Свобода и ответственность личности философия кратко

Общество и личность

Общество и личность. Свобода личности и ее ответственность. Краткий ответ

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.

Личность — это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Человек отличается от животного не только речью, наличием труда и разумом. Не менее важным является свобода выбора человека. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли, постоянно делает выбор, решает, какой пойти дорогой. И общество не всегда влияет на принимаемые решения. Личность обладает свободой выбора.

Свобода — одно из основных понятий философии, связанное с его характеристикой как разумного (духовного) существа, возвышающегося над сферой природной необходимости в актах самообладания (господство над страстями и инстинктивными побуждениями), нравственного выбора, в игре, творчестве и т.п.

Но личной мерой свободы для каждого в таком случае выступает ответственность личности перед собой и другими. Не зря известные философы говорили: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Ведь разрешая себе какой-то поступок, необходимо учитывать негативные последствия и для других людей. Например, опаздывая на работу, потому что «хотелось еще поспать, а без меня все равно ничего не случится», мы подводим начальника отдела. А разрешая себе ночью послушать погромче любимую музыку, мы ущемляем права ни в чем не виноватой бабушки соседки. Не все люди считают, что надо отвечать за свои поступки, но любой начнет возмущаться, лишившись премии на работе, или услышав стук по батарее в ночи. А что, если все забудут про ответственность, и будут говорить: «Это не мои проблемы»?

А многие в свое оправдание говорят: «Я не подумал, что так нельзя, я не знал, что это запрещено». Многие с детства действуют по искажённому принципу свободы «можно все, что не запрещено». Если человек о чем-то не слышал, на уровне интуиции он понимает, что стоит перед выбором, поступить только в угоду себе, или учесть мнение окружающих.

Мы живем в обществе, и вне общества человек не может существовать. Поэтому просто необходимо учитывать все особенности окружающих нас людей. Ведь никогда не знаешь, в какой ситуации можешь оказаться сам.

Источник:
Общество и личность
Общество и личность. Свобода личности и ее ответственность. Краткий ответ Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы). Проблемы личности, личности и общества
http://fevt.ru/load/lichnost_svoboda_kratko/30-1-0-1478

Реферат: Проблема свободы и ответственности личности 2

Реферат: Проблема свободы и ответственности личности 2

Просмотров: 1440 Комментариев: 3 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

по философии на тему:

«Проблема свободы и ответственности личности»

Баранов Геннадий Владимирович

2. Структура и закономерности формирования личности …. 6

3. В чем заключается свобода и ответственность личности.

Главным действующим лицом в мире в котором мы живем, является общество, состоящее из людей, каждый из которых индивидуальность. И от того как будет себя вести данное общество, как развиваться, о чем думать, какие поступки совершать, когда где и как зависит существования нашего мира и без знаний такие понятия, как человек, личность, индивидуум, без изучения индивидуальности, биологического и социального в человеке, принципов формирования личности, типов личности и методов социально-психологического воздействия на них невозможно что-то понять , изменить, избежать чего-то в существующем историческом процессе бытия.

При всей близости понятий человек, индивид, личность, индивидуальность следует различать их смысловые особенности.

Человек — общественное существо, обладающее сознанием, разумом. Понятие о том, что в мире есть некое общность как человеческий род (хомо сапиенс).

Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире неизменно остаются центральными проблемами религии и философии.

Индивид (от лат. individuum — неделимое) – отдельно взятый представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств, т.е. социальная группа, состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность.

Личность — это действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных. Личности присуще индивидуальность.

Индивидуальность — термин, присущий исключительно данному индивиду. родившийся ребенок — индивид, но еще не есть человеческая индивидуальность.

Таким образом, индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть "единицей" человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Понятие "личность" следует отличать от понятий "индивид" (человек как единичный представитель некоего целого — биологического или социального) и "индивидуальность" (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.

Проблема личности в философии — это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и ". чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он “сделать” себя самого, создать свою собственную жизнь".

