Семья с точки зрения психологии

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме.

Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, психопрофилактической и социальной работе с семьями.

Дает психологическую характеристику здоровой семьи и семейной патологии, а также способствует практическому применению этого знания в ходе психологической помощи семьям, выступая в качестве научно-психологической основы для последней. Данные, которыми располагает психология семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ, направленных на помощь семье. Они также служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, коррекции внутрисемейных взаимоотношений.

Предмет семейной психологии – специфика психологического подхода к изучению семьи как системы межличностных взаимодействий, ее структуры (половозрастной и ролевой) и функций (защита индивида от манипулятивных воздействий общества и приспособление его к жизни в этом обществе).

Семейная система психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность). Иногда происходит образование личностных комплексов, «тени» (по К.Юнгу), различного рода психологических проблем, кризисов и конфликтов.

Психологически помочь семье – значит способствовать тому, чтобы внутрисемейные взаимоотношения были отрегулированы в позитивную сторону, а это значит – чтобы семья помогала каждому ее члену эффективно развиваться. Негативному в семье необходимо противопоставить позитивное в ней, как в содержательно-процессуальном, так и в ценностно-культурном контекстах. Изучение психологических особенностей дисфункциональной и здоровой семьи – ключевой вопрос психологии внутрисемейных отношений.

Образцы поведения, которые обычно считают патологическими и рассматривают в качестве показателей нездоровой семьи, могут быть обнаружены и в каждой «нормальной» семье – действительно существенные различия лежат в интенсивности, степени ригидности (способности к изменению) негативных признаков и проблем, а не в самом их существовании. Семьи, мир которых наполнен различного рода фобиями по поводу «ненормальности», старающиеся избежать всех патологий, обычно становятся жертвами этой ригидности.

Четкая дистанция между поколениями – один из основных компонентов в структуре хорошо функционирующей семьи (ее не следует путать с негибкими внутрисемейными иерархическими структурами). Ясно, что родители и дети не равны между собой с точки зрения таких понятий как «власть» и «ответственность». Взаимно солидарные родители представляют собой как бы позвоночный столб семьи, обеспечивающий ощущение безопасности для детей. Однако здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность для вторых. Поскольку эта сила четко осознается и не подвергается сомнению, родителям нет необходимости всегда открыто проявлять и непрерывно доказывать ее существование как детям, так и самим себе. Они поощряют открытость по отношению к игре, ролевому экспериментированию – творчеству в общении.

Именно потеря супружеского «мы» делает развод столь разрушительным и супружескую неверность столь деструктивной (хотя все здоровые браки обычно испытывают десятки эмоциональных разводов). Развод объявляет «мы» фикцией, утверждает его несуществующим в юридическом аспекте, но в эмоционально-психологической плоскости невозможно вернуть обратно тот эмоциональный вклад, который вложен в партнера. Можно принять решение более не жить вместе, но отменить то, что уже произошло – невозможно.

Вместе с тем развод негативно отражаются на детях, хотя для современной психологии семьи остается открытым вопрос о том, какая среда менее комфортна для ребенка – семья с одним родителем или с конфликтующими родителями. Исследования показывают, что одинокие родители менее нежны со своими детьми, уделяют им меньше времени, менее психологически доступны из-за необходимости выполнения других социальных ролей. Это приводит к тому, что ребенок больше времени проводит на улице со всеми ее опасностями – преступлениями, алкоголем, наркотиками, небезопасным сексом.

При рассмотрении влияния развода на самих супругов, описываются такие негативные психологические явления как реакции горя, обвинения бывшего партнера, чувство собственной вины за неудачный брак, чувство незащищенности перед лицом социальных, экономических и психологических проблем, социальная изоляция, депрессия и т.д. Все это, в конечном счете, ведет к созданию психологически небезопасной и нестабильной среды, в которой воспитывается ребенок.

Начиная с психоаналитической традиции, которая впервые рельефно осветила значение детско-родительских отношений в формировании личности, многие авторы (Дж.Боулби, Р.Фэйрбэйрн, М.Эйнсворт и др.) придавали особое значение типам семейных отношений, в которых воспитывались вступившие в брак мужчина и женщина. В частности, Э.Коген и Ш.Роговин выделяют три типа привязанности ребенка к матери (в родительских семьях): защищающий, избегающий и амбивалентный, полагая, что супружеские конфликты могут быть разрешены через их осмысление (см. ПСИХОАНАЛИЗ).

