Психология труда

Психология труда

Если у Вас есть интересные определения и толкования, присылайте их Ярославу Перевалову для публикации, если у Вас есть дополнения и уточнения, просьба обсудить их на Форуме .

Usability Engineering — научно-прикладная дисциплина, служащая повышению эффективности, продуктивности и удобства использования инструментов деятельности.

Як.Нильсен понимает usability как «. качество работы пользователя в некоторой интерактивной среде (web-сайт, программа, и пр.)».

Это понимание нуждается в уточнении, т.к. качество работы — довольно общее понятие. Качество работы может зависеть как от особенностей (способностей, навыков, и пр.) субъекта труда, так и от характеристик орудий труда. Usability — это качество использования самого инструмента. Оно выражается в тех и только тех характеристиках орудия, от которых зависит эффективность деятельности.

Уточняя вышесказанное, можно определить usability как «совокупность свойств инструмента, влияющих на эффективность его использования в конкретной предметной деятельности, и выражающихся в применимости данного инструмента, легкости его освоения и использования, воспроизводимости полученных навыков, в низкой частоте ошибок, в субъективном удовольствии, и пр. факторах.

Объектом приложения для software usability является программный продукт.

Объектом приложения для web-usability является веб-сайт.

Usability-исследование — сбор данных о пользователях, их предметной деятельности и орудиях труда, с целью выявления направлений совершенствования последних.

U-исследование есть один из видов деятельности usability-инженера.

При проведении U-исследования как правило, используются методы инженерной психологии, а также специально разработанные методики, тесты, анкетирование пользователей и т.д. Результаты U-исследования являются основой для построения системы проектных требований и рекомендаций по совершенствованию инструмента деятельности, а также служат базисом для разработки концептуальной проектной схемы пользовательского интерфейса.

Синонимы и близкие понятия: эргономика программных продуктов, удобство использования, эффективность использования, практичность, пригодность, используемость, эргономичность, потребительские качества продукта.

Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

Основной объект исследования эргономики — системы «человек-машина», в т. ч. и т. н. эргатические системы; метод исследования — системный подход.

Эргономика — дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне.

( © Е.В.Савицкая, О.В.Евсеев «Экономический словарь для юных бизнесменов» 🙂

Эргономика — отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:

  • Инженерная психология
  • Психология труда, теория групповой деятельности, к огнитивная психология
  • Конструирование
  • Гигиена и охрана труда, научная организация труда
  • Антропология, антропометрия
  • Медицина, а натомия и физиология человека
  • Теория проектирования
  • Теория управления

Эргономика условно делится на три подобласти:

  • Микро-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – машина».

Сюда-же включаются интерфейсы «человек-компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины – например, в кабине истребителя есть дисплеи), — как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, «эргономика программного обеспечения» – это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы «человек-компьютер-человек», «человек-компьютер-процесс», «человек — программа, ПО, ОС».

  • Миди-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив — машина», «человек-сеть, сетевое сообщество», «коллектив — организация»,

    Сюда входит и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое, многое другое. Исследуется взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач.

  • Макро-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – социум, общество, государство», «организация — система организаций».
  • Human Factors (HF) — американское название европейской Ergonomics.

    Deborah M. Licht и Со. в статье (стр. 13), посвящённой определениям эргономики, утверждает, что термин HF подразумевает более широкий спектр различных понятий и характеристик, в то время как понятие Human Factors Engineering (HFE) направлено на проектирование конечного продукта, а важным моментом в определении эргономики является изучение процесса трудовой деятельности.

    Human-Computer Interaction (HCI), человеко-компьютерное взаимодействие — иностранное название научно-иследовательского направления в эргономике. HCI накапливает теоретическую базу исследованиий качества, характера и последствий взаимодействий человека с вычислительной техникой.

    Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек-машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.

    GUI Designer— инженер-проектировщик пользовательского интерфейса.

    Это не «дизайнер» (художник-конструктор).

    GUI Designer должен знать и уметь применять основные стандарты проектирования ПИ, владеть средствами быстрого прототипирования.

    В его обязанности входит: трансформация эргономических требований в проектные эргономические решения, разработка проектных спецификаций по GUI, прототипирование пользовательского интерфейса. Исходную информацию GUI Designer получает от Usability-инженера и/или инженерного психолога, разработанные спецификации и прототипы передаёт GUI-программисту.