Чем больше психических свойств (характер, темперамент, способности, чувства) называются "личностными", тем глобальнее становится понятие "личность" и тем труднее им оперировать.

В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества.

Понятие «человек» выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.

В самом общем плане индивидуальность — "особенное", характеризующее данную единицу в её качественных отличиях, противопоставляется "типичному" как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

При рассмотрении человека встает проблема соотношения социального и биологического в нем. Человек является существом биосоциальным. В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.

Биологическая природа навязывает человеку, что смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого Homo Sapiens.

Социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, индивидуального, существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества и других людей.

Духовно-нравственная природа человека по признакам и филогенезу и онтогенезу произрастает сначала на основе биологической, а затем и социальной. По своему происхождению духовно-нравственная природа человека вторична по отношению к его природе социальной и третичная+9-* — по отношению к природе биологической.

В вопросе соотношения биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе, встречаются самые различные точки зрения.

Например, немецкий биолог Э. Геккель, много сделавший для утверждения учения Дарвина, полагал, что развитие человека и общества определяется главным образом биологическими факторами, а двигателем общественного развития и эволюции человека являются борьба за существование и естественный отбор.

В современной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека:

2. все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии играют воспитание и образование, т.е. соц. фактор.

Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: "Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми". Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Таким образом, при рассмотрении роли биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегать крайностей как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животного. Во втором — предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет его развитие.

2. Структура и закономерности формирования личности

Структура личности весьма условна состоит из:

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);

3) индивидуально — неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание)

В качестве относительно самостоятельных подструктур личности можно выделить:

1) динамику ее психических процессов — темперамент;

2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности — способности;

3) направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение;

4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения направленность обусловливает характер личности.

Хотя черты личности в процессе жизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются, однако они в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую относительным постоянством, по крайней мере, на некотором отрезке жизни. Только поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.

Личность всегда активна. Активность личности проявляется в разнообразной и многогранной деятельности. Личность стремится к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления человека — его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид.

Личность формируется в процессе социализации и идентификации. Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т.д.

Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды.

Воспитание — это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.

При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином, рождённый в Бирме — буддистом, в Индии — индуистом, а в России, Украине, Белоруссии — православным.

Огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание, которое осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.

Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия.

Важным социальным фактором формирования личности является время и национальные особенности общества, к которому принадлежит человек.

Таким образом, структура личности человека невероятно сложна и противоречива. Существуют определенные закономерности её формирования, такие как первичный коллектив, социальное положение и многое другое. И именно от них зависит, каким будет человек, насколько он самовыразится, и чего добьется.

3. В чем заключается свобода и ответственность личности?

Человек отличается от животного не только речью, наличием труда и разумом. Не менее важным является свобода выбора человека. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли, постоянно делает выбор, решает, какой пойти дорогой. И общество не всегда влияет на принимаемые решения. Личность обладает свободой выбора.

Свобода — одно из основных понятий философии, связанное с его характеристикой как разумного (духовного) существа, возвышающегося над сферой природной необходимости в актах самообладания (господство над страстями и инстинктивными побуждениями), нравственного выбора, в игре, творчестве и т.п.

Но личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки. Не зря известные философы говорили: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого".

Свобода многогранна, а поэтому для личности нет предела в овладении ее разными видами и гранями. В этой связи можно говорить об экономической, политической, духовной свободе, разных уровнях их достижения личностью. Можно говорить о внешней свободе ("от") и внутренней свободе ("для"), поступать не по принуждению, а согласно своим желаниям, самостоятельно осуществлять выбор и действие. В любом случае следует помнить, что к свободе относится не только то, чем человек живет, но также и то, как он живет, не только тот факт, что он осуществляет свободу, но и тот факт, что он делает это свободно.

