Старший сын

Премьера спектакля «Старший сын» в постановке Дениса Бокурадзе

­­­­Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми

драматическими моментами в жизни человека.

7 октября 2017 года в 19:00 Московский театр на Таганке представит премьеру спектакля «Старший сын» в постановке Дениса Бокурадзе. Это самый актуальный режиссер малых форм в России на сегодняшний день. Постановка приурочена к 80-летию Александра Вампилова.

В постановке Бокурадзе спектакль продуман до мелочей, не зря критики называют Дениса «детальным» режиссером. Доскональная выверенность истории, тщательная работа с актерами на тонком эмоциональном уровне и камерное пространство – всё это делает историю по-настоящему живой и эмоциональной. Бокурадзе твердо решил влезть в сознание зрителя и доказать важность именно эмоциональной связи между людьми.

«В «Старшем сыне» очень точные и так нужные сегодня для нашей жизни мысли. Вопрос об энергии души, силе сопротивляемости злу и людской пошлости. В театре всегда ценится связь поколений, преемственность, традиции. Когда в центр истории ставится Личность – Сарафанов – человек добрейшей души, незатейливый, наивный, бесхитростный, словно бы из какого-то другого мира, который не состоялся, заблудился среди нас, человек из другого времени… Начав выстраивать с ним диалог, мы начинаем выстраивать мостик от одного поколения к другому, мы становимся ближе друг к другу, мы становимся друг другу нужны» комментирует режиссер.

Роль отца-Сарафанова в постановке Бокурадзе исполнит Народный артист России, Заслуженный артист РСФСР Николай Чиндяйкин, который в одной из первых постановок спектакля «Старший сын» играл роль студента-Бусыгина. «Для меня это подарок жизни, играть здесь. Это такой круговорот, я буквально завершаю цикл» – говорит сам актер о случайностях этой жизни, которые совсем и не случайны. Также в ролях знаменитых Вампиловских персонажей на сцене Театра на Таганке зрители увидят Сергея Ушакова, Василия Уриевского, Филиппа Котова, Александру Басову, Александра Метелкина, Марфу Кольцову, Сергея Цимбаленко и Сергея Трифонова.

Премьера спектакля «Старший сын» под руководством Бокурадзе состоится благодаря проекту «Репетиции» Театра на Таганке, режиссерской лаборатории, идея которой принадлежит Ирине Апексимовой. Эскиз спектакля был представлен 18 января 2016 года и высоко оценен зрителями и критиками.

Александр Валентинович Вампилов (1937 – 1972 гг.), русский советский драматург и прозаик. Он родился в поселке Кутулик Иркутской области, в семье педагогов, и был самым младшим, 4-ым ребенком в семье.

Уже в школьные годы Александр Вампилов играл в самодельных постановках, писал стихи и был редактором школьной газеты.

Александр Валентинович закончил филологический факультет ИГУ (Иркутский Государственный Университет) в 1960 году, но еще до этого, в 1959 стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь».

На счету Александра Валентиновича множество пьес, коротких сцен и прозы. Самые знаменитые из них: «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Дом окнами в поле», «Сто рублей новыми деньгами», «Воронья роща», «Провинциальные анекдоты», «Успех», «Несравненный Наконечников» и другие.

По некоторым произведениям Вампилова сняты художественные и короткометражные фильмы, например «Старший сын», «Валентина» (по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске»), «Отпуск в сентябре» (по пьесе «Утиная охота»), «Прощание в июне», «История с метранпажем», «Провинциальный анекдот» (по пьесе «Двадцать минут с ангелом»). По пьесе «Дом окнами в поле» осуществлены теле- и радиопостановки. А Комедия «Старший сын» шла сразу в 44-ех театрах нашей страны.

Самые ранние записи Вампилова о «Старшем сыне» относятся к 1964 году, когда пьеса носила название «Мир в доме Сарафанова». Первый вариант пьесы был создан в 1965 году под названием «Женихи», в 1967 году Вампилов переименовал произведение в «Предместье», и только потом оно получает название «Старший сын».

Александр Валентинович является посмертным Лауреатом премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне».

17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, А. В. Вампилов трагически погиб — утонул в озере Байкал. Его похоронили в Иркутске на Радищевском кладбище.

Памяти Александра Валентиновича установлено множество памятников и мемориальных досок, его именем назван астероид, а в 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр имени Вампилова, где можно ознакомиться с коллекцией личных вещей драматурга.

Обновление от Canon – больше функций, меньше стоимость

Даг Джонс уронил доллар

Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия

Старший сын

  • Время:

    Перевод:

    Доступно на устройствах

    Получивший на кинофестивале в 1976 году приз за лучший драматический сценарий сериал Старший сын является поистине воодушевляющей жизненной историей. Он сразу цепляет за душу и не позволяет отойти от экрана, чтобы не упустить хотя бы одну деталь происходящего. Двое случайных знакомых ради ночлега собираются разыграть пожилого мужчину, но очень быстро всё заходит настолько далеко, что разобраться без трагических последствий, кажется, уже невозможно.

