наука о порождении высказываний. Существует новая классификация фигур риторики Романа Якобсона.

Но самое главное — развитие теории культуры в ведущих странах Западной Европы вызвало пристальное внимание к идеям и методам, которые когда-то давным-давно разрабатывались риторикой.

  • Мейзеровский В.М. Философия и неориторика. Киев, 1991.
  • Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987.

Думаю, не ошибусь, если промолчу. ( Законы Мерфи )

Если не можешь контролировать свой рот, то даже не надейся контролировать свой ум. ( Буддийская мудрость )

Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять. ( Квинтилиан )

Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить. ( Ралф Эмерсон )

  • Авеличев А.К. Возвращение риторики // Общая риторика. М., 1986.
  • Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978.
  • Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.
  • Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. М., 1989.
  • Гадамер Г.-Г. Риторика и герменевтика // Актуальность прекрасного. М., 1991.
  • Гиндин С.И. Риторика и проблемы структуры текста // Общая риторика. М., 1986.
  • Гуревич С.С., Погорелко В.Ф., Герман М.А. Основы риторики. Киев, 1988.
  • Ораторское искусство: Хрестоматия. М., 1978.
  • Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья) // Антология русской риторики. М., 1995.
  • Панов М.И. Зачем сегодня нужно искусство красноречия? ? // Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: Логика и риторика в вопросах и ответах. М., 1992.
  • Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992.

Научно-популярная литература об умении мыслить и убеждать

Успех — это произведение интересных мыслей на умение их донести.

Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать [НЛП].

Хороший оратор — тот, кто умеет говорить просто о сложном.

Простота дается непросто.

Умение донести мысль просто:

  • Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.
  • Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984.
  • Брутян Г.А. Новая волна интереса к философской аргументации // Философия и культура. М., 1987.

Заговори, чтобы я тебя увидел. ( Сократ )

Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал. ( Саади )

Первый признак ума есть просторечие. ( А. С. Пушкин )

  • Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989; 2-е изд. 1994.
  • Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1986.
  • Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
  • Петров В.В. Язык и логическая теория: В поисках новой парадигмы // Вопросы языкознания. М., 1988. N 2.
  • Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.
  • Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

Научиться говорить можно только говоря.( Скилеф )

Поэтами рождаются, ораторами становятся. ( Цицерон )

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы. ( Ралф Эмерсон )

Юмор и сатира в риторике (художественная литература)

  • Аристофан. Облака // Аристофан. Комедии. В 2-х тт. М., 1983. Т.1. (Критика софистики).
  • Кравчук А. Перикл и Аспазия: Историко-художественная хроника. М., 1991. (Часть седьмая посвящена Протагору из Абдер).
  • Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес; Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. М., 1989.
  • Кэрролл Л., Набоков В. Приключения Алисы в Стране Чудес; Аня в Стране Дива. Повесть-сказка / На русском и английском яз. М., 1992.
  • Лукиан из Самосаты. Гермотим, или О выборе философии // Лукиан. Избранная проза. М., 1991.
  • Лукиан из Самосаты. Учитель красноречия // Там же.
  • Пикуль В. Не от крапивного семени // Пикуль В. «Каждому свое»; Реквием каравану PQ-17; Миниатюры. М., 1990. (О мастерской аргументации Ф.Н.Плевако).
  • Свифт Дж. Эссе из журнала «Исследователь», N 14, 9 ноября 1710 г. // Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала XVII-XVIII века. М., 1987.
  • Чуковский К.И. А.Ф.Кони // Чуковский К.И. Современники. М., 1967.
  • Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  • Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
  • Словарь античности. М., 1989; 2-е изд. 1993. Статьи «Горгий», «Исократ», «Риторика».

Деманипуляция (умение противостоять ложному убеждению)

Прежде, чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами. ( Зигмунд Фрейд ).

Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду. ( Фридрих Ницше )

Как противостоять злобным и завистливым людям, манипуляторам и провокаторам?

Чем больше человек молчит, тем больше он начинает говорить разумно. ( Фридрих Ницше )

Мы не видим вещей, какие они есть, мы видим их такими, какие мы есть. ( Anais Nin )

Меч и огонь менее разрушительны, чем язык. ( Ричард Стил )

Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь. ( Клавдий )

Говори лишь тогда, когда ты спокоен. [!] ( Китайская пословица)

От одного слова да навек ссора. ( Русская пословица )

Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь. ( Л. Н. Толстой )

Никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли». Лучше сказать: «Я плохо выразил свою мысль». ( Робер )

А вообще, о том как не допускать отрицательные эмоции — смотрите страницу Анти-стресс.

Воздействие поведением [воспитание собственным примером]

Люди влияют друг на друга своими аурами, своим умом, своим поведением. ( Учитель Минтан )

Гипноз, самогипноз (аутотренинг) и избавление от гипноза

Слова действительно являются сильнейшим из наркотиков, применяемых человечеством. ( Редьярд Киплинг )

  • Гончаров: курсы гипноза, аутотренинг. Обучение гипнозу, развитие способностей и самовнушение, нетрадиционная медицина: хатха-йога, гипноз, женское здоровье.
  • Владимир Кицис: Алгоритмическая психология. Когнитологические исследования автора. [Мотивация как остаточное явление (гипноз) от увиденного в детстве события, запомнившегося как чудо. — то мой комментарий, как я понял самую интересную для себя идею]

Источник:
Психология общения (умение сотрудничать)
Самое главное в общении — услышать то, что не было сказано ( Дракер ) Сначала этот раздел о навыках общения был объединен с ораторским искусством в надраздел «Навыки психологического
http://www.garshin.ru/esoteric/psychology/conversation.html

(Visited 8 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Киса и мыша БИ-3: с любовью к узнику АзкабанаМеж тем день первого квиддичного матча все ближе и ближе.… (2)

Анетта орлова национальность Анетта Орлова: «Сейчас за любовь не борются»Автор: Юлия Красновская Опубликовано 05 ноября 12 (13:20) Известная… (1)

11 месяцев отношений поздравления любимому 11 месяцев отношений поздравления любимому 11 Месяцев отношений поздравления любимому своими словами Любимый, мы с… (1)

Крутой сарказм 40 цитат от короля сарказма доктора Хауса Дико харизматичный Хаус не оставил равнодушных: кто-то его… (1)

Если мужчина признается в любви пьяный Если мужчина пьян и признаётся в любви, стоит ли верить?Если мужчина пьян и признаётся в… (1)

COMMENTS