Популярные записи:

500 причин почему я тебя люблю парню 100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (116)Что чувствует мужчина когда у него стоит Что чувствует мужчина когда у него стоит Всё зависит от того, в какой момент это… (27)Прикосновения мужчины к женщине значение Дотрагивание (значение прикосновений) Человеку нужно, чтобы до него дотрагивались, пишет в своей книге «Дотрагивание» антрополог… (26)Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (25)Нежные слова любимому парню своими словами 25 красивых пожеланий спокойной ночи любимому Если вы не стесняетесь выражать свои чувства к своему… (23)

Расстройство зрелой личности

F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых

F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых

Эта группа психических расстройств включает ряд поведенческих типов, которые имеют тенденцию к устойчивости и являются выражением характеристик свойственного индивидууму стиля жизни и способа отношения к себе и другим.

Некоторые из этих состояний и типов поведения появляются рано в процессе индивидуального развития как результат влияния конституциональных факторов и социального опыта, в то время как другие приобретаются позднее. Ранее расстройства зрелой личности рассматривались в рамках учения о писхопатиях

Психопатии — это стойкие патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью, главным образом, эмоционально-волевых свойств личности при относительной сохранности интеллекта.

Присущие психопатам патологические свойства характера являются ведущими в структуре личности и определяют неадекватность форм поведения в межличностных и других формах социальных отношений. При этом, неадекватность поведения проявляется не только в сложных, экстремальных ситуациях, но и в обычных, повседневных отношениях, носит демонстративный характер и всегда привлекает к себе внимание. Психопатия это не процесс, имеющий временные рамки, это патологическое состояние, динамика которого определяется периодами компенсации и декомпенсации психопатических свойств. Практический критерий психопатии таков: психопатическая личность это тот, кто от ненормальности своего характера страдает сам и заставляет страдать других. Диагноз психопатии ставится в том случае, если присутствуют три основных критерия предложенные Ганнушкиным.

1. Выраженность психопатологических особенностей характера до степени нарушения адаптации в среде (люди не удерживаются ни в одном коллективе, постоянные конфликты в семье, всегда есть кто-то, кого он может винить в своих неудачах).

2. Тотальность психопатологических нарушений составляющих психическую конституцию, т.е. склад личности. Патологические черты характера обнаруживаются везде и в обыденной обстановке и в экстремальной.

3. Относительная стабильность патологических черт характера, их малая обратимость на протяжении всей жизни.

В отличие от психозов при психопатиях отсутствует нозологическая динамика, прогредиентность, как это бывает при шизофрении, МДП, эпилепсии. Не наблюдается формирования слабоумия, т.е. интеллектуального снижения, и необратимого дефекта личности. От неврозов психопатии отличаются следующим: невроз- это срыв ВНД. При психопатиях свойства темперамента не укладываются в нормальные рамки изначально. Неврозы относительно просты и парциальны в сравнении с психопатиями.

Акцентуированные личности отличаются от психопатий тем, что имеют лишь отдельные психопатические черты характера, а не облик в целом. Акцентуации характера это то, что присуще людям, вполне приспособленным к повседневной жизни и справляющимися с профессиональными обязанностями. Акцентуированные личности выделяются определенными, особыми чертами характера и эксремальными эмоциями в трудных ситуациях, при адаптации к новой обстановке, в состоянии конфликта при отстаивании своих интересов. В обычных условиях поведение таких людей соответствует общепринятым социальным нормам. Т.о. акцентуации характера это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Психопатические личности составляют 3-5% среди населения. До последнего времени наиболее распространенной была классификация, предложенная Кречмером в 1930 г. Он выделял три типа психопатий, которые имели свои прототипы в виде нормального темперамента и свои последствия в виде определенного психического заболевания.

1. Шизотимики- замкнутые, отгороженные от реальности. Одиночество для них наиболее предпочитаемое состояние, внутренний мир богат, но туда никого не впускают. Кречмер образно сравнил их с римскими домами лишенными внешних украшений, окна закрыты ставнями, но внутри происходят грандиозные пиры.

