Саморегуляция человека

Каталог статей

Специалисты выделяют несколько видов массажа: общеоздоровительный, лечебный, сегментарно-рефлекторный, профилактический, детский, точечный, спортивный, косметический, эротический и самомассаж. Каждый из них имеет свою специфику и методики выполнения.

Общеоздоровительный массаж полезен любому здоровому человеку, который хочет повысить тонус организма. При общеоздоровительном массаже выбирают одну определенную методику выполнения, ограничений в использовании приемов не существует.

Лечебный массаж применяют при различных заболеваниях. С его помощью выявляют болевые участки и прилегающие к ним зоны. Массажные приемы чаще всего выполняют в щадящем режиме, чтобы не вызвать новых болевых ощущений. При этом массирование проводят как на больных, так и на здоровых участках. После того как болезнь отступит, назначают другой вид массажа.

Сегментарно-рефлекторный массаж многие специалисты относят к разновидности лечебного, так как он предполагает массирование отдельных больных участков. Тем не менее его выделяют в отдельную группу из-за специфики некоторых приемов.

Профилактический массаж применяют после выздоровления. Он направлен на быстрое приведение организма в нормальное состояние и предотвращает повтор заболевания.

Этот массаж менее интенсивный, чем общеоздоровительный, при его выполнении используют щадящие приемы, но более сильный, чем лечебный.

Профилактический массаж назначают регулярно, через определенные промежутки времени.

Детский массаж делится на общеоздоровительный и лечебный. Первый вид назначают любому здоровому ребенку для укрепления организма, второй – для укрепления организма после болезни или во время болезни, после травм, вывихов, растяжений, переломов. Детский лечебный массаж обязательно делают детям, родившимся в результате кесарева сечения, так как их организм не способен нормально функционировать. У них, например, может отсутствовать рефлекс поджимания ножек или хватательный рефлекс.

Детский массаж назначают здоровому ребенку 1 раз в год, ослабленному – 3 раза в год (до 1 месяца, в 5 – 6 месяцев, в 9 – 10 месяцев). После года применяют общеоздоровительный или лечебный массаж.

Шиацу – точечный массаж – может быть как общеоздоровительным, так и лечебным. Его выполняют путем воздействия на определенные точки организма. Для этого нужно хорошо знать анатомию человека и точное расположение точек воздействия. Точечный самомассаж выполняют очень аккуратно, предварительно посоветовавшись с врачом. Выполнение шиацу лучше доверить специалисту, однако некоторые приемы можно освоить и применять самостоятельно, например, при внезапной резкой боли.

Спортивный массаж назначают людям, занимающимся спортом. Он делится на несколько видов, каждый из которых имеет различные методики выполнения. Спортивный массаж снимает излишнее напряжение перед стартом, повышает тонус организма, помогает расслабиться после выполнения спортивного задания. Этот массаж применяют при легких травмах. Спортивный массаж выполняется специально подготовленным массажистом.

Косметический массаж имеет очень большое значение для женщин, так как способствует омоложению кожи лица и шеи, возвращает ей эластичность и упругость. Косметический массаж и самомассаж имеют различные методики выполнения. Второй вид освоить достаточно просто, а применять следует регулярно. Наибольший эффект подобный массаж дает в совокупности с различными косметическими средствами и процедурами.

Эротический массаж имеет большое значение, особенно при функциональных расстройствах половой сферы. Здоровым людям эротический массаж помогает достигнуть гармонии в отношениях, ближе узнать друг друга, доставить взаимное наслаждение.

Самомассаж может быть общеоздоровительным и лечебным. Первый можно применять любому человеку. В этом случае самомассаж может быть как общим, так и локальным. При каком-либо заболевании самомассаж направлен на избавление от болей и восстановление нормального функционирования организма. Приемы самомассажа освоить достаточно просто.

Источник:
Каталог статей
Специалисты выделяют несколько видов массажа: общеоздоровительный, лечебный, сегментарно-рефлекторный, профилактический, детский, точечный, спортивный, косметический, эротический и самомассаж.
http://profotbor.ucoz.ru/publ/samoreguljacija_cheloveka/vidy_massazha/4-1-0-19

Психология саморегуляции

В психологической литературе существуют различные определения саморегуляции. Мы рассмотрим некоторые из них.