Оборотной стороной свободы может быть самоотрицание собственной свободы, а значит и ответственности, бегство от них. "Люди боятся свободы" — такой диагноз поставил Э. Фромм. Бегство от свободы — это особый феномен. Он связан с утратой ответственности. С ростом и расширением свободы люди вынуждены брать на себя бремя ответственности, которое прежде несли на себе надындивидуальные социальные структуры (государство, общество). Но бремя ответственности — тяжелое бремя, оно гнетет человека, заботит его, а следовательно, "размывает" состояние, чувство комфортности бытия. Вот почему человеку порой проще избавиться от ответственности и свободы, перепоручив собственную судьбу и личную свободу другому или другим.

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного.

Отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду, но разумным становится под действием общества.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно и культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности, ответственности. Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека. Но если человек воспринимает себя как часть общества, то должен вести себя, и принимать решения как человек, а не пол руководством животного инстинкта!

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 176.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 188.

4. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

Источник:
Реферат: Проблема свободы и ответственности личности 2
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по философии на тему: «Проблема свободы и ответственности личности» Факультет: Учетно-статистический
http://www.bestreferat.ru/referat-295440.html

Свобода и ответственность личности философия кратко

Свобода и ответственность личности философия кратко

Человек же, несмотря на то, что как вид он неизменен в своей психосоматической оформленности, существо недооформленное: «. его форма разомкнута, идеально не завершена, и из этого разрыва он излучает волны беспокойства на все окружающее».

Второй, не менее очевидный и хорошо известный факт — взаимосвязь свободы и ответственности. Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот — я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода.

Эта единая граница свободы/ответственности определяет одновременно и границы поступка как вменяемого действия, и, собственно, границы личности как свободного/ответственного (вменяемого) субъекта. Причем очевидна и историческая тенденция сужения этих границ Я, границ личности как вменяемого, свободного и ответственного субъекта: от племени, общины, рода до психосоматической целостности индивида и далее — к определенным этапам его жизненного пути (например, начиная с 18 лет). Ничто не мешает предположить, что сужение конуса Я, свободы и ответственности может быть продолжено уходом в глубь тела под кожно-волосяной покров в стремлении к некоей точке с возможным последующим расхождением «по ту сторону точки» в некоем новом запредельном расширении.

Третья очевидность: человека от животного отличает именно его социально-культурная природа. Поведение животного задано генетически. Появившись на свет, практически любое живое существо уже «знает», что ему делать. Человек же рождается совершенно беспомощным и беззащитным. Только при поддержке семьи, пройдя довольно длительную подготовку, включая образование и овладение профессией, он становится полноценной личностью. Именно культура — как система внегенетического наследования опыта, как система порождения, хранения и трансляции этого опыта — делает человека человеком. Причем каждая из усвоенных культур не только наделяет человека определенной жизненной компетентностью, но определяет личность как носителя определенной культуры (набора культур) и ее идентичность.

Человек — существо многоплановое, многомерное, изучаемое многими философскими направлениями и школами. Смысл человеческой жизни заключается в выборе и осуществлении стратегии жизненного пути, в поиске самореализации и осуществления сво­боды. Цель жизни человека может рассматриваться в трех возрастных измерениях: ретроспекции (прошлое), проспекции (будущее) и актуализации (настоящее).

В истории философии выделяются несколько типов мировоззрений, каждый из которых утверждал свой идеал смысла жизни человека и его сущности. Для античного мировоззрения характерна идеализа­ция безличного абсолюта — Космоса, в котором суще­ствуют два противопоставленных начала (логос и хаос). Источник изменчивости и несовершенства -хаос, подчиненный разумному и гармоничному логосу. В человеке эти две силы противоборствуют, хаос -олицетворение телесности, ему присущи страсти и смерть, логос воплощен в разуме и душе, он вечен.

Согласно Аристотелю смысл человеческой дея­тельности заключается в использовании разума для гармонизации своей жизни. В философии гедонизма смысл жизни сводится к достижению наслаждения. В эвдемонизме жизнь — стремление к счастью как под­линному назначению человека.

В средневековой христианской философии выс­шим разумом является Бог. Грехопадение отождест­вляется с отчуждением от Бога. Задачей жизни ста­новится преодоление этого отчуждения, возвраще­ние и спасение от греха. Сущность человека в вере, надежде и любви. Исходя из такого понимания, тео­ретики аскетизма трактовали смысл жизни как отре­чение от мирских дел, умерщвление (усмирение) плоти ради искупления греховности.

