Работа психолога с агрессивными детьми

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Поиск

Проведение индивидуальной коррекционной работы с детьми является важным этапом в общей цепочке помощи ребенку, имеющему агрессивные особенности. Если психологу позволяет время работать с детьми индивидуально, то он добьется более качественного результата при последующем проведении групповой коррекции. Индивидуальная работа весьма полезна как для психолога, так и для ребенка.

У психолога появляется возможность:

  1. изучить причины возникновения агрессивных особенностей не только с использованием диагностических средств, но и в ходе коррекционной работы, то есть появляется возможность понаблюдать за проявлениями и изменениями в поведении ребенка в динамике;
  2. оказать психологическую помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах школьника (возникших вследствие травмирующих жизненных ситуаций, повлиявших на появление отрицательных особенностей в поведении ребенка), что невозможно при работе с группой;
  3. сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребенок в группе, и, исходя из этого, адаптировать программу с учетом его индивидуальных особенностей.

У ребенка появляется возможность:

  1. ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы;
  2. получить мотивацию к внутренним изменениям;
  3. отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях.

В индивидуальной работе психолог может применять различные формы игровой, арт- и сказкотерапии. Эти методы помогают ребенку пережить некогда подавленные чувства. Так, сказкотерапия дает возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутридичностные конфликты и успешно разрешить их. В соответствии с возрастом дети в доступной форме получают психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживаниями вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также дает возможность выразить свои эмоции с помощью образов, символов, а значит, и освободиться от гнетущих эмоций.

Иначе говоря, доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное — внимание к ребенку, помогают ему принять себя и мир, который его окружает.

Содержание индивидуальных занятий с детьми целесообразно строить в соответствии с четырьмя стадиями отреагирования гнева, которые выделяет В. Оклендер (2000):

При проведении индивидуальной коррекционной работы психолог ставит перед собой задачи в зависимости от эмоционально-волевых и поведенческих особенностей ребенка, которые были определены в диагностическом обследовании.

Таблица 1 Задачи и способы коррекционной работы в зависимости от психологических особенностей ребенка

Наличие агрессивных действий в поведении

Предоставлять возможность для отреагировакия агрессии. На стадии отреагирования гнева необходимо помочь ребенку высвободить истинные переживания (боль, обиду), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Необходимо помочь ребенку изменить взгляд с травмирующего и негативного на более позитивное восприятие ситуации в целом

самоконтроль, импульсивность поведения

Обучать детей самоконтролю и рефлексии своего поведения (не обязательно агрессивного). Обучение приемам саморегуляции, самообладания

детям справиться с

правил (навыков) в

Склонность искать причины трудностей во внешних обстоятельствах, а не в себе

Учить детей принимать на себя ответственность за собственные действия

Неумение сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей

Необходимо специально обращать внимание на умение ждать. Обучать способам выражения гнева в приемлемой форме

Неумение задумываться над последствиями своих поступков

Полезно обсуждать с ребенком причины, вызвавшие агрессивные действия, и их последствия.

Учить сочувствовать другим детям и взрослым, ставить его в ситуацию оказания помощи окружающим. Обучать конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации

— работа с рисунка

дения через ролевую

Неустойчивый образ Я

Детям необходимо создавать ситуации успеха и использовать другие средства, направленные на усиление Я. Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии

(игры с карточками);

— изображение различных предметов и

составление рассказов от лица этих явлений;

— методика «Как ты

Источник: Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с. — (Психологическая работа с детьми).

Рекомендации

Уважаемые пользователи и посетители сайта!

Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.

Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).

Как работать с агрессивным ребенком?

Разместил: AlathAtorma Дата: 2009-06-22 21:25

Комментарии: (0) Рейтинг:

-стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека)

— повсеместная демонстрация сцен насилия (сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствующие повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.)

— нестабильная социально- экономическая обстановка;

— индивидуальные особенности человека;

— социально-культурный статус семьи.

— постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и у которых «заражается» их агрессивностью.

— проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира.

— длительные или частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства.

— унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей, учителей.

— взаимодействие во время игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которых дети узнают о преимуществах агрессивного поведения.

Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети склонные к агрессии, отличаются от сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

1. косвенная вербальная агрессия.

Направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях.

— демонстративный крик, направленный на устранение сверстника

2. Прямая вербальная агрессия.

Представляют собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными детскими формами прямой вербальной агрессии являются:

1. Косвенная физическая агрессия.

Направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия.

