Популярные записи:

500 причин почему я тебя люблю парню 100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (17)Романтические письма любимым Красивые эротические письма любимому мужчине - интимные посланияКрасивые эротические письма любимому мужчине - интимные послания… (8)Нежные слова любимому парню своими словами 25 красивых пожеланий спокойной ночи любимому Если вы не стесняетесь выражать свои чувства к своему… (6)Если мужчина любит замужнюю женщину его поведение Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (6)Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (4)

Развитие личности психология

Психология PRO

Все человеческие проблемы можно свести к неосознанности. Осознанность — внимательность к настоящему. Теряя ее, вылетаешь из действительности, и срываешься в механические грезы.

Мало того, что неосознанность ведет к просчетам, — оступаешься, подвергаешь тело опасности, — так еще и тонешь в дурных эмоциях.

Чем меньше осознанности, тем больше резких порывистых реакций. Все самые трагичные события, все внутренние и внешние проблемы — из-за неосознанности.Читать далее →

Наверное, главное отличие науки от религии — это здоровый скептицизм. Истина скептика — информация профильтрованная дотошным честным сомнением. Никаких догм. Чистое знание. На его основе строятся научные теории.

«Истиной» же духовного искателя может стать буквально, что угодно. Чем фантазия фантастичней, тем интересней в нее верить. Эдакое «волшебство» для взрослых, где место Гарри Поттера занимает Карлос Кастанеда.Читать далее →

Клиентам я часто говорю, что реальное доступное счастье — это наполнение жизни процессами, которые увлекают и радуют. Неважно, насколько эти увлечения значимы. Любые мелочи — в счет.

Когда-то я был фанатичным идеалистом: рвался к масштабным целям и обесценивал маленькие повседневные радости. Душа горела великими надеждами, а реальная жизнь наполнялась оттенками серого.Читать далее →

Пятый сезон статей progressman.ru в аудио-формате.

Озвучены почти все недавние статьи. А основная тема выпуска (в преддверии следующего приложения для ios) – уверенность в себе. Подтемы: колебания самооценки, не/любовь к себе, чувство собственной важности, выход из зоны комфорта, идеализация и др.

Раскрою некоторые секреты собственной «кухни». Будущие клиенты лучше поймут, на что можно рассчитывать. А склонные к самостоятельной работе «подвижники», возможно, добавят себе в арсенал новый инструмент.

Озвучиваемый подход не позиционирую как единственно верный. В психологии множество направлений. Мне ближе по духу когнитивная терапия. Ее суть на свой лад далее выражаю.Читать далее →

Источник:
Психология PRO
Все человеческие проблемы можно свести к неосознанности. Осознанность — внимательность к настоящему. Теряя ее, вылетаешь из действительности, и срываешься в механические грезы. Мало того, что
http://progressman.ru/

Психология личности — развитие и свойства личности человека

Психология личности — развитие и свойства личности человека

Психология личности является центром психологической науки, по этому вопросу написано огромное количество исследований. Поведение человека, его мысли и желания проистекают из того, какими психическими свойствами он обладает. От того, как развивается конкретный индивид, зависит не только его будущее, но и перспектива движения общества в целом.

Понятие личности в психологии многосторонне и многообразно, что связано с самим феноменом личности. Психологи разных направлений дают различные определения этого понятия, но каждое из них содержит в себе что-то важное. Наиболее популярным является определение личности, как неповторимого комплекса психологических черт характера, способностей, желаний и стремлений, которые делают человека уникальным.

При рождении каждый человек является обладателем определенных способностей и особенностей нервной системы, на базе которых и формируется личность. При этом новорожденного ребенка называют не личностью, а индивидом. Это означает, что малыш принадлежит к роду людей. Начало формирования личности связывают с началом появления у ребенка индивидуальности.

Люди различаются между собой тем, как они решают жизненные проблемы, как проявляют себя в деятельности, каким образом взаимодействуют в обществе. Эти отличия взаимосвязаны с личностными характеристиками. Психологи говорят, что основные свойства личности – это устойчивые психические характеристики, влияющие на поведение человека в социуме и на его деятельность.

