Становление личности

Становление личности

Го?рдон Уи?ллард О?лпорт [1] (англ. Gordon Willard Allport ; 11 ноября 1897 — 9 октября 1967) — американский психолог, разработчик теории черт личности.

Родился в Монтесуме, штат Индиана, в интеллигентной семье. Блестяще окончив школу, он вслед за старшим братом Флойдом (впоследствии также известным психологом) поступил в знаменитый Гарвардский университет.

В начале 20-х годов Олпорт совершает двухлетнюю поездку в Европу, которая оказала огромное влияние на его дальнейшую научную работу. В большинстве текстов упоминается встреча с Зигмундом Фрейдом, в ходе которой он был поражён неадекватностью попыток искать во всех поведенческих проявлениях скрытые мотивы, отказа от явно очевидной мотивации. [ источник не указан 2142 дня ] Однако собственные работы и дальнейшая деятельность Олпорта были связаны скорее с взглядами Уильяма Штерна, Эдуарда Шпрангера и гештальтпсихологов — Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Кёлера.

Избирался президентом Американской психологической ассоциации (1939), президентом Общества Изучения социальных проблем, получил награду «За выдающийся вклад в науку» (1964) и множество других наград.

В 1920—1940-е годы американскую психологию можно было разделить на три лагеря. В научных исследованиях поведения человека доминировал бихевиоризм в различных версиях, в то время как вся область внутреннего мира человека была вотчиной психоанализа. Однако были независимые от этих лагерей исследователи, в основном шедшие от практической задачи измерения психических явлений — интеллекта, черт личности, мотивации. Олпорт в своих работах был эклектиком и систематизатором, используя идеи всех этих направлений.

В ходе исследования мотивации человека Олпорт сталкивается с неадекватностью традиционных проективных методик, основанных на психоаналитической идее о скрытом характере истинных мотивов поведения. Он указывал на то, что при изучении здоровой личности самоотчёт испытуемых оказывается весьма согласован с результатами психоаналитических техник (и тогда непонятно — зачем нужны подобные техники, если человек готов прямо сообщить данные о себе), однако в ситуации личностного конфликта самоотчёт отличается от анализа скрытой мотивации (но без данных самоотчёта и обнаружения этих различий невозможно обнаружить наличие этого отнюдь не обязательного конфликта).

Гордон Олпорт выдвигает идею функциональной автономии мотивов, согласно которой, появившись для удовлетворения какой-либо детской потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия.

В отечественной психологии сходная концепция под названием «сдвиг мотива на цель» была выдвинута А. Н. Леонтьевым.

«Личность — это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление». Олпорт обращал большое внимание на проблему общего и индивидуального в личности, обособляя общие черты и личностные черты (диспозиции, от лат. disposition — расположение). Под общими чертами понимаются такие универсальные признаки, которые присущи всем людям, но в различной степени, по которым людей можно сравнивать друг с другом, которые можно измерять номотетическими методами. Личностные диспозиции — такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей. Олпорт настаивал на диалектическом единстве идиографических и номотетических методов в исследовании личности.

Олпорт разделил диспозиции на:

Личные диспозиции помогают нам создать полную картину поведения личности, её индивидуальность и своеобразие.

Г. Олпорт не использует в своей теории личности понятие самость как таковое, а оперирует понятием проприум (proprium от лат. личная собственность). Проприум — это совокупность всех сторон личности, её внутреннее единство. Введя понятие проприум в теорию психологии личности, Олпорт не открыл нового феномена, а только расширил её понятийный аппарат. Другие теоретики психологии, занимающиеся изучением личности, для определения ощущения «своего собственного» (проприум) используют термины «я» (self) и «эго», предполагая их взаимосвязь. Г. Олпорт выделяет ряд аспектов «самости», которые участвуют в развитии проприума на протяжении всей жизни индивида. Назовем их проприативными функциями. Конечным результатом их развития становится сформировавшееся, зрелое «Я», как объект субъективного познания и ощущения.

