Развитие стрессоустойчивости

Развитие стрессоустойчивости

Развитие психологической стрессоустойчивости

как необходимый фактор подготовки квалифицированного психолога-практика

Некогда мне попалась статья Николая Козлова – создателя Центра практической психологии «Синтон», где он с грустью пишет о молодых психологах, которые не в состоянии применять на практике свои обширные и замечательные знания, умения и навыки. Со временем я повидал немало молодых (и не очень молодых) психологов и был вынужден согласиться с Николаем Ивановичем. И, на мой взгляд, одна из причин низкого мастерства большинства наших молодых (и не очень молодых) психологов – это личная неразвитость. Ибо психолог – это не столько профессия, сколько диагноз. Диагноз здоровой, сильной, гармонично развитой личности. Ведь степень развитости и сбалансированности личностных качеств обуславливает профессиональный успех психолога-практика по меньшей мере также, как степень обширности и освоенности психологических теорий и техник.

Конечно, список качеств, необходимых успешному психологу-практику весьма велик. Но если нужно было бы выделить три самых главных личностных качества, то я назвал бы ум, эмпатичность и, как это не странно, стрессоустойчивость. Поскольку, на мой взгляд, без стрессоустойчивости психологу затруднительно использовать свои профессиональные знания, умения и навыки, будучи даже очень умным и душевным человеком. (Кстати, похоже, что именно низкая стрессоустойчивость мешает многим психологам применять психологические техники по отношению к самим себе. Менять себя – это ведь стресс и какой!)

Итак, на мой взгляд, психологическая стрессоустойчивость – это одно из ведущих качеств успешного психолога-практика, и развивать этого качество необходимо. И хотя исследований на эту тему найти мне, к сожалению, не удалось, все же попробую доказать свой тезис, опираясь на опыт Центра Гуманистических Технологий «Человек», в котором я имею честь и обучаться, и работать. А также опираясь на примеры из практики подготовки других специалистов, в частности подготовки профессиональных спортсменов.

В советском, а ныне в Российском спорте, говоря о технической подготовке спортсмена, помимо разнообразия, освоенности и вариативности техники всегда выделяли и выделяют еще один параметр – помехоустойчивость техники. Без этого качества спортсмен не может успешно применить свои даже великолепно отработанные навыки и умения в условиях соревнований. И здесь тактико-техническая подготовка спортсмена тесно смыкается с психологической подготовкой, хотя последней обычно уделяется и отдельное внимание.

В частности, в подготовке спортсменов высокого класса, особенно в единоборствах и спортивных играх, широко используется метод моделирования «неудобных», а значит, стрессовых ситуаций: несправедливое судейство, непривычные или сложные условия, присутствие недоброжелательно настроенных болельщиков и т.д. Причем даже с некоторым превышением «стрессовости» по отношению к ситуациям, возможным в реальности. И это правильно. Тяжело в ученье – легко в бою!

Но неужели навыки психолога по своей тонкости и сложности уступают навыкам спортсмена? И неужели стрессовых факторов в работе психолога меньше? Неужели работая даже с «удобным» клиентом на психолога не «давит» огромная цена ошибки!? А что, если клиент «неудобный»? В этом случае, по моим наблюдениям, психолог практически всегда начинает следовать одному из трех не самых конструктивных сценариев. Он либо впадает в ступор. Либо отказывается от своей работы, предъявляя претензии клиенту. Либо, чтобы отстроится от помехи (от стрессообразующего фактора), он «загрубляет» свою чувствительность, что резко снижает эффективность его действий.

Конечно, кому-то повезло с психотипом – у него паранойяльный рисунок личности, он «боец» от Бога, и стресс для него — родная стихия. Но таких лишь 5% по неофициальной статистике А.Егидеса. Что же остальным — ход в психологию заказан?

Конечно, что-то приходит с опытом. Но цена этого — ошибки при работе с клиентами и психологические травмы у самого психолога. Можно ли этого избежать? Конечно, можно! Например, следующим образом.

Вначале необходимо повысить общую стрессоустойчивость будущего психолога-практика. Поскольку в основе большинства стрессогенных факторов лежит боль или вероятность боли, то развитие толерантности к боли гарантированно повысит общую стрессоустойчивость. Примеров хватает, в частности в практике традиционных боевых искусств и в методиках подготовки бойцов специальных подразделений. Конечно, важно при повышении толерантности к боли не загрублять чувствительность к тонким сигналам. Но это уже «дело техники». А в качестве «техники» можно предложить Метод Дозированных Болевых Воздействий (МДБВ), который позволяет не только повысить толерантность к боли, но и научает на фоне боли тонко и точно чувствовать, ясно и быстро мыслить, адекватно действовать.

