Профессиональные качества человека

Наблюдательность как профессиональное качество

как профессиональное качество

Предлагаем читателям пример интегрированного занятия курса «Мое профессиональное будущее». Данный курс направлен на формирование у учащихся навыков, позволяющих правильно выбрать профессию. Одной из задач курса является также повышение уровня психологической компетентности детей, поэтому занятия предъявляют высокие требования и к учителю в области знания психологии. Школьный психолог в связи с этим оказывает учителю помощь в проведении тех занятий курса, которые насыщены психологическими знаниями. Интеграция трудового обучения и психологии и тесное сотрудничество учителя и психолога в данном случае только обогащают уроки, делают их более содержательными и интересными для детей, повышают их развивающий потенциал.

«Наблюдательность как профессиональное качество человека»

(оригинальная авторская разработка)

Для того чтобы освоить любую профессию и успешно трудиться в ней, человек должен обладать и целенаправленно развивать в себе те личностные качества, которые являются особенно важными для данной профессиональной сферы. Сегодня внимание специалистов-практиков привлекает наблюдательность, как одно из профессионально важных качеств специалистов, работающих в сфере «человек–человек». Это вполне объяснимо, ведь специалисты в этой сфере — учителя, врачи, психологи, следователи, менеджеры и др. — должны во многом опираться на наблюдение как метод познания другого человека и на свою собственную способность наблюдать.

Поэтому предлагаемое занятие посвящено наблюдательности как способности человека и профессионально важному качеству. Занятие дает ученикам возможность не только раскрыть для себя сущность этого качества и познакомиться с примерами наблюдательности в отношении других людей, но и увидеть возможности собственного целенаправленного развития и даже потренироваться в развитии наблюдательности.

К концу занятия ученики должны научиться:

— давать определение наблюдательности как качества человека;

— приводить примеры роли наблюдательности в различных сферах профессиональной деятельности человека;

— целенаправленно воспринимать и описывать особенности внешности человека на примере строения головы и лица.

Ведущий. Попробуйте, не глядя на соседа по парте, с которым вы просидели вместе несколько уроков, в течение двух минут описать (сделать пометки на листках), во что он сегодня одет и обут (особенности его гардероба сегодня).

(По итогам упражнения делается вывод: несмотря на то что мы видим другого человека в течение длительного времени, тем не менее мы можем и не увидеть его детально, полно и подробно.)

Ведущий. Это упражнение наглядно показало нам, как развито в нас такое качество человека, как наблюдательность. Наблюдательность — это способность детально видеть предмет или явление. В данном случае предметом нашего наблюдения был другой человек. Наблюдательность предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие чего-либо, проникновение в сущность предмета или явления.

Конечно, в нашей повседневной жизни слабо развитая наблюдательность нам особо не вредит (хотя иногда может и подвести). Однако она просто необходима в профессиональной деятельности, особенно для тех специалистов, которые работают в сфере «человек–человек», где работа связана с людьми, их воспитанием, обучением, лечением, обслуживанием или управлением.

Приведите, пожалуйста, примеры таких профессий (учитель, воспитатель, врач, следователь, адвокат, психолог, таможенник, продавец и др.).

Для представителей этих профессий важно во внешности и поведении увидеть признаки внутренние, увидеть состояние другого человека. Так, например, для врача значимыми становятся знания о внешних признаках заболеваний, об особенностях поведения людей при разных болезнях. Учителю на уроке важно уметь видеть признаки интереса у детей, проявления и переживания ими чувств и эмоций в отношениях с другими людьми (сверстниками, родителями, педагогами). Психологу необходимо при взаимодействии с другим человеком понимать его состояние и чувства, чтобы правильно отражать их и показывать свою эмоциональную сопричастность и отзывчивость.

Вот пример профессиональной наблюдательности женщины-адвоката, взятый нами из книги Сидни Шелдона «Гнев ангелов»:

«Она научилась по обуви определять характер человека и отбирала в присяжные людей, носивших удобную обувь, потому что они отличались покладистым характером… Дженнифер постигала язык жестов. Если свидетель врал, он трогал себя за подбородок, плотно сжимал губы, закрывал рукой рот, дергал себя за мочку уха или теребил волосы. Ни одно из этих движений не ускользало от Дженнифер, и она выводила лжеца на чистую воду».

