Роль невербальных средств общения

Роль невербальных средств в межличностном общении Текст научной статьи по специальности — Психология межличностных отношений

Роль невербальных средств в межличностном общении Текст научной статьи по специальности «Психология межличностных отношений»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Оксюта А. А.

Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида. Формирование данных умений и навыков имеет большое значение для профессиональной подготовки специалистов сферы «человек-человек». The basic elements of nonverbal behaviour are various movements and attributes of a person's appearance. They are closely related to dynamics of psychological state changes of an individual. Formation of these skills and acquired habits are important for professional training of specialists of the "person-to-person" sphere.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Оксюта А.А.,

Текст научной работы на тему «Роль невербальных средств в межличностном общении»

?Проблемы практической психологии

Роль невербальных средств в межличностном общении

Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида. Формирование данных умений и навыков имеет большое значение для профессиональной подготовки специалистов сферы «человек-человек».

Ключевые слова: невербальное поведение, внешность, мимика, речь, голос.

Неотъемлемой составляющей взаимодействия людей в группе является взаимное влияние друг на друга участников процесса коммуникации вне зависимости от ее целей и направленности, причем влияние это оказывается как при помощи вербальных, так и невербальных средств.

Альбер Мерабян в 50-е гг. XX в. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% передается вербально, 38% — вокально (тоном голоса, ударением и артикуляцией) и 55% -невербальными сигналами. Рэй Бердвистелл обнаружил, что вербальный компонент межличностного общения составляет менее 35%, а свыше 65% информации передается невербально [4, с. 14].

Основные элементы невербального поведения представляют собой разнообразные движения и атрибуты внешности человека, такие как мимика, жесты, взгляд, позы, интонация, прическа, макияж, предметы одежды и аксессуары, которые тесно связаны с динамикой изменений психологического состояния индивида.

В общении мы выражаем себя и познаем окружающих путем наблюдения и анализа их поведения. Наши действия и экспрессивные выражения в процессе совместной деятельности с другими людьми имеют значение не только для нас, но и для наших партнеров. Они формируют

Проблемы практической психологии

отношение других людей к нам, т.к. становятся общими аспектами и могут повлиять на протекание и результат нашей с ними общей жизненной активности. По словам А.А. Бодалева, «каждый человек выступает по отношению к партнерам по общению не только как объект и субъект воздействия, но одновременно и как объект и субъект познания» [Цит. по: 2, с. 22].

Особое значение в процессе человеческого взаимодействия играет мимика человека как наиболее важное средство для восприятия и передачи информации, действующее на подсознательном уровне, а потому являющимся чрезвычайно важным механизмом контроля успешности проведения коммуникации.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, отражающее переживаемые эмоции. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждое выражение является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом) или спонтанно (непроизвольно). Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря этому при наличии соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить. Но надо обратить внимание, что непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание этого момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.

В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую роль играет и его речь. И устной, и письменной речи любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей. К ним относятся характерная для данного человека скорость говорения, длина фраз, типичные для него конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и пр. Стиль речи, характерный для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью с точки зрения соответствия определенным речевым эталонам, сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем мнении, которое складывается у нее о воспринимаемом человеке.

Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним из компонентов облика человека, также влияющих на характер впечатления, которое складывается у взаимодействующего с ним индивидуума. Осанка придает фигуре общий вид и зависит от привычного положения корпуса и головы. Определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности.

Походка человека, отраженная нами, может быть сигналом его эмоционального состояния, иногда может оворить о перенесенных болезнях, о роде занятий. Походка характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью, определенностью направления и изменчивостью.

Голос также является одним из компонентов облика и влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голоса в широких пределах различаются по высоте, тембру, манере произношения и, если они специально не тренированы, как бывает, например, с голосом ораторов или дикторов, оказываются довольно тонким инструментом выражения как сиюминутного состояния, так и индивидуальных особенностей человека, например, темперамента, некоторых черт характера. Голосу также присущи определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании.

Г. Олпорт попытался установить связь между голосом и некоторыми чертами физического и психического состояниея человека. Испытуемые Г. Олпорта «с явным успехом» по голосу устанавливали, экстравертиро-ванный или интравертированный тип личности характерен для его владельца. По словам Г. Олпорта, голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно «набросать эскиз» человека [Цит. по: 1, с. 24].

