Популярные записи:

Лучший омолаживающий крем для лица Крем для омоложения лица рейтинг и рецепты в домашних условиях Омолаживающий крем для лица играет… (7)женские замшевые сапоги Женские замшевые зимние сапоги Женщин в замшевых сапогах можно увидеть в любую погоду, даже холодной… (4)Если пьяный мужчина говорит что любит Пьяный говорит, что любит, а трезвый не говоритСпрашивает: Татьяна Категория вопроса: Отношения Ответов на сайте:… (4)Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (4)Девичьи секреты Девичьи секретыО чем могут быть девичьи секреты? Ну, конечно же, о любви, которую любой человек… (3)

Психология воздействия в общении

Психологические способы воздействия в процессе общения. Приемы повышения эффективности общения

К основным психологическим способам воздействия в процессе общения относят убеждение, внушение, психическое заражение, под­ражание.

Под убеждением понимают способ воздействия на сознание личнос­ти через обращение к ее собственному критическому суждению. Убеж­дающее воздействие произойдет тем успешнее, чем больше высказанное мнение отвечает потребностям и мотивам данного человека, и будет стой­ким, если окружающая действительность подтверждает содержание вос­принятой информации. При этом, если высказываемая мысль расходится с уже сформировавшимися установками убеждаемого человека, жела­тельно, чтобы он убедился в негативности последних.

Таким образом, процесс убеждения состоит из двух этапов. На пер­вом этапе, апеллируя к логической сфере собеседника, доказывается объективная и субъективная несостоятельность его точки зрения, т. е. что его установки не отвечают интересам общества (референтной груп­пы или иной общности людей), а также личным интересам.

На втором этапе аналогично доказывается объективная и субъектив­ная значимость высказанной точки зрения, являющейся новой для со­беседника.

Противоположным убеждению по своему механизму является вну­шение — процесс психического влияния на человека при ослабленном контроле его сознания и некритической оценке содержания воспринима­емых сообщений. Эффективность внушения определяется:

— свойствами внушающего (социальным статусом, обаянием, воле­вым, интеллектуальным и характерологическим превосходством);

— особенностями человека, подвергающегося внушению (степенью внушаемости, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, чув­ством собственной неполноценности);

— взаимоотношениями партнеров по общению (доверием, зависимо­стью и т. п.).

Степень внушения повышается с увеличением количества людей в группе, а также с уменьшением их возраста.

Психическое заражение основано на неосознаваемой, непроизволь­ной склонности индивида к определенным психическим состояниям. В результате наблюдается эффект многоразового взаимного усиления эмоционального влияния партнеров по общению по модели обычной цеп­ной реакции. Это явление сопровождает массовые акции, публичное вос­приятие ораторских выступлений, произведений искусства. При этом его эффект будет тем больше, чем больше величина аудитории и степень эмо­ционального напряжения человека, влияющего на аудиторию. Важную роль в процессе заражения играет также общность оценок и установок людей (например, подобный настрой людей, пришедших на концерт лю­бимого артиста или “поболеть” на стадионе за любимую команду).

Подверженность психическому заражению зависит и от общего уров­ня развития личности, и прежде всего от самосознания людей, составля­ющих аудиторию.

Особой ситуацией, усиливающей влияние через заражение, является паника, возникающая вследствие потрясения и восприятия ситуации как кризисной. Причинами возникновения паники могут быть явления, ве­дущие к физическому ослаблению людей (утомление, депрессия, голод, опьянение и т. п.), а также сильное удивление, осознание бессилия перед опасностью, дефицит или избыток информации.

В определенной степени формой внушения, сопровождаемого явле­нием психического заражения, являются слухи — ничем не подтверж­денные сообщения о якобы происшедших событиях. Возникают они, как правило, в условиях дефицита важной информации.

