Психологическое общение

Общение как социально-психологический феномен

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Отечественная психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта. Прежде принципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности.

Исходя из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей. То есть, любые формы общения , принадлежащие к специфическим формам совместной деятельности. К тому же люди не просто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегда общаются во время соответствующей деятельности.

Г. Андреева считает, что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват (от лат. derivatus — отведенный, derivo — отвожу, образуют: производное от чего то первичного).

Другими словами, общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Вместе с тем деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. По мнению Г. Андреевой, такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует пониманию самого общения как важного условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Относительно другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения позволяет рассматривать эту дефиницию как такую, что не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности; она может выступать и в роли само мотивированного процесса. Как пример, имеем фатичное (от лат. Fatuus — глупый, пустой) общение, в деятельном аспекте бессодержательным, целью которого является поддержание самого процесса общения.

Идея автономности и самоценности общения (А. Реан , Я. Коломинский) обосновывается, во-первых, теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (оно необходимо для того, чтобы разделить с другим человеком свое горе или радость, чтобы чувствовать себя человеком), во-вторых, с позиций субъект-субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой «субъект — объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать как объект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса).

По мнению ученых, субъектность общения не сводится к упрощенному представлению об этом процессе, а к обязательности абсолютного равенства партнеров. Однако общим и неизменным условием рассмотрения любого взаимодействия как общение, является отказ от категории объекта воздействия. Именно поэтому манипулятивное общение, которое строится по принципу «субъект — объект», общением как таковым не может быть.

Поэтому общение как самостоятельное и возведенное к деятельности понятие может быть определено следующим образом: это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Из всего вышеуказанного нетрудно заметить, что понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному:

  • как особый вид деятельности;
  • как специфическая социальная форма информационной связи;
  • как форма взаимодействия субъектов;
  • как самостоятельная и сведенная к деятельности категория;
  • как процесс межличностного взаимодействия;
  • как обмен мыслями, чувствами и переживаниями;
  • как существенный аспект человеческой деятельности;
  • как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей;
  • как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что деятельность человека во всех ее модификациях , и общение индивида с другими людьми переплетены в его жизни теснейшим образом и фактически ни одна из них невозможна без другой. Из этого следует, что любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляется через общение и наоборот.

И даже общение с самим собой (пролонгированное общение) происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался. То есть индивид действует так: он заранее обдумывает сценарий разговора, предусматривает возможные аргументы и контраргументы участников общения, тактические приемы убеждения, возможные типы контактов и т.д.

Кстати, общение с самим собой (т.е. интраперсональний диалог) было известно еще в Древней Греции и называлось солилоквиум (авто суггестия мышления, сознания).

Так, члены пифагорейского союза строго соблюдали правила, которые обязывали каждого из них ежедневно, перед сном, проводить собеседования с самим собой и отвечать на вопрос: «Как я провел день, что прошел», «Что я сделал?», « Каких обязательств я не исполнил ». Такое общение с самим собой проводилось три раза подряд, чем достигалось более глубокое осмысление вопросов.

Анализируя интраперсональний диалог, лучше всего прибегнуть к примеру отношения Сократа и его учеников. В частности, ученик Сократа Антисфен Афинский считал, что для становления мыслителя главной предпосылкой является умение вести диалог с самим собой. На вопрос, что ему дала философия, он ответил: «Умение вести беседу с самим собой».

Субъект — субъектный подход к проблеме общения преодолевает одностороннее понимание общения как формы или вида деятельности. В свое время Б.Ломов и его сотрудники сделали вывод о необходимости формулирования нового методологического принципа — принципа общения как субъект — субъектного взаимодействия, основываясь на котором, общение является особой самостоятельной формой активности субъекта.

Современная психологическая наука изучает две основные формы общения: в одном случае — это способ организации деятельности, в другом — удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте.

То есть в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами людей. Общение, таким образом, толкуется как форма взаимодействия субъектов, которая мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или неприязни).

Одновременно под совместной деятельностью понимаются ситуации, при которых межличностное общение людей подчиняется общей цели — решению конкретного задания.

Идею о самостоятельности и первоочередной важности категории «общение» проводит М. Бобнева, в частности, отмечая: если раньше в психологии предполагалось, что психика формируется прежде всего на основе предметной деятельности, а формирование высших функций определяется в основном использованием знаковых средств и языка, то теперь становится очевидным тот факт, что для человека исходной ситуация общения и в развитии психики решающая роль должна принадлежать общению и взаимодействию людей.