Ребенок с «защищающим типом привязанности» с осторожностью относится ко всему новому, ему постоянно необходима поддержка и внимание матери: он довольно быстро привыкает к незнакомой обстановке и людям, но все это при условии, что мать находится рядом. Такие дети, вырастая, относятся к окружающим с открытостью и доверием: они обычно хорошие слушатели, хотя часто обладают ригидной системой ценностей.

Ребенок с «избегающим типом привязанности» ведет себя «игнорирующе» по отношению к матери, т.е. ее присутствие и внимание не имеют для него особого значения. Когда, например, отсутствующая мать возвращается, он избегает контактов с ней, даже взглядом. В новой, незнакомой обстановке такой ребенок чувствует себя достаточно комфортно, не проявляя признаков беспокойства. Вырастая, такие дети обычно сталкиваются с проблемами установления дружеских отношений. Дружба развивается у них лишь на основе общности интересов.

Ребенку с «амбивалентным типом привязанности» не по душе незнакомая обстановка, в ней он испытывает тревожность, и ему необходима защита матери. Но как только он осваивается в новой ситуации, материнская забота оказывается не столь важна для него. Сталкиваясь с неожиданным поведением матери или окружающих, дети с этим типом привязанности оказываются в состоянии замешательства. Во взрослом возрасте люди с таким типом привязанности легко устанавливают дружеские отношения с окружающими. При этом они настолько импульсивны и склонны сомневаться в истинности дружеских чувств, что малейшее рассогласование интересов может сильно их расстроить, нарушив отношения с близкими людьми.

Перенимая, выучивая определенный стиль привязанности, дети затем используют его в своих взаимоотношениях с людьми во взрослой жизни, в том числе и с партнерами по браку. Объектом привязанности теперь становится муж или жена, и именно сходства и/или различия типов привязанности являются причиной возникающего непонимания между партнерами. Существенно, что в разных стилях привязанности нет ничего плохого или хорошего – они такая же часть нас, как например, физические особенности или темперамент. Каждый стиль привязанности – это определенные образцы поведения, «язык» выражения чувств и мыслей. И если люди не умеют распознавать «языки» друг друга, возникают проблемы в их общении.

Современный кризис супружества связан также с изменением гендерных ролей. Т.Рил вводит понятие «психологический патриархат», под которым имеется ввиду, в отличие от патриархата «социального», иерархическая система взаимоотношений, в которой нет места любви и нежности.

«Психологический патриархат» проводит строгое разделение между мужественностью и женственностью: первая связывается с силой, логикой, агрессивностью, независимостью, ориентациями на достижение цели, нечувствительностью, а вторая – со слабостью, эмоциональностью, зависимостью, ориентацией не на результат, а на процесс, сверхчувствительностью. Д.Б.Миллер называет «психологический патриархат» моделью взаимоотношений «доминирования» («pover over») в отличие от модели сопричастности («being with»). Эта модель помещает субъекта выше или в сторону от его ближайшего окружения вместо того, чтобы рассматривать его как составную часть этого окружения.

Чувствительность к другим, способность разделять чувства близкого человека – этого сейчас женщины ждут от мужчин, но подобные свойства, по сути дела, не являются частью мира современного мужчины, которому трудно быть нежным и поддерживать достаточный уровень интимности со своими близкими. Культура воспитывает его как соревнующегося с другими мужчинами и подавляет проявления нежности и заботы. Что значит быть настоящим мужчиной? Заниматься спортом, иметь успех у женщин, уметь дать сдачи, не показывать своих чувств, пить много пива, модно одеваться, много зарабатывать. С детского сада мальчика учат сдерживать свои эмоции (особенно сильные), не показывать, что ему больно, не просить помощи и не заботиться о других самому. Такое сдерживание естественных чувств может оказать травмирующее влияние на развивающуюся личность мальчика, особенно на ее коммуникационные аспекты.