Подражание направлено на воспроизведение индивидом опреде­ленных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступ­ков. Под его влиянием формируются не только простейшие привычки деятельности, но и духовные ценности, идеи, вкусы, манеры поведения. Особенно большое значение подражание имеет на ранних этапах ста­новления и развития человека.

В какой-то мере проявлением подражания является мода (от лат. modus — норма, правило, мера) — форма стандартизированного мас­сового поведения людей, которое возникает стихийно, под влиянием настроения, вкусов, увлечений, преобладающих в обществе.

Подражание моде приводит к определенной стандартизации поведе­ния, делает человека похожим на других. Вместе с тем разумное подра­жание моде освобождает человека от необходимости тратить энергию в сфере быта, тем самым сберегая силы для реализации других дел, твор­ческой активности.

Таким образом, основным признаком общения в случае внушения, заражения и подражания является то, что личность воспринимает инфор­мацию с малой степенью осознания. Особенно сильно эти воздействия регулируют поведение личности в стихийных группах.

Любому человеку важно не только знать сущность и механизмы про­цесса общения, но и владеть практическими приемами повышения его эффективности.

К таким приемам относят, в частности, формирование аттракции (от лат. attrahere—привлекать, притягивать) — возникновение при воспри­ятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Известно, что способность сознания человека не позволяет ему вос­принимать и перерабатывать всю информацию, воспринимаемую ор­ганами чувств. Часть сигналов, поступающих из окружающего мира, в частности от собеседника, человеком не осознается. Если при этом сиг­налы удовлетворяют неосознаваемые на данный момент потребности партнера по общению (в безопасности, престиже и т. д.), возникают положительные эмоции и, как следствие, более положительное отноше­ние к собеседнику.

В общении представляется возможным осознанно посылать сигналы, значимые для неосознаваемых потребностей партнера по общению, и, таким образом, осознанно формировать соответствующее эмоциональ­ное отношение к себе. К приемам формирования аттракции относят:

— “имя собственное” (при обращении к собеседнику называть его имя или имя-отчество), в основе которого лежит удовлетворение неосознаваемой потребности в престиже (в силу нераздельности имени и личности человека);

— “зеркало отношений” (при общении с собеседником сохранять на лице доброе, приятное выражение, легкую улыбку), основанный на удовлетворении потребности в безопасности в силу установки: “Лицо — зеркало души”;

— “золотые слова” (небольшое преувеличение каких-либо положи­тельных сторон человека, комплимент), основанный на удовлет­ворении неосознаваемых потребностей в безопасности, престиже и самоактуализации;

— “личная жизнь” (вести разговор в русле интересов собеседника), в основе которого лежит удовлетворение неосознаваемой потреб­ности в престиже;

— “терпеливый слушатель” (выслушивание проблем собеседника, не прерывая его), основанный на том же механизме, что и преды­дущий прием.

Использование этих приемов, как правило, независимо от воли чело­века формирует чувство симпатии, притяжения (аттракции) к партнеру по общению.

Психологическое воздействие

Что греха таить, мы все недолюбливаем психологов, объясняя это нежеланием раскрываться перед чужим человеком. А кроме того, у многих существует страх перед психологическим воздействием в процессе общения со специалистом, кто знает какие установки он способен внедрить в сознание? И в какой-то мере это опасение обоснованно, так как речь является мощнейшим инструментом воздействия, другое дело, что психологу незачем производить какие-либо внушения без ведома пациента. Но умение распознать признаки психологического воздействия могут пригодиться в массе других случаев. Так давайте разберемся с этим вопросом, чтобы не стать игрушкой в руках недоброжелателей.

Человек не живет в вакууме, поэтому влияние на него оказывают не только близкие люди и врачи, но и мимолетные знакомые, художественная литература и СМИ. Последние особенно часто используют психологические модели убеждающего воздействия, которое приносит свои плоды – множество людей (особенно это касается старшего поколения) слепо верят всему, что транслируется центральными телеканалами. Но кроме убеждения существуют и другие способы влияния, использование которых в правильных пропорциях может привести к ошеломляющим результатам. Рассмотрим подробнее каждую технику психологического влияния.

