Социологическая структура личности

Личность в социологии

В результате изучения главы 10 студент должен:

– понятие и основные теории личности в социологии;

– социальные статусы и роли личности, этапы, агентов ее социализации;

– ориентироваться в основных социологических теориях личности;

навыками анализа социального портрета личности.

Изучение личности – одно из важнейших исследовательских направлений в социологической науке. Понятие "личность" широко используется в различных социально-гуманитарных дисциплинах, и в каждой из них этот термин имеет свои смысловые особенности. Попытаемся понять, что подразумевается под личностью в социологии. Начать можно с сопоставления понятий "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". В обыденном сознании эти слова сливаются, представляются синонимами, однако в науке они различаются, каждому из них придается свое значение.

Понятие "человек" является наиболее общим. Его используют для того, чтобы выделить в существующем мире особый вид живых существ – Homo Sapiens, с присущими ему свойствами, качествами, универсальными для всех его представителей и отличающими их от других существ. В этом смысле быть человеком означает принадлежать к виду Homo Sapiens. Человек – существо биосоциальное.

Биологическая "сторона" человека представляет собой генетически унаследованные от далеких предков свойства (например, антропометрические особенности человеческого тела, агрессивность, инстинкт самосохранения, генетический код на воспроизводство человеческого рода и т.д.).

Социальная "сторона" человека – это сложившиеся в процессе ассоциированного способа существования человеческих индивидуумов качества, усваиваемые ими в процессе социализации (например, потребности в социальном существовании, социальной адаптации, признании, общении и др.).

Индивид (индивидуум) – это отдельно взятый, конкретный человек (Иван Иванович Иванов), с присущими ему особенными, отличными от других людей биологическими, психологическими, социальными качествами. Индивид – это человек, но не вообще, а отдельный представитель человеческого рода, со всеми присущими ему чертами, качествами, позволяющими отличать его от других людей.

Понятие "индивидуальность" выражает единичное в человеке; фиксирует отличия людей на разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном. В психологическом плане индивидуальность есть неповторимое своеобразие психологических особенностей темперамента, характера, других психических феноменов и процессов. Термин "индивидуальность" в социологической литературе большей частью используется для подчеркивания уникальности, неповторимости какого-либо человека как социального субъекта. Его индивидуальность, например, проявляется в только ему присущей манере (стиле) исполнения социальных ролей, особенностях ролевого поведения в ситуациях социальных взаимодействий, общения.

Социологическое понятие "личность" говорит о том, что люди – социальные существа. Если требуется выделить и описать социальные качества человеческих индивидов, то используется понятие "личность". Данные качества называются социальными, так как они не являются частью биологической программы человека, не передаются генетически от одного поколения к другому; их образование и формирование связано с общественным способом организации жизни людей. Среди формулировок понятия "личность" отдадим предпочтение определению известного российского социолога В. А. Ядова.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Раскрывая это определение и выделяя ключевые аспекты социологического понимания личности, подчеркнем следующее:

1. Личность есть системное социальное качество человека, персонифицированное индивидом в процессе его деятельностного включения в окружающий социальный мир.

2. Среди социальных качеств человека отметим такие качества, как:

1) целенаправленная деятельность;

2) социальные статусы и социальные роли;

3) ценности и нормы;

5) содержание и уровень профессионально-квалификационной подготовки;

6) мировоззрение, ценностные ориентации;

7) мера социальной активности и самостоятельности.

3. Социология изучает человека не просто в его социальном качестве, т.е. как личность, а в аспекте его связей с социумом, включенности в общественные институты.

4. Всеобщее в личности представлено родовыми социальными качествами; особенное – мерой их персонификации индивидом; единичное – характерными для конкретной личности свойствами, качествами, определяющими се индивидуально-неповторимый облик, манеры, стиль.

5. Личность в социологии понимается как объект и субъект социальных связей, отношений. Другими словами, личность – отнюдь не просто некий социальный персонаж, изготовленный по "лекалам" общественного заказа, встроенный в качестве "винтика, шестеренки" в большой социальный механизм; она не только включена в социум, социальные институты, социальные связи, но и самостоятельно воздействует на их функционирование и изменение.

