Психология общения лекции

Ваш психолог

Роль общения в жизни людей.

Общение и его функции. Казалось бы, смысл понятия «общение» ясен и особых разъяснений не требует. Существует, однако, немало понятий, значение которых в обыденной речи и в научном употреблении не вполне совпадает; а бывает и так, что и в самой науке термин употребляется в различных значениях. Это относится и к понятию «общение». Общение – сложный процесс, который является предметом изучения в целой группе наук: психологии, социологии, философии, этнографии, лингвистике и семиотике, педагогике и других. Каждая наука предлагает свой угол зрения и соответственно свое понимание общения. История культуры выработало многообразие форм общения (см. рисунок «Мир общения»).

Общение человека с другими индивидами также многогранно. Каждая грань по-своему важна и в разные моменты общения может проявиться ярче других, скрывая остальные. В процессе общения мы можем передавать друг другу информацию (информационная, или коммуникативная сторона общения); взаимодействовать, т.е. обмениваться действиями, с другими людьми (интерактивная сторона); познавать их (перцептивная сторона) и испытывать переживания, возникающие в ходе общения.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить следующие основные его функции.

1.Формирующая. Без преувеличения можно сказать, что общение выступает важнейшим фактором психического развития человека и становления его как личности. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека.

Действительно, без общения со взрослыми никто не смог бы превратиться из беспомощного новорожденного в того, кем является сейчас. Окружающие взрослые не только научили нас говорить, читать, писать, правильно вести себя. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого переходят во внутренний план. Например, вначале взрослый направляет внимание ребенка на тот или иной предмет, а потом ребенок сам научается управлять своим вниманием. Желание дошкольника услышать похвалу от взрослых, прежде всего родителей, заставляет его совершать определенные поступки, а значит развиваться. Для подростков характерно стремление завоевать авторитет, занять свою нишу среди одноклассников и друзей. Сравнение себя с другими приводит к тому, что важнейшим содержанием психического развития подростков становится самопознание.

Таким образом, общение – сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Воспитывается ли ребенок в полной семье, есть ли у него заботливая бабушка, братья и сестры, как много и кто его друзья, учителя – все это определяет воспитательный потенциал его круга общения .

1. Прагматическая. Реализуется в процессе совместной деятельности (игры, учебной, производственной, научной и др.) В данном случае общение, т.е. установление контакта между людьми, необходимое средство обеспечения эффективности деятельности.

2. Функция подтверждения. Еще У. Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Приветствия, обращения по имени, различные знаки внимания – указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит и хорошего самочувствия. Особенно значимо это для людей пожилого возраста, которые чаще могут ощущать себя одинокими. Можно сказать, что общение с другими людьми как бы отсрочивает старость.

3. Функция проявления и поддержания межличностных отношений. Отношения к другим людям (симпатия или антипатия, любовь, ненависть, презрение и др.) не только проявляются в тех или иных ситуациях общения, но и формируются в них в зависимости от того, как складывается или организовано общение.

4. Внутриличностная функция. Благодаря «диалогу» с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки.

Источник:
Ваш психолог
Лекция Личность в общении
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1179-lekcziya-lichnost-v-obshhenii

Лекции по социальной психологии

Учебное пособие для ВУЗов Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Как заговорить с девушкой на улице

Любое наше общение с женщиной подпадает под определение коммуникации. Мне вот так кажется. Существует понятие структуры коммуникации, или определенная последовательность действий, по которым коммуникация происходит. Этих шагов всего 5, они просты и понятны. Вот они.

Обучение М. п. с. наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий. Форма организации занятий по обучению М. п. с. может существенно варьировать в 3 основных направлениях: индивидуальные самостоятельные занятия с помощью специальной методической литературы, групповые или индивидуальные занятия под непосредственным руководством психолога (гетеротренинг), групповые занятия с использованием аудиовизуальных средств. Последние 2 формы широко используются в практике работы т. н. кабинетов психологической релаксации, организуемых на производстве, в медицинских, учебных и воспитательных учреждениях. (А. С. Кузнецова, А. Б. Леонова.)

