Психология манипуляции и подчинения

Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки.

ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙСтоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© — мир необычных и интеллектуальных развлечений. Интересные оптические иллюзии, обманы зрения, логические флеш-игры.

Привет! Хочешь стать одним из нас? Определись…

Если ты уже один из нас, то вход тут.

Когда мы разговариваем, то почти половина нашей беседы состоит из пауз.

Цель книги «Психология манипуляции и подчинения» — описать процедуры манипуляции и подчинения, которые уже около 80 лет являются объектом научных исследований в социальной психологии.

Автор объясняет, благодаря каким психологическим механизмам мы подчиняемся сами или подчиняем себе других. Этот труд предназначен для специалистов, студентов, изучающих психологию, а также всех, кто интересуется проблемами социальной психологии.

Об авторе: Николя Геген (Nicolas Gueguen) — французский профессор социальной и когнитивной психологии в Университете Южной Бретани (Франция). Часто пишет для журнала по психологии и неврологии «Cerveau & Psycho». Консультант в различных международных журналах. Автор многих книг по психологии. еще…

Психология манипуляции и подчинения

Как далеко может завести человека подчинение, выполняя преступный приказ. При этом в большинстве случаев выясняется, что их агрессия не была ответной. Даже чисто символической власти экспериментатора (в 71% испытуемых) вполне достаточно, чтобы сломить волю сопротивляющегося индивида. Иногда действия, от которых физически или психически страдают другие люди, совершаются обычными людьми, примерными семьянинами и хорошими работниками, мы обязаны допустить, что в нашей деятельности могут присутствовать моменты, которые заставляют других совершать социально неодобряемые действия.

Гл. 1 Подчинение власти

В 1963 году эксперименты Стэнли Милграма показали, что многие аспекты человеческого поведения легко могут быть контролируемы и инициируемы извне.

Подчинение универсальный феномен?

Подчинение не имеет возрастных и половых ограничений – ни возраст, ни половые различия не имеют существенного различия.

Дети очень рано (уже в четыре года) способны распознавать среди взрослых то, кто имеет законную власть и к кому надо обращаться за помощью; распознают источник легитимной власти и, следовательно, его указаниям.

Демографические и социологические переменные: все ли одинаковы?

В результате исследований выявлено, что пол, цвет кожи, профессиональный статус и уровень образования не оказывают существенного влияния на подчинение власти.

Почему они слушаются? Анализ фактов, способствующих подчинению

Влияние ситуации на подчинение власти

Гипотеза «агентного состояния»

Ситуация порождает подчинение, так как вызывает у действующего по приказу индивида состояние безответственности. Это состояние Миграм назвал «агентным состоянием». Агентное состояние характеризуется тем, что индивид перестает рассматривать себя как действующего самостоятельно и начинает рассматривать себя просто как агента власти. Он перекладывает ответственность на власть, в связи с чем, моральные соображения более не служат основой для его поведения, в отличие от ситуаций, в которых за поведение отвечал бы он сам.

Агентное состояние: эвристическая модель анализа геноцида

Когда индивид полагает, что в определённой ситуации полную ответственность несёт лицо с более высоким статусом, он находится в агентном состоянии. В этом случает он видит в себе простой инструмент, предназначенный для исполнения желаний другого. Моральные соображения отступают перед авторитарными приказаниями во многом из-за того, что была иллюзия незначительности совершаемого действия для общего результата, а следовательно, и иллюзия отсутствия ответственности.

Как сделать палачей из обычных людей?

Существует два аспекта, позволяющих получить от людей формы поведения, которые от них ожидают.

Первый аспект касается процесса отбора. Отбирают тех, которые готовы подчиниться нелогичным и унизительным приказам.

Второй аспект включает все принудительные факторы власти. Например, утверждается идеи о том, руководители не такие «простые», как все остальные. Помимо этого, практикуются физические лишения (лишения воды, пищи и пр.), а так же принуждение со руководителей, установление ими обязательств. Для обозначения особенно жестоких действий используются метафоры.

Близость к жертве

Физическая близость к жертве. На степень подчинения индивида существенное влияние оказывает то, насколько для него очевидны последствия его действий. Присутствие жертвы и наблюдение её страданий, безусловно, способствует противопоставлению себя власти и, следовательно, неподчинению. Звуковое выражение страдания жертвы и близость к ней вызывают неподчинение. В условиях яркого освещения и пребывания в одной комнате агент власти демонстрирует низкую степень подчинения. В условиях темноты агент власти демонстрирует большую подчиненность. Это значит, что меньшая возможность наблюдать последствия своих действий приводит к большему подчинению.