6. Социологическое понятие "личность" не стоит отождествлять с терминами "выдающаяся личность", "историческая личность", "уникальная личность" и т.п. Такие оценочные, нормативные аспекты в социологическом понятии личности отсутствуют. Всякий человеческий индивидуум, кем и каким бы он ни был, включенный в систему социальных связей, социум есть личность.

7. Личностные качества человека не являются врожденными. Личностью становятся, включаясь в социальный мир. Личность не является статичной, неизменной, она изменяется и развивается.

Источник:
Личность в социологии
В результате изучения главы 10 студент должен: – понятие и основные теории личности в социологии; – социальные статусы и роли личности, этапы, агентов ее социализации; – ориентироваться в
http://studme.org/1333122228767/sotsiologiya/lichnost_sotsiologii#23

Социологическая структура личности

Социальный статус и социальная роль личности.

Социальная деятельность и поведение человека.

Социология — это наука,

изучает поведение людей, живущих

в среде себе подобных.

Социология — это одно из средств изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются кому-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит друг с другом. Если коротко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений.

Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность как источник общественной жизни и ее реального носителя. Конечно же, лицо означает отдельного человека, которая проявляет социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности творчества, умения, способности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем! самым способствует стабилизации и развития общественных отношений.

Социология рассматривает личность в единстве ее содержания и спо-собу бытия. Поэтому одной из важных задач социологии является до-исследования закономерностей и механизмов становления личности-стости как субъекта исторического процесса и своего собственного, жизни. Социологический анализ личности — это взгляд на его духовный мир и жизненный путь через призму образа мышления-ния и образа жизни конкретного исторического общества и его составляющих социальных групп.

Личность как социальное качество человека является предме-том социальных наук: философии, социологии, психологии и др.. Социология исследует личность как субъект социальных отношений, выделяя в ней социально-типичные характеристики, которые развиваются под влиянием социальных институтов, а также пути и каналы обрат-тного влияния личности на социальный мир. Итак, специфика социологического подхода к изучению личным занятости заключается в том, что он анализирует ее чисто социальные характеристики.

1. Личность — социальное существо

Люди — основной элемент любых социальных общностей и систем. В силу этого человек, естественно, становится не только элементом социальной системы, но и сама является сложной социальной системой со своеобразной структурой. И тут-то человек, личность выступает объектом социологии. Не претендуя на исчерпывающее описание и раскрытие сущности человеческой личности во всей сложности его бытия социология пытается лишь выяснить, что человек, личность — важнейший элемент общественной жизни, раскрыть механизм ее формирования различными социальными структурами, механизмами ее обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии социальных отношений — все это сфера социологической теории — социологии личной.

Рассматривая понятие «личности». Следует определить и уточнить такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».

Человек — это преимущественно биосоциальное категория. Понятие «человек» является родовым, указывает на качественное отличие людей от животных, служит для характеристики всеобщих, присущих-них всем людям качеств и особенностей, которые находят свое выражение в названии «homo sapiens». «Индивид» означает конкретного человека, единично представителя человеческого рода, это отдельный, обособленный член социальной общности: народа, общества, данной социальной группы. В социологии понятие «индивид» употребляется в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители социальных общностей, выборочной совокупности (в эмпирическом анализе), которые описываются по принадлежности к данной совокупность ности.

Багатовизначальне понятие индивидуальность наоборот определяет то особое, специфическое, что отличает такого человека от всех остальных, включая природные и социальные телесные (соматические) и психические, унаследованные и получения выработанные в процессе онтогенеза свойства.

Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке со-циально основу ее жизнедеятельности, те свойства и качества, которые люди — и на реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Понятие личности показывает, как в каждом человеке индивидуально от-бражаються социальное значимые черты и проявляется ее сущность как су-совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить и социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции разных типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и его реального носителя.