Кроме субъект — субъектного подхода к изучению природы общения, который еще в психологической литературе называют диалогическим (партнер по общению остается для собеседника значимой, уникальной, неповторимой личностью), имеют место и другие подходы.

Моносубъективный подход опирается на представление о том, что человек в этом мире практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли.

Согласно с полииндивидным подходом, индивид не просто один в этом мире, а один из многих других. И влияние одного человека на другого основывается на учете психики последнего.

Интерсубъективный подход имеет своим основанием согласие, которое означает одинаковое понимание людьми ситуации. Общаясь, люди уступают друг другу в разговоре, приспосабливаются друг к другу, строя межличностные связи.

Зато, если аргументы одного партнера не совпадают с ожиданиями другого, то общение приобретает субъект — объектный характер. Оставляя за учеными право на собственный взгляд относительно подходов к проблеме общения, поддерживаем тех из них, которые руководствуются гуманистическими представлениями о человеке, находясь на основе субъект — субъектного отношения между партнерами по взаимодействию.

Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др. Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально — волевой и мотивационной сферы.

Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и .т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или разделение) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению.

В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.

В связи с этим чрезвычайно важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членами контактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в процессе взаимодействия.

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Наблюдение за детьми, которые первые годы своей жизни провели среди животных и не имели возможности общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии как психическом и физическом, так и социальном.

Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида. Изучая поведение младенцев, американские исследователи К. Ф. Лейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скин отмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми только жестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует, пожалуй, о генетической « запрограмтрованности » на общения с окружением. И хотя мимика и звуковые «ответы» рефлекторные и их еще нельзя назвать общением в полном понимании этого слова, но они чрезвычайно важны в процессе установления отношений ( «сращивания») между родителями и ребенком.

Исследование Д. Ельконина показали, что проявлением подлинной потребности ребенка в общении со взрослыми является комплекс оживления, который возникает в момент появления родителей и во время их общения с ребенком. Когда ребенок оживленно двигает ручками и ножками, улыбается взрослому, поворачивает головку на голоса, которые звучат рядом, все это свидетельствует о появлении потребности в общении.

В течение первого года жизни дети все лучше знакомятся со взрослыми, которые их окружают, у них появляются положительное эмоциональное отношение к взрослым, чувство доверия к ним, удовольствие от общения с ними, формируется привязанность к взрослым. Относительно доверия (недоверия), то, по Э. Эриксону, беззащитные малыши в первый год своей жизни оказываются в ситуации конфликта: доверие против недоверия к окружающему миру, успешное решение которой зависит от характера взаимоотношений ребенка и взрослых.

Речь идет о том, что когда ребенка любят, разговаривают с ним, он начинает доверять взрослым, если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении, он вырастает с чувством недоверия ко всему окружающему миру.

Сказанное вовсе не означает, что родители должны удовлетворять любые прихоти ребенка. Вместе с тем следует подчеркнуть, что факт недоверия, равно как и дефицит общения, тормозят психическое развитие ребенка, создают проблемы в процессе вхождения в социум. Это же самое можно сказать и о излишней опеке, чрезмерном общении, которые также вызывают трудности. Относительно чувства привязанности к взрослым, которое является важным событием в жизни ребенка первого года жизни, то оно становится особенно заметным после полугода жизни.

Анализируя фазы привязанности (К. Флейк-Хобсон и др.), можно проследить, как у малышей в процессе общения с взрослыми постепенно формируются эмоционально-психологические связи с любящими их людьми. Первая фаза (от рождения до трех месяцев) характеризуется тем, что ребенок ищет близости и готов общаться с любой знакомым или незнакомым человеком.

Для достижения потребности в общении малыш использует свои специфические сигналы: улыбку, звуки голоса, движения и т.п. На второй фазе (третий — шестой месяца) дети постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Общение с взрослым на этой фазе начинает приобретать выборочный характер. На третьей фазе (седьмой-восьмой месяцы) избирательность характера общения закрепляется, формируется представление о постоянстве людей и предметов.

Н. Лисин обозначил следующие стадии развития потребности ребенка в общении:

  • потребность в виде и доброжелательности взрослого, результатом удовлетворения которого является обеспечение физического комфорта и развития ребенка (первое полугодие жизни);
  • потребность в сотрудничестве со взрослым, которая обеспечивает удовлетворение в ведущей игре-манипуляции ( со второго полугодия до двух — двух с половиной лет);
  • удовлетворения потребности в уважении к запросам ребенка (младший и средний дошкольный возраст);
  • потребность в понимании людей, которые окружают ребенка, и сопереживание им (старший дошкольный возраст).

