Стресс без дистресса

Ганс Селье

превращает все агрессивные эгоистические импульсы в альтруизм, не снижая их

защитной ценности. Этот принцип не раз доказывал свое значение в ходе

эволюции от примитивного многоклеточного организма до человека. У низших

животных он всегда был выгоден, но проявлялся непреднамеренно, только

благодаря своей полезности для выживания. Где бы он ни возникал — пусть

даже случайно,— он усиливал сопротивляемость.

Я думаю, что человек, обладая высокоразвитой центральной нервной

системой, может разумно согласовывать свои поступки с законами природы. Кто

до конца поймет принцип альтруистического эгоизма, тот не будет стыдиться

его. Он не станет скрывать себялюбие и заботу о собственном благе,

стремление накапливать богатство для обеспечения личной свободы и наилучших

условий жизни, но будет добиваться этого, сколачивая армию друзей. Ни у кого

не будет личных врагов, если его эгоизм и непреодолимая потребность

накапливать ценности проявляются только в возбуждении любви,

доброжелательности, благодарности, уважения и всех других положительных

чувств, которые делают его полезным и даже необходимым для ближних.

Конечно, подобные советы легче давать, чем следовать им. Если бы все

приняли их, на земле наступил бы рай, в котором царили бы человеческая

теплота и солидарность. Не было бы войн, преступлений, бегства от

невыносимой действительности в пьянство, одурманивание наркотиками и даже

самоубийство. Кому захочется уходить из рая?

С грустью сознаю, как далеки мы от всеобщего блаженства. Как ни

старался я на страницах этой книги наметить пути его достижения, моих усилий

мало, чтобы альтруистический эгоизм стал общепринятой нормой жизни. Но

древняя пословица гласит, что даже тысячемильное путешествие начинается с

первого шага, и моя попытка может побудить других распространять и развивать

эти мысли. Я не сказал здесь ничего нового. Все это лежало в основе

большинства религий и философских систем на протяжении веков. В той или иной

форме это проповедовали святые, пророки и мудрецы, утверждавшие, что

озарение открыло им различные варианты правил поведения. Зачастую они даже

объявляли недозволенным рассекать критическим умом эти таинства откровений

свыше — их нужно было принимать на веру. Возможно, они в душе побаивались,

что их обоснование альтруизма не выдержит скрупулезной и придирчивой

Все составные идеи моего кодекса были известны прежде, и многие из них

были изложены более впечатляюще и сильно. Но отсутствие самобытности не

беспокоит меня, а лишь усиливает мое убеждение в важности этих идей. Все

величайшие истины, которые

человеческий мозг в состоянии воспринять и выразить, уже высказывались

мудрецами тысячи лет назад. Мыслителям любой эпохи нужно лишь заново извлечь

их из-под толстого слоя банальностей, в которых они погребены пылью веков, а

затем перевести на язык современности.

Чтобы извлечь всю пользу из принципа альтруистического эгоизма,

понадобится нечто большее, чем эта книга. И все же я надеюсь, что

высказанные здесь соображения привлекут внимание, к возможности выработать

кодекс поведения, примиряющий вечные естественные влечения, столкновение

которых причиняет большинству людей душевные страдания.

Так написано в Ветхом завете и повторено в Евангелии от Матфея (глава

19, стих 19) и в Евангелии от Марка (глава 12, стих 31). С некоторыми

вариациями та же самая заповедь обнаруживается в большинстве религий и

философий. Золотое правило «поступай с другими так же, как ты хотел бы,

чтобы они поступали с тобой» — лишь модификация той же самой заповеди. Она

означает, что нужно повиноваться бесспорному авторитету, который повелевает

любить и быть добрым. Заратустра в Персии обучая этому огнепоклонников три

тысячи лет назад. Конфуций, Лао-цзе и Будда включили эту заповедь в свои

учения, и вновь она появляется в иудаизме и христианстве. Ее выдвигали

независимо друг от друга многочисленные мыслители во всем мире на протяжении

столетий, значит, корни ее в человеческом разуме очень глубоки.

Это исторически самое раннее правило поведения, предназначенное для

поддержания душевного равновесия и мира между людьми. Если бы каждый любил

ближнего, как самого себя, откуда взялись бы войны, преступления, нападения

или просто напряженность в человеческих взаимоотношениях? В библейские

времена не было лучшего способа заставить людей быть добрыми друг к другу,

чем сформулировать такую заповедь. Но чтобы следовать ей, нужно было

непоколебимо верить в ее происхождение от господа бога, обладателя

беспредельной мудрости и власти.