Социальная близость. Предварительный контакт с будущей жертвой имеет положительное влияние на агента власти. Причина – симпатия или жертва что-то знает об агенте власти.

Группа принадлежности и идентификации с жертвой.

Социальная дистанция между агентом власти и жертвой

Агент власти более жесток к подчиненному, если он имеет низкое социальное положение ( он грязный, плохо пахнет, плохо одет, говорит медленно и с характерным акцентом, показывает себя не очень умным).

Представитель власти сильнее давит на агента власти он стоит в нескольких шагах от него.

Помимо физического присутствия власти имеет и её легитимность при послушании. Престиж власти имеет большое влияние на агента власти.

Важным фактором, обеспечивающим доверие власти и степень послушания агента власти, является сплоченность власти. Если два представителя власти начнут противостоять друг другу, то степень послушания уменьшается и даже оказывается равной нулю.

Контекст: мощный фактор влияния. Контекст — предполагает агента власти к подчинению приказам.

Факторы, способствующие подчинению

Личность и подчинение: сопротивление и подчинение заложено природой

При исследовании личности послушных и непослушных были выявлены различия. Милграм установил, что у непослушных была сильнее выражена личностная черта, как доминирование. Они также были более социально ответственными.

Роль убеждений в подчинении

«Экстеналы» — лица, которые объясняют происшедшее с ними внешними причинами: «Я успешно сдал экзамены, потому что в этом году тема была простой», «Я провалился на экзаменах, потому что члены комиссии были старыми». «Экстерналы больше подчиняются приказам, исходящим от власти с высоким статусом, нежели от власти с низким статусом. Однако такой закономерности не обнаруживается у «интерналов» (лица, которые объясняют происшедшее с ними внутренними причинами: «Я успешно сдал экзамен, потому что уже год в каждую неделю посвящал этому десять часов в неделю», «Я провалился, потому что я бездельничал весь год»). «Интеналы» менее послушны приказам исходящих от власти с высоким статусом, нежели от власти с низким статусом. Но в последствии это е доказано.

В ряде исследований было учтено отношение агентов власти к религии

Верующие агенты, регулярно посещавшие церковь, подчиняются больше, чем неверующие не доказано.

Гипотеза об испытуемом, не осознавшем своих действий

В разных условиях неосознанность должна приводить к одинаковой степени подчинения.

Понять подчинение через неподчинение

Взаимодействия агента и власти существенно влияет на характер его подчинение. Растущее напряжение и стресс во время исполнения указания приводит к растущему недоверию по отношению к власти, можно ожидать, что чем раньше начнется эта процедура, тем вероятнее, что агент не подчиниться власти.

Подчинение власти: акт конформизма?

Аш (Asch, 1951,1956) показал взаимосвязь социального окружения агента власти и его высказываний. Зачастую это приводит к конформизму индивида: индивид дает тот же ответ, что и большинство, осознавая его ошибочность. Тем не менее, необходимо отличать конформизм-сигнал и конформизм-действие. Если у агента власти есть намерение (конформизм-сигнал), но он не способен трансформировать это намерение в действие (конформизм-действие).

Группа как модель

Мы знаем, что поведение группы служит ориентиром для каждого при адаптации собственного поведения. Этот ориентир на поведение других обладает значительным влиянием на поведение, которое мы реализуем в тех ситуациях, когда не знаем, как реагировать.

Группа имеет реальное влияние только тогда, когда противопоставляет себя власти. Кто самостоятельно не в состоянии преодолеть этот конфликт, вызывающий у них желание остановиться и подчиниться власти, черпают в этом поведении необходимые ресурсы для решения своего личного конфликта и противостояния власти.

Ежедневное подчинение власти и воздействие символов власти на поведение

Любой индивид может совершить весьма сомнительный и противоречащий его моральным принципам поступок только потому, легитимная власть вербально побуждает его к совершению такого поступка. Подчинение власти вневременной феномен и оно проявляет себя в каждодневных, обыденных ситуациях. Вместо того чтобы ждать, что это явление исчезнет. Следует приложить усилия к тому, чтобы устранить условия, которые делают возможным его распространение, и тем самым избежать его.

Подчинение власти в реальной ситуации: «Алло, доктор!»

Четкая субординация, способствует реализации поведения, спорного с профессиональной точки зрения.

Психолого-административный тип насилия, когда агенты власти в 100% случаев согласны выступить в качестве свидетелей и сказать несколько слов о краже, о которой ни чего не знали, только потому, что легитимная власть от него это попросила.