Личность (а в социологии существует более 60 определений личности) — это интегральная социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, овладения ею материальных, духовных предметов человеческой культуры, социального опыта. Социология: общий курс. Под ред. Пича В.М. — М., «Каравелла», 1999.

Личность — это совокупность социальная усвоенных человеком общественных ценностей. Социология. А.А.Герасимчук, Ю.И.Палех — М.: Изд-во Европ. ун-та, 2004.

Личность — это сущность человека, главное в ней то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Социология. В.М.пича, А.Н., Семашко, Н.Й.Черниш. — М.: Завет, 1996.

Личность — устоявшийся комплекс качеств человека, приобретенных под влиянием соответствующей культуры общества, конкретных ним социальных групп и сообществ, в которых она принад-жить и в жизнедеятельности которых вовлечена.

Понятие «личность» употребляется применительно каждого человека, поскольку она является носителем важных черт вероятно-го общества. Главное в личности — не абстрактная физическая природа, а ее социальное качество. Социология. В.Г.Городенко, О.В.гилюн, А.В.Демичева. — М.: Академия, 2005.

Мысль о том, что личность с самого начала задана в системе социальных связей и является продуктом социально-органи-зованной материи, признается всеми исследователями. С точки зрения социологии сущность человека не в его уникальности как индивидуума, а в социальной качества, что сближает ее с подобными ей индивидами. Личность формируется в процессе онтогенеза в обществе. Процесс становления личности зависит от социального се-среды, культуры и многочисленных собственно социальных характеристик ее окружения.

Если естественные науки, имея предметом изучения лю-дину, анализируют ее свойства как биологического или биосоциального организма, то личность как социальное качество человека с предметом исследования социальных наук: философии, социологии и психологии.

Философия имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылок языках изучения личности и человека, с решением фундаментальные, методологических проблем места человека в сис-теме вселенной, ее сущности. Общепсихологических исследования личности — это исследование человека как носителя совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально зна-чущи формы деятельности и поведения. Общая психология, та-ким образом, исследует в личности ее внутреннюю природу, обусловленную социальными условиями, которые сами по себе не пред-метом психологии. В сферу интересов общей психологии на-лежит изучение регулятивных функций в поведении личным занятости таких внутренних качеств и свойств, как характер, темперамент, задатки и способности, мотивация.

Таким образом, личность в социологии трактуется как ре-ализована интеграция в конкретном индивиде социально значу-щих черт, относится к сущности данного общества.

Основная проблематика социологической теории личности — это формирование социальных общностей, изучение закономерностей-ностей ее взаимосвязей с обществом, с социальными игру-пами, регуляция и саморегуляция ее социального поведения.

Истоки современной концепции социализации находим в трудах фран-цузького социолога Габриэля Тарда. В основу теории социализации он положил принцип подражания, что лежит в основе человеческих взаимоотношений (отношения «учитель-ученик» он считал типичными социальными отношениями). Развернутую социологическую теорию, которая описывает процессы интеграции индивида в социальную систему через за-усвоения общепринятых норм, разработал американский социолог Талкотт Парсонс. Органы социализации, включая семью и институтов-ти образования, по его мнению, выполняют функцию воспроизводства социаль-ной структуры.

В социологии анализом проблем социализации личности занимали — ся российские и украинские социологи Борис Ананьев, Сергей Бабенко, Михаил Демин, Игорь Кон, Петр Лямцев, Владимир Парыгин и другие. Они отмечали, что анализ социализации человека позволяет определить не только то, как формируется личность и какими средствами, но и то, что способствует раскрытию механизмов включения индивида в общественные процессы.

2. Социологическая структура личности.

Личность, взаимодействуя с обществом, проявляет свои характерные черты: самосознание, ценностные ориенти-ции, социальные отношения, автономность, внутреннюю ду-ховного структуру (потребности, интересы, ценности, мотивы, социальные нормы, убеждения, мировоззренческие принципы, вкусы, привычки и др..). Социологический подход к струк-туры личности учитывает прежде особенности и механизмы ее социального поведения. Она имеет определенные спон-кальном факторы, к которым относятся потребности и ин-тересы.

