Развитие личности дошкольника

Развитие личности дошкольника

Взрослый человек — это, несомненно, индивидуальность, личность. А можно ли сказать то же самое о ребенке, который еще даже не переступил порог школы? Может ли дошкольник быть личностью? Если мы говорим о 2-х летнем малыше, то его личность еще недостаточно сформировалась, а вот в более старшем возрасте, когда ребенок уже пошел в садик, когда он научился общаться со взрослыми и со сверстниками — вот тогда действительно просматривается личность дошкольника, и пускай она еще не настолько укреплена, и ей предстоит еще много трансформаций, но к 6-летнему возрасту мы уже может замечать определенные проявления характера и индивидуальности маленького человека.

Малыш с первых недель жизни пытается адаптироваться к окружающему его миру — он осваивает простейшие навыки (кушать, двигать ручками и ножками, ползать, ходить). Ребенок потихоньку начинает осваивать язык, и начинает выделять себя из остального окружения.

Малыш уже понимает, что он — индивидуальность (хотя, конечно, значение этого слова ему еще недоступно). Во вторую фазу развития мы можем заметить, как ребенок все время повторяет «Я», «Моё», «Моя мама». Так дети подчеркивают то, что они отличаются от окружающих. И немаловажно на этом этапе формирования личности выделять имя ребенка, называть его ласково, придумывать уменьшительно-ласкательные формы его имени. Достоинство ребенка должно утвердиться через его имя, поэтому стоит вместо « ути-пути , мой хороший мальчик» говорить ребенку «Ванюша молодец», «Аня сделала лучше всех!». Ведь в нашем имени уже заключается личность, и ребенок должен понимать, что при хорошем поведении его называют ласково, а при плохом его и вовсе могут не называть по имени, и это будет обидным, но поучительным уроком.

В фазу интеграции ребенок способен управлять своим поведением и знает, как управлять другими. При правильном воспитании дети начинают понимать, что важны не только свои прихоти, но и желания окружающих — с ними также нужно считаться. Взрослых нужно слушаться и подчиняться им, но дети понимают, что и взрослыми можно манипулировать разными путями — уговорами или путем крика и истерик. На данной фазе очень важно воспитать отзывчивую личность, а не капризную и эгоистичную.

Родители должны заботиться не только об удовлетворении всех без исключения потребностей и прихотей ребенка, но и о нравственном воспитании. Ребенок должен понимать, что не все вертится вокруг его персоны, что есть определенные обязательства перед другими людьми, нравственные нормы. Малыши не рождаются эгоистичными, они такими становятся вследствие неправильного воспитания и чрезмерной слепой любви родителей.

Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Формирование личности дошкольника на примере родителей

Поскольку личность человека формируется уже с первых дней его жизни, все, что его окружает, влияет на этот процесс, особенно самое близкое окружение — его родители. В зависимости от того, какая атмосфера царит в семье у малыша, формируется его понятие о мире и о том, каким нужно быть. В благополучных семьях, где царит добро, взаимопонимание, близкие поддерживают друг друга, прислушиваются, не врут, ребенок вырастает достаточно честным и открытым человеком, верящим, что все люди такие же положительные. И в детском саду таких детей заметно сразу — они всем помогают, стараются угодить воспитателям, отвечают за свои ошибки и могут признать свою вину.

Ну, а в тех семьях, которые нельзя назвать благополучными ( отец-алкоголик , гулящая мать, постоянные крики, скандалы) формирование личности дошкольника может замедлиться, ведь малыш не чувствует заботы, он не развивается в социуме, ему никто не помогает. Такой ребенок становится загнанным зверьком, остерегающимся и боящимся всего на свете. В итоге формируется недоброжелательная личность, которая чуть ли не с пеленок привыкает бороться за свою жизнь всеми известными способами. Не удивляйтесь, если в такой семье вырастет врун, лицемер, трус и жадина. Конечно, есть исключения из правил, но только в том случае, если в семье хотя бы кто-то уделяет ребенку внимание, например, если отец пьет, а мать всеми силами пытается оградить ребенка от этого и убеждает малыша, что отец — плохой пример для подражания.