Прекрасными наблюдателями, как мы видим, являются прозаики и поэты. Их наблюдательность порою восхищает. Многие яркие картины человеческих образов даны ими на основании наблюдения и улавливания тончайших изменений в поведении людей. Вот зарисовка писателя Стефана Цвейга из новеллы «Двадцать четыре часа из жизни женщины». Это описание рук игрока казино, которого поглотила страсть к игре:

«Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела — мне даже страшно стало — две руки, каких мне еще не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издали сухой треск, как при раскалывании ореха… меня пугала их взволнованность, их безумно страшное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею».

Мы видим, как во внешности человека и в его поведении наблюдательные люди умеют тонко подметить его внутреннее психическое состояние и его свойства. Они умеют не только понять другого человека, но и предвидеть его поведение, поскольку наблюдение, глубокое, а не поверхностное знание помогают предвидеть, предвосхитить, предсказать.

Как же они научились это делать? Как же научиться быть наблюдательным?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим отрывок из фильма о гениальном сыщике и мастере наблюдения Шерлоке Холмсе (демонстрируется отрывок, первые 10 минут, из фильма «Кровавая надпись»).

Оба героя, как мы увидели, сделали свои умозаключения, основываясь лишь на наблюдении, проведенном за короткий отрезок времени. Почему же они пришли к разным выводам и почему умозаключения Шерлока Холмса оказались более точными?

Шерлок Холмс имел, в отличие от доктора Ватсона, более развитую наблюдательность. А также он знал, ЧТО НУЖНО ВИДЕТЬ, ВО ЧТО ВСМАТРИВАТЬСЯ, ЧТО ОТМЕЧАТЬ, наблюдая другого человека или предмет. Именно благодаря целенаправленному развитию умения наблюдать, видеть детали мы и вырабатываем у себя умение различать малозаметное или видеть разное в сходном.

Здесь уместно вспомнить также слова замечательного писателя и наблюдателя К. Паустовского:

«Хороших глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».

У нас с вами нет месяца. Однако все же есть время, чтобы войти в роль сыщика, или — по-современному — следователя, и потренироваться в развитии наблюдательности. Как и следователю в его повседневной практике, вам сейчас предстоит составить словесный портрет другого человека. Как подобрать слова, чтобы это описание было точным и помогло узнать человека? Надо прежде всего знать, что можно выделить во внешности другого человека, например в строении головы, лица, коль мы собрались описать его портрет. Поэтому сначала разберемся, какие существуют общие признаки строения головы и лица.

Обратимся к рисункам (см. приложение 1). Рассмотрите те признаки, которые выделяются в описании головы и лица человека.

Какие еще признаки, по-вашему, можно включить в описание головы и лица человека? (Форма бровей, губ и рта, форма нижней челюсти, подбородка и др.)

Давайте включим полученную информацию в тренировочное упражнение:

Разделитесь на группы, и каждая группа попробует дать словесное описание по портрету на рис. 1 и 2 (см. приложение 2).

А теперь давайте сравним свои описания с профессиональным описанием этих портретов (см. в том же приложении).

Какие еще признаки в строении головы и лица вы выделили из этих описаний?

Класс делится на три подгруппы. Одна подгруппа выходит из класса. Учитель демонстрирует ученикам портреты (см. приложение 3) . Одна из подгрупп описывает один портрет, другая — другой, а третий портрет не описывает никто. Словесные портреты нужно составить так, чтобы отсутствующие члены группы могли по описанию определить, кто изображен на них.

При анализе результатов упражнения обращается внимание на то, какие признаки оказались значимыми при словесном описании каждого портрета. Если были ошибки, то нужно проанализировать причины, которые к ним привели: неточные слова в описаниях, неверное выделение признаков, отсутствие в описании существенных отличительных признаков.

Ведущий. Не рассматривая дополнительно своего соседа, попробуйте описать строение его лица и головы, используя те признаки, о которых уже говорилось на занятии. После выполнения задания можно внимательно вглядеться в соседа, проверить свое описание и дополнить его. Обязательно нужно зафиксировать для себя, что нового было увидено при целенаправленном разглядывании другого человека.

Подведение итогов занятия

• Что нового вы узнали сегодня о наблюдательности? Можете ли вы сформулировать, что это за качество и какова его роль в жизни человека?

• Приведите примеры профессий, где, на ваш взгляд, нужна развитая наблюдательность? Свой пример поясните.