    Пользовательский интерфейс (ПИ, User Interface, UI, интерфейс пользователя)

    Объединяет в себе все элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением.

    К этим элементам относятся:

    • средства отображения информации, отображаемая информация, форматы и коды;
    • командные режимы, язык пользователь-интерфейс;
    • устройства и технологии ввода данных;
    • диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером;
    • обратная связь с пользователем;
    • поддержка принятия решений в конкретной предметной области;
    • порядок использования программы и документация на нее.

    Е.А. Мирошниченко предлагает следущее определение:

    Интерфейс пользователя — система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие программы с пользователем.

    Это определение является частным случаем определения интерфейса вообще:

    Интерфейс — система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие нескольких процессов или объектов.

    Здесь обязательно следует выделять как средства (объекты, элементы), так и правила (стандарты, протоколы). Термин «система» указывает на то, что все эти элементы находятся в осмысленной взаимосвязи.

    Синонимы и близкие понятия: графический интерфейс пользователя (ГИП, GUI), интерфейс «человек-компьютер», интерфейс «человек-программа».

    Источник:
    Психология труда
    Usability в России — первый сайт о юзабилити, эргономике, человеческих факторах и UX
    http://www.usability.ru/glossary.htm

    Современная психология труда

    СПб.: Питер, 2005 — 479 с.

    В пособии рассматриваются основные научные понятия, используемые в учебной дисциплине «Психология труда», раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, а также характера социального заказа и особенностей развития научной дисциплины, анализируются тенденции развития интегральных научных дисциплин, их понятийного и методического арсенала. В книге отражены особенности развития дисциплины в XX столетии, в частности за последние 15-20 лет, приводится множество примеров взаимосвязи изменений научных парадигм в зависимости от развития общества, техники и технологий производства. Издание предназначено для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей, слушателей факультетов переподготовки, специалистов в области социологии труда, управления и развития персонала организаций.