Ребенок усваивает тип отношений, который сложился в его семье, и уже идя в садик, он может проявить себя как личность доброжелательная или как испуганная, жестокая. Развитие личности дошкольника происходит не только в те моменты, когда вы что-либо говорите или запрещаете ребенку, но и в каждую секунду, когда находитесь рядом. Ребенок видит и замечает всё — какое у вас настроение, чему вы радуетесь, а от чего приходите в ярость, как вы общаетесь со своими родителями, с друзьями, как отзываетесь о них в стенах дома. Пока ребенок маленький, ему больше неоткуда черпать информацию о мире, кроме как от вас, и потому дети так схожи со своими родителями — они учатся на их примере.

Ребенок многому учится за первые годы своей жизни, он подвижный и смышленый, поэтому ему нужно давать как можно больше шансов постичь этот мир, узнать его, в том числе и приобрести социально-нравственный опыт. И нет лучшего места для обогащения этого опыта, чем детские садики, где малыши учатся сотрудничать друг с другом, считаться не только со своими прихотями, но и с желаниями других.

Если фаза интеграции в начальном развитии крохи завершилась успешно, и он подготовлен к переходу в новый период его жизни, то поход в садик не станет для малыша кризисом. Но зачастую избежать «кризиса трех лет» получается не у многих, и личность, сформированная на примере семейных ценностей, претерпевает некое стрессовое изменение, поскольку теперь нужно подчиняться не только правилам, введенным дома, но еще и соответствовать требованиям воспитателя.

На данном жизненном этапе воспитанием личности ребенка занимаются несколько групп людей — ближайшее окружение (родители, бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры), воспитатели в детском саду и сверстники, с которыми ребенку теперь приходится встречаться каждый день. Для ребенка воспитатель становится равным по значимости родителям: ему нужно подчиняться, ему нужно угождать, его нужно слушаться, к нему можно прибежать за советом или пожаловаться.

В детском саду ребенок проходит те же 3 фазы развития личности, как и в первые 3 года жизни, только теперь их значение несколько изменяется.

Фаза адаптации все так же первична — ребенок усваивает новые нормы поведения в социуме, внутри группы, его поведение теперь должно быть одобрено не только родителями, но и воспитателем.

Старший дошкольник способен осознанно делать те или иные поступки, то есть уступать чем-то или делать что-то не очень ему нравящееся ради достижения определенной цели. Вот она, ступенька в эволюции личности — это цель! Ребенок либо видит цель, либо представляет её себе и вполне может объяснить, почему он поступил так или иначе для её достижения. Здесь мы можем наблюдать отголоски раннего дошкольного возраста, когда на формирование личности дошкольника большей степенью влияли родители. Ребенок, воспитывавшийся в доброжелательной семье, идет к своим целям через благородные дела — помочь маме по хозяйству, чтобы она поблагодарила его и купила понравившеюся игрушку. А ребенок, в семье которого царит злоба и недовольство, будет добиваться подарка путем капризов и истерик.

Наши дети в столь раннем возрасте уже стремятся быть не только похожими на нас, но и делать то же, что и мы — сами отдавать деньги продавщице, сами завязывать себе шнурки, сами наливать себе сок. Нужно нашим деткам давать шанс быть самостоятельными — разрешать им одеваться самим, справляться с той или иной ситуацией. Когда человек идет к своей цели, его моральный дух становится сильнее, поэтому самостоятельные дети становятся более сильными и достойными личностями, чем те, за которых везде и всегда все делают родители.

Малышам так важно, чтобы их рвение заметили, чтобы их похвалили. Первые 3 года жизни дети ждут похвалы от родителей, а когда идут в садик, то для них становится важной похвала еще одного человека-воспитателя . Детям важно установить и сохранить положительный контакт с окружающими, поэтому они с такой любовью делают родителям подарки, стараются хорошо себя вести, чтобы их хвалили, а не ругали. Именно поэтому малыш считается с мнением взрослых, старается получить оценку своих действий, пытается соответствовать правилам, установленным окружающими. Уже в 4 года ребенок прекрасно понимает, что такое вежливость, как она выражается и для кого безоговорочно нужна в первую очередь. Но малыш только тогда научится вежливости, если в его семье к старшим и к другим людям также будут относиться с вежливостью, да и к нему будут обращаться так же.

За первые 6 лет жизни ребенок успевает научиться большему, чем за всю следующую жизнь, поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент и воспитать в малыше достойную личность, которой можно будет гордиться.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!

А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.

Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Источник:
Развитие личности дошкольника
Может ли дошкольник быть личностью? Если мы говорим о 2-х летнем малыше, то его личность еще недостаточно сформировалась, а вот в более старшем возрасте, когда ребенок уже пошел в садик, когда он научился общаться со взрослыми и со сверстниками — вот тогда действительно просматривается личность дошкольника, и пускай она еще не настолько укреплена, и ей предстоит еще много трансформаций, но к 6-летнему возрасту мы уже может замечать определенные проявления характера и индивидуальности маленького человека.
http://www.gnomik.ru/articles/art-razvitie-lichnosti-doshkolnika/

Развитие личности дошкольника

В жизни ребенка старшего дошкольного возраста важное место занимает подготовка к школе. Где лучше проходить подготовку: в подготовительных классах при школе или в центрах развтия ребенка? В каком возрасте лучше начать систематическую подготовку к обучению: в 5 или 6 лет? Эти вопросы беспокоят как родителей, так и воспитателей. Ведь оттого, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит будущее благополучие ребенка в школьной и взрослой жизни, эмоциональное самочувствие не только ребенка, но и всех членов семьи.

Но, к сожалению, часто родители не понимают, что работа с дошкольниками не должна ограничиваться только развитием учебных качеств и умений. Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимы также психологическая и личностная готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.

Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами посеве. Они являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Неслучайно неорганизованные дети, не посещающие детский сад и в семьях которых не созданы соответствующие условия, отстают в своем развитии от сверстников.

Переход ребенка на более высокую ступень развития возможен лишь тогда, когда на предыдущем этапе сформированы необходимые для этого предпосылки, т.е. возрастные новообразования. Для этого взрослые (родители и педагоги) должны понимать возрастные закономерности психического развития, знать специфику возрастных этапов и возрастные новообразования, являющиеся основой для дальнейшего развился ребенка.

Понимание возраста было заложено в культурно-исторической концепции Л-С. Выготского. Он рассматривал данное понятие как особое сочетание внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период. Рассматривая психологический возраст как новый тип строения личности и деятельности, Л.С. Выготский характеризовал его с позиций тех изменений, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют внешнюю и внутреннюю жизнь ребенка и весь ход его развития в целом

Учение Л.С. Выготского продолжалось и дополнялось его последователями и учениками, В современной психологии под возрастом понимается конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей

Структура возраста включает ц себя следующие компоненты:

— социальную ситуацию развития;

— ведущий вид деятельности;

Социальная ситуации развития — главный компонент структуры возраста, характеризующий специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной средой. Она определяет то, как ребенок ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

Социальная ситуация развития ребенка старшего дошкольного возраста имеет свою специфику, так как в отличие от ребенка младшего и среднего дошкольного возраста у него растет не только стремление к самостоятельности, но и желание участвовать в жизни взрослых Старший дошкольник выходит за пределы своего семейного мира и активно начинает взаимодействовать с миром взрослых людей. Причем мир взрослых так интересует ребенка, что ом не может ограничиться только созерцанием, ему необходимо активно действовать в нем. Поэтому социальная ситуация, характерная для дошкольного возраста в целом и для этапа старшего дошкольного возраста в частности, называется «ребенок— общественный взрослый».

В отечественной психологии принято определение ведущего вида деятельности, данное А.Н. Леонтьевым : это деятельность, развитие которой обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития. А,Н. Леонтьев определил основные характеристики этого понятия. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития или которой ребенок отдаст больше всего времени. Это деятельность, в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются или перестраиваются психические процессы, происходят основные личностные изменения ребенка.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра- Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает прежде всего в игре: ребенок-дошкольник начинает учиться, играя. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника. Таким образом, характер ведущей деятельности определяет содержание основных новообразований старшего дошкольного возраста:

— развитие мотивацнонно-потребностной сферы;

— преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;

— развитие идеального плана;

— развитие произвольности действий.

На каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, т.е. ведущее для всего процесса развития. Вокруг него располагаются частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам познавательного и личностного развития ребенка. Процессы, которые связаны с центральным новообразованием, Л.С Выготский назвал центральными линиями развития,

Раскроем кратко основные новообразования психического развития ребенка старшего дошкольного возраста по двум направлениям: личностное развитие и познавательное.

Основные новообразования личностного развития дошкольника

1. Важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу старшего дошкольного возраста, является соподчинение мотивов.

2. Возникновение первичных этических инстанций. Формирование этических оценок и представлений идет по пути постепенного дифференцирования слитых воедино непосредственного эмоционального отношения и моральной оценки. Исходя из моральной оценки поступка взрослым, дошкольник устанавливает связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием, На основе этого ребенок относит свои поступки к хорошим или плохим.

3. Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Сначала ребенок учится правильно оценивать других, затем начинает сравнивать свои поступки, качества с возможностями, поступками других. К концу старшего дошкольного возраста ребенок начинает осознавать свое место среди людей и свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху или неудаче в деятельности. Содержанием самооценки является состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся н подчинении или неподчинении правилам поведения. Таким образом, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни и самосознанию

4. Произвольность повеления и возникновение воли как способности к управлению повелением. В старшем дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами. Ребенок начинает контролировать свое поведение, сравнивая его с образцом, т.е. возникает произвольное поведение. Появление воли связано с развитием целенаправленности действий, установлением отношения между целью и мотивом, возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий. На протяжении дошкольного возраста под влиянием взрослых ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. Но, хотя такое подчинение и возникает в дошкольный период, сформировано оно еще не полностью и требует подкрепления внешними обстоятельствами (в частности, присутствием взрослого).

Основные новообразования познавательного развития дошкольника

3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания н запоминания. Центральной психической функцией, определяющей в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов» является память. Именно благодаря ей происходят вес существенные изменения, характеризующие развитие познавательной сферы старшего дошкольника, В целом на протяжении всего периода преобладает непроизвольная образная память. Но постепенно с возрастанием регулирующей и планирующей функции речи» со становлением произвольных механизмов поведения в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность психических процессов. Сначала сознательная цель — сосредоточиться. запомнить что-то начинает выделяться ребенком в игре» затем под влиянием взрослых» при специальном обучении логическим приемам ребенок начинает сам управлять своим вниманием и памятью.

Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических периодов. В рамках стабильного периода происходит созревание психических новообразований, а в рамках кризисного — их актуализация, В период кризиса развитие ребенка принимает бурный и стремительный характер. Процессы перехода на новую возрастную ступень связаны с разрешением острых противоречий между сложившимися формами взаимоотношений с окружающими людьми и возросшими возможностями и притязаниями ребенка. Длительность и острота протекания кризисов зависят от индивидуально-психологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей семейного воспитания, характера педагогических воздействий

Негативизм, упрямство, конфликтность и другие негативные проявления, сопровождающие кризисные периоды, могут обостряться в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общении и деятельности и смягчаться при гибком и вариативном стиле взаимодействия с ним.

Кризис семи лет. В качестве психологического новообразования. выражающего сущность кризиса семи лет. Л.С. Выготский выделял «обобщение переживания» или «интеллектуализацию аффекта»- У детей данного возраста обобщение переживания выражается в потере непосредственности поведения. Манерничанье и кривляние связаны прежде всего с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает заранее подготовленную позицию. видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда неестественность поведения: неустойчивость, непоследовательность эмоций» беспричинные смены настроения.

В этот период возникают трудности в отношениях ребенка со и взрослыми. Ребенок не реагирует на просьбы и замечания взрослых. делает вид. что не слышит их. Наблюдается непослушание, споры с окружающими и возражения по всяким поводам. В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Прошлый детский опыт обесценивается и отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности, в привычной ситуации пытается нарушить выполнявшиеся ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли. Появляется интерес к внешнему виду и желание выглядеть взрослее .

Со временем поведение войдет в норму. Сформируется способность действовать не только под влиянием ситуации, ной внеситуативно, в соответствии с внутренней позицией, останется внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношений к жизненным ситуациям.

Перед современной психологией и педагогикой стоит задача разработки научных основ максимального использования всех видов деятельности для познавательного и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста. Значимым, на наш взгляд, является использование потенциала игровой деятельности как эффективного средства формирования основных новообразований в данном возрасте и как средства осуществления преемственного развития от дошкольного к начальному школьному этапу.

Источник:
Развитие личности дошкольника
Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста
http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/65-lichnostnoe-i-psixicheskoe-razvitie-doshkolnika/748-osobennosti-psixicheskogo-razvitiya-rebenka-starshego-doshkolnogo-vozrasta

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Мужчина близнецы кот Мужчина близнецы Совместимость мужчина Близнецы — женщина Козерог это пара которая имеет разные сексуальные представления.… (7)

Если мужчина рак обиделся Если мужчина рак обиделся Раки сами по себе очень чувствительные с резко переменчивым настроением. Они… (6)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (6)

Если мужчина признается в любви пьяный Если мужчина пьян и признаётся в любви, стоит ли верить?Если мужчина пьян и признаётся в… (6)

1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (6)

COMMENTS