С установлением философии Нового времени в ан­тропоцентризме возникло новое противопоставле­ние — основное противоречие человеческой природы сводилось к соединению в человеке эгоистического индивида и свободной личности, способствующей прогрессу всего человечества. Антропоцентрическое мировоззрение в качестве идеала выдвигает челове­ка как просветителя, преобразователя природы, за­щитника и хранителя природы и культурных ценно­стей. В этике долгая жизнь является самопожертво­ванием во имя служения идеалу. Такому подходу противопоставлена концепция утилитаризма, рас­сматривавшая жизнь как извлечение из всего поль­зы, и концепция прагматизма, целью жизни считав­шая достижение любыми средствами поставленной цели.[9]

Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

Выделяются различные уровни исследования человека:

— индивид — человек как представитель рода, рассмотрение его природных свойств и качеств;

— субъект—человек как познающий феномен и носитель предметно-практической деятельности;

— личность — человек как элемент социума, определивший свое место в динамике социокультурного развития.

Специальные науки (медицина, биология, психология и др.) акцентируют внимание на конкретных сторонах объекта исследования неявно недостаточно для адекватного изучения такого целостного явления, как человек.

1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.).

Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Добросовестность, робость, скромность, правдивость, упрямство

ИНДИВИДУУМ (индивид) (от лат. individuum — неделимое; особь),

— особь, каждый самостоятельно существующий организм.

Высокая скорость двигательных реакций, пластичность, реактивность, подвижность, быстрый темп деятельности.

В классификации свойств личности В.С. Мерлина, основанной на определении доминирования или природного, или социального начала, представлены следующие уровни:

1. Свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности психических процессов).

2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности).

Среди всех ролей, выполняемых людьми, обычно выделяется од­на, реализацию которой в соответствующей сфере человек считает для себя главным делом своей жизни. В зависимости от этого различают следующие социальные типы личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники.

Для деятелей характерно активное действие и не только как ис­точник существования, но и как средство самовыражения и достиже­ния душевного комфорта. Это земледельцы и ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д.

‘ Второй тип, как известно, составляют мыслители. Их мысли — о судьбах мира, их цели — спасти людей от заблуждений и соблаз­нов его, сохранить нравственную чистоту людей, уберечь их от угро­жающих их жизни последствий цивилизации, наставить человечество на путь добра и истины. Таких людей обычно принимали посланцами богов. Это Будда и Заратустра, Соломон и Моисей, Конфуций и Лао-Цзы и др. Бытие некоторых из них, на первый взгляд, парадоксаль­но — о судьбах людей они размышляли вдали от них. На самом деле это вполне объяснимо. Чтобы понять глубинный смысл человеческого бытия, надо уйти от «поверхности» повседневности, от временного «суетного» мира и, таким образом, приобщившись к вечности, найти в ней ответы на животрепещущие вопросы современности.

Люди чувств и эмоций — творцы, создатели художественных (в широком смысле) произведений, чаще всего писатели и поэты, опе­режающие время четко и остро выписанными «художественными об­разами». Такие люди, как А. Блок, А. Белый, В. Хлебников и др., бы­вают непризнанными пророками в своем Отечестве, в разное время интуитивно предвидевшие события, отметившие собою века.

К четвертому типу, гуманистов и подвижников относятся люди, о которых можно сказать, перефразируя поэта М. Дудина «чужую боль воспринимают как свою», личности, избравшие себе целью об­легчить страдания не только «ближних», но и «дальних», всех людей планеты, независимо от их гееграфического проживания, пола, воз­раста, расы, национальности и вероисповедной принадлежности. Они не изучали этики сострадания, они ее почувствовали своим сердцем. Это известная всему миру Мать Тереза, Альберт Швейцер — фило­соф, теолог, органист, музыковед, врач, основавший на собственные средства в Ламбарене (Габон) медицински центр и посвятивший ду­ховному и телесному исцелению людей всю жизнь.