Помимо признаков, образующих физический облик человека и его выразительное поведение, компонентом внешнего облика человека являются его одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки,

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

с помощью которых достигается то или иное внешнее «оформление» облика человека. Этот компонент облика может говорить о роде деятельности человека, национальной принадлежности служить дополнительным признаком возраста, свидетельствовать о вкусах и привычках и т.д.

В рамках эмпирического исследования по данной теме на тренингах со студентами мы применяли следующие упражнения:

— приглашение профессионального актера, задачей которого было изобразить основные эмоции (гнев, радость, печаль), чтобы студенты могли постараться идентифицировать выражение лица, это значительно помогло студентам в работе над выражением своих эмоций;

— приглашение незнакомого человека на практическое занятие, чтобы студенты могли по внешнему виду определить темперамент, характер этого человека, образ жизни и модель поведения;

— определение по фотографиям эмоционального состояния изображенных на них людей, предположения по поводу того, что за ситуация изображена на снимке;

— работа студентов в парах и группах во время тренингов, что также способствует формированию навыков и умений интерпретировать невербальные средства общения.

То, как человек воспринимает других людей, во многом зависит от его предыдущего опыта общения и индивидуальных особенностей личности. В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя [Цит. по: 3, с. 275].

Лишь человек, чутко и грамотно воспринимающий других, может способствовать успешному созданию, развитию и функционированию малой группы. Формирование умений и навыков интерпретировать невербальные средства общения, особенно мимику, играет важную роль в становлении специалистов различных видов деятельности, связанных с постоянным межличностным общением и воспроизведением человеческого общения в творчестве, таких как практические психологи, преподаватели, адвокаты, судьи, актеры, филологи, управленцы и т.д.

1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

2. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2009.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-изд. СПб., 2008.

4. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. М., 2008.

5. Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога: Интерактивный учебник: Игры, тесты, упражнения. 2-е изд. М., 2008.

Источник:
Роль невербальных средств в межличностном общении Текст научной статьи по специальности — Психология межличностных отношений
Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида. Формирование данных умений и навыков имеет большое значение для профессиональной подготовки специалистов сферы «человек-человек». The basic elements of nonverbal behaviour are various movements and attributes of a person's appearance. They are closely related to dynamics of psychological state changes of an individual. Formation of these skills and acquired habits are important for professional training of specialists of the "person-to-person" sphere.
http://cyberleninka.ru/article/n/rol-neverbalnyh-sredstv-v-mezhlichnostnom-obschenii

Роль невербальных средств коммуникации в ПР

это система сложной разновидности делового общения, убеждения, искусства установления необходимых контактов в целях повышения эффективности множества направлений коммерческой деятельности. Ценный навык для любых специалистов маркетинга – это умение самостоятельно организовать и провести деловые переговоры, ярмарки, выставки, деловые приемы в интересах формирования позитивных отношений с общественностью [26, с. 25].

Главная задача специалиста по связям с общественностью – формирование общественного мнения. Общественное мнение – это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей [26, с. 37].

Формирование общественного мнения может быть успешным только при создании доброжелательной атмосферы. Ключевым элементом данной атмосферы является доверие, без которого невозможно деловое сотрудничество, основанное на взаимопонимании и общности интересов.

Ключевым элементом связей с общественностью является деловое общение. Это такое искусство, которое позволяет легко войти в контакт с другими людьми, партнерами по бизнесу для достижения, желаемого результата [26, с. 45].

Процесс взаимопонимания в деловом общении складывается из трех основных компонентов:

1. Умение вести себя – грамотно проявлять свои чувства, находить подходящие в данной ситуации вербальные и невербальные формы поведения, уметь быть понятным партнерам и участникам своей команды;

2. Умение понимать партнера – способность читать по внешнему поведению его мысли и чувства, предугадывать его намерения, быть проницательным;

3. Умение видеть и слышать партнера – быть внимательным к его поведению, словам, жестам, интонациям, замечать перемены во внешнем облике, внимательно слушать и понимать его [26, с. 46].

