Стресс и адаптация

Стресс и адаптация

Разместил (а): Голодный

  • Стресс 8 41 кб.
  • Стресс 7 22 кб.
  • Стресс основные причины и предпосылки его развития 32 кб.
  • Понятие стресса, адаптация человека к стрессу 18 кб.
  • Адаптация к глобальному потеплению 112 кб.
  • Стресс и современный человек 9 кб.
  • Стресс-убийца 31 кб.

· Примечание Гиперссылка выделена цветом фона и шрифта

Учебная цель. На основе концепции стресса изучить сущность процесса адаптации организма. Усвоить основные принципы построения тренирующих воздействий.

1. Представления о процессе адаптации организма.

При остром механизмы защиты включаются на короткое время — на момент действия раздражителя — стрессора.

Таким образом, стрессор — это фактор, интерпретация которого в мозге вызывает эмоциональную реакцию.

С этих позиций очень важна оценка человеком событий, различных воздействий. Поэтому профилактика стресса во многом связана с правильной оценкой ситуации. Не случайно существует представление о конфликтной личности -личности, слишком переоценивающей значимость событий и отвечающей неадекватно сильно на несущественные раздражители.

Если стрессор продолжает действовать, то возможности симпатической системы из-за ограниченности запасов медиаторов, не позволяют противодействовать ему, и тогда включается второй механизм, или начинается второй этап стресс-реакции, который получил название реакции "битвы-бегства".

Эта реакция рассматривается как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к активности в ответ на действие стрессора. Предполагается, что начало этой реакции в возбуждении одного из центральных образований лимбической системы — миндалевидного ядра, откуда мощный поток импульсов идет к гипоталамусу, затем к грудному отделу спинного мозга и устремляется к мозговому слою надпочечников. В ответ надпочечниками выбрасываются адреналин и норадреналин, в результате чего возрастает артериальное давление, увеличивается сердечный выброс, снижается кровоток в неработающих органах, возрастает уровень свободных жирных кислот, триглицеридов, холестерина, глюкозы.

Продолжительность второго этапа стресс-реакции примерно в 10 раз больше, чем первого. В целом первый и второй механизм называют симпато-адреналовой реакцией. Однако, если стрессор продолжает действовать, наступает следующий этап в стресс-реакции — активация других эндокринных механизмов (эндокринных осей): адренокортикалыюго (коры надпочечников), соматотропного (гипофиза) и тиреоидного (щитовидной железы).

1 -тревоги, 2 — резистентности (устойчивости) и 3 — истощения.

Эти стадии отражают динамику ответа организма на длительно действующий стрессор.

1. Вредные стимулы окружающей среды (физические и химические факторы).

Как видите, в отличие от животных, у человека многие причины стресса носят социальный или экономический характер.

Источник:
Стресс и адаптация
Тема: Стресс и адаптация. Тип: Лекция. В работе есть: рисунки 1 шт. Язык: русский. Разместил (а): Голодный. Размер: 56 кб. Категория: Менеджмент. Краткое описание: ‘Содержание. Лекция 2 стресс и АДАПТАЦИЯ. Примечание. Гиперссылка выделена цветом фона и шрифта. Жить — значит адаптироваться. Действительно, жизнь — это постоянное приспособление к происходящим вокруг бесконечным изменениям, стремление к состоянию валеостаза.’
http://coolreferat.com/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81_%D0%B8_%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Стресс и адаптация

Адаптивные способности. Стресс и адаптация

Адаптивные способности – это то, что обуславливает приспособляемость организма к условиям внешней среды. Адаптивные способности включают как физиологические, так и поведенческие составляющие, и именно они обуславливают уровень здоровья, выживаемость и способность к конкуренции с другими особями и видами (да, именно так, физиологично). При этом стресс и адаптация неразрывно связаны друг с другом: стресс является причиной адаптации, а адаптация – причиной стресса, и чем выше адаптивные способности, тем ниже итоговый уровень стресса.