Для лучшего психологического воздействия могут использоваться особые звуки, цвета, запахи. Сами по себе эти приемы не смогут оказать сильного влияния, но могут поспособствовать созданию более приятной атмосферы, что значительно упростит задачу манипулятору. К примеру, психологическое воздействие цвета очень активно используется маркетологами, которые окрашивают товары в наиболее привлекательные для покупателя оттенки. К сожалению, назвать общий признак, говорящий о влиянии такого рода невозможно, требуется рассматривать каждую ситуацию отдельно.

Психология воздействия в общении

Воздействие всегда реализуется в общении, будь то обычный разговор или — в случае манипулирования общественным сознанием в коллективе — в прослушивании лекции, или же в форме прочитывания какого-либо текста.

Для психологов представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека — ее взаимоотношение с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.

Большинство психологов рассматривают речь как речевую деятельность, проявляющуюся или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования», или «речи про себя»), реализации и контроля.

Специфика речевого действия в сравнении с другими видами действия формируется следующим образом:

Речевое действие всегда коммуникативно (от лат, соmmunico — делаю общим, связываю) и может быть всегда понято и интерпретировано;

Оно осуществляется с помощью элементов знаковой системы,

Оно происходит во взаимодействии с другими типами действия;

Речевое действие выполняет когнитивную (от лат. cognitio — знание) функцию; в ходе его планирования и реализации протекают определенные мыслительные и оценочные процессы.

Речевое действие вообще складывается из ряда компонентов: самого события высказывания, акта выражения определенного намерения, условий реализации акта выражения мысли, последствий реализации этого акта. Всеми этими процессами занимается риторика.

В определении данного понятия можно выделить три аспекта. Первая группа определений, условно называемая греческой, трактует риторику как «искусство убеждать»; вторая, связанная с особенностями римской цивилизации, как «искусство говорить хорошо». Третье определение, характерное для средневековья и начального периода Возрождения, трактует риторику как «искусство украшать (речь)». Следует заметить, что эти определения отражают риторику лишь с разных сторон.

В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия. В основе ее лежат следующие категории: культура и чистота речи, ее стиль, театральность и манерность, понимание, интеллект, воля, а также социальная установка.

Объект классической риторики — монологическая речь. В ней решение сверхзадачи (влияние на систему убеждений другого человека) упрощается из-за единственной цели и однонаправленности коммуникации. В диалоге, как и в любой форме интеракции (от англ. interaction — взаимодействие), коммуникативные шансы симметричны, поэтому воздействие имеет более сложную направленность.

Монологическую речь иногда называют ораторской. Аристотель выделял три типа речей, называемых «ораторскими жанрами». Эпидейктическая, или демонстративная, речь порицает или восхваляет; относится к настоящему и поэтому должна оперировать исключительно фактами; произносится, как правило, на торжественных собраниях в учреждениях. Речь делиберативная построена в форме совета, который оратор дает индивиду или коллективу, и относится к будущему; в современной практике почти целиком принадлежит прессе. Юридическая речь посвящена защите или обвинению; относится к прошедшему; произносится, как правило, в суде.

«По мнению софистов, — говорил Сократ, — тому, кто собирается стать хорошим оратором, совершенно излишне иметь истинное представление о справедливых и хороших делах или о людях, справедливых или хороших по природе либо по воспитанию». Результат такой позиции прискорбен: «В судах решительно никому нет никакого дела до истины, важна только убедительность, — констатирует Сократ. — А она состоит в правдоподобии, на чем и должен сосредоточить свое внимание тот, кто хочет произнести искусную речь. Иной раз в защитительной и обвинительной речи даже следует умолчать о том, что было в действительности, если это неправдоподобно, и говорить только о правдоподобном: оратор изо всех сил должен гнаться за правдоподобием, зачастую распрощавшись с истиной».