2. Циклотимики- склонны к перепадам настроения, чувствительны чрезмерно к похвалам и упрекам. В поведении ориентируются на мнение окружающих.

3.Эпилептотимики — прямолинейные, упрямые, обостренное чувство собственной значимости, чрезмерный педантизм и настойчивость в достижении цели.

Ганнушкин к классификации Кречмера добавил типы антисоциальных псхопатов и конституционально глупых. Последние — это люди без чувства юмора, любят повторять избитые фразы, пошлости, с удовольствием сообщают некоторый объем информации, но не могут его проанализировать. Они склонны к резонерству.

По механизму возникновения выделяют ядерные психопатии или конституционные, они наследственно обусловленные.

Органические психопатии — в основе врожденная или рано приобретенная биологическая неполноценность, обусловленная органическими вредностями.

Краевые психопатии — ведущее значение в их формировании играет социальный фактор. Сам процесс Кербиков назвал патохарактерологическое развитие личности. Выделяют два основных механизма формирования патохарактерологических особенностей: фиксация характерологических и патохарактерологических реакций протеста, эмансипации, имитации и пр. и формирование неправильных черт характера, как результат неправильного воспитания, а также влияния хронической психотравмирующей ситуации.

Имеется определенная этапность в развитии патохарактерологического формирования и специфичность клинических проявлений в зависимости от возраста ребенка.

Классификация расстройств зрелой личности

F60 Специфические расстройства личности

F60.0 Параноидное расстройство личности

F60.1 Шизоидное расстройство личности

F60.2 Диссоциальное расстройство личности

F60.3 Эмоционально неустойчивое расстройство личности

F60.4 Истерическое расстройство личности

F60.5 Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство

F60.6 Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности

F60.7 Зависимое расстройство личности

F60.8 Другие специфические расстройства личности

F60.9 Расстройство личности, неуточненное

F61 Смешанное и другие расстройства личности

F62 Хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга

F63 Расстройства привычек и влечений

F3.0 Патологическая склонность к азартным играм

F3.1 Патологические поджоги (пиромания)

F3.2 Патологическое воровство (клептомания)

F3.8 Другие расстройства привычек и влечений

F64 Расстройства половой индентификации

F65 Расстройства сексуального предпочтения

F66 Психологические и поведенческие расстройства, связанные с сексуальныым развитием и ориентацией

F68 Другие расстройства зрелой личности и поведения у взрослых

Специфические расстройства личности

Специфическое расстройство личности — это тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтому диагноз личностного расстройства вряд ли адекватен до 16-17-летнего возраста. Общие диагностические указания, приложимые ко всем личностным расстройствам, представлены ниже; дополнительные описания приведены для каждого из подтипов.

Состояния, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям:

а) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям;

б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

в) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

г) вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости;

д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;

е) обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.009 сек.)

Источник:
F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых Эта группа психических расстройств включает ряд поведенческих типов, которые имеют тенденцию к устойчивости и являются выражением
http://studall.org/all-113149.html

Глава 8

E. Kretschmer считал аномалии характера результатом асинхронии развития, при которой некоторые черты характера развиваются чрезвычайно в связи с компенсацией недостаточности развития других психических функций. J. Price считал, что аномалии характера являются результатом искаженного развития функции доминантности в системе иерархии — это результат неверного осознания своего биологического ранга.

Общие диагностические указания для аномалий личности определяются как состояния, которые нельзя объяснить прямо обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством. Они должны соответствовать следующим критериям:

а) дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям;

б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

в) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

г) вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости, часто в позднем возрасте отмечается заострение личностных свойств;

д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения;

е) обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

Особенности воспитания и раннего развития, формирующие базовое недоверие к окружающим. Недоверие развивается в раннем детском возрасте как результат дистанцирования ребенка от матери, в итоге у него формируется диффузный страх, который в дальнейшем превращается в настороженное и недоверчивое отношение к окружающим. Характерен выраженный защитный механизм проекции.