Получается забавная вещь: стресс стимулирует адаптацию, которая стимулирует стресс, который стимулирует развитие адаптивных способностей и повышает адаптацию к стрессу. Звучит каламбурно, правда? Для нас в этом важно то, что адаптивные способности – явление системное, а стресс и адаптация – суть один и тот же процесс. Но как развить адаптивные способности?

Процесс адаптации: история изучения адаптивных способностей

Собственно, еще в античности была замечена способность живых существ приспосабливаться к условиям окружающей среды, но до появления Дарвина это называлось «изначальной целесообразностью природы». И Авиценна, и Платон, и Фалес Милетский отмечали взаимосвязь заболеваний как с физической и психической деятельностью, так и с условиями внешней среды, а Парацельс объяснял эту взаимосвязь «универсальным жизненным принципом».

Впоследствии, в 19 веке, Жан Батист Ламарк скажет все то же самое, но умными научными словами, а его последователь Дарвин назовет этот процесс «естественным отбором». Но за девятнадцатым веком последует двадцатый, и изучение адаптивных способностей будет продолжено серьезными физиологами: У.Б. Кенноном, применившим в отношении адаптации понятие гомеостаза, и И.П. Павловым, связавшим эти идеи с условным рефлексом.

С тех пор процесс адаптации понимается как гомеостаз внутренней среды (поддерживаемый в первую очередь гормональной и нервной системами), формирующий ответные реакции на условия внешней среды. В этом отношении не только любое заболевание, но даже действие (условный рефлекс по Павлову) или эмоция будет рассматриваться своего рода ответом. Но еще дальше пошел Ганс Селье, введший в медицинскую практику понятие стресса и связавший его с процессом адаптации.

В первой половине ХХ века Г. Селье не только связал понятия стресса и адаптации, назвав синдром стресса «общим адаптационным синдромом», но и вывел далеко идущее предположение: поскольку в процессе адаптации к стрессу происходит повышенное потребление жизненных ресурсов, идет постепенное изнашивание организма, вызывающее старение и смерть. Это происходит потому, что в процессе каждой стрессовой ситуации процесс адаптации проходит в 3 этапа:

  1. Стадия тревоги, когда происходит мобилизация максимума жизненных сил;
  2. Стадия устойчивости, когда происходит общая адаптация к стрессу и энергозатраты организма становятся меньше;
  3. Стадия истощения, которая неизбежно наступает при продолжительном действии стрессового фактора.

Ключевой установкой при этом является предположение о том, что «адаптационная энергия» (как и общие жизненные силы организма) всегда конечна. Из этого следовал простой вывод, что себя нужно максимально беречь. Но кто сказал, что это убеждение истинно?

Под существенное сомнение это убеждение поставили исследования адаптивных способностей народов Севера и Сибири, традиционно живущих в не слишком благоприятных условиях. Казалось бы, их «жизненный запас» должен очень быстро истощаться, но они, напротив, не только прекрасно адаптируются к изменчивым условиям привычной среды, но еще и практически не замечают менее значительные внешние факторы, которые для многих могут являться существенным стрессом.

С другой стороны, жители, к примеру, Бали, исходя из концепции Селье, должны жить практически вечно – или, во всяком случае, очень долго. Ведь круглый год – одна и та же комфортная погода, кругом бананья, кокосы и океан с полезнейшими морепродуктами. Полная Чунга-Чанга, казалось бы, живи – не хочу. Но… их продолжительность жизни не особенно отличается от средней.

Решение этой загадки может дать телесно-ориентированная психотерапия с ее базовой установкой о том, что «здоровье человека равно его убеждениям о своем здоровье». И если человек будет верить в ограниченность своего жизненного ресурса и в то, что каждая стрессовая ситуация сокращает его годы жизни – то так оно, безусловно, и будет. Но если мы верим, что «все, что не убивает, делает нас сильнее», что каждый стрессовый фактор лишь развивает и усиливает наши адаптивные способности – то будет так. Наше мудрое бессознательное исполняет любую нашу установку – ему, в общем-то, все равно.

