Продуктивное общение

Мастерство и искусство педагога в организации общения

Мастерство и искусство педагога в организации общения

Мир в душе — это и природная любовь к людям, детям, способность переселяться в их мир, понимать их. Только переселившись в мир ребенка, педагог сможет предвосхитить и построить с ним продуктивное общение. С точки зрения Н. Пирогова, «чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир». Переселяться с тем, чтобы с каждым уроком, актом общения учить детей большой жизни: учить слушать и анализировать, понимать и сострадать, сравнивать и оценивать, дружить и любить и т.д.; инициировать интеллектуальную активность и развивать чувственно-эмоциональную сферу, мышление и мировоззрение, творить гармонию растущего человека с окружающим миром. А через слово педагога помочь ребенку прикоснуться к вечным ценностям жизни.

Мастерство и искусство общения начинается там, где возведено в культ равенство позиций в акте общения, когда ученик не только объект, но и равноправный, желанный субъект педагогического общения, когда общение строится на основе психологического единства с детьми, а они ощущают неподдельный, устойчивый интерес и любовь к себе педагогов.

Любовь к детям и равенство позиций в общении предполагает организацию общения на основе устойчиво-положительных отношений, динамического стиля руководства, на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и дружеского расположения. Этим достигается пробуждение стремления каждого учащегося к совместной организации школьной жизни, развитие ответственности за общее дело и за других людей. Вместе с этим развивается и ответственность за себя, за выполнение учебной работы, за саму жизнь. Организация педагогически целесообразных отношений всегда направляется на поиск сотрудничества, сотворчества, содружества, необходимого для формирования развивающейся личности.

С чего начинается формирование личности, однозначно ответить представляется делом сложным. Но личность педагога, можно сказать утвердительно, начинается с формирования вышеназванных свойств и качеств. Мера личностных качеств в педагоге и будет одним из компонентов, обеспечивающих мастерство педагогического общения. А.А. Бодалев называет следующие характеристики личности, необходимые для успешного общения:

— глубокое знание психологии другого человека, прежде всего его ценностных ориентации;

— умение чувствовать других людей (сформированная в личности направленность на человека);

— наличие в интеллекте, в эмоциональной и волевой сферах целого ряда характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивают. В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам, которые в него входят: к вниманию, к восприятию, к памяти, к воображению;

— наблюдательность, развитое мышление, интуиция;

— наличие развитого воображения, которое в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами;

— соответствующая воспитанность эмоциональной сферы, проявляющаяся в умении сопереживать;

— умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.

Поясним сущность последнего положения. Именно выбор способов поведения по отношению к другим людям в педагогической технике учителя не получил достаточного освещения в методической литературе. Перевод ученика в позицию субъекта, творца педагогического общения, требует, конечно, комплексных психолого-педагогических и психопрактических знаний и умений, использования современных методик.

Важное место в структуре мастерства педагогического общения принадлежит педагогической технике как совокупности педагогических приемов, доведенных до совершенства. Средствами педагогической техники являются речь и невербальные средства общения (мимика, пантомимика). Владение техникой и культурой речи, управление эмоциональным состоянием, мимикой и пантомимикой, языком жестов, достижение контакта глазами превращает технику учителя в тонкий инструмент педагогического общения.

Конечно, мастерство и искусство педагогического общения не сводится к наличию у педагога названных качеств. Диапазон их значительно шире. Структура мастерства педагогического общения — сложное образование. Оно представлено и комплексом других составляющих его элементов.

Успехи в осуществлении педагогического общения напрямую связаны с внешним коммуникативным видом педагога (опрятность, подтянутость, собранность, активность и т.д.), с природным (и приобретенным в процессе работы над собой) обаянием, лаской, заботой, общительностью по отношению к учащимся.

Продуктивное педагогическое общение строится на умении слушать и выслушать собеседника. В идеальном варианте оно всегда направлено на создание радости и желания общения, на стимулирование познавательного интереса и мотивации учения.

Успешность общения зависит от:

— профессиональной подготовленности педагога (если учащиеся считают его компетентным в своей области знаний и проблем, о которых он говорит);

— от понятности сообщаемой информации, ее доступности для понимания (умения убедительно излагать);

— от учета обратных связей относительно того, насколько правильно воспринята и понята информация;

— от способности следить за мыслью слушателей и общаться так, чтобы слова не обгоняли мысли;

— успешность общения зависит и от умения педагога сделать учащихся соучастниками учебного и воспитательного процесса. Мастерство в общении достигается через постановку вопросов, выяснение мнений, обсуждение вариантов решений возникших задач и проблем (которые могут мобилизовать на активное участие в общении) и осуществление совместного поиска решений вопросов, задач, проблем.

