Страх смерти

Откуда берется страх смерти и как его побороть?

В статье рассмотрен страх смерти как одна из фобий со специфическими признаками и особенностями. Характеризуются причины страха смерти, проявления в разном возрасте, возможности коррекции и лечения.

Танатофобия, страх перед смертью или фобия (боязнь, страх) смерти – этот синонимический ряд отражает явление, связанное с отношением человека к конечности жизни: к смерти и умиранию, боязни этой возможности и реального состояния.

Переживание тревожных чувств относительно прерывности жизни является нормой для здорового человека. Если подобный страх не влияет на обыденное течение жизни, то он обоснован и закономерен.

В ситуации превращения данного страха в неконтролируемое состояние, когда от него невозможно избавиться и преодолеть, речь идет о боязни смерти, проявляющейся как фобия.

Танатофобия проявляется через вереницу симптомов:

О главных женских страхах читай далее.

В чем проявляется боязнь смерти у человека? Существует несколько форм и проявлений:

Четко назвать конкретную причину страха смерти сложно. Версий всегда бывает несколько: начиная с наследственной предрасположенности, условий формирования личности, заканчивая влиянием общества и социальной действительности.

Обобщенными причинами танатофобии могут быть:

К распространенным причинам страха смерти психиатры относят также проявления подсознания человека:

  • необычно яркие и сильные по влиянию сны;
  • сигналы подсознания в виде внутреннего голоса и интуитивных догадок (прозрений).

Восприятие и понимание явления смерти меняется с возрастом. Каждому периоду жизни человека – детству, юности, взрослости, зрелости – присущи свои особенности страха смерти.

В детском возрасте ребенок определяет существование смерти опосредованно:

  • по исчезновению бабушки или дедушки, любимого питомца, опадающим листьям и надвигающимся насекомым;
  • реакции на горе родителей, могильные плиты – копия реакции взрослых: молчаливая сдержанность и скорбь; если страх и проявляется ребенком, родители стараются всячески отвлечь от него.

Воспринимая факт смерти, дети начинают испытывать к ней страх осознанно лишь под воздействием реакции взрослого. Неправильное понимание смерти создает психологически сложную ситуацию для детей, от этого также возможно возникновение боязни смерти.

Подростковый период характеризуется этапом становления личности. Понимание смерти специфично: процесс умирания вызывает повышенное беспокойство, могут даже возникать мысли о самоубийстве из-за осознанной безысходности.

О сексуальных страхах мужчин читай здесь.

Как лечить панические атаки? Узнай из статьи.

Чтобы победить страх, зарождается компенсаторное поведение:

  • подросток ищет «спасения» в жестких играх на компьютере (появляется ощущение властвования над событиями);
  • проявляет себя через дерзкое и бесцеремонное поведение;
  • принимает активизирующие вещества, хоть после алкоголя, никотина или наркотиков страх становится сильнее.

У взрослых

Подростковые тревоги и боязнь смерти у взрослеющего человека сменяются базовыми жизненными установками: карьерной и семейной. Фобия смерти проявляется с обновленной силой во время кризиса среднего возраста (после 30-35). Возникает ощущение начала жизненного заката, совершается переоценка достижений и места в жизни.

Тревожные мысли человека о кончине остаются с ним навсегда. Невроз, как следствие усиления кризиса и увязания в нем, развивает боязнь умереть в еще большем негативе.

Пожилой возраст и страх смерти сосуществуют рядом – в «повседневном» режиме. В старости – это следствие размышлений и принятия неизбежного.

Страх усиливается в случае тяжелой и затяжной болезни: пугает не сама кончина, а ее длительность, утеря рассудка при этом и унижение достоинства. Возможны также реакции апатии и безысходности, даже желание ускорить конец собственной жизни, чтоб не мучиться.

Фобией называется то состояние боязни, когда оно выходит за рамки нормы. Патологические проявления страха смерти имеют ряд признаков:

  • страх навязчивый, пронизывает все действия: принятия решений или их затягивание, становится причиной необъяснимых поступков и реакций;
  • формируется полная апатия («нет смысла чем-то заниматься, все равно итог всему – смерть»);
  • чередование апатии и сверх активности, чрезмерной суетливости («надо все успеть, вдруг смерть уже завтра!»);
  • боязнь событий и предметов, связанных со смертью (кладбищ, похорон, надгробий, венков, рассказов о смерти).

Здоровый страх смерти – как инстинкт самосохранения, показатель сформированной личности, понимающей биологическую и психологическую природу человека – вполне естественен.

Если у индивида страх смерти совершенно вытесняется из сознания – это признак отсутствия нормы. Подобные люди проявляются с таких сторон:

  • у них отсутствует или проявляется на незначительном уровне механизм сопереживания;
  • нет удовлетворенности при общении с другим человеком (неприятие людей вообще);
  • отсутствует или снижено чувство физической опасности;
  • снижен порог восприятия боли;
  • понижен страх смерти у ярко криминальных личностей.

Само по себе отсутствие страха смерти не является причиной деструктивных проявлений, скорее оно сопровождает эмоциональные нарушения при психических патологиях.

Обдумывание и аналитический подход – ментальные явления, которые помогут победить болезненное восприятие кончины. В значительной мере этому способствует когнитивно-поведенческая и гуманитарная психотерапия, как результат взаимодействия психолога и клиента в ходе проработки тревожных и негативных проявлений боязни умереть.

Как побороть страх смерти, чтобы избавиться от нездоровых опасений? Несколько советов:

Какими бы разнообразными не были советы специалистов, главное – это желание и мотивы самого человека в стремлении уменьшить значение страха смерти.