Важнейшим критерием анализа личности является потребности — внутренние стимулы ее активности, то, что обеспечивает ее существования и самосохранения. Американ-ский социолог Абрахам-Харолд Маслоу (1908-1970) произвел иерархическую теорию потребностей, разделив их на ба-зовите (постоянные) и производные (изменяемые). Базовые потребности располагаются, согласно принципу иерархии, в выс-Западного порядке от низших (преимущественно матель-ных) до высших (преимущественно духовных): —

физиологические и сексуальные потребности (в воспроизведении людей, пище, дыхании, движении, одежде, жилье, отдыхе) —

экзистенциальные (в безопасности своего существования, уве-нености в завтрашнем дне, стабильности общества, гарантированности труда) —

социальные (в принадлежности к коллективу, группе или сообществу, в общении, заботе о других и внимании к себе, в участии в совместной трудовой деятельности) —

престижные (в уважении со стороны других, их признании и высокой оценке своих качеств, в служебном росте и высоком статусе в обществе) —

духовные (в самовыражении через творчество).

Первые две группы потребностей Маслоу считал первичным-ми и врожденными, другие — приобретенными, отмечая тенденции роста потребностей, замены первичных приобрести-ми человеком.

Потребности отражают объективную зависимость лю-дины от внешнего мира, социальной среды, их еще классифицируют на природные и социальные (созданного ни обществом). Естественные потребности характеризуют человека как биологическое существо (потребность одежды, жилья, пищи и т.д.), социальные — продуктом общественной жизни, уровня развития человека (потребности духовной культуры, общения с другими людьми, необходимость трудовой деятельности). С развитием общества, вступления ци-вилизованих форм естественные потребности человека социологизуються. Это означает, что цивилизованный человек потре-буе типа жилья и одежды, пищи определенного качества, что обусловлено конкретно-историческим развитием обществом-ва, национальными традициями, религией, моральными нормами.

Тесно связано с необходимостью интерес. Он также объективно-субъективную природу и осознанием потребностей. Потребности и интересы выступают объективной стороной деятельности и поведения личности. Вместе они являются основой ценностного отношения личности к окружающей мира и используются для исследования регуляторов социального поведения. Суть социологического подхода к проблеме ценностей заключается в выяснении их роли как связующее звено между поведением лично-сти, с одной стороны, и социальными группами, сообщество-ми и обществом — с другой.

Ценность — общественное отношение личности, которое переносит ее потребности и интересы на материальные и духовные явления, придает им определяющих социальных черт.

Конечно, индивид оценивает предмет, не соотнося его со своими потребностями и интересами, а сквозь призму существующих в обществе ценностных критериев, представлений о справедливом, прекрасное, полезное и т.д.. Совокупность индивидуальных и общественных, личных, групповых и спильнисних, усвоенных личностью ценностей формирует систему ее ценностных ориентаций, которыми она руководствуется в жизни.

Ценностные ориентации — социальные ценности, которые направляют ди-яльнисть и поведение личности и делятся ею.

Ценностные ориентации выступают как социальные НАСТА-новы человека, регулируют ее поведение.

Социальные установки — социальное определены общие Ориент-ции личности, отражающие возможности лица действовать от-в соответствии с объекта действия.

Человека как субъекта определяют мотивы, характеризующих его отношение к интересов и ценностных ориентаций.

Мотивы — осознанная потребность личности-субъекта в достижение определенных целей, желаемых условий деятельности.

Мотивы классифицируют, выделяя среди них основные — материальные, духовные, экономические, социальные, идеологические, религиозные и др.. В свою очередь, каждый из них имеет свой внутренний разделение: например, в духовных мо-тивах выделяют моральные, эстетические, религиозные, атеис-тических, философские и др.. В системах мотивов выделяется-ют доминирующие или периферийные, ведущие или другоряд-нет и т.д..