Общение с детьми психологически обоснованно строится на позитивных ощущениях, которые педагогу очень важно усилить в процессе общения и взаимодействия с детьми. Оно строится от позиции «что ему нравится». Например, интеллектуальная игра, в которую он играет с друзьями. «Заякорив» состояние осознанной необходимости развития умственных способностей, следует логически подводить учащегося к пониманию того, что можно заниматься чем угодно, в том числе и любимым конструированием компьютерных игр. Но для этого необходимо ходить в школу, освоить математику, информатику и другие предметы. С этой целью создаются «якоря» ресурсных состояний. Они помогают создавать условия психологической совместимости педагога с учащимися, мобилизовать ресурсные силы организма, преодолеть отставание в учебе и других видах деятельности.

Общение с детьми строится через воспитание завтрашней радостью, через образ себя успешного в настоящей и будущей жизни.

Мастерство и искусство общения — это и пробуждение веры в силы и способности детей, убеждение их в возможности преодоления трудностей в достижении цели. Оно рождается и в показе путей и способов выхода из тупиков, в ярких характеристиках тех результатов, которые могут быть ими достигнуты в результате конкретных усилий.

Мастерство общения, в том числе и педагогического, связано с познанием и учетом индивидуальности участника общения, его темперамента, характера, направленности, возрастных, половых и других особенностей, установок, интересов, потребностей, внутренней настроенности — проявлении всего этого ансамбля в акте общения. Мастерство и искусство общения заключается и в проявлении педагогом искреннего интереса к личности учащегося, к его исследованию (диагностике) в процессе общения, в проявлении доброжелательного, ровного, выдержанного, пластичного отношения к отдельным личностям и коллективу. Общение всегда связано с пониманием душевного состояния и мотивации.

Развитие общения достигается постановкой ярких, личностно значимых целей деятельности и подведением учащихся к их достижению; целеустремленностью и насыщенностью учебного или воспитательного процесса; применением различных форм и методов, стимулирующих познавательную деятельность и включением проблемных ситуаций, связью с реальной жизнью.

Исследованиями В.А. Кан-Калика установлено, что мастерство общения у педагогов-новаторов связано с наличием у них высокого уровня эмпатийной культуры, готовности и способности к сопереживанию как к продолжению живого сотворчества.

Для их общения характерны такие особенности:

— строить свое общение так, будто оно исходит от самих детей, из их внутреннего духовного мира, вторгаться в их внутренний мир и возбуждать их духовный мир, заставлять их думать, искать, волноваться, чувствовать, заставить душу трудиться (Е.Н. Ильин);

— живое, яркое, конкретное сотрудничество с детьми через своеобразную систему общения, построенную на применении опорных сигналов и схем (учитель переводит информацию в опорные сигналы, а дети усваивают их и переводят в речевую информацию); создание процесса обучения «восхождение по спирали»; предоставлении возможности учащимся больше времени участвовать в общении или осуществлять его саморегуляцию; стимулировать творческое мышление через уроки «открытых» мыслей, включать учащихся в поисковые задания и игры, в игровое общение, создающее условия развития личностных качеств детей (В.Ф. Шаталов);

— сотрудничество, руководство учебной деятельностью на уроке не только учителем, но и самими учениками, управление познавательной активностью через управление общением, создание специальных ситуаций общения, включающих учеников в коллективное обсуждение проблем, развивающих мышление; создание психологического комфорта, особых условий взаимодействия детей и обеспечения условий самовыражения (С.Н. Лысенкова);

— приобщение детей к разнообразным видам творческой деятельности и организация на этой основе форм общения, обусловленных этими видами деятельности. Общение детей на основе их совместного творчества. Общение с детьми на основе совместной творческой деятельности. Обязательная оценка творческих результатов труда (И.П. Волков).