Кроме того, существуют также цивилизационные типы личности: восточный и западный. Для западной личности характерна определен­ная целостность в реакции на различные жизненные ситуации, экс­прессивность, склонность к риску, индивидуализм, недостаточно ува­жительное отношение к понятиям «мера», «чувство меры».

Для восточного типа личности (например, японской) характерна по­вышенная ритуальность, разнообразие действий, строгая предписанность реакций в различных ситуациях по соответствующим им «кру­гам обязанностей» в отношении к различным людям в строгой зави­симости от их статуса: государственного, социального, семейного и т. д. Восточная личность высоко оценивает чувство меры и осозна­ния своей сопричастности с той или иной общностью.

Наконец, выделяют религиозные типы личности в зависимости от их религиозных идеалов.

Христианская личность — это человек, любящий бога и своих ближних, осознающий свое единство с миром (антропокосмическое единство), свою ответственность за судьбы мира и природы (посколь­ку по уровню своего развития он надприроден), свою греховность, спа­сительную миссию Иисуса Христа и выполняющий христианские за­поведи.

Личность мусульманина отличает вера в единого Бога Аллаха («Ал­лах един, неразделен и единственен»), и в его пророка Мухаммеда, он почитает Коран — священную книгу мусульман — и следует за-позедям, изложенным в нем, выполняет религиозно-мусульманское

людьми отношения к природным и социальным условиям жизни че­рез призму интересов находит свое выражение в целях, которые че­ловек выбирает, и которые побуждают человека к активной деятель­ности.

Человек — это живое, телесное существо, жизнедеятельность ко­торого представляет собой основанный на материальном производ­стве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функ­ционирования, развития

Существование отдельных представителей человечества фиксиру­ется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социаль­ной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Единичность, отдельность (генетическая, телесная, эмоцио­нальная, интеллектуальная и т. д., присущи только данному челове­ку) является предпосылкой его индивидуальности.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность ду­ховных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это человек как социальное существо. Общение, дея­тельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осу­ществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое соб­ственное «Я».

Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть со­циальное воспроизводство человека посредством усвоения им обще­ственных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов дей­ствий в различных сферах жизнедеятельности. Благодаря кумулятив­ной способности человеческого мозга, он накапливает информацию, полученную в процессе жизни человека, который, осмысливая ее в своей деятельности, формирует у себя собственно систему различ­ных ценностных ориентации, которые проявляет в выполнении своих многочисленных социальных ролей. Социальная роль — это совокуп­ность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение. Основными ролями большинства личностей являются роли собственника, труженика, по­требителя, гражданина, члена семьи.

Одной из основных характеристик личности является ее автоном­ность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только за­нимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое от­вечает склонностям и интересам самого человека и полезно для об­щества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Индивидуальность — есть совокупность наследственных и приоб­ретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов ме­жду собой.

При характеристике человеческой личности следует уделить вни­мание такому понятию, как качества личности — черты характера, об­раз мышления и поведения.

Сравнение восточных и западных концепция человека

Суть восточной концепции человека-признание его духовным существом, результатом эманации Бога. Для восточного мышления характерно пантеистическое воззрение на человека, в рамках которого происходит отождествление Бога с природой.

Человек предстает как выражение божественной сути. Восточное мышление рассматривает его в потоке времени, которое неизменно указывает путь в направлении к смерти. Душа человека существует вечно. Одним из выражений этих представлений является учение о реинкарнации — переселении душ из одною тела в другое.

Основные идеи буддизма сложились примерно к VI—V в. до н.э. В их основе—слияние человека в природе в едином, процессе затухания жизненных явлений как выражения нирваны. Человек поддерживает единство с природой, что не должно уводить его в сторону от Дао—основного пути слияния с Единым. В состоянии нирваны человек выступает представителем Единого.