В психические свойства входят такие психические процессы:

Кроме названных выше, индивидуально-психологические свойства личности содержат в себе и такие компоненты:

Эмоции и личность психология рассматривает в непосредственной взаимосвязи. Многие поступки осознанно или неосознанно совершаются именно под влиянием эмоций и чувств. Эмоции различают по таким характеристикам:

  1. Сила эмоциональной возбудимости – этот показатель говорит о том, какая сила воздействия необходима, чтобы у человека возникла эмоциональная реакция.
  2. Устойчивость. Эта характеристика говорит о том, сколько времени будет держаться возникшая эмоциональная реакция.
  3. Интенсивность самого чувства. Возникающие чувства и эмоции могут быть слабыми, а могут захватывать человека целиком, проникая во всю его деятельность и мешая жить обычной жизнью. В таком случае говорят о появлении страсти или аффективного состояния.
  4. Глубина. Данная характеристика свидетельствует о том, насколько важно для личности возникшее чувство и насколько сильно оно будет влиять на ее поступки и желания.

Все свойства личности, которые помогают ей контактировать с окружающим обществом, относятся к социальным. Чем больше личность направлена на общение, тем лучше у нее развиты социальные качества и тем более она интересна обществу. Люди интровертированного типа обладают слаборазвитыми социальными навыками, не стремятся к общению и могут вести себя при социальных контактах неэффективно.

К социальным качествам личности относятся:

  • коммуникабельность;
  • сочувствие и сопереживание;
  • открытость для общения;
  • инициативность, предприимчивость;
  • лидерские способности;
  • тактичность;
  • толерантность;
  • идейная убежденность;
  • ответственность.

Каждый ребенок рождается на свет с уникальным набором генов и особенностей нервной системы, которые являются основой для развития личности. Изначально личность формируется под воздействием родительской семьи и воспитания, окружающей обстановки и общества. В более взрослом состоянии изменения обусловлены влиянием людей, живущих рядом, и окружающей обстановкой. Такое развитие будет носить неосознанный характер. Осознанное саморазвитие, при котором все изменения развиваются сознательно и по определенной системе, является более эффективным и называется саморазвитием.

Психология развития личности называет такие движущие силы изменения человека:

  • окружающая среда (школа бихевиоризма);
  • бессознательное (школа психоанализа);
  • врожденные тенденции (гуманистическая психология);
  • деятельность (деятельностная теория);
  • личностные кризисы (теория Э. Эриксона).

Сознание и самосознание личности в психологии стали изучаться не так давно, но при этом научного материала на эту тему накопилось достаточно много. Проблема самосознания личности является одной из основных в этой науке. Без самосознания невозможно представить формирование и психологический рост личности, и всего общества в целом. Самосознание помогает человеку выделить себя из общества и понять, кем же он является и в какую сторону ему следует дальше двигаться.

Под самосознанием психологи понимают осознание человеком своих потребностей, возможностей, способностей и своего места в мире и социуме. Развитие самосознания проходит в три этапа:

  1. Самочувствие. На этом этапе возникает осознание своего тела и психологическое отделение его от внешних предметов.
  2. Осознание себя частью группы.
  3. Осознание себя уникальной неповторимой личностью.

Волевые свойства личности направлены на реализацию желаний и преодоление препятствий, которые возникают на этом пути. К волевым качествам относятся: инициативность, настойчивость, решительность, выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, самоконтроль, энергичность. Волевые качества не относятся к врожденным и формируются в течение всей жизни. Для этого неосознанные действия должны перейти в разряд осознанных, чтобы ими можно было управлять. Воля помогает человеку почувствовать свою индивидуальность и ощутить силу для преодоления жизненных препятствий.

Самооценка и уровень притязаний личности в психологии занимают одно из ведущих мест. Высокая адекватная самооценка и такой же уровень притязаний помогают человеку эффективно налаживать контакты в обществе и добиваться положительных результатов в профессиональной деятельности. Под самооценкой понимают уровень оценивания человеком своих возможностей, способностей, своего характера и внешнего вида. Под уровнем притязаний понимают уровень, которого человек хочет достичь в различных сферах жизнедеятельности.

Саморазвитие человека помогает ему стать более эффективным, осознать цели и достичь их. Каждый член общества имеет свое понимание того, каким должен быть идеальный человек, поэтому программы саморазвития разных людей могут сильно разниться друг от друга. Саморазвитие может иметь систематический характер, когда человек действует по разработанной им схеме, и хаотический, когда саморазвитие происходит под давлением ситуации. Кроме этого успех саморазвития зависит в немалой мере от развития воли и уровня притязаний.

Самореализация подразумевает вложение имеющихся сил, энергии, талантов в значимую для личности сферу. Человек, которому не удалось себя реализовать, может ощущать внутреннюю пустоту, раздражение, хроническую усталость. В самореализацию входят такие составляющие:

  • самореализация личности в обществе;
  • самореализация в творчестве или спорте;
  • самореализация в профессиональной сфере.