Обобщение опыта педагогов-новаторов показывает, что все они идут своими путями, имеют авторские, проверенные многолетней практикой, технологии общения. В основе их мастерства в общении, и не только их, а вообще всех творчески работающих педагогов, доминируют такие общечеловеческие ценности:

1. Принятие ребенка как личности, как равноправного партнера общения, как потенциального носителя социально-психологических и творческих ценностей.

2. Душевная открытость детям, доверительность, заинтересован-ность в общении, доброжелательность, естественность, чувство меры в общении.

3. Вера в человека (ребенка), в его физические и духовные силы, в возможности совершенствования и укрепление этих сил в растущем человеке.

4. Умение прочувствовать, понять и откликнуться на душу ребенка, «переселиться в его духовный мир».

5. Умение смоделировать и осуществить общение, как бы исходящее от детей, но направленное на их воспитание, обучение, развитие, духовное совершенствование.

6. Совершенствование себя, целенаправленная работа по освоению методики, техники, технологии общения с учащимися всех возрастных групп.

Источник:
Мастерство и искусство педагога в организации общения
Мастерство и искусство педагога в организации общения Мир в душе — это и природная любовь к людям, детям, способность переселяться в их мир, понимать их. Только переселившись в мир ребенка,
http://paidagogos.com/?p=53

По запросу — продуктивное общение — найдено 24 статьи

. Общение — это двусторонняя улица. . Тратя время на изучение ваших сотрудников и на то, что их мотивирует, вы сможете общаться с ними более продуктивным и позитивным способом. . Если они будут чувствовать, что могут поговорить с вами, то вы создадите атмосферу, которая будет воспитывать двустороннее общение и создаст доверие и уважение.

. Пока у работников не появится чувство собственника, надеятся на что-то продуктивное не стоит. . В организациях должна присутствовать такая степень открытости, при которой лидеры смогут продуктивно общаться с работниками. . Уважение строится на доверии, искреннем общении и признательности работникам за сделанный ими вклад. . И это подводит нас к использованию пяти идей, упомянутых ранее.

. Будучи руководителем команды, вы отвечаете за уверенность в том, что общение происходит на уровне командных взаимоотношений, желательно перед любым другим требованием, обсуждающимся командой. . И когда вы придерживаетесь таких взглядов, вам стоит потратить больше времени на попытку утихомирить конфликты и решить вопросы, которые угрожают взаимоотношениям и являются компромиссом.

. Уделите время на изучение нужд вашей команды Создание благоприятного окружения для вашей организации или группы, где общение открыто, и каждый член команды чувствует себя удобно, имея все, что ему необходимо, поможет успеху построения команды стать более целенаправленным и продуктивным. . Общение по электронной или голосовой почте часто использует вся команда в офисе.

. Продуктивные маркетинговые идеи непременно будут включать в себя использование Интернета. . И это только одна часть маркетинга, которую можно использовать в бизнесе для того, чтобы составить о себе общение мнение потребителей. . И если вы собираетесь воспользоваться вышеуказанными маркетинговыми приёмами, то создание привлекательной и яркой рекламы является обязательным условием вашего.

Январь — самое подходящее время, для того чтобы провести необходимые изменения в графике работы, для того чтобы сохранить много времени и повысить продуктивность в вашем офисе. . Здесь вы найдете 8 дельных советов, как сэкономить время и поднять свою продуктивность: 1. . Так вам не придется тратить много времени на общение с людьми.

. Еще одним путем взаимодействия с клиентами является общение с ними посредством торговых представителей, которые будут контактировать с ними непосредственно, документируя всю полученную информацию, анализируя их взгляды и отношения к вашему товару, по ходу исследования их с психологической точки зрения, что намного эффективнее социального опроса, когда человек спешит на работу или домой.

. Если вы работаете дома и у вас есть маленькие дети, то в этом случае некоторые беспокойства и отвлечения невозможно избежать, но другие отвлечения: телефонные звонки от ваших друзей и близких, визит в гости к друзьям в 10 утра, являются теми вещами, которые будут вредить вам, и негативно повлияют на продуктивность вашей работы и на получение прибыли.

. Язык тела – бессловесная часть общения, она показывает истинные размеры общения, для того, чтобы каждый человек смог понять смысл посланий. . В течение изучения процесса общения эти модели определили слушание, как самый важный метод общения, превосходящий даже речь или отправку сообщений. . Эти методы раскрывают проблемы общения.

