Психология труда

Психология труда

Если у Вас есть интересные определения и толкования, присылайте их Ярославу Перевалову для публикации, если у Вас есть дополнения и уточнения, просьба обсудить их на Форуме .

Usability Engineering — научно-прикладная дисциплина, служащая повышению эффективности, продуктивности и удобства использования инструментов деятельности.

Як.Нильсен понимает usability как «. качество работы пользователя в некоторой интерактивной среде (web-сайт, программа, и пр.)».

Это понимание нуждается в уточнении, т.к. качество работы — довольно общее понятие. Качество работы может зависеть как от особенностей (способностей, навыков, и пр.) субъекта труда, так и от характеристик орудий труда. Usability — это качество использования самого инструмента. Оно выражается в тех и только тех характеристиках орудия, от которых зависит эффективность деятельности.

Уточняя вышесказанное, можно определить usability как «совокупность свойств инструмента, влияющих на эффективность его использования в конкретной предметной деятельности, и выражающихся в применимости данного инструмента, легкости его освоения и использования, воспроизводимости полученных навыков, в низкой частоте ошибок, в субъективном удовольствии, и пр. факторах.

Объектом приложения для software usability является программный продукт.

Объектом приложения для web-usability является веб-сайт.

Usability-исследование — сбор данных о пользователях, их предметной деятельности и орудиях труда, с целью выявления направлений совершенствования последних.

U-исследование есть один из видов деятельности usability-инженера.

При проведении U-исследования как правило, используются методы инженерной психологии, а также специально разработанные методики, тесты, анкетирование пользователей и т.д. Результаты U-исследования являются основой для построения системы проектных требований и рекомендаций по совершенствованию инструмента деятельности, а также служат базисом для разработки концептуальной проектной схемы пользовательского интерфейса.

Синонимы и близкие понятия: эргономика программных продуктов, удобство использования, эффективность использования, практичность, пригодность, используемость, эргономичность, потребительские качества продукта.

Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

Основной объект исследования эргономики — системы «человек-машина», в т. ч. и т. н. эргатические системы; метод исследования — системный подход.

Эргономика — дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне.

( © Е.В.Савицкая, О.В.Евсеев «Экономический словарь для юных бизнесменов» 🙂

Эргономика — отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:

  • Инженерная психология
  • Психология труда, теория групповой деятельности, к огнитивная психология
  • Конструирование
  • Гигиена и охрана труда, научная организация труда
  • Антропология, антропометрия
  • Медицина, а натомия и физиология человека
  • Теория проектирования
  • Теория управления

Эргономика условно делится на три подобласти:

  • Микро-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – машина».

Сюда-же включаются интерфейсы «человек-компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины – например, в кабине истребителя есть дисплеи), — как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, «эргономика программного обеспечения» – это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы «человек-компьютер-человек», «человек-компьютер-процесс», «человек — программа, ПО, ОС».

  • Миди-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив — машина», «человек-сеть, сетевое сообщество», «коллектив — организация»,

    Сюда входит и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое, многое другое. Исследуется взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач.

  • Макро-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – социум, общество, государство», «организация — система организаций».
  • Human Factors (HF) — американское название европейской Ergonomics.

    Deborah M. Licht и Со. в статье (стр. 13), посвящённой определениям эргономики, утверждает, что термин HF подразумевает более широкий спектр различных понятий и характеристик, в то время как понятие Human Factors Engineering (HFE) направлено на проектирование конечного продукта, а важным моментом в определении эргономики является изучение процесса трудовой деятельности.

    Human-Computer Interaction (HCI), человеко-компьютерное взаимодействие — иностранное название научно-иследовательского направления в эргономике. HCI накапливает теоретическую базу исследованиий качества, характера и последствий взаимодействий человека с вычислительной техникой.

    Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек-машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.

    GUI Designer— инженер-проектировщик пользовательского интерфейса.

    Это не «дизайнер» (художник-конструктор).

    GUI Designer должен знать и уметь применять основные стандарты проектирования ПИ, владеть средствами быстрого прототипирования.