    Володя Бусыгин знакомится с неким Сильвой-Семёном и объединяется с ним ради «склеивания» двух барышень. Но, приехав на электричке домой, дамы просто уходят, а парни понимают, что попали впросак. Поздний вечер, транспорт уже не ходит, на улице очень холодно, и лишь одном окне чужого городка горит свет. Ребята идут туда, и Вова представляется хозяину как его внебрачный сын. Уже утром он бы просто уехал, признавшись, что это афера и обман, но пожилой Андрей Сарафанов настолько близко принимает всё к сердцу, что отъезд откладывается.

    И если сначала молодые герои вызывали не самые приятные чувства, то дальше смотреть сериал Старший сын становится радостно и в то же время немного грустно. Выясняется, что мужчина всё это время один воспитывал двоих детей, да и против третьего ничего не имеет. Бусыгин раскаивается и привязывается к «отцу» и «младшему брату» Васе, а вот в «сестру» Нину даже по-настоящему влюбляется. Да только Сильва оказывается подлецом и всё портит.

    В целом двухсерийная картина получилась очень проникновенной и впечатляющей. Во многом — благодаря актёрскому таланту неподражаемого Евгения Леонова. Его герой вызывает целую гамму разнообразных эмоций, включая уважение, жалость, одобрение, сочувствие. Не уступают и артисты помладше — не бывшие ещё популярными, но теперь известные всем Д’Артаньян Михаил Боярский и его коллега по Человеку с бульвара Капуцинов Николай Караченцов, а также напарница Леонова из Большой перемены Светлана Крючкова. Наряду с ними отметились начинающие Владимир Изотов (Поединок в тайге) и Наталья Егорова (Два капитана, Поэма о крыльях). А смотреть онлайн в хорошем качестве Старший сын при участии всех этих людей стало возможным благодаря режиссёру Виталию Мельникову (Уникум, Женитьба). Завершается «звёздный» состав Сергеем Рахманиновым, чья музыка используется в фильме и очень удачно оттеняет всё происходящее.

    Старший сын

    "Ложь стала естественной, как воздух. Правда сделалась исключительной, парадоксальной,

    остроумной, таинственной, поэтической, из ряда вон выходящей"

    Пьеса начинается с обмана и продолжается обманом из-за которого герои пьесы попадают в смешные, нелепые, трогательные, кажущиеся безвыходными ситуации. В этой, казалось бы, незатейливой комедии положений находится место всему: и первой любви, и предательству, и обретению счастья или хотя бы надежды на его возможность.

    "Старший сын" – одна из наиболее известных пьес А. Вампилова. Режиссер Андрей Шляпин представляет зрителю классическое прочтение комедии, где ироничный сюжет искусно дополнен рассуждением о вечных вопросах и ценностях человеческого бытия, и основной темой, на фоне множества комических, нелепых и драматических ситуаций, все-таки выступает тема одиночества. Спектакль, наполненный глубоким смыслом, юмором с "легкой грустинкой", насыщен музыкой вокально-инструментальных ансамблей 60-70-х годов. Он будет очень интересен и молодежи — сверстникам героев Бусыгина и Сильвы, — и не менее интересен старшему поколению — людям возраста Сарафанова.

    Статьи о спектакле:

    Открывший новый сезон Театра юного зрителя спектакль "Старший сын" получился неоднозначным, вызвавшим кардинально разные мнения и даже споры.

    Я еще раз убедилась, что Вампилов закладывает в свои, казалось бы, простые, пьесы множество смыслов, и какие-то из этих смыслов, но, конечно, не все актуализирует режиссер, берущийся за постановку этого материала. (Я видела несколько версий "Старшего сына", и все это были спектакли о разном, был, например, спектакль, где Сарафанов был в первую очередь творцом. Он сочинял, и не только музыку, но и свою жизнь).

    ТЮЗовская версия вампиловской пьесы, поставленная Андреем Шляпиным — это больше история Бусыгина, чем Сарафанова. (Хотя Александру Виниченко не откажешь в яркости и колоритности, но он прежде всего играет музыканта/творческую личность и уж потом, где-то на периферии отца, который в одиночку воспитал двоих детей. На мой взгляд, Сарафанову-Виниченко не хватает теплоты по отношению к своим детям).

    Бусыгин (актер Владимир Хворонов) в томском спектакле – выглядит не столько студентом, сколько парнем "начавшим жизнь в трущобах городских", почти гопником. Такая трактовка образа вызывает много вопросов. Возможно, режиссер хотел дать нам образ человека, лишенного семейного тепла и потому с радостью, обретающего новую семью и пусть и вымышленного, но отца. Однако это показано не очень явно.