— разрушение продуктов деятельности другого;

— уничтожение или порча чужих вещей.

2. Прямая физическая агрессия.

Представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:

— символическая агрессия подразумевает угрозы и запугивание,

-прямая агрессия-непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок и т.д.

Среди чаще всего встречающихся причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

— привлечение к себе внимания сверстников;

— ущемление достоинств другого, с целью подчеркнуть свое превосходство;

-стремление быть главным;

— стремление получить желаемый предмет.

-на окружающих людей вне семьи;

— только на близких людей;

— на себя (свое тело и личность);

— на внешние физические объекты (например поедание несъедобного);

— на символические и фантазийные объекты ( в форме рисунков, увлечение играми агрессивного содержания).

1. Несоциализированные формы агрессивного поведения ( не имеют целью причинение ущерба другому человеку, а также не носят враждебного характера).

2. Социализированные формы агрессивного поведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).

Поэтому ведущей задачей консультанта является определение доминирующих мотивов агрессивного поведения, его направленности.

Так же для работы с агрессивными детьми необходимо знать их характерологические особенности:

1. Воспринимают большой круг ситуаций в качестве угро¬жающих, враждебных по отношению к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со сто¬роны окружающих.

4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имуще¬ства и т. п.) отсутствует чувство вины либо вина проявле¬на очень слабо.

7. Склонны не брать на себя ответственность за свои по¬ступки.

8. Имеют ограниченный выбор реакций на проблемную си¬туацию.

9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рас¬сеянное внимание, слабую оперативную память, неу¬стойчивое запоминание.

14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15. Положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию чувствуют собственную значимость и силу.

-имеют высокий уровень личностной тревожности;

-имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;

-чувствуют себя отверженными.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выпол¬нять просьбы взрослых.

4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мнительны.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновре¬менно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. Таких детей можно называть агрессивными.

1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).

2. Инициируют драки.

3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.

4. Жестоки по отношению к людям и животным (намерен¬но причиняют физическую боль).

5. Воруют у человека, который не нравится.

6. Намеренно портят имущество.

7. Шантажируют, вымогают.

8. Отсутствуют дома ночью без разрешения родителей.

9. Сбегают из дома.

10. Не ходят в школу, либо выгнаны из школы.

В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение 6 и более месяцев одно¬временно проявляются как минимум 3 критерия.

По мнению большинства специалистов, одним из источников проявления агрессивности у детей и подростков является семья.

Влияние семьи на ребенка:

— негативная оценка ребенком происходящего в семье;

— возраст ребенка ( чем меньше возраст, тем больше риск негативного воздействия деструктивного семейного фактора)

— длительность и сила психотравмирующего фактора (длительное негативное воздействие на ребенка)

— биологические и конституционные предпосылки;

Работа психолога с родителями агрессивного ребенка:

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему:

2.Показать ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям.

3.Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4.Представить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, переживания.

5.Обучать консультативным способом выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей

Коррекция агрессивного поведения должна носить системный, комплексный характер, предусматривать проработку каждой характерологической особенности данного ребенка.

По Т.П. Смирновой существует 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу:

1.Снижение уровня личностной тревожности.

2.Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

3.Развитие позитивной самооценки.

4.Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуа¬ции в целом.

5.Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивны¬ми эмоциями.

6.Обучение ребенка конструктивным поведенческим реак¬циям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

1.Развитие умения понимать состояние другого человека;

2.развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме

3.Обучать способам снижения напряжения;

4.Развивать навыки общения;

5.Формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.

Существуют специальные упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и спосо¬бы:

1.комкать и рвать бумагу;

2.бить подушку или боксерскую грушу;

4.громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

5.пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.);

6.написать на бумаге все слова, которые хочется ска¬зать, скомкать и выбросить бумагу;

7.втирать пластилин в картонку или бумагу;

8.использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).

«Письма гнева» (для детей старше 9 лет)

1. Психолог просит ребенка подумать о том человеке, кото¬рый вызывает у него злость и активное неприятие, а так¬же о тех ситуациях, связанных с этим человеком, где дан¬ное чувство проявлялось особенно остро.

2. Психолог просит ребенка написать письмо этому челове¬ку (чаще это один из родителей или оба родителя, одно¬классник, педагог).

Пусть в этом письме ребенок честно и искренне расска¬жет, что он переживает, когда видит этого человека, когда слышит упреки, замечания, а возможно, и оскорбления в свой адрес, что ему хочется сделать в ответ.

Важно, чтобы ребенок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (предупредите ребенка, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не прочтет).

