Светское общение

Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка…

"Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка…"

Одной из главных задач современного образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся, воспитание коммуникабельного человека, чувствующего себя уверенно в ситуации делового и неофициального общения. Сегодня ценится человек, который устремлен наверх и соответствует требованиям, принятым в высшем обществе. Светское общество XXI века составляют публичные люди, образованные, талантливые, с хорошими манерами, владеющие элитарной коммуникативной культурой, занимающие высокое социальное и материальное положение. Однако в современную систему школьного речевого образования не заложены в должной мере те знания и умения, которыми должны овладеть выпускники для профессионального и социального успеха.

Практика и анализ образцов показывают: особые трудности вызывает общение малознакомых людей во время светской беседы. Она занимает большую часть элитарного общения: участники должны продемонстрировать уважительное отношение к собеседнику, кратко охарактеризовать предмет разговора и свое отношение к нему, обсудить последние новости, добиться цели общения (завязать или укрепить знакомство, решить деловые вопросы и т.д.).

Светская беседа как основная жанровая форма коммуникации представителей элитарного общества отличается 1) сферой и речевой ситуацией (светские приемы, которым свойственны праздничность, неповседневность, непринужденность); 2) участниками (избранное общество с четким делением по социальному признаку, демонстрация согласованности и гармонии в общении); 3) коммуникативной целью (поддержать доброжелательные отношения, приятно провести время и др.); 4) регламентированностью тематики беседы (разговор на общие темы, избегание тем – табу), выбора языковых (соблюдение норм речевого этикета, некатегоричность высказывания), пантомимических (отсутствие ярко выраженных реакций) и ритмико-интонационных средств (спокойный темп, негромкий голос); времени (непродолжительность общения с одним гостем), внешнего вида (соблюдение dress-code).

Программа по развитию речи школьников направлена на формирование коммуникативной компетенции, однако в силу объективных причин она не ориентирована на коммуникативные успехи, которые должен достичь человек, стремящийся вверх по социальной лестнице. Знания об особенностях светской беседы и умение организовывать свое речевое поведение, востребованное в элитарном обществе, могут быть сформированы на одном из занятий элективного курса для старшеклассников «Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка…».

Для достижения основной цели занятия учащимся предлагаются различные группы коммуникативных заданий. Выполнение аналитических заданий (например, анализ текста – образца светской беседы, сопоставление позитивных и негативных образцов (№1, 2) сформирует умение оценивать свое и чужое речевое поведение, корректировать его, предупреждать в будущем коммуникативные промахи и неудачи. Аналитико-конструктивные задания направлены не только на критическую оценку предложенного варианта поведения (№3, 4), но и использование более уместных средств общения (вербальных, паралингвистических). Конструктивное задание (№5) предполагает демонстрацию модели речевого поведения в ситуации светского общения (участие в беседе).

Отбирая материалы к такому уроку, учитель может руководствоваться следующими критериями: образцы (графические тексты, видеоситуации) должны, во – первых, демонстрировать негативное либо позитивное элитарное речевое поведение (например, сцены из х/ф «Война и мир», реж. Дорнхельм), содержать легко узнаваемые типы героев и ситуации (например, фрагменты х/ф «Евгений Онегин», реж. Л. Тайлер); во – вторых, пользоваться широкой популярностью, обладать высокими художественными достоинствами (например, сцены из х/ф «Служебный роман», реж. Э. Рязанов); в – третьих, соответствовать теме и содержанию занятия, способствовать формированию необходимых умений (например, фрагмент романа «Саквояж со светлым будущим» Т.Устиновой). Таблицы (например, «Структура и речевые жанры светской беседы») должны систематизировать знания учащихся.

Такая дидактическая база определила выбор методов и приемов: проблемное и репродуктивное слово преподавателя, проблемная беседа, коллективный анализ видеофрагментов и решение риторических задач. На наш взгляд, обучение старшеклассников умению строить речевое поведение во время светской беседы позволит в целом повысить коммуникативную компетенцию школьников, приобщиться к элитарной культуре общества.

Приведем задания, направленные на достижение поставленной цели. В водном слове преподаватель отмечает, что на светских мероприятиях общение приглашенных гостей, отличающихся социальным и материальным положением, степенью знакомства, целью посещения организуется в виде светской беседы – главном речевом событии приема.

Основная задача первого задания – выявить особенности речевого поведения хозяев и гостей во время встречи. После просмотра фрагмента х/ф «Война и мир» (реж. Дорнхельм) учащимся предлагаются вопросы для риторического анализа: В чем заключается коммуникативное поведение организаторов во время встречи гостей? Каковы особенности мимики, жестов, интонации хозяина приема и гостей?

Образец 1*. Фрагмент х/ф «Война и мир» (сцена «Приезд Болконских на раут к Ростовым», реж. Дорнхельм)

Болконский и Лиза подъезжают к дому Ростовых. Андрей подает руку, помогает беременной жене выйти из кареты.

Лиза (недовольно). Это не по-светски. // Мы едва знаем Ростовых. // Мы бы могли соблюсти приличия, Андре.

Болконский (ведет под руку жену, отвечает раздраженно). И сразу же домой.// Недолгого раута довольно, // в вашем положении!

Лиза (недоумевая). Андре, / для тебя светское общество / в тягость?

Болконский (сдержанно приветствует встречающихся гостей, выглядит усталым, отвечает недовольным голосом). Это не тягость, голубушка. // Это пытка!

Граф Ростов (встречает гостей на крыльце, руки за спиной, на лице радость и удивление). Добрый вечер!

Болконский (снимает шляпу, с чуть заметной улыбкой). Добрый вечер!

Граф Ростов (искренне радуется приезду гостей). Глазам не верю! // Князь Болконский! // Какая честь! // Я счастлив / принимать вас в нашем доме! //Давно мы не встречались! // Я частенько вспоминаю вашего отца. // Прошу вас, / не забудьте передать ему поклон!

Болконский (улыбается). С радостью, /граф, / передам.

В ходе проблемной беседы преподаватель обращает внимание на то, что светский прием, как любая хорошо подготовленная процедура, включает встречу гостей и приветствие. Учащиеся отмечают, что во время приветствия между хозяином и гостями происходит непродолжительная светская беседа, содержащая обмен любезностями, выражение радости от встречи. Далее школьникам предлагается риторическая задача, например: «Вас пригласили на губернаторский прием в честь окончания школы и вручения золотой медали. В зале большинство выпускников стоят в одиночестве, ожидая начала церемонии. Оглядевшись, вы заметили группу ребят, увлеченно беседующих о предстоящих трудностях поступления в вузы. Вам эта тема тоже интересна. Начните разговор с ними».