Всем известен великий путешественник Николай Пржевальский – в честь него еще лошадь назвали. Он был не только известным путешественником, но и выдающимся географом, и именно он впервые подготовил внятные карты Центральной Азии, в том числе истоков Хуанхе и Янцзы и северных регионов Тибета.

Но у него была особенность: Пржевальский пил исключительно кипяченую воду. Забота о здоровье – важнее всего, тем более в условиях полевой антисанитарии. И когда все, чтобы утолить жажду, хлебали из речки, Пржевальский ждал, пока вода вскипятиться. Но однажды он выпил воды со всеми, из ручья. И всем хоть бы что, а Пржевальский… умер.

Мы делаем из этого предельно простой вывод: конечно же, себя нужно беречь. Но без фанатизма, оставляя возможность для тренировки своего организма и адаптивных способностей.

Источник:
Стресс и адаптация
Процесс адаптации. Адаптивные способности – это то, что обуславливает приспособляемость организма к условиям внешней среды. Адаптивные способности включают как физиологические, так и поведенческие составляющие, и именно они обуславливают уровень здоровья, выживаемость и способность к конкуренции. При этом стресс и адаптация неразрывно связаны друг с другом,и чем выше адаптивные способности, тем ниже итоговый уровень стресса. Но каков процесс адаптации и как развить адаптивные способности?
http://portal.psymodelling.ru/adaptivnyie-sposobnosti/

Стресс и адаптация

Молекулярно-клеточные проявления стресса 48

Повреждающее действие стресса. 50

Механизмы защита от повреждающего действия стресса 56

Цена адаптации или болезнь? 59

Стратегия выживания биосистемы в экстремальных условиях определяется в первую очередь направленностью, характером и глубиной отклонения показателей гомеостаза от контрольных величин, которые характерны для индивида или вида в целом вне действия экстремальных факторов, т.е. в условиях относительной нормы.

Для человека проблема адаптации приобретает особое значение, во-первых, потому, что смена условий жизни, как правило, включает не только изменение основных параметров окружающей среды, но и социальные изменения, во-вторых, человек должен не просто выжить при перемене условий, но и активно работать.

Таким образом, для будущего врача изучение механизмов адаптации и стресса важно по следующим причинам:

Обратим внимание на то, что если основной целью организма при изменении условий внешней или внутренней среды является достижение стабильного состояния адаптации (состояние адаптированности) то достижение этого состояния реализуется в результате процесса адаптации. Адаптация включает в себя два параллельно протекающих процесса специфические изменения в системе органов, на которую ложится основная нагрузка в адаптации к конкретному повреждающему фактору и неспецифическая реакция всего организма, которая создает необходимые для специфической адаптации условия.

Эту реакцию называют общим адаптационным синдромом, или стрессом. Именно этой реакции организма мы отводим основное место в этом пособии, и делаем это по двум причинам: 1) эта реакция сопровождает любое напряжение организма, 2) эта реакция в том случае, если она слишком выражена, или протекает долго способна из средства адаптации перейти в основу патогенеза большого класса заболеваний. Все это делает необходимым для будущего врача углубленное изучение механизмов адаптации человека. Нарушение процессов адаптации, или дизадаптация, зачастую, по данным И.В. Давыдовского трансформируется в организованную патологию, т.е. патологию, которую при действии угрожающих жизни факторов организм сам организует, «выбирая» из двух зол наименьшее. Лучше жить с определенным дефектом, сопровождающимся снижением качества жизни и её продолжительностью и. т.д., чем не жить вовсе.

Значение этой проблемы для практической медицины особо значимо в связи с тем, что адаптация является переходным процессом между здоровьем и болезнью и поэтому недостаточность адаптивных резервов является основой снижения надежности организма, приводящей к развитию патологических процессов.

Именно поэтому разработка критериев состояния адаптивных реакций организма человека приобретает все большее практическое значение, с одной стороны для оценки состояния здоровья и его резервов, с другой для ранней диагностики предболезненных (преморбидных) состояний, что важно при разработке научно обоснованных принципов первичной профилактики заболеваний.