Следует отличать от хронических бредовых расстройств, при которых возможно развитие паранойяльных моноидей. Однако при расстройствах личности подозрительность и тенденция к сверхценным образованиям отмечается уже с детского возраста.

Индивидуальная психотерапия, анксиолитики и малые дозы нейролептиков.

Генетическая предрасположенность и воспитание по типу «золушки», либо гиперопека при гиперпротективной матери и пассивном отце. Наиболее типичные случаи обусловлены воспитанием холодной и дистанцирующей матерью, которая в ущерб ребенку решает собственные проблемы. Ребенок в дальнейшем принимает данную модель воспитания и воспроизводит ее по отношению к своим детям.

Следует дифференцировать с развитием простой шизофрении и шизотипическим расстройством. Трудности заключены в том, что вышеуказанные расстройства могут также развиваться в постпубертате и диагноз во многом зависит от оценки возможностей социальной адаптации и степени выраженности эмоционально-волевых изменений.

Групповая терапия с акцентом на принятие самого себя и применение особенностей своей личности с максимальной пользой для себя и окружающих. Возможно применение малых доз атипичных нейролептиков, в частности рисполепта.

Воспитание по типу гипоопеки и безнадзорности, недостаток любви и внимания. Данное расстройство типично для семей, в которых преобладают криминальные личности, а также лица, употребляющие психоактивные средства. Они могут быть также среди семей, которые находятся в ситуации социально-экономического стресса, например, в результате экстремальной миграции из-за войн и конфликтов.

Следует дифференцировать с развитием простой шизофрении и шизотипического расстройства, а также хореей Гентингтона. Для шизофрении и шизотипических расстройств в этих случаях характерно сочетание эмоционально-волевых расстройств, которые могут сопровождаться криминальным поведением, и формальных расстройств мышления. При хорее наряду с асоциальным поведением, можно наблюдать гиперкинезы в моторике, эмоциональных проявляениях и мышлении.

Группы сверстников (группы самопомощи), в которых социальная изоляция и наказание будут отделены от помощи и общения. Поведенческая терапия типа «жетонной экономики», в структуре которой ассоциирована система поощрения и наказания. Возможно применение средств контроля над импульсами, в частности препаратов пития и карбамазепина.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности (F60.3).

Выделяется : импульсивный тип (F60.30) и пограничный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности (F60.31).

Генетическая почва и воспитание с недостатком внимания. Преобладают в семьях органиков, которые сами проявляют эмоциональную неустойчивость, дисфории и низкий порог агрессивного поведения. Характерно также для детей, которые воспитываются жестоким и декларативным отцом. У эмоционально неустойчивых личностей в детстве и подростковом возрасте также обнаруживается высокий фон органики и минимальной мозговой дисфункции.

Конфликтность и эмоциональная неустойчивость заметны с детства. Действия в период разрядки аффекта обычно не согласуются с обстановкой. Чрезвычайно нестойкий аффект (депрессии, раздражительность, тревога), настроение и поведение, приводящие к повторным саморазрушительным действиям, которые неадекватно связаны с внешним раздражением. На высоте эмоциональной разрядки возможно аффективное сужение сознания. Данные личности не переносят одиночества, вступают в случайные, часто сомнительные связи. В контактах то идеализируют, то обесценивают людей, в результате этого стойкие социальные связи не устанавливаются. Алкогольное опьянение протекает атипично, с агрессивностью и конфликтностью, высокая вероятность палимпсестов. Отмечается также подверженность зависимости от других психоактивных веществ.

При импульсивном типе преобладают эмоциональная неустойчивость и склонность действовать импульсивно, без учета последствий. Обычными являются вспышки жестокости и угрожающего поведения, особенно в ответ на осуждение окружающими.