Девочек воспитывают так, чтобы они ориентировались на общение (в частности, в традиционных культурах им разрешается показывать свои страдания), мальчиков же воспитывают так, чтобы они были нацелены на достижения. Согласно Т.Рилу, главный парадокс мужской жизни заключается в том, что для того, чтобы он чувствовали свою самоценность, мужчина должен быть «солдатом, застегнутыми на все пуговицы». В мире мужчин «ты либо победитель, либо проигравший, либо внизу, либо наверху, контролируешь – либо сам под контролем – или самодостаточный мужчина, или баба, девчонка».

Феминистки много сделали для того, чтобы женщины почувствовали себя более свободными от их традиционных половых ролей. Что же касается мужчин, то уже с детства мальчики стесняются проявлять черты, приписываемые противоположной половой роли. Гендерные проблемы – хороший пример того, как культура и история общества влияют на психологическую специфику внутрисемейных взаимоотношений. См. также ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; ПОЛ И ГЕНДЕР.

Вообще же постсоветская семья, по сравнению с советской в нравственно-психологическом смысле характеризуется тем, что, с одной стороны ориентируется на общечеловеческие ценности, а с другой – на более четко, по сравнению с советским временем, очерченные отечественные духовно-культурные регулятивы.

Не только современное российское общество, но и мир в целом сейчас находятся под опасным воздействием центробежных сил непрекращающейся борьбы за территории, гуманитарную помощь, приоритеты тех или иных культурных прерогатив и т.д. Поэтому так необходимо приобщение индивидов и семей к полифонии всечеловеческих и отечественных культурных ценностей и традиций, многовекового позитивного опыта психологической мудрости. Поэтому становящаяся семейная психология, в особенности отечественная, должна стремиться к тому, чтобы, рассматривая индивида как неповторимое, редкостное, самоценное существо, создать образ позитивной семьи, которая защищает индивида на всех этапах его жизненного пути от манипулятивных воздействий той конкретной социальной группы, в которую индивид включен, где борьба за ресурсы часто оказывается важнее самой человеческой жизни (см. ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ).

Проблематика семейной психологии тесно взаимодействует с разными отраслями психологии (см. ПСИХОЛОГИЯ). Клиническая психология рассматривает внутрисемейные отношения как один из основных факторов в причинах возникновении психической аномалии. Неразвитость и разрушение эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является механизмом развития пограничной личностной структуры – сложившихся в патологических условиях ригидных образцов поведения и межличностных связей.

Семья с социально-психологической точки зрения – малая группа, которая основывается на браке, кровном родстве или на усыновлении и осуществляет совместную жизнедеятельность. Здесь исследуются циклы развития семьи, ее ролевая и властная структура, стабильность и устойчивость отношений в семье, особенности выбора брачного партнера, установки на брак и семью, конфликты, взаимоотношение семьи с более широким социальным контекстом и т.д. Психология личности включает в круг своего рассмотрения проблемы психологической специфики развития личности в семейном окружении, детско-родительские отношения, формирования в онтогенезе личности установок на брак и семью. Педагогическая психология интересуется психологическими аспектами взаимодействия образовательных учреждений и семьи, эффективностью различных приемов семейного воспитания, разрабатывает научно-психологические основ семейной педагогики.

Роль нравственно-психологических регулятивов во внутрисемейных отношениях, а также средства, которые на протяжении истории использовались в рамках религии для помощи семье изучаются психологией религии. За многими конфликтами в семье лежит вопрос о смысле жизни, который не имеет универсального разрешения в рамках секулярного гуманизма, но адекватно разрешался в традиционных религиях до тех пор, пока (в 19 в. это стало уже очевидно) человеческая жизнедеятельность усложнилась настолько, что религия сама превратилась в нравственно-психологическую проблему. Фанатизм, нетерпимости, жестокости к инакомыслящим и сомневающимся очень существенно не только для взаимоотношений внутри больших социальных групп, но также и в ходе непосредственных межличностных взаимодействий, в особенности между родственниками, в семье.

Тема семьи неизменно присутствует также в таких отраслях психологического знания как психологии развития, дифференциальная психология, психогенетика, психология труда, юридическая психология, сравнительная психология, историческая психология, военная психология, экономическая психология и т.д.

В качестве самостоятельной отрасли современного психологического знания семейная психология все еще находится в стадии становления, и для ее успешного развития необходимо проделать большой объем работы, переосмыслить упомянутые выше разделы психологического знания, а также данные смежных дисциплин (в особенности семейной психотерапии), и, вместе с тем, непрерывно собирать собственный конкретно-психологический материал.

