Социальное мировоззрение

Мировоззрение как фактор социальной активности Текст научной статьи по специальности — Социология

Мировоззрение как фактор социальной активности Текст научной статьи по специальности «Социология»

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Книгин А.H.,

Текст научной работы на тему «Мировоззрение как фактор социальной активности»

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

1' Л.И. Брежнев. За укрепление сплоченности коммунистов, за новый подъем антиимпериалистической борьбы. В кн.: "Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Москва. 1969 год". Прага, "Мир и социализм", 1969, стр. 211.

2' См.: "Материалы XXII съезда КПСС". М. Госполитиздат, 1962, стр. 409 и "Материалы XXIV съезда КПСС", М., Госполитиздат, 1971, стр. 83.

3' См.: Сб. "Материалы межвузовской научной конференции. ", Курск. 1968.

4' "Материалы межвузовской научной конференции по возрастанию активности общественного сознания в период строительства коммунизма", Курск, 1968,стр.69.

5' Там же, стр. 268.

кие, индивидуальные представления. Мировоззрение группы выступает как общее, мировоззрение личности — как единичное, отдельное. Далее по всем ступенькам это отношение повторяется. Существенно отметить отношение мировоззрения класса и формации. В рамках формации существуют различные классы, из которых два являются основными.

Учет диалектики уровней мировоззрения необходим для анализа мировоззрения как фактора активности. Здесь возникают своеобразные отношения.

Рассматривая активность личности, необходимо учитывать групповые и индивидуальные признаки его мировоззрения. Мировоззренческие позиции группы определяют поведение данной личности как участника этой группы.

Особенности поведения определяются особенностями мировоззрения. Очень многое зависит от характера этих особых черт. Если они являются гипертрофированным выражением групповых идей, то личность может стать идейным лидером группы, а при наличии ряда дополнительных условий — лидером в целом, руководителем, вождем. При ослаблении тех или иных черт группового мировоззрения личность имеет тенденцию к отрицательной активности или пассивности с точки зрения активности группы.

Аналогичные процессы — причем практически очень важные в нашу эпоху — имеют место в отношении групповых и классовых мировоззрений. Так, данный вопрос приобретает актуальность в связи с изменением структуры пролетариата. Пролетаризация условий жизни таких слоев населения, как мелкие и средние служащие, инженерно-технические работники и другие, ведет к тому, что у них формируются

9) К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 427.

Известия Томского политехнического университета. 2003. Т. 306. № 7

черты пролетарского сознания, мировоззрения. Но специфические черты мировоззрения, свойственного этим группам, обусловленные традициями и особенностями их сферы труда и быта, сохраняются. Как это сказывается на социальной активности подобных групп? Очевидно, что в той мере, в какой во взглядах проявляются черты буржуазного миросозерцания, это сковывает их пролетарскую активность. Но возможны не обоснованные принципами марксистского научного анализа акты активности, выступающей как проявление мелкобуржуазной несдержанности.

Различие мировоззрений на уровне эпохи также имеет важное значение в понимании мировоззрения как фактора активности. Если сделать оценки общеисторического масштаба, можно сказать следующее. Мировоззрение эпохи средневековья было пассивно-ориентированным. Маркс и Энгельс говорили по этому поводу: "Грубое проявление силы в средние века. находило себе естественное дополнение в лени и неподвижности"13). Отсюда низкие темпы социальных изменений, медленность исторического развития. Мировоззрение эпохи торжества буржуазии можно характеризовать как активно-пассивное. Буржуазия в качестве класса, стоящего в центре эпохи, выступила в свое время как могучий ускоритель социального прогресса. Нет необходимости повторять характеристику буржуазии, данную в "Манифесте Коммунистической партии"14'. Но активность буржуазии исторически ограничена. В настоящее время исчерпаны

10) В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 7, стр. 343.

11) В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 7, стр. 344.

12) В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 7, стр. 341.

13) К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 427.

14) К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии, гл. 1. Соч., т. 4.

литическими и нравственными убеждениями, которые составляют социальную сущность мировоззрения. Так, миллионы советских людей, узнав о начале войны, не дожидаясь указаний и приказов, пришли в военкоматы, на призывные пункты. Но были и такие, которые начали искать путей избежать мобилизации. Данная информация вряд ли кого оставила безразличным, но направление, содержание возникшей активности было различным и определялось в самом существенном именно мировоззрением.

Мысль о том, что не знание само по себе, а знание во взаимодействии с внутренним миром субъекта порождает активность, подчеркивалось рядом исследователей. Так, профессор В.П. Тугаринов утверждает, что между количеством информации и ее содержанием, с одной стороны, и силой и характером активности — с другой, нет пропорциональной зависимости. Эту мысль мы находим и у Р.В. Петропавловского, который считает, что знания определяют границы объективно возможных действий, но не предопределяют, какие именно действия будут предприняты личностью, поскольку выбор действий субъективен (в границах возможностей)19'. Субъективность выбора определяется как раз содержанием мировоззрения или ценностно-нормативного базиса всех действий человека.