При пограничном типе кроме эмоциональной неустойчивости отмечаются нарушение образа Я, намерений и внутренних предпочтений, а также чаще присутствуют суицидальные угрозы и акты самоповреждения. Высокий уровень самооценки не соответствует реальности и восприятию личности окружающими. В результате личность воспринимается как заносчивая и нетерпимая. Пациенты с эмоционально неустойчивым расстройством личности предрасположены к депрессивным эпизодам.

Следует дифференцировать с органическим расстройством личности, для которого характерны наряду с аффективной неустойчивостью дисмнестические нарушения, расстройства влечений и когнитивные нарушения.

Индивидуальная и групповая психотерапия, гештальт-терапия, поведенческая терапия и применение средств контроля над импульсами, в частности, препаратов лития и противосудорожных средств.

Расстройство, связанное с воспитанием по типу «кумира семьи» или в результате культивирования демонстративных черт в семьях, в которых родители пытаются в детях реализовать собственные претензии на лидерство. Чаще встречается у женщин.

Следует отличать от органических диссоциативных расстройств, характерных для некоторых эндокринных заболеваний, в частности, тиреотоксикоза и органических расстройств в результате черепно-мозговых травм. Эти расстройства характеризуются, кроме истерических характеристик, дисмнестическими, дисфорическими и астеническими состояниями, а также типичными данными дополнительных методов исследования (неврология, ЭЭГ, КТ).

Психоанализ, ориентированный на выяснении внутренних ощущений пациента, фармакотерапия. Терапия противопароксизмальными средствами, в частности дифенином и карбамазепином.

Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности (F60.5).

Генетическое наследование, жесткое воспитание, застревание на анальной стадии по Фрейду. Чаще встречается у мужчин.

Характерные черты личности — ригидность, упрямство, любовь к порядку, правилам, законам, опрятности, подробностям; стремление к совершенству (перфекционизм), препятствующее завершению задач. Ананкасты формальны, серьезны и лишены чувства юмора, гибкости и терпимости. Способны к длительной рутинной работе, если она не требует новшеств. В общении не способны к компромиссам и настаивают, чтобы окружающие также подчинялись их правилам. Из-за страха сделать ошибку они нерешительны и много раздумывают перед тем, как принять решение. Все, что угрожает изменением привычных стереотипов, вызывает тревогу, которая скрывается ритуалами. Часто появляются настойчивые и нежелательные мысли и влечения. Подвержены обсессивно-компульсивным неврозам и тревожно-фобическим расстройствам.

Логотерапия В. Франкла, психоанализ, клиент-центрированная терапия.

Подавляющий стиль воспитания, а также генетическая отягощенность тревожно-фобическими расстройствами. Депривация в раннем детском возрасте с сепарацией от матери, которая приводит к высокому уровню тревоги.

Основная черта — стеснительность. Жалобы на чувство напряженности и тяжелые предчувствия, крайняя чувствительность к отвержению, приводящая к социальной замкнутости. В период стресса характерно бегство. Боязнь выступать публично. Любой отказ воспринимают как оскорбление, в работе проявляют себя стеснительными и стараются угодить всем окружающим. Не желают вступать в отношения без гарантий понравиться. Их жизненный уклад ограничен из-за потребности в физической безопасности, они уклоняются от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критицизма, неодобрения или отвержения. В момент отвержения тревога генерализуется и может выступать как паническое расстройство.

Групповая терапия, помогающая выработать и закрепить новые формы поведения и реагирования, связанные с риском отвержения.

Критикующий, подавляющий стиль воспитания, застревание на оральной стадии психосексуального развития по Фрейду. Психологически соответствует зависимости от авторитета, декларируемых социальных ценностей, зависимости от психоактивного вещества.

Подчиняют свои собственные потребности потребностям других, вынуждают других брать на себя ответственность за наиболее важные события в их жизни, стремясь быть на вторых ролях, испытывают недостаток уверенности, ощущают дискомфорт в одиночестве. Становятся тревожными, если их просят взять на себя руководящую роль. Характерны пессимизм, сомнение, пассивность, страх обнаружить свои сексуальные и агрессивные чувства. Испытывают чувство неудобства и беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни, поэтому боятся быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе. Не могут принимать многие повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц.