    Скачать / Download файл

    Введение в современную психологию труда. 12

    Глава 1. Психология труда как область научного знания о труде. 24

    1.2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии . 29

    1.3. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами 33

    1.4. Современная наука, или Структура научных революций 34

    1.5. Парадигмы психологии труда. 37

    Контрольные вопросы . 37

    Практические задания . 38

    Глава 2. История психологии труда. 39

    2.2. Психология труда в России. 46

    2.3. Место психологии в системе наук о человеке

    как субъекте деятельности. 50

    2.4. Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда. 52

    2.5. Парадигмы психологии труда. 56

    Контрольные вопросы . 56

    Практические задания . 57

    Глава 3. Психология труда: основные составляющие научной дисциплины . 58

    3.2. Психология труда . 62

    3.3. Инженерная психология. 64

    3.4. Эргономика. 65

    3.5. Организационная психология . 72

    3.6. Профессиональная ориентация . 79

    3.7. Профессиональное обучение . 83

    3.8. Парадигмы психологии труда. 84

    Контрольные вопросы . 85

    Глава 4. Трудовой пост, рабочее место и профессия. 87

    4.2. Системный подход в исследовании предмета психологии труда. 93

    4.3. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место. 96

    4.4. Парадигмы психологии труда. 107

    Контрольные вопросы . 108

    Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий 110

    5.2. Классификация профессий. 115

    5.3. Психические регуляторы труда . 119

    5.4. «Золотое правило» психологии труда. 126

    5.5. Парадигмы психологии труда. 127

    Контрольные вопросы . . . 127

    Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности . 129

    6.2. Психологический анализ профессиональной деятельности . 140

    6.3. Психологический анализ трудовых движений. 144

    6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест . 145

    6.5. Рабочее место психолога в организации. 154

    6.6. Парадигмы психологии труда. 160

    Контрольные вопросы . 162

    Практические задания . 163

    Глава 7. Условия профессиональной деятельности и эффективность труда. 165

    7.2. Профессиональный стресс . 169

    7.3. Работоспособность и функциональные состояния. 172

    7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности . 177

    7.5. Биоритмы и эффективность трудовой деятельности . 189

    7.6. Психология безопасности. 192

    7.7. Парадигмы психологии труда. 201

    Контрольные вопросы . 201

    Практические задания . 202

    Глава 8. Адаптация человека к профессиональной деятельности. 203

    к деятельности в организации . 203

    8.2. Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии. 208

    8.3. Кризисы профессионального становления. 211

    8.4. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства . 218

    8.5. Уровни психологической поддержки субъекта труда . 231

    8.6. Парадигмы психологии труда. 232

    Контрольные вопросы . 233

    Практические задания. 234

    Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм 235

    и процесс ее формирования. 235

    9.2. Профессиограмма и психограмма . 238

    9.3. Задачи науки и практики: подходы и методы профессиографии. 241

    9.4! Профессионально важные качества и способности . 246

    9.5. Профессионально важные качества: контексты оценок . . 251

    9.6. Динамика требований к ПВК субъекта. 260

    9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров . 272

    9.8. Профессионализм и модели специалиста. 276

    9.9. Парадигмы психологии труда. 279

    Контрольные вопросы . 286

    Глава 10. Профессиональный отбор персонала организаций . 288

    10.2. Особенности деятельности в системе «человек-техника» . 292

    10.3. Особенности деятельности в системах «человек-природа», «человек-знак», «человек — художественный образ» . 297

    10.4. Особенности деятельности в системе «человек-человек» . 301

    10.5. Парадигмы психологии труда. 304

    Контрольные вопросы. 306

    Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала. 308

    11.2. Методы оценки профессионального потенциала субъектов труда. 319

    11.3. Обучение и переподготовка персонала организации . . . 324

    11.4. Парадигмы психологии труда. 330

    Практические задания . 332

    Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и профессиональная карьера. 334

    12.2. Проблемы становления профессионального самосознания . 340

    12.3. Мотивация . 342

    12.4. Безработица как «второй полюс» профессионального самоопределения . 353

    12.5. Профессиональная карьера. 356

    12.6. Периодизация жизни и профессионального развития . . . 363

    12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма . 375

    12.8. Внешняя среда, карьера и становление профессионализма субъекта. 386

    12.9. Периодизация жизни и профессиональная карьера: синергетическая парадигма . 389

    12.10. Парадигмы психологии труда. 394

    Практические задания . 405

    Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности. 406

    13.2. Человек и организационная среда: возможности самореализации человека как личности . 411

    13.3. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность. 415

    13.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности . . 419

    13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения . 423

    13.6. Человек как деятель: самоменеджмент жизни . 428

    13.7. Парадигмы психологии труда. 432

    Практические задания . 433

    Глава 14. Психология труда: история, состояние, перспективы. 435

    14.2. Наука и «модели» реальности (модели человека, организации, общества) . 436

    14.3. Парадигмы психологии труда. 440

    Контрольные вопросы . 440

    Практические задания . 441

    Приложение 1. . 446

    Причины профессионального стресса . 446

    Причины развития информационного стресса . 447

    Приложение 2. 450

    Структура деятельности руководителя факультета . 450

    Структура деятельности преподавателя. 451

    Психограмма деятельности руководителя факультета вуза

    и преподавателя [81, с. 201-205]. 452

    Приложение 3. 454

    Аналитическая психограмма начальника отдела кадров

    Приложение 4. 456

    Динамические особенности совместной деятельности

    Источник:
    Современная психология труда
    Скачать: Современная психология труда. Толочек В.А. ( doc)
    http://www.alleng.ru/d/psy/psy123.htm

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    Популярные записи:


    1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (7)

    Какие слова говорить мужчине чтобы влюбить его в себя 5 слов, чтобы влюбить в себя мужчину Если женщина не знает, какие качества нравятся мужчине,… (7)

    Если пьяный мужчина говорит что любит Пьяный говорит, что любит, а трезвый не говоритСпрашивает: Татьяна Категория вопроса: Отношения Ответов на сайте:… (6)

    Мужчина телец как ревнует Как доставить наслаждение мужчине - тельцу Телец мужчина - это романтик, мечтатель с искоркой в… (5)

    Мужчина стрелец игнорирует Мужчина стрелец - как понять что он влюблен? Когда избранником женщины становятся стрелец, она может… (5)

    COMMENTS