Роль личности в развитии общества

Реферат: Роль личности в развитии общества

Тип: реферат Добавлен 04:26:11 21 сентября 2005 Похожие работы

Просмотров: 1858 Комментариев: 4 Оценило: 2 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать

Саратовский Государственный Технический Университет

"Роль личности в развитии общества"

Выполнила: студент группы ПБС-41

Проверила: доцент кафедры

социологии Дубровская Е.И.

Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выра­жает значимые черты данного общества. Непременными характери­стиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответ­ственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:

«Деятели» — для таких главное — активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя, «мыслители» — это люди, которые по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций — которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца, гуманисты и подвижники — отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдании.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех «благородных» истине и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления. Т.о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования.

Существуют разные взгляды на роль личности в развитии общества как на широкую, многоплановую проблему. Интересны также многочисленные существующие размышления над этой проблемой, тем более, что она в значительной степени затрагивается в литературе.

Итак, на первобытном периоде развития можно сделать вывод, что складывалась традиция выделять личность и приписывать ей роль в развитии общества. Со временем население увеличивалось и влияние групп населения друг на друга проявлялось все сильнее. К тому времени, как сформировались народы, населяющие большие территории отношения между людьми вышли на новый уровень, они значительно расслоились по уровням, появилась многоплановость в виде сформировавшихся сфер отношений, таких как государство с множеством подсистем отношений в нем. Стало значительно трудней не только сказать кто определяет ход развития, но и выделить цепочку и последовательность событий этого развития. Можно сделать предположение, что лидерство, главенствующая роль в ходе развития личности — одна из древнейших, подсознательных традиций.

1. Ильенков Э.В. Что такое личность? — М.,1991

2. Ильенков Э.В Философия и культура — М.,1991

3. Д. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности — М.,1997

Источник:
Реферат: Роль личности в развитии общества
Саратовский Государственный Технический Университет Кафедра социологии Реферат на тему: "Роль личности в развитии общества" Выполнила: студент группы ПБС-41
http://www.bestreferat.ru/referat-56393.html

Реферат: Роль личности в развитии общества

Саратовский Государственный Технический Университет

"Роль личности в развитии общества"

Выполнила: студент группы ПБС-41

Проверила: доцент кафедры

социологии Дубровская Е.И.

Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выра­жает значимые черты данного общества. Непременными характери­стиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответ­ственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:

«Деятели» — для таких главное — активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя, «мыслители»— это люди, которые по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций — которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца, гуманисты и подвижники — отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдании.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех «благородных» истине и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления. Т.о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования.

Существуют разные взгляды на роль личности в развитии общества как на широкую, многоплановую проблему. Интересны также многочисленные существующие размышления над этой проблемой, тем более, что она в значительной степени затрагивается в литературе.

Итак, на первобытном периоде развития можно сделать вывод, что складывалась традиция выделять личность и приписывать ей роль в развитии общества. Со временем население увеличивалось и влияние групп населения друг на друга проявлялось все сильнее. К тому времени, как сформировались народы, населяющие большие территории отношения между людьми вышли на новый уровень, они значительно расслоились по уровням, появилась многоплановость в виде сформировавшихся сфер отношений, таких как государство с множеством подсистем отношений в нем. Стало значительно трудней не только сказать кто определяет ход развития, но и выделить цепочку и последовательность событий этого развития. Можно сделать предположение, что лидерство, главенствующая роль в ходе развития личности — одна из древнейших, подсознательных традиций.

1. Ильенков Э.В. Что такое личность? — М.,1991

2. Ильенков Э.В Философия и культура — М.,1991

3. Д. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности — М.,1997

Источник:
Реферат: Роль личности в развитии общества
Реферат: Роль личности в развитии общества Саратовский Государственный Технический Университет Кафедра социологии Реферат на тему: Роль личности в развитии общества Выполнила: студент группы ПБС-…
http://guildi.ru/referaty_po_filosofii/referat_rol_lichnosti_v_razvitii.html

Роль личности в развитии общества

Дата добавления: март 2006г.

Саратовский Государственный Технический Университет

«Роль личности в развитии общества»

Выполнила: студент группы ПБС-41

Проверила: доцент кафедры

социологии Дубровская Е. И.