3. После того, как ребенок напишет письмо, его спрашива¬ют, что ему хочется сделать с ним: разорвать, скомкать, сжечь, просто выбросить, привязать к ниточке улетающе¬го воздушного шарика и т. п. Важно не предлагать ребен¬ку варианты действий, а услышать его желание. Часто дети хотят уничтожить письмо, символически освобож¬даясь от негативного чувства.

4. Необходимо обсудить с ребенком:

— трудно ли ему было писать письмо;

— все ли он высказал или что-то осталось невысказанным;

— изменилось ли его состояние после написания письма.

(можно выполнять как в группе, так и индивидуально)

1. Психолог просит детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем просит их подумать о той ситуации (челове¬ке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

2. Психолог просит их сосредоточиться на своих ощущени¬ях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.

3. Затем просит их встать (если они сидели) и начать совер¬шать движения таким образом, чтобы максимально вы¬разить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувст¬ва (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.

4. Психолог обсуждает с детьми:

— в чем они испытывали затруднение;

— что они чувствовали во время выполнения упражнения;

— изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.

(лепка гнева из пластилина, глины; выполняется индивидуально)

Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

1. Психолог просит ребенка подумать о той ситуации (чело¬веке), которая вызывает максимальное чувство гнева, аг¬рессии с его стороны.

2. Психолог просит ребенка отметить, в каких частях (час¬ти) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсуждает это с ребенком.

3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, его спрашивают: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты изобразить его в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?»

4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:

— что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;

— может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);

— изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок.

5. Далее ребенка спрашивают, что ему хочется сделать с

Т. П. Смирнова отметила, что некоторые дети мнут рису¬нок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей говорят, что их «рисунок уже стал дру¬гим». В этом случае стоит попросить ребенка изобразить из¬мененный вариант и также обсудить его с ребенком:

— что он чувствует, когда рисует новый вариант;

— может ли он поговорить от лица нового рисунка;

— каким стало его состояние теперь.

6. Т. П. Смирнова пишет (по И. Фурманову), что часто дети

в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии)

начинают высказывать все, что они думают по поводу

своей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им,

поскольку чем полнее они выскажутся, тем более это бу¬дет способствовать изменению образа в позитивную сто¬рону, а следовательно, позитивному изменению их эмо¬ционального состояния в целом.

1.Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков/ СПб: Речь 2004

2.Рожков О. П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет/ М-Воронеж 2007

3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников, диагностика, проблемы, коррекция/М: Владос 2005

4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/ Ростов-на-дону «Феникс» 2005

КАК РАБОТАТЬ С АГРЕССИЕЙ

Указанные в схеме причины, виды, формы и последствия агрессивных действий могут, по-видимому, подсказать психологам и те приемы, которые можно использовать для работы с агрессивными детьми.

Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. При этом можно достаточно жестко пресечь агрессивные действия или (если это не повлечет серьезного вреда для самого ребенка и окружающих) игнорировать эти действия, не попадаясь на уловку.

Если агрессия выступает как проявление садомазохистских наклонностей, то работу психолога следует проводить совместно с психотерапевтом и психиатром.

Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

1) обучение детей контролю за своими эмоциями и способами отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих людей (эта стратегия используется, если агрессия проявляется в прямой форме). Например, нужно учить ребенка преобразовывать прямую агрессию в косвенную с помощью предметов-заменителей, выплескивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом, подвижные игры, проявление символической агрессии;

2) развитие у ребенка умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание медитативной, спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т.п.);

3) обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству (такая стратегия разрабатывается в гуманистическом подходе). В результате этих действий происходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов в будущем.

Используйте «я-послания», избегая «ты-осуждений», то есть сообщайте о своем чувстве, не обвиняя партнера, а делясь с ним переживанием.

Осуществляйте «мы-подход», говорите о вашей с партнером («нашей»!) ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант, дайте партнеру свободу выбора.

Говорите открыто, дружелюбно, искренне; будьте «конгруэнтны» — ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.

Выражайте свою эмоцию, отражайте ее, не пытайтесь занять позу всепрощения, если она не отвечает вашим подлинным переживаниям.

Однако самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) — это главное условие предотвращения агрессивности.

Работа психолога с агрессивными детьми в детском саду

Трудных детей не бывает.

Это мы делаем их трудными.

