Психология взаимоотношений людей

Психология взаимоотношений людей

УЧЕНИК В СИСТЕМЕ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 1

Мы уже говорили о том, что класс или другое более или менее постоянное объединение людей всегда представляет собой какое-то целое, малую группу в социально-психологическом смысле этого слова. Что же сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Иными словами, какова внутренняя психологическая причина того, что люди вступают между собой в личный эмоционально насыщенный контакт? Такая внутренняя основа личных взаимоотношений между людьми — потребность в общении. Это одна из основных социальных потребностей. Возникает она на самых ранних этапах человеческой жизни (некоторые психологи считают ее врожденной и связывают с ней почти все другие общественные проявления человека).

Особое внимание привлекают выделенные слова. Итак, уже на столь ранней стадии развития ребенка можно подметить зарождение личных отношений, отличных от тех, которые возникают в процессе деятельности. Наблюдаются и индивидуальные особенности в общении со сверстниками. Так, в группе малышей, которая изучалась в данном исследовании, наиболее общительной оказалась девочка Зоя. Характерно, что эта черта сочеталась у нее с более высоким по сравнению со сверстниками общим уровнем психического развития.

Следовательно, с социально-психологической точки зрения уже в группе детей ясельного возраста есть в зародыше и личные взаимоотношения — симпатии и антипатии, и определенные индивидуальные различия в их проявлении.

С возрастом потребность в общении расширяется и углубляется как по формам, так и по содержанию. Дети начинают ее осознавать. При этом особенно остро проявляется потребность в общении со сверстниками, потребность в детском коллективе. И если трех-, четырехлетний ребенок еще удовлетворяется обществом кукол и игрушек, то пятилетний нуждается в товарищах — сверстниках и сверстницах. Эту потребность в общении именно с детьми ярко выразил шестилетний мальчик. Возражая матери, которая, чтобы утешить сына, предложила заменить собой отсутствующего товарища, он сказал: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок». Недаром уже с 4—5 лет изоляция ребенка от других детей — одно из самых тяжелых наказаний.

Приход ребенка в детский сад — очень важный момент в его жизни: меняется «социальная ситуация» (Выготский) его психического развития. С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности.

Между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных зависимостей во «взрослом» обществе. Несколько исследований детских групп выявили определенные факторы, которые, как думают их авторы, связаны с образованием малых групп. Морено отмечал, что «дети дошкольного возраста образуют довольно стабильные малые группы и что членам этих групп придается определенный статус, а также, что группы обнаруживают тенденцию к однородности в отношении престижа, умственного развития и семейного дохода членов группы». Дошкольная группа — это генетически ранняя ступень социальной организации людей, которая затем сменяется школьным классом. На смену школьному классу приходит тот или иной производственный коллектив либо как промежуточный этап — студенческая группа или группа ПТУ.

Очень важно теперь выяснить, что представляет собой «детское общество» на разных возрастных этапах, какова его социально-психологическая структура, какова динамика его развития, как осознают и как переживают сами дети свои взаимоотношения со сверстниками, каково место и роль взрослых в «детском обществе», как влияют на его развитие различные виды деятельности ребят и т.д. Только после изучения теоретических вопросов, связанных с жизнью детской группы, можно рассчитывать на создание методики руководства взаимоотношениями, которые теперь не только стихийно возникают, что, конечно, неизбежно, но и в значительной мере стихийно развиваются, а это уже ведет к явным потерям в воспитательной работе.

Такие отношения не редкость в группе детского сада. Но они не лежат на поверхности и зачастую ускользают из поля зрения педагога. Об этом говорит А.И.Аржанова, рассматривая проявления общительности детей в процессе коллективной игры: ведь не сразу заметишь в группе беду — чрезмерно активного, «агрессивно» общительного ребенка, «хозяина», запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего деспотического эгоиста. Как будто играют дружно, дети не жалуются. Так и складывается тип отношений: одни всегда только командуют, другие только подчиняются.

Даже далеко не полный анализ ситуаций, складывающихся в процессе общения между детьми в группе, показывает, что взаимоотношения между дошкольниками представляют собой актуальную психолого-педагогическую проблему. Чтобы ее разрешить, необходимо, как нам кажется, базироваться на следующих принципиальных положениях.

Во-первых, взаимоотношения между детьми в группе, как и в школьном классе, надо рассматривать как целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Необходимо изучать отношения каждого члена группы ко всем остальным и всех членов группы к каждому. Нельзя ограничиваться анализом дружеских пар или игровых группировок: ведь в дружеские пары обычно входит небольшая часть группы. Кроме того, отношения детей, которые дружат друг с другом, нуждаются в дальнейшем исследовании, так как нередко между ними складываются далеко не гуманистические отношения. Необходимо далее изучить, какое место занимают дружеские пары в общей системе отношений, существующих в группе.