    Самым убедительным персонажем получился Васенька. Актер Игорь Савиных очень органично передает и юношеский максимализм и метания его героя, и трагедию первой еще полудетской любви.

    Очень интересна сценография (художник — Дмитрий Гребенкин) — действие вампиловской пьесы перенесено в пространство Томска, сразу узнается наша деревянная архитектура и наши фирменные окошки с резными наличниками.

    В спектакле множество цитат: развевающаяся над вентиляционным люком юбка стройной блондинки напоминает культовые кадры с Мэрилин Монро, соблазнительная брюнетка в залитом лунным светом окне вызывает в памяти булгаковскую Маргариту.

    Режиссер дает нам несколько ключей к трактовке спектакля.

    Нина (актрисы Евгения Алексеева/Екатерина Костина) шьет свою свадебную фату под сказку Андерсена "Дикие лебеди" — пронзительную историю о сестринском самопожертвовании.

    Лейтмотив постановки — "Eleanor Rigby", знаменитый гимн одиночеству от Beatles. Каждый из героев спектакля внутренне одинок (кстати, мне показалось, что актеры на сцене иногда существуют вне диалога, они разговаривают как бы сами с собой или со зрительным залом, а не друг с другом). Сарафанов постоянно вспоминает о своем послевоенном романе, размышляет о непрожитом варианте собственной жизни, который, возможно был бы более счастливым (роль Сарафанова "в возрасте 34 лет" исполняет Алексей Мишагин).

    Постоянно движущиеся двери и окна – вероятно, символы новых возможностей, новых путей, открывающихся каждому из героев пьесы. Эти визуальные символы подкрепляются символом аудиальным — рефреном звучит паровозный гудок, который зовет вперед в новую жизнь. Но воспользуются ли герои "Старшего сына" этими возможностями, смогут ли преодолеть каждый свое одиночество и собраться в семью?

    Первое, что бросилось в глаза – это организация пространства на сцене! Двери без стен, рельсы, разделяющие разные комнаты, дома и даже времена. Ничего лишнего, нет громоздких декораций, все мобильно. Одновременное сосуществование нескольких планов, нескольких линий развития событий и ведь в голове спокойно все умещалось и осознавалось! Органично вписались отсылки в прошлое: визуализированные воспоминания Сарафанова (он сам в молодости, нежная "то ли девушка, а то ли видение"). Долго не могла понять, что не так с самим Сарафановым. При прочтении пьесы мне было его жалко, с начала и до конца, а при просмотре нет. Ранимый, но слегка пафосный, не бесчувственный, но хорошо скрывающий свои эмоции. Только когда действие устремилось к финалу, когда Андрей Григорьевич излил нам душу, защемило в груди.

    Влюбленность Васеньки превратилась в настоящую драму. И в этом определенно что-то есть! Первая любовь (предположу, что это она) именно такая. То, что творится в душе, очень похоже на то, что происходило на сцене. Ну и сцена с мыльными пузырями просто класс! Мне показалось, что сильно преувеличена была линия Нины и Бусыгина, было ощущение, что объяснили на пальцах. Не будь таких долгих пауз и замираний, продолжительных взглядов друг на друга на расстоянии меньше локтя, острее бы ощутилась пробежавшая искра. Все все и так бы поняли. Только Кудимов, наверно, до концов не поймет, почему Нина не выйдет за него замуж и не уедет на Сахалин. Наглядный пример того,когда слишком хорошо тоже плохо. Хотя сыгран он был отлично и костюмчик сидел!

    Единственное, что мне не понравилось, это то, что Бусыгин и Сильва были похожи на жуликов! Простите меня конечно, но половину первого действия перед глазами были гопник и интеллигентный бандюган из 90-х. Ни дать, ни взять. А так, герои получились разносторонние и многогранные, как в жизни, как настоящие. ТЮЗ, открытый к любым экспериментам, открыл сезон прекрасным спектаклем! Трогательная история, выгодно выделяющаяся из контекста современного кинематографа своей искренностью и добротой. Долгой жизни спектаклю!

    "Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову".

    Источники:
    Премьера спектакля «Старший сын» в постановке Дениса Бокурадзе
    Последние новости. Премьера спектакля «Старший сын» в постановке Дениса Бокурадзе. Прогнозы экспертов. Мнение аналитиков. Рейтинги. Отзывы.
    http://expert.ru/2017/10/4/premera-spektaklya-starshij-syin-v-postanovke-denisa-bokuradze/
    Старший сын
    Смотреть онлайн "Старший сын". Серия 2. Все о фильме: фотографии, кадры из фильма, комментарии пользователей, рейтинг фильма
    http://megogo.net/ru/view/7681-starshiy-syn-seriya-2.html
    Старший сын 1
    спектакль для взрослых Старший Сын в томский ТЮЗе
    http://tuz-tomsk.ru/theatrical/adult/starshy_syn

  • COMMENTS