Тренинг ассертивности (умения говорить «нет»), повышение самооценки в условиях групповой психотерапии.

Источник:
Глава 8
Читать "Глава 8. Частная психиатрия. Стр.76" Самохвалов В. П.
http://bookap.info/genpsy/samohvalov/gl76.shtm

Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых (психопатии)

Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых (психопатии)

РАССТРОЙСТВА ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ У ВЗРОСЛЫХ (психопатии) — аномалия развития личности с преимущественной недостаточностью в эмоционально-волевой сфере, стойкие нарушения адаптации в поведении, начинающиеся с детского и подросткового возраста и сохраняющиеся на протяжении последующей жизни. Этой аномалии характера, ведущего в структуре личности, по П.Б. Ганнушкину, свойственна триада: тотальность нарушений, их стойкость и выраженность до уровня социальной дезадаптации. При этом страдает сам человек с дисгармоничным складом личности и окружающие его люди. Субъекты с личностными расстройствами обычно склонны к отказу от психиатрической помощи и отрицанию наблюдающихся у них нарушений.

При расстройствах личности субъекты не освобождаются от уголовной ответственности (в судебно-психиатрической экспертизе), признаются негодными к службе в армии, в отношении их имеются ограничения в выборе профессии.

По имеющимся данным, распространенность этих расстройств составляет 2—5% среди взрослого населения, 4—5% среди госпитализированных в психиатрические больницы, преобладание среди психопатических личностей мужчин по сравнению с женщинами (2:1—3:1).

К возникновению расстройств зрелой личности и поведения у взрослых предрасполагают генетические, биохимические и социальные факторы.

Генетические факторы. Среди монозиготных близнецов конкордантность для личностных расстройств отмечена в несколько раз большая, чем для дизиготных. Особенности темперамента (характера), проявляющиеся с детства, более четко прослеживаются в подростковом возрасте: боязливые по характеру дети в последующем могут обнаружить поведение избегания. Небольшие нарушения органического характера со стороны центральной нервной системы у детей в последующем наиболее часты у антисоциальных и пограничных личностей.

Биохимические факторы. У лиц с импульсивными чертами часто отмечается повышение уровня гормонов — 17-эстрадиола и эстрона. Низкий уровень фермента моноами-ноксидазы тромбоцитов в определенной степени коррелирует с социальной активностью. Дофаминергические и серотонинерги-ческие системы оказывают активирующее влияние на психофизическую активность. Высокий уровень эндорфинов, способствуя подавлению реакции активации, встречается у пассивных, флегматичных субъектов.

Социальные факторы. В частности, несоответствие между темпераментом (характером) матери, обладающей чертами тревожности, и воспитательным подходом приводит к развитию у ребенка повышенной тревожности, большей подверженности его личностным расстройствам, чем в случае воспитания его спокойной матерью.

Акцентуации характера — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. При этом наблюдается избирательная уязвимость в отношении определенных психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Не менее 50% населения развитых стран обладают акцентуированными чертами характера. Степень выраженности расстройств личности (тяжелые, выраженные, умеренные) определяется степенью выраженности компенсаторных механизмов. Среди типов расстройств зрелой личности и поведения у взрослых выделяют следующие.

Шизоидное расстройство личности помимо общих диагностических критериев психопатий характеризуется ангедонией, когда мало что доставляет удовольствие, эмоциональной холодностью, неспособностью проявлять теплые чувства или гнев по отношению к другим людям, слабой ответной реакцией на похвалу и критику, незначительным интересом к сексуальным контактам с другим лицом, повышенной озабоченностью фантазиями, постоянным предпочтением уединенной деятельности, игнорированием доминирующих в обществе социальных норм и условностей, отсутствием близких друзей и доверительных связей.