Разные религии, внушавшие эту заповедь, отличались друг от друга. Кое в

чем их воззрения были прямо противоположными. Но в божественного

вседержителя верили сторонники всех групп, хотя каждая группа яростно

отрицала существование других богов. К счастью, почитатели какого-либо бога

очень мало знали о других религиях, поэтому такого рода противоречия и

сомнения не тревожили их понапрасну. Пока вера была сильна, едва ли основную

идею поддержания мира между людьми можно было выразить лучше. Старание

«возлюбить ближнего, как самого себя», вероятно, принесло много добра и

сделало для улучшения жизни больше, чем любой другой принцип поведения.

Единственное затруднение в том, что строгое соблюдение этого принципа

несовместимо с биологическими законами. Я уже говорил, что, нравится нам это

или не нравится, эгоизм — существенная черта всего живого, и если мы будем

честны перед собой, то должны согласиться, что ни один из нас не любит всех

своих собратьев, как самого себя. Когда интересы сталкиваются, я не вправе

ожидать от других, что они примут мои интересы так же близко к сердцу, как

Я далек от осуждения заповеди «возлюби ближнего, как самого себя», ибо

убежден: она долго приносила пользу человечеству и была достойной целью

жизни. Но с библейских времен утекло много воды, получили развитие

философское мировоззрение и наука, и все большее число людей задает вопрос:

а кто придумал эту заповедь и возможно ли следовать ей?

Честно говоря, я не могу твердо придерживаться ее. Когда я был моложе,

я изо всех сил старался, пока не обнаружил: как ни старайся, но могу я

любить ближнего, как самого себя. даже если бы это не зависело от

характера ближнего. В отношении некоторых я очень приблизился к исполнению

этого завета. Но я покривил бы душой, если бы пытался убедить себя, что,

приложив больше усилий, сумел бы следовать этому завету как общему закону.

Когда речь идет о гнусном и наглом враге, который стремится уничтожить меня

и все, во что я верю, когда я думаю о ленивом пропойце, паразитирующем на

чужом труде, или о закоренелом уголовнике, растлителе юных, я считаю

противоестественным любить их, как самого себя, или хотя бы так, как своих

родных и друзей. Более того, даже самого дорогого мне ближнего я не могу

любить, как самого себя. Если допустить крайний случай: предстоит решить,

чью жизнь сохранить, его или мою, я выберу свою. Есть, конечно, исключения

из этого правила (родитель может без колебаний умереть, спасая дитя из

пылающего дома), но — согласимся с этим — исключения редки и не могут

служить основанием считать такого рода поступки эталоном поведения.

Зачем же притворство? Самообман ведет лишь к ощущению неполноценности,

он порождает угрызения совести из-за того, что мы не на высоте

провозглашенных нами принципов. Сказать mea culpa *, пусть даже елейным

голосом смиренного проповедника, и признать себя недостойным, жалким

грешником — это не выход из положения. К тому же я отнюдь не считаю себя

недостойным и жалким грешником. В пределах моих врожденных возможностей я не

жалел сил, чтобы стать уважаемым врачом и ученым. Я усердно работал всю

жизнь и продолжаю трудиться. Я добивался права высоко держать голову,

стремясь полезными делами придать смысл своей жизни. Я не хочу лгать. Мели

бы я считал себя презренным и жалким грешником, я не удовлетворился бы

признанием этого факта, а тотчас изменил бы свою жизнь, чтобы завоевать

уважение и любовь ближних.

Не отвергая принципа «возлюби ближнего», мы можем видоизменить его в

согласии с открытыми в наше время биологическими законами. Он останется

совместимым с любой религией и политическим кредо, хотя сохранит

независимость от них. Видоизмененный таким образом, он не будет исходить из

существования непогрешимого и всемогущего творца, чьим приказам надо слепо

повиноваться, но не будет и противоречить его бытию. Главное же, не надо

будет закрывать глаза на эгоистическую природу живых существ. Нужно просто

* Mea culpa (лат.) — моя вина (формула покаяния у католиков).— Прим.