Личность является не только следствием, но и причиной со-циально значимых действий в определенном социальном средовый-щи. Экономические, политические, идеологические и социальные от-носин определенных исторических типов общества оказывается-ются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Са-е в процессе деятельности человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, с др.-шого — вырабатывает свое особое отношение к внешнего него мира. Они проявляются в деятельности человека как личное отношение к действительности. Социальные отношения являются прочной системой связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия в конкретной социальной среды выше. Социальные отношения личности проявляются в ее деятельности и поведении как ее социальные качества.

Социальная качество человека — совокупность взаимосвязанных эле-ментов, обусловленные особенностями социального взаимодействия осо-бистости с другими людьми в конкретных исторических условиях.

К элементам, составляющим социальные качества человека-, принадлежат социальное определена цель ее деятельности; выполняемые ею социальные статусы и социальные роли, глаза-ковка отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (культура), которыми он руководствуется в процессе дея-е, система знаков, которую использует; совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и ориентироваться в окружающем мире, уровень образования и специальной подготовки; социально-психологического ни особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений.

Обобщенное отражение совокупности существенных со-ных качеств личностей, повторяющиеся и составляют определенную социальную общность, фиксируется в понятии «социальный тип личности». При определении социальной типологии личности исходят из кате-гории «общественная формация». Возведение анализа сус-пильного формации к анализу личности позволяет раскрыть в личности существенное, типическое, которое проявляется в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса, социальной группы, социального института и социальной организации, к которым эта личностью принадлежит.

Каждый человек имеет собственные идеи, цели, мысли и по-чувств. Эти индивидуальные качества определяют содержание и ха-рактер его поведения. Однако для социологии существенное значения имеют не индивидуальные, а социальные мысли и по-чувств людей, проявляющиеся в их действиях. Объектом социологических исследований является не интересы и отношения отдельной личности, а интересы и отношения людей, обладающих общими социальными характеристиками и живут в похожих условиях, выполняют социальные действия в конкретных исторических условиях. Основания для социаль-ной типологизации личностей могут быть найризно-манитниши, в том числе системы потребностей, социальных ин-тересы, ценностных ориентаций и т.п.. Важнейшие из них — статус и роль в системе социальных отношений.

Социальный тип личности — результат взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности лю-жидкости, совокупность повторяющихся качеств человека как существа со-циальной.

Социология выделяет следующие типы личности: —

идеальный — воплощает в себе особенности социаль-ного идеала определенного общества; —

нормативный — представляет совокупность качеств личности, необходимых для развития данного обще-щества; —

реально существующий, или модальный — преобладает-рующий тип личности на определенном этапе развития су-спильства, который может существенно отличаться от норма-тивного, а тем более идеального типов.

Другая типология личности построена на воображаемой трехкомпонентной структуре: гармоничный, традиций-ный, технократический и неадаптированный тип. Она может быть полезна при анализе современных тенденций развития украинского общества.

Важнейшие компоненты структуры личности — память, культура и деятельность.

Память — система знаний, усвоенных личностью в процессе ее жизнедеятельности.

Она является отображением действительности в форме как определенной системы научного знания, так и обыденных знаний в целях, которые преследует личность.

Культура личности — совокупность социальных норм и

Источник:
Социологическая структура личности
1. Личность — социальное существо. 2. Социологическая структура личности. 3. Социализация личности. 4. Социальный статус и социальная роль личности. 5. Социальная деятельность и поведение человека.
http://ogorod.net/referats/68/40235

Социологическая структура личности

заслуженный работник высшей школы РФ,

доктор философских наук;

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Уфимского юридического института МВД РФ,

кандидат социологических наук

В отличие от философии социология выявляет конкретные, исторически существующие формы бытия личности, исходя из ее активного социального начала. Поэтому в соответствии с социологической терминологией «личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» [1]. В социологии понятие «личность» широко используется в основном для обозначения индивида как субъекта отношений и его сознательной деятельности, а также устойчивой системы социально значи­мых черт, характеризующих индивида как члена общества. При этом существующие концепции личности делятся на макро- и микросоциологические концепции личности [2].

В научных трудах классиков социологической мысли (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм), как и в философии, отражены две важные идеи: атрибутивного и субстанционального понимания личности. Например, с позиции философа и основателя социологии О.Конта, человеческий индивид полностью подчинен социальной жизни и даже более того — он не является элементом общества.