При этом хотелось бы выделить важность учета именно не вербальных коммуникаций. Нередко жесты более достоверно передают информацию, по тому что они неосознанны и непроизвольны. В процессе личных коммуникаций важное значение имеют дистанционные зоны. Это — расстояние, на котором люди привыкли общаться. При чем в разных странах традиционно эти коммуникативно-дистанционные зоны различны. Нарушение привычной дистанции общения вызывает дискомфорт для участников.

Известно, что жесты ног и рук в большей степени передают подлинное состояние партнера, его эмоциональный настрой. Так, открытые ладони партнера говорят о том, что он склонен доверять и наоборот. Перекрещенные руки или ноги создают некоторый барьер для собеседника и свидетельствуют о скованности и настороженности участника делового общения.

Для установления деловых контактов ПР-специалисты используют современные методы общения с учетом фактора куль туры, практического опыта, искусства диалога.

Для эффективного делового общения необходимо правильно ориентироваться в ролях, состояниях и свойствах личности партнеров. Источником общения служат не только вербальная сторона общения, но и более тонкие коммуникативные проявления, связанные с невербальной коммуникацией.

Невербальные проявления — это, как правило, неосознаваемые микродвижения мышц, возникающие в результате нервных импульсов, идущих от органов чувств. Чувствительность к этим малозаметным микродвижениям при невербальных проявлениях позволяет не только видеть эмоциональное состояние партнера, но и угадывать задуманное собеседником. Иначе говоря, невербальные акты при восприятии могут выполнять не всегда осознаваемую обратную связь, позволяющую определить и предугадать поведение собеседника.

Таким образом, невербальные проявления выполняют как осведомительную, так и саморегулирующую функции. Осведомительная функция невербального общения имеет важнейшее значение для установления эмоционального контакта между партнерами. Эмоции окрашивают поведение партнеров и замет но влияют на достижение целей делового общения. Именно эмоции наиболее ярко сопровождаются внешними проявления ми: выразительная мимика лица, жестикуляция, поза, интонация речи, походка, расширение или сужение зрачков. Часто эти эмоции проявляются неосознанно, но в отдельных случаях под контролем сознания — стиснутые кулаки, угрожающие интонации, хмурое выражение лица [26, с. 48].

Знание и использование коммуникационных зон, невербальных знаков и символов увеличивает эффективность коммуникаций, использующих визуальные каналы и личное присутствие. К таким коммуникациям относятся: приемы, презентации, переговоры, беседы, круглые столы и другие формы делового общения.

Люди, занимающиеся PR, должны обладать такими личными и профессиональными качествами, как коммуникабельность, умение убеждать, эрудиция, умение выступать публично, умение понятно излагать мысли.

Необходимо помнить, что:

1. Успех любого делового контакта зависит от умения устанавливать доверительные отношения с собеседником. Такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Приближаясь к языку объекта, отражая своей речью его речь, мы облегчаем установление психологического контакта. При этом нужно иметь в виду три основных индивидуальных стиля образного мышления, отражающиеся в речи: кинестетический, визуал .

Одной из наиболее значимых теоретических и практических проблем современной клинической психологии является диагностическая. Суть ее заключается в выработке объективных и достоверных критериев диагностики психических состояний человека и .

С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на .

Источник:
Роль невербальных средств коммуникации в ПР
это система сложной разновидности делового общения, убеждения, искусства установления необходимых контактов в целях повышения эффективности множества направлений коммерческой деятельности. Ценный
http://www.pguides.ru/gcms-873-1.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Как отправиться в романтическое путешествие, не… Как отправиться в романтическое путешествие, не выезжая из города Ведущая проекта «Идеальный выходной» Диана Ходаковская… (4)

Мужчина телец как ревнует Как доставить наслаждение мужчине - тельцу Телец мужчина - это романтик, мечтатель с искоркой в… (3)

Если мужчина козерог не звонит Если мужчина козерог не звонитЧеловек, которого я люблю - козерог. Между нами много что было.… (3)

Как управлять мужчиной близнецом Как Вести себя с Мужчиной БлизнецомЕсли Вы повстречали весёлого и обаятельного мужчину Близнеца и решили… (3)

Зависимость от жизни семейной эссе Высказывания о семейной жизниСемейная жизнь есть вмешательство в личную жизнь. Карл Краус Чтобы оценить семейное… (3)

COMMENTS