Символы власти и их влияние на поведение?: «Не всяк монах, на ком клобук!»

Подчинение власти коренится в нашей модели воспитания. Более того, подчинение власти лежит в основе социализации человека. Фактически это должно приводить к автоматическому реагированию в менее проблемных, обыденных и даже неадекватных ситуациях. Власти могут автоматически и незаметно провоцировать нас на то или иное поведение.

Униформа, как властная атрибутика, способствует автоматической реакции подчинения даже в тех случаях, когда очевидно, что требуемое незаконно, смешно и является злоупотреблением властью. Вне зависимости от бестактности просьбы власть имущего мы привыкли автоматически подчиняться. Часто власть имущие, своим внушительным видом, за счет страха перед властью, заставляют автоматически подчиниться автоматически и объясняют своё поведение данной им властью, а не альтруизмом.

Люди с большой готовностью откликаются на просьбу незнакомого человека с высоким статусом, о котором им становится известно по его виду или из предварительно полученной о нём информации. Влияние статуса достаточно сильно для того, чтобы подавить некоторые реакции.

Влияние, которое оказывают на наше поведение люди с властными полномочиями, когда власть настаивает, свидетельствую о том, что существует спектр автоматического, спонтанного поведения.

По мнению Ф.Зимбардо ситуация и символы сочетаются друг с другом, поэтому подчинение является не просто актом ситуационного конформизма, но и результатом длительного процесса, в ходе которого в сознании индивида укореняется рациональность силы, господства и власти. Мы контролируемся символами и правилами и не перестаем приспосабливать наших детей, например как школа, где без конца нужно уважать власть, подчиняться правилам и т.п. Если существует спонтанное подчинение, т потому, что мы сами участвуем в создании мифических символов власти, живём с иллюзией личного контроля, не допуская мысли, что нас принуждают поведенческие нормы, социальные, организационные системы сообразно нашей совести.

Гл .2 Добровольное подчинение

Иногда без причины, мы можем поступить, так как хочет любой человек, если мы попадаем под влияние того, кто заинтересован в этом нашем поступке, причем без применения с его стороны ни физического, ни морального, ни экономического насилия в целях получения нашей реакции. Все это создается манипуляционными техниками, которые могут провоцировать нас на такое действие, о котором нас никто не просил.

«Нога – в — дверях»: палец в шестерне

Фридман и Фрейзер (Freedman et Fraser, 1966) выяснили, что наше согласие выполнить совершенно безобидную просьбу предполагает в последствии нашу склонность выполнять серьёзные просьбы.

Эта техника имеет посоциальный характер, то есть когда преследуется цель помощи людям, благотворительным организация с целью совершения благого дела, помощи нуждающемуся человеку. Когда используют эту технику в коммерческих целях или ради личной выгоды, она становится менее эффективной.

Помощь индивиду или коллективу

Спектр просьб, выполнить которые люди соглашаются с большей охотой, если заранее провести ряд подготовительных действий. Это может быть три предварительных вопроса, а затем заполнение длинной анкеты, сбору денег в пользу инвалидов, с помощью конкретному человеку, когда человеку сообщают о потере, оказании спонтанной помощи. Это можно назвать «спонтанным» альтруизмом. Даже честность по отношению к своему ближнему регулируется техникой «нога – в – дверях».

Техника «нога – в – дверях» действует, когда нужно побудить людей к участию в действиях, не требующих больших усилий, или оказанию спонтанной помощи, но даже в том случае, когда просьбу нелегко выполнить.

Помощь частному лицу

Техника «нога – в – дверях» может вынудить человека обслуживать чужие личные и финансовые интересы. Напоминание о том, что человек, когда-то выполнял идентичную просьбу, приводит к его согласию на оказании материальной помощи. Например, этой просьбе предшествует вопрос о времени или дороге.

И так, техника «нога – в – дверях» используется с целью побудить человека выполнить просьбу, которая, очевидно, была для него неудобна и связана с потерей времени, денег или утечкой личной информации. В тоже время вся выгода от выполнения просьбы достается просителям. Но можно использовать технику «нога – в – дверях» для стимулирования индивидов к действиям, необходимым для их собственного благополучия: здоровья, энергосбережения и прочее.

Эффективное действие в Интернете: электронная «нога – в – дверях».

Общение между людьми может быть и удаленным, и тогда, техника «нога – в – дверях» может быть использована в электронной почтовой переписке и в современных средствах коммуникаций.