. Для того чтобы запустить программы по улучшению Продуктивности и Безопасности вам необходимо сделать следующее: — Развивать новые навыки; — Получить поддержку от менеджмента; — Обеспечить широкое общение среди ваших служащих; — Создать благоприятные условия для имплементации проектов; — Стимулировать полное рабочее вовлечение; — Создать визуальный контроль.

Источник:
По запросу — продуктивное общение — найдено 24 статьи
. Общение — это двусторонняя улица. . Тратя время на изучение ваших сотрудников и на то, что их мотивирует, вы сможете общаться с ними более продуктивным и позитивным способом. . Если они
http://business.damotvet.ru/search/66/index.htm

Продуктивное общение

Продуктивное общение. Добейтесь уважения и получите заказ

Люди обращают внимание не только на то, что мы говорим, но и на то, как мы это делаем! По нашим словам можно судить о нас самих, нашем отношении к жизни и работе. Крайне необходимо уметь хорошо писать и надлежащим образом говорить, но для того чтобы добиться уважения и получить желаемый заказ, так же важно предпринять несколько определенных дей­ствий. Эти действия будут вам полезны при работе и со своими сотрудниками, и с заказчиками, и с клиентами. Кроме того, они могут пригодиться и в личной жизни.

Позитивные мысли, слова и действия в совокупности способствуют формированию положительного отношения. Ваши начальники, заказчики, клиенты, сотрудники, коллеги и члены семьи – все они могут находиться под влиянием вашего отношения. Позитивное отношение означает оптимизм и ожидание всего самого лучшего от жизни. Мысли, слова и действия в совокупности могут помочь в вашем стремлении добиться положительного к вам отношения.

– Я не могу это сделать.

– Это никогда не сработает.

– Цель слишком высока, и мы не сможем ее достичь.

– Я могу это сделать!

– Цель высока, и мы ее добьемся!

Действия. Иногда слов бывает недостаточно, тогда возникает потребность в позитивных действиях. Вознаграждения и средства поощрения работников могут творить чудеса. Например, чтобы показать вашим сотрудникам, что вы цените их тяжелый труд, можете предложить им бесплатные обеды. Хорошим поощрением являются денежные премии.

Продуктивное общение включает в себя много других факторов. В их числе такие инструменты продуктивного общения, как соответствующая интонация, улыбка и умение выслушать. Эффективное использование всех этих инструментов требует целенаправленных усилий и постоянной практики.

  • Будьте внимательны: невнимательно слушая, вы можете упустить важные моменты.
  • Поддерживайте зрительный контакт: глазами, периодическими кивками головой или улыбкой покажите, что вы слушаете.
  • Задавайте вопросы в неагрессивной манере: если собеседник почув­ствует угрозу, он прервет свою речь, и мысль останется непереданной.
  • Не перебивайте: чтобы избежать неверного заключения или неуместного вопроса, получите как можно больше информации. Перед тем как ответить, выслушайте все, что ваш собеседник хотел сказать.
  • Будьте терпеливы: выслушайте весь рассказ. Не пытайтесь заканчивать фразы за вашего собеседника, так как вы можете не знать, что он хочет сказать.
  • Подведите итог сказанному: перефразируйте основные мысли и, если вы не поняли все до конца, задайте несколько уточняющих вопросов.

Вы владелец нескольких магазинов. Ваши менеджеры в письменной и устной форме были проинструктированы насчет выполнения ряда обязанностей, таких как вовремя открывать и закрывать магазины, оформлять витрины в соответствии с сезоном, вовремя выносить мусор, деньги свыше определенной суммы хранить в сейфе, а не в кассе и т. д.

А. Вычтете определенный процент из заработной платы сотрудников.

B. Скажете сотрудникам, чтобы они в следующий раз лучше приготовились к вашему приходу.

С. Разработаете список требований и повесите его в наиболее подходящем месте.

D. Похвалите менеджера за то, что все или почти все остальные требования были соблюдены.

Е. Обсудите с сотрудниками, как достичь выполнения остальных требований. Будете выплачивать премии, если все будет выполняться.

Вы исполнительный директор транс­портной компании, которая занимается доставкой грузов по городу. Компания переживает кризис, так как грузы доставляются с опозданием или по ошибочным адресам. В некоторых случаях груз был потерян. Какие шаги вы предпримете, чтобы решить данную проблему?

А. Уволите всех водителей и наймете новых.

В. На утренних оперативках будете обсуждать доставку грузов и маршруты.