При такой формулировке незачем по приказу любить тех, кто воистину

омерзителен. Мы не обязаны любить других, как самих себя, ибо это

противоречит биологическим законам. Теперь все зависит от нас! Не все

окажутся на равной высоте, но стремление следовать этому принципу даст нам

цель для наших трудов. А человеческий организм устроен так, что для

поддержания физического и душевного здоровья должен стремиться к цели,

достойной прилагаемых усилий.

Чтобы лучше понять изречение «Заслужи любовь ближнего» (его можно

рассматривать как перефразированную заповедь или как здравый биологический

закон, причем эти два толкования не исключают друг друга, ибо для верующих

законы природы имеют божественное происхождение), мы должны прежде всего

обсудить три вопроса:

1. Что такое любовь?

2. Кого считать ближним?

3. Как заслужить любовь?

Согласно духу библейской заповеди, термин «любовь» включает все

положительные чувства к человеку — не только почти инстинктивную любовь

мужчины и женщины или любовь родителей к детям, но также чувства

благодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения — одним словом,

расположение. Именно в таком широком смысле я использую это слово.

Под «ближним» я разумею всех людей, близких мне не только

географически, но также генетически и главным образом в духовном и

интеллектуальном отношениях. В этом общем смысле термины «ближний» и «брат»

взаимозаменяемы; я высказал свою точку зрения в книге «От мечты к открытию»:

«Кто брат мне? Человек моей крови — даже если у нас нет больше ничего

общего — или человек моего духа, с которым нас связывает теплота

взаимопонимания и общих идеалов?»

Девиз «Заслужи любовь ближнего» придает наибольшую важность

расположению тех, кто ближе всех к нам физически и интеллектуально. Чем

весомее наш вклад, тем большей будет группа людей, чье расположение мы

заслужим. Свершения типа теории относительности Эйнштейна снискали ему

признание почти всей человеческой расы.

Чтобы заслужить любовь ближних, не обязательно быть Эйнштейном. Для

любого человека лучший и простейший способ достигнуть этой цели — стараться

бытъ как можно полезнее. Конечно, никто не является абсолютно незаменимым,

но существуют разные степени и градации нужности. Внезапное исчезновение

одних людей останется незамеченным, а потеря других явится серьезным ударом

для многих. Уверенность и чувство самовыражения, которых мы можем добиться,

становясь все более нужными своим ближним, находятся в прямой зависимости от

степени нашего успеха. Незаменимость никогда не бывает полной, но стремление

приблизиться к этому — лучший способ завоевать любовь и приобрести ощущение

Когда вы помогаете ближним, вы не только завоевываете их любовь, но у

вас становится больше ближних. Не потому ли люди усыновляют детей? Радость

усыновления ребенка состоит в том, что появляется цель — заслужить его

Прелестная история, на самом доле имевшая место, показывает мудрость

простого человека, понимающего, что любовь ближних скорее принесет счастье,

чем высокий доход. Об этом случае сообщил мне профессор У. С. фон Эйлер,

получивший Нобелевскую премию за выдающиеся исследования роли адреналина и

родственных ему гормонов в реакции стресса. В письме — отклике на первый

набросок этой книги он рассказал:

«По ту сторону Анд, между Мендосой и Сантьяго, я разговорился в поезде

с боливийским фермером и спросил его, использует ли он новейшие удобрения

для повышения урожайности. «О нет,— отвечал тот.— Это вызвало бы досаду

моих соседей. Я предпочитаю скромный урожай, но добрые отношения с ними». Вы

можете сказать, что он завоевывал любовь соседей, не пытаясь быть слишком

Я восхищаюсь мудростью этого фермера и, честно говоря, сомневаюсь,

чтобы у меня хватило духу подражать ему. Когда я вижу простое решение

проблемы, ставящей в тупик молодого выпускника, я никогда не лишаю его

удовольствия самому доискаться до ответа и уверовать в свои силы. Но когда

дело касается коллеги ученого, желание продемонстрировать свое превосходство

Наконец, никогда не забывайте, что единственное сокровище, которое

всегда останется с вами,— это способность заслужить любовь ближних.

Непредсказуемые социальные перемены могут внезапно лишить вас всех нажитых

денег, недвижимости и политической власти. Но то, чему вы научились, всегда

ваше, и это самый надежный вклад. Стремитесь к этому.