Древнекитайский мыслитель Конфуций рассматривал человека как часть иерархии социальной системы. Человек рассматривается как особый объект природы, не только подчиняющийся ей, но и имеющий возможность ей противостоять. С одной стороны, человек занимает уникальное положение в мироздании, а с другой—составляет с природой единое целое.

Суфизм как одно из направлений ислама зародился в VIII в. Человек постигает истины бытия, осознавая свою причастность к Богу, переживая единение с Ним. «Постижение Бога» происходит в состоянии экстаза. Пророк Мухаммад Магомет) считается «совершенным человеком», благодаря которому Бог проявляется в этом мире.

Для западного мышления характерно активное отличие «Я» от «неЯ». Человек западного типа мышления стремится не отождествить себя с окружающей природой (Богом), а выявить специфику своего бытия.

Для западного же мышления характерен дуализм в трактовке сущности человека. Осмысление дуализма человека представляется важнейшим элементом самосознания индивида. С одной стороны, как представитель органического мира человек подчиняется его естественнонаучным закономерностям; с другой стороны, как элемент социума человек подчиняется социокультурным тенденциям, определяемым религиозными нормами, духовными традициями, экономическими условиями и т.п.

Для античной традиции характерно рассмотрение человека как составной части природы. Античный человек стремится жить в соответствии с космическим разумом и гармонией.

В средние века человек провозглашается составной частью идеи Бога. В христианском человеке воплощается дуализм (двойственность) низшего (земного) и высшего (духовного). В воззрениях Фомы Аквинского, заложившего основы теологии, в человеке происходит соединение души и тела. Именно эти две составные части его сущности формируют единую субстанцию, которая стремится к познанию Бога.

Возрождаются античные идеалы о целостности человека, о взаимосвязи «микрокосма» и «макрокосма».

В условиях становления классического естествознания преобладало стремление к выявлению рационалистических оснований универсальных характеристик человека. Таковым основанием являлся механицизм.

В рамках французского материализма XVIII в. человек трактовался как высшее творение природы, подчиненное ее закономерностям.

Для немецкой классической философии характерен логический подход к человеку, который рассматривается как выражение абстрактно-всеобщей разумной природы.

Несмотря на разнообразие подходов к феномену человека в русской культурной традиции, их можно условно разделить на два типа:

В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Такое стремление похвально в том смыс­ле, что, конечно же, необходимо объединять и обобщать все дан­ные о человеке. Однако не следует полагать, что для этого нуж­на какая-то особая философия, принципиально отличная от тех философских систем, которые мы рассмотрели. Каждая из наших философских систем содержит в себе определенную фи­лософию человека. Вместе с тем просто-напросто не существу­ет особой философии, которая была бы именно философией че­ловека.

Одной из самых фундаментальных нерешенных проблем совре­менного научного познания является постижение генезиса человека. Поскольку человек, представляя собой часть живой природы (биосферы), является космопланетарным феноменом, постольку перс­пективным является подход, рассматривающий человека как продукт длительной биологической эволюции, воспроизводящей в ин­формационном аспекте развитие нашей Вселенной после Большого взрыва, вместе с социокультурной эволюцией, с которыми связана его психическая эволюция.

Уже известно, что одним из процессов, придавших биосфере не­повторимый облик, является эволюция видов, сопровождающаяся гибелью одних, выживанием вторых и появлением новых (на­пример, вымерли динозавры, сохранились кораллы, появились млеко­питающие). В ходе эволюции остаются те организмы, которые своей жизнедеятельностью увеличивают свободную химичес­кую энергию в биосфере, то есть эволюция идет в определенном направлении.

О сложности и многомерности внутреннего мира человека сви­детельствует то, что он включает в себя правополушарное и левополушарное сознание, воображение и грезы, мечтания и память, медитацию и творческое мышление, сферы собственносознания и бессознательного, интуицию и другие познавательные процес­сы, не говоря уже о ценностях и психологических установках.