    В его обязанности входит: трансформация эргономических требований в проектные эргономические решения, разработка проектных спецификаций по GUI, прототипирование пользовательского интерфейса. Исходную информацию GUI Designer получает от Usability-инженера и/или инженерного психолога, разработанные спецификации и прототипы передаёт GUI-программисту.

    Пользовательский интерфейс (ПИ, User Interface, UI, интерфейс пользователя)

    Объединяет в себе все элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением.

    К этим элементам относятся:

    • средства отображения информации, отображаемая информация, форматы и коды;
    • командные режимы, язык пользователь-интерфейс;
    • устройства и технологии ввода данных;
    • диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером;
    • обратная связь с пользователем;
    • поддержка принятия решений в конкретной предметной области;
    • порядок использования программы и документация на нее.

    Е.А. Мирошниченко предлагает следущее определение:

    Интерфейс пользователя — система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие программы с пользователем.

    Это определение является частным случаем определения интерфейса вообще:

    Интерфейс — система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие нескольких процессов или объектов.

    Здесь обязательно следует выделять как средства (объекты, элементы), так и правила (стандарты, протоколы). Термин «система» указывает на то, что все эти элементы находятся в осмысленной взаимосвязи.

    Синонимы и близкие понятия: графический интерфейс пользователя (ГИП, GUI), интерфейс «человек-компьютер», интерфейс «человек-программа».

    Источник:
    Психология труда
    Usability в России — первый сайт о юзабилити, эргономике, человеческих факторах и UX
    http://www.usability.ru/glossary.htm

    Современная психология труда

    СПб.: Питер, 2005 — 479 с.

    В пособии рассматриваются основные научные понятия, используемые в учебной дисциплине «Психология труда», раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, а также характера социального заказа и особенностей развития научной дисциплины, анализируются тенденции развития интегральных научных дисциплин, их понятийного и методического арсенала. В книге отражены особенности развития дисциплины в XX столетии, в частности за последние 15-20 лет, приводится множество примеров взаимосвязи изменений научных парадигм в зависимости от развития общества, техники и технологий производства. Издание предназначено для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей, слушателей факультетов переподготовки, специалистов в области социологии труда, управления и развития персонала организаций.

