Цель науки

Основная задача и цель науки

Наука представляет собой систему знаний, находящуюся в непрерывном развитии. Она исследует объективные законы природы, мышления, формирования и деятельности общества. Знания превращаются в непосредственные производственные ресурсы.

Наука может рассматриваться в различных аспектах. Она может характеризоваться как:

  1. Специфическая форма общественного сознания, в основе которой лежит система знаний.
  2. Процесс познания законов объективного мира.
  3. Определенный тип разделения труда в обществе.
  4. Один из ключевых факторов социального развития.
  5. Процесс выработки знаний и их применения на практике.

Цель науки достигается через переход от живого наблюдения к абстрактному мышлению и далее – к практике. Процесс познания предполагает, кроме прочего, накопление фактов. При этом они должны систематизироваться, обобщаться, логически осмысляться. Без этих действий не может реализовываться цель науки . Систематизация и обобщение фактов осуществляется при помощи простых абстракций. Они представляют собой понятия, выступающие ключевыми элементами науки. Определения, имеющие более широкое содержание, именуются категориями. К ним, например, относят понятия о содержании и форме явлений.

Реализуя цель науки , любой ученый использует аксиомы, принципы, постулаты. Под ними понимают исходные положения определенного направления познания. Они считаются базовой формой систематизации. В качестве важнейшего звена в системе выступают законы. Они отражают самые устойчивые, существенные, объективные повторяющиеся связи в тех или иных явлениях (природных, общественных и пр.). Как правило, законы представлены в виде определенного соотношения категорий и понятий. Одной из высших форм обобщения и систематизации информации выступает теория. Под ней понимают научные методы и принципы, позволяющие логически осмыслить и познать процессы, проанализировать влияние на них различных факторов, предложить варианты их использования на практике.

Они представляют собой способы теоретического исследования либо практической реализации определенного явления или процесса. Метод является ключевым инструментом, позволяющим достичь цель науки – открыть и обосновать объективные законы реальности. Любая теория, в рамках которой объясняется характер каких-либо процессов, всегда связана с конкретным частным способом исследования. Основываясь на общих и специальных методах, ученый получает ответы на исходные вопросы: с чего начать изучение, как следует относиться к фактам, каким образом их обобщать, как прийти к выводам. Сегодня все важнее становится роль количественного способа исследование процессов и явлений. Это обуславливается стремительным развитием ЭВМ, вычислительной математики, кибернетики.

Они используются в случае, когда у ученого недостаточно материала для достижения конечной цели исследования. Гипотеза представляет собой обоснованное предположение. Оно формулируется для объяснения феномена и может быть после проверки подтверждено или опровергнуто. Гипотезой зачастую является первоначальное описание, «черновой вариант» закона.

Научная деятельность в зависимости от целевого назначения может быть теоретической или прикладной. В первом случае исследования ориентированы на выработку и формулирование новых принципов. Как правило, их называют фундаментальными. Их цель состоит в расширении знания, которым обладает общество. Фундаментальные исследования способствуют более глубокому пониманию законов природы. Теоретические разработки используют преимущественно в дальнейшем развитии новых направлений познания. Прикладные исследования ориентированы на разработку новых методов создания оборудования, материалов, технологий и пр. Их цель – в удовлетворении нужд общества в развитии определенной производственной отрасли.

Они бывают кратко- и долгосрочными, бюджетными и пр. Их цель состоит в преобразовании исследований в технические приложения. Конечным результатом выступает подготовка материала для практического применения. Как правило, этим занимаются специальные конструкторские бюро, опытные, проектные производства. При этом работа выполняется по определенной схеме. На начальном этапе формулируется тема. В качестве нее может выступать определенный научно-технический вопрос. Важным этапом в ходе разработки выступает обоснование темы. Завершающей стадией является внедрение результатов исследования и проверка их эффективности.

Источник:
Основная задача и цель науки
Наука представляет собой систему знаний, находящуюся в непрерывном развитии. Она исследует объективные законы природы, мышления, формирования и деятельности общества. Знания превращаются в непосредственные производственные ресурсы.
http://fb.ru/article/283901/osnovnaya-zadacha-i-tsel-nauki

Понятие науки, ее цели и задачи

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ

«ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

1. Понятие науки, ее цели и задачи.

2. Классификация наук.

3. Управление в сфере науки.

4. Ученые степени и ученые звания.

5. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России.

6. Научная работа студентов.

Статьи в философских словарях и энциклопедиях, посвященные раскрытию термина «наука», отмечают его многозначность и приводят различные перечни признаков науки. Если их обобщить, то можно сказать, что понятие «наука» имеет несколько основных значений.

Во-первых, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.

Во-вторых, это система научных знаний.

В-третьих, это одна из форм общественного сознания, социальный институт, представляющая собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включающая системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.

Являясь следствием общественного разделения труда, наука возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей.

Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины. При этом путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике.

· собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

· обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

· систематизация полученных знаний;

· объяснение сущности явлений и процессов;

· прогнозирование событий, явлений и процессов;

· установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Можно выделить несколько точек зрения на время возникновения науки.

1. Наука как опыт человеческой деятельности начала свое развитие в каменном веке (около 2 млн. лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практические умения и навыки.

2. Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в V в. до н.э. в Древней Греции.

3. Наука появилась в период расцвета поздней средневековой культуры, когда была осознана важность опытного знания, например, в творчестве английских церковных деятелей Р.Бэконаи Р.Гроссетеста.