Во втором задании учащиеся обращают внимание на особенности речевого поведения незнакомых людей во время светской беседы. После знакомства с фрагментами х/ф «В ритме танго» (реж. А.Павловский) и романа «Годы без войны» А.Ананьева [1, 140] предлагаются вопросы для анализа: Состоялась ли светская беседа между людьми, только что представленными друг другу? Почему? Какие ошибки совершили собеседники? Какие темы они могли бы обсудить?

Образец 1. Фрагмент х/ф «В ритме танго» (сцена «На банкете по случаю презентации клуба», реж. А.Павловский)

Наталья Соламас обращается к Ольге с просьбой познакомить ее с музыкантом, присутствующим на вечере. Разговор происходит через переводчика

Ольга (улыбается). Простите, / вы знаете, / Макс, я хочу вас познакомить с молодой аргентинской певицей (показывает рукой в сторону Натальи). // Наталья Соламас.

Наталья улыбается, машет Максиму рукой

Максим (машет рукой, говорит бодро, жизнерадостно). Здравствуйте!

Наталья (протягивает руку). Привет!

Максим (пожимает ее руку, задумывается, пытаясь что – то вспомнить, поднимает указательный палец вверх, громко и радостно произносит). Ваш муж – // крутой футболист, // Энрике Ромирос?!

Наталья (на лице открытая улыбка, в голосе восторг). Да, /да, / это мой муж!

Максим (заинтересованно). А что вы поете?

Наталья (смотрит в глаза Максиму, говорит быстро, жестикулирует). Вы знаете, / я сама пишу музыку и тексты, // и сейчас я работаю / над моим новым сольным альбомом / и ищу хорошую звукозаписывающую студию (поправляет челку). // Вы бы могли мне дать какой – нибудь совет на этот счет? (улыбается).

Максим (четко проговаривает каждое слово). Я вас познакомлю / с замечательным продюсером. Это мой постоянный партнер. Я работаю только в его студии.

Наталья (улыбается, протягивает руку). Спасибо.

Максим (смеется). На здоровье!

Образец 2. «Годы без войны» (А.Ананьев, сцена «Знакомство Коростелева и Казанцева в гостиной Дорогомилиных»)

Последним, кому Вера Николаевна представила его, был Казанцев.

— Очень приятно,— сказал Казанцев, глядя как будто на Сергея Ивановича, когда тот протянул руку, и в то же время глядя мимо него.— Вы художник? — затем осведомился он, когда Сергей Иванович присел рядом с ним.

А-а,— разочарованно проговорил Казанцев.

— Вы не скажете, что здесь происходит, какое торжество? — в свою очередь спросил его Сергей Иванович, и Казанцев, повернув к нему маленькую на сухой морщинистой шее голову, так удивленно – многозначительно взглянул на него, что у Сергея Ивановича уже до конца вечера ни разу больше не возникло желания говорить с ним.

Школьники говорят, что приветствие означает проявление вежливости, дает возможность установить контакт. Также отмечают, что светских людей отличают сдержанность, умение скрывать чувства. Подводя итог обсуждению, учитель помогает старшеклассникам прийти к выводу о том, что начало речевого поведения является наиболее сильным, запоминающимся, позволяет прогнозировать дальнейшее развитие отношений.

Целью третьего задания является выявление условий протекания светской беседы, ее тематики. Для этого школьники после просмотра фрагментов х/ф«Служебный роман» (реж. Э. Рязанов) и «Москва слезам не верит» (реж. В. Меньшов) проводят сопоставительный анализ: Где происходит беседа? Кто и о чем беседует? Какие коммуникативные ошибки допущены героями? Кто является коммуникативным лидером? Каковы цели каждого из них? Охарактеризуйте их речевое поведение.

Образец 1. Фрагмент х/ф «Служебный роман» (сцена «Новосельцев и Калугина на вечере у Самохвалова», реж. Э. Рязанов)

Калугина удобно расположилась в кресле, просматривает газеты. Новосельцев сидит напротив, сгорбившись, зажав руки коленями. Что – то ищет в карманах,

Новосельцев (нервно смеется, заглядывает в газету Калугиной). Че печатают?

Калугина (чуть подняв голову, ровным голосом). Пока все в порядке.

Новосельцев (кладет сигарету, резко встает). Сидим, как глухонемые, / как будто нам и поговорить / не о чем (ходит около Калугиной, засунув руки в карманы). Давайте побеседуем о чем – нибудь. // Об отчете мы поговорили (подходит к Калугиной, немного заикается), // грибы вас мало интересуют, /как я понимаю.

Калугина (равнодушно). Правильно понимаете.

Новосельцев (наклоняется к Калугиной, с иронией). Ягоды / не интересуют?

Калугина (спокойно). Только в виде варенья.

Новосельцев (с издевкой в голосе). А стихи / в виде поэзии? // Как вы к ним относитесь?

Калугина (с небольшой долей заинтересованности). Положительно.

Новосельцев (с напускной радостью). Правда? // Ну вот и прекрасно! (резко берет стул, подсаживается к Калугиной, кладет ногу на ногу). // Давайте с вами побеседуем о стихах. // Вы знаете, / в молодости я писал стихи. // А вы не писали?

Калугина (сдержанно). Нет, / у меня к этому не было способностей.

Новосельцев (энергично берет сигарету из пепельницы, тушит ее). У меня тоже не было. // Я вам сейчас почитаю – // вы в этом убедитесь.

Калугина (немного с испугом). А может // не стоит? // Рисковать?

Новосельцев (энергично, с вызовом). Почему? //Давайте рискнем! //Очень хочется произвести на вас приятное впечатление.

Калугина (смотрит как на безумного). Вам это удалось. // Уже.

Образец 2. Фрагмент х/ф «Москва слезам не верит» (сцена «Вечеринка в доме профессора», реж. В. Меньшов)

Гости сидят в гостиной за столом, звучит музыка

Молодой человек (держит сигарету в руках, обращается к присутствующим). Не могу с вами согласиться. // Как раз сейчас поэзия на подъеме (жестикулирует). // Очень интересные ребята появляются. // Женя Евтушенко, / например.

Перов (не расслышав, удивленно). Кто – кто? // Евтушенко?

Молодой человек (грустно). Не читали. // Вот видите! // Очень обещающий парень. // Но дальше всех (размышляет), // я думаю, / Роберт пойдет, / Рождественский. Не слышали? // Есть в нем какая – то сила, (жестко) // дух бунтарский!