Игровые группировки также не охватывают всех детей. Часто именно замкнутый, робкий ребенок оказывается вне подобной группировки, отношения внутри которой зачастую складываются не только и, может быть, не столько в самой игре, сколько в процессе повседневной разнообразной деятельности дошкольников.

Во-вторых, чтобы понять тенденции развития взаимоотношений детей в группе дошкольников, необходимо исследовать эти взаимоотношения на фоне и в сопоставлении со школьными классами. Поэтому методы изучения должны быть такими, которые можно было бы в более или менее неизменном виде применить к исследованиям взаимоотношений детей разных возрастов и получить сопоставимые и сравнимые данные, доступные однотипной качественной и количественной обработке.

Мы подробно останавливаемся на взаимоотношениях между дошкольниками еще и потому, что понятие преемственности в работе детского сада и школы, по моему мнению, включает и преемственность в формировании взаимоотношений, в формировании коллектива.

Новый этап развития потребности в общении, развития взаимоотношений начинается с поступления ребенка в школу. Особый интерес представляют взаимоотношения первоклассников. По сравнению с подготовительной группой детского сада у учеников первого класса много особенностей. Как это ни странно звучит на первый взгляд, но наблюдения показывают, что старшая группа детского сада представляет собой более развитую социально-психологическую единицу, чем первый класс школы. Это можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего не следует забывать, что старшая группа детского сада — это группа детей, которые знают друг друга несколько лет, а первоклассникам еще нужно время, чтобы познакомиться. Далее, жизнь в детском саду способствует развитию личных взаимоотношений. В школе возможности для этого ограничены: ученики могут свободно общаться в основном лишь на переменах.

Вообще в школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Здесь впервые появляется у ребенка обязательная общественно значимая деятельность — учение, в связи с которым в группе возникает система деловых отношений. Структура этих отношений во многом задается извне, педагогом. В детском саду деловые отношения также существуют, но они еще не представляют собой организованной системы.

И личные и деловые отношения зарождаются одновременно в первые дни пребывания ребенка в школе. Когда учительница знакомит первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, то этим она создает базу и для отношений «ответственной зависимости», и для личных отношений между одноклассниками.

В дальнейшем две системы отношений — деловых и личных — развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами, воспитателями. Они определяют структуру деловых отношений, намечают, кто какую общественную работу должен выполнять, когда и в какой форме отчитываться. Одним словом, система отношений «ответственной зависимости» между учениками в классе в значительной мере программируется педагогом, управляется им и может быть изменена по его желанию довольно быстро.

Система личных отношений, возникающая на базе личных симпатий и привязанностей детей, не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура складывается изнутри, стихийно.

В проявлении и развитии потребности в общении у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Как показывает специальное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и родителей, не занимало большого места в их жизни. У других общение с товарищами уже занимало немалое место в жизни.

В V классе происходит резкий перелом, обостряется потребность в общении со сверстниками, желание участвовать во всем происходящем в классе. Усиливается стремление не только к установлению личных контактов. Дети стремятся найти в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами какое-то свое место. Конечно, и в начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, и в начальной школе дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием. Но у подростков все эти тенденции проявляются более остро.

В этом возрасте потребность в общении проявляется и в неоднократно отмеченном многими исследователями явлении — активном поиске близкого друга. Общение с близким товарищем, отмечает Т.В. Драгунова, выделяется в совершенно особую деятельность подростка. Она существует как самостоятельная деятельность, которая может быть названа деятельностью общения. Предмет этой деятельности — товарищ-сверстник как человек. Эта деятельность существует, с одной стороны, в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой — в форме размышлений о поступках товарища и взаимоотношениях с ним.

В юношеском возрасте, как об этом свидетельствуют работы, посвященные анализу дружбы и товарищества, потребность в общении становится более глубокой по своему содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников, появляется новая исключительно эмоционально насыщенная форма проявления этой потребности — любовь.

Итак, в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, к характеристике которых мы переходим.

1 Коломинский Я.Л.. Социальная психология школьного класса. – Минск: «РУ Аинформ» — 2003.- 312 с.

Источник:
Психология взаимоотношений людей
УЧЕНИК В СИСТЕМЕ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 1 Мы уже говорили о том, что класс или другое более или менее постоянное объединение людей всегда представляет собой какое-то целое, малую группу в
http://ebooks.grsu.by/psihologia/kolominskij-ya-l-uchenik-v-sisteme-lichnykh-vzaimootnoshenij.htm

Социальная психология

3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.