В конечном счете можно утверждать, что процесс вхождения ребенка в социум, усвоение его норм и ценностей охватывает потребность в общении, приобретения, расширения, совершенствования, обогащения и закрепления межличностных и социальных связей.

Вообще, современные теоретические и экспериментальные разработки проблем общения в социальной психологии, изучают особенности не только учитывая то, каким образом общается субъект (форма, способы взаимодействия) , но и с учетом содержания общения, т.е. тем, по поводу чего человек вступает в межличностные отношения.

Как известно, общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Именно поэтому любое определение этой дефиниции имеет ориентировочный, суженный характер, ведь свести в одно короткое формулирование всю совокупность смысловых и содержательных аспектов социальных связей и межличностных отношений невозможно. Учитывая сказанное, остановимся на таком определении этого понятия.

Общение — это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которое осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

Это широкое понимание общения, а узкий его контекст — межличностного общения — указывает на процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения (взаимовлияния, восприятия друг друга и т.д.) и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует определённые цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой — то вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.

Источник:
Общение как социально-психологический феномен
Кратко о общении как оциально-психологическом феномене
http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=2

Общение как социально-психологический феномен

Глава I. Общение – уникальный социально-психологический процесс.

1.1. Содержание, цели и средства общения.

1.2. Виды общения.

1.3. Техника и приемы общения.

1.4. Роль общения в социально-психологическом развитии личности.

Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека с человеком в обществе, помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми. Вот поэтому-то отсюда и вытекает главная цель данного реферата: показать, что общение – это действительно социально-психологический феномен. Задачи работы следующие: 1)показать роль общения в развитии человека; 2)показать виды, технику и приемы общения.

Все источники, используемые в реферате, дают возможность глубокого понимания значимости общения в жизни человека, помогают раскрытию самой темы данной работы.

Общение – уникальное социально-психологическое явление

Общение, как социально-психологический феномен, в жизни человека имеет “значение не меньшее, чем воздух, которым дышим. В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения… Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь” [8, с.15].

Важное значение в социально-психологическом развитии личности имеет следующий вид общения – деятельностное общение, которое в основе своей содержит обмен действиями, операциями, умениями, навыками. “Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности” [10, с.514].

В зависимости от средств общения выделяют следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное. С помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.) осуществляется непосредственное общение, а опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: это природные предметы (след на земле, палка, брошенный камень и др.), это могут быть и культурные предметы (печать, радио, телевидение, знаковые системы, записи символов на различных носителях и др.).

В жизни человека общение не может существовать как обособленный процесс или же самостоятельная форма активности. Общение обязательно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая немыслима без этого социально-психологического феномена.

Свою, определенную роль, выполняет как инструментальное, так и целевое общение. “Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении” [10, с.515].

Есть еще один вид общения, который важен для человека, он присущ только человеку – это вербальное общение, которое тесно связано с невербальным общением: общение при помощи мимики, жестов, через прямые сенсорные или телесные контакты, невербальное общение не предполагает использование речи. А вот вербальное общение предполагает усвоение языка, оно богаче всех форм общения, хотя и не может полностью заменить другие формы и виды общения.

Начиная общение с человеком, следует помнить о том, что здесь техника общения включает такие элементы: принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, которые привлекают внимание партнера, они должны быть направлены на преднастройку партнера, на определенное восприятие информации. Важное значение придается выражению лица, так как это должно отражать три главных момента: цель сообщения, желаемый результат общения и демонстрируемое отношение к собеседнику. Здесь важно буквально все: и занимаемая поза при общении, и выражение лица. Например, разговор собеседников, который проходит лицом к лицу, облегчает общение, в то время как общение, при котором кто-то из сторон смотрит в сторону, или же стоит вполоборота, будет, безусловно, затруднять общение.

Очень внимательно при общении следует относиться к начальным словам и тону, ведь официальный тон и подчеркнутое обращение на “Вы” уже может означать, что обращающийся к партнеру при общении не намерен переходить на дружеский лад. И в то же время обращение на “ты”, дружеский тон располагают собеседников друг к другу, а улыбка, которая подчеркивает дружеское отношение, делает общение приятным. От умения улыбаться может многое зависеть в жизни человека, улыбка способна сделать больше, чем что-то другое в технике общения. “Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее. И нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей” [5, с.66].