Повышение общей стрессоустойчивости заметно повышает эффективность работы психолога в стрессовых ситуациях, а также закладывает базу для развития специфической стрессоустойчивости.

Основные подходы в развитии специфической стрессоустойчивости при подготовке психолога-практика можно свести к двум.

Первый подход – это формирование установки на исследовательскую деятельность и личностный рост в стрессовой ситуации. Позиция меняется с реактивной: «Ужас! Ужас! Ужас!» на рефлексивную и исследовательскую: «Интересный и непростой случай! Может быть, я и не справлюсь, но все равно это обогатит меня, как профессионала, и разовьет, как личность».

Второй подход близок к методу развития помехоустойчивости техники спортсменов или к отработке операций спецслужб.

Алгоритм довольно прост:

1. Выделяются наиболее типичные стрессовые ситуации.

2. Каждая ситуация моделируется в игровом или учебном виде.

3. Каждая ситуация проигрывается или отрабатывается до достижения успеха.

Рассмотрим в качестве примера процесс коммуникации – ведущую форму взаимодействия психолога с клиентом.

Можно выделить два основных проявления коммуникативной стрессоустойчивости. Первое – это способность вести эффективною коммуникацию на фоне стресса, так сказать, невзирая на стресс. Например, в условиях дефицита времени, высокой цены ошибки, при усталости, плохом самочувствии, на фоне помех и т.д.

А второе проявление – это способность не терять эффективности при воздействии стрессфакторов, присущих именно коммуникации. Рассмотрим наиболее типичные стрессогенные ситуации, встречающиеся в процессе коммуникации.

Итак, для психолога основными стрессовыми ситуациями в коммуникации с клиентом являются следующие:

1. Клиент повышает голос;

2. Клиент широко размахивает руками;

3. Клиент использует ненормативную лексику;

4. Клиент использует угрозы или оскорбления;

5. Клиент использует или пытается использовать рукоприкладство;

6. Клиент критикует работу психолога, ставит под сомнение уровень его квалификации.

Я убежден, что, проработав хотя бы год, каждый психолог хотя бы раз сталкивался хотя бы с одной из этих ситуаций. Но каждый ли психолог, даже «с опытом» действовал в таких ситуациях эффективно? Думаю, что нет. Психологов, к сожалению, к такому не готовят. (В отличие от официантов.)

И это вдвойне обидно, поскольку существует множество упражнений и игр, позволяющих научиться эффективно действовать в стрессовых ситуациях, заменяя инстинктивную реакцию на сознательный выбор. Например, для повышения той же самой коммуникативной стрессоустойчивости можно использовать целый ряд довольно известных практик: «плохие и хорошие слова», «перекричите друг друга», «астральное каратэ», «ирландский волейбол» и т.д. И вполне возможно, что молодые психологи даже выполняли эти упражнения в процессе своего обучения, но, скорее всего, это происходило бессистемно, нецеленаправленно и вне контекста повышения стрессоустойчивости. А значит нерезультативно, поскольку повышение стрессоустойчивости тесно связанно с процессом личностного роста, а это дело требует подхода и системного, и систематического.

В завершение хочется сказать, что может психолог-практик и не рискует жизнью, как представители спецслужб, но все равно, я бы причислил профессию психолога к разряду экстремальных профессий. Со всеми вытекающими последствиями.

Психолог-практик, сотрудник Центра Гуманистических Технологий «Человек»,

действительный член Российской Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии, создатель метода Дозированных Болевых Воздействий

Источник:
Развитие стрессоустойчивости
Развитие психологической стрессоустойчивости как необходимый фактор подготовки квалифицированного психолога-практика Некогда мне попалась статья Николая Козлова – создателя Центра
http://holos.spb.ru/texts/stressu.htm

Развитие стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость – это система личностных качеств, помогающих человеку переносить со спокойствием воздействие стрессоров, без вредных итогов для индивида, его организма, личности, окружения. Понятие стресса ввел Г. Селье, и обозначил им состояние внутреннего напряжения, которое обусловлено деятельностью личности в сложных условиях. Зависимо от меры выраженности, стресс способен воздействовать на деятельность индивида положительным образом либо отрицательно.

