Проблема смысла жизни

Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ

Национальная Академия Наук Азербайджана

Институт Философии и Политико-Правовых Исследований

Рекомендовано постановлением Ученого совета Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджана от 07 ноября 2007 года

Научный редактор: доктор философских наук, профессор Ниязи Мехти

доктор философских наук, профессор Гасан Гулиев;

доктор философских наук, профессор Азер Мустафаев

Гаджиев Ровшан. Проблема смысла жизни — Баку, Издательство «Текнур», 2007, 154 с.

В монографии предпринимается попытка решения проблемы смысла человеческой жизни на основе принципа самоутверждения, разработанного автором. Исследовательская работа ведется путем всестороннего историко-философского анализа поднятой проблемы. В ходе исследования анализируются воззрения известных мыслителей разных эпох, дается качественно новое философское определение понятия «свобода», проводится критический анализ взглядов современных философов и специалистов по изучаемой проблеме, выдвигается гипотеза о возрастной периодизации интеллектуальной эволюции человечества, а также рассматриваются другие смысложизненные вопросы.

Книга предназначена для специалистов, и для тех читателей, кому небезразличен смысл человеческого существования.

Глава I. Историко-философский анализ проблемы смысла жизни

§ 1.1. Философия древности, средневековья, Нового времени и современной эпохи: становление и развитие проблемы смысла жизни

§ 1.2. Проблема смысла жизни в европейской философии XIX-XX вв. и ее анализ

§ 1.3.Смысл жизни – как самоутверждение личности

Глава II. Динамика проблемы смысла жизни в эволюционном развитии человечества

§ 2.1. Проблема смысла жизни и параллельность развития цивилизаций

§ 2.2. Проблема смысла жизни и возрастная периодизация человечества

Список использованной литературы

Настоящая работа затрагивает одну из основных, жизненно важных, сложных проблем мировой философской мысли и одну из актуальных задач современного человечества. Тема исследования посвящена изучению проблемы смысла жизни человеческого существования, на основе ее историко-философского анализа.

Определение смысла жизни, как правило, считается вечной проблемой и относится основным вопросам философии /20, т. I, с. 21/; более того, является актуальной и судьбоносной задачей в современную эпоху. Вышесказанные суждения более чем убедительно указывают на актуальность, на жизненноважность исследуемой темы. Наверное, не существует в философии другой проблемы, затрагивающей человеческую жизнь так глубоко и основательно, как вопрос о смысле жизни. Однако, как отмечает авторский коллектив учебника «Философия», изучение этого вопроса в его предельном, абсолютном значении лишено смысла и не может привести к конкретному результату, так как эта задача не подлежит рациональному объяснению и постижению /123/. А вот для судьбы отдельно взятого, конкретного человека исследуемая проблема может найти определенное решение.

Вот почему проблема смысла жизни требует своего неотлагательного решения.

Настоящая проблема, несмотря на свою актуальность и значимость для жизни каждого человека, остается не решенной, а в целом, малоизученной философской темой, по мнению многих исследователей. Для убедительности нашего суждения приведем в качестве примера высказывания некоторых известных философов по изучаемой проблеме. Вот что пишет Капранов В.А.: «В последние годы понятие «смысл жизни» все чаще упоминается в философской литературе. и все же ему пока отводится эпизодическая роль даже в тех работах, которые посвящены исследованию соотношения этических категорий» /56, с. 130/.

Аналогичного мнения придерживается и покойный профессор Уральского Государственного Университета Коган Л.Н.: «. проблема смысла жизни еще общо и противоречиво освещается в нашей философской литературе. Большинство работ о смысле жизни — это популярные брошюры, в которых смысл жизни раскрывается, как правило, на уровне общих слов и примеров» /59, с. 219-220/. А вот в аннотации книги Ивановой Н.Я. — философа из Киева — указывается: «В монографии осуществлен философский анализ проблемы смысла бытия человека, малоразработанной в нашей стране» /47/. Как известно, причина такого положения заключалась в том, что в закрытых обществах, каковым являлся бывший Советский Союз, индивидуальное начало подавлялось общественным. И поэтому смыслосодержащие проблемы человеческой личности отходили на второй план.

Далее идет критика мыслителей экзистенциалистского толка. Это в первую очередь касается известного русского философа Бердяева. «Личность, по Бердяеву, обременена гигантскими организациями. Она подчинена нечеловеческим установкам и правилам. От нее требуют, чтобы она отдавалась без остатка обществу, государству, расе, нации, классу. Все это для Бердяева — симптомы опасной болезни — социализации личности, против которой он ведет решительную борьбу» /47, с. 142/. Затем подвергается критике концепция абсурдной жизни А.Камю и дается заключение: «Открытое воспевание абсурда идеологами капиталистического мира, отрицание позитивных перспектив в жизни человека — все это духовное выражение объективного обессмысливания бытия буржуазного общества, неспособного справиться с социальными противоречиями и обеспечить личности подлинно человеческую жизнь» /47, с. 151/.