Источник:
Откуда берется страх смерти и как его побороть?
В статье рассмотрен страх смерти как одна из фобий со специфическими признаками и особенностями. Характеризуются причины страха смерти, проявления в разном возрасте, возможности коррекции и лечения.
http://gopsy.ru/strahi-i-fobii/strah-smerti.html

Страх смерти

Страх смерти (танатофобия) — это фобия человека, выражающаяся в навязчивой, неконтролируемой боязни внезапно умереть или отражение переживаний перед неизвестностью, чем-то непонятным и неопределенным. Многие люди признаются себе, что испытывают страх перед смертью, но подобное признание не означает, что они испытывают страх перед жизнью или каким-то образом эта боязнь мешает им жить счастливо. Зачастую танатофобии подвержены образованные, любознательные люди, что вызвано желанием контролировать свою жизнь во всем. Но со смертью, как и с рождением люди ничего не могут сделать. Так какой смысл думать об этом, бояться ее, если человек ничего не сможет изменить.

Особенности любой боязни отмечаются ошибкой в восприятии картинки мира. Фобия у человека выступает своеобразным сигналом в необходимости что-то менять в своей жизни для осуществления эффективной и гармоничной жизни. И только самому индивиду решать: разобраться ли со своими фобиями, для того чтобы жить гармонично и счастливо или продолжать жить на поводу у своих страхов, при этом забыв про мечты, жизненные устремления, спрятав глубоко от себя и от других свои переживания.

Пожилым людям свойственно ощущение приближения смерти, ведь каждый прожитый день приближает к бездне. Это понимают многие, но для большинства людей приближение конца является еще большим поводом, чтобы ценить настоящее, наслаждаться и переживать все счастливые жизненные моменты. Значительная часть индивидов боится умереть, что вполне логично, ведь этот страх может возникнуть по независящим от человека причинам. Одни люди испытывают страх смерти из-за преклонного возраста, других беспокоит страх смерти близких и связанная с этим их потеря. Одни боятся самого факта стать мертвым, у других же само переживание прячется в акте прекращения жизнедеятельности. Но если фобия человека настолько сильна, что влияет на повседневную жизнь, то это не просто проблема, а некоторые формы заболевания, которые связанны с центральной нервной системой.

Никто не в состоянии ответить на вопрос, что такое смерть, поэтому ее все боятся. Пока человек жив смерть отсутствует, однако с ее приходом жизнь заканчивается. Поэтому одной из причин страха умереть является боязнь разрушительной стороны смерти, поскольку после нее ничего нет.

На возникновение танатофобии может повлиять утрата близкого человека. Иногда бывает достаточно проникновения в сознание пугающего образа, связанного с окончанием жизни. Средства массовой информации также играют не последнюю роль в формировании запуска в психике идеи танатофобии. Индивид начинает задумываться о своей кончине и на все непонятные вопросы сознание ищет ответы с мучительными душевными поисками. Таким образом, танатофобия является закономерным процессом осмысления идеи о конечности существования человека.

Боязнь умереть живет глубоко в каждом индивиде и нередко за свою жизнь человек сталкивается со смертью. Это могут быть аварии, тяжелые заболевания, бытовые травмы, чрезвычайные ситуации, военные действия, но, несмотря, на это человек находит в себе силы преодолеть ужас и избавиться от этой фобии, продолжая жить, любить, развиваться, получать образование, наслаждаться жизнью.

Тем, кто испытывает эту фобию, следует прожить жизнь так, чтобы на смертном одре утвердительно сказать: «Я прожил жизнь не зря и наполнил ее яркими запоминающимися моментами». Постоянно испытывать этот страх и прятаться за него – это погребение себя «заживо».

Как победить страх смерти? Ответьте себе на вопрос: «Так ли страшна смерть, чтобы утратить способность двигаться по жизни вперед?» Зачастую отношение к смерти меняется с возрастом и в процессе жизненного пути приобретенный опыт дает возможность создавать защитные реакции на эту фобию.

Малыши обычно верят в свою исключительность: «Я особенный, поэтому не могу умереть». Столкнувшись со смертью, дети понимают ее по-своему: «дедушка просто заснул и скоро проснется». Детям часто не хватает знаний, что полностью запутывает их в понимании закономерной и неизбежной заключительной стадии существования индивида.

В подростковом возрасте ребята начинают верить в высшие силы или личного спасителя, которые не допустят, чтобы свершилось что-то непоправимое или страшное.

Для подростков свойственна романтизация смерти, высмеивание или заигрывание с ней. Отсюда возникает суицидальная наклонность и стремление таким образом самоутвердиться. Подростки зачастую не понимают, что «игра со смертью» способна привести к ней действительно. Отклонения на этапах развития у детей способны привести к формированию устойчивой боязни умереть.

Так, как же избавиться от страха смерти? Многие, боясь смерти, стараются дистанцироваться от нее подальше, не проведывают умирающих родственников, избегают появлений на кладбище. Однако все равно необратимое прекращение жизнедеятельности наступит у каждого. Необходимо осознать следующий цикл: рождение-жизнь-смерть. Все что имеет начало, имеет также и свой конец и это неизбежность. Поэтому следует жить так, как хочется. Не стоит тратить жизнь на беспокойство об этой закономерности. Необходимо заменить переживания на новые знакомства, впечатления от общения с интересными людьми, следует прочесть и переосмыслить философскую или религиозную литературу о неизбежном прекращении жизнедеятельности. Требуется делать все, что может отвлечь от этой фобии.