С пожеланием успехов, авторы.

Адаптация срочная и долговременная

Структурный след адаптации

Резистентность специфическая и неспецифическая

В.П. Казначеев (Казначеев В.П.,1980) характеризует адаптацию как ”…процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом, обеспечивающий его развитие, сохранение, работоспособность и максимальную продолжительность жизни в адекватных и неадакватных условиях среды”. При этом под адекватными условиями среды подразумеваются такие, которые соответствуют генофенотипическим свойствам организма, а под неадекватными условия не соответствующие в данный момент генофенотипическим свойствам организма.

Из этого определения следует важное положение о том, что поддержание жизнедеятельности организма в неадекватных условиях внешней среды, при сохранении оптимальных характеристик жизненных функций, требует дополнительного включения физиологических механизмов и их более интенсивного функционирования, выходящего за рамки такового в адекватных условиях. При этом следует подчеркнуть, что приспособление к экстремальным условиям среды, угрожающим сохранению постоянства внутренней среды организма, как правило, обеспечивается за счет дополнительной мобилизации биологических резервов организма, не функционирующих в адекватных условиях существования. Дополнительная мобилизация адаптивных резервов организма в этом случае носит эвристический характер, обусловленный новизной возникающих проблем требующих своего решения.

Употребляя термин адаптация, следует иметь в виду, что он рассматривается, как правило, с двух позиций. С одной стороны под адаптацией понимают процесс более или менее растянутый во времени и связанный с направленной и специфической активацией тех или иных регуляторных и гомеостатических систем организма, с целью поддержания постоянства внутренней среды, с другой стороны этот термин зачастую рассматривается как итог процесса адаптации, проявляющийся в формировании состояния адаптированности .

Состояние адаптированности организма характеризуется переходом его регуляторных и гомеостатических систем на новый уровень регуляции, для которого характерно формирование новой структуры взаимоотношений между органами и системами органов, активация одних и депрессия других гормональных и метаболических систем и т.д.

Популяционная гетерогенность, отражающая специфические особенности взаимодействия видовых и индивидуальных программ развития в условиях конкретного экологической ситуации является проявлением видовой адаптации, формирующейся в процессе эволюции, и может рассматриваться с позиций генетической природы адаптивных реакций, происходящих на разных уровнях организации и в различных ситуациях. Важно отметить, что некоторые организации, первоначально нейтральные или даже слабо выраженные в силу плейотропизма, коррелятивной изменчивости, гетерозиготности при благоприятных изменениях среды обитания могут быть использованы сразу, т.е. в готовом виде. Такой способ адаптации как необходимую предпосылку эволюции организмов можно охарактеризовать как преадаптацию.

Это понятие, введенное в научную терминологию французским генетиком и зоологом Люсьеном Кено, оказалось достаточно плодотворным, объясняющим целый ряд феноменов, связанных и различными вариантами реагирования индивидов на воздействие одинаковых средовых факторов.

1) импринт (по Лоренцу) возникает только в течение вполне определенного периода на самых ранних стадиях жизни организма, периода, во многом весьма кратковременного; 2) действие импринта необратимо; 3) импринт определяет последующее поведение взрослого животного; 4) импринт может переносится (генерализоваться) со специфического объекта-стимула на другие объекты того же класса, из которого происходит обьект-стимул, т.е. импринтированное животное скорее будет реагировать на видовые (более общие) характеристики объекта-стимула, чем на индивидуальные особенности объекта.

Процесс адаптации носит фазовый характер, в результате которого возможно или невозможно достижение конечного результата – развитие состояния адаптированности организма либо к одному фактору, либо к комплексу факторов.