В течение одной ночи могущественнейшие люди теряли — и продолжают

терять — все свое имущество в результате проигранных войн, социальных

потрясений и политических перемен. История показывает снова и снова, как

тысячи влиятельных аристократов, видных членов религиозных, политических или

расовых групп становятся нищими, когда непредвиденное событие обесценивает

их привилегии. Лишь те из них избегают такой участи, кто делал вклады в

самого себя, в способность заслужить любовь ближнего.

Я всегда советовал своим детям и студентам не очень беспокоиться о

денежных сбережениях и о восхождении на очередную ступеньку карьеры (это

стало буквально навязчивой. идеей у честолюбивых людей, стремящихся к

материальной обеспеченности). Куда важнее совершенствовать самого себя и

гарантировать свою полезность при любых поворотах судьбы. Крупный экономист,

художник, ученый, первоклассный машинист или слесарь-водопроводчик легко

находят пристанище, если политические или религиозные преследования изгоняют

их из страны без гроша в кармане. Помните, что, помимо официальных титулов и

степеней, наивысшее звание — это репутация вашего имени. Ваше значение и

устойчивость вашего положения определяются прошлыми достижениями и нынешней

квалификацией. Иными словами, ваша ценность измеряется способностью

Источник:
Ганс Селье
Документ — Он не станет скрывать себялюбие и заботу о собственном благе, стремление накапливать богатство для обеспечения личной свободы и наилучших условий жизни, но будет добиваться этого, сколачивая армию друзей.
http://gigabaza.ru/doc/132846-p12.html

Рецензии на книгу «Стресс без дистресса»

Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам.

Стресс, по Селье, — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Вредоносный или неприятный стресс называют «дистресс».

Какое бы требование ни предъявляла жизнь, мы всегда начинаем с

1) первоначальной реакции удивления или тревоги из-за неопытности и неумения совладать с ситуацией;

2) ее сменяет фаза сопротивления, когда мы научились справляться с задачей умело и без лишних волнений;

3) затем наступает фаза истощения, израсходование запасов энергии, ведущее к утомлению.

Разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно». Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела либо постоянной чрезмерной перегрузкой. В результате — язвы пищеварительного тракта, высокое кровяное давление, нервное истощение и прочие «радости».

Как пишет Селье, стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай, в борьбу из-за безделиц.

Стресс, по Селье, — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Вредоносный или неприятный стресс называют «дистресс».

Какое бы требование ни предъявляла жизнь, мы всегда начинаем с

1) первоначальной реакции удивления или тревоги из-за неопытности и неумения совладать с ситуацией;

2) ее сменяет фаза сопротивления, когда мы научились справляться с задачей умело и без лишних волнений;

3) затем наступает фаза истощения, израсходование запасов энергии, ведущее к утомлению.

Разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Поэтому каждый должен… Развернуть

Источник:
Рецензии на книгу «Стресс без дистресса»
Рецензии на книгу «Стресс без дистресса» Ганса Селье. Стресс — это аромат и вкус жизни. Книгу условно можно разделить на две части. В первой сжато и популярно изложена сущность биологической концепции …
http://www.livelib.ru/book/1000963277-stress-bez-distressa-gans-sele

Скачать Стресс без дистресса

На этой странице вы можете скачать книгу

«Ганс Селье, Стресс без дистресса».

«Стресс без дистресса»

«Стресс без дистресса»

Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам.

Термины «дарвиновская эволюция», «аллергия» или «психоанализ» уже прошли пик своей популярности в гостиных и в разговорах за коктейлями. Но мнения, высказываемые в таких беседах, редко бывают основаны на изучении работ ученых, которые ввели эти понятия.

Постановка голосаНачальный этап обучения не терпит суеты и спешки. Воспринять, понять требования, координацию всех процессов должен весь организм, а не только сознание (интеллект), воля, хотя от этих качеств певца зависит очень много.

2. ЕСЛИ РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ КАК-ТО НЕ ТАК…• Приглашайте в гости детей еще до того, как ребенок будет иметь возможность знакомиться и заводить друзей самостоятельно.