Эмоционально-неустойчивое расстройство личности характеризуется выраженной тенденцией действовать импульсивно, без учета последствий, наряду с неустойчивостью настроения. Выделяют две разновидности этого личностного расстройства: импульсивный тип со вспышками жестокости и угрожающего поведения, особенно в ответ на осуждение окружающими; пограничный тип, которому свойственно хроническое чувство опустошенности, расстройство и неопределенность образа Я, намерений и внутренних предпочтений, в том числе сексуальных (фактор риска формирования сексуальных перверзий), склонность вовлечения в интенсивные и нестабильные взаимоотношения, чрезмерные усилия избегания уединения. Если такие лица остаются одни, могут быть суицидальные угрозы или акты самоповреждения из-за незначительной субъективной ценности жизни.

Истерическое расстройство личности характеризуется театральностью поведения, преувеличенным выражением эмоций, повышенной внушаемостью, поверхностностью и лабильностью эмоций, склонностью к перепадам настроения, постоянным стремлением к деятельности, при которой индивидуум находится в центре внимания, неадекватной обольстительностью во внешнем виде и поведении, повышенной озабоченностью по поводу своей физической привлекательности.

Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности проявляется чрезмерной склонностью к сомнениям и осторожности, озабоченностью деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками; стремлением к совершенству, препятствующим завершению задач; чрезмерной добросовестностью; скрупулезностью и неадекватной озабоченностью продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям; повышенной педантичностью и приверженностью социальным нормам (консерватизмом); ригидностью и упрямством; недостаточно обоснованными, по настойчивыми требованиями к окружающим поступать так, как это кажется правильно ананкасту; появлением настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.

Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности характеризуется постоянным общим чувством напряженности и тяжелыми предчувствиями и представлениями о собственной социальной неприспособленности, личностной непривлекательности, приниженности по отношению к другим; повышенной озабоченностью критикой в свой адрес, ее нежеланием вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться; ограниченностью жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности; уклонением от социальной или профессиональной деятельности из-за боязни быть критикуемым или отвергнутым.

Зависимое расстройство личности характеризуют активное или пассивное перекладывание на других большей части решений в своей жизни; подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит пациент и неадекватная податливость их желаниям; нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых пациент находится в зависимости; чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни; страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе; ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц.

Диссоциальное расстройство личности (антисоциальные психопатии — по П.Б. Ганнушкину, «тип врожденного преступника» — по Ломброзо) проявляется бессердечным равнодушием к чувствам других; грубой и стойкой позицией безответственности и пренебрежения к социальным правилам и обязанностям; неспособностью поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении; крайне низкой толерантностью к фрустрациям, а также низким порогом разряда агрессии, включая насилие; неспособностью испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания; выраженной склонностью обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.

Параноидное расстройство личности характеризуют: чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам; тенденция постоянно быть недовольным кем-то; подозрительность; воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанными с правами личности, что не соответствует фактической ситуации; возобновляющиеся неоправданные подозрения относительно сексуальной верности супруга или полового партнера; тенденция к переживанию своей повышенной значимости, что проявляется постоянным отнесением происходящего на свой счет, охваченность несущественными "законспирированными" толкованиями событий, происходящих с данной личностью.

Ставится на основании динамического наблюдения за поведением субъекта и результатов психологического тестирования.

Различные методы психотерапии, в состоянии декомпенсации биологические методы терапии (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы).

Психогенные патохарактершогичесние формирования личности у детей и подростков, заслуживающие внимания в силу социальной значимости и относительной частоты. В своем возникновении они связаны с хронической психотравмирующей ситуацией в микросреде и неправильным воспитанием. При неблагоприятном стечении обстоятельств патохарактерологическое формирование личности может привести к становлению «приобретенной» психопатии к 17—18 годам. При этом происходит закрепление личностных реакций (протеста, отказа, имитации, гиперкомпенсации и других характерологических и патохарактерологических реакций, возникающих в ответ на психо-травмирующие воздействия) и прямое стимулирование неправильным воспитанием нежелательных черт характера (возбудимости, робости, несдержанности и др.). Выделяют (по В.В. Ковалеву) следующие варианты: 1) аффективно-возбудимый; 2) тормозимый; 3) истероидный и 4) неустойчивый.