Эффективность техники «ноги – в – дверях» базируется не на природе взаимоотношений просителя и помогающего индивида, а на использовании последовательности просьб. Условие влияния на оказание помощи является отклик на первую просьбу. Очевидно, что избежать благодарности в таком случае довольно трудно, ещё труднее избежать её при условии «ноги – в – дверях» в ситуации синхронной коммуникации (в телефонной, электронной или личной встрече) и последовательности просьб.

«Нога – в – дверях» и нежелательные просьбы. При нежелательных просьбах техника «нога – в – дверях» работает не всегда.

Просоциальный характер просьбы

Принцип «замедленной просьбы» и техника «нога – в – дверях».

Техника «нога в дверях» эффективнее в случае, когда просьбы разделяют две и более неделей, поэтому лучше воздерживаться от слишком быстрого обращения к благотворителю.

Техника «нога – в – в дверях» не работает в случае непомерной предварительной просьбы. Однако техника «дверь – по – носу» работает только через три дня между двумя просьбами. Поэтому необходимо знать цену первой просьбы. Цена просьбы должна быть умеренной, качественной, действенной и не слишком значительной в отношении к финальной. Поэтому есть вариант под названием «двойная нога – в – дверях», где вместо традиционной предварительной просьбы имеет место две предварительные просьбы.

Две предварительные просьбы вместо одной: парадигма «двойная «нога – в – дверях»

В случае техники» двойная «нога – в – дверях», последовательное увеличение «цены» просьбы способствует выполнению финальной просьбы, то есть две предварительные просьбы с большой эффективностью способствует выполнение финальной просьбы, чем одна.

Предварительная просьба вкупе с финальной просьбой активизирует некоторые процессы в сознании доброхота, которые влияют на его поведение.

С этой точки зрения, чем больше индивид вовлечен в действия, тем выше вероятность совершения им последующих соответствующих поступков. В этом случае, свобода действия является фактором, предрасполагающим к вовлеченности. Надо отметить, что вовлечение имеет более долгосрочный эффект, чем эффект постоянства самовосприятия. Но и здесь есть свои пределы. Например, Дейонг (Dejong, 1981) отмечает, что техника «нога – в – дверях» не функционирует в случае, когда индивид полагает, что он единственный из тех, кто согласился выполнить просьбу, в отличие от ситуации, когда он думает, что на неё согласилось множество других людей.

Оценка стимула зависит от оценки других стимулов, если присутствует предшествующий контраст этих стимулов. Известно, что посмотрев фильм, в котором играют весьма привлекательные женщины, вы непосредственно после просмотра будете расценивать знакомых женщин как менее красивых, чего не происходит после просмотра фильма, где играют актрисы с обычной внешностью. При вынесении суждений о чём-то любой стимул не может быть оценен вне зависимости от предшествующего стимула.

Теория социального научения и усилий

Действие совершенное однажды, будет повторено. Так, субъект, испытывая удовлетворение от того, что при выполнении первой просьбы произвел впечатление услужливого человека, будет стремиться быть услужливым и в дальнейшем. Изменения самовосприятия, по сути, провоцируется социальными усилиями, но только для той ситуации, когда обе просьбы высказываются одним и тем же человеком, причем, сделанных им усилий и благодарности для этого достаточно.

Техника «дверь – по – носу» базируется на начальном отказе. Тем не менее этот отказ, как мы убеждаемся в дальнейшем, побуждает субъекта согласиться выполнить то, о чём его попросят позже. Большинство коммерческих операций строятся по принципу «от завышенной цены к желаемой цене». Техника «дверью – по – носу» функционирует не за счёт сравнительной оценки «стоимости» первой и второй просьбы, а за счёт правильно выстроенной последовательности этих просьб. Эта техника позволяет получить реальную выгоду от выполнения просоциальных просьб и в контексте экологических проблем.

Электронная «дверь — по — носу»

Техника «дверь – по – носу» не менее эффективна и при телефонном разговоре и при электронном общении, когда субъект кликает на ссылку «Помогите мне» (сайт или электронное письмо). Телефонный разговор и непосредственное общение представляет собой синхронное, непосредственное общение, то есть двустороннее общение в один момент (в отличие от рации и при электронном сообщении, когда в один момент может общаться только один субъект). Но, техника «дверь – по – носу» работает не только при непосредственном общении, но и при асинхронной коммуникации через компьютер.

Факторы, влияющие на эффективность «дверь – по – носу»

Просоциальный характер просьбы при технике «дверь – по – носу» имеет большое значение.