Один из методов, который используют специалисты в борьбе с данным расстройством — это вселение пациентам уверенности, что жизнь ценна настоящим моментом. Если боишься наступающего дня, значит наслаждайся настоящим. Индивиду следует в себе найти силы по-иному посмотреть на неотвратимое будущее и принять его. Если не хватает своих сил, то требуется обратиться за психологической помощью. Страх внезапной смерти успешно лечится гипнозом, некоторые случаи излечиваются при помощи когнитивно-поведенческой психотерапии.

Источник:
Страх смерти
Страх смерти (танатофобия) — это фобия человека, выражающаяся в навязчивой, неконтролируемой боязни внезапно умереть или отражение переживаний перед неизвестностью
http://psihomed.com/strah-smerti/

Страх смерти (танатофобия): причины, симптомы и лечение этой фобии

Страх смерти (танатофобия): причины, симптомы и лечение этой фобии

Танатофобия (боязнь смерти) – особый, и, наверное, не самый необоснованный страх среди панических расстройств. В то же время он является патологическим по своей природе и выражается в приступообразном (или хроническом) состоянии сильной и неконтролируемой тревоги. По правде говоря, такая фобия является проблемой в плане лечения – это один из сложно корректируемых страхов. Однако, он же является самым распространенным страхом в нынешнем обществе.

В то же время сложно себе представить человека, который не опасался бы смерти хотя бы рефлекторно – в конце концов у всех действует инстинкт самосохранения.

Одна из причин страха перед смертью – это принципиальная невозможность познать, что же это такое и что стоит за последней границей? Большое число религиозных общин построены как раз на эксплуатации этой неизвестности: с одной стороны, это хорошо и оказывает психотерапевтическое влияние на людей верующих, с другой стороны – это может стать и причиной порождения страха смерти.

Прямое обращение к психотерапевту может быть опасно в том плане, что специалист начнет работать с конкретным проявлением (в виде страха смерти) какого-то расстройства, но избавление от одного проявления скорее вызовет другие формы заболевания, нежели поможет больному.

При танатофобии необходима консультация психиатра и полный отказ от самолечения и использования «бабушкиных методов» коррекции страха. Любое непрофессиональное скорее обострит заболевание, нежели избавит от него.

Перед тем, как бороться со страхом смерти, необходимо разобраться со всем спектром разнообразных причин, которые могут являться основой для развития боязни смерти. Как и многие другие фобии, танатофобия определяется психиатрами как биосоциальная боязнь: либо как следствие действия генов, либо как влияние ближайшего социума. Однако нам представляется важным указать и другие, точно не подтвержденные, но имеющее место быть гипотезы возникновения страха смерти.

Есть допущение, что фобия развивается как реактивное образование, вызванное столкновением со смертью (в особенности – неожиданной). Это может быть гибель близких людей, пережитый опыт нахождения в заложниках, простое наблюдение страшной катастрофы.

Такие стрессовые переживания запускают у человека механизмы иррационального поиска ответа на вопрос о том, что представляет собой смерть. Негативный фон настроения, разрыв типичного жизненного стереотипа приводят к тому, что человек начинает сопоставлять себя с теми, кого уже с ним нет. Таким образом человек высказывает свой протест смерти – сам создавая и переживая в своем сознании свою гибель.

Это предположение было выдвинуто российскими психиатрами. Они объясняют боязнь смерти как сформированную внешним воздействием установку, избавиться от которой достаточно трудно. Например, информационные потоки, в которых мы постоянно находимся (СМИ, Интернет, ежедневные печатные издания и т.п.), транслируют нам яркие образы обрыва жизни в связи с какими-либо событиями. Человек, буквально, принимает на себя роль агрегатора «смертей», что заставляет его навязчиво задумываться о том как и когда он умрет.

Некоторые школы психологии (в частности – гуманистическая и экзистенциально-гуманистическая) объясняют возникновения страха как следствие длительной остановки в личностном развитии. Согласно этим направлениям, человеку свойственно задавать себе вопросы, на которые нет единого ответа: зачем дана жизнь, что такое смерть и т.п. В тот момент, когда ответы на эти вопросы начинают носить явно негативный характер, возникает так называемая «экзистенциальная тревожность», которая и может являться причиной развития страха смерти.

Несмотря на то, что эта фобия может проявляться в любом возрасте, однако по экспоненте растет число тяжелых случаев в промежутке от 35-60 годами.

Именно на этот период приходятся несколько кризисов: зрелого возраста и середины жизни. Новообразованием успешного разрешения этого кризиса является позитивное переосмысление своей жизни и оформление новых взглядов на жизнь и свой пройденный путь.

А вот если этот кризис протекает неблагоприятно, человеку приходится признавать, что многие из его мечт не сбылись, а некоторые иллюзии так и остались иллюзиями. Приходится отказываться от некоторых значимых для человека затей: это порождает закономерную депрессивную симптоматику, на фоне которой и может развиваться страх смерти.

Психотерапевтами описаны сотни случаев работы с пациентами, чей страх неминуемой смерти возник на почве в различных религиозных сектах (в т.ч. и признанных религиях). Здесь, например, в христианской культуре, сталкиваются две тенденции: «истинное знание» того, что ждет людей после смерти и боязнь наказания за свои земные дела. Лечение таки пациентов – крайне тяжелое и зачастую требует много времени и сил, ведь терапевт выступает в прямом смысле «врагом» идеалов больного и авторитету духовного лидера.

Некоторые специалисты выделяют закономерную связь между тотальным неприятием неизвестности (неопределенность вызывает панический страх у пациента). Однако такая причина скорее оправдывает фобию у людей с достаточно развитым зерном рационализма: ведь то, что они не могут объяснить через здравую логику либо ненужно, либо потенциально опасно. А поскольку смерть – явление неизбежное, оно приобретает для таких людей характер гротескной опасности.