Источник:
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме. Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/SEMENAYA_PSIHOLOGIYA.html?page=0,4

Типы семей с точки зрения психологии, социологии и истории

Типы семей с точки зрения психологии, социологии и истории

Семья – группа людей, которые связаны либо кровным родством, либо брачным союзом. Явление семьи в обществе имеет очень важное значение, поскольку объединение в малые группы – часть инстинктивной программы человека. Члены семьи объединены бытовыми задачами, которые они решают вместе, моральной взаимопомощью и, если речь идет о современных государствах, в которых существует семья – правовыми обязанностями.

На протяжении веков были сформированы типы семей, которые классифицировала наука. Поскольку семья – социальное явление, то оно затрагивает область изучения историков, социологов и психологов.

Изначально понимание семьи должно классифицироваться категорией нравственных ценностей.

Однако сегодня выделяют 4 основных аспекта семьи:

  • семья как социальный институт (имеет важнейшее значение в социалистическом обществе);
  • экономическая семья (акцентирование на связи лиц общим семейным бюджетом);
  • территориальная семья (общая площадь проживания);
  • биологическая семья (родство по ДНК).

Типы семей имеют различную классификацию, которая должна рассматриваться комплексно для реальной оценки позиции семьи в обществе.

В зависимости от пола семейной пары различают однополую и разнополую семью. В настоящее время (относительно предшествующих временных периодов) участились случаи однополых семей, и в некоторых странах стала возможной регистрация однополого брака. Оценка обществом этого явления в большинстве случаев негативна, и в качестве основного аргумента выступает мысль о противоестественности таких отношений.

В зависимости от количества детей семьи разделяются на 5 категорий:

Учитывая присутствие демографической проблемы в некоторых странах, в настоящее время одни государства с помощью законодательства поощряют многодетность, а иные, наоборот, регламентируют количество детей в семье. Так или иначе, но многодетные семьи в настоящее время распространились благодаря финансовой поддержке государства.

В зависимости от состава различают:

Простая семья (она состоит из 1 поколения – родители с ребенком или без него). Она же имеет две разновидности:

  1. Элементарная (состоит из трех членов: ребенок, жена, муж или лишь с одним родителем).
  2. Составная (классифицируется, когда помимо мужа и жены есть несколько детей).

Сложная семья отличается наличием в ней нескольких поколений, ее также иногда называют патриархальной. Здесь есть такие родословные связи: бабушки и дедушки, братья и сестры (их мужья и жены) и племянники и племянницы.

Исторические типы семьи с точки зрения организации

Издревле семьи можно было классифицировать по главенствованию:

  1. Патриархальная (в этом случае мужчина был главным в семье, поскольку он приносил в дом пищу, отличался силой и выносливостью, и без его помощи семья была обречена на гибель).
  2. Матриархальная (здесь главной выступала мать, как фигура, без которой невозможно продолжение рода: она вынашивала детей, следила за их безопасностью и состоянием, кормила и обеспечивала поддержание очага, готовила пищу).

Также исторически выделились типы семей по форме брака:

  • Моногамная семья (которая состоит из двух партнеров).
  • Полигамная (она выявляется, когда один из партнеров может иметь официальную или одобренную общиной связь с несколькими партнерами). В настоящее время распространены моногамные отношения, однако существуют представители полигамных браков.

Типы неблагополучных семей

Такие семьи имеют две разновидности, которые обусловлены причинами неблагополучия:

  1. Кризисные. Здесь происходит конфликт интересов супругов чаще всего на почве финансовой сферы. Однако иногда встречаются и другие причины психологической несовместимости, которые приводят к разводу.
  2. Проблемные. Зачастую это одно из самых ярких проявлений неблагополучной семьи, поскольку есть очевидная проблема: наркотическая зависимость супругов или одного из них, отсутствие жилья и средств на его съем, привлечение к уголовной ответственности одного из супругов и т.д. В такой семье дети находятся в самом уязвимом положении и зачастую не получают должной помощи от родителей, из-за чего последних в результате лишают родительских прав.

Вот такие типы семей выделяют социология, история и психология. К сожалению, некоторые из социологических типов являются неблагополучным явлением современного общества, однако, к счастью, в развитых государствах существуют различные социальные службы, которые следят за тем, чтобы дети в неблагополучных семьях были обеспечены необходимым.