° Данные о роли собственно смысловых структур на материале лакунарного эксперимента и на материале эксперимента по восприятию текста в шуме взаимодопоУпорядоченное распределение узлов относительно нх уязвимостей связано со структурой всей сети, таким образом, наиболее уязвимый узел занимает наивысшую позицию в сетевой иерархии. Мера уязвимости сети — максимальная уязвимость среди всех ее узлов:

Часть II. Лиззи и ее мирДругая любимая игра — «концерт». После долгих уговоров мама и папа усаживаются на полу в холле. Наверху лестницы появляются Лиззи и Ник: он, в темных очках и джинсовой куртке, играет на воображаемой гитаре. Лиззи важно следует за ним и, спустившись на несколько ступенек, объявляет

сияК несчастью, марихуана ный способ иметь лекарств выращивать его самому. Я кув подвале, надежно спряп ращивал там коноплю. Яра одного субботнего дня, когд ордером на обыск. Кто-то рили все с помощью приборс и предьявили мне обвинение нии марихуаны, что считае нием. Мое дело за последни.

Глава 2. Четыре иррациональных типа.Он может и вообще не любить мыслительный процесс, поскольку в случае одностороннего развития, будет считать, что мышление — это уход в абстракцию, заменяющий учет реальных фактов. Такой экстравертный ощущающий тип был моим учителем естествознания. Задавать ему вопросы, касающиеся.

Глава 1. О причинах неврозовНеобходимо изучить систему личных отношений детей в группе для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения и создать для каждого из них благоприятный эмоциональный климат.

VТакова наша теория, от которой мы не можем отказаться без неопровержимых доводов. А что говорит на этот счет опыт? Его, пожалуй, пока еще недостаточно, чтобы прийти к определенному решению. Довольно часто он оправдывает наши ожидания, но не всегда. Создается впечатление, что не вызовет.

Лекция VIIВ повседневной жизни, если вы встречаете кого-нибудь, чьи реакции крайне преувеличены, будь то скромность или симпатия, всегда следует заподозрить противоположные тенденции в бессознательном. Вы вправе думать, что такой человек имеет преувеличенное чувство жалости, чтобы подавить равносильную.

Источник:
Скачать Стресс без дистресса
Скачать "Стресс без дистресса" Селье Г. в формате rtf
http://bookap.info/popular/sele_stress_bez_distressa/load/rtf.shtm

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Селье Ганс — Стресс без дистресса, скачать книгу бесплатно

очень классные книги, увлекают с головой, всем любителям научной фантастики и детективов советую ознакомится, только одно но, не понятно чем все закончилось

Блин я так зачиталась , что всё прочитала ! Люблю эту книгу .

Помогите пожалуйста!Я хочу прочитать серию "Всадники Перла",но не могу понять какая первая,вторая,третия и т.д. книга.Помогите если вам не сложно. Зарание благодарю.

Полностью не согласен с предыдущими комментариями! Надо понимать, что написанное является злой иронией, допускаются некоторые преувеличения, выставления напоказ. Кстати, многие эпизоды напиминют армейские байки, коих множество. Но, как сам служивший в СА в 1987-1989 годах в близкой структруре, имевшей прямое отношение к ЯО, могу сказать: Ни одно описанное событие, я не могу считать невероятным. Короче: Данное произведение я рекомендовал бы для прочтения для тех, кто служил в описанное время в рядадах ВС СССР! Те ребята с юмором, поймут то, о чем писал автор! P.S. Такого повального пьянства, бл**ства, воровства в ВС СССР не было, здесь у автора явное преувеличение. Но, тем не менее много из того, что написано, объективно могло бы быть! Спасибо!

Я целитель грозового племени!

Хорошая книжка для детей. Самое главное — всегда актуальная. Тем, кто считают также полезно сводить своего ребенка и на одноименный спектакль в Театр Киноактера в Москве. Были недавно, очень понравилось! До сих пор под впечатлением. Яркий, музыкальный, веселый. Дети, исполняющие главные роли, словно списаны с книжки! Особенно малыш! Ну просто неподражаемый. Маленький, толстенький и очень капризный! Рекомендую этот спектакль как наглядное пособие и для детей и для родителей!

Класная книга оторватся немог. Всем советую

Источник:
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Селье Ганс — Стресс без дистресса, скачать книгу бесплатно очень классные книги, увлекают с головой, всем любителям научной фантастики и детективов советую ознакомится, только одно но, не понятно
http://modernlib.ru/books/sele_gans/stress_bez_distressa/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Секс на одну ночь: продолжения не будет Можно встретить распространенное среди мужчин убеждение в том, что секс на одну ночь – это… (1)

COMMENTS