Здесь встает проблема нездорового перфекционизма и попыток полностью взять под контроль все сферы своей жизни: от внешних, до внутренних. Такой педантизм, однако, со временем сталкивается с серьезной проблемой: ведь можно контролировать каждый свой шаг, но контролировать биологические процессы и циклы организма – невозможно.

Возникает страх утери контроля, который компенсируется еще большими ограничениями, начинают контролироваться даже самые мельчайшие моменты рутины. Со временем возникает чувство неизбежности гибели, которое может сопровождаться обсессивно-компульсивным расстройством.

Можно ли победить страх смерти, не понимая его структуры? Навряд ли. Поэтому рассмотрим клиническую картину болезни.

В клинике фобии чаще обнаруживается не сам страх смерти как данное, а именно явления, которые сопутствуют (в мыслях больных) процессу умирания. Страх смерти может быть симптомом некоторой нозофобии, которой связан с переживаниями по поводу мучительной и длительной смерти от какой-либо болезни.

У других пациентов (чаще – эгоцентричных) страх смерти проявляется в тревоге перед тем, что на последнем этапе своей жизни они превратятся в «ни на что негодных старцев», которые утратят разум и не смогут банально даже самообслуживать себя. Страх перед тем, что старость вынудит их прибегать к помощи третьих лиц находит корни в страхе перед смертью, перед которой этот период и наступит. Этот же анамнез характерен и для больных, в истории которых присутствовали расстройства типа ипохондрии.

Для людей 40+ страх смерти может являться следствием фрустрации их потребности в наставничестве. То есть большинство людей к этому возрасту испытывают закономерную нужду в обучении своих детей, уходе и заботе, обеспечения их благополучия и поддержки. Здесь страх смерти приравнивается к боязни потерять контроль за родственниками, что приведет их, в мыслях пациента, к жизненному фиаско.

Для родителей-«одиночек» свойственен страх смерти как форма опасения за «продвижение» детей в дальнейшей жизни. В их представлениях собственная кончина неразрывно связана с неблагополучием своих детей, что приводит к навязчивым идеям и переживаниям по поводу смерти.

Стоит принять тот факт, что временами появляющаяся тревога за собственную жизнь – это нормальная реакция человеческой психика на, например, перегрузку организма.

Однако российские психотерапевты, работающие с подростками, приводят печальную статистику, что в последние годы боязнь смерти стала с закономерной частотой проявляться у старших подростков и даже детей.

Пациенты с поставленным диагнозом танатофобии зачастую страдают и от сопутствующих расстройств, которые так или иначе связаны с тематикой смерти. Например, больные могут панически бояться символов смерти: надгробий, крестов, покойников и т.п. Иногда появляются и абсолютно иррациональные вторичные страхи, вроде боязни «вестников» смерти, призраков и другой мистики.

Как и другие тревожные нарушения, боязнь смерти обнаруживается не только в очевидной пациенту тревоги относительно смерти, но и несет в себе латентные (недоступные прямому наблюдению) симптомы и проявления.

Итак, первый знак того, что переживания по поводу кончины имеют фобическую природу – это принципиальная объектность страха. То есть пациент не может представить себе «смерть в принципе», в его сознании присутствует либо ограниченный репертуар этого явления, либо вообще проявляется ригидность и зацикленность на конкретной форме смерти. В большинстве своем, это либо «страшные» смерти, либо какие-то виды, связанные с травматическим опытом. Например, один пациент боялся захлебнуться, когда пьет молоко (и только его), поскольку в детстве его заставляли это делать против его воли. Психика «перенаправила» отвращение и травматичный опыт в нелепый страх смерти.

Некоторые пациенты как бы «проектируют» свою смерть и начинают активно избегать ее. Например, если больному кажется, что он умрет от падения кирпича с крыши дома, то он начинает активно избегать прогулок возле стен, постоянно смотрит наверх, да и в принципе может стараться не выходить из дома. Кстати, нередко эта фобия связана с некоторыми нозофобиями, например – канцерофобией. Больной, думающий, что он умрет от онкологии, начинает либо избегать посещения больниц, либо наоборот готов проводить сутки в медучреждениях.

Такое странное (обсессивное) поведение сочетается с нарушениями на физиологическом уровне:

  • страдает сон – больному трудно засыпать и просыпаться, мучают повторяющиеся кошмары;
  • снижение аппетита и как следствие – потеря веса;
  • сексуальные дисфункции;
  • появление вторичной невротической симптоматики, псевдоболей.

Такие неявные фобические знаки достаточно сильно влияют на жизнь больного. Пациент живет не просто постоянным «пережевыванием» мыслей о своей смерти, но чувствует ненаправленное беспокойство, иногда слезливость и агрессивность. В принципе, планомерно состояние больного скатывается в депрессивное.

Люди с таким диагнозом сталкиваются с рядом неприятных явлений:

  • из-за поведения избегания резко сужается круг социальных отношений пациента, портятся отношения с родственниками;
  • может разрушаться профессиональная деятельность, поскольку ведущий мотив для танатофоба – это избегание любой ценой своей смерти;
  • могут проявляться соматические заболевания (язвы, гастриты), вызванные физиологическим ослаблением и хронической усталостью организма;
  • часто оформляются психосоматические заболевания, развиваются вторичные психические расстройства, вроде паранойяльных психозов, генерализованного тревожного расстройства и т.п.;
  • у лиц, склонных к подавлению негативных эмоций с помощью внешних средств могут развиваться различные формы аддикций, в том числе не химических.

Без соответствующего лечения, психокоррекции и восстановительной терапии, боязнь смерти абсолютно перестраивает жизнь человека, изменяя его личностные черты, которые скорректировать в рамках любого направления крайне тяжело.