Саморегуляция (от лат. „приводить в порядок“, „налаживать“) — целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом.

Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Саморегуляция — целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция психическая — один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

2) модель значимых условий деятельности;

3) программа собственно исполнительских действий;

4) система критериев успешности деятельности;

5) информация о реально достигнутых результатах;

6) оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;

7) решения о необходимости и характере коррекций деятельности.

Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.

Программа исполнительских действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий.

Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической регуляции. Оно несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели очень часто недостаточна для точного, "остронаправленного" регулирования, и субъект преодолевает исходную информационную неопределенность цели, формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели.

Контроль и оценка реальных результатов. Это регуляторное звено, несущее функцию оценки текущих и конечных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха, не требует особых комментариев. Оно обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения.

Решения о коррекции системы саморегулирования. Функция этого звена обозначена в его названии. Специфика же реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности и др.

Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный процесс, носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами: чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и др.

Поскольку принятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построения программы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения результата. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.

Человек — в значительной мере саморегулирующаяся система. Он наделен физиологическими и психологическими механизмами приспособления к изменяющимся условиям жизни и деятельности, управления собой, мобилизации сил и опыта, изменения направления и содержания своей активности. Некоторые из механизмов функционируют независимо от желаний, настроения, воли человека (реакция на повышение или понижение температуры, изменение частоты дыхания и пульса при усиленной работе). Непроизвольное, сознательно не направленное приспособление к среде — это проходящий, хотя и жизненно важный уровень отношений человека и действительности.

Другой, более сложный уровень состоит в саморегуляции поведения посредством непознаваемых в данной ситуации установок, навыков, привычек, опыта. Третий, более сложный уровень — сознательное изменение своего состояния, поддержание и усиление активности, регулирование своих действий в соответствии с целями и обстановкой. Это своеобразная форма влияния личности на свое поведение, способствующая наиболее эффективному использованию всех сил. Причиной сознательной саморегуляции могут выступать: внутренняя и внешняя активность, самовнушение, самоанализ, самоободрение. Четкое представление способов достижения целей.

Таким образом, саморегуляция человека имеет две формы: произвольную (осознаваемую) и непроизвольную (неосознаваемую). Произвольная саморегуляция связана с целевой деятельностью, тогда как непроизвольная связана с жизнеобеспечением, не имеет целей и осуществляется в организме на основе эволюционно сложившихся норм.

Саморегуляция пронизывает все психические явления, присущие человеку — саморегуляция отдельных психических процессов: ощущения, восприятия, мышления и др.; саморегуляция собственного состояния или умение управлять собой, ставшее свойством человека, чертой его характера в результате воспитания и самовоспитания. Включая саморегуляцию социального поведения субъекта. Одной из особенностей саморегуляции стала ее уровневость, связанная с уровневостью психического отражения. Уровни саморегуляции следующие: регуляция психических процессов; действия с помощью этих психических процессов; обстоятельств жизни посредством этих действий; управление собой в процессе изменения этих обстоятельств.

Существуют разные способы саморегуляции. Например, спортивные психологи предлагают три группы приемов саморегуляции:

2) отвлечение сознания с помощью "умственного действия" (концентрация внимания не на исходе соревнования, а на его технике и тактики приемах);

3) самоубеждение, самоанализ, самоприказ.

Саморегуляцией рекомендуется заниматься людям с повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью нервных процессов. Склонным к быстрой смене настроения и чрезмерно впечатлительным. В методе саморегуляции важны правильно составленные словесные формулы. Они должны быть понятны, коротки, категоричны, не должны вызывать сомнения и напряжения. Словесные формулы составляются с учетом индивидуальных особенностей человека. Для создания большего эффекта самовнушения словесные формулы необходимо произносить старательно, с желанием, думая о содержании произносимых слов. Приемы саморегуляции состоят из двух основных частей — расслабляющей и мобилизующей.