Что такое стрессоустойчивость? Это способность выдерживать психологическую нагрузку и не подчиняться негативным чувствам, которые отобразились бы на окружающих. Под психологической стрессоустойчивостью понимается умение сдерживать негативную реакцию на стресс, и спокойно переносить стрессовые нагрузки. У стрессоустойчивого индивида стресс заканчивается естественным способом, посредством восстановления ресурсов организма.

Организм не стрессоустойчивого индивида реагирует на психологические проблемы психосоматикой, и часто люди неверно трактуют заболевания организма, считая их органическими. Если человек длительно и неизлечимо болеет, стоит применить психологическое вмешательство.

Стрессоустойчивость организма высокого уровня предоставляет индивиду способность сохранить состояние внутреннего спокойствия в критической ситуации, помогает сохранить оптимизм, радость, содействует принятию правильных, адекватных решений и эффективному поведению, не позволяя нарушать границы личности и сохранять личностную психологическую эмоциональную целостность.

Стрессоустойчивость организма низкой степени делает личность уязвимой, приводит к разрыву её личностных границ, разрушению психоэмоционального состояния и различным болезням. Индивид со слабой стрессоустойчивостью не может управлять собой всецело, он ослабевает энергетически, его поведение неэффективное. Формирование стрессоустойчивости может происходить независимо от текущего возраста, поэтому каждому стоит направить силы на развитие стрессоустойчивости.

Чтобы определить это понятие, нужно прежде понять, чем является стресс. Стрессоустойчивость организма определяет возможность человека выдерживать стрессовые ситуации без плохих последствий для его деятельности и окружающих. Часто по человеку определяют, является ли он стрессоустойчивым, учитывая внешние показатели. Так, считают, что если он все свои переживания демонстрирует, выплескивая на других негативные эмоции – значит, он не есть стрессоустойчивым, и поддается стрессам. Если человек сдержанный, спокойный, веселый, то он стрессоустойчивый.

Подобная классификация стрессоустойчивости по наблюдению весьма ошибочна. То, что индивид в момент действия на него стрессового фактора не выражает свой негатив перед окружающими, не свидетельствует, что внутренне он совсем не переживает подавленность или чувство угнетенности. Это сообщает об умении быть тактичным, при этом хорошо играть роль. Однако этот человек вредит собственной психике, поскольку замыкает стресс, не дает выходам и рискует подвергнуться внутренним разрушающим факторам. Эмоции должны находить выход, но только правильным способом.

Согласно современным исследованиям психологическая стрессоустойчивость является характеристикой человека, которая заключается в нескольких компонентах:

— психофизиологическом (характеристика нервной системы),

— волевом (осознанная саморегуляция действий, относительно ситуации),

— мотивационном (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость),

— эмоциональном (личностный опыт, накопленный от пережитых отрицательных влияний ситуаций),

— интеллектуальном (анализ ситуации и принятие правильного способа действий).

Психологическая стрессоустойчивость определяется субъективными особенностями и мотивационной системой личности. Люди проявляют разные реакции на критические ситуации: тревогу, страх, возбуждение или ступор. Однако, есть люди, которые устойчивы и способны контролировать эмоции. Такие индивиды могут мобилизовать внутренние резервы и преодолевать ситуацию, без отрицательного следствия для них, но этих людей очень мало.

В мире стрессоустойчивых людей насчитывается около 30%. Если не каждый владеет стрессоустойчивостью, то люди таких профессий, как пожарные, полицейские или военные должны работать на повышение стрессоустойчивости, от неё зависит их жизнь и непосредственно жизнь других.

Развитие стрессоустойчивости должно осуществляться каждым человеком, чтобы сделать организм выносливым и не разрешать внешним отрицательным факторам его ослаблять.

Повышение стрессоустойчивости помогает человеку:

— на работе, выполнять поставленное задание в стрессовых условиях; при внешних отвлекающих факторах (плохом освещении, шуме, холоде); при психологическом давлении окружающих людей (угрозах начальства, отвлечении коллегами, надзирательном контроле);

— выделяться среди других, как уравновешенная и вдумчивая личность;

— не отзываться на критику, оскорбления, провокации или сплетни других;

— легко находить выход в острой ситуации.