Понятие «убедить другого» освещается в классической риторике с непременным давлением, использованием «страстей» и т. д. Убеждение достигается через консенсус, т. е. принятие большинством людей высказываний гипнотизера. Понятие консенсуса содержит, конечно, и определенную меру лукавства, поскольку вращается в очень широком диапазоне между «убедить» и «уговорить». Не случайно любое эстрадное выступление гипнотизера начинается с истории гипнологии и описания способностей некоторых людей через слово воздействовать на других.

Эти приемы многообразны. В отличие от непроизвольной логической ошибки — паралогизма, — являющейся следствием невысокой логической культуры, софизм — это преднамеренное, но тщательно замаскированное нарушение требований логики. Вот пример довольно простых софизмов: «Лекарство, принимаемое больным, есть добро; чем больше делать добра, тем лучше; значит, лекарство нужно принимать в больших дозах».

Если рассматривать дар красноречия как некую абстрактную, лишенную нравственного содержания категорию, то к числу выдающихся ораторов всех времен и народов, несомненно, можно отнести Гитлера, Муссолини и т. п. Вспомним, до какого состояния массовой истерии доводили они слушателей, используя полный набор демагогических приемов и психологических трюков. Можно вспомнить и неистового Савонаролу, под влиянием речей которого бросал в костер свои полотна великий Боттичелли.

Очевидно, что слово способно подвигать в равной степени, как на правое, так и на неправое дело. В любом случае направленность ораторского дара, несомненно, зависит от нравственного потенциала личности. Однако хочется отметить, что многие эстрадные гипнотизеры действовали по наитию, общая одаренность, талантливость натуры позволили им проявить себя в этом непростом деле. Самых блестящих результатов достигает тот, в ком сочетаются природный ум, глубокие познания, широта кругозора и, безусловно, свободное и органичное владение всеми приемами ораторского искусства.

Известный французский моралист XVIII века, мастер афористического жанра Вовенарг писал о красноречии: «Чтобы говорить изысканно, довольно капельки воображения, памяти и обходительности, но сколь многого требует подлинное красноречие: рассудительности и чувства, бесхитростности и приподнятости, порядка и беспорядка, силы и изящества, кротости и неистовства и т. д.!

Все, что было когда-либо сказано о важности красноречия, лишь в малой степени исчерпывает эту тему. Красноречие оживляет все, без него не преуспеть ни в науках, ни в делах, ни в беседе, ни в сочинительстве, ни даже в погоне за наслаждениями. Оно распоряжается человеческими страстями, пробуждая, успокаивая, направляя и видоизменяя их по своему произволу, все повинуется его голосу, и, наконец, лишь оно само способно воздать себе заслуженную хвалу».

Искусство направлять интеллект и действия предполагает внушение другому мысли, чувства, решения, чтобы овладеть его разумом, сердцем и волей. Влияя на огромные массы людей, оратор формирует мнение, о котором Б. Паскаль говорил, что оно правит миром.

Мера, в которой различные аудитории поддаются социально-психологическому заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и — более конкретно — от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Б. Ф. Поршнев справедливо отмечал, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения.

При анализе внушения как специфического средства воздействия встает, естественно, вопрос о соотношении внушения и заражения. Для Б. Ф. Поршнева внушение является одним из видов заражения, как подражание. Б. Д. Парыгин, напротив, подчеркивает отличия внушения от заражения, которое сводит к следующему:

1) при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния, внушение же не предполагает такого «равенства» в сопереживании идентичных эмоций. Процесс внушения имеет одностороннюю направленность — это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или группу;

2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.). Но самое главное то, что при внушении действуют специфические социально-психологические факторы. Так, например, в многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет гипнотизера, создающий особый, дополнительный стимул воздействия — доверие к источнику, информации.