С. Обеспечите всех водителей картой города.

D. Обяжете водителей отчитываться об их работе в течение дня.

Е. Снабдите водителей мобильными телефонами для связи с главным офисом.

F. Спросите сотрудников компании, что необходимо сделать для того, чтобы улучшить доставку.

G. Введете вознаграждения для персонала за своевременную доставку грузов.

H. Принудите персонал работать сверхурочно без предоставления компенсации до тех пор, пока схема доставки не будет отлажена.

Ваш очень хороший покупатель возвращает товар. Вы не видите дефектов данного продукта и считаете, что не обязаны возвращать деньги. Политика магазина допускает возврат денег за покупку при возврате товара, который не был поврежден, при условии, что причина была веской. Какие из нижеперечисленных шагов вы можете предпринять?

А. Откажетесь возвращать деньги и предложите покупателю впредь делать покупки в другом магазине.

В. Поподробнее побеседуете с покупателем и постараетесь выяснить причину возврата.

С. Предложите покупателю выбрать другой товар за аналогичную сумму.

D. Позовете менеджера и скажете, что считаете возврат денег необоснованным.

Менеджер, придя на свое рабочее место, видит, что один из сотрудников разговаривает по телефону, подробно рассказывая о продаваемых товарах, не обращая внимания на посетителя. Затем он идет сверять цены для клиента, с которым он беседовал по телефону. Какие из нижеперечисленных шагов вы предпримете?

А. Накричите на сотрудника, а затем его уволите.

В. Подойдете к клиенту, извинитесь за то, что ему пришлось ждать, и самостоятельно завершите с ним сделку.

С. Найдете сотрудника, скажете ему вернуться на свое рабочее место и заняться посетителем, а сами сверите цены.

D. После завершения сделки обсудите сложившуюся ситуацию с сотрудником. Убедитесь, что он понял, что клиенты, пришедшие лично, имеют приоритет над теми, кто звонит по телефону.

Е. Проинструктируете сотрудника, что в первую очередь он должен ответить на телефонный звонок и поинтересоваться, могут ли подождать на линии. Затем он должен обслужить покупателя, который пришел лично.

Источник:
Продуктивное общение
Деловой журнал «Бизнес-Ключ» включает в себя разделы «Бизнес-наука», «Бизнес-психология», «Бизнес и Духовность», «Бизнес-стиль».
http://www.bkworld.ru/archive/y2008/n03-2008/Produktivnoe_obshhenie_Dobejjtes_uvazhenija_i_poluchite_zakaz.html

Продуктивное общение

Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов.

Аспирант Емельянова Е.И.

Новгородский Государственный университет, Россия.

Специфика профессионально значимых качеств учителя иностранного языка.

Мониторингом в определении уровня и содержания профессионального образования является социальный заказ и приоритетные направления социально-экономического развития общества, которые и определяют новые требования к педагогической деятельности, а также к самому будущему педагогу как к целостной личности, субъекту образовательного процесса.

И именно в силу этого, базовая профессиональная подготовка учителя иностранного языка без обеспечения его полной социально-культурной адаптивности к требованиям современной образовательной парадигмы не сможет дать специалиста с высоким уровнем компетентности, конкурентоспособного, следующего за развивающейся наукой, реагирующего на ее изменения, способного к самоопределению, самообразованию, выстраиванию индивидуальных траекторий развития, профессионально реализующего потребности субъектов образовательных услуг.

Таким образом, становится актуальной проблема формирования не только целостной системы специальных знаний, умений и навыков у будущего учителя, а развития на их основе профессиональных качеств личности, которые и будут определять педагогическую направленность, уровень способностей, а также творческой активности специалистов отношении к собственной профессионально-педагогической деятельности.

Далее нам представляется значимым рассмотреть специфику профессионально-значимых качеств учителя иностранного языка и определить их содержание.

Нам близка точка зрения Н.Е. Буланкиной, что профессионализм учителя предполагает, в первую очередь, понимание им самим необходимости формирования целостного культурного образовательного пространства в процессе обучения учащихся. Ведущим при этом становится культурологическое полиязыковое образование с ценностной ориентацией на развитие коммуникативной компетенции, позволяющее адаптироваться в современном глобальном информационном пространстве, готовиться к взаимопониманию и продуктивному общению представителей разных культур. И, в соответствии с этим, по мнению автора, личность должна получить не только представление о многообразии и самоценности различных культур и уметь ориентироваться в них, но и обладать профессиональными качествами, которые позволят быть полноценным участником диалога культур и способствовать изменению самого языкового статуса личности [1] .