Развитие стрессоустойчивости необходимо каждому индивиду, поскольку на психику разрушающим образом действуют негативные стрессы. Повышение стрессоустойчивости позволяет быть более уверенным человеком, сохранять физическое здоровье. Хронические заболевания очень часто начинаются именно от хронических стрессов. Выдержка и собранность помогают принимать верные и стремительные решения в напряженных ситуациях. Стрессоустойчивые работники очень ценятся работодателями. Отдельные работодатели даже проводят тестирование своих работников на уровень стрессоустойчивости.

Формирование стрессоустойчивости состоит из нескольких факторов.

Повышение профессионального уровня увеличит уверенность человека, укрепит его знания, соответственно обеспечит психологическую выносливость на рабочем месте. В непонятной ситуации нужно взвешивать каждое слово, это помогает не реагировать резко на все сразу и сохранять терпение. Прогулки на свежем воздухе, выездные поездки, занятия спортом способствуют развитию данного качества. Также для формирования стрессоустойчивости нужно освоить дыхательные техники и уроки медитации, посещать массаж, расслабляться правильными и здоровыми способами. Следует заняться самоорганизацией, упорядочение дел помогает упорядочить блуждающие мысли. При выполнении дел, нужно концентрироваться на его выполнении. Важно изучать соответствующую психологическую литературу для развития стрессоустойчивости.

Расслабиться помогут занятия творческой деятельностью. Активный отдых надо чередовать с пассивным. Чтобы знать, как правильно вести себя в случае стрессовой ситуации, нужно наблюдать за поведением других, видеть, как они выражают свою стрессоустойчивость и перенимать их опыт. Также стоит подвергать анализу все стрессовые обстоятельства и трезво анализировать каждый случай, прислушиваться к собственному внутреннему голосу.

Повысить стрессоустойчивость поможет настрой на позитив, он формирует положительное мышление. Жизнь каждого наполнена множеством проблем, но, никакие трудности не должны препятствовать полноценной жизни и умению радоваться ей. Требуется выбрасывать лишние и незначительные проблемы из мыслей, больше думать о радостных жизненных мгновениях и решать трудности по мере поступления. Иногда люди ошибочно полагают, что если будут думать о трудностях все время, то они решатся быстрее, но они реально сами не решатся, но здоровье свое они подорвут.

Чтобы увеличить стрессоустойчивость, нужно попытаться переменить отношение ко всему происходящему. Например, если человек реально не может повлиять на актуальную ситуацию, тогда стоит попробовать взглянуть на определенные вещи по-другому, намного проще.

Необходимо научиться отпускать ненужные эмоции, от их удержания в себе, индивид не делается сильнее, наоборот, это его истощает. Важно регулярно, адекватным способом, выпускать эмоции. Хорошим способом для выплескивания эмоций и роста стрессоустойчивости, являются физические нагрузки, продолжительные прогулки, танцы, подъем в горы и др. Таким образом, высвобождаются негативные эмоции с отрицательными переживаниями, преобразовавшись в положительные, и это также предоставит удовольствие.

Человек должен периодически полноценно отдыхать. Если ритм жизни напряжен, и человек мало спит, и не позволяет даже немного себе расслабиться, то его организм станет функционировать на износ, нельзя этого допускать, иначе стрессоустойчивость организма станет минимальной, и его защитная функция вообще перестанет действовать. Чтобы до этого не дошло, следует давать организму отдыхать. Надо ложиться спать раньше привычного времени, перед этим приняв душистую ванну и выпив чай с мелиссой. Так, человек сможет хорошо выспаться, организм немного возобновится, стрессоустойчивость повысится.

Поскольку стрессоустойчивость связана с деятельностью нервной системы, значит нужно поддерживать её, принимая витамины D и B, и получая в полноценном количестве калий и магний. Чтобы не привелось принимать поливитаминные препараты, лучше всего сбалансировать питание, в котором будут присутствовать все полезные вещества.

Многим помогает расслабиться классическая музыка, но некоторых людей она наоборот, раздражает, тогда можно слушать звуки природы и заниматься под них йогой или медитацией в комнате, наполненной свежим воздухом, скрытой от посторонних шумов.

Чтобы поднять стрессоустойчивость, желательно уделять время для приятных занятий, даже когда те не приносят непосредственную пользу. Если жизнь личности в основном составляют рабочие обязанности, то организму трудно противостоять стрессам. Занимаясь один день в неделю любимыми занятиями, поможет снять накопившийся стресс.