Жесты человека при общении, так же как и выражение лица, его мимика часто являются непроизвольными, поэтому можно наблюдать, как общающиеся, чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, могут отводить в сторону глаза и прятать руки.

Техника и приемы общения важны и необходимы в человеческом общении. Общаясь, человек обогащает себя и дает возможность своему собеседнику увидеть себя в данном общении, приобрести нужную и полезную информацию. Следует помнить о том, что нужно быть не только собеседником, но и слушателем. “Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе” [5, с.79].

Роль общения в социально-психологическом развитии личности

Психическое развитие маленького гражданина начинается с общения, это и есть его первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе, благодаря этому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. А уже позже, на втором-третьем году жизни ребенка появляется и предметная деятельность, которая тоже является условием и средством социального и психологического развития личности.

Значимую роль в социально-психологическом развитии личности оказывает и мотивационное общение, которое служит источником дополнительной энергии для человека, так же как приобретенные в результате мотивационного общения новые интересы, мотивы и цели деятельности увеличивают психоэнергетический потенциал личности, который способствует социальному развитию личности.

Межличностный обмен – деятельностное общение, в результате которого через обмен действиями, операциями, умениями и навыками происходит развитие личности, так как совершенствуется и обогащается ее собственная деятельность.

Все виды общения, безусловно, имеют свое исключительное значение в развитии личности, в их ряду достойное место занимают непосредственное и опосредованное общение. “Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением” [10, с.518-519].

Таким образом, роль общения в социально-психологическом развитии личности, безусловно, велика, ведь “общение с людьми формирует личность человека, каждый человек, живя в мире людей, формирует и изменяет этот мир” [8, с.225].

Тема “Общение как социально-психологический феномен”, рассматриваемая в данном реферате, является интересной, важной и актуальной, так как одной из важнейших особенностей общения является создание условий, способствующих социально-психологическому развитию личности. Общение – это действительно феноменальный процесс, без которого невозможна жизнь человека, именно это явилось главной целью данной работы и было рассмотрено в реферате. А через задачи: 1)показать роль общения в развитии человека; и 2)показать виды, технику и приемы общения; данная тема была углублена и раскрыта, использована была при этом интересная библиография.

Общение дает человеку то, что так необходимо в его жизни – ведь “вступая в отношения с другими людьми, каждый из нас устанавливает определенные отношения и с самим собой. Способность людей помогать друг другу в трудных ситуациях и в процессе личностного роста тесно связана с их умением поддерживать конструктивные отношения с собой” [8, с.224-225]. Кроме того – общение, какой бы вид мы ни взяли, способствует разностороннему интеллектуальному развитию личности. Только общаясь, человек способен утвердиться в обществе. Человек постепенно, идя по жизни, накапливает культуру общения, развивается психологически. “Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественность целей и широким выбором средств общения” [10, с.525].

Источник:
Общение как социально-психологический феномен
Общение, какой бы вид мы ни взяли, способствует разностороннему интеллектуальному развитию личности. Только общаясь, человек способен утвердиться в обществе. Человек постепенно, идя по жизни, накапливает культуру общения, развивается психологически.
http://festival.1september.ru/articles/603449/

Психологическое общение

Психология общения. Психологическое айкидо: принцип амортизации

— Осмелюсь доложить, господин полковник, идиот! — ответил Швейк".

Б.: Благодарю вас за комплимент! Я рад, что вы это заметили. Я, действительно, неплохо выгляжу сегодня.

— Какие у вас красивые волосы!

— Знали бы вы, сколько трудов мне стоит, чтобы держать их в таком состоянии!

Для артиста — это цветы после его выступления, для врача — это подарок, который преподнесен через несколько месяцев после окончания лечения, для учителя — это подарок после окончания обучения, официанту — это чаевые после хорошего обслуживания и пр. Но все это только после того, как деловые отношения закончились.

Б.: 1) Благодарю вас. Я согласен (при согласии). 2) Благодарю вас за интересное предложение. Надо подумать и все взвесить (если предполагается отрицательный ответ).

Дадим несколько примеров.

С другой стороны, когда приходится делать какое-либо деловое предложение самому, его тоже следует делать только один раз. Будем помнить правило: "Уговаривать — значит насиловать". Обычно специалист по психологическому айкидо сам ничего не предлагает, а организовывает свою деятельность так, что к интересующему делу его приглашают.

Б.: Вы абсолютно правы! (уход от удара).

"Как вы быстро сообразили, что я глупец. Мне столько лет удавалось от всех это скрывать. При вашей проницательности вас ждет большое будущее! Я просто удивлен, что вас до сих пор начальство не оценило по достоинству!"