Говоря о развитии у будущих учителей лингвистической и социолингвистической компетенции, мы связываем совершенствование личностного языкового пространства с формированием следующих профессиональных качеств: сформированное научно-лингвистическое мировоззрение; лингво — познавательная мотивация, (стремление к познаванию языковых явлений); «языковая активность»; ориентация на осуществление успешной коммуникации; гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям социально-культурного и ситуативного контекста; готовность к диалогу в мультикультурном пространстве.

Акцент в развитии дискурсивной компетенции не просто на овладение языком как средством общения, а «погружение студентов-филологов в речь», в видение ее объемности, полифункциональности, «действование» с языком позволит сделать участников обучения ее субъектами, а также повысить субъектный статус самого языка в глазах будущих специалистов [1] . На наш взгляд, дискурсивный компонент иноязычной коммуникативной компетенции обуславливает формирование следующих качеств: актуалитивные (способности к активной коммуникативно-познавательной деятельности) интегративные способности (творческое использование разнообразной информации в межкультурном и межсубъектном взаимодействии).

Важную роль играет развитие у будущих педагогов способностей использования в процессе коммуникации вербальных и невербальных стратегий для компенсации недостатка речевого опыта и на этой основе формирование высокоразвитого механизма языковой догадки, мобильности переноса знаний и навыков в новую ситуацию, компенсаторных умений как основных характеристик стратегической компетенции.

Становление учителей иностранного языка как субъектов диалога культур предполагает обладание ими социокультурной компетенцией. Использование в процессе обучения разнообразных заданий и материалов культуроведческого характера, по мнению Т.М. Пахновой, позволит не только создать на занятии ситуации альтернативного выбора идей и ценностей, диалога и дискуссий, но и обеспечит эмоционально-образное восприятие явлений родной и иноязычной культуры, жизни [7] . Что, с нашей точки зрения, предполагает развитие следующих качеств: толерантность, — социокультурная идентификация (осознание себя в качестве культурно-исторического субъекта спектра культур); -кросскультурное мышление – понимание и принятие особенностей других культур для построения эффективного взаимодействия с их представителями.

К проблеме профессионально значимых качеств личности современного педагога в своих исследования обращается Э.И. Соловцова, акцентируя внимание, прежде всего, на креативных способностях, и аргументируя свою точку зрения тем, что при внедрении инновационных технологий и инновационного режима в образовательных учреждениях различного типа и профиля данный вид способностей крайне необходим. Автор отмечает также то, что особый акцент несет на себе умение самого учителя преодолевать традиционность, самоизменяться и его способность к проектированию [8] . Таким образом, приоритетными становятся такие качества как гибкость (мобильность), адаптивность, способность к нестандартным решениям.

Подтверждение данной точки зрения мы находим у А.В. Задорожной, которая видит «педагогический результат развития профессиональной компетентности в наличии качеств, определяющих готовность преподавателя-лингвиста осуществлять деятельность в условиях флуктационных изменений в социуме [84] ». По мнению Ю.А. Лобейко, чтобы « адекватно реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения, личности необходимо активизировать свой творческий потенциал, развить в себе креативность, которая представляет собой одну из главных линий личностного развития [3, с.105]» . В дополнение этому, автор отмечает, что именно « творчество позволяет студенту раскрыть свою индивидуальность и уникальность, и рассматривает его как условие и следствие овладения педагогической профессией, достижения педагогического мастерства [3, с. 56]» .

Немаловажным, с точки зрения Ю.А. Лобейко, является тот факт, что для развития творческой индивидуальности будущего педагога необходимым условием является волевая активность и ее показатели, а именно волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, смелость, организованность [5] .

Нельзя не отметить важную роль профессионального самосознания, исследованию которого посвящены работы В.А. Сластенина, А.И. Шутенко, В.Д.Брагина и других, которое подчинено задаче профессионального самоопределения, познания и самооценки своих профессиональных качеств и является фундаментальным условием профессионального развития и саморазвития личности [2].