Не нужно всегда думать, что скажут остальные, как они смотрят на вас, что думают. Нельзя нравиться каждому, главное – нравиться себе и окружить себя людьми, которые вас любят, этого достаточно. А размышлять о том, что думают окружающие – лишний стрессовый фактор, какой человек сам себе создает. Стоит поступать согласно собственным убеждениями и совестью, придерживаясь моральной этики, тогда мысли, как это воспримут все окружающие, не будут волновать.

Залог хорошей стрессоустойчивости – правильная расстановка приоритетов. Самые срочные и неотложные дела должны выполняться первоначально, второстепенные и менее значительны, смогут подождать. Нужно рассчитывать на личные силы и принимать на себя тот массив работы, который сможете выполнить. Когда человек сразу несколько дел начинает одновременно, и не успевает окончить ни одно – он впадает в панику, конечно стрессоустойчивость такого человека стремится к нулю.

Дети могут унаследовать стрессоустойчивость от родителей при воспитании. Такие дети смогут заступиться за себя, ответить сдачей в разборке, не суетиться при попытке их спровоцировать. Такие дети потом вырастают и становятся успешными лидерами, которых никто не может испугать своими интригами или угрозами.

Чувство собственной значимости и уверенность таких людей настолько высокая, что они даже серьезно не воспринимают угрозы, не поддаются провокациям. В мыслях стрессоустойчивого человека нет места страху, ему не удастся испортить настроение или отвлечь от основного дела. Стрессоустойчивый человек уверено и бодро идет к цели, это его стиль жизни.

Если индивиду требуется немедленно защитить себя от негативного раздражителя, он может использовать дыхательную практику. Для самообладания и стрессоустойчивости в ситуациях, где физическая активность ограничена, подойдет специальное дыхание. В стрессовой ситуации дыхание человека стает сбитым и поверхностным, поскольку мышцы живота и грудной клетки напрягаются. Необходимо контролировать свое дыхание, делать глубокие и сознательные вдохи и медленные выдохи, так, чтобы предельно расслабить живот, это повторить несколько раз до восстановления пульса и спокойного дыхания.

Источник:
Развитие стрессоустойчивости
Стрессоустойчивость – это система личностных качеств, помогающих человеку переносить со спокойствием воздействие стрессоров, без вредных итогов для индивида, его организма, личности, окружения. Понятие стресса ввел Г. Селье, и обозначил им состояние внутреннего напряжения
http://psihomed.com/stressoustoychivost/

Развитие стрессоустойчивости личности

Одновременно с освоением навыков управления стрессом у человека необходимо развивать стрессоустойчивость, которая позволяет ему успешно противостоять стрессу хотя бы среднего уровня и хотя бы непродолжительное время. Только это позволит ему проанализировать и оценить происходящее, подобрать эффективный способ коррекции ситуации, своего поведения и/или состояния и успешно применить этот способ, тем самым, выйдя из состояния стресса.

В узком понимании стрессоустойчивость — это способность сохра­нять высокие показатели психического функционирования и дея­тельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной сто­роной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продук­тивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса — фаза мобилизации.

Психологами предлагается ряд определений стрессоустойчивости:

К.К. Платонов определяет стрессоустойчивость – как устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности при возникшем эмоциональном переживании [9].

Б.Х. Варданян понимает стрессоустойчивость как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности. [6]

Таким образом, стрессоустойчивостъв общем понимании — это способность противодействовать воздействию стрессоров, либо активно преобразовывая ситуацию, в которой они проявляются, либо, приспосабливаясь к ней.

Многие исследователи, рассматривая стрессоустойчивость личности, как готовность и способность успешно действовать в стрессовых обстоятельствах, уметь управлять своими психическими состояниями, выделяют ресурсы стрессоустойчивости личности.

Под ресурсами стрессоустойчивости понимаются индивидуальные свойства и способности, обусловливающие психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях.

К наиболее изученным в настоящее время личностным ресурсампреодоления стресса относятся:

· активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобрести личный опыт и возможности личностного роста;

· позитивность «Я-копцепции», самоуважение, адекватность самооценки, осознание собственной значимости, «самодостаточности»;

· активную жизненную установку: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях;

· позитивность и рациональность мышления;

· развитие эмоционально-волевые качества и навыки саморегуляции;

2. Информационные и инструментальные ресурсы— это способность:

· контролировать ситуацию (степень ее воздействия на человека оценивается адекватно);

· использовать методы или способы достижения желаемых целей (мастерство, способность, успешность);

· к адаптации, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, информационная активность и деятельность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стресс-ситуации;

· к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации.