протиснулся в переполненный автобус. Когда закрылась дверь, он стал искать в своих многочисленных карманах (на нем была куртка, брюки и пиджак) талоны. При этом он, естественно, доставлял некоторое неудобство стоящей на ступеньку выше даме. Вдруг в него был брошен "психологический камень". Дама гневно сказала:

Тут же последовал амортизационный ответ:

Далее диалог протекал следующим образом:

Она: Но ведь так мне может пальто налезть на голову!

Она: Ничего смешного нет!

Он: Действительно, ничего смешного нет.

Раздался дружный хохот. Дама в течение всей поездки больше не произнесла ни одного слова. Представьте себе, сколько бы продолжался конфликт, если бы на первую реплику последовал традиционный ответ:

— Это вам не такси, можете потерпеть!

Выглядеть это будет примерно так:

Нет, вы меня не знаете! Вы меня знаете с хорошей стороны, но вы меня узнаете и с плохой стороны. Я вас

доведу до слез". Однажды Швейк столкнулся с подпоручиком Дубом.

— Осмелюсь доложить, я бы не хотел узнать вас с плохой стороны.

Подпоручик Дуб от дерзости онемел, а Швейк спокойно продолжал:

— Осмелюсь доложить, я вас хочу знать только с хорошей стороны, чтобы вы не довели меня до слез, как изволили пообещать в прошлый раз.

У подпоручика Дуба хватило духу лишь на то, чтобы завопить:

— Проваливай, каналья, мы еще с тобой поговорим!

Диалог начался с крика:

— Почему задержался сегодня?

Вместо оправданий я сказал:

— Дорогая, я удивляюсь твоему терпению. Если бы ты вела себя так, как веду я, я бы давно не выдержал.

Ведь посмотри, что получается: позавчера пришел поздно, вчера — поздно, сегодня обещал прийти рано — как назло, опять поздно.

— Брось свои психологические штучки! (Она знала о моих занятиях.)

— Да причем здесь психология? Муж у тебя есть и, в то же время, практически его нет. Дети отца не видят.

Мог бы и пораньше прийти.

Жена (уже не так грозно, но все еще недовольно):

— Что же ты не идешь есть? Поди, где-то уже накормили!

— Нет, я очень голоден, но я не заслужил.

Жена (несколько мягче):

— Что, пирожки невкусные?

Я (по-прежнему виновато):

— Да нет, пирожки очень вкусные, но я их не заслужил.

Жена (совсем мягко, даже с лаской):

— Ну, ладно. Ешь, сколько хочешь.

3-годичные платные курсы психологического отделения университета, а средства для оплаты обучения получить на производстве. Вот как ей удалось это сделать.

Директор расслабился и стал смотреть на Е. спокойнее и даже с некоторым интересом. Е. продолжала:

— Оно должно принести большую выгоду производству, но вначале надо будет затратить огромные средства.

Лицо директора снова стало напряженным. Дальше беседа шла следующим образом.

— Если это предложение принять не сможете, никаких претензий не будет, а за дерзость заранее меня простите.

удалось, так как он требовал, кричал. Тогда я предложил свою помощь. Пошел к заведующей столовой и обратился к ней со словами:

Мужчина (с улыбкой):

— Надо еще козлом назвать.

Б.: Не только глупец, но и подонок! Так что берегитесь!

Г.: Я не только обманщик, но еще и подлец, подонок, предатель и первостатейная сволочь. По ночам травлю колодцы, убиваю поздних прохожих, граблю банки и пр.

Источник:
Психологическое общение
Психология общения. Статьи по практической психологии. Статьи по психологии общения. Психологическое айкидо. Михаил Литвак.
http://adalin.mospsy.ru/r_03_00/r_03_02c.shtml

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Описание чувств любви к девушке Описание чувств любви к девушкеТы её любишь и вот наступил момент, когда нужно сказать важные… (5)

Мужчина телец как ревнует Как доставить наслаждение мужчине - тельцу Телец мужчина - это романтик, мечтатель с искоркой в… (5)

Фарматекс свечи после полового акта Свечи от нежелательной беременности после акта Защита от нежелательной беременности — важный и ответственный вопрос,… (5)

Рецепты счастливых отношений Рецепт счастливых отношений «Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет свечи, сердечный друг вот-вот… (5)

Если мужчина лев не звонит Как ведет себя мужчина-Лев, если он влюблен?Иногда женщине сложно разгадать поведение понравившегося ей мужчины. Разобраться… (4)

COMMENTS