4. Наука возникла в XVI–XVII вв. в связи с деятельностью И.Кеплера, X.Гюйгенса, Г.Галилея, И.Ньютонаи др. В качестве определяющих признаков науки они выделяли построение математических моделей объектов, эмпирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. В данную эпоху были созданы первые научные объединения ученых – Лондонское королевское общество и Парижская академия наук.

5. Наука возникла в конце первой трети ХIХ в. В это время произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе общей научно-исследовательской программы. Создателями науки считаются немецкие естествоиспытатели В.Гумбольдти Ю.Либих.

Современная наука охватывает огромную область знаний – около пятнадцати тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Объем научной информации в XX – начале XXI в. удваивается примерно каждые 10-15 лет. Если в 1900 г. существовало около десяти тысяч научных журналов, то в настоящее время их несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX в. 90% ученых, когда-либо живших на Земле, – наши современники. Число ученых в мире к концу XX столетия достигло свыше 5 млн. чел.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы: объект, субъект и научная деятельность субъекта.

Объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание. Например, объектом (предметом) теории государства и права являются основные закономерности возникновения и развития государства и права, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности правового сознания.

Субъект– конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация. Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в Российской Федерации являются физические и юридические лица. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» физические лица разделены на три группы: научные работники (исследователи), специалисты научной организации (инженерно-технические работники) и работники сферы научного обслуживания.

К научным работникам относятся граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистами научной организации являются граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. Работники сферы научного обслуживания – это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются научно-технические, научные и инженерно-технические работники, докторанты, аспиранты, соискатели, а также студенты и слушатели. К научно-техническим работникам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и ассистента. Должности профессора и доцента следует отличать от сходных по названию ученых званий. Работник может замещать одну из этих должностей, имея неадекватное ей ученое звание либо не обладая каким-либо ученым званием.

Научная деятельность субъектов заключается в применении определенных приемов, операций, методов для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.

Таким образом, наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Источник:
Понятие науки, ее цели и задачи
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» 1. Понятие науки, ее цели и задачи. 2. Классификация наук. 3. Управление в сфере науки. 4. Ученые
http://studopedia.su/1_36981_ponyatie-nauki-ee-tseli-i-zadachi.html

Философия и методология науки

Главной, определяющей научную деятельность целью, является получение знаний о реальности.

Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности — и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле. Но здесь получение знаний не является главной целью.

Искусство предназначено для создания эстетических ценностей. Даже в литературе, где правдивое отображение жизни является важным критерием ценности произведения, не существует жестких критериев отличия подлинных событий от вымышленных. В искусстве на первом плане стоит отношение художника к реальности, а не отображение ее самой. Оно призвано к тому, чтобы развить у человека эстетическое отношение к действительности, создать новый мир художественных ценностей, в которых оно проявлялось бы наиболее концентрированно. Эта творческая, субъективная сторона искусства наиболее четко проявляет себя в музыке, живописи, архитектуре, танце, где, очевидно, проблема отображения реальности уходит на второй план.

Экономическая реформа, чтобы быть успешной, конечно, должна опираться на знания о действительности. Иной раз для этого необходимо и проведение специальных научных исследований. Однако каждому ясно, что она оценивается прежде всего с точки зрения ее эффективности, практического результата.

Аналогично дело обстоит в инженерной деятельности. Ее продуктом является проект, разработка новой технологии, изобретение. Сегодня они все в большей степени опираются на науку. Однако и в этом случае продукт инженерных разработок оценивается с точки зрения его практической пользы, оптимальности используемых ресурсов, расширения возможностей преобразования реальности, а не по количеству и качеству приобретенных знаний.

Таким образом, мы видим, что наука по своей цели, очевидно, отличается от всех других видов деятельности.

Отсюда, конечно, не следует, что определение «ненаучный» надо связывать с негативной оценкой. Каждый род деятельности имеет свое предназначение, свои цели. С возрастанием роли науки в жизни общества мы видим, что научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым во все больших сферах жизни общества. Но мы видим с другой стороны, что далеко не везде оно возможно и далеко не всегда уместно.

Источник:
Философия и методология науки
Главной, определяющей научную деятельность целью, является получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности — и в обыденной жизни, и в политике, и в
http://philosophica.ru/metodology/02.htm

Цель науки

Главная цель науки — постижение сущности

Известно, что главная цель науки — постижение сущности, непрерывно

связанной с принципом простоты как средством, способствующим достиже-

нию главной цели. Упрощение, получаемое в результате использования ка-

тегориально-понятийной матрицы основ обобщающих теорий,- один из спо-

собов проникновения в глубины сущности. Категориально-понятийный синтез

позволяет связать ранее разобщенные элементы в области знания, что в ко-

нечном итоге делает их систематизированными и упрощает их восприятие.

Анализ исследований, проведенный с целью “сжатия” ( выделения ) информа-

ции в работах, посвященных вопросам мелиораций, позволил объединить их в

определенную систему. При этом были выявлены следующие общие признаки

исследований: зависимость каждого от предыдущих научных работ, относя-

щихся как к области мелиораций, так и к другим областям знаний; недостаточ-

ность достигнутого уровня знаний; определенность методов исследований;

вклад исследователя в развитие знаний; практическая значимость исследова-

ний; возможность использования полученных знаний в других отраслях знаний.

Источник:
Цель науки
Главная цель науки — постижение сущности Известно, что главная цель науки — постижение сущности, непрерывно связанной с принципом простоты как средством, способствующим достиже- нию главной
http://rex.vniigim.ru/HTML/HTML/Kpm-13.htm

COMMENTS