Саморегуляция в учебно-педагогической деятельности включает в себя умение управлять своими эмоциональными состояниями. Негативные эмоции преодолеваются с помощью физических действий, способствующих спокойному состоянию: занять непринужденную позу, установить медленное и глубокое дыхание, расслабить мышцы тела и лица.

Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов самокоррекции психофизиологического состояния человека, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций организма.

Принцип саморегуляции проявляется как форма взаимодействия организма, при которой отклонение от нормы является причиной (стимулом) возвращения к норме. Этот принцип впоследствии стали называть „золотым правилом саморегуляции“. Сон является естественной саморегуляцией.

Человек — сложная система, поэтому для более высокого уровня активности он может использовать различные типы саморегуляции. Методы саморегулирования человека в зависимости от времени их проведения можно подразделить на:

1. Мобилизующие методы непосредственно перед периодом активности и в течение него.

2. Методы, направленные на полное восстановление сил в периоды отдыха:

а) методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, арт-терапия и др.);

б) методы психофизиологической саморегуляции (физические упражнения в период профессиональной деятельности, самомассаж, ароматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, рефлексотерапия, термовосстановительные процедуры — сауна, баня, душ, бассейн и др.).

Одним из известных способов оптимизации деятельности является саморегуляция человеком своего психического и физического состояния посредством разнообразных методов. Свидетельства использования методов самовнушения и саморегуляции можно найти еще в донаучной эре становления психотерапии в медицинской и знахарской практике.

В зависимости от той сферы, в которой происходит саморегуляция, методы могут быть:

Самоисповедь представляет собой полный внутренний отсчет перед самим собой об истинной своей роли в различных жизненных обстоятельствах. Он заключается в откровенном рассказе о сложностях и превратностях судьбы, об ошибках и ложных шагах, которые сделаны в прошлом, т.е. о самых откровенных, глубоко личных переживаниях. Благодаря этому методу человек освобождает себя от противоречий, уровень психического напряжения снижается.

Самоубеждение — процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов. Наиболее действенно будет оно тогда, когда опирается на трезвый интеллект, разумный, объективный подход к проблемам и противоречиям жизни.

Самоприказ осуществляет обеспечение решительных действий в условиях ясности цели и ограниченном времени для раздумий. Формируется в ходе тренировок на преодоление себя, когда необходимое действие начинается сразу после отдачи самоприказа. В итоге вырабатывается рефлекторная связь между внутренней речью и действием.

Самовнушение — психорегулятор, действующий на рассудочном, привычно стереотипном уровне, требующем творческих личностных усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации. Мысленные или словесные внушения наиболее действенны, если они предельно просты, кратки, позитивны, жизнеутверждающие, оптимистичны по тону.

Самоподкрепление относится к числу контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности. Результат действий и сами действия оцениваются с точки зрения индивидуального, личностного стандарта, т.е. контролируются. Под стандартом понимается эталон, который устанавливает сам субъект или который заимствует в качестве обязательного для себя. Таким образом, наиболее общая основа, условие, источник самоподкрепления заключены в самом субъекте, основаны на механизме самоконтроля.

В мотивационной саморегуляции выделяют два типа ее методов: непосредственные и опосредованные. Непосредственные заключаются в том, что личность прямо и осознанно подвергает пересмотру свою мотивационную систему, корректирует те установки и побуждения, которые ее не устраивают по какой-либо причине. К ним относятся прием логического мышления, аутогенная тренировка, самогипноз, библиотерапия.

Опосредованные методы саморегуляции основываются на результате воздействия на центральную нервную систему в целом или на определенные образования через косвенные факторы непрямого действия. Ярким примером является медитация.

Что касается самокорректирования личности, здесь можно выделить следующие методы: самоорганизация, самоутверждение, самодетерминация, самоактуализация. Рассмотрим их подробнее.

Самоорганизация является показателем зрелости личности. Процесс становления самоорганизации характеризуется следующими признаками:

2) соответствие жизненных выборов индивидуальным особенностям личности;

3) стремление познать себя, определить свои сильные и слабые стороны;

4) ответственное отношение к труду и делам, своим словам, окружающим людям.

Самодетерминация — способность человека самостоятельно выбирать направление саморазвития. Постулируется наличие у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни.