Круглов (отвлекаясь от блюда, весело). Да, / бунтарей сейчас развелось, / хлебом их не корми, // дай только старшее поколение покритиковать. «Почему вы молчали?» – // все допытываются. Сейчас легко рассуждать (с улыбкой обращается к присутствующим). А посмотрел бы я на них в наше время!

Молодой человек (отвечает жестко). Уж мы бы не молчали…

Ученики отмечают, что светская беседа может состояться при взаимном расположении собеседников, соблюдении тактичности, тщательном подборе тем общения. Учитель напоминает о регламентированности светской беседы, существовании ряда запретов языкового, содержательного, социального, этического характера.

Четвертое задание выявляет особенности вербальных и невербальных средств, используемых в процессе светской беседы, на основе ранее рассмотренных фрагментов. Учащимся предлагаются следующие вопросы: Какие жесты используют герои? Всегда ли они уместны? Следят ли они за мимикой, интонацией во время общения? Какими коммуникативными качествами, на ваш взгляд, должна обладать речь представителя светского общества?Ученики отмечают, что светские люди должны постоянно следить за использованием мимики, жестов, интонации. Учитель подводит учащихся к выводу о том, что светского человека отличает элитарная коммуникативная культура, включающая соблюдение правил приличия, норм речевого этикета; уважение к собеседнику, сдержанность чувств и эмоций, постоянный самоконтроль. Полученные знания обобщаются в таблице (таблица 1).

Таблица 1. Коммуникативные качества элитарной речи

Источник:
Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка…
Одной из задач современного образования является формирование коммуникативной культуры школьников. Практика показывает: особые трудности вызывает общение людей во время светской беседы. Знания об особенностях светской беседы и умение организовывать свое речевое поведение могут быть сформированы на одном из занятий элективного курса.
http://festival.1september.ru/articles/552971/

Обучаем элитарному общению Текст научной статьи по специальности — Народное образование

Обучаем элитарному общению Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Лукьянченко Ирина Васильевна

Аргументируется необходимость обучения старшеклассников основам элитарной речевой культуры , предлагается программа элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения ». Автор предлагает содержание курса, результатом изучения которого могут стать умения школьников организовывать элитарное общение и участвовать в нем, использовать ключевые жанры светского приема (светская беседа, комплимент и др.). Рассматривается логика изучения основных тем электива, анализируется система заданий, формулируются критерии для оценки светской речевой культуры.

The necessity of senior pupils' training for bases of elite speech culture is grounded in the article. The program of an elective course 'We go out': communicative bases of secular dialogue, is offered here. The author offers the content of the course. The results of taking it are the schoolchildren's skills to organize elite dialogues and their participating in them, the ability to use key genres of secular reception (secular conversation, a compliment, etc.). The logic of teaching the basic topics of the elective course is considered in the article, the system of tasks is analysed, criteria for estimation of secular speech culture are formulated.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Лукьянченко Ирина Васильевна,

Текст научной работы на тему «Обучаем элитарному общению»

?И. В. Лукьянченко ОБУЧАЕМ ЭЛИТАРНОМУ ОБЩЕНИЮ

Аргументируется необходимость обучения старшеклассников основам элитарной речевой культуры, предлагается программа элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения». Автор предлагает содержание курса, результатом изучения которого могут стать умения школьников организовывать элитарное общение и участвовать в нем, использовать ключевые жанры светского приема (светская беседа, комплимент и др.). Рассматривается логика изучения основных тем электива, анализируется система заданий, формулируются критерии для оценки светской речевой культуры. Ключевые слова: светское общение; элитарная речевая культура; светский прием; речевой жанр.

Речевая культура, востребованная в элитарном обществе, может быть заложена, на наш взгляд, в процессе изучения элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения». Обучение школьников позволит сформировать потребность в самообразовании, самовоспитании, приобщит к элитарной культуре, характерной для людей интеллигентных, целеустремленных, и продолжит традиции национальной культуры Х1Х-ХХ вв.

языковыми конструкциями, характерными для микрожанров светского приема; иллюстративный графический материал (таблицы, схемы, памятки) и др.

Содержание курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения» (20 ч)1.

Раздел 2. «Имеем честь покорнейше просить Вас пожаловать. »: содержание подготовки к элитарному общению во время светского приема. Цель: сформировать представление о приглашении на прием и ответе на него, научить создавать эти жанры. Тема 1*. Приглашение как коммуникативно значимый элемент светского приема и речевой жанр. Структурные компоненты, композиция и языковые особенности официального пригласительного текста (ключевые фразы). Риторические «секреты» ответа на приглашение.

Раздел 3. «Язык гостиных — нечто вроде птичьего щебетанья» (Ф.В. Булгарин): коммуникативная ситуация светского общения. Адресант — коммуникативный лидер (хозяин, гость). Адресат (собеседники, отличившиеся достижениями или талантом: государственные деятели, известные писатели, ученые, представители эстрады и др.). Интенции светского общения (соблюдение ритуала, принятого в обществе, демонстрация принадлежности общающихся к одной группе и др.). Характер отношений (регламентированный, непринужденный, комбинированный). Предмет речи на светском приеме. Основные требования к речевому поведению (изысканность манер, ортологическая культура, использование риторических свойств голоса и др.). Цель: сформировать умения анализировать рече-

Структура и содержание развернутого тоста: вводная часть: обращение к виновнику торжества, формула благодарности и изъявление чувств; основная часть: развернутое поздравление, риторическое украшение (уместный анекдот, афоризм, комплимент, шутка, байка, рассказ, случай из жизни, притча, легенда, пословица, стихотворение, сказочный эпизод и др.), пожелание; заключение: предложение поднять бокал. Особенности публичного произнесения тостов (вербальные, паралингвистические). Структура, композиция и содержание светского комплимента и ответа на него.

Раздел 4. «Кончен бал, погасли свечи»: правила общения после светского приема. Цель: сформировать умения, необходимые для эффективного речевого общения на заключительном этапе приема. Тема 1. Прощальная и напутственная речи в светском общении: цели, структура и содержание (выражение благодарно-

сти за приятный вечер, комплимент хозяе-

вам/организаторам, приглашение на следующий прием, слова прощания), композиция, языковые средства. Особенности речевого поведения (пантомимического, ритмико-интонационного, языкового) расстающихся собеседников.