Итак, как же избавиться от страха смерти? Поскольку эта фобия достаточно тяжела для коррекции, на начальных стадиях необходимо обратиться к психиатру для дифференциальной диагностики и установления тяжести расстройства.

На втором этапе назначается консультация у патопсихолога, который проводит диагностику, направленную на установление глубины дефектов личности и психических функций, а также определения способа их коррекции.

При тяжелом течении могут назначаться различные препараты класса гипнотиков или транквилизаторов, направленных на нормализацию сна и снижения уровня стресса.

Помимо всего вышеназванного, бороться со страхом смерти приходится и в кабинете психотерапевта. Чтобы не оставлять иллюзий, скажем, что психотерапевтическая коррекция страха смерти – это долгий и трудоемкий для пациента процесс.

Автор статьи: Борисов Олег Владимирович, психолог развития

Источник:
Страх смерти (танатофобия): причины, симптомы и лечение этой фобии
Что такое танатофобия (страх смерти). Причины и отличительные черты этой фобии. Симптомы и эффективные методы лечения боязни смерти.
http://depressio.ru/fobii/61-strax-smerti.html

Страх смерти

Будь совершенно мертв,

И делай все, что хочешь,

Все будет хорошо.»

Каким же образом происходит разоблачение страха смерти? Во-первых, следует показать, что страх смерти – вовсе не игрушка, а одно из важнейших препятствий на пути духовного знания, а для этого его надо извлечь из подсознательного и раскрыть все многообразие масок, надеваемых этим чувством, когда оно доминирует во внутреннем мире человека. Мы рассмотрим лишь важнейшие деформации страха смерти в сознании человека:

1. Первейшей и наиболее явной маской страха смерти является страх одиночества. Их связь в подсознательном настолько очевидна, что нет нужды останавливаться здесь подробно. Достаточно сказать, что, общаясь с себе подобными, мы так или иначе делимся с ними своим внутренним бытием, делая его как бы шире, и радуемся призрачному своему продолжению, отдавая другим часть своей энергии и получая соответственно от них – данный процесс носит обоюдный характер. Особое выражение страх одиночества получает в желании иметь детей, так как здесь обмен энергиями имеет исключительно сильный характер.

2. Привязанность и любовь – непосредственный и логический результат страха одиночества. Встречая личность наиболее подходящую нам в эмоциональном и психологическом плане (особенно в тех случаях, когда поиск был долгим и трудным), человек испытывает чувство чуть ли не экстатическое,– ярче всего это бывает в юности, когда социальные связи не устоялись, а уверенность в своих силах невысока, безудержная благодарность легко превращается в привязанность или дружбу (если личность одного с ним пола), либо в любовь (если личность противоположного пола). С такой точки зрения смерть и любовь действительно тесно связаны друг с другом, и психоанализ, достаточно много раскрывший в этой области, здесь как нигде близок к истине – если оставить в стороне мифические спекуляции вокруг либидо и танатоса.

3. Влечение к чувственным удовольствиям и впечатлениям, прежде всего, имеет весьма косвенное отношение к физиологическим потребностям организма. То, что чувственность, хотя и является результатом в первую очередь органической конституции физического существа, у человека служит главным образом средством защиты от страха смерти, легко подтверждается обычным наблюдением: интенсивность чувственности часто сильно изменяется в сторону уменьшения, когда индивид находит другой предмет для сосредоточенного внимания, если тот с успехом может исполнять ту же роль (творчество, наука, бизнес и т. п.). То же касается и впечатлений – зрелища и путешествия превращаются в манию, если другие виды активности по какой-либо причине оказываются неудовлетворительными.

4. К иной группе метаморфоз страха смерти относится страх потери времени. Спешка и нетерпение, широко распространенные в современном обществе, обязаны своим возникновением глубоко скрываемому в подсознательном страху конца, страху перед ограниченностью существа во времени.

5. Отсюда рождается страсть к деятельности. Погружение в активность, которую нам не следует недооценивать, ибо она есть причина всего масштабного прогресса человечества, есть, тем не менее, все тот же страх смерти, который здесь, как и во многих других случаях, исполняет роль движущего импульса, порой весьма плодотворного, но имеющего источник пагубный и разрушительный.

6. Воля к славе и борьба за лидерство – наиболее отвлеченные в этом ряду. Они естественным образом вырастают из страсти к деятельности и влечения к чувственным удовольствиям (впечатлениям), которые мы уже упоминали. При вдумчивом анализе здесь легко найти и желание расширить себя на более долговечные явления (история, искусство и т. д.), и желание повысить собственную значимость, чтобы личная, смерть индивидуума стала серьезным событием для продолжающих, жить – еще одна защитная конструкция перед лицом страха смерти.

7. Влечение к сексуальной активности, которое фрейдистская школа ставит во главу угла всей своей психологической доктрины, есть лишь, наиболее универсальное средство в ряду всех защитных конструкций. Потому оно и может показаться центральным или основополагающим.

Ибо оно черпает силы изо всех приведенных выше явлений, начиная со страха одиночества и заканчивая борьбой за лидерство. Конечно, следует помнить, что мы отвлекаемся здесь от чисто физиологической стороны дела, так как сексуальность в чистом виде есть продукт биологической эволюции вида и только в мифологии человеческого сознания приобретает эту специфическую защитную функцию.

Мы не перечислили все проявления страха смерти, но сказанного уже достаточно для того, чтобы понять простую истину: всякое сознание не видоизмененное при помощи специальной дисциплины, несет в себе, страх смерти, даже когда всячески его отрицает. Перед тем как обратиться непосредственно к дисциплине, цель которой – устранение страха смерти, надо отметить следующее: страх смерти понуждает личность к действию, и потому в данной структуре мира выполняет исключительно важную роль.