Бурное развитие науки поставило на повестку дня проблемы свя­зи человеческой психики с глубинами космоса, т.е. «микрокосма» с «макрокосмом». И сразу появилось несколько концепций, идей и гипотез, объясняющих эту связь:

— концепция человека как единства материального образования (био­машины) и неограниченного поля сознания, т.е. концепция корпускулярно-волновой природы человека;

— концепция человека как «молекулы», содержащей в себе максимум информации о Вселенной;

— гипотезы о галактическом разуме, об определенных аналогиях ха­рактеристик физического вакуума и человеческого сознания и их возможных связях; о голографической природе Вселенной и со­знания.

Представляет интерес вычленение рационального смысла гипо­тез о «жизни после смерти», о существовании в одном теле мно­жества «душ» или личностей, а также выявление связи между субъективным, человеческим временем и объективным временем иерархически организованной Вселенной. Не менее увлекательными являются интерпретации целого ряда психофизических феноменов — экстрасенсорное восприятие, теле­патия, ясновидение или дальновидение, предсказание будущих собы­тий и т.д. В этом плане представляется плодотворной идея коммуни­кации людей при помощи биосферы, связанной с космосом, что дает возможность научного объяснения целого ряда явлений внутреннего космоса человека.

Источник:
Свобода и ответственность личности философия кратко
Из числа исследователей проблемы свободы наиболее яркими в эпоху Возрождения были Эразм Роттердамский, Мартин Люттер, Джованни Пикоделла Мирандола. Они сформулировали основные положения гуманисти…
https://studfilosed.ru/lektsii-po-filosofii/527-filosofiya-o-svobode-i-otvetstvennosti-lichnosti.html

Свобода и ответственность личности философия кратко

Свобода и ответственность личности философия кратко

Поиск информации в поисковых системах »»»

Поиск товаров в электронных магазинах »»»

Подготовка к сдаче кандидатского минимума по философии

(присылайте свои рефераты и работы для публикации по адресу info@webstarstudio.com)

Понятие личности. Личность и общество

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы

выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в

человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную

индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой

обособленный духовный мир.

качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов

деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности”

составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее

социальное качество. Человеческий индивид — это единичный представитель

человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным

антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид,

но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая

индивидуальность — это неповторимый самобытный способ бытия конкретной

личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это

индивидуальная форма общественной жизни человека.

Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна

по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир

индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию

определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме

носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в

самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть

самим собой в рамках социальной системы.

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в

развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования

индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее,

родовой жизни человека. Индивидуальность — это единство уникальных и

универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе

динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных —

общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных — конкретно-

исторических и единичных — неповторимых телесных и духовно-этических

характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все

более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных

Развитие индивидуальности играет важную роль в истории

человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с

преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против

индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в

обществе. Хотя природная основа личности, ее биологические особенности

определяются факторами развития, ее сущностным основанием являются не ее

природные качества, а качества социально-значимые — взгляды, способности,

потребности, интересы, моральные убеждения.

Личность — это динамическая, относительно устойчивая целостная

система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека,

выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности.

Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-

этического, особенного классового, национального и отдельно-

индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность

выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой.

Личность — это действительность индивида, как социального феномена и

субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках,

отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить

о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как

положительных, так и отрицательных.

Познание структуры личности возможно как в общеисторическом

плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры

отдельными науками — биологией, психологией, социологией, педагогикой.

Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и

развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание

личности, ее субъективный мир — это не результат механического внедрения, в

ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы

самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность

личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической

В зависимости от характера общественных отношений, уровня

знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или

меньшее влияние на факторы его развития. Понятие “личность” характеризует

человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек

— это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций,

которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к

тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией.

Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер

мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет

направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и

проступков. Социальная структура личности формируется в производственной

деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности

прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она

включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.

их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и

всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в

непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми

признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях и условиях ускоренного развития

цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с

этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи

свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи

принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную

Развернутая концепция диалектического единства свободы и

необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное,

диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости

исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и

сознания человека — как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.