7) благодарность приглашенным за посещение мероприятия (возможно поздравление и вручение подарков);

8) объявление о закрытии официальной части приема и

ческий (Что понравилось и почему? Что не удалось и

почему?); 2) формальный/структурно-композиционный (Насколько структура мероприятия соответствовала особенностям светского приема? Как проявились логичность, уместность включения микрожанров в текст?); 3) семантический/содержательный (О чем и как говорили коммуниканты? Какие ошибки и промахи они допустили? Удалось ли собеседникам реализовать коммуникативные задачи?). Определение победителя по речевым параметрам: качественное выполнение роли, использование необходимых жанров, соблюдение риторических норм и этикетных правил.

Краткая программа изучения ключевых тем.

Тема 1. «Всегда ли человек властен войти в хорошее общество? Человек способный, достойный и хорошо воспитанный всюду проложит себе дорогу» (Честерфилд).

1. Вводное слово учителя об актуальности темы. Вопросы для общения: Были ли вы участниками светского приема? Кого из героев художественных произведений и почему вы могли бы отнести к светским людям? Кого из наших современников считаете светскими людьми? Какие качества их отличают? Формулирование определений понятий «свет», «светское общество», «светский человек».

2. Просмотр и анализ фрагментов романа «Евгений Онегин» [1. С. 320-322] и х/ф (сцена встречи Онегина и Татьяны на балу, реж. Л. Тайлер)3. Вопросы для беседы: Являются ли герои, представленные на экране, светскими людьми? Что отличает их с точки зрения общей и речевой культуры? Какие требования предъявлялись к светскому общению в эпоху Пушкина? Заполнение таблицы «Особенности коммуникативной культуры светского человека». Выводы учащихся об элитарной коммуникативной культуре.

3. Просмотр и анализ фрагмента х/ф «Титаник» (сцена званого ужина на корабле, реж. Д. Камерон). Вопросы для анализа: Можно ли Джека считать светским человеком? Почему? Приняли ли его в светское общество? Удалось ли ему стать «своим» в кругу высшего общества? Можете ли вы назвать людей, достигших положения в обществе, не имея благородного происхождения? Дополнения к таблице «Особенности коммуникативной культуры светского человека». Выводы школьников о переоценке качеств светского человека в современном обществе.

4. Просмотр фрагмента х/ф «И все-таки я люблю» (сцена знакомства главной героини Веры с родителями жениха, реж. С. Гинзбург). Вопросы для обсуждения: Можно ли представленное общение отнести к элитарному? Каковы речь, жесты, выражение лица, осанка, манеры Веры? Какие коммуникативные ошибки она допустила? Как ей следовало поступить? Заполнение таблицы «Элитарная и массовая речевая культура». Вывод учащихся о потребности в самосовершенствовании для вхождения в светское общество.

5. Просмотр фрагмента х/ф «Москва слезам не верит» (сцена знакомства главной героини Кати с родителями Рудольфа, реж. В. Меньшов), самостоятельный анализ. Ролевая игра «Первое знакомство с родителями юноши/девушки». Риторический анализ представленных образцов. Обобщающее слово учителя о качествах современного светского человека.

Тема 2. «В обществе жить не есть не делать ничего. » (Ответ Екатерины II Д.И. Фонвизину).

1. Беседа об основных этапах светского приема и

его речевых жанрах. Просмотр фрагмента х/ф «Война и мир» (сцена светского раута в салоне А.П. Шерер, реж. С. Бондарчук), анализ текста-первоисточника [2. С. 5-30]: Что предшествовало началу раута у

А.П. Шерер? Как описывает Л. Толстой проведение вечера? Как он заканчивается? Обобщающее слово и заполнение таблицы 1 «Структура и речевые жанры светского раута». Вопросы для следующего этапа беседы: Где происходит светский раут? Кто присутствует на нем? Каково социальное и материальное положение собеседников? Какова цель посещения мероприятия? Как и о чем беседуют гости? Каковы особенности мимики, жестов участников светского общения? В чем заключается роль хозяйки? Обобщение наблюдений в таблице 2 «Жанровые формы светского приема»4 (графа «Раут»).

2. Анализ фрагмента романа Т. Устиновой «Одна тень на двоих» (сцена презентации книги Данилова) [3. С. 200-208] по вопросам предыдущего задания. Внесение сведений в таблицу 2 (графа «Презентация»). Выводы учащихся об особенностях организации классического и современного светских приемов.

3. Просмотр фрагмента видеозаписи «Церемония вручения Государственной премии РФ» и определение формы светского приема. Заполнение недостающих сведений в таблице 2. Вывод школьников о регламентированности светского приема.

4. Просмотр фрагмента х/ф «И все-таки я люблю. » (сцена церемонии бракосочетания Веры и Вадима, реж. С. Гинзбург). Вопросы для обсуждения: Любая ли свадьба является светским мероприятием? Что делает свадьбу светским приемом? Каковы цели посещения подобных мероприятий? На основе наблюдений сформулируйте вывод: Церемония бракосочетания — это.

5. Просмотр и анализ фрагмента х/ф «В ритме танго» (сцена банкета по случаю презентации клуба, реж. А. Павловский). Анализ фрагмента по вопросам: Может ли данная форма приема использоваться самостоятельно? В каких случаях? Что может быть поводом такого мероприятия? Заполнение недостающих сведений в таблице 2 (графа «Банкет»). Обобщающее слово учителя о структуре, участниках мероприятия, целях посещения, степени торжественности разных форм светского приема.

6. Самостоятельная работа учащихся: заполнение недостающих сведений в таблице 2. Сравнительный анализ таблицы для выявления общих и отличительных черт форм светского приема.

Тема 3. «Бывало, он еще в постели: к нему записочки несут. » (А.С. Пушкин)

1. Вводное слово об особенностях подготовительного этапа для проведения светского приема.

2. Анализ образцов приглашений на прием по вопросам: В чем сходство и отличие приглашений? Какие отношения связывают хозяев и будущих гостей? Какова цель приглашения? В чем проявляются языковые особенности официального приглашения? Заполнение таблицы «Жанровые особенности приглашения».

Формулировка определения понятия «приглашение» как речевого жанра.

3. Анализ образцов приглашений и ответы на вопросы: Из каких частей состоит приглашение? Каковы основные структурные элементы официального приглашения? Заполнение недостающих сведений в таблице «Структура приглашения и основные речевые средства».

4. Беседа по вопросам: Какие жанры характерны для вводной части приглашения? Какая дополнительная информация может быть помещена? Какие речевые средства могут использоваться в заключительной части? Назовите графические формы приглашения. Заполнение таблицы «Графические формы приглашения». Выводы учащихся о соблюдении структурных компонентов и риторических норм в приглашении.