Ординарное сознание, лишенное этого движителя, обречено на апатию, полное оскудение, психологический распад и бесцельное прозябание. Вот почему по мере исчезновения страх смерти в дисциплине дона Хуана заменяется другими, более адекватными ее целям стимулами.

Преодоление страха смерти требует немало времени и сил, но вполне достижимо. Дон Хуан предлагает Кастанеде целый ряд приемов, помогающих в этой работе, – приемов, демонстрирующих прекрасное понимание парадоксальности человеческой психологии, ничуть не уступающее по своей глубине пониманию древних мудрецов Востока. Прежде всего, дон Хуан как бы «выворачивает наизнанку» отношение к смерти вообще.

«Нет,– сказал он убежденно.– Смерть не является врагом, хотя и кажется им. Смерть не разрушает нас, хотя мы и думаем, что это так.

– Но если она не является нашим разрушителем, тогда что же она такое? – спросил я. – Маги говорят, что смерть является единственным стоящим противником, который у нас есть,– ответил он. – Смерть – это вызов для нас. Мы все рождены, чтобы принять этот вызов, – и обычные люди, и маги. Маги знают об этом, обычные люди – нет.

– Лично я думаю, дон Хуан, что жизнь, а не смерть является вызовом.– Жизнь – это процесс, посредством которого смерть бросает нам вызов, – сказал он.– Смерть является действующей силой, жизнь – это арена действия. И всякий раз на этой арене только двое противников – сам человек и его смерть.

– Я предпочел бы думать, дон Хуан, что именно мы, человеческие существа, являемся теми, кто бросает вызов,– сказал я. – Вовсе нет,– возразил дон Хуан.– Мы пассивны. Подумай об этом. Мы действуем только тогда, когда чувствуем давление смерти. Смерть задает темп для наших поступков и чувств и неумолимо подталкивает нас до тех пор, пока не разрушит нас и не выиграет этот поединок или же пока мы не совершим невозможное и не победим смерть.

Маги побеждают смерть, и смерть признает поражение, позволяя магам стать свободными и навсегда избежать нового вызова» (VIII).

Из далекой и непостижимой силы, внушающей только смиренный ужас, смерть в учении дона Хуана превращается в равноправного партнера, противника, с которым можно вступить в поединок и даже победить его. Более того, как основной побудитель к действию, смерть оказывается совершенно необходимой идеей в жизни воина. Она не является более просто неизбежным горем, она способствует продвижению воина по пути и вызывает, таким образом, не столько страх, сколько признательное уважение. И наоборот – идея бессмертия, полюбившаяся религиозным учениям и дающая ложное чувство безопасности, по дону Хуану,– вредное и губительное представление.

«Идея смерти является колоссально важной в жизни магов, – продолжал дон Хуан.– Я привел тебе неисчислимые аргументы относительно смерти, чтобы убедить тебя в том, что знание о постоянно угрожающем нам неизбежном конце и является тем, что дает нам трезвость. Самой дорогостоящей ошибкой обычных людей является потакание ощущению, что мы бессмертны, как будто если мы не будем размышлять о собственной смерти, то сможем избежать ее.

Без ясного взгляда на смерть нет ни порядка, ни трезвости ума, ни красоты. Маги борются за достижение очень важного понимания, у них нет ни малейшей уверенности, что их жизнь продлится дольше этого мгновения.

– Да,– продолжал он,– мысль о смерти – это единственное, что может придать магу мужество. Странно, правда? Она дает магу мужество быть искусным без самомнения, но самое главное – она дает ему мужество быть безжалостным без чувства собственной важности» (VIII).

Действительно, странно. Благая весть о спасении бессмертной души, выходит, нужна только тем, кто ищет на этой земле убежища, кто бежит в страхе от смерти и спасается сладкими грезами о всеблагом Господе, чьею Силою он будет избавлен от небытия. Устранение страха смерти через ее отрицание (что достаточно популярно как в мировых религиях, так и в ряде мистических школ всех направлений), по дону Хуану,– просто глупость.

Во-первых, это обманчивая мечта, во-вторых – красивая обертка, скрывающая горькую пилюлю нашего человеческого бессилия. Смерть как решающий факт существования должна быть почтительно признана, и только так достигается подлинное бесстрашие, высокий покой перед лицом надвигающейся бездны. Быть может, такая позиция для большинства людей просто невыносима.

«Когда воина начинают одолевать сомнения и страхи, он думает о своей смерти.

– Это еще труднее, дон Хуан. Для большинства людей смерть – это что-то неясное и далекое. Мы никогда всерьез не думаем о ней. – Почему? – А зачем? – Зачем? Потому что идея смерти – единственное, что способно закалить наш дух» (II).

Собственно говоря, это известный психологический факт, чем меньше мы думаем о смерти, тем больше боимся ее. Именно страх заставляет нас не думать о смерти, считать ее “чем-то неясным и далеким”, хоть подсознательно мы знаем, что это неправда. Смерть – штука достаточно близкая и предельно конкретная в своих ужасных симптомах. Но как превратить эту идею в определенное, постоянное, более того – позитивное чувство? Непостижимость любого волевого акта останавливает нас и погружает в недоумение.

«Дон Хуан всегда говорил, что единственным средством, сдерживающим отчаяние, является осознание смерти как ключа к магической схеме существования. Он утверждал, что осознание нашей смерти является единственной вещью, которая даст нам силу вынести тяжесть и боль нашей жизни и боязни неизвестного. Но он никогда не говорил мне, как вывести это осознание на передний план. Каждый раз, когда я просил его об этом, он настаивал, что единственно важным фактором является волевой акт,– иначе говоря, я должен принять решение сделать это осознание свидетелем своих действий» (V).