Если на эстрадном выступлении гипнотизер сообщает, что он является научным сотрудником Санкт-Петербургского научно-исследовательского

психоневрологического института им. В. М. Бехтерева или учеником самого

А. Кашпировского, то эта информация значительно повысит «эффект доверия», так как у населения сложилось общеодобряющее отношение к этим фамилиям. Таким образом, вызванное или сформированное доверие устраняет фильтр сознания, тем самым уменьшает критику. Авторитетность гипнотизера и в том и в другом случае выполняет функцию так называемой «косвенной аргументации», своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения.

Глубинным психологическим механизмом авторитетности является внушение (лат. autoritos — власть, приказание, влияние). Подавляя противодействие, авторитетность предстает как механизм запрещения и повеления. Она вовлекает в сферу социально-психологических явлений многообразие эмоций. Но не надо представлять себе авторитет только как власть одного или нескольких индивидов над коллективом. Если заглянуть еще глубже, то увидим, что это в известном смысле и обратная зависимость: в конечном счёте внушать людям можно только то, что в общем соответствует направлению их потребностей и интересов, их убеждений и воли, а значит, сам авторитет порождается коллективом, общностью и психически индуцирован ими.

В то же время внушение отличается от убеждения. Еще В. М. Бехтерев показал, что внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении же достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие, а внушение — преимущественно эмоционально-волевое.

Успех психологического воздействия в общении во многом зависит от тех аргументов, которые приводятся в поддержку выдвигаемых тезисов или утверждений.

Первое требование к аргументам: они должны быть истинными высказываниями. Аргументы — это основания или предпосылки, из которых по правилам логики вытекает тезис. Истинность тезиса гарантируется этими правилами только в том случае, если сами аргументы истинны.

Второе требование: истинность аргументов должна быть установлена независимо от тезиса. Нарушение этого требования называется «кругом в обосновании» или «порочным кругом в доказательстве»: истинность тезиса обосновывается ссылкой на соответствующие аргументы, а достоверность самих аргументов явно или неявно выводится из тезиса. Этот «порочный круг» чаще всего встречается в рассуждениях, имеющих сложную структуру. В таких случаях его обнаружение, как правило, связано со значительными трудностями.

Третье требование к выдвигаемым аргументам: в своей совокупности они должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал тезис. Это требование достаточности аргументов показывает, что принцип «чем больше аргументов, тем лучше» не всегда оправдывает себя. Дело не в количестве доводов, а в их силе и характере их связи с отстаиваемым тезисом. Если тезис логически следует из одного-единственного истинного утверждения, то его одного вполне достаточно для доказательства тезиса.

Эти три требования к аргументам — их достоверность, автономное обоснование и достаточность — иногда дополняют еще требованием внутренней непротиворечивости аргументов. Но очевидно, что оно не является самостоятельным.

Иногда гипнотизер вместо обоснования истинности или ложности тезиса объективными доводами пытается опереться на мнение, чувства и настроения слушателей. Воспользовавшись этим аргументом, гипнотизер стремится привлечь их на свою сторону, апеллируя по преимуществу к их чувствам, а не к разуму.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что эффективность психологического воздействия определяется:

Свойствами человека, проводившего внушение или убеждение (социальный статус, обаяние, волевое, интеллектуальное и характерологическое превосходство);

Особенностями лица, испытывающего психологическое давление (степень внушаемости);

Отношениями, складывающимися между ними (доверие, авторитетность, зависимость);

Способом конструирования сообщения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление другими воздействиями).

Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения

Психологическое воздействие — это процесс целенаправленного и результативного взаимодействия, в ходе которой одна личность стремится изменить поведение, установки, намерения, отношения и убеждения другого.