3. Поведенческие ресурсы — модели и стратегии преодолевающего (копинг) поведения.

Таким образом, анализ имеющихся исследований в области стресса позволяет сделать вывод о том, что психологический стресс, как самостоятельная научная проблема стал предметом специальных исследований сравнительно недавно – всего 30-40 лет тому назад.

Оформление данного проблемного направления непосредственно обусловлено появлением работ в области биологического и физиологического стресса физиологии и психологии эмоций, адаптации человека к экстремальным условиям и т.д.

Были созданы и обоснованы различные теории и модели биологического, физиологического, психологического, социального стресса, что позволило значительно расширить сферу знаний об этой форме активности систем организма и личностных свойств человека.

Основой исследований в области психологического стресса являются работы В. Кеннона о гомеостазе и Г. Селье о стресса как общем адаптационном синдроме. По мнению Г. Селье, стресс – это неспецифическая реакция организма на любое требование. Любой стресс (положительный или отрицательный) оставляет после себя необратимые изменения, накопление которых обусловливает функциональные изменения в организме, его старение, физиологическое и психологическое «изнашивание».

В результате проведенных исследований было сформировано учение о психологическом стрессе, особенностях его зарождения и развития. Психологический стресс учеными определяется как реакция на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это состояние рассматривается исследователями как продукт когнитивных процессов, образа мыслей, оценки ситуации, знаний собственных ресурсных возможностей в плане преодоления стресса.

Вместе с тем, исследователями до настоящего времени не до конца решен вопрос о механизмах преодоления стресса и адаптации к нему, что, несомненно, является значимым для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека в столь сложном мире.

В связи с этим, в настоящее время, как в отечественной, так и а зарубежной психологии проблема стресса подвергается всестороннему изучению.

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. Т. 15. — № 1. —С. 3-19.

2. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Ростов н/Д.:Феникс, 2000. – 248 с.

3. Аракелов Г. Г., Шотт Е. К. КГР как проявление эмоциональных, ориентировочных и двигательных составляющих стресса // Психологический журнал, 1998, т. 19, № 4. С. 7079.

4. Афтанас Л. И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. – Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2000. – 126 с.

5. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ. – сер 14, Психология. – 1995. — №1], [Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии образования. — №1. – 2004.

6. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. – Ижевск, 1997. — 108с.

7. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.

8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР-СЭ., 2006.

9. Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал.– т.21. 2000, №4. – С.32-40.

10. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т.27, №1. – С.122-133.

11. Вейн А. М., Родштат И. В. Проблема психологического стресса и неврология неспецифических систем головного мозга // Стресс и его патогенетические механизмы. Мат-лы Всесоюз. симпозиума. – Кишинев: Штиинца, 1973. – С. 352354.

12. Водопьянова И.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.

13. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

14. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылевой. – СПб, 1997.

15. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде//Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой, — М., 1995. – С. 144-178.

16. Китаев-Смык, Л. А. Психология и концепция стресса / Л. А. Китаев-Смык

// Хрестоматия по психологии: учеб. пособ. / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. — С. 250-260.

17. Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса //Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой, — М., 1995. – С.205-224.

18. Корнеев, К.И. Копинг как условие адаптации человека в современном мире / К.И. Корнеев // Человек в контексте эпохи: материалы региональной науч. конф., появящ. 85-летию М.Е. Бударина 30 ноября 2005 г., г. Омск. – Омск: ОГПУ, – 2005. – С.128-133.

19. Кришбаум, Э.И. Психологическая защита / Э.И. Кришбаум, А.И. Еремеева. – 3-е изд.- М. : Смысл; СПб. : Питер, 2005. – 176 с.

20. Крюкова Т.Д. Роль эмоционально-фокусированного копинга в общении // Психология общения 2000: проблемы и перспективы. Отв. Ред. А.А. Бодалев. – М.: Уч.-метод, коллектор «психология». – 2000.

21. Крюкова, Т.Л. Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте/ Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская. – Кострома: КГУ, 2003. – 170 с.

22. Лейбин В. М. Словарь – справочник по психоанализу. – СПб. : Питер, 2001. – 668 с.; с.184

23. Леонова А.Б., Капица М.С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Практикум по инженерной психологии и эргономике/ под ред. Ю.К. Стрелкова. – М., 2003. – С.136-166.