Значительную помощь в совершении подобного волевого акта может оказать максимальное приближение факта смерти к чувственному его переживанию.

Например, Мирра Ришар, духовная сподвижница Шри Ауробиндо (известная среди последователей под именем «Мать», сказала по этому поводу. «Одно из самых сильных средств для преодоления страха – решительно обратиться лицом к тому, чего вы боитесь. Вы оказываетесь лицом к лицу с опасностью и больше не боитесь ее. Страх исчезает. Этот способ рекомендуется с йогической точки зрения, с точки зрения дисциплины. В древних обрядах инициации, особенно в Египте, чтобы практиковать оккультизм, как я рассказывала вам в прошлый раз, необходимо было полностью избавиться от страха смерти. Один из методов, который практиковали в те времена, заключался в том, что неофита укладывали в саркофаг на несколько дней, словно он умер.

Разумеется, его не оставляли умирать от жажды или удушья, он просто лежал там, как мертвый. Считалось, что это избавит от всех страхов» (Мать. Собрание сочинений, т. 6, с. 50).

Проблески этого важного понимания довольно часто посещали Карлоса, так что он зря расстраивается, думая, что не получил от дона Хуана достаточных инструкций. Понимание превращается в чувство всякий раз, когда смерть действительно кажется нам близкой и неизбежной. Даже простенькая песенка может в подобной ситуации вызвать подлинное переживание, как это случилось с Кастанедой, которого дон Хуан и дон Хенаро привели на ужасающее рандеву с древними видящими:

«Услышав, как они (дон Хуан и дон Хенаро. – А. К.) распевают слова, которые я всегда считал сентиментальной дешевкой, я вдруг подумал, что постиг дух воина. Дон Хуан намертво вбил в меня формулу: воин всегда живет бок о бок со смертью. Воин знает, что смерть – всегда рядом, и из этого знания черпает мужество для встречи с чем угодно. Смерть – худшее из всего, что может с нами случиться. Но поскольку смерть – наша судьба, и она неизбежна, мы – свободны. Тому, кто все потерял, нечего бояться.

Я подошел к дону Хуану и Хенаро и обнял их, чтобы выразить бесконечную благодарность и восхищение» (VII).

И Чогьям Трунгпа пишет о том же: «Трусость – это попытка прожить жизнь так, как если бы смерть совсем не существовала».

С точки зрения психологии можно утверждать, что страх смерти – источник большей части всех видов страха, знакомых человеку. Рефлексивная природа нашего ума на этой почве создает любопытную разновидность потакания себе – страх страха. Таким образом, даже когда мы не испытываем страха самого по себе, нас преследует ожидание страха, которое уже есть страх, и выбраться из этого порочного круга нет никакой возможности. Страх постоянен и вездесущ.

«Мы предпочитаем прятаться в джунглях и пещерах своей личности. Когда мы таким образом прячемся от мира, мы чувствуем себя в безопасности. Мы можем полагать, что успокоили свой страх, но на самом, деле мы заставили себя онеметь от страха. Мы так опасаемся собственного страха, что омертвляем свое сердце.

Путь трусости состоит в том, чтобы прочно заключить себя в коконе, в котором мы увековечиваем свои привычные стереотипы. Когда мы постоянно воссоздаем основные стереотипы поведения и мышления, у нас никогда не возникнет желание вырваться на свежий воздух, встать на новую почву» (Чогьям Трунгпа. «Шамбала: священный путь воина»).

Как видите, страх, кроме всего, является мощной фиксирующей силой.

Если вспомнить, что обязательным условием сдвига точки сборки является возникновение новых привычек (т. е. изменение всех стереотипов поведения и мышления), то станет ясно, почему страх парализует всякое движение по пути воина. Нагуаль открывается только в моменты абсолютного бесстрашия, что есть, по сути, готовность умереть в любой момент без трепета и сожаления о себе.

«Скажем так, основным правилом для тебя должна быть готовность к смерти, когда ты приходишь встречаться со мной, – сказал он. – Если ты приходишь сюда, готовый умереть, то не будет никаких ловушек, неприятных сюрпризов и ненужных поступков. Все должно мягко укладываться на свое место, потому что ты не ожидаешь ничего» (IV).

Более того, готовность к смерти в дисциплине дона Хуана настолько абсолютна, что переходит в качественно новое состояние, когда воин уже считает себя мертвым.

«Видишь ли, воин рассматривает себя как бы уже мертвым, поэтому ему нечего терять. Самое худшее с ним уже случилось, поэтому он ясен и спокоен» (IV).

Не правда ли, очень яркая и доступная иллюстрация к абстрактной концепции анатмана (отсутствие «я»), провозглашенной буддизмом? Сила учения дона Хуана как раз и заключается в этой удивительной конкретности подхода, когда безо всяких теоретических рассуждений само чувство непосредственно поражает сознание и тем самым интенсивно трансформирует его. “Символическая смерть” мага, о которой дон Хуан как-то рассказал Кастанеде, вспоминая годы своего ученичества в молодости, есть не что иное, как жизненная реализация вышеприведенной метафоры. Если хоть раз столкнулся с полным крушением всех надежд и всякого смысла эгоистического существования, то можешь «рассматривать себя мертвым» с достаточным основанием, опираясь на реально пережитый опыт.

Конечно, на самом деле все не так просто. Эго обладает удивительной живучестью и «воскресает» при малейшей возможности, потому проблема воина состоит прежде всего в концентрации внимания на достигнутом чувстве, в постоянном укреплении и стабилизации его. Всякая жизненная ситуация должна служить напоминанием об этом важном опыте, и с этой целью дон Хуан вводит идею “смерти-советчицы”. Уже на ранних этапах обучения он предлагает Кастанеде прочно усвоить новый стереотип поведения и мышления в отношении к смерти. Простой, но эффективный прием заключается в визуализации смерти как тени, неотступно сопровождающей человека немного позади его левого плеча.