5. Коллективная работа с таблицей «Виды ответа на приглашение, структура и основные речевые средства»: Что общего в структуре согласия и отказа от приглашения? Какие речевые жанры они включают? Комментирующее слово учителя к памятке «Как составить официальное приглашение». Самостоятельная работа с образцами приглашений (включение отсутствующих элементов) и их анализ. Беседа обобщающего характера о приглашении как жанре светского приема.

Тема 4. «Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка. » (А.С. Пушкин).

1. Вводное слово о светской беседе как главном речевом событии приема.

2. Просмотр и сопоставительный анализ фрагментов х/ф «Война и мир» (сцена приезда Болконских на раут к Ростовым, реж. Дорнхельм) и романа Т. Устиновой «Саквояж со светлым будущим» (сцена вечеринки на даче олигарха Т. Кольцова) [4. С. 173] по вопросам: Что служит началом светского приема? В чем заключается коммуникативное поведение собеседников во время встречи? Охарактеризуйте особенности мимики, жестов, интонации хозяев приема. Вывод старшеклассников об особенностях речевого поведения знакомых людей во время встречи.

3. Просмотр и сопоставительный анализ фрагмента х/ф «В ритме танго» (сцена знакомства главной героини Натальи и певца Максима на банкете, реж. А. Павловский) и фрагмента романа А. Ананьева «Годы без войны» (сцена знакомства Коростелева и Казанцева в гостиной Дорогомилиных) [5. С. 140]. Вопросы для обсуждения: Состоялась ли светская беседа между людьми, только что представленными друг другу? Почему? Какие ошибки совершили собеседники? Какие темы могли бы стать предметом обсуждения? Заполнение таблицы 1 «Жанровые разновидности светской беседы и особенности речевой культуры»5 (графа «Светская беседа при встрече»). Вывод учащихся о речевом поведении незнакомых людей во время встречи.

4. Просмотр и анализ фрагмента х/ф «Служебный роман» (сцена беседы Новосельцева и Калугиной на вечере у Самохвалова) по вопросам: Где происходит беседа? Кто и о чем беседует? Можно ли назвать их поведение элитарным? Какие коммуникативные ошибки допущены героями? Каковы цели каждого из них? Охарактеризуйте их речевое поведение. Заполнение соответствующей графы таблицы 1. Выводы школьников о ритуализированном характере светской беседы.

5. Просмотр фрагментов х/ф «Евгений Онегин» (сцена ужина Онегина в доме Лариных, реж. Л. Тайлер), «Служебный роман» (сцены беседы Самохвалова с бывшей однокурсницей Ольгой Петровной во время танца, прощания директора Калугиной с хозяевами и гостями, реж. Э. Рязанов). Самостоятельный анализ и заполнение таблицы 1. Коллективное выявление особенностей светской беседы за столом, во время танца, при прощании.

6. Беседа по вопросам: Каковы основные структурные элементы светской беседы? Характерны ли они для всех разновидностей светской беседы? Какие речевые жанры используются на каждом этапе? Обобщение наблюдений и заполнение таблицы «Структура и речевые жанры светской беседы».

7. Комментарий памятки «Как вести светскую беседу». Ролевая игра «Мой юбилей» и ее риторический анализ.

1 Предлагаемый курс (9 практических занятий и ролевая игра) допускает вариативность в зависимости от особенностей учащихся: наличия

мотивационной базы, уровня знаний, сформированности коммуникативных умений и т.п. Педагог может сокращать или увеличивать количество учебных занятий.

2 Знаком * отмечены темы, являющиеся ключевыми в формировании элитарной коммуникативной культуры, которые требуют обязательного

3 Для риторического анализа на занятиях используются авторские варианты стенограмм фильмов.

4 Таблица 2 «Жанровые формы светского приема» заполняется на протяжении урока.

5 Таблица 1 «Жанровые разновидности светской беседы и особенности речевой культуры» заполняется на протяжении урока.

1. Пушкин А.С. Сочинения: В 3 т. М.: Худ. лит., 1986. Т. 2. 527 с.

2. Толстой Л.Н. Война и мир. М.: Гослитиздат, 1955. Т. 1. 753 с.

3. Устинова Т.В. Одна тень на двоих. М.: Эксмо, 2006. 352 с.

4. Устинова Т.В. Саквояж со светлым будущим. М.: Эксмо, 2005. 352 с.

5. АнаньевА.А. Годы без войны. М.: Советский писатель, 1982. Кн. 1. 656 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 октября 2009 г.

Источник:
Обучаем элитарному общению Текст научной статьи по специальности — Народное образование
Аргументируется необходимость обучения старшеклассников основам элитарной речевой культуры, предлагается программа элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения». Автор предлагает содержание курса, результатом изучения которого могут стать умения школьников организовывать элитарное общение и участвовать в нем, использовать ключевые жанры светского приема (светская беседа, комплимент и др.). Рассматривается логика изучения основных тем электива, анализируется система заданий, формулируются критерии для оценки светской речевой культуры.
http://cyberleninka.ru/article/n/obuchaem-elitarnomu-obscheniyu

Прояви инициативу! Эффективное общение на корпоративных вечеринках и светских раутах

на корпоративных вечеринках и светских раутах

Продолжим наш разговор об основах лидерского поведения. Тому, кто хочет выработать в себе лидерские навыки, надо запомнить принципиальное правило:

ОСНОВА ЛИДЕРСТВА — ВЛАДЕНИЕ ИСКУССТВОМ ОБЩЕНИЯ.

УСПЕХА ДОБИВАЕТСЯ ЛИШЬ ТОТ, КТО УМЕЕТ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ

Будь то «междусобойчик» на работе или дипломатический прием, ищете ли вы приятных личных знакомств или стремитесь расширить деловые контакты — вы должны стремиться занять активную позицию в общении. Активность — основа лидерства. Уточняем — сейчас мы учимся занимать именно активную, а не доминирующую позицию. Вы не должны стремиться к доминированию, к подчинению других своей воле, к демонстрации своих лидерских качеств. Не торопитесь. Скорее всего, вы пока и не сможете этого сделать, а любые попытки приведут лишь к обратному результату. Ваши попытки, в лучшем случае, могут быть расценены как элементарное бескультурье, а в худшем… Впрочем, о плохом говорить не будем. Приведем лишь слова древнекитайского философа Лао-Цзы, который все сказал за две тысячи лет до нас:

Кто поднялся на цыпочки, не сможет долго стоять. Кто делает большие шаги, не сможет долго идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, не достигнет успеха. Кто сам себя возвышает, не сможет стать старшим среди других. Все это называется тщеславным желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят и презирают все живые существа. Поэтому человек, обладающий мудростью, не делает этого.