24. Медведев О. С. Эмоциональные напряжения и стресс // Физиология кровообращения. – Л.: Наука, 1986. – С. 507525.

25. Мельник Б. Е., Кахана М. С. Медико-биологические формы стресса. Кишинев, «Штиинца», 1981, 176 с

26. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. — № 5. – С.20-30.

27. Никольская, Н.М. Психологическая защита у детей / Н. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Спб.: Речь, 2001. – 507 с.

28. Овчинников Б.В., Колчев А.И. Профессиональный стресс и здоровье// Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.

29. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал. – «2001. — №1. – С.90-101.

30. Панин Л. Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. – Новосибирск: Наука, 1981.– 176 с

31. Папанова О.А. Синдром эмоционального выгорания у студентов – будущих социальных работников и способы его профилактики // Высшее образование сегодня – № 9. — 2008. – С.49-53.

32. Петрова Е.Э., Дегтярева Л.И. Профилактика и коррекция профессионально-эмоционального «выгорания» педагогов: методическое пособие для директоров ОУ, педагогов, психологов, коррекционных педагогов. – Новосибирск: изд-во НИПКиПРО, 2009. – 124 с.

33. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.

34. Психологический словарь // В.В. Давыдов, В.П. Зинченко и др. – М., 1996.

35. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье ; общ. ред. Е. М. Крепса ; предисл. Ю. М. Саарма ; пер. с англ. А. Н. Лука, И. С. Хорола. — Москва : Прогресс, 1982. — 126 с.

36. Сочивко Д. В. Психодинамика. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 256 с

37. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб,: Питер, 2008. – 256 с.

Дата добавления: 2015-07-12 ; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав

Источник:
Развитие стрессоустойчивости личности
Одновременно с освоением навыков управления стрессом у человека необходимо развивать стрессоустойчивость , которая позволяет ему успешно противостоять стрессу хотя бы среднего уровня и хотя бы
http://mybiblioteka.su/2-62439.html

Саморазвитие и личностный рост

Сайт о саморазвитии: духовном, профессиональном и физическом

Сегодня, все большее количество людей задумывается над тем, как развить стрессоустойчивость. Дело в том, что, по словам ученых, все большее количество людей испытывает отрицательные эмоции. Количество этих эмоций превосходит положительные эмоции. Когда это происходит на протяжении длительного времени, человек испытывает стресс. Если со стрессом не бороться, можно просто подорвать свое здоровье. Как развить стрессоустойчивость, чтобы смягчить влияние стрессовых ситуаций?

Давайте разберемся, что такое стресс, и какие возникают реакции организма при стрессовой ситуации. Это знание поможет получить ответ на поставленный вопрос.

Во время стресса, в крови увеличивается содержание кортизола, и снижается эффективность работы вилочковой железы, которая провоцирует ухудшение работы иммунной системы. Кроме того, возможно возникновение язв желудочно-кишечного тракта. Причиной этого является выделяемый адреналин, и разрушающий белки кортизол.

Популярное выражение, все болезни от нервов, подтверждается на практике.

Повысив стрессоустойчивость, вы сможете избежать многих болезней.

Исключить стресс из нашей жизни просто невозможно. Мы не можем из современной жизни исключить множество факторов и процессов, которые влияют на возникновение стресса, поэтому все силы нужно направить на развитие стрессоустойчивости.

Источник:
Саморазвитие и личностный рост
Как развить стрессоустойчивость?. ..Сегодня, все большее количество людей задумывается над тем, как развить стрессоустойчивость. Дело в том, что, по словам ученых, все большее количество людей испытывает отрицательные эмоции. Количество этих …
http://drive-to-wealth.ru/kak-razvit-stressoustoychivost/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Мужчина телец как ревнует Как доставить наслаждение мужчине - тельцу Телец мужчина - это романтик, мечтатель с искоркой в… (7)

10 месяцев отношений поздравление парню Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?… (6)

Женщина близнецы крыса Близнецы в год Крысы Близнецы, рождённые в год Крысы, всегда в курсе последних событий и… (5)

7 месяцев отношений поздравления 7 месяцев отношений поздравленияПоздравления с годовщиной отношений, знакомства в стихах и Как хорошо с тобой… (5)

Как записать лучшего друга в телефоне Как в телефонной книге записать любимого человека Как в телефонной книге записать любимого человека/мужа? У… (5)

COMMENTS