  1. Ощущение тела — это «стержень становления личности», другими словами телесное Я. Сюда относятся все органические ощущения, которые испытывает человек. Чаще всего они не осознаются, но стоит появиться болезненным ощущениям, как телесные ощущения начинают осознаваться человеком. Благодаря этой функции, появляющейся от рождения, формируется фундамент для ощущения себя. Все своё мы воспринимаем как теплое и приятное, все отдельное от нашего тела является холодным и чужим.
  2. Самотождественность, ощущение себя собой — чувство, которое растет постепенно. Важную роль при формировании данной функции играет социальное взаимодействие. Сначала ребёнок начинает узнавать своё имя среди потока других звуков, а со временем он начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на внешние (происходят в процессе роста) и внутренние (мысли, например) изменения.
  3. Возвеличивание эго — это не что иное, как эгоцентризм, присущий человеку от природы. Сосредоточенность на себе обусловлена потребностью в выживании. Каждый человек стремится к самоутверждению, ему необходимо испытывать чувство гордости за себя, быть удовлетворенным собой.
  4. Расширение эго. Эта функция в раннем детстве проявляется как отождествление ребёнком себя с своими родителями, игрушками и другими предметами, которые ему принадлежат. Позднее она распространяется на другие группы людей (класс в школе, соседи, нация). В зрелости же процесс расширения эго может осуществляться посредством развития интереса к каким-то абстрактным идеям, моральным ценностям.
  5. Рациональный субъект. Данная функция обеспечивает «адекватное приспособление, точное планирование и относительно безупречное решение жизненных уравнений». Данная функция имеет непосредственную связь с развитием мышления.
  6. Образ себя — это то, каким человек видит себя в данный момент времени (способности, статус, роли) и то, каким он хочет стать, то есть идеальное Я. Образ себя как проприативная функция задает направление движения человека, его развития. Кроме того, она дает возможность согласовать наше видение настоящего с видением будущего.
  7. Личное стремление, или другими словами мотивация. Г. Олпорт утверждает, что как только личность переходит на стадию расширения эго и выбирает образ себя, который непосредственно связан с образом Я идеального, речь заходит не о простых природных импульсах и влечениях, а о личном стремлении человека, которое отражает собственное, то есть самость. Личное стремление связано с временной категорией будущего. Олпорт ставит в один ряд с понятием стремления такие термины, как интерес, тенденция, предрасположенность, ожидание, планирование, решение проблем, направленность, интенция.
  8. Субъект познания — функция, которая, по словам Г. Олпорта, возвышается над остальными проприативными функциями и синтезирует их. Она заключается в том, что человек познает не только объекты материи, но и самого себя. Итогом развития становится способность человека к самопознанию и самоосознанию.

Первые три функции — ощущение тела, самотождественность и возвеличивание себя — развиваются в раннем детстве. Остальные же более продолжительны по времени и зависят от индивидуальных особенностей человека, его жизненного пути. Г. Олпорт подчеркивает, что на любой стадии становления личности развивается не одна, а целый сплав проприативных функций. Так, например, в ситуации обретения зрелой личностью самопонимания (самообъективации) активизируется познающий аспект, рациональный субъект проприума, личное стремление, расширение эго и образ себя. Проприум — это позитивное свойство человеческой природы, связанное с творческим развитием личности.

Источник:
Становление личности
Го?рдон Уи?ллард О?лпорт [1] (англ. Gordon Willard Allport ; 11 ноября 1897 — 9 октября 1967) — американский психолог, разработчик теории черт личности. Родился в Монтесуме, штат
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82,_%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BD

Становление личности

Всем известно, личностью не рождаются, а становятся. Определенного ответа, как происходит становление личности, нет. Как и нет однозначного определения личности и признанной всеми ее единой структуры.

По данным многочисленных исследований, на сегодняшний день существует восемь стадий становления личности. Каждая стадия имеет свои установленные задачи, которые в ходе становления могут получить как благоприятное, так и неблагоприятное разрешение.