Далее критикуется личностная свобода Э.Фромма, который не анализирует действительных причин отчуждения личности — частной собственности и эксплуатации, господства монополистического капитала, которые приводят к крайнему сужению и деформации самодеятельности человека, к его деперсонализации. Критическому анализу религиозно-идеалистических учений о смысле жизни посвящена третья глава монографии Капранова В.А. /56, с.117-148/, где дается такое заключение: «Момент отрицания познаваемости смысла жизни заложен в том, как идеалисты трактуют эту познаваемость, ибо смысл жизни выносится ими за пределы самой жизни либо усматривается в «чистой» субъективности человека.

Таким образом они упираются, решая проблему, в веру, трансцендентное или что-либо другое, не имеющее объективного критерия» /56, с.88/. После критической части изложения своих мыслей, Капранов В.А. решается дать весьма емкую дефиницию смысла жизни человека в духе своего времени и определить как «философскую категорию для отражения места человека в мире и социальной значимости жизнедеятельности людей, для обозначения социально обусловленной способности человека подвергать свои жизненные проявления и общественные процессы оценке и строить свою жизнь в соответствии с осмысленными целями, имеющими общественную и индивидуальную ценность» /56, с. 130/.

Источник:
Библиотека ДИССЕРТАЦИЙ
Национальная Академия Наук Азербайджана Институт Философии и Политико-Правовых Исследований Рекомендовано постановлением Ученого совета Института философии и политико-правовых исследований
http://www.disser.h10.ru/gadjievRS.html

Проблема смысла жизни

Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: «Для чего жить?». Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые — достижение максимальных наслаждений, вторые — достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

В современной христианской православной традиции провозглашается: «человек не имеет границ своей человеческой природе». Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.

Поэтому, категорию «смысл жизни»можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни — это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. «Только мы и никто другой», пишет в своей книге «Время человеческого бытия»талантливый философ Н.Н.Трубников.

Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Источник:
Проблема смысла жизни
Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи.
http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_and_life/senseoflife_problem/

Проблема смысла жизни

Проблема человека оформляется в философии далеко не сразу.

В философии античности человек понима

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по философии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по философии — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Аксиология – философское учение о ценностях.

Ценность рассматривалась как свойство предмета/явлен

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»,

«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),

«Зачем (Для чего) мне жить?».

Само понятие смысл жизни появилось в 19 веке, до этого было понятие высшего блага. Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Философское видение проблемы:

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

Древнегреческий философ Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании.

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

До эпохи возрождения смысл жизни гарантировался человеку извне, с Возраждения человек сам определяет смысл своего существования

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.

Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»[4].

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф.Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «…нет никакого бытия как такового…», и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным.

Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного

Философское видение проблемы: Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе.

Кризисы. Возраст и проблемы смысла жизни. Кризис 17 лет возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной.

. что—то общезначимое, общеобязательное.Ключевой проблемой в учении Н. А. Бердяева была проблема смысла жизни.

Проблема человека оформляется в философии далеко не сразу.

В Новое время – происходит разделение философии на: философию познания философию смыслы жизни.

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной. подробнее ».

Возраст и проблемы смысла жизни. Кризис 17 лет возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.

Шопенгауэр – чел. интересует вопросы его существования, смысла жизни. Жизнь чел. – трагедия и несчастье. Чел. заставляет жить страх перед смертью.

Проблема природы и сущности современного человека. Шопенгауэр – чел. интересует вопросы его существования, смысла жизни.

Возраст и проблемы смысла жизни. Кризис 17 лет возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.

найдено похожих страниц:10

Источник:
Проблема смысла жизни
Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных
http://cribs.me/filosofiya/problema-smysla-zhizni_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ

состоянии, но вместе с тем, оказывающего влияние на принятие жизненно важных решений.

Были охарактеризованы некоторые формально-динамические характеристики смысла жизни: инертность, иерархия смыслов, его масштабы. В заключение докладчик подчеркнул, что в процессе социореабилитации открываются большие возможности интенсивного исследования проблемы смысла жизни, его поиска и становления.

В заключение докладчик выделил роль любви и творчества в процессе поиска смысла жизни: они задают цель и энергетику жизни, способствуют включению волевого механизма.

В этой работе используется динамическая психотерапевтическая диагностика (комплекс тестов и опросников в сочетании с методом библиотерапии). Наряду с «портретом болезни» (характеристика недуга) составляется «портрет неповторимости», в котором акцент делается на позитивных качествах пациента, сформированных вне дефекта

или вопреки ему. На этой основе в совместном творческом труде пациента и психотерапевта будет создан «портрет здоровья», который включает в себя не только конкретную цель – излечение от заикания, но и более отдаленную перспективу – становление нового, ранее недоступного для пациента, а сейчас не только привлекательного, но и вполне достижимого смысла жизни.