В современной психолого-педагогической литературе нет единого подхода к рассмотрению феноменов влияния в процессе общения. Так, некоторые исследователи рассматривают указанные феномены как формы воздействия в процессе общения (Евгений Ильин), другие — как методы воздействия (Галина Андреева). Наиболее универсальным и научно обоснованным, по нашему мнению, является подход Бориса Парыгин, который рассматривает влияние в процессе общения через призму социально-психологических механизмов его реализации.

Механизмы воздействия в процессе общения — это специфические социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей и непосредственно влияют на степень и эффективность их коммуникативной, интерактивной и перцептивной активности, адекватности взаимопонимания, характер и возможность дальнейшего взаимодействия.

Анализ классических и современных литературных источников дает возможность выделить следующие социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения: убеждения, принуждения , внушения, заражування, паника, подражание, мода, слухи, критика.

Раскроем существенные особенности каждого из вышеперечисленных механизмов.

Убеждения — механизм социально-психологического воздействия, включая систему доказательств, что выстроенные по законам формальной логики и обосновывают выдвинутую личностью тезис. Эффективное убеждение приводит к принятию и последующего включения новых фактов сложившейся системы взглядов и убеждений, в определенной трансформации мировоззрения и мотивационных основ поведения. Убеждения базируется на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на на основе их анализа и оценки. Как правило, убеждения требует больших затрат времени и использования различных ораторских приемов. Механизм убеждения считается основным в научной полемике, а также в учебно-воспитательном процессе.

Убеждения может выполнять следующие функции: информационную, критическую и конструктивную. В зависимости от личности объекта их значимость различна. Информационная функция заключается в степени осведомленности реципиента относительно предмета (проблемы, вопросы) воздействия. Критическая функция заключается в оценке взглядов, мнений, стереотипов и ценностных ориентаций объекта. Особенно важна роль данной функции прослеживается в спорах, дискуссиях и тому подобное. Конструктивная функция проявляется в формировании у объекта новых взглядов, подходов и установок.

Целенаправленное убеждения базируется на заранее построенной стратегии. На основе использования подобных стратегий некоторые современные исследователи иногда пытаются доказать заранее абсурдные вещи. Например, врач в белом халате, удаляясь от нас, постепенно превращается в черную точку; при этом мы видим черную точку, а врач, глядя на свой халат, видит белую ткань. Находясь на улице днем, мы видим черные оконные проемы на фасадах домов, а в то же время люди, которые находятся в этих домах, видят светлые стены и потолка.

Убеждения может быть реализовано в форме просьбы, предложения (рекомендации / советы), похвалы, поддержки, утешения и тому подобное.

Принуждение — механизм социально-психологического воздействия, который предусматривает насилие над волей личности или социальной группы путем применения определенных санкций. Это несанкционированное применение насилия к лицу или группе, которое осуществляется с целью добиться совершения им или ими вопреки их воле негативных, а часто и общественно опасных действий. Различают физическое и психическое принуждение.

Примером психического принуждения могут быть действия и поведение человека во время или после гипнотического состояния.

Социально-психологическая сущность принуждение несколько близка к механизму убеждения. В обоих случаях задача коммуникатора состоит в том, чтобы реципиент принял его предложение. Как при убеждения, так и во время принуждения, субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением в том, что основные аргументы, с помощью которых обосновывается определенная тезис, потенциально содержащие негативные санкции для объекта который соотносит возможные негативные последствия со своей системой ценностных ориентаций.

Принуждение может быть реализовано в форме приказа, требования, запреты, угрозы и т.

Внушение (суггестия) — механизм социально-психологического воздействия на психическую сферу личности, связанный с сужением сознания и снижением уровня критичности при восприятии и реализации внушений содержания, отсутствием целенаправленного и активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и актуальным состоянием субъекта. Содержания сознания, сложившейся на основе механизма внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, он не поддается осмыслению и коррекции, став совокупности навеянных установок. Внушение является компонентом повседневного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие передаваемой информации, трансформацию имеющихся убеждений. Как убеждения, так и принуждение иногда могут быть реализованы через механизм внушения.