Помня эти слова, приступаем к отработке навыков эффективного общения.

Вы попали на прием, деловую встречу, корпоративную вечеринку, раут и т. п. Люди, разбившись на группы, беседуют. Здесь важно решить: в какую компанию влиться, с чего (с кого) начать общение.

Обычно мы прекрасно чувствуем себя в компании двух-трех приятелей, но неуютно — в окружении незнакомых людей. Часто нам бывает очень трудно завести с ними разговор. Боязнь общения — так можно определить этот своего рода недуг. Избавиться от него можно. Сделать это крайне необходимо, тем более что это под силу даже болезненно стеснительным людям. Овладеть искусством общения для многих становится в наши дни профессиональной задачей и первым шагом на пути к лидерству. Итак, вы решились? Тогда начинаем. Не забывайте, что все нижеизложенное носит характер именно практических рекомендаций. Эффективное общение сродни искусству плавания — чтобы научиться, неплохо для начала хотя бы войти в воду. Все, о чем вы узнаете, вы должны обязательно испробовать на практике. Простое чтение «ради интереса» не даст никаких результатов.

Следует придерживаться элементарного и проверенного на практике принципа эффективного общения: чем больше людей, тем меньше риск все испортить. Чем многочисленнее выбранная вами группа, тем больше шансов встретить человека, который отзовется (отреагирует) на вашу первую реплику и поможет начать разговор. Впрочем, если ваше появление окажется незамеченным и ваша реплика останется без ответа — не беда. У вас будет время присмотреться, прислушаться и, выбрав момент, вступить опять в общий разговор или незаметно ретироваться и повторить попытку в другой компании.

Метод «я — новенький». Осмотритесь, выберите среди присутствующих приятного вам человека (даже в самом неблагоприятном случае, когда гости разбились по группам в 2-3 человека и беседуют в узком кругу «своих людей»), подойдите и станьте рядом. Произведите какое-либо движение (действие) и, когда вас заметят, обратитесь к заранее намеченному вами гостю со словами: «Извините, Бога ради. Надеюсь, вы не будете против. Я здесь никого не знаю. Меня зовут. Не могли бы вы подсказать мне…» По реакции гостя вы сразу определяете, с кем имеете дело и можно ли рассчитывать на беседу. Любой ответ, кроме «какое вам дело?», годится для того, чтобы разговор завязался.

Такое начало общения почти гарантирует успех. «Чистосердечное признание» срабатывает потому, что практически всем знакомо ощущение неловкости и растерянности в незнакомой компании. Ваше признание дает чувство превосходства человеку, к которому вы обратились. Ведь ему предоставляется роль покровителя, а это — приятная роль. Применяйте этот прием, если вы действительно ни с кем не знакомы, и не чаще двух раз за один вечер. Иначе можно лишиться доверия присутствующих. К тому же, необходимо учитывать уровень вечеринки и вероятный социальный статус вашего потенциального визави. Например, вряд ли стоит так подходить к какому-нибудь министру или другой высокопоставленной персоне. Скорее всего, это вызовет только легкое недоумение — а кто вы, собственно, такой и что делаете в компании «солидных людей»? А может, вам здесь и не место вовсе? В таких случаях вам сможет помочь другой метод.

Метод «я — свой» подобен тактике «втирания» в очередь, которую нередко используют хитрые покупатели. Вы как можно незаметнее пристраиваетесь к выбранному кружку гостей, чтобы никто не понял, что вы «новенький». Еще это очень похоже на присоединение к пению: вы гармонично сливаетесь с общим звучанием голосов.

Следующий принцип эффективного общения — учет взаимного расположения в пространстве. Хорошо знающие люди предпочитают располагаться сбоку друг от друга. Подобное расположение подсознательно ассоциируется с благорасположением беседующих и взаимной симпатией. И наоборот, при прочих равных условиях конфликты чаще всего возникают между людьми, находящимся друг против друга. Понятие «противостояние» существует отнюдь не случайно. Такая позиция подспудно провоцирует чувство соперничества и соревновательно-оборонительные отношения. Поэтому вам лучше находиться рядом или под углом к самому активному члену группы.

Порой бывает просто невозможно отделаться от неинтересного (или неприятного) собеседника, и многие просто сдаются, обрекая себя на его компанию до самого конца вечера. Но такой исход вам не подходит. Ваша цель — смешаться с массой гостей, поднять себе настроение, успеть со всеми переброситься репликами, обменяться визитками, и получить от этого удовольствие. А также завести полезные в будущем знакомства, связи.

Если вы топчетесь на одном месте, не представляя себе, как отойти, когда обсуждаемая тема вас не интересует, вы рискуете потерять вечер и не достичь цели. Прелесть светского общения в том, чтобы свободно курсировать от одного гостя к другому. А для этого необходимо знать, в какой момент и каким образом можно «менять стоянку».

Оптимальное время светской беседы на многолюдной вечеринке — 5-20 мин на одну «душу». Предел — 30 мин. Помните: вы здесь для того, чтобы учится знакомиться с людьми и завязывать новые контакты. Если собеседник интересный — дате себе слово вернуться к нему после того, как познакомитесь с десятком гостей. Можно взять у него визитную карточку и договориться о встрече в другом месте.

…но двигайтесь не хаотически, а с целеустремленным видом. Движение, активность и целеустремленность всегда привлекает к вам внимание. Если, отойдя от собеседника, вы остановитесь в нерешительности, не зная куда направиться, вашу растерянность заметят многие. А те, кого вы только что покинули, могут подумать, что вы попросту брезгуете их обществом и предпочитаете провести вечер в одиночестве, чем остаться с ними. Это, по меньшей мере, невежливо.

Помните, маршрут движения легче всего выбрать в тот момент, когда говорите вы, особенно если у вас всего один или два собеседника. Невежливо отводить глаза, когда говорят с тобой. Если же вы окружены группой гостей и внимание не сосредоточено на вас, можете осмотреться и выбрать маршрут. Но делать это следует так, чтобы никто не заметил, как ваш взгляд перемещается по залу. Это может быть расценено и так: «Вам здесь уже скучно», а это обидно для окружающих. Как красиво уйти? Существует несколько способов.

«Ваше время истекло». После по крайней мере десятиминутной беседы надо как можно искреннее сказать: «Как с вами хорошо, а надо и остальных поприветствовать» или «Я не хочу узурпировать ваше время, к тому же мы договорились о встрече». В этом нет ничего зазорного.