Из сказанного следует, что мировоззрение играет роль некоторого "фильтра" для информации: оно как бы отделяет значимое от незначимого в информации, а точнее говоря, создает значимость информации для личности, определяет меру этой значимости. Во-вторых, мировоззрение играет роль своеобразного регулятора, пускового механизма активности: оно пускает информацию по определенному руслу ситуационной переработки для выработки конкретных решений.

Из всего сказанного можно сделать следующие общие выводы. Мировоззрение как сторона общественного сознания является существенным фактором социальной активности как отдельных индивидов, так и общественных групп любого порядка. Влияние мировоззрения на активность многозначно, переплетается с влияниями других факторов. Однако можно выделить закономерные ведущие тенденции. Они состоят в том, что верное мировоззрение является более устойчивым фактором активности. Научное мировоззрение марксизма является постоянно действующим фактором социальной активности масс, значение которого непрерывно возрастает. Роль мировоззрения как фактора активности состоит в том, что оно определяет механизмы переработки информации, на базе которой возникает или изменяется социальная активность.

КНИГИН АЛЬБЕРТ НИКОЛАЕВИЧ

19) См. статьи В. П. Тугаринова и Р. В. Петропавловского в сб.: "Материалы межвузовской научной конференции. ", Курск, 1968.

Источник:
Мировоззрение как фактор социальной активности Текст научной статьи по специальности — Социология
Мировоззрение как фактор социальной активности Текст научной статьи по специальности « Социология » Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Книгин А.H.,
http://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrenie-kak-faktor-sotsialnoy-aktivnosti

Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Самосознание индивида и социальное поведение

Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему:

Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы.

Презентация по обществознанию.Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ

Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Задание: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мировоззрение». Мироздание , миропонимание , система ценностей , мировосприятие , убеждения. Найдите и запишите термин не связанный с понятием «мировоззрение ».

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ по 2-му заданию : Понятие мировоззрения Структура мировоззрения Пути формирования мировоззрения а) стихийное б) осознанное Основные виды мировоззрения а) мифологическое б) религиозное в) философское г) научное 5) Роль мировоззрения в жизни человека

3 . Запишите слово, пропущенное в схеме. Общественное развитие эволюция революция

Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание начинается с самоузнавания . Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.

Мотивы обращения к самооценке Понимание себя (поиск точных знаний о себе) Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими) Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия – процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, поведение – из поступков .

Основные виды социального поведения

Виды социального поведения

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. мировоззрение Мироощущение эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях Миропонимание Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения Образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия Представление о мире на основе рационального его объяснения

В мировоззрении могут проявляться : Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности; С кептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; Р азумный критицизм . М ировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Носители мировоззрения : отдельная личность, социальная группа, общество в целом, человечество в ту или иную эпоху.

Классификация видов мировоззрения Т еоцентризм (приоритет отдается Богу) Природоцентризм ( приоритет отдается природе) Антропоцентризм ( приоритет отдается человеку) Социацентризм (приоритет отдается обществу) Заниецентризм , наукоцентризм (приоритет отдается заниниям , науке) 1 Прогрессивное Р еакционное 2 революционное (приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия) Консервативное (приоритет сохранения существующего положения) 3

обыденное (является порождение повседневной жизни людей) религиозное (связано с признанием сверхъестественного начала, надежда на получение ими того, чего они лишены в своей жизни) философские ( связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, с установлением норм, ценностей и идеалов) научное ( теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока можно использовать как урок, а также для подготовки к ЕГЭ по обществознанию либо как внеурочное мероприятие. Первый слайд выполнен в виде видеоролика как вводно-мотивационный этап урока.

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля.

Презентация предназначена для занятия по дисциплине «Обществознание».

Ким по теме Мировозззрение, его виды и формы ( Задания из части В и части С) для 10 класса.

Задания типа В 6, В 8,С1, С 8, С 9.

Предназначено для промежуточного контроля знаний обучающихся, изучающих школьный курс обществознания. В тесте предоставлены задания с выбором одного правильного ответа, с выбором и записью нескольких .

Представлена методическая разработка урока в 11 классе «Мировоззрение его виды и формы» (профильный уровень).

Источник:
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Самосознание индивида и социальное поведение
Презентация по обществознанию.Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/10/25/samosoznanie-individa-i-sotsialnoe-povedenie

Социальное мировоззрение

Новые взгляды в философии

Первичные формы освоения человеком объективного мира — мироощущение и мировосприятие — связаны, прежде всего, с его эмоционально-чувственной сферой. Мироощущение возникает в силу тех или иных переживаний, определенного эмоционального настроя.

Возникающие у человека различные мироощущения становятся основой для формирования в его сознании наглядных образов.

Мироощущение и мировосприятие играют важную роль в жизни человека. Они могут способствовать преодолению трудностей жизни, а могут, наоборот, усугубить их, превратить жизнь в кромешный ад. Но в том и другом случаях мироощущение и мировосприятие не дают возможности человеку разобраться в сути событий, понять их причины, оценить последствия своих действий.