Внушение может быть прямым и косвенным. Оно может осуществляться в форме гетеросугестии (влияния со стороны) и аутосугестии (самовнушения). Объектом гетеросугестии (сугерендом) может висиупаты как отдельная личность, так и группа, социальная общность (феномен массового внушения). Субъектом гетеросугестии (сугестором) может выступать личность, социальная группа, средства массовой информации. Аутосугестия предусматривает объединение в одном лице сугестора и сугеренда. Внушение достигается с помощью использования вербальных и невербальных средств. На внушении частично основано влияние некоторых средств массовой информации, рекламы, моды, обычаев, веры. Внушение широко применяется в психотерапии для коррекции психических и психосоматических состояний человека.

Примером гетеросугестии может быть установка: «С этого момента, после того как мы все обсудили, Вы можете свободно и без опасинь заводить новые знакомства с молодыми людьми противоположного пола . «. Примером же аутосугестии является установка: «Я заметил, что на прошлой неделе было несколько случаев, когда мои слова в разговоре были восприняты неправильно. Я осознаю и понимаю, что причинами подобного восприятия является мои беспокойства, тревожность и определенная нервозность. Надеюсь, что я имею способности преодолеть . »

Заражування реализуется через интегрирующую и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы, вторая связана со снятием психической напряженности. Экспрессивная функция заражування ярко проявляется на зрелищных мероприятиях. Влияние механизма заражування можно наблюдать в удачном использовании шутки. В этом случае улыбки, смех, веселое настроение быстро передаются в среде собравшихся людей, создавая в них мажорное настроение. Заражування имеет разную эффективность в зависимости от личностных и деловых качеств объекта (например, сдержанность, высокий уровень субъективного контроля и т.п.). Заражування всегда успешно использовалось учредителями различных религиозных течений и конфессий. В этом случае определенное эмоциональное состояние легко распространяется среди тех, кто пришел на религиозное собрание. Это делает их более внушаемыми и управляемыми.

Паника — механизм социально-психологического воздействия на психическое состояние личности, связанное с бессознательным, безудержным страхом, вызванным действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей и характеризуется неконтролируемым стремлением избежать опасной ситуации. Паника возникает в массе людей в виде определенного эмоционального состояния, является следствием или дефицита информации о потенциальной страшную или непонятную новость или избытка этой информации. Так, практика жизни показывает, что отсутствие представления о реальной опасности часто приводит к необдуманным действиям. Таким образом, паника приводит к последствиям, которые значительно превышают ущерб, который мог бы быть нанесен реальными причинами паники.

Примером паники могут служить политические события 2004- 2005 pp., Когда во время «оранжевой революции» среди начала распространяться информация о «готовы к бою танки и пушки под Киевом» и возможной стрельбу.

Подражание играет для личности решающую роль в присвоении общественного опыта. С помощью подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи. Его также можно рассматривать как механизм социализации.

Мода — это специфический механизм социально-психологического воздействия, динамическая форма стандартизированной массовой поведения; возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в общественном сознании настроений, а также вкусов и увлечений, быстро меняются. Мода-это динамичное социально-психологический феномен. Природа непостоянства моды достаточно многогранна — она связана как с изменениями условий человеческой жизнедеятельности, особенно ростом предметно-продуктивной активности людей, так и с ростом их внутренних, социально-психологических потребностей. Будучи универсальным механизмом массового общения мода вместе с тем сама подчиняется действию ряда социально-психологических механизмов коммуникативного поведения людей, основные из которых — уподобление и выделение.

Примером моды среди современной молодежи есть подражание стилю одежды музыкальных кумиров, предпочтение только товарам всемирно известных производителей (брендовые вещи), заимствования невербально! поведения, свойственной элитным слоям общества (жесты престижности) и др.