«Уходим по-английски». Дождитесь момента, когда никто из собеседников с вами не говорит и не смотрит на вас в упор, и незаметно исчезайте. При этом будьте готовы адекватно отреагировать в случае, если разговор неожиданно коснется вас. Когда же вы окажетесь вне поля зрения бывших собеседников, — «бегите».

«Смена караула». Как только кто-нибудь из гостей обратится к вашему собеседнику, который вам уже в тягость, в ту же секунду «испаряйтесь»: появление нового собеседника открыло вам путь к отступлению. Это довольно пассивный прием, но к нему прибегают практически все.

«Подставь ближнего своего». Представьте ситуацию: вам приходится выслушивать абсолютно неинтересные разглагольствования подвыпившего собеседника. При этом обращаются непосредственно к вам, а стоящий рядом гость предпочитает отмалчиваться. Нет никакой возможности «уйти по-английски». Что делать? Продолжая кивать и усердно поддакивать, постарайтесь похитить из соседней компании кого-нибудь, с кем уже пообщались. Тут же представьте его вашему собеседнику так, будто вы оказываете огромную услугу им обоим: у них масса общих интересов, и они обязательно понравятся друг другу! Будьте внимательны — как только их взгляды встретятся, вы быстро уходите.

Описанные приемы светского общения помогут вам проявить инициативу в незнакомом обществе. Двух одинаковых обществ не бывает. Поэтому точно моделировать ситуацию не представляется возможным. Но, владея навыками эффективного общения, вы наверняка будете чувствовать себя увереннее в любой ситуации.

А теперь небольшое практическое упражнение для самоконтроля.

Ситуация. Вы пришли на корпоративную вечеринку (светский раут и т.п.). Вы хотите завести новые знакомства, стать «душой компании», показать себя интересным и компетентным собеседником, а если получится — то и возглавить и повести за собой разговор, проявив некоторую степень лидерства в группе.

Вот вы, наконец, набрались решительности и пытаетесь присоединиться к группе, обсуждающей какую-либо проблему. Ее участники — солидные люди, занимающие высокое положение. Все они имеют большой жизненный и профессиональный опыт, достигли многого, знают себе цену, привыкли руководить и быть в центре внимания. Поэтому ведут себя спокойно и уверенно, постоянно демонстрируя собственную значимость.

Вы, к сожалению, пока не достигли больших вершин в своей жизни. Собеседники чувствуют, что ваш социальный статус не слишком высок. Поэтому на все ваши попытки проявить себя, сказать что-либо важное или интересное остальные реагируют холодно и недоуменно (мол, кто еще такой объявился?). На вас смотрят «сверху вниз», слушают невнимательно и без интереса. Кроме того, стоит вам на секунду замешкаться и замолчать, чтобы перевести дух, как кто-то моментально перебивает вас на полуслове и «перетягивает одеяло на себя». Солидные дяди и тети, не снисходя до ответа на ваши робкие реплики, продолжают светскую беседу, полностью игнорируя ваше присутствие. Вы для них — пустое место, не представляющее никакой ценности и интереса.

Задание. Подумайте, каким образом можно изменить ситуацию в свою пользу? Как оказаться в центре беседы? Как заставить относится к себе, как к равному, с должным вниманием и уважением? Помните: проявить лидерскую инициативу — совсем не значит вести себя нагло и вызывающе. Эффективное общение состоит вовсе не из этого. Результаты такого поведения будут плачевны (см. цитату Лао-Цзы).

Используйте ту информацию, которую вы почерпнули из данных заметок, но попытайтесь не зацикливаться на ней. Придумайте свои собственные «хитрые» методы и приемы достижения поставленной цели. Возможно, у вас уже имеются какие-то собственные наработки, которые вы давно и успешно применяете в подобных ситуациях? Вы дошли до них «собственным умом» или почерпнули из психологической литературы. В таком случае подумайте об уместности их применения. Обязательно сообщите нам о своих впечатлениях, как позитивных, так и негативных.

Если же вы хотите:

1) Узнать о специальных коммуникативных и поведенческих приемах, используемых профессионалами;

2) Отработать навыки эффективного общения в различных ситуациях;

3) Овладеть методами перехвата лидерской инициативы в больших и малых социальных группах;

4) Развить в себе конкретные лидерские качества

— приглашаем вас пройти наши специальные дистанционные программы.

© Использованы материалы дистанционных курсов:

Источник:
Прояви инициативу! Эффективное общение на корпоративных вечеринках и светских раутах
Как вести себя на корпоративных вечеринках и светских раутах. Приемы эффективного общения
http://psyfactor.org/lib/uspeh6.htm

Светское общение

учитель русского языка и литературы

г.Куйбышева Новосибирской обл.

Цель — овладение знаниями по теме «Общение»

Задача: дать понятие о видах, формах, функциях, сторонах общения.

Все люди на нашей планете умеют говорить. Они говорят на разных языках, но в любом языке главной задачей остается помощь в понимании друг друга при общении. Без языка невозможно развитие общества, науки, техники, искусства.

Язык – основное средство общения. Он служит для выражения мысли. Выражать свою мысль нужно всегда ясно, точно и образно, чему нужно научиться. Л.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое – как – значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно.»

Что такое общение? Ответить на этот вопрос одновременно и легко и очень трудно. Общение — это такое социально-психологическое явление, которое не только сопровождает человека всю его жизнь, но и является важнейшим условием формирования его личности. Общение — основа существования любого социума: оно объединяет людей в единое целое, обеспечивает согласованность их усилий, делает возможным сохранение и передачу групповых норм, традиций, преданий, то есть социального опыта, последующим поколениям. Общаясь, мы познаем мир; потребность в общении — одна из важнейших потребностей человека, одиночество воспринимается нами как одно из величайших бедствий. «Общество» и «общение» — однокоренные слова, ведь любое общество — это не что иное как система различных уровней и форм общения людей.

Общение — сложное социальное явление, и, хотя оно представляет собой целостный акт, в нем можно выделить три стороны:

коммуникативная сторона (коммуникация

передача информации) — это обмен информацией, в процессе которого от человека к человеку передаются знания, умения, эмоции;

перцептивная сторона (перцепция — восприятие) — это восприятие человека человеком и их взаимопонимание;

интерактивная сторона — взаимодействие людей друг с другом.

Любое общение состоит из отдельных, относительно завершенных элементов, которые называются актами общения или коммуникативными актами. Например, учитель задает ученику вопрос и получает ответ. Отдельный акт, как правило, является частью более продолжительного процесса общения.