Источник:
Психология личности — развитие и свойства личности человека
Психология личности — развитие и свойства личности человека Психология личности является центром психологической науки, по этому вопросу написано огромное количество исследований. Поведение
http://womanadvice.ru/psihologiya-lichnosti-razvitie-i-svoystva-lichnosti-cheloveka

Развитие личности

Развитие личности — часть общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций. Не надо эти разные развития путать: может быть прекрасно развитая личность с посредственно сформировавшейся памятью и с плохим физическим развитием. Рост человека и его развитие взаимодействуют, чередуя друг друга.

Огурец может только расти. Влажная земля и солнце этому способствуют, но тренировать и развивать внешними процедурами невозможно: огурец растет по своей внутренней программе. А у человека — больше возможностей, у человека развитие, тренировка его тела или души способствуют росту тела, росту душевности, росту душевной глубины, гибкости или стойкости. Тот, кто тренирует свое тело, знает, что определенные тренировки росту мышечной массы способствуют. С другой стороны, развивать можно только то, для чего процессом роста были созданы необходимые предпосылки. Никто не будет развивать в годовалом младенце мужественность — он еще недостаточно вырос, для этого не появилась база.

У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение)

Процессы роста у человека идут с максимальной интенсивностью в детстве. С возрастом рост что физический, что интеллектуальный — замедляется, а с определенного периода у большинства начинает идти в обратную сторону: интеллект снижается, память слабеет, мышцы постепенно атрофируются. Интересно, что личностное развитие при этом может продолжаться.

Развитие личности — одна из центральных тем практической психологии, и понимается она сильно по-разному в том числе из-за терминологической путаницы. Использую одно и тоже словосочетание «развитие личности», в реальности специалисты имеют в виду по крайней мере четыре разных смысла и соответственно четыре разные темы. Это:

  • «Каковы механизмы и динамика развития личности» (здесь исследуется развитие личности как процесс),

Разговор о развитии как процессе — это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования — процесс развития личности многолик и сложен. Понимание «развития личности» как сложного, но преимущественно естественного процесса более характерно для теоретической психологии, исследующей этот процесс.

Что касается результатов развития личности, то помним классическое: рост — это количественные изменения, развитие — изменения качественные. Если вы видите книгу «Развитие личности детей дошкольного возраста», вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это «О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?», «Как можно проверить, что развитие действительно произошло?», «Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по уровню личностного развития!» и «Каковы вершины развития личности?»

Тема формирования личности привлекала многих исследователей, начиная с Л.С. Выготского, А.С. Макаренко и А.Н. Леонтьева. Психология советского периода, в первую очередь в лице школы Выгодского, исходила из приоритета социально-культурного окружения, однако конкретные способы влияния и модели воспитания, обеспечивающие нужный педагогический эффект, всегда оставались местом ожесточенных споров.

Особый интерес для нас представляет развитие личности, которое мы можем осуществлять самостоятельно. Призывы к личностному развитию имеют смысл только тогда, когда их может кто-то реализовать. А возможно ли это? — Да, возможно. Развитие личности может быть не безликим, не естественным непроизвольным процессом, а тем, что произвольно осознанно делает сам человек. Человек может развивать, как личность, себя. Люди могут развивать, как личность, других. Помощь в развитии личности, разработка методик развития и самосовершенствования личности, тренинги развития личности — это направление более характерно для практической психологии.

Личностный рост, развитие, самоактуализация — смотри словарь >

Источник:
Развитие личности
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/razvitie_lichnosti

Развитие личности как понятие психологии

Общее понятие о личности. Личность-конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик.Способности-индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

«Развитие личности как понятие психологии»

1. Общее понятие о личности……………………………………………… 4

2. Формирование и развитие личности…………………………………… 6

Список используемой литературы…………………………………………16

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чём же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Прежде всего, попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. По этому поводу И.С.Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нём социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения». Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967

1. Общее понятие о личности

Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Следует заметить, что в научной литературе в содержание понятие «личность» иногда включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический.

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые врождённые особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определённых биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, вклю-чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивиду-альность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе можно найти некоторое расхождение во взглядах на иерархию орга-низации человека. В частности, такое противоречие можно обнаружить у предста-вителей московской и санкт-петербургской психологических школ. Например, представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на определенные расхождения, понятие «личность» в отече-ственной психологии соотносится с социальной организацией человека.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в последующих главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяю-щие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамиче-ская характеристика психических процессов человека. Характер содержит каче-ства, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это сово-купность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия. как воля и эмоции. Мы эти понятия рассматривали в разделе «Психические процес-сы». Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психи-ческие процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоцио-нальные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

Однако у авторов, рассматривающих данные явления в рамках структуры лич-ности, также есть для этого основания. Например, чувства — один из видов эмо-ций, — чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присут-ствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Все это, с одной сто-роны, еще раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой — об определенных разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы лич-ности. Причем наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структу-ры человеческой организации, а также соотношение биологического и социально-го в личности. С последней проблемой мы познакомимся более подробно.