Такая возможность появляется на базе миропонимания, представляющего собой сплав разума и веры человека, его убеждений и ценностей, который складывается в процессе объяснения и практического освоения реальной действительности.

В дальнейшем миропонимание трансформируется в мировоззрение, в котором знания и убеждения образуют единое целое. Мировоззрение включает в себя как составляющие части и мироощущение, и мировосприятие, и миропонимание. В мировоззрении концентрируется весь накопленный человеком опыт общения с людьми и природой, опыт осмысления индивидуальной жизни и жизни других людей. В нем проявляются различные чувства человека, пережитые им в разные периоды жизни, а также оценки тех или иных событий.

Мировоззрение — это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

В структуре мировоззрения обычно выделяют несколько составляющих:

• убеждения и верования;

• ценности и нормы;

Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. Но полностью исключать практическую деятельность из структуры мировоззрения было бы неверным, поскольку она входит в эту структуру частично, своей субъективной стороной, связанной с духовностью человека.

Итак, мировоззрение — это единство знаний и убеждений, разума и веры, эмоционального и интеллектуального, оценок и норм, мироощущения, мировосприятия и миропонимания, индивидуального и общественного. Это сложное и противоречивое явление социальной жизни, которое находит свое выражение как в сознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и в сознании больших масс людей (общественное сознание).

По глубине знания, по степени его рациональной обработки в мировоззрении можно выделить два уровня — жизненно-практический и теоретический.

Мировоззрение жизненно-практического уровня (его иногда называют «жизненной философией») отличается тем, что в его основе лежит здравый смысл, проявляющийся в обыденной деятельности людей. Этот вид мировоззрения складывается стихийно, под влиянием различных причин. На этот процесс влияют национальные, религиозные и другие традиции, сложившийся тип культуры, уровень образования и многое другое. Каждый человек в том или ином обществе имеет свою собственную «жизненную философию». В силу этого жизненно-практическое мировоззрение неоднородно и неустойчиво. Оно слабо защищено от ошибок, от влияния деструктивных, разрушительных идей, от проникновения в него современных мифологем и иллюзий.

Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ .

Источник:
Социальное мировоззрение
Новые взгляды в философии Первичные формы освоения человеком объективного мира — мироощущение и мировосприятие — связаны, прежде всего, с его эмоционально-чувственной сферой. Мироощущение
http://www.philodream.ru/philos-421-1.html

Формирование мировоззрения

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

«В каждой молодости,— писал И. А. Бунин,— есть некоторое особенное время расцвета ее, когда кажется, что это время есть лишь начало чего-то бесконечного, что будет еще множество времен, событий, встреч, и все замечательных». Человек в эти годы «все приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему — и странно — об этом мало заботится к чему, как будто совершенно уверен, что само найдется».

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение — не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность — решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Он часто оказывается в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты. кто. такая?— спросила Синяя Гусеница.— Сейчас, право, не знаю, сударыня,— отвечала Алиса робко.— Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». Но, в отличие от Алисы, юноша склонен утверждать, что всегда говорил и думал одно и то же.

Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле — это нормальное свойство ранней юности. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский (1972), потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,— одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориента-цию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,— такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа. «Столько вопросов, проблем мучают и волнуют меня,— пишет восьмиклассница.— Для чего я нужна? Зачем я появилась на свет? Зачем я живу? С самого раннего детства ответ на эти вопросы мне был ясен: «Чтобы приносить пользу другим». Но сейчас я думаю — что же такое «приносить пользу»? «Светя другим, сгораю сам». В этом, безусловно, и есть ответ. Цель человека «светить другим». Он отдает свою жизнь работе, любви, дружбе. Человек нужен людям, он не зря ходит по земле». Девочка не замечает того, что в своих рассуждениях по сути дела не продвигается вперед: принцип «светить другим» столь же абстрактен, как и желание «приносить пользу».

Трудности юношеской рефлексии о смысле жизни — в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) — необходимая психологическая предпосылка постановки мировоззренческих проблем.

Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни — значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

Педагогу важно знать, представляет ли старшеклассник свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно — плохое или хорошее), что «само придет». За этими установками (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.

Источник:
Формирование мировоззрения
Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и
http://psyera.ru/formirovanie-mirovozzreniya-1941.htm

(Visited 64 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Невербальное общение взгляд Значение взглядов - как реагировать на собеседника Как правило, при встрече люди сперва несколько секунд… (3)

Смс любимому спокойной ночи и скучаю Смс любимому парню - скучаю и жду тебяКак же все-таки бывает часто переносить разлуку с… (3)

Стоит ли бегать за девушкой которая тебя бросила Как заставить девушку бегать за тобой? Хорошенькая девушка сама бегает за мужчиной и всячески добивается… (3)

Если мужчина называет радость моя Если мужчина называет радость мояВ ласковых именах для нас любимых, среди мужчин лидером считаются кошачьи.… (3)

Циничная женщина Девушка циничная - это какая? Хищницы и домохозяйкиВ нашем циничном мире люди задаются разными вопросами.… (3)

COMMENTS