Профессионально значимые качества личности учителя

Профессионально значимые качества личности учителя

Профессионально значимые качества личности учителя

Специфика педагогической деятельности ставит, как мы уже отмечали, перед учителем ряд требований к личности педагога, которые в педагогической науке определяются как профессионально значимые личностные качества. Последние и характеризуют интеллектуальную и эмоционально-волевую стороны личности, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Ученые предлагают широкий набор личностных качеств, важных для профессии педагога. Предпринимаются попытки выделить существенные с точки зрения эффективности педагогической деятельности. Правомерным, по нашему мнению, является выделение доминантных, периферийных, отрицательных и профессионально недопустимых тоей.

Доминантными считают качества, отсутствие каждой из которых делает невозможным эффективное осуществление педагогической деятельности; периферийными — качества, которые не осуществляют решающего влияния на эффективность педагог ской работы, однако способствуют ее успешности; отрицательными — качества, которые приводят к снижению эффективности педагогической деятельности, а профессионально недопустимыми — те, что ведут к профессиональной непригодности и учителя. Рассмотрим состав этих групп личностных качеств. Подробнеее.

1. Гуманность любовь к детям, умение уважать их человеческое достоинство, потребность и способность оказывать квалифицированную педагогическую помощь в их личностном развитии

Настоящим воспитателем является только тот, кто пробуждает у ребенка дух, дремлющий, и придает ей силы для органического развития

Учитель, который сочетает в себе любовь к делу и ученикам, является совершенным учителем

2. Гражданская ответственность, социальная активность

От правильного воспитания детей зависит благоустройство всего народа

Если медикам мы вверяем наше здоровье, то воспитателям вверяем нравственность и разум наших детей, вверяем их душу, а вместе с тем и будущее нашего отечества

. КД. Ушинский. Эта должность гораздо ваговитиша за высшие должности в государстве

3 настоящего интеллигентность (от лат ые ^. ЕПБ — знающий, понимающий, разумный) — высокий уровень развития интеллекта, образованность в области предмета преподавания, эрудиция, высокая культура поведения

Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может влиять на развитие и определение личности, только характером м можно создать характер.

Чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не отходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости

4. Правдивость, справедливость, порядочность, честность, достоинство, трудолюбие, самоотверженность

Высокие требования к моральным и педагогических качеств учителя выдвигались еще в уставах братских школ

Так, в древнейшем из них. Уставе луцкой братской школы было сказано:»Даскал или учитель, этой школы должен быть благочестивым, рассудительным, смиренномудрым, мягким, сдержанным, не пьяницей, не блудный иком, не взяточником, не гневливым, не завистливым, не смехотворцы, не злословит, не чародеем, не басносказателем, не пособием ересей, но сторонником благочестия, будучи во всем образцом добрых сп равправ».

Учителями должны быть люди»честные, деятельные и трудолюбивые, не для положено, а на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим (Ничто притворное не может быть продолжительным)»

Что такое учитель-недоучка, пассивный руководитель других, как тень без тела, облако без дождя, источник без воды, лампа без света, а значит, пустое место. Ты притворяешься из себя учителя — так учи или сними с себя эту масок ркару.

Первой и самой нужной учителю качеством будь благотворительность. Ибо он с зеркалом, глядя в которое, юноши костров все расцвет добродетели. Итак, пусть учитель служит зеркалом добрых нравов, и то, ч чего он учит или собирается научить, пусть демонстрирует на себе, как на образцовые. Есть такая истина, что дети развращенных родителей тоже распущенными бывают, а развращенный учитель всех детей распущенными сделает и с а содержат добродетели расплодит злорадство и распущенность в целом обществпільстві.

Учитель — это сеятель что засевает зерном хорошую ниву; если он посеет там пшеницу, пшеница и родит, а если посеет плевелы, то другое сойдет, как плевелы?

Ваша собственное поведение — решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или наказываете ее. Вы воспитываете ее поминутно. Как вы одеваетесь, как вы разговаривать ляет с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или грустите, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значениечення.

5. Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятия творческих решений

Настоящий учитель не энциклопедический словарь, а. Сократ

Я говорю вам: без стремления к научной работе учитель элементарной школы неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускает ться.

Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу было что у вас открывать. Если вы несколько лет одинаковый, если прошлый день ничего не преодолевал до вашего богатства, вы можете стат ты надоевшим и даже ненавистным. Сердца и умы юношества можно завоевать в наши дни тем сплавом нравственной красоты и интеллектуального богатства, который открывает перед юношеством все новые и новые качества человек людини.

6. Любовь к предмету, который преподается, потребность в знаниях, в систематической самообразованию

Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не осуществит воспитательного воздействия

Учитель может воспитывать и обучать тех пор, пока сам работает над своим воспитанием и образованием

7. Способность к межличностного общения, диалога, переговоров, наличие педагогического такта, определяет стиль поведения учителя, вызывает уверенность учащихся в доброжелательности учителя, его ч отзывчивости, доброте, толерантностиі.

2. Чувство юмора

4. Мудрость (наличие жизненного опыта)

5. Внешняя привлекательность

Совокупность качеств учителя создает его авторитет. Авторитет педагога, как и авторитет представителя любой другой профессии, приобретается упорным трудом. Если в рамках других профессий привычно звучит выражение»признан в своей области авторитет», то у педагога может быть только авторитет личности особистості.

1. Равнодушие к воспитанникам

2. Предвзятость — выделение из среды учеников»любимчиков»и»постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по воспитанников

3. Высокомерие — педагогически нецелесообразным подчеркивание собственного превосходства над учеником

4. Мстительность — свойство личности, которая проявляется в стремлении сводить личные счеты с учеником

5. Неуравновешенность — неумение контролировать свои временные психические состояния, настроение

6. Равнодушие к предмету, который преподается

7. Рассеянность — забывчивость, несобранность. Профессиональные противопоказания:

1. Наличие вредных привычек, социально опасных для общества (алкоголизм, наркомания и т.д.)

2. Моральная нечистоплотность

5. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания

6. Ограниченность мировоззрения

Разнообразные сочетания важных качеств определяют индивидуальный стиль деятельности учителя зависимости от степени эффективности педагогического труда выделяют следующие типы комбинаций профессионально значимых качеств его личности:

. Первый тип -«позитивный без негатива»Этот тип соответствует высокому уровню работы учителя

. Второй тип -«позитивный с негативом»Достоинства преобладают над негативными. Последние признаются учениками и коллегами как несущественные. Производительность работы учителя оказывается достаточной

. Третий тип -«положительный, нейтрализуется негативом»Учителя этого типа имеют развитые педагогические способности и положительные личностные качества, что позволяет им в определенные периоды работать успешно. Однако искажения ние мотивов профессиональной активности — направленность на себя, карьерный рост — в основном приводят к низкому конечного результата. Педагогическая деятельность учителя является малопродуктивноопродуктивною.

Знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности позволит будущему учителю диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их н на том или ином этапе профессионального становления, определять пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и искоренения отрицательной.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник:
Профессионально значимые качества личности учителя
Профессионально значимые качества личности учителя Специфика педагогической деятельности ставит, как мы уже отмечали, перед учителем ряд требований к личности педагога, которые в педагогической
http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_moyseyuk_nye/profesiyno_znachimi_yakosti.htm#286

Формирование профессионально значимых качеств педагога

Формирование профессионально значимых качеств педагога

Профессия учителя – один из самых важных, почетных и ответственных в нашей стране. Государство и народ доверяют учителю самое ценное, самое дорогое – нашу смену, наше будущее, наших детей. Через учителя осуществляется передача опыта предыдущих поколений молодому поколению. Учитель формирует личность будущих граждан, их мировоззрение, убеждения, преданность Родине. Педагог – это инженер человеческих душ.

Учитель – основной организатор педагогического процесса в школе. Работа учителя по обучению и воспитанию молодого поколения – весьма многогранная деятельность, требующая, прежде всего глубоких знаний и высокой нравственной культуры. Учитель, осуществляющий обучение и воспитание молодого поколения нашей Родины в духе требований общества, прежде всего характеризуется последовательным научным, мировоззрением, высокой степенью зрелости. Убежденность и вера в хорошее будущее – основные черты личности учителя. Только такой учитель может зажигать молодые сердца, готовить подрастающую молодежь к большим делам.