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, также это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции или внутренней синергии личности.

Мы в данной работе разобрали лишь некоторые способы классификации методов саморегуляции, на которые чаще всего опираются современные авторы в психологии. Методы саморегуляции бывают самые разные, поэтому каждый человек должен подбирать индивидуально те, которые наиболее помогут ему в успешной психологической регуляции себя самого.

Что касается принципов, то под ними понимается положение, которое характеризует основные закономерности, законы теории, убеждения человека, составляющие его мировоззрение.

Выделяют следующие принципы, которые отражают процесс эффективной саморегуляции:

2) чтобы были ясны намерения, нужен ясный план;

3) вообразите желаемый результат;

4) сформулируйте сильную мотивацию достижения успеха;

5) будьте уверены в себе;

6) превратите препятствие в трамплин для нового прыжка к цели;

7) оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим;

8) овладейте умением преуспевать с ощущением радости и счастья.

Принцип первый предполагает то, что для достижения результата необходимо его четко сформулировать, прежде чем решать проблемы, четко их выделять.

Второй означает, что главный шаг к успеху — планирование, которое включает в себя следующие этапы:

2) оцените достигнутое;

3) определите перспективные цели;

4) определите ближайшие и оптимальные цели;

5) найдите оптимальную психологическую устойчивость.

Четвертый заключается в том, мотив побуждает человека к деятельности, поэтому он должен содержать благоприятные исходы достижения цели.

Что касается пятого принципа, то уверенность в себе порождает решительность действовать и добиваться желаемого. Немалую роль в уверенности играет самовнушение, закрепить которую можно пережив успех.

Шестой принцип означает адекватную оценку человека к своим неудачам, которым он должен радоваться, так как они помогают сделать его сильнее. Здесь нельзя допускать обвинения в адрес объективных обстоятельств, время от времени надо признавать свои ошибки, анализировать свои слабые стороны.

Седьмой принцип предполагает, что человек смотрит в прошлое с интересом, как на свое достояние, умно относится к своим ошибкам; в настоящем человек должен радоваться жизни, а что касается будущего — здесь как раз и есть почва для достижения целей.

Восьмой принцип предполагает, что человек должен быть счастливым, именно для этого и происходит вся его деятельность.

Существуют определенные правила, позволяющие рационально влиять на психику и волевые процессы:

2. Все без исключения самовнушения должны быть направлены на формирование хорошего самочувствия, ясного сознания, оптимистического восприятия жизни. Любые вредные внушения (болевых симптомов, отрицательных эмоциональных состояний и т.п.) категорически запрещаются!

3. Во время занятий при возникновении любого недомогания, негативных эмоциональных состояний, дискомфорта обязательно следует обратиться за консультацией к преподавателю. Такая консультация необходима и в том случае, если подобные реакции возникли после занятия, но вы интуитивно связываете их с аутотренингом и другими методами саморегуляции.

4. Даже если вы считаете себя человеком здоровым, постоянно отслеживайте все изменения, происходящие в вашем организме. Если вы имеете какие-либо соматические заболевания, лучше проконсультироваться с врачом.

Источник:
Психология саморегуляции
В психологической литературе существуют различные определения саморегуляции. Мы рассмотрим некоторые из них. Саморегуляция (от лат. „приводить в порядок“, „налаживать“) — целесообразное,
http://biofile.ru/psy/1189.html

Саморегуляция человека

Еще более отчетливо наше органичное единство со средой обитания, с окружающим нас безмерно сложным и многообразным миром, отраженное в анатомо-физиологических особенностях человеческого организма, про­является в его способности к саморегуляции. Понятие это несомненно хорошо знакомо всем, кто когда-либо прояв­лял интерес к моей Системе Естественного Оздоровле­ния. В самом общем виде саморегуляцию можно пред­ставить как гармоничное слияние человеческого тела, духа и окружающего мира в единое целое.

Я уже упоминала о том, что ведущую роль в саморе­гуляции человека играет головной мозг. По весу он от­носительно невелик — около 1410 г, что составляет всего 2% массы человеческого тела. Однако несмотря на от­носительно скромные размеры мозг расходует 20% кис­лорода, потребляемого всем нашим организмом, а на обеспечение напряженной умственной работы уходит до 25% всех энергетических ресурсов человека.