Стадии становления личности:

Первая – раннее младенчество (до одного года). Основной альтернативой является базовое доверие или недоверие к окружающему миру. Главная роль в этот период отводится матери. Она кормит, ласкает, ухаживает. В результате – у ребенка появляется базовое доверие к миру. При недостаточном внимании – происходит базовое недоверие. В итоге, ребенок вырастает замкнутый, пессимистичный и не умеет себя реализовать в дальнейшей жизни.

Третья – детство раннее (от 3 до 6 лет). Основной альтернативой является чувство вины и инициативность. В этот период ребенку требуется поддержка окружающих, которая позволит ему расширить свои умения и репертуар поведения.

Четвертая – детство среднее (от 6 до 12 лет). Главная альтернатива – трудолюбие и целеустремленность или чувство неполноценности. Ребенок начинает учиться. Становление личности в этом возрасте напрямую зависит от того, как окружающие воспринимают его успехи. Если его постоянно наказывать и ругать, то у него сформируется чувство неполноценности и конфликтный характер.

Пятая – юность и отрочество (от 12 до 20 лет). Основной альтернативой является личностная или ролевая неопределенность. Это период полового созревания и особого внимания к своей меняющейся физиологии. Меняется отношение к родителям и учителям. Молодые люди начинают оценивать свое «Я» и овладевать разными ролями. Результат такого поиска себя во многом зависит от признания и поддержки окружающих.

Шестая – взрослость ранняя (от 20 до 25 лет). Основной альтернативой служит солидарность и интимность или изоляция. Это период становления социальной личности.

Седьмая – взрослость средняя (от 25 до 65 лет). Главная альтернатива – застой или продуктивность. Это реализация себя во всех жизненных сферах: отношения с друзьями и родителями, воспитание детей, супружество и профессиональный рост.

Восьмая – взрослость поздняя (от 65 лет). Основной альтернативой является интеграция «Я» и целостность или отчаяние и разочарование. Это полное переосмысление собственной жизни.

Источник:
Становление личности
Всем известно, личностью не рождаются, а становятся. Определенного ответа, как происходит становление личности, нет. Как и нет однозначного определения личности и признанной всеми ее единой
http://www.oznob.com/stanovljenije-lichnosti/

Становление личности

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

Вопрос о происхождении и предках волнует человека как на индивидуальном уровне, так и глобально. «Откуда есть пошли» люди, как возникло общество? Не менее, чем прошлое, человека волнуют перспективы. Куда движется человечество?

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям. Во-первых, уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.

Во-вторых, исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

В-третьих, уточняется общая теория антропогенеза (процесса выделения человека из мира животных) как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Изучается процесс становления общества (социогенез) и двуединый процесс развития человека и общества (антропосоциогенез) .

Среди наук, занимающихся исследованием проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Многое из того, что становится достоянием науки, — результат глубокого изучения разрозненных фактов и гениальных догадок, поскольку процессы эти проходили задолго до появления научных исследований.

Источник:
Становление личности
Онлайн-занятия английским и др. иностранными языками, школьными предметами с репетиторами из России и зарубежья. Стоимость обучения. Отзывы.
http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=28139&chapterid=1543

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Как ласково назвать парня по имени саша Как ласково назвать парня по имени саша Скажите, ведь приятно когда к человеку обращаются ласково,… (1)

Курортный роман: каковы шансы на успех, В отпуске на морском побережье вероятность возникновения мимолётного романа гораздо выше, чем дома. Это несомненный… (1)

Варенье из черешни рецепт Варенье из черешни без косточек рецепты с фото Как сварить вкусное варенье из черешни без… (1)

Если мужчина весы не звонит Если мужчина весы не звонитВлюбленный мужчина весы -какой он? Любовь для Весов искусство. Он не… (1)

Как стать мягче Как стать более мягкой и женственной?Заранее ОГРОМНОЕ спасибо:) Ответов на сайте: 730 Проводит тренингов: 1… (1)

COMMENTS