Полнее всего атрибутивное понимание личности представлено в социологических взглядах Э.Дюрк­гейма, доказывающего, что разделение труда создает и воссоздает общество. В то же время, несмотря на высказанную мысль о необходимости для современного человека как никогда прежде быть личностью, в той же работе «О разделении общественного труда» он пишет: «Но в действительности, эта демонстрируемая им деятельность — не его деятельность. Это общество, раса, действующая в нем и через него; он только посредник, через которого они осуществляются. Его свобода только кажущаяся, а его личность заимствована» [3].

В свою очередь, Р.Линтон, Т.Парсонс, Р.Мертон, некоторые другие социологи, представления которых о человеке сводятся к теории ролей, воспринимают личность лишь в качестве «выразителя» социальных структур, так как трактуют ее как совокупность социальных ролей, исполняемых индивидом в обществе.

Личность, по мнению У.То­мо­са, Т.Олпорта, Ф.Знанец­кого, обладает как сознательное и активное существо, определенными ценностями и установками, формирующимися в процессе жизнедеятельности и взаимодействия с социальной средой. Только накапливая их, человек становится личностью. Данный подход позволяет изучать ее внутренний мир и социальное поведение среди себе подобных, а также служит в качестве методологической основы для проведения конкретных эмпирических социологических исследований. Вместе с тем подобные социологические теории имеют и существенный недостаток, который заключается в том, что личность в этом случае постигается лишь на уровне социальных групп. Тем самым из области теоретического анализа упускаются социальные процессы, структуры и некоторые другие социально-культурные образования, выступающие в качестве внешних, объективных факторов ее поведения.

В итоге, считая неадекватной любую теорию, акцентирующую свое внимание на одном из этих аспектов, Сорокин рассматривает общество как целостную социокультурную систему, состоящую из трех подсистем — личности, социальной структуры и культуры. Анализ социологических представлений о человеке дает нам основание сделать два следующих вывода. Во-первых, в представлении западных социологов общество выступает как многоуровневая социокультурная система, объединяющая в себе личностные, культурные и собственно социальные структуры. Во-вторых, как это мы уже выяснили, рассматривая философские аспекты исследования проблемы личности, в современной западной социологии также предъявлены теории, в которых превалирует атрибутивное или субстанциональное понимание личности.

Социологическое определение личности в представлении российских социологов рассматривается как объект и субъект общественных отношений [7]; как целостность социальных свойств человека, как продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения [8]. Здесь, по замечанию В.Тугаринова, выработка общего понятия личности «важна не только тем, что вскрывает то общее, что характеризует личность в любой период общественного развития, но и тем, что она устанавливает, в каких пределах происходят изменения личности в каждом из этих исторических периодов» [9].

В качестве основы концептуальной модели личности, по мнению российских ученых, выступает, как правило, социологическая структура личности, поскольку она непосредственно выражает диалектику социального и индивидуального в развитии и формировании человека. В самой концептуальной модели, сообразно той или иной детерминации личности, выделяется ряд уровней. Каждый из них объединяет, соответственно, социальные нормы и ценности, связанные с ними виды деятельности, а также потребности и ценностные ориентации личности. Например, С.Спасибенко выделяет в структуре личности следующие компоненты: свойства человека как служащего, деятеля, труженика; степень познания, образования; характер мировоззрения, нравственность; эстетическое сознание [10].

Три содержательных уровня выделяет в структуре личности Э.Соколов: социально-культур­ные роли; социальный характер; экзистенциальные структуры [11].

Как видим, несмотря на некоторые расхождения, российские социологи стремятся вскрыть механизм взаимодействия объективных и субъективных аспектов жизнедеятельности личности, рассматривая в единстве и взаимосвязи ее общественные функции и роли, социальные свойства и качества, сознание и самосознание, социокультурные нормы и ценности. Вместе с тем, следуя в своих представлениях марксистской методологии, они поставили человека в зависимость от общей социальной системы. К тому же в социологической структуре личности они не в полной мере раскрывают «содержательные и формальные соотношения» ее внутреннего мира.