Не менее значимой для будущего учителя иностранного языка является сформированность рефлексивного и профессионального рефлексивного мышления, его способность как личности к саморефлексии и его умение организовать совместные рефлексивные процессы в рамках профессиональной деятельности [4] . Статус одного из фундаментальных профессионально значимых качеств современного педагога рефлексивное мышление приобрело потому, что оно напрямую связано с критическим, для которого как одного из способов интеллектуальной деятельности характерны очень значимые и существенные умения [7] .

Особо следует остановиться на качествах , которые составляют основу педагогической направленности педагога на предстоящую профессиональную деятельность, его мотивационно-ценностных ориентаций. К ним относятся: любовь к своей профессии и отношение к ней как к профессиональному идеалу, мотивационно — ценностное отношение к образу «Я- будущий профессионал», позитивное отношение к себе как представителю педагогической профессии, высокоразвитые познавательные интересы, потребность в самореализации, саморазвитии. Г.М. Коджаспирова, анализируя профессионально значимые качества учителя, делает акцент на формирование «образа Я» у учителя (позиции «Я – педагог») как субъекта педагогической деятельности[4 ]. Исследователи отмечают, что профессиональные ценностные ориентации позволяют учителю выстроить модель своей деятельности, которая становится ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании [2 ].

К анализу профессионально значимых качеств специалиста, которые рассматриваются как характеристики умственной, нравственной и эмоционально-волевой сторон личности, влияющие на продуктивность профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль, обращается В.Н.Малиновская в рамках своей модели образа личности учителя. В «фундамент» модели специалиста она включает интеллектуальные качества личности с педагогическим профессиональным уклоном: педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление. И на фундамент модели специалиста логически наслаиваются социальные свойства личности: мировоззрение, нравственные, коммуникативные, эстетические и трудовые свойства, а также эрудиция и общая культура[6 ] .

Следует отметить, что в развитии педагога важное значение имеют нравственные, моральные качества, которые он должен реалистически оценивать и иметь о них представление, чтобы знать, какие качества ему нужно приобретать или закреплять, а от каких избавляться.

Итак, проведенный анализ профессионально значимых качеств личности будущего учителя иностранного языка позволил определить их как интегративную характеристику подготовки, отражающую круг задач, функций, умений и требований, которые должен выполнять специалист в предстоящей деятельности, а также совокупность его ценностных ориентаций и личностных качеств, обеспечивающую качественное выполнение профессиональных обязанностей, и адаптивность к условиям современной образовательной парадигмы и потребностям общества.

1.Буланкина Н.Е. Совершенствование языковой культуры учителя. // Педагогика .- 2004.-№4.-С.51-55.

2. Директор школы в системе повышения квалификации. Сб. научн. трудов / Под ред. Т.П.Тонконогой.- М.: Изд-во АПН СССР, 1983.-91 с.

3. Задорожная А.В. Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей-лингвистов в условиях современного вузовского образования.- Автореф. дисс…канд.пед.наук.- Ставрополь, 2004.-24 с.

4.Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога.– М., АО "ЦИТП", 1994.- 344 с.

5.Лобейко Ю.А. Творческое развитие педагога в системе послевузовского образования.- М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 1999.- 152 с.

6.Малиновская В.Н., Смятских А.Л. Введение в специальность и основы педагогического мастерства. – Ч. 1-4. – М., 1992.-134 с.

7.Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре.// Русский язык.-2003.-№4.-С.8-16.

8.Соловцова Э.И., Гальскова Н.Д. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы// ИЯШ.-1991.-№3.- С. 31-35.

Источник:
Продуктивное общение
Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов. Аспирант Емельянова Е.И. Новгородский Государственный университет, Россия. Специфика профессионально значимых качеств учителя
http://www.rusnauka.com/24_NTP_2009/Pedagogica/50418.doc.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Записки любимому Записки любимому мужу Дорогие мои друзья, думаю, что многие из вас слышали о том, что… (4)

Как быть счастливой в браке 10 советов, как стать счастливой в браке Однако зачастую женщина неверно себя оценивает и потому… (4)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (4)

Что делать, если муж охладел — Психология Автор ряда книг по сексуальному мастерству, директор женского тренингового центра Екатерина Федорова как поступать, когда… (4)

Если мужчина телец пропадает Если мужчина пропал без объяснений Сегодня статью «Почему исчезают мужчины?» прокомментировал мужчина, причем очень подробно… (4)

COMMENTS