Аварийная стадия адаптации может быть выражена по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей организма (типа конституции, состояния высшей нервной деятельности)

Важнейшей чертой срочной адаптации является то, что деятельность организма протекает на пределе его физиологических возможностей. Так, бег не тренированного человека происходит на фоне такого уровня гипоксии, что и дыхательная и сердечно-сосудистая система работают на предельных величинах минутного объема дыхания и крови. Итак, срочная адаптация это быстрое повышение активности системы, ответственной за адаптацию до пределов ее функционального резерва. Повышение активности системы происходит на основе готовых программ.

Если сравнить срочный и долговременный этапы адаптации, то становится ясно, что переход от срочного к долговременному этапу является узловым моментом потому, что делает возможной постоянную жизнь организма в новых условиях, расширяет сферу его обитания и свободу поведения в меняющейся биологической и социально среде. Из приведенного примера становится ясно, что долговременная адаптация не возможна без изменения структуры клеток, органа, или системы органов. Итак, долговременная адаптация ( это повышение активности системы, ответственной за адаптацию на основании изменения ее структуры ( появления системного структурного следа адаптации.

Следует иметь в виду, что состояние адаптированности биосистемы к тому или иному средовому фактору, или комплексу факторов сопровождается развитием феномена кросс-адаптации. Для этого состояния характерна активация одних и депрессия других регуляторных и гомеостатических систем. Морфо-функциональные изменения, которые возникли в результате адаптации, называются структурным следом адаптации.

Изменение резистентности организма в процессе адаптации обусловлено тем, что организм приобретает жизнеспособность в конкретных условиях ценой повышения активности и эффективности одних систем и снижения активности других. Такое изменение активности происходит благодаря перераспределению энергетических ресурсов для обеспечения работы системы ответственной за адаптацию. Направление энергетических и пластических ресурсов к интенсивно работающей системе осуществляется путем перераспределения кровотока в пользу этой системы. Обеднение некоторых систем происходит потому, что работа главной, в конкретном случае, системы решает вопрос о выживании организма.

Одной из важных особенностей перестройки морфо-функциональных систем, лежащих в основе кросс-адаптации организма является перестройка мембранных структур клеток и изменение чувствительности рецепторов к регуляторным влияниям. Происходит увеличение числа и чувствительности рецепторов к биологически активным веществам, следовательно, повышение реактивности рецепторов в рамках сформировавшейся специфической системы, лимитирующей выживание организма. Итак, в основе кросс-адаптации лежит не только изменение резистентности организма к действующему фактору, но и повышение реактивности одних систем и снижение других.

Энергетический баланс клетки и концентрация фосфорных макроэргических соединений не единственный регулятор генетического аппарата клеток. Мощным индуктором процессов транскрипции является ц-АМФ, вторичный, внутриклеточный посредник большого числа гормонов и биологически активных соединений. Следовательно, активация нервной и гуморальной регуляции, стимуляция клетки тоже приводит к увеличению синтеза РНК и белка. Есть еще несколько метаболитов регуляторов, которые являются кандидатами на роль активаторов транскрипции, не будем их перечислять, но отметим одну принципиальную деталь все эти метаболиты являются строго внутриклеточными регуляторами, не покидают клетку и не выходят в кровь. Этот факт свидетельствует о том, что все структурные изменения происходят именно в клетках той системы, на которую ложится максимальная нагрузка в процессе адаптации к конкретному фактору.

Рассмотрим некоторые особенности системного структурного следа тех морфологических изменений, которые позволяют системе функционировать на новом уровне и лежат в основе долговременной адаптации.

Итак, системный структурный след является морфологической основой изменения функции и полноценной адаптации. Изменение структуры невозможно без обращения к генетическому аппарату клеток и синтеза новых строительных и ферментативных белков. Вместе с тем, изменение структуры требует не только активации генетического аппарата клетки, но и доставки необходимого энергетического и строительного материала.

Попытаемся схематично представить основные этапы адаптации.

Воздействие повреждающего фактора, который может изменить уровень одного или нескольких параметров внутренней среды организма.