Источник:
Типы семей с точки зрения психологии, социологии и истории
В этой статье мы рассматриваем типы семей с точки зрения трех наук (психологии, истории и социологии), которые объединили их в одну классификацию. Некоторые из них сформировались с начала общинных отношений – рассвета человеческой цивилизации, а другие, наоборот, стали детищем современных процессов.
http://fb.ru/article/36618/tipyi-semey-s-tochki-zreniya-psihologii-sotsiologii-i-istorii

Что такое семья

В этой статье мы последовательно рассмотрим, что такое семья с психологической точки зрения.

Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в конечном итоге определяет функционирование каждого члена семьи, очерчивая диапазон его поведения.

Каждая семья имеет свою структуру, отличную от формальной, привычной системы ролей. Но какой бы ни была психологическая структура семьи, ее главная задача — поддерживать индивидуальность, создавая условия для ее развития и, в то же время, создавать ощущение принадлежности к целому, чему-то большему, чем отдельный индивид.

Далеко не всегда мы ощущаем себя частью этой структуры, пребывая в уверенности, что являемся вполне самостоятельными единицами, неким целым, взамиодействующим с такими же самостоятельными единицами. Но, на самом деле семья представляет собой некую целостную систему, формирующуюся и развивающуюся по своим собственным определенным законам, и оказывающую значительное влияние на каждого члена данной структуры.

Нравится нам или нет, но каждый из нас является частью механизма, представляющего собой нечто большее, чем сумма этих частей, и развивающегося по своим законам. Поэтому часто наше поведение обусловлено не нашими желаниями, а необходимостью выполнять функции, «продиктованные» семейными законами, семейной структурой, тем распределением семейных ролей, которое сложилось.

Но не только семья влияет на поведение и способы взаимодействия ее членов, но и наоборот, каждый член семьи может повлиять на семью в целом, меняя свое поведение. Это очень хорошо заметно, когда ребенок вступает в период отрочества, и из послушного мальчика или девочки превращается в довольно непредсказуемое и мало управляемое существо. Всю семью начинает «штормить». Родители пытаются взять под контроль свое чадо, диктуя ему, что и как нужно делать, пытаясь повернуть ситуацию вспять, т.е. вернуть все, как было.

Это еще одна тенденция любой системы — стремление к гомеостазу, т.е. стабильности, неизменности. Но наша жизнь не статична и постоянно вносит свои коррективы. Поэтому любые изменения, особенно неожиданные и сильно выраженные, такие как рождение, смерть, переезд, смена школы, травма, развод и т.п. оказывают сильное стрессогенное воздействие не только на каждого члена семьи, но и на семью, как единую систему в целом.

Если такие изменения необратимы, то семья оказывается вынужденной поменять свою структуру и привычные роли, сменить алгоритмы взаимодействия, научиться функционировать по-другому. Потом наступает период затишья, и так продолжается до нового семейного «шторма».

Если резюмировать ответ на вопрос что такое семья, то семья — это целостная система, представляющая собой нечто большее, чем отдельные ее части, и функционирующая и развивающаяся по своим особым законам.

Более подробно о семье, ее функциях, структуре, этапах развития, проблемах и переломных моментах смотрите в моих следующих статьях.

Источник:
Что такое семья
В этой статье мы последовательно рассмотрим, что такое семья с психологической точки зрения.
http://psyholog-praktik.ru/family/chto-takoe-semya

(Visited 47 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Как уйти от парня с которым живешь Как расстаться с парнем с которым живешь?Живем вместе с мч 2 года, съехались почти сразу.… (1)

Мужчина одинокий волк Вы влюблялись в мужчину, называющего себя одиноким волком? Что чувствовали?Вы влюблялись в мужчину, называющего себя… (1)

Как завоевать мужчину козерога женщине близнецу Как влюбить в себя козерога?Козерог — сдержанный, невозмутимый, целеустремленный и трудолюбивый человек. Он подходит ко… (1)

Как разлюбить одноклассника Как забыть парня Все способы забыть парня которого очень любишь Говорят, что взаимная любовь живет… (1)

Глаза василькового цвета Васильковый цвет в одежде – с чем сочетать?Всем известно, что подходящий цвет в одежде способен… (1)

COMMENTS