• Научились ли вы сегодня быть более наблюдательными? В чем?

Шелдон С. Гнев ангелов. Мельницы богов: Романы. — М.: Новости; АСТ, 1999.

Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины: Новеллы. — Мн.: Вышэйшая школа, 1986.

Паустовский К. Золотая роза: Повести. — Кишинев, 1987.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. — СПб.: Питер, 2008.

Источник:
Наблюдательность как профессиональное качество
как профессиональное качество Предлагаем читателям пример интегрированного занятия курса «Мое профессиональное будущее». Данный курс направлен на формирование у учащихся навыков, позволяющих
http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200901512

Профессиональные качества человека

Человеческая деятельность сложна и многообразна. Существует множество различных видов деятельности, которыми должны заниматься люди для того, чтобы общество жило и развивалось. Конкретный вид деятельности, которым может заниматься человек для того, чтобы принести пользу обществу и проявить себя как личность, называется профессией.

Существует огромное количество профессий, благодаря которым каждый человек может принимать активное участие в разнообразных сферах жизнедеятельности общества. Одни профессии связаны с производительным трудом, другие — с обслуживанием, третьи — с управлением, четвертые — с экономикой, пятые — с политикой, шестые — со сферой образования и т. д.

Все профессии, связанные с производственным трудом, имеют свои специфические особенности и все они предъявляют определенные требования к человеку и к тем условиям, в которых протекает его деятельность. Но есть одно требование, которое предъявляют все профессии — это надежность. Надежными должны быть все орудия труда, приборы, аппараты и предметы, которыми пользуется человек данной профессии, надежными должны быть все психофизические свойства и качества его личности.

Проблема надежности возникла давно, но особенно актуальной она стала в индустриальном обществе, так как отсутствие надежности в работе человека и машины приводила к браку, к поломкам и даже к человеческим жертвам. Надежность профессиональной деятельности человека зависит от способности его точно и безошибочно выполнять свои профессиональные обязанности в определенное время и в заданных условиях.

В результате специально проведенных исследований были изучены психологические механизмы надежности профессиональной деятельности, которые как оказалось связаны с определенными внутренними и внешними факторами, обусловленными особенностями психики человека и условиями, в которых осуществляется его профессиональная деятельность.

Одним из основных психологических механизмов, обеспечивающих безошибочное и своевременное выполнение профессиональной деятельности, является способность к самоконтролю и к его совершенствованию. Самоконтроль — это способность личности правильно оценивать выполнение профессиональной деятельности, своевременно замечать и устранять допущенные ошибки. Осуществляться самоконтроль может только в том случае, если известно, что должно контролироваться и по какому эталону это должно делаться. Если нечетко указаны эти параметры, то самоконтроль затрудняется и личность не может своевременно установить в какой мере совпадает то, что должно быть с тем, что имеет место. Совершенствование самоконтроля предполагает непрерывное стремление овладевать наиболее эффективными приемами и способами выполнения профессиональной деятельности.

Способность к самоконтролю и его совершенствованию неразрывно связана с таким свойством личности как ответственность, которая проявляется в том, что человек старается так осуществлять свое профессиональную деятельность, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Безответственный человек халатно относится к своим обязанностям, допускает просчет в своей деятельности и тем самым наносят вред самому себе и другим людям.

Ответственность может быть профессиональной, нравственной и правовой. В современных профессиях деловые и нравственные качества являются взаимосвязанными. Одним из важнейших условий проявления ответственности является чувство долга и совести, под влиянием которых человек старается добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности вопреки тем личным желаниям, которые противоречат требованиям общества. От чувства долга во многом зависит надежность профессиональной деятельности специалиста. Другим качеством личности, от которого зависит надежность профессиональной деятельности является дисциплинированность, которая предполагает сознательное и добровольное подчинение личности требованиям общества и её способность самостоятельно и добросовестно выполнять свои обязанности.

Таковы наиболее общие профессиональные качества, которые должны быть у каждого человека, занимающегося какой-либо деятельностью. В то же время каждая профессия предполагает наличие специальных качеств, необходимых для успешного её осуществления.