Как и в предыдущей концепции Э.Соколова, четыре иерархических уровня, предложенных В.Ядовым, отличаются друг от друга объемом своего социального содержания. Вот почему высшие диспозиции не только управляют нижними, но и составляют их содержательное ядро. То есть внутри диспозиционной системы, по мнению В.Ядова, имеется вертикальная субординационная зависимость. При этом исследователь отмечает, что в системе существуют противоречия между диспозициями внутри каждого уровня, которые ведут борьбу за доминирующее в нем положение. Эти расхождения определяют несоответствие между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком. В процессе жизнедеятельности личности разрешение одних разногласий неизбежно ведет к появлению других.

Разработанная В.Ядовым дис­позиционная концепция личности связана с решением проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения человека и объясняет особенности социальной активности личности, исходя из системы тех ценностно-установочных ориентаций, которые сформировались у нее в процессе социального взаимодействия. Вместе с тем он больше склоняется к теории деятельности, отодвигая, таким образом, на второй план саму личность, активность ее сознания.

Данную диспозиционную струк­туру следовало бы продолжить, чтобы особенно подчеркнуть именно духовное начало личности. Высшим уровнем социологической структуры предлагаем признать социальные личностные установки. В этом случае социологическую структуру человека составят элементарные и фиксированные, а также базовые параметры, система ценностных ориентаций, социальные личностные установки. Раскрывая в своих диспозициях четвертый иерархический уровень, В.Ядов особо отмечает в системе ценностных ориентаций личностную сторону. Вместе с тем в процессе развития индивида личностная сторона преобразуется в самостоятельный уровень в ее структуре.

Учитывая то, что общественные, экономические и политические отношения преломляются и по-разному проявляют себя, определяя социальные качества людей, характер и содержание их практической деятельности, человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой — вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. В этом случае социальные отношения, опосредуясь с внутренним миром индивида, проявляются в его деятельности как личностное отношение к окружающей действительности. Следовательно, социальная личностная установка как самостоятельная диспозиция формируется в процессе реализации социальных отношений личности. Самое же активное участие в этом процессе принимает непосредственно сам человек и его духовный опыт.

По замечанию И.Кона, «важную роль в управлении единства знаний, убеждений и деятельности личности играют конфликтные ситуации» [13], которые дают возможность личности проверить силу своего «Я», а также понять, каким из исповедуемых ей идей и принципов она реально отдает предпочтение. В случае расхождения между знанием, убеждением и поведением личность стремится разрешить противоречие благодаря рефлексии и воле, направленных на смену устаревшей социальной установке. С помощью волевого процесса принимается решение в пользу какого-либо поведения, то есть приводится в действие та или иная принятая личностью установка.

Как видим, несмотря на существующие попытки российских и зарубежных социологов выразить единство объективного и субъективного в человеке, в их представлениях по-прежнему превалируют или атрибутивное, или субстанциональное понимание личности. В то время как концепция атрибутивно-субстанцио­наль­ного понимания личности позволила бы рассматривать в качестве необходимых и важных «моментов» характеристики человека его духовные ориентиры, сам процесс жизнедеятельности, в ходе которого вырабатываются определенные социальные образцы (стереотипы) поведения индивидуума и где в единстве представляются объективные и субъективные аспекты социального бытия человека.

В практике управления персоналом достоинства такой методологии можно выразить следующим образом:

1. Настоящий теоретико-мето­до­логический подход означает, что при решении проблемы личности речь нужно вести только о том или ином соотношении субъективно-личностной и объективной сторон действительности, не отдавая приоритета при объяснении и понимании личности ни объективным, ни субъективным аспектам социальной жизни.

2. При изучении личности сотрудника социальной организации нужно рассматривать не столько объективные социальные отношения, структуры, другие общественные образования в единстве с коллегиальной деятельностью человека, сколько именно духовные ориентиры индивида, его социальные установки и процесс жизнедеятельности личности, детерминирующие проявления социальных стереотипов.