Слухи — это специфический механизм социально-психологического воздействия, является массовым явлением межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информации. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по вопросу, который интересует людей. Следует подчеркнуть, что слухи всегда искаженной, не вполне достоверной или полностью недостоверной, по меньшей мере, непроверенной информации. Если информация достоверна, она становится фактом. Если же недостоверная или в достоверности есть сомнения — это слухи. Иногда, с течением времени, слухи могут подтверждаться фактами. Они никогда не бывают достоверными, поскольку в процессе циркуляции фабула слухи испытывает психологически закономерной трансформации. В процессе устной передачи любая наиболее достоверная информация теряет степень тождества оригинала и, рано или поздно превращается в слух. —

Разновидностью слухов является тетки, носят исключительно недостоверный характер и направлены на отражение преимущественно негативных характеристик людей, событий и фактов.

Критика — это специфический механизм социально-психологического воздействия, заключается в формулировке неодобряемых или противоречивого суждения о личности и / или ее деятельность, поведение, акцентировании внимания на определенных недостатках.

Прежде чем критиковать другого человека, целесообразно ответить самому себе на несколько вопросов:

Настроен я подсознательно ее «уколоть», сделать ей больно?

Хочу я самоутвердиться таким образом за счет унижения другого?

Как человек относится ко мне, есть ли у нас понимание?

Хочу ли я сохранить с ней хорошие отношения?

Уверен я в справедливости моей критики?

Не является человек новичком или любителем в своем деле?

Не находится человек сейчас в стрессовом состоянии?

Каким тоном я буду озвучивать свои претензии?

Или высказывал я когда-либо прежде критические слова в адрес этого человека? Как она их принимала?

Не являюсь ли я настолько несдержанным человеком, могу разозлиться в процессе общения и оскорбить собеседника?

Или очень необходима эта критика?

Существуют альтернативные способы решения актуальной проблемы?

После содержательного анализа своих ответов на эти вопросы человек может решить воздержаться от критики, особенно если она точно знает, что другой человек не способен будет правильно ее воспринять. Если же человек находится в данный момент в тяжелых обстоятельствах, то критика может усилить и обременить ее состояние, поскольку она остро нуждается в поддержке и понимании. Например, критика подчиненного-новичка или любителя в определенной делу не будет разумной с точки зрения начальника или профессионала, а лишь послужит свидетельством бестактности и неэтичности.

Источники:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ: Изучение разнообразных аспектов процесса общения свидетельствует о том, что каждый из них предполагает определенные способы воздей­ствия индивидов друг на друга. В результате этого изменяются поведе­ние и деятельность партнера по общению в … — —
http://lawbooks.news/pedagogika_920_922/psihologicheskie-sposobyi-vozdeystviya-42206.html
Психологическое воздействие
Психологическое воздействие Что греха таить, мы все недолюбливаем психологов, объясняя это нежеланием раскрываться перед чужим человеком. А кроме того, у многих существует страх перед
http://kak-bog.ru/psihologicheskoe-vozdeystvie
Психология воздействия в общении
Для психологов представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека — ее взаимоотношение с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.
http://works.doklad.ru/view/kiO-u6gB2nw.html
Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения Психологическое воздействие — это процесс целенаправленного и результативного взаимодействия, в ходе которой одна личность
http://studbooks.net/83353/psihologiya/sotsialno_psihologicheskie_mehanizmy_vozdeystviya_protsesse_obscheniya

(Visited 76 times, 1 visits today)

Популярные записи:

свисток для собак Свисток для владельцев собакМногие владельцы собак знают как иногда проблематично «дозваться» своего четвероного друга, когда… (3)Смс комплименты любимой девушке Комплименты любимойЛюбимая, ты так прелестна,Неотразима и чудесна,Мила, прекрасна, словно ангел.Тебя любить не перестану. Моя ты… (3)Как ведет себя влюбленный начальник Секреты, как влюбить в себя начальника Итак, ты пришла на новое место работы и встретила… (3)

COMMENTS