Источник:
Лекции по социальной психологии
Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус
http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya.html

Психология общения лекции

Видеозапись цикла лекций профессора Г.М. Андреевой по курсу «Социальная психология» (1997 год).

Тема 1 «Место социальной психологии в системе знания».

Тема 2 «Вехи истории социальной психологии».

Тема 3 «Методологические принципы исследования».

Тема 4 «Место общения в системе отношений человека и структура общения».

Тема 5 «Коммуникативная сторона общения».

Тема 6 «Интерактивная сторона общения».

Тема 7 «Перцептивная сторона общения».

Тема 8 «Проблема группы в социальной психологии».

Тема 9 «Психология больших социальных групп».

Тема 10 «Малая группа как предмет социально-психологического исследования».

Тема 11 «Динамические процессы в малой группе».

Тема 12 «Развитие группы».

Тема 13 «Психология межгрупповых отношений».

Тема 14 «Личность как предмет социально-психологического исследования».

Тема 15 «Социализация».

Тема 16 «Социальная установка».

Тема 17 «Личность в группе. Социально-психологические качества личности».

Раздел V «Практические приложения социальной психологии»

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский

Источник:
Психология общения лекции
Видеозапись цикла лекций профессора Г.М. Андреевой по курсу «Социальная психология» (1997 год). Тема 1 «Место социальной психологии в системе знания». Тема 2 «Вехи истории социальной
http://www.psy.msu.ru/video/archive/andreeva/

Психология общения лекции

12.4. Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Психологическая структура совместной деятельности включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат. Общая цель совместной деятельности – центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится группа. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельности является общий мотив. Следующий компонент совместной деятельности – совместные действия, т. е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

В психологии все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы:

1) сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2) противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3) уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

4) однонаправленное содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5) однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6) контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

7) компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Обобщение вышеперечисленных видов позволяет выделить два основных вида взаимодействия: 1) направленное на сотрудничество и кооперацию и 2) основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) представляет собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, включает в себя субъектов возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Социально-психологический анализ позволяет выделить четыре типа конфликта:

– внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности – например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;

– межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок;

– личностно-групповой конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

– межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

В динамике конфликта выделяют следующие четыре основные стадии.

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация не сразу осознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального конфликта».

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Для того чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т. е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

3. Переход к конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный, стабилизирующий или неконструктивный.

Конструктивным межличностным конфликтом считается тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личности противоположной стороны. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. К. У. Томас и Р. Х. Килман выделили следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

1) сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

2) компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

3) избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем;

4) приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;

5) конкуренция – соперничество, открытая борьба за свои интересы.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

4. Разрешение конфликта является заключительной стадией его протекания. Оно возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Разрешение может быть частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается) и полным (когда конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений). Таким образом, можно назвать четыре возможных типа разрешения конфликтов:

1) полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации – например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;

2) частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;

3) полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации;

4) частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.

Источник:
Психология общения лекции
Автор: Макарова И, 12.4. Общение как взаимодействие — Психология: конспект лекций, Жанр: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/97640/88/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.html

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Питание кормящей матери Меню кормящей мамы Питание кормящей мамы должно быть полноценным и разнообразным Все знают, как много… (1)

Если мужчина любит замужнюю женщину его поведение Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (1)

Как дарить любовь мужчине Как научиться дарить и принимать любовь Мужчины и женщины, как правило, не сознают, что их… (1)

Почему мужчина козерог пропадает Как вернуть козерога после ссоры, измены или расставания?Как вернуть козерога после ссоры, измены или расставания?… (1)

Упражнения кегеля при опущении Гимнастика Кегеля при опущении матки Гимнастика Кегеля при опущении матки считается эффективным методом. Опущение матки… (1)

COMMENTS