Курс лекций в систематизированном и сжатом виде раскрывает основное содержание и особенности социально-психологических явлений и процессов, показывает специфику их проявления в жизни и деятельности людей, а также включает в себя структурно-логические схемы, упрощающие запоминание изложенного материала. Издание соответствует государственному образовательному стандарту по специальности "Социальная психология".

Для студентов и аспирантов психологических, социологических, педагогических и других факультетов вузов, а также для всех желающих ознакомиться с проблемами взаимодействия, общения и взаимоотношения людей в различных социальных общностях.

Скачать / Download файл

Лекция 2. Иерархия и соотношение социально-психологических феноменов. 20

Лекция 3. Механизмы функционирования социально-психологических феноменов. 28

Вопросы для повторения. 33

Задания для самостоятельной работы. 33

Структурно-логические схемы. 34

Тема 2. Психология взаимодействия людей

Лекция 5. Содержание и динамика взаимодействия людей . 40

Лекция 6. Разновидности взаимодействия . 51

Вопросы для повторения. 53

Задания для самостоятельной работы. 53

Структурно-логические схемы. 54

Тема 3. Психология взаимоотношений людей

Лекция 8. Виды взаимоотношений . 63

Вопросы для повторения. 66

Задания для самостоятельной работы. 66

Структурно-логические схемы. 67

Тема 4. Психология общения людей

Лекция 10. Виды и типы общения . 78

Лекция 11. Общение как коммуникация . 83

Вопросы для повторения. 88

Задания для самостоятельной работы. 88

Структурно-логические схемы. 89

Тема 5. Психология межличностного восприятия и взаимопонимания

Лекция 13. Психологические особенности межличностного взаимопонимания . 102

Вопросы для повторения. 105

Задания для самостоятельной работы. 105

Структурно-логические схемы. 106

Тема 6. Социальная психология личности

Лекция 15. Социально-психологические типы личности . 117

Лекция 16. Социализация личности. 135

Вопросы для повторения. 146

Задания для самостоятельной работы. 146

Структурно-логические схемы. 147

Тема 7. Психология малой группы

Лекция 18. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе .166

Вопросы для повторения. 175

Задания для самостоятельной работы. 175

Структурно-логические схемы. 176

Тема 8. Психология этнических общностей

Лекция 20. Структура и свойства психологии нации . 185

Лекция 21. Национально-психологические особенности представителей некоторых наций .194

Вопросы для повторения. 206

Задания для самостоятельной работы. 206

Структурно-логические схемы. 207

Тема 9. Психология социальных классов

Лекция 23. Структура социально-классовых различий . 214

Лекция 24. Содержание психологии класса . 223

Вопросы для повторения. 227

Задания для самостоятельной работы. 227

Структурно-логические схемы. 228

Тема 10. Психология толпы

Лекция 26. Виды и основные характеристики толпы . 232

Лекция 27. Особенности поведения толпы . 237

Вопросы для повторения. 243

Задания для самостоятельной работы. 243

Структурно-логические схемы. 244

Тема 11. Психология политики

Лекция 29. Психологическая характеристика политической власти. 252

Лекция 30. Психологические особенности политической активности. 260

Вопросы для повторения. 270

Задания для самостоятельной работы. 270

Структурно-логические схемы. 271

Тема 12. Психология религии

Лекция 32. Психологическая характеристика субъектов и объектов религии .282

Лекция 33. Содержание психологии верующих. 293

Вопросы для повторения. 303

Задания для самостоятельной работы. 303

Структурно-логические схемы. 304

Тема 13. Психология конфликтов

Лекция 35. Структура и содержание конфликта. 312

Лекция 36. Завершение конфликта . 318

Вопросы для повторения. 322

Задания для самостоятельной работы. 322

Структурно-логические схемы. 323

Тема 14. Психологическое воздействие

Лекция 38.Закономерности психологического воздействия . 330

Лекция 39. Методы психологического воздействия . 335

Источник:
Социальная психология
Скачать: Социальная психология. Курс лекций. Крысько В.Г. (doc)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy053.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Если мужчина любит замужнюю женщину его поведение Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (4)

Как напомнить о себе мужчине смс Как напомнить о себе мужчине смсПисьма счастья: правила SMS-переписки, которая заинтригует мужчину Итак , вы… (4)

Как ведет себя влюбленный начальник Секреты, как влюбить в себя начальника Итак, ты пришла на новое место работы и встретила… (4)

косметика с гиалуроновой кислотой Косметика с Гиалуроновой Кислотой Пенка для умывания антивозрастная глубокого очищения пор с Экстрактом Слизи Улитки,… (4)

Почему мужчина козерог пропадает Как вернуть козерога после ссоры, измены или расставания?Как вернуть козерога после ссоры, измены или расставания?… (4)

COMMENTS