2. Формирование и развитие личности

Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жиз-ни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о раз-витии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматрива-ет процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межлич-ностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

Однако помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сфор-мировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон лично-сти. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям.

Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому пси-хологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности ста-дий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рож-дения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных пси-хологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого чело-века:

Кризис доверия—недоверия (в течение первого года жизни).

Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).

Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).

Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи д 12 лет).

Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и кон-формизму (от 12 до 18 лет).

Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружения в себя» (между 30 и 60 годами).

Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде за-метных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только поло-жительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории все-возможные варианты сочетаний положительных и отрицательных новообразова-ний практически невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но благодаря четко очерченным полюсам можно представить себе все промежуточные варианты личностного раз-вития человека (табл. 20.1).

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности проис-ходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окру-жен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Пер-вый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Стадии развития личности (по Э.Эриксону)

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

1. Раннее младенче-ство (от рождения до 1 года)

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворе-ние потребностей детей в общении и других жизненно важных потребно-стей

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребен-ком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком ран-нее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция

2. Позднее младен-чество (от 1 года до 3 лет)

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей чело-века

Сомнения в себе и гипертрофиро-ванное чувство стыда. Ребенок ощу-щает свою неприспособленность, со-мневается в своих способностях. Ис-пытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигатель-ных навыков, например хождения. У него слабо развитая речь, имеется сильное желание скрыть от окружа-ющих людей свою ущербность

3. Раннее детство (около 3-5 лет)

Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересо-ванное изучение окружающего ми-ра, подражение взрослым, включе-ние в полоролевое поведение

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к дру-гим детям, подавленность и уклон-чивость, отсутствие признаков по-лоролевого поведения

4. Среднее детство (от 5 до 11 лет)

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навы-ков. Постановка перед собой и реше-ние реальных задач. Активное усво-ение инструментальных и предмет-ных действий, ориентированность на задачу

Чувство собственной неполноцен-ности. Слаборазвитые трудовые на-выки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собствен-ной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение «за-тишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Комформность, рабское поведение. Чувство тщетно-сти прилагаемых усилий при реше-нии разных задач

5. Половое созрева-ние, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение. Разви-тие временной перспективы — пла-нов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и эксперимен-тирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в фор-мах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взя-тие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости

Путаница ролей. Смещение и сме-шение временных перспектив: появ-ление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Кон-центрация душевных сил на самопо-знании, сильно выраженное стрем-ление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внеш-ним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой актив-ности. Смешение форм полоролево-го поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоз-зренческих установках

6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и спо-собность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, лю-бовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью

Изоляция от людей. Избегание лю-дей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности ха-рактера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Не-признание, изоляция, первые сим-птомы отклонений в психике, ду-шевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил

7. Средняя взрос-лость (от 40-45 до 60 лет)

Творчество. Продуктивная и твор-ческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и раз-нообразная жизнь. Удовлетворен-ность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового по-коления

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Не-продуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе

8. Поздняя взрос-лость (свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные разду-мья о прошлом, его спокойная, взве-шенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощу-щение полноты и полезности про-житой жизни. Способность прими-риться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени оста-лось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бес-смысленности своего существова-ния, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь за-ново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощу-щение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумно-го начала. Боязнь приближающейся смерти

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятель-ностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассмат-ривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полу-ченного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть раз-личным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций, различный социальный опыт, что является основой другого процесса —индивиду-ализации.

Следует отметить, что социализация может носить как регулируемый, целе-направленный, так и нерегулируемый, стихийный характер. Акцентируя внима-ние на возможности именно одновременного существования социализации и как целенаправленного и как нерегулируемого процесса, А. А. Реан поясняет это с по-мощью следующего примера. Все мы прекрасно знаем, что на уроке в школе при-обретаются важные знания, многие из которых (особенно по гуманитарным дис-циплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваи-вает не только материал урока и не только социальные правила, но и обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным.

Как следует из приведенного выше примера, регулируемая социализация в боль-шинстве случаев связана с процессом воспитания, когда родителями или педаго-гом ставится определенная задача по формированию поведения ребенка и пред-принимаются определенные шаги для ее выполнения.

В психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответству-ющим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социа-лизация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, ко-гда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заклю-чается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности — это негативная черта, которая должна быть компенсирована процес-сом социализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматри-вать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности чело-века, и как антипод индивидуализации. Скорее наоборот, в процессе социализа-ции и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Социальный опыт, лежащий в основе про-цесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, ста-новясь источником индивидуализации личности.

Следует отметить, что процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социали-зация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с опре-деленной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завер-шается, но и никогда не бывает полной.

Одновременно с социализацией протекает еще один процесс — инкулътурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это про-цесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продук-ты деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между дан-ными понятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса от другого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой куль-туры не означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешная социализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкультурации.

Поскольку мы коснулись вопроса о соотношении социализации и индивидуа-лизации, то невольно подошли к проблеме самоактуализации личности — одной из центральных проблем теории развития личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство зрелой личности заключается в потреб-ности к саморазвитию, или самоактуализации. Идея саморазвития и самореализа-ции является центральной или по крайней мере чрезвычайно значимой для мно-гих современных концепций о человеке. Например, она занимает центральное место в гуманистической психологии и в акмеологии.

Рассматривая проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся определить причины, обусловливающие развитие человека. Большинство иссле-дователей считает движущей силой личностного развития комплекс разнообраз-ных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии. Стремление к саморазвитию не означает стремление к какому-то недостижимому идеалу. Наиболее важно стремление личности добиться конкрет-ной цели или определенного социального статуса.

Другим вопросом, рассматриваемым в рамках общих проблем развития лично-сти, является вопрос о степени устойчивости личностных свойств. В основе мно-гих теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих ос-новных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведе-ния, придает ее поступкам закономерный характер.

Однако в ряде исследований было обнаружено, что поведение человека доволь-но изменчиво. Поэтому невольно возникает вопрос о том, насколько и в чем лич-ность и поведение человека действительно устойчивы.

По мнению И. С. Кона, в этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов, каждый из которых может рассматриваться отдельно. Напри-мер, о постоянстве чего идет речь — поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или измен-чивости оцениваемых свойств в данном случае? Каков временной диапазон, в пре-делах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или измен-чивых?

Следует отметить, что проводимые исследования однозначного ответа на этот вопрос не дают, более того, в них были получены различные результаты. Напри-мер, было отмечено, что даже черты личности, которые должны были бы являть собой образец постоянства, на самом деле не являются постоянными и устойчи-выми. В ходе исследований были обнаружены и так называемые ситуативные чер-ты, проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причем довольно значительно.

В то же время ряд лонгитюдных исследований показывает, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова.

В одном из подобных исследований, проводимом в течение 35 лет, по опреде-ленному набору личностных характеристик оценивались более 100 человек. Пер-вый раз они были обследованы в возрасте, соответствующем неполной средней школе, затем — в старших классах средней школы и далее — еще раз в возрасте 35-45 лет.

В течение трех лет с момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) 58 % личностных характеристик обследуемых сохранились, т. е. была выявлена зависимость по данным параметрам между результатами пер-вого и второго обследования. За 30 лет проведения исследования значимые кор-реляции между результатами исследования сохранились по 31 % всех изучавших-ся личностных характеристик. Ниже представлена таблица (табл. 20.2), в которой перечислены свойства личности, оцениваемые современными психологами как до-статочно устойчивые.

В ходе проводимых исследований выяснилось, что весьма стойкими во време-ни являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и оцен-ки собственной личности. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаружива-ют довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубо-кие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее суще-ственные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового,

Устойчивость некоторых личностных качеств во времени (по Дж. Блоку) Из: Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3-х кН. Кн.1: Общие основы психологии. — 2-ое изд. — М.: Владос, 1998.

Корреляция результатов исследования в течение трехлетнего периода времени от подростко-вого к старшему школьному возрасту

Корреляция результатов исследо-вания от подростко-вого до возраста 35-45 лет

Оцениваемая личностная характеристика (суждение, по которому эксперты давали оценки)

Источник:
Развитие личности как понятие психологии
Общее понятие о личности. Личность-конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик.Способности-индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00002210_0.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

В прозе любимому Нежные слова в прозе любимомуСлова любимому самые нежные. – Кто сказал, что я живу без… (3)Если мужчина рак обиделся Если мужчина рак обиделся Раки сами по себе очень чувствительные с резко переменчивым настроением. Они… (3)Как записать лучшего друга в телефоне Как в телефонной книге записать любимого человекаКак в телефонной книге записать любимого человека/мужа? У многих… (3)

COMMENTS