    Скачать / Download файл

    Введение в современную психологию труда. 12

    Глава 1. Психология труда как область научного знания о труде. 24

    1.2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии . 29

    1.3. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами 33

    1.4. Современная наука, или Структура научных революций 34

    1.5. Парадигмы психологии труда. 37

    Контрольные вопросы . 37

    Практические задания . 38

    Глава 2. История психологии труда. 39

    2.2. Психология труда в России. 46

    2.3. Место психологии в системе наук о человеке

    как субъекте деятельности. 50

    2.4. Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда. 52

    2.5. Парадигмы психологии труда. 56

    Контрольные вопросы . 56

    Практические задания . 57

    Глава 3. Психология труда: основные составляющие научной дисциплины . 58

    3.2. Психология труда . 62

    3.3. Инженерная психология. 64

    3.4. Эргономика. 65

    3.5. Организационная психология . 72

    3.6. Профессиональная ориентация . 79

    3.7. Профессиональное обучение . 83

    3.8. Парадигмы психологии труда. 84

    Контрольные вопросы . 85

    Глава 4. Трудовой пост, рабочее место и профессия. 87

    4.2. Системный подход в исследовании предмета психологии труда. 93

    4.3. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место. 96

    4.4. Парадигмы психологии труда. 107

    Контрольные вопросы . 108

    Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий 110

    5.2. Классификация профессий. 115

    5.3. Психические регуляторы труда . 119

    5.4. «Золотое правило» психологии труда. 126

    5.5. Парадигмы психологии труда. 127

    Контрольные вопросы . . . 127

    Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности . 129

    6.2. Психологический анализ профессиональной деятельности . 140

    6.3. Психологический анализ трудовых движений. 144

    6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест . 145

    6.5. Рабочее место психолога в организации. 154

    6.6. Парадигмы психологии труда. 160

    Контрольные вопросы . 162

    Практические задания . 163

    Глава 7. Условия профессиональной деятельности и эффективность труда. 165

    7.2. Профессиональный стресс . 169

    7.3. Работоспособность и функциональные состояния. 172

    7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности . 177

    7.5. Биоритмы и эффективность трудовой деятельности . 189

    7.6. Психология безопасности. 192

    7.7. Парадигмы психологии труда. 201

    Контрольные вопросы . 201

    Практические задания . 202

    Глава 8. Адаптация человека к профессиональной деятельности. 203

    к деятельности в организации . 203

    8.2. Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии. 208

    8.3. Кризисы профессионального становления. 211

    8.4. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства . 218

    8.5. Уровни психологической поддержки субъекта труда . 231

    8.6. Парадигмы психологии труда. 232

    Контрольные вопросы . 233

    Практические задания. 234

    Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм 235

    и процесс ее формирования. 235

    9.2. Профессиограмма и психограмма . 238

    9.3. Задачи науки и практики: подходы и методы профессиографии. 241

    9.4! Профессионально важные качества и способности . 246

    9.5. Профессионально важные качества: контексты оценок . . 251

    9.6. Динамика требований к ПВК субъекта. 260

    9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров . 272

    9.8. Профессионализм и модели специалиста. 276

    9.9. Парадигмы психологии труда. 279

    Контрольные вопросы . 286

    Глава 10. Профессиональный отбор персонала организаций . 288

    10.2. Особенности деятельности в системе «человек-техника» . 292

    10.3. Особенности деятельности в системах «человек-природа», «человек-знак», «человек — художественный образ» . 297

    10.4. Особенности деятельности в системе «человек-человек» . 301

    10.5. Парадигмы психологии труда. 304

    Контрольные вопросы. 306

    Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала. 308

    11.2. Методы оценки профессионального потенциала субъектов труда. 319

    11.3. Обучение и переподготовка персонала организации . . . 324

    11.4. Парадигмы психологии труда. 330

    Практические задания . 332

    Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и профессиональная карьера. 334

    12.2. Проблемы становления профессионального самосознания . 340

    12.3. Мотивация . 342

    12.4. Безработица как «второй полюс» профессионального самоопределения . 353

    12.5. Профессиональная карьера. 356

    12.6. Периодизация жизни и профессионального развития . . . 363

    12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма . 375

    12.8. Внешняя среда, карьера и становление профессионализма субъекта. 386

    12.9. Периодизация жизни и профессиональная карьера: синергетическая парадигма . 389

    12.10. Парадигмы психологии труда. 394

    Практические задания . 405

    Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности. 406

    13.2. Человек и организационная среда: возможности самореализации человека как личности . 411

    13.3. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность. 415

    13.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности . . 419

    13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения . 423

    13.6. Человек как деятель: самоменеджмент жизни . 428

    13.7. Парадигмы психологии труда. 432

    Практические задания . 433

    Глава 14. Психология труда: история, состояние, перспективы. 435

    14.2. Наука и «модели» реальности (модели человека, организации, общества) . 436

    14.3. Парадигмы психологии труда. 440

    Контрольные вопросы . 440

    Практические задания . 441

    Приложение 1. . 446

    Причины профессионального стресса . 446

    Причины развития информационного стресса . 447

    Приложение 2. 450

    Структура деятельности руководителя факультета . 450

    Структура деятельности преподавателя. 451

    Психограмма деятельности руководителя факультета вуза

    и преподавателя [81, с. 201-205]. 452

    Приложение 3. 454

    Аналитическая психограмма начальника отдела кадров

    Приложение 4. 456

    Динамические особенности совместной деятельности

    Источник:
    Современная психология труда
    Скачать: Современная психология труда. Толочек В.А. ( doc)
    http://www.alleng.ru/d/psy/psy123.htm

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    Популярные записи:


    Техника проникновения в сознание другого человека Проникновение в пространство, время и чужое сознание На главную Информация Рекомендуем К сверхъявлениям ментального типа,… (2)

    Как права человека связаны с его потребностями Все самое интересное об Организации Объединенных НацийОрганизации Объединенных Наций В 2007 году 113 миллионов детей… (1)

    Осенний интерьер Как сделать осенний декор дома Красиво украшенный дом способен не только поднять настроение, но и… (1)

    Коррекция бровей карандашом Как правильно накрасить брови карандашом в домашних условиях Образ девушки считается завершённым, когда в нём… (1)

    1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (1)

    COMMENTS