Источник:
Стресс и адаптация
Настоящее учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями учебных программ по нормальной физиологии и предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к занятиям и экзаменам, при решении тестовых и ситуационных задач.
http://5fan.ru/wievjob.php?id=70328

Стресс и его роль в процессе адаптации

Описание презентации по отдельным слайдам:

Стресс и его роль в процессе адаптации Педагог-психолог МБОУ Арпачинской СОШ, х. Арпачин Сысоева Людмила Дмитриевна

Содержание: Адаптация. Что такое стресс? Что вызывает стресс? Три стадии стресса. Сущность стрессовой реакции. Без стресса нет адаптации.

Что такое адаптация? АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.. (3)

Два аспекта адаптации Биологический Психологический приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, и др., а также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа . приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями , мотивами и интересами .(3)

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (англ. adaptation syndrome ) — совокупность адаптационных реакций организма (человека и животных), носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия — стрессоры . (3)

Что такое стресс? Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. (2) Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе.

Что вызывает стресс ? Не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида. (2)

Концепция стресса Г.Селье Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1907-1982г.) при описании адаптационного синдрома Он назвал стресс неспецифической реакцией организма на любые раздражители.

Три стадии стресса: «реакция тревоги» «стадия устойчивости» «стадия истощения»

«Реакция тревоги» во время которой мобилизуются защитные силы. Её биологический смысл заключается в том, что организм в кратчайшие сроки должен получить дополнительную, „аварийную“ энергию для того, чтобы максимально обеспечить условия для быстрого спасения от грозящей беды или даже гибели.

«Стадия устойчивости» отражающая полную адаптацию к стрессору. На этой стадии общие энергозатраты организма становятся меньше, чем на первой стадии: организм частично уже приспособился жить под давлением стрессирующего фактора — как бы отследил его. Если стрессирующий фактор действует сильно и длительно, то постепенно развивается следующая, третья стадия.

«Стадия истощения» которая неумолимо наступает, если стрессор оказывается достаточно силён и действует достаточно долгое время, поскольку „адаптационная энергия“, или приспособляемость живого вещества всегда конечна» [4].

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. (2)

Две формы стресса Ганс Селье -основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс вредоносный — дистресс (1)

Умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние на: общее состояние организма на психические характеристики личности: показатели внимания, памяти, мышления. (2)

Стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. (2)

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» (5)

Список литературы: 1.Березин Ф.Б.Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 1988г. 2.Маклаков А Общая психология СПб.: Питер ,2001-592с. 3.Мищеряков Б., Зинченко В., Большой психологический словарь, М., Прайм- ЕВРОЗНАК, 2002,633 с. 4.Кассиль Г. Внутренняя среда организма, М : «Наука»,1989г.-227с. 5. Селье Г. Очерки об адаптивном синдроме, М., 1960г. 6. ru.wikipedia.org

Данная презентация создана в помощь школьному психологу. Может быть использована для классных часов и для Недели психологии . В ней раскрывается смысл понятия «адаптация» и роль стресса в процессе адаптации.Как писал Ганс Селье: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни».

Номер материала: 292680

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

Источник:
Стресс и его роль в процессе адаптации
Скачать: Стресс и его роль в процессе адаптации
http://infourok.ru/stress-i-ego-rol-v-processe-adaptacii-292680.html

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Мужчина телец как ревнует Как доставить наслаждение мужчине - тельцу Телец мужчина - это романтик, мечтатель с искоркой в… (4)

Если мужчина козерог не звонит Если мужчина козерог не звонитЧеловек, которого я люблю - козерог. Между нами много что было.… (4)

Можно ли забеременеть Можно ли забеременеть во время месячных Для многих женщин беременность – это долгожданное событие. Иногда… (4)

Бывший спрашивает как дела что ответить Бывший спрашивает как дела что ответить29 декабря 2014 г., 12:44 Если вы расстались с человеком,он… (4)

Как отправиться в романтическое путешествие, не… Как отправиться в романтическое путешествие, не выезжая из города Ведущая проекта «Идеальный выходной» Диана Ходаковская… (4)

COMMENTS