Учитель – активный участник общественной жизни, застрельщик, носитель и пропагандист культуры, всего нового. Только такой учитель может быть примером для учащихся, только такого учителя могут любить и уважать ученики. К учителю обращаются за помощью, поддержкой, советом ученики, для которых он старший, опытный, мудрый друг и наставник, своего рода нравственный арбитр, моральный эталон. И эта тенденция – видеть в учителе доброжелательного, близкого человека – заметно нарастает. Учитель обладает такими высокими нравственными качествами, как коллективизм, гуманизм, честность и правдивость, чуткость и отзывчивость, простота и скромность в общественной и личной жизни. Профессия учителя самая творческая. И в нашей стране к ней так и относятся, оценивая труд учителя.

Проблема качества профессиональной подготовки педагогов является актуальной.

Объект: процесс становления профессионально значимых качеств педагога.

Предмет: проблема формирования профессионально значимых качеств педагога.

Цель: определить пути формирования профессиональных качеств педагога.

изучить условия и закономерности формирования профессиональных

Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональных качеств педагога.

Раскрыть сущность включенности студентов в становлении профессионально значимых качеств педагога.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование профессиональных качеств педагога будет возможным при создании следующих условий:

Приобретение собственного опыта на основе непрерывного образования педагога, систематизации теоретических и практических профессиональных знаний.

Развитие профессионального самосознания, самообразования и цели направленности работы по самосовершенствованию, профессиональному самообразованию.

Теоретическая значимость: изучен и систематизирован теоретический материал по проблемам формирования профессионально значимых качеств педагога. Данная курсовая работа может быть использована студентами педагогических учебных заведений.

Структура работы: состоит из оглавления, введения, двух глав, списка использованных источников, заключения, приложения.

Глава 1. Структура профессиональных качеств педагога

1.1. Роль личностных качеств учителя в педагогической деятельности

Существует достаточно обширный перечень тех личностных качеств, которыми, по мнению разных исследователей, должен обладать учитель. Вряд ли можно определить качественное своеобразие личности учителя на основе их соединения.

Личностные и профессиональные качества: гражданственность и патриотизм, социальная активность, гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям, подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, эрудиция, духовность и нравственная зрелость, ценностные ориентации, общая культура, конкурентоспособность, трудолюбие и работоспособность, эмоционально – волевые качества, педагогическая направленность, развитое педагогическое мышление, профессиональный долг, педагогический такт, педагогическая культура, потребность в самосовершенствовании (5, с. 81).

Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в собственные возможности и успех своего дела. Источниками профессионального долга и ответственности являются не только социальная ответственность учителя, но прежде всего ответственность перед каждым конкретным ребенком.

Выдержка и самообладание. Важное для учителя качество- выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением. А ведь ситуации могут быть самыми неожиданными и возникать стремительно и бурно.

Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки не только ведет к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.

Педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя

Таким образом, ведущими условиями становления профессионально – педагогической направленности личности являются открытие ею своего педагогического призвания и формирование профессионально – ценностных ориентаций.

Источник:
Формирование профессионально значимых качеств педагога
Профессия учителя – один из самых важных, почетных и ответственных в нашей стране. Государство и народ доверяют учителю самое ценное, самое дорогое – нашу смену, наше будущее, наших детей. Через учителя осуществляется передача опыта предыдущих поколений молодому поколению. , страница 1
http://works.doklad.ru/view/EddLa0_20yU.html

(Visited 16 times, 1 visits today)

Популярные записи:


10 месяцев отношений поздравление парню Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?… (2)

Сколько сохраняется отек живота после полосной операции Отек на животе после абдоминопластики ОТВЕТ: Абдоминопластика — объемная операция, направленная на улучшение эстетики передней… (2)

Мужчина стрелец игнорирует Мужчина стрелец - как понять что он влюблен? Когда избранником женщины становятся стрелец, она может… (2)

Если мужчина называет дорогая Если мужчина называет дорогая Известно, что мужчины любят называть своих любимых ласковыми прозвищами. Некоторые считают,… (2)

Я парень хочу мужчину Хочу переспать с парнем, причем в пассивной ролиЗдравствуйте, я не гей. скорее всего бисексуал, очень… (2)

COMMENTS