«Когда ты в нетерпении или раздражен – оглянись налево и спроси совета у своей смерти. Масса мелочной шелухи мигом отлетит прочь, если смерть подаст тебе знак, или если краем глаза ты уловишь ее движение, или просто почувствуешь, что твой попутчик – всегда рядом и все время внимательно за тобой наблюдает» (III).

Смерть-советчица – очень сильный и неожиданный образ. Принятый всерьез, он может радикально изменить весь строй жизни человеческого существа. Например, дон Хуан утверждает, что смерть-советчица помогает воину пробудить волю, т. е. способность непосредственно манипулировать энергетическими потоками, исходящими из его тела: “Когда воин достиг терпения, он на пути к своей воле. Он знает, как ждать. Его смерть сидит рядом с ним на его циновке. Они друзья. Смерть загадочным образом советует ему, как варьировать обстоятельства и как жить стратегически. И воин ждет.

Я бы сказал, что воин учится без всякой спешки, потому что знает, что ждет свою волю» (II).

Каким же образом смерть помогает воину добиться своего? В первую очередь, благодаря тому, что отсутствие страха смерти способствует развитию таких важных качеств, как терпение и отрешенность.

«Только мысль о смерти может дать человеку отрешенность, достаточную для того, чтобы принуждать себя к чему бы то ни было, равно как и для того, чтобы ни от чего не отказываться.

(Воин) должен полностью понимать, что он сам целиком отвечает за свой выбор и что если он однажды сделал его, то у него нет больше времени для сожалений или упреков в свой адрес» (II).

Здесь выявляется психологическая основа для того особого отношения к собственным действиям, что дон Хуан называет принятием ответственности за свои поступки. Он постоянно требует от Кастанеды именно такого отношения к жизни – отношения, не допускающего истощающих колебаний или сомнений.

Любопытно, что подобная позиция одновременно исключает и оборотную сторону страха – надежду. Мы нечасто отдаем себе отчет, как тесно связаны между собой эти два психологических феномена. Чогьям Трунгпа в уже цитированной нами книге разъясняет:

«Чтобы преодолеть страх, необходимо также избавиться от надежды. Когда вы надеетесь на что-то и ваша надежда не сбывается, вы испытываете разочарование и шок. Если же надежда сбывается, вы приходите в возбуждение – успех окрыляет вас. Вы как бы постоянно катаетесь на “американских горках” – то вверх, то вниз. Неистовый воин никогда не испытывает ни малейшего сомнения в самом себе, поэтому ему не на что надеяться и нечего бояться. Сказано, что неистовый воин никогда не попадает в ловушку надежды, благодаря чему достигает бесстрашия».

Глубокие метаморфозы личности, о которых здесь шла речь, могут вызвать у читателя неприятное чувство. Как-то слишком далеко заходит дон Хуан в своем требовании исключить из жизни целую область человеческих эмоций и переживаний. Что-то холодное и мертвенное мерещится в образе воина, победившего страх смерти. К сожалению, путь нелегок, и в нем действительно встречаются этапы, малопривлекательные для обычного человека. Даже надежда, которая, как известно, “умирает последней”, здесь мертва с самого начала. Это путь. Он жесток, но прекрасен. Мастер дзэн-буддизма Сэкисо Кэйсе, хорошо знающий все перипетии подобной дисциплины, описал путь кратко, но ярко. Быть может, его слова послужат для вас проводником в безупречный мир воина:

«Оставьте все ваши страстные стремления. Забудьте детские забавы.

Превратитесь в куски безупречной глины. Пусть вашей единственной мыслью будет вечность. Станьте подобием холодного и безжизненного пепла или старого подлампадника над заброшенной могилой.

Обладая простой верой в это, упражняйте соответственно свое тело и ум, превращая их в лишенные жизни куски камня или дерева. Когда будет достигнуто состояние полной неподвижности и бессознательности, все признаки жизни исчезнут, но вместе с ними исчезнут также и все ограничения. Никакая мысль не будет беспокоить ваше сознание. И вдруг – о чудо! – совершенно неожиданно вас озарит божественный свет. Это можно сравнить с лучом света в кромешной мгле или сокровищем, найденным бедняком. Все станет так легко и свободно. Все ваше существо лишится всяких ограничений. Вы почувствуете себя свободным, легким и прозрачным.

Ваш просветленный взор проникнет в самую природу вещей, которые отныне станут для вас подобием множества сказочных цветов, воздушных и неосязаемых. Так проявляется наше простое «я»,наша истинная первозданная природа, во всей своей удивительной прекрасной наготе».

Алексей Ксендзюк, фрагмент из книги «Тайна Карлоса Кастанеды», 2002

Источник:
Страх смерти
Стратегия — это управление будущим, сталкинг — это управление самим собой. Сайт о том, как эффективно думать и эффективно действовать.
http://chugreev.ru/ksendzuk/immaculacy2.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Мужчина близнецы кот Мужчина близнецы Совместимость мужчина Близнецы — женщина Козерог это пара которая имеет разные сексуальные представления.… (7)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (6)

Если мужчина признается в любви пьяный Если мужчина пьян и признаётся в любви, стоит ли верить?Если мужчина пьян и признаётся в… (6)

1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (6)

Если мужчина рак обиделся Если мужчина рак обиделся Раки сами по себе очень чувствительные с резко переменчивым настроением. Они… (6)

COMMENTS