Каждый человек — индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с

интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных

законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать

интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема

свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне

международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах

личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во

всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на

данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются

их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так

как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность

несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность — это категория этики и права, отражающая

особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу,

человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение

сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к

самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко

увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной

В праве гражданская, административная и уголовная

ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава

преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и

деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем.

Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание

индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов

поступательного развития истории.

законом за совершенное преступление — является одним из признаков правового

государства. Правовое государство предполагает закрепление интересов

личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну

линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех

членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в

обществе. Конституция России поставила интересы личности на первое место.

Первоочередная задача для правоохранительных органов — охрана личного,

государственного и общественного имущества, установила статус личности,

гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в

современных условиях для ее развития в обществе.

Возможно, каждый философ понимает личность по-своему, но все они сходятся в одном. Личность – это сформировавшийся человек, который име-ет свою жизнь, свои убеждения, свои взгляды, свой индивидуальный харак-тер , свои принципы и т.д.

Хотелось бы привести несколько примеров высказываний различных философов о личности.

Епископ Августин Блаженный (354 – 430), оказавший сильное внимание на средневековую философию решает две важнейшие проблемы: динамику личности и динамику общечеловеческой истории. Его работа “Исповедь” – исследование самосознания личности, её психологических состояний. Он описывает внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью: о на-силия в школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдви-гает проблему свободы личности. Он считал, что субъективно человек дейст-вует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человече-ского мышления. Августин показал роль самосознания для личности. Ведь Я – это закрытое, интимное существо, которое отделяется от внешнего мира и даже “закрывается” от него.

Заслушивают внимания социально-философские воззрения Фомы Ак-винского, которого считают создателем католической теологии и системати-затором схоластики. Он утверждал, что личность – это “самое благородное во всей разумной природе” явление. Она характеризуется интеллектом, чувством и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т.е. чувства могут превос-ходить разум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу.

Важная часть творчества А.И. Герцена – тема личности. Ценность лю-бой личности заключена в разумном и нравственно-свободном “деянии”, в котором человек достигает своего действительного существования. Но лич-ность не только венец природы, но и “вершина исторического мира”. Суще-ствует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последствия несут на себе её отпечаток.

В центре социально-философской концепции Михайловского находится идея личности, развитие и целостность которой является мерилом, целью и идеалом исторического прогресса. Для него личность является “мерой всех вещей”, поэтому отчуждение личности превращающее нё в придаток обще-ства необходимо должно быть преодолены.

Леонтьев К. Н. Выступает за яркий тип личности. Для него крайности важнее середины и серости. На однородной почве, на равенстве, на упроще-нии, пишет он, не рождаются гении и оригинальные мыслители.

Кроме этих высказываний существует множество других, ведь каждый философ старается объяснить любой вопрос возникающий у человека. Да и все люди, даже не философы, стараются объяснить для себя все, что так или иначе можно объяснить.

По этому поводу возникает множество споров, разногласий, но ни один философ не придает то, во что он верит.

Источник:
Свобода и ответственность личности философия кратко
Маркетинговые исследования, маркетинг, реклама и бизнес в Республике Коми
http://www.webstarstudio.com/marketing/theor/fil/vopr5.htm

(Visited 7 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Электрофорез с бромом Бром и препараты брома Соли брома при введении в организм стимулируют тормозные процессы в коре… (3)

Семья эссе Пример эссе о семье на конкурс На что и клад, коли в семье лад. Семья-это… (3)

Если мужчина телец пропадает Если мужчина пропал без объяснений Сегодня статью «Почему исчезают мужчины?» прокомментировал мужчина, причем очень подробно… (2)

Поведение мужчины девы после расставания Как мужчина-Дева расстается с женщинами?Любовь является красивым и волнующим чувством. Она дарит нам счастье, но,… (2)

Пикап соблазнение мужчин Женский пикап, пикап для девушек, соблазнение мужчин В категории “Женский пикап”, Вы сможете найти интересующую… (2)

COMMENTS