Итак, на первобытном периоде развития можно сделать вывод, что складывалась традиция выделять личность и приписывать ей роль в развитии общества. Со временем население увеличивалось и влияние групп населения друг на друга проявлялось все сильнее. К тому времени, как сформировались народы, населяющие большие территории отношения между людьми вышли на новый уровень, они значительно расслоились по уровням, появилась многоплановость в виде сформировавшихся сфер отношений, таких как государство с множеством подсистем отношений в нем. Стало значительно трудней не только сказать кто определяет ход развития, но и выделить цепочку и последовательность событий этого развития. Можно сделать предположение, что лидерство, главенствующая роль в ходе развития личности — одна из древнейших, подсознательных традиций.

Ильенков Э. В. Что такое личность? — М. ,1991

Ильенков Э. В Философия и культура — М. ,1991

Д. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности — М. ,1997

Источник:
Роль личности в развитии общества
Дата добавления: март 2006г. Саратовский Государственный Технический Университет «Роль личности в развитии общества» Выполнила: студент группы ПБС-41 Проверила: доцент кафедры
http://www.rf-u.ru/referaty_po_sociologii/rol_lichnosti_v_razvitii_obshhestva_-.php

Роль личности в развитии общества

Развитие общества – многогранный исторический процесс, который развивается в силу предпочтений людей, как вынужденных (напр., насущное обеспечение своей жизни), так и целевых (от собственного обогащения до решения национальных вопросов). Но еще К. Маркс писал, что люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой, а затем уже могут заниматься науками и искусством. Иными словами, в качестве фундамента общества выступает материальное производство, которое создает не герой, а нация.

Таким образом, материальное производство и его развитие – база исторического процесса, и не герой, а народ, создающий богатство нации (вопрос о его распределении важен, и всегда был основой субъективных решений) определяет историю (а вот термин «творит» не является корректным, как в силу закономерности развития, так и известной пассивности масс).

Таким образом, история представляет собою единство объективного и субъективного: с одной стороны, она развивается независимо от воли людей, а, с другой стороны, история есть история человечества, людей, как духовных индивидов, имеющих цели.

Согласно Гегелю, возникающие возможности содержат в себе всеобщее, имеющее историческое значение, и исторические преобразования могут быть реализованы только выдающимися людьми. Тогда лидерами, «историческими людьми, всемирно-историческими личностями являются те, в целях которых содержится такое всеобщее». Они действуют в то время, когда созревает необходимость в коренных преобразованиях, и когда имеются условия для них, т.е. объективные условия являются главными.

Поэтому специфика роли личности состоит в ее соответствии условиям развития и противоречиям в общественной жизни, как объективным (производительные силы), так и субъективным (состояние общественного сознания, критичность ситуации, цели). Но методы и цели при решении задачи зависят как от лидера, так и от общества. Если оно безмолвствует, то решение будет приниматься только лидером, и оно не всегда может быть адекватным ситуации и принципам морали.

Пассивность общества может достигаться и искусственным путем (например, за счет страха, как при Сталине).

Инициативность и активность не следует понимать в смысле бунтовства (а революции нужен лидер и объективные условия), но они в своем смысле возможны только в нормальном социалистическом (не коммунистическом), индустриально-социальном (ИСО) и общенародном государстве.

Особенно велика роль человека в критические ситуации, соответственно для нации – роль лидера в критической ситуации (во время войны, кризиса…).

Но субъективные изменения в краткосрочном периоде, которые могут зависеть от лидера, не могут изменить ход истории, закономерно определенный объективно.

а) Идеалистические, буржуазные и слабодушные позиции определяют ведущую роль личности, а не закономерности развития общества, но по разным причинам: соответственно, в силу понимания доминирования сознания (идеи правят миром), в классовых целях капиталистов и по причине слабой гражданской позиции, неуверенности в людях. Хотя ряд мыслителей творчески прорабатывали вопрос о преимущественном влиянии личности на историю. Но во всех случаях вопрос сводился к политической истории, а народу отводилась роль безликой массы, с чем категорически не согласна диалектическая философия.

б) Роль лидера нельзя связывать только с его личными качествами, хотя критичные поступки можно объяснять даже с точки зрения психиатрии.

При этом ряд исследователей пишет об условиях воспитания будущих лидеров, об их образовании и чертах характера, что, в общем-то, обусловлено явной или неявной идеалистической или заказной позицией.

в) Хотелось бы, чтобы общественный лидер исходил, согласно Чернышевскому, из общественных интересов, или чтобы, согласно Ясперсу, чувствовал свою ответственность за свободу других людей. Но парадокс истории в том, что при диктаторах достигаются более весомые успехи.

Источник:
Роль личности в развитии общества
Развитие общества – многогранный исторический процесс, который развивается в силу предпочтений людей, как вынужденных (напр., насущное обеспечение своей жизни), так и целевых (от собственного
http://dialectics.ru/256.html

COMMENTS