Анализ основных причин, ведущих к становлению агрессивного поведения ребенка, позволяет с большой уверенностью предполагать, что решающее значение здесь играет семейная среда и воспитание. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он начинает искать способы привлечения внимания, не всегда понятные родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено, чаще это защитные реакции. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому основной задачей педагогов, специалистов и родителей является оказание посильной и своевременной помощи ребенку-дошкольнику. Именно поэтому возникла необходимость в разработке курса коррекционных занятий, способствующих оказанию психолого-педагогической помощи детям 5-6 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.

Цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи:

  • Развитие умения понимать состояния другого человека;
  • Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
  • Обучение способам снятия напряжения;
  • Развитие навыков общения;
  • Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Первым шагом в работе с данной категорией детей стало выяснение возможных причин агрессивного поведения. Для сбора наиболее полной информации о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах использовались следующие диагностические методы: 1. Анкета для воспитателей (Лаврентьев Г.П., Титаренко Т.М., 1992); 2. Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля; 3. Тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях; 4. Тест «Руки» (Hand-Test) Э.Вагнера; 5. Анкета «Признаки агрессивности»; 6. Тест «Несуществующее животное». Данные диагностические методики с большей вероятностью позволяют разобраться в причинах агрессивного поведения ребенка и наметить дальнейшую работу с ним.

Методические рекомендации к проведению занятий.

Подгрупповые занятия для детей 5-7 лет. Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек. Периодичность занятий один раз в неделю, продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут. В состав коррекционной группы кроме агрессивных детей могут входить и неагрессивные. Общаясь со сверстниками, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а, видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети начнут понимать, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.

Структура занятий. Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Я предлагаю несколько вариантов начала коррекционного занятия, но можно использовать и другие.

Волшебный клубочек. Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.

Доброе животное. Участники встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.

Дружба начинается с улыбки. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Комплименты. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное». Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия — это совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего цикла (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, психогимнастика, дискуссии, имитационные игры, примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

Рефлексия занятия — оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему; смысловая — почему это важно, зачем мы это делали).

Окончание занятия — это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим. Примерные варианты таких ритуалов:

Круг друзей. Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Эстафета дружбы. Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Солнечные лучики. Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Речевка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо. Будет радостно, светло!

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

  • обеспечение психологического комфорта;
  • уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
  • предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами ребенка;
  • соблюдать равенство и сотрудничество с детьми (взрослый — образец творческого поведения);
  • не фиксировать внимание на неудачах (сохранение положительного представления ребенка о себе);
  • использовать разные формы вербальной и невербальной поддержки (поощрение словом, улыбкой, подбадривающим пожатием руки, поглаживанием по голове).

Важным условием повышения эффективности коррекционно — развивающей работы является активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателей — родителей — специалистов ДОУ. Это предполагает консультативно — педагогическую помощь родителям агрессивных детей, а также рекомендации воспитателям по планированию работы с данной категорией детей в группе.

Тематику занятий можно расширять и дополнять с учетом проблем конкретных детей. (Приложение 1)

Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные и один — нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).

Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Нужно быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к эмпатии. Расширять поведенческий репертуар ребенка. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. Учить брать ответственность на себя. Вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Источники:
Ваш психолог
Организация индивидуальной работы с агрессивным ребенком
http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/1482-organizacziya-individualnoj-raboty-s-agressivnym-rebenkom
Как работать с агрессивным ребенком
Психология — МПГУ (МПГИ) — Дошкольный факультет
http://pishem.net/page-id-220.html
КАК РАБОТАТЬ С АГРЕССИЕЙ
КАК РАБОТАТЬ С АГРЕССИЕЙ Указанные в схеме причины, виды, формы и последствия агрессивных действий могут, по-видимому, подсказать психологам и те приемы, которые можно использовать для работы с
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200101807
Работа психолога с агрессивными детьми в детском саду
Урок помогает детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/615010/

(Visited 9 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Не могу без тебя смс Небо - это ты! Не могу без тебя дышатьНебо - это ты! Не могу без… (2)

Необычные приглашения на свадьбу Наши услуги / Приглашения. Полиграфия В данном разделе представлено подробное описание наших свадебных приглашений. Для… (2)

Муж не звонит из командировки Долгие командировки мужаА Вы ждали бы своего мужа из долгих командировок? У моей золовки муж… (2)

Какие серьги в моде Модные женские серьги 2017 дополнят образ, добавляя ему каплю утонченного шика, эпатажа или романтизма. Мода… (2)

Как быть счастливой в браке 10 советов, как стать счастливой в браке Однако зачастую женщина неверно себя оценивает и потому… (2)

COMMENTS