3. Наконец, в соответствии с данной методологией при социологическом исследовании человека нужно рассматривать не только его социальные позиции, роли и функции, но и то, как он формируется и действует на основе личного опыта и освоения опыта других людей.

Такой философско-социоло­гический подход обеспечит решение управленческих вопросов в организации работы любой социальной структуры, позволит найти средства и способы улучшения профессиональной деятельности персонала, даст научно обоснованные алгоритмы решения проблемы усовершенствования системы управления персоналом.

1. Социология: Словарь-справочник: В 3 т. Т. 2. М., 1990. С. 71.

2. Артемьев А.И. 2-е изд. М.: ООО «Арба Т — ХХ1», 2001. С. 112.

3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990. С. 375.

4. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 507.

5. Мил Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 235.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 218-219.

7. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 317.

8. Российская социологическая энциклопедия. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА М., 1998. С. 250.

9. Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. С.90.

10. Спасибенко С.Г. Личность и социализм. М., 1972. С. 18-19.

11. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. С. 171.

12. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 104.

13. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 302.

14. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. С.38.

Источник:
Социологическая структура личности
заслуженный работник высшей школы РФ, доктор философских наук; доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уфимского юридического института МВД РФ, кандидат социологических наук В
http://id.atiso.ru/node/80

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З

По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека.

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо (см. приложение), о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — «Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем «Я».

Третья структура личности — «Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением «Сверх-Я» хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее. в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (см. приложение) или очищение человека от нее.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого он выделяет три больших этапа, распадающиеся на несколько стадий.

Первый этап — либидо-объект, характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до 1 года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания и для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная зависимость, инфантильность (см. приложение).

В подростковом возрасте дети переходят на последнюю стадию, которая также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности.

Культурологическое понимание учения Фрейда связано прежде всего с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры.

Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как «коллективный невроз навязчивости», как «массовую иллюзию». Религия – спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.

Помимо обращения к мировым культурным вершинам, Фрейд не обходит вниманием и низовые сферы культуры (например, опыт создания различных сонников), и факты, связанные с обыденным сознанием.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть и направил ее по определенному пути развития.

Определения. Психоанализ (от греч. душа и разложение) – направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом в конце XIX в. – первой трети XXв.

Психоанализ распространился во многие страны в виде системы взглядов на природу человеческой психики, явления морали, религии, культуры, искусства, науки, общественной жизни. В основе этих взглядов – теория бессознательного и полового влечения. Неосознаваемое проявляется в поведении и психике человека– в обмолвках, описках, сновидениях и т. д. Центральное положение психоанализа – существование извечной тайной войны между скрытым в глубинах индивида неосознаваемым (главное из которых сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Личность в структурном отношении в психоанализе состоит из «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Трансфер (от лат. Переносить, переводить) – перенос на психотерапевта отношения пациента к значимым для него людям, прежнего опыта их восприятия (как любимых, уважаемых или неприятных, отвратительных и т.п.)

Либидо — жизненная сила, имеющая сексуальную окраску.

Источник:
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З
Теория личности З. Фрейда. Основы психоанализа. Защитные механизмы сознания.
http://www.it-med.ru/library/t/person.htm

(Visited 4 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Как уйти от парня с которым живешь Как расстаться с парнем с которым живешь?Живем вместе с мч 2 года, съехались почти сразу.… (1)

Мужчина одинокий волк Вы влюблялись в мужчину, называющего себя одиноким волком? Что чувствовали?Вы влюблялись в мужчину, называющего себя… (1)

Как завоевать мужчину козерога женщине близнецу Как влюбить в себя козерога?Козерог — сдержанный, невозмутимый, целеустремленный и трудолюбивый человек. Он подходит ко… (1)

Как разлюбить одноклассника Как забыть парня Все способы забыть парня которого очень любишь Говорят, что взаимная любовь живет… (1)

Глаза василькового цвета Васильковый цвет в одежде – с чем сочетать?Всем известно, что подходящий цвет в одежде способен… (1)

COMMENTS