«Стоимость» подготовительной просьбы

Для оптимизации техники «дверь – по – носу» возможно использовать последующее «ослабление» просьб.

Одна дверь – хорошо, а две двери лучше: парадигма «двойная «дверь – по – носу»

Когда техника «дверь – по – носу» используется с тремя последовательными просьбами она называется «двойная дверь – по – носу», когда человеку самому предлагается выбрать свою цену просьбы.

Психологические механизмы эффекта «дверь – по – носу»

Гипотеза взаимных уступок

Во всех обществах существует норма взаимности –«вы принесёте пользу тому, кто согласится принести пользу вам». Мы уступаем тому, кто уступает нам — типичное выражение компромиссного договора. Число уступок, на которые индивид пойдёт при заключении договора, зависит от числа уступок, которые сделает противоположная сторона. Поскольку проситель снижает свои требования после отказа на первую просьбу, индивид тоже делает уступку и соглашается на выполнение последующей просьбы. Люди идут на многочисленные уступки при условии взаимных обязательств. Настаивать на уступке и оказывать давление при просьбах безрезультатно.

Теория перцептивных контрастов

В технике «дверь – по – носу» субъект получает первую, подготовительную просьбу с неимоверной высокой стоимостью и это положительно влияет на низкую реальную стоимость финальной просьбы. В этом случае существует сильный контраст между двумя просьбами. Он дает иллюзию того, что финальная просьба менее затратная, чем есть на самом деле. Чем сильнее контраст, тем больше бывает подчинение.

Теория чувства вины

Согласно этой теории, отказ выполнить первую просьбу вызывает у субъекта чувство вины, которое, в свою очередь, побуждает его выполнить вторую просьбу, чтобы уменьшить это чувство. Когда эффекта «дверь – по – носу» не наблюдается, это может объясняться тем, что первоначальный отказ активизировал чувство вины в недостаточной мере. Следовательно, увеличение чувства вины должно приводить к усилению эффективности техники «дверь – по – носу». При этом активироваться вина может и при наблюдаемом чувстве отчаяния просителя (его жесты и безысходность). Надо при этом учитывать, что эффективность техники «дверь – по – носу» является наибольшей, когда просьбы излагаются одним и тем же лицом, так как субъект имеет возможность уменьшить свою вину, удовлетворив просьбу того лица, которое он обидел сразу, так как чувство вины рассеивается по мере того как проходит время.

«Дверь – по – носу» и «нога – в – дверях»: сравнительный анализ

Какая же из этих техник эффективнее?

Так если нужен временной промежуток между двумя просьбами, если нужно использовать разных просителей, то лучше применять технику «нога – в – дверях». Если же вы желаете сразу приступить к целевой просьбе после изложения подготовительной, тогда лучше использовать технику «дверь – по – носу». Можно объединять обе техники. При одном условии вначале обращаться к субъекту с непомерной просьбой в соответствии с техникой «дверью – по – носу», а затем с незначительной просьбой в соответствии с техникой «нога – в – дверях», и наконец, с финальной просьбой. Сочетание двух техник оказывает дополнительное влияние на подчинение.

Источники:
Интеллектуальные развлечения
Психология манипуляции и подчинения Геген Николя скачать бесплатно. Читать он-лайн. Цель книги «Психология манипуляции и подчинения» — описать процедуры манипуляции и подчинения, которые уже около 80 лет являются объектом научных…
http://log-in.ru/books/psikhologiya-manipulyacsii-i-podchineniya-gegen-nikolya-obshaya-psikhologiya/
Психология манипуляции и подчинения
Психология манипуляции и подчинения Как далеко может завести человека подчинение, выполняя преступный приказ. При этом в большинстве случаев выясняется, что их агрессия не была ответной. Даже
http://www.proza.ru/2015/05/15/1257

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Красивые слова любимой жене Красивые стихи любимой женеТы заботу даришь мне свою,И с тобой счастливым стал,Всей душой тебя люблю,Столько… (3)

Как сделать чтобы волосы выпали навсегда Удаление волос навсегда в домашних условиях Есть целый список народных рецептов удаления волос навсегда в… (2)

Как его понять по жестам Раскрываем секреты: как понять, что ты нравишься мужчинеРаскрываем секреты: как понять, что ты нравишься мужчине… (2)

Имплантанты груди Грудные импланты В данной статье мы обойдемся без экскурсов в историю. Единственное, что имеет значение,… (2)

Что чувствует мужчина когда он внутри женщины Что чувствует мужчина когда входит в женщину? Космическое блаженство и радость обладания. Вкус добычи и… (2)

COMMENTS