Одной из престижных профессий, привлекающих внимание молодежи, является профессия менеджера, т. е. человека, занятого управлением людьми в процессе производства. Необходимость этой профессии связана с наличием коллективных форм труда. Первоначально главное внимание в этой профессии отводилось надзорной и распределительной функции администратора. В настоящее время эффективность трудовой деятельности стали связывать не только с материальными стимулами, но и с психологическими и социальными факторами. В связи с этим управление стало рассматриваться не только как администрирование, но и как сотрудничество руководителей с работниками. При таком подходе некоторые функции администрации стали передаваться непосредственным исполнителям, такие как, например, корректировка норм выработки, текущее планирование, контроль, самоуправление и др.

Ставка на сотрудничество, на развитие инициативы и самодеятельности работников потребовала от менеджера проявления новых качеств. Обязанности руководителя стали сложными и многообразными. Он разрабатывает стратегию развития производства, определяет цели и задачи в деятельности предприятия, планирует как текущие, так конечные результаты работы предприятия, организует и корректирует эффективную работу всех подчиненных, информирует, контролирует и поощряет действия работников, устанавливает с ними доброжелательные отношения, заботится о их профессиональном росте, стимулирует их активность и ответственное отношение к своим обязанностям.

Сложность профессиональных функций руководителя требует наличия у него целого ряда деловых и нравственных качеств. Прежде всего важнейшим профессиональным качеством менеджера является компетентность, позволяющая ему быстро принимать правильные решения, даже при отсутствии должной информации. Другим важным качеством является способность правильно обрабатывать полученную информацию и уметь прогнозировать пути дальнейшего развития деловой жизни.

Следующим существенным качеством руководителя является способность к оправданному риску, когда в условиях дефицита информации должны приниматься взвешенные решения, исключающие поспешные и необдуманные действия. Большое значение для успешного руководства имеет уверенность в себе, основанная на умении владеть собой, критически оценивать собственные недостатки и своевременно исправлять допущенные ошибки.

Большую роль в деятельности руководителя оказывают организаторские способности, дающие ему возможность наиболее правильно расставить своих подчиненных и мобилизовать их на успешное решение поставленных задач, проявляя при этом деловитость, распорядительность и даже жесткость, если это необходимо для выхода из сложившейся неблагоприятной для предприятия ситуации.

Для того, чтобы быть признанным лидером и иметь популярность и пользоваться уважением среди подчиненных руководитель должен иметь соответствующие нравственные качества. Прежде всего ему должно быть присуще чувство долга и ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей, он должен быть честным, правдивым и справедливым по отношению к своим подчиненным.

Руководитель должен быть общительным и коммуникабельным, проявлять уважение, внимательность и готовность помочь всем, кто нуждается в этом. Он должен иметь чувство собственного достоинства, быть порядочным, искренним и обаятельным человеком, не лишенным чувства юмора. Его внешность должна располагать к себе, ему должны быть присущи хорошие манеры, интеллигентность и элегантность, живая и яркая речь, отсутствие педантизма и навязчивости. Он также должен уметь владеть собой, быть стресоустойчивым, сильным и терпеливым человеком.

Во многом сходные черты личности имеют также люди, занимающиеся деятельностью в сфере экономики. Экономическая деятельность субъекта протекает в сфере хозяйственных отношений, возникающих между людьми в процессе производства и потребления в условиях рынка и предпринимательства.

Центральной фигурой в хозяйственных отношениях в условиях рынка является предприниматель (бизнесмен), который является посредником между производителем и потребителем. Основные параметры в деятельности предпринимателя: определение наиболее выгодной сферы деятельности в условиях рынка, ведение переговоров с производителями и торгующими организациями, заключение сделок, сохранение коммерческой тайны, сбор информации о деятельности конкурентов, прогнозирование ситуации на рынке и т. д.

Кроме этого предпринимателю должны быть присущи такие коммуникативные качества как общительность, лояльность, уступчивость, внимательность, способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие, умение организовывать и мобилизовать своих сотрудников на достижение высоких результатов в их деятельности.

Отношение общества к предпринимателю скорее негативное, чем позитивное. В нем часто видят спекулянта, дельца, собственника, стяжателя, эгоиста, способного на преступление ради выгоды и т. д. В то же время предприниматель выглядит в своих собственных глазах положительно как преуспевающий человек, неординарный, волевой, удачливый, рисковый, предприимчивый и т. п.

Что побуждает человека стать предпринимателем, какими мотивами он руководствуется? Основными мотивами, которые побуждают человека стать предпринимателем, являются: интерес к деятельности предпринимателя, желание реализовать себя как личность, стремление самостоятельно вести собственное дело, стремление к накоплению и к “шикарной жизни”, желание выделиться среди остальной массы людей, зависть к удачливым предпринимателям и т. д.