Его положение в нашем организме поистине уни­кально.

Во-первых, он является таким же органом человечес­кого тела, как и все другие: сердце, печень, селезенка, желудок и т. п. И если организм болен, то в орбиту его болезни оказываются втянутыми все другие органы и системы, в том числе, а точнее — прежде всего, голов­ной мозг.

Во-вторых, головной мозг является тем диспетчером, который обеспечивает слаженную работу нашего физиче­ского тела как единого целого. В человеческом организ­ме, в каждой его клетке, а их, напоминаю, около 50 миллиардов, в каждом органе и системе происходит такое несметное количество сложнейших физических процессов и химических реакций, порой взаимоисключающих, что если бы не головной мозг, который разносит их во време­ни, координирует их продолжительность и интенсив­ность, мы просто не смогли бы существовать.

В-третьих, головной мозг является тем самым орга­ном, в таинственных глубинах которого формируется наше сознание, наша память.

В-четвертых, именно головной мозг обеспечивает гар­моничное слияние внутреннего мира человека и мира внешнего в одно целое.

Все названные мной функции головного мозга не от­делены друг от друга, а взаимосвязаны и порознь прояв­ляться не могут.

Чтобы не быть голословной, приведу один только пример. Многие естествоиспытатели обращали внимание на то, что каждому живому существу того или иного биологического вида присущ свой химический элементар­ный состав, который, по словам нашего великого сооте­чественника В. И. Вернадского, является характерным (и видовым) их признаком и остается неизменным в опреде­ленных пределах.

Постоянство химического состава нашего физическо­го тела имеет чрезвычайно большое значение.

Не будем забывать, что человеческий организм — это сложнейшая кибернетическая система со всеми вы­текающими отсюда последствиями. Ее жизнедеятель­ность подчиняется изучаемым кибернетикой закономер­ностям, ее нормальное функционирование зависит от чистоты и постоянства химического состава ее тканей, обладающих, по данным некоторых ученых, свойст­вами полупроводников. Работа этой системы рассчи­тана на определенный оптимальный уровень энерго­снабжения.

Нарушьте хотя бы одно из этих условий, и организм тотчас отзовется ослаблением естественной саморегуля­ции, что рано или поздно проявится в форме той или иной хронической болезни. Между тем создается впечат­ление, что современный человек словно бы одержим стремлением любыми путями вывести из строя «электро­нику», управляющую жизнью его физического тела. И хо­тя наш механизм саморегуляции спроектирован и выпол­нен природой с необыкновенной тщательностью, наделен многократным запасом прочности, человек умудряется-таки вывести его из строя.

Из-за противоестественного, нездорового образа жиз­ни система саморегуляции утрачивает гибкость, способ­ность к адаптации. Вы сами в этом убедитесь, когда. познакомитесь с физиологическим механизмом взаимо­действия человеческого организма со средой его оби­тания.

Источник:
Саморегуляция человека
Еще более отчетливо наше органичное единство со средой обитания, с окружающим нас безмерно сложным и многообразным миром, отраженное в анатомо-физиологических особенностях человеческого организма,
http://studopedia.ru/15_107657_samoregulyatsiya-cheloveka.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Как играть в империю страсти Elvenar - градостроительная игра в стиле фэнтези Warlords of Aternum - Настоящая стратегия и напряженные… (1)

С добрым утром милый проза Красивые любовные смс пожелания с добрым утром в прозеКрасивые любовные смс пожелания с добрым утром… (1)

Парень 17 лет психология Психология парней «Он тааак на меня посмотрел! Да он думает только об одном! Мне кажется,… (1)

Если мужчина овен не звонит Если мужчина овен не звонитПрактически каждой барышне знакомо терзания по поводу отсутствия звонков от запавшего… (1)

Мужчина одинокий волк Вы влюблялись в мужчину, называющего себя одиноким волком? Что чувствовали?Вы влюблялись в мужчину, называющего себя… (1)

COMMENTS