Многообразие жизненных ситуаций, в которых оказывается человек, и разнообразие его социальных связей определяет и разнообразие видов общения. В качестве примера можно привести классификацию видов общения по уровню контактов.

Занимая в жизни как отдельного человека, так и общества в целом важное место, общение выполняет разнообразные функции:

  1. коммуникативная функция — передача информации;
  2. перцептивная функция — восприятие и взаимопонимание людей;
  3. интерактивная функция — взаимодействие людей в группе:
  4. функция координации — организация совместной деятельности;
  5. функция социального контроля — в процессе общения не только происходит формирование социальных норм и их усвоение, но и осуществляется контроль за их выполнением;
  6. функция межгруппового взаимодействия;
  7. функция аффилиации.

Аффилиация — это отождествление себя с группой, чувство принадлежности к определенному социуму.

Как вести беседу?

  1. В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника.
  2. Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюбленным болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я…, а вот у меня…». Расскажи лучше о книге, которую ты сейчас читаешь, о фильме, который видел, о выставке или спортивных соревнованиях, которые посетил.
  3. Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не кончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательней ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
  4. не старайся говорить громче собеседника. Это невыгодно тебе тоже: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
  5. Если в разговоре тебя перебивают, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, все равно ни он тебя не услышит, ни ты его.
  6. Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать словами, а не руками.
  7. Не засоряй язык бессмысленными выражениями, вроде: «железно», «лады», изобретенными стилягами, не украшай свой язык ругательствами. Этим ты вызовешь брезгливое презрение окружающих.
  8. Уважай собеседника. Не обижай его пренебрежительным или насмешливым тоном. Речь культурного человека спокойная, доброжелательная, выразительная.

А теперь попробуем разрешить некоторые проблемы, возникающие у нас во время общения.

Нарядная, оживленная женщина входит в трамвай в сопровождении офицера. Увидев ее, девочка поднимается:

— Ну что ты. Спасибо! Не надо…

— Садитесь, садитесь. Я всегда уступаю место пожилым людям.

Оживление на лице женщины гаснет, и она, отвернувшись от девочки, проходит дальше.

— Почему вежливый поступок девочки был не принят?

Необходимы в общении деликатность и такт, т.е. чувство меры, умение поставить себя на место другого человека, понять его чувство.

Три подружки уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать тут же?

Я начну, а вы продолжите и запишите предложение

Не перебивайте говорящего товарища или взрослого.

Во-первых, в этом проявляется …………….(неуважение к нему и к тому, с кем он говорит). Во-вторых, он…………..(тебя просто не расслышит и не поймет).

К моей старшей сестре пришла подруга, она на зубного врача учится. Мы пили чай. Я вспомнил и говорю: «Посмотрите, какая у меня в зубе огромная дырка!» и показал.

Сестра меня потом чуть не съела, маме пожаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал? Худого слова никому не сказал!

Правда ли, что если кто чихнет, нельзя говорить «будьте здоровы»? А многие говорят, что можно?

В письмах на радио ребята спрашивают: «Каждый день мы встречаем соседей по дому, потом – почтальона, в магазине – продавца, работающего здесь давным-давно.

В школе встречаемся с учителями, которые нас не учат.

Надо ли с каждым из этих людей здороваться? Ведь они нас не знают».

Пусть вы их не знаете лично, но они вас могут знать. Тех, кого вы часто встречаете, надо приветствовать

В детской газете в рубрике «Зеркало» было помещено письмо, которое написала девочка из Нижнекамска.

«В нашем классе некоторые мальчики и девочки ругаются матерными словами. Мне стыдно даже писать об этом. Сначала я пыталась что-то сделать, старалась пристыдить матерщинников, уговаривала девочек, а мне просто-напросто предложили уйти из класса, «раз у меня такие уши нежные». И я сдалась. Нет, я сама не ругаюсь, но чувствую, что уже не реагирую, как раньше, на грубость. Как мне поступить дальше? Боюсь, что со мной не будут дружить.

Обсуждение письма, высказывания ребят

Вот что написали в ответ этой девочке мальчики из кружка «Гренада» Архангельской области, пос. Коряжма (см.газету).

«В нашей секции были две девочки: Марийка и Лена. Стали мы замечать, что Лена ругается. Пытались ее остановить, но в конце концов осталась у нас одна Марийка. Но что за девочка! От нее никто не слышал грубого слова. И при ней ни у кого из нас не повернется язык, чтоб нагрубить, она так пропесочит! Подвижная, остроумная! Учится хорошо, занимается фехтованием, разбирается в музыке и технике – настоящая современная девчонка! А девочек, которые ведут себя развязно, ругаются, курят, обзываются, мы, мальчики, презираем».

— Как видите, в нашей повседневной жизни из-за недостатка речевой культуры возникает много проблем при общении.

Что такое общение?

Назовите три стороны общения.

Какие виды общения вы знаете?

Чем отличается вербальное общение от невербального?

Что такое «коммуникативный акт»?

Какие функции выполняет общение

7. Домашнее задание

Выполнить любые три задания на выбор.

  1. Подберите примеры из классической литературы, характеризующие каждый из видов общения.
  2. «Переселение душ». Если б был верен тезис о переселении душ, во что или кого вы хотели бы воплотиться в следующей жизни?
  3. «Сводка погоды». Описать своё настроение в форме сводки погоды.
  4. «Девиз». Практически у каждого из нас есть воспоминание или фраза, которые способны поддержать нас в трудную минуту. Какое высказывание или крылатое выражение вы бы взяли для своего девиза?
  5. «Мои родители и их любимые поговорки». Какие «крылатые выражения» своих родителей вы помните, в каких ситуациях они их использовали?
  6. «Кто я?» Ответить на этот вопрос пять раз.

Источник:
Светское общение
Общение. Функции общения
http://www.igraza.ru/other/528-obchen.html

(Visited 25 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Невербальное общение взгляд Значение взглядов - как реагировать на собеседника Как правило, при встрече люди сперва несколько секунд… (3)

Смс любимому спокойной ночи и скучаю Смс любимому парню - скучаю и жду тебяКак же все-таки бывает часто переносить разлуку с… (3)

Стоит ли бегать за девушкой которая тебя бросила Как заставить девушку бегать за тобой? Хорошенькая девушка сама бегает за мужчиной и всячески добивается… (3)

Если мужчина называет радость моя Если мужчина называет радость мояВ ласковых именах для нас любимых, среди мужчин лидером считаются кошачьи.… (3)

Циничная женщина Девушка циничная - это какая? Хищницы и домохозяйкиВ нашем циничном мире люди задаются разными вопросами.… (3)

COMMENTS