Предприниматель является необходимым субъектом в рыночных отношениях, но смотрят на него в обществе часто отрицательно. Это объясняется тем, что предпринимательство предполагает получение прибыли и в погоне за нею предприниматели устанавливают монополию, взвинчивают цены, рекламируют и стараются часто сбыть недоброкачественные товары, объединяются с криминальными элементами и совершают экономические преступления, расправляются с конкурентами, нечестно ведут себя при заключении сделок и т.д. Кроме того некоторые из них ведут недостойный образ жизни, пренебрежительно относятся к другим людям, обособляются от общества, создавая различного рода клубы, проводят время в игорных домах, ночных заведениях, ресторанах и т.д.

Наряду с экономической многих людей привлекает политическая деятельность. Люди, занимающиеся политикой, осуществляют связь между обществом, экономикой, государством и властью. Политические деятели — это функционеры, т.е. люди, проявляющие политическую активность, имеющие склонность к политической работе и способные осуществлять политическую пропаганду среди населения.

Политическая активность начинает проявляться у человека под влиянием возникшего интереса к политической жизни общества и в связи с желанием принять активное участие в ней. Политическая работа осуществляется профессионалами, т. е. лицами, которые состоят на службе у государства, в правительственных учреждениях, в армии, в политических партиях и различного рода политических объединениях. Их деятельность специально направляется, регламентируется, оплачивается и оценивается соответствующими властными структурами в зависимости от достижения политических результатов.

Продуктом политической деятельности в идеале является создание такой системы власти, которая может обеспечить нормальное существование всех членов общества. Для этого власть должна регулировать, контролировать и прогнозировать экономическую, политическую, социальную и культурно-образовательную деятельность всех субъектов, образующих государственную систему власти.

Главной целью политики государства является благосостояние народа, его экономическое благополучие, здоровое психическое и физическое состояние, высокая нравственность и общее процветание во всех сферах жизни.

Политическая жизнь общества является динамичной. Она то повышается, то понижается, а иногда застывает на одном уровне. Так как общество по своему социальному составу неоднородно, то отдельные группы людей всегда недовольны политикой власти и стараются настроить, посредством пропаганды основную массу людей против существующего режима. Если стоящие у власти политики не выполняют своих предвыборных обещаний, то их противники стараются скомпрометировать правительство, а те в свою очередь их. В результате политическая борьба обостряется, начинается “война компроматов”, обливание “грязью”, обвинение в мыслимых и в немыслимых грехах политических противников. Все это делается для того, чтобы привлечь на свою сторону основную массу избирателей.

Отношение населения к политическим идеям, как отмечают исследователи, часто лишено всякого здравого смысла. Иногда народ с восторгом встречал гибельные впоследствии реформы и отвергал целесообразные преобразования. Это объясняется тем, что народ как большой доверчивый ребенок иногда начинал верить в те воздушные замки, которые обещали построить бессовестные политики. А так как новые политики, приведшие к власти, не имели опыта в управлении государством и чувствовали, что недолго продержатся у власти начинали заботиться не о народе, а о своих собственных интересах и как всякие временщики окружали себя нечистоплотными коррумпированными людьми, падким до наживы. Действительное процветание народа происходят только в том случае, когда к власти приходит честные, высокоодаренные политики, а не интриганты, которые заботятся только о собственном благополучии, а не о благе народа.

Популярность политика, его рейтинг зависит от того как оценивает общество его политические проекты, способы их осуществления и его личные качества. Очень часто оценка человека как политика бывает более высокой, по сравнению с оценкой его как личности. Профессиональные качества политика тесно связаны с особенностями его личности. Выбирая политику в качестве основной сферы деятельности человек так не рискует, как ни в одном виде труда. В случае неудачи его ждет политическая смерть и негативная историческая оценка его деятельности и личности. Зато в случае успеха он остается в памяти людей как видный исторический деятель.

Труд политика является очень сложным и напряженным и поэтому часто имеет стрессовый характер. Основная задача в деятельности политика заключается в том, чтобы удержать общество в состоянии психологической и политической стабильности. Для этого политик должен уметь правильно оценивать состояние общества и применять наиболее целесообразные методы управления. В противном случае психологическое и политическое состояние общества дестабилизируется и в стране начинается смута, мятежи и революция.