И. Поволоцкая охарактеризовала проблему смысла жизни с позиций астропсихологии. Эта наиболее молодая ветвь астрологии появилась в 70-х гг. ХХ в. и вобрала в себя отдельные идеи 3. Фрейда и К. Юнга, связанные с анализом компонентов мировой культуры, мифов, религий, фольклора. Более специально проблемой смысла жизни занимается кармическая психология. Астрологию обычно критикуют за предопределенность человеческой судьбы. Часто эта критика идет от незнания предмета. Получается так, что, говоря о свободе воли и в то же время не зная о законах Вселенной и всеобщей взаимосвязи и гармонии мира, люди выбирают не самые лучшие варианты своего поведения. На самом деле у человека достаточно свободной воли, и чтобы выбрать оптимальный вариант реализации заложенных в нем потенциалов. Астропсихология помогает выявить эти потенциалы.

А.М. Моисеева охарактеризовала смысл жизни, т.е. субъективную картину мира человека и себя в ней, как результат взаимодействия трех измерений: красоты, добра, истины. Важно гармонизировать влияние внешних обстоятельств на человека так, чтобы он был в состоянии сам управлять «качелями» внешнего и внутреннего. К этому необходимо готовить постепенно, начиная с раннего детства.

Ю.В. Волкова охарактеризовала деформации смысла жизни у невротической личности и подчеркнула, что методика социореабилитации логоневроза Ю.Б. Некрасовой позволяет преодолеть эти деформации путем использования комплекса приемов: самоуглубления в процессе библиотерапии, группового творчества психотерапевта и пациентов, символотерапии, создания «портрета здоровья» и др.

Т.В. Снегирева условно выделила две ипостаси человека: человек «внешний»

и «внутренний». Именно «внутренний» человек – вотчина смысла жизни. Во всяком значимом переживании ему открывается и то, что непосредственно в нем не содержится, – некий универсальный горизонт. За одну скоротечную человеческую жизнь, подчеркнула она, мало кому удается проявить себя полностью. И нередко в ретроспективе внутреннего опыта выделенной оказывается лишь одна, хотя и вечная, смысловая тема, словно проложенное в душе русло, куда стекаются, соединяясь в своем развитии, многие жизненные события – вехи психологического опыта. В этом понимании может быть допустимо говорить о «смысле рождения» как замысле о человеке в перспективе предстоящих ему главных испытаний и восходящей нити духовного поиска – замысла, который несет в себе каждый новорожденный.

В.А. Рыжков отметил, что хотя смысл жизни для каждого человека сугубо индивидуален, практически важно выделить и предложить человеку общую для всех, объективно обязательную основу смысла жизни, которую каждый наполняет своим неповторимым содержанием. По мнению выступающего, такая основа состоит из трех компонентов: 1) Потребность в постижении Истины, законов мироздания; 2) Постижение принципа Любви, т.е. стремления к единству с миром, людьми и собой; 3) Творчество – стремление преобразовать окружающую действительность и самого себя.

В целом обсуждение прошло очень активно и заинтересованно. Было высказано пожелание сделать обмен мнениями по этой животрепещущей проблеме регулярным.

13 – 14 февраля 1995 г. в Уфе состоялся Республиканский симпозиум с международным участием: «Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы». Работа симпозиума проходила в форме пленарных заседаний и «круглых столов» с участием деятелей различных конфессий, видных ученых, писателей, работников культуры. Участники симпозиума имели возможность ознакомиться с большим спектром мнений и точек зрения психологов, биологов, физиков, философов, а также представителей политических партий и движений России, Украины, Литвы, Австралии, США, Франции.

В ходе подготовки к симпозиуму был выпущен сборник тезисов докладов (Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы – в двух томах), отражающих размышления и опыт духовности в важнейших сферах: культуре, педагогике и медицине. Сделана попытка уникального синтеза западных, евразийских и восточных концепций. В число авторов вошли крупные религиозные деятели, представители различных конфессий, а также ученые и практики. Второй том (приложения) включает оригинальные тесты и тренинги.

Источник:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ
состоянии, но вместе с тем, оказывающего влияние на принятие жизненно важных решений. Были охарактеризованы некоторые формально-динамические характеристики смысла жизни: инертность, иерархия
http://www.voppsy.ru/issues/1995/954/954147.htm

(Visited 4 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Что чувствует девушка когда хочет парня Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (7)

Если мужчина признается в любви пьяный Если мужчина пьян и признаётся в любви, стоит ли верить?Если мужчина пьян и признаётся в… (6)

1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (6)

Если мужчина рак обиделся Если мужчина рак обиделся Раки сами по себе очень чувствительные с резко переменчивым настроением. Они… (6)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (6)

COMMENTS