Детям и подросткам с аффективно-возбудимым вариантом психогенного патохарактерологического формирования личности свойственны склонность к аффективным разрядам (раздражения, гнева) с агрессивными действиями, неумение сдерживать себя, гневливость, оппозиционное отношение к взрослым, повышенная готовность к конфликтам с окружающими. Эти черты характера особенно часто формируются и закрепляются в условиях гипоопеки или безнадзорности (неполная семья, алкогольная или наркотическая зависимость родителей), при длительной конфликтной ситуации в микросреде (семье, школьном детском коллективе и др.). Ускоряет формирование патологических черт характера микросоциально-педагогическая запущенность, обусловленная уходами из школы, дома, пропусками занятий.

Для тормозимого варианта типичны неуверенность в себе, робость, обидчивость, склонность к астеническим реакциям. Возможны также неоткровенность, лживость, мечтательность. Данный вариант формируется в условиях неправильного воспитания типа «гиперопеки» с деспотизмом родителей, унижением ребенка, применением постоянных запретов и ограничений, физических наказаний.

Истероидный вариант проявляется демонстративностью, стремлением привлекать к себе внимание, эгоистической установкой. Он чаще формируется в семьях с единственным ребенком в условиях воспитания по типу «кумира семьи». Наиболее.предрасположены к нему дети с признаками психической незрелости.

Неустойчивый вариант характеризуется отсутствием волевых задержек, зависимостью поведения от сиюминутных желаний, повышенной подчиняемостью постороннему влиянию, нежеланием преодолевать малейшие трудности, отсутствием навыка и интереса к труду. Способствует его формированию «оранжерейное воспитание», когда ребенка с раннего детства ограждают от самостоятельного преодоления трудностей, выполняют за него все обязанности (уход за личными вещами, приготовление уроков, уборка постели и т.д.). Из-за незрелости эмоционально-волевых свойств отмечается повышенная склонность к имитации отрицательных форм поведения окружающих (уходы из школы, мелкое воровство, употребление спиртных напитков, психоактивных веществ и др.), когда присоединяются явления микросоциально-педагогической запущенности. В итоге — путь к правонарушениям.

Выделяют следующие этапы динамики патохарактерологических формирований личности: 1) характерологических и патохарактерологических реакций ( младший школьный возраст); 2) ведущего патохарактерологического синдрома (препубертатный возраст 10—12 лет); 3) пубертатного полиморфизма; 4) постпубертатной динамики. На последнем этапе либо завершается становление психопатической структуры личности, либо обнаруживается тенденция к сглаживанию патологических черт характера (депсихопатизации).

Благоприятной динамике способствуют разрешение психотравмирующей ситуации, появление новых интересов (учебных, профессиональных, сексуальных и др.), связанных с приближением физической, психической и социальной зрелости, выход из-под отрицательного воспитательного влияния семьи, появление более зрелого самосознания, критической оценки своих действий, направленных коррекционно-педагогических воздействий.

Источник:
Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых (психопатии)
Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых (психопатии) РАССТРОЙСТВА ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ У ВЗРОСЛЫХ (психопатии) — аномалия развития личности с преимущественной
http://wiki.103.by/view/rasstrojstva_zreloj_lichnosti_i_povedenija_u_vzroslh_psihopatii/

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как записать лучшего друга в телефоне Как в телефонной книге записать любимого человекаКак в телефонной книге записать любимого человека/мужа? У многих… (18)Если мужчина любит замужнюю женщину его поведение Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (15)Электрофорез с бромом Бром и препараты брома Соли брома при введении в организм стимулируют тормозные процессы в коре… (15)

COMMENTS