Для того, чтобы политик мог эффективно осуществлять свою деятельность он должен иметь целый ряд профессиональных качеств, он должен быть энергичным, компетентным в политике человеком, иметь высокую выдержку и самообладание, уметь осуществлять самоконтроль и саморегуляцию, непрерывно совершенствовать свою личность и свои деловые качества.

Отношение общества к политикам неоднозначно. Очень мало таких политиков, которые имели бы положительную оценку и как общественные деятеля и как личности, в большинстве случаев у многих из них была противоречивая оценка их политической деятельности. С одной стороны они способствовали развитию общества, а с другой стороны их методы правления принесли неисчислимые страдания народу. Были и такие политики, которые своими эгоистическими действиями разоряли страну и вызывали экономическую и духовную деградацию общества.

Среди всех видов деятельности особое место занимает педагогический труд. От того как поставлено образование в стране зависит подготовка молодежи к жизни, к труду. В современном обществе человек без образования не может заниматься никакой более или менее сложной деятельностью и не может занять достойное место в обществе.

Образованный человек — это культурный, духовно богатый, морально воспитанный и компетентный во всех сферах жизни человек. Если правительство не заботиться о развитии системы образования в своей стране, то она становится отсталой, а её народ малокультурным и невежественным. В систему образования входят: начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, колледжи, лицеи, высшие учебные заведения, институты повышения квалификации и т. д.

Каждое учебное заведение ставит своей задачей обучение и воспитание учащихся, которое должно обеспечить формирование образованной и высоко нравственной личности. К сожалению часто главное внимание уделяется обучению, в результате чего формируется однобокая личность “интеллектуала” с дефектами в нравственном и духовном плане.

В настоящее время с целью преодоления этого недостатка возникла идея о гуманизации образования, которая предполагает смещение акцента с обучения на формирование личности учащихся. В связи с тем, что формирование личности происходит под влиянием социального фактора, то новый подход к обучению предполагает переход от индивидуальных форм обучения к кооперативным. При такой форме обучения ученики не конкурируют и не соревнуются друг с другом, а сотрудничают и оказывают помощь своим товарищам. Кооперативные группы, которые создаются с этой целью, функционируют не только в учебное, но и во внеучебное время.

Совместное обучение способствует формированию навыков социального общения, в процессе которого у каждого члена группы возникает чувство доверия, уважения, привязанности и любви друг к другу.

Педагогическая деятельность является сложной и трудной. Она связана с большим нервно-психическим напряжением и требует от педагога проявления целого ряда профессиональных и моральных качеств. В процессе педагогической деятельности возникают все время проблемные ситуации, для выхода из которых педагог должен уметь применить специальные знания и умения. Прежде всего педагог должен быть хорошим психологом, способным понять в каком психическом состоянии находятся учащиеся и что от них можно ожидать.

Деятельность педагога является творческой, так как условия, в которых он работает, все время изменяются и требуют от него применения все время новых приемов и способов обучения и воспитания. Для того, чтобы успешно осуществлять педагогическую деятельность педагог должен иметь хорошо развитые дидактические, организаторские и коммуникативные способности.

Дидактические способности обеспечивают хорошее знание учебного материала и умение применять наиболее эффективные приемы обучения учащихся. Организаторские способности дают возможность преподавателю наиболее рационально организовывать индивидуальную и групповую учебную и внеучебную деятельность учащихся, планировать, направлять и контролировать все их действия. Коммуникативные способности позволяют педагогу устанавливать доброжелательные отношения с учащимися, правильно осуществлять педагогическое общение, сочетать требовательность с уважительным отношением к учащимся, соблюдать такт, проявлять чуткость и внимательность во взаимоотношениях с ними.

Кроме того педагогу должны быть присущи такие высоконравственные качества как доброта, честность, правдивость, справедливость, любовь к детям, преданность своей профессии и др. Большое значение в педагогической деятельности имеют волевые качества педагога такие как выдержка, самообладание, терпеливость, настойчивость и упорство.

Таковы основные профессиональные качества, которые должен иметь субъект для того, чтобы успешно заниматься одним из выше рассмотренных видов деятельности: управленческой, коммерческой, политической, педагогической.

Источник:
Профессиональные качества человека
15.2. Профессиональные качества личности
http://txtb.ru/144/53.html

COMMENTS