Проблема личности

Основные проблемы психологии личности

Базовыми проблемами психологии личности являются:

— проблема структуры личности;

— проблема мотивации поведения;

— проблема развития личности;

— проблема психического здоровья и психопатологии.

1. Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности". Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе "от частного к общему", второй — к априорным, опирающемся на принцип "от общего к частному".

2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:

1) классификации мотивов,

2) изменения мотивационной системы,

3) измерения мотивов,

4) актуализации мотивов,

5) динамики мотивационного процесса,

6) соотношения мотива и цели,

7) многообразия влияния мотивации на поведение.

Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения о полимотивированности человеческого поведения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию. В русле этой проблемы формулируются такие частные задачи, как определение критериев классификации мотивов, выделение биогенных и социогенных потребностей, изучение принципов связи разноуровневых мотивов (например, принципа функциональной автономии мотивов по Г. Олпорту и др.).

Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования (В. Вилюнас), с помощью механизма сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.

Вопрос об измерении мотивов возникает в связи с их частой неосознаваемостью и вследствие этого невозможностью применения традиционных тестов и опросников, именно поэтому обсуждается вопрос об использовании проективных тестов и о их психометрических характеристиках.

Проблема актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на поведение человека, тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение (интенсивность стимуляции, новизна, сложность) и провоцировать индивида на совершение однотипных действий (например, реактивных агрессивных действий, опекающего поведения, ориентации на успех или неудачу и др.).

Изучение динамики мотивационного процесса состоит в выяснении этапов распада деятельности или ее возобновления, причин, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий.

Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.

Человек как субъект проходит три уровня развития:

— Первый уровень характеризуется тем, что "субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей" (Там же. С. 212)

— Второй уровень означает, что личность начинает выступать как "субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий", она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы.

— Личность на третьем уровне развития "становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности — не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы — свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества" (Там же. С. 212).

4. Проблема психического здоровья и психопатологии касается, прежде всего, критериев здоровой личности. Так, по З. Фрейду, таким критерием является умение поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, по А. Маслоу, — сдвиг от примитивных потребностей к более сложным, зрелым, например, самоактуализации, по Э. Эриксону, — умение положительным образом разрешить основную проблему той стадии развития, на которой находится личность.

Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Существует мнение, что диагностика имеет ряд недостатков, в частности, она как бы упрощает представление о человеке, делает общение с ним очень формальным и поверхностным.

Н. МакВильямс тем не менее отмечает пять взаимосвязанных достоинств диагностики:

1) диагноз необходим для планирования лечения;

2) он тесно связан с прогнозом, т.е. будущим состоянием клиента;

3) диагноз обеспечивает защиту интересов клиентов;

4) он может обеспечить эмпатийное отношение терапевта к клиенту;

5) он уменьшает вероятность отклониться от лечения некоторых клиентов. Диагноз — результат сбора информации, внимательного выслушивания, он дает терапевту уверенность в своих дальнейших шагах, определенность в индивидуальном процессе вылечивания и ориентацию длительности этого процесса. Для диагностики степени сохранности/нарушенности личности используют два критерия:

1) оценка уровня развития личностной организации, уровня индивидуации или степени патологии (психотический, пограничный, невротический, нормальный);

2) оценка защитного стиля внутри этой организации, или тип характера человека — параноидный, депрессивный, шизоидный и проч.

Источник:
Основные проблемы психологии личности
Базовыми проблемами психологии личности являются: — проблема структуры личности; — проблема мотивации поведения; — проблема развития личности; — проблема психического здоровья и
http://biofile.ru/psy/1701.html

Проблема личности

Разместил (а): Малина

  • Развитие личности как педагогическая проблема 11 кб.
  • Проблема личности в психологии 18 кб.
  • Формирование личности 73 кб.
  • Проблема устойчивости личности 16 кб.
  • Проблема личности руководителя в отечественной психологии 24 кб.
  • Психология личности проблема структура активность 26 кб.
  • Психология личности — проблема структура активность 27 кб.

1. Проблема личности. Понятие и структура личности

К. Маркс писал, что “…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений”. Общественной истории человека предшествовала его естественная предыстория: зачатки трудоподобной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации. Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни.

Человек же не просто приспосабливается к данным условиям, а, объединяясь в совместном труде, преобразуют их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Одним из понятий, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является индивид. Дословно оно означает неделимую частицу какого-то целого. Это своеобразный “социальный атом”, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы.

Гораздо более содержателен другой термин — “индивидуальность”, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, “случайный индивид” (К. Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в ее преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Для древнегреческой философии, например, личность вне общины или полиса так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма.

Однако уже в античности появляется проблема несовпадения реального поведения человека и его сущности, как он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Разные религиозно-филосовские системы выделяют разные стороны этой проблемы. Если в античной философии личность выступает преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, “индивидуальная субстанция” рационального характера, синоним нематериальной души. В философии нового времени распространяется дуалистическое понимание личности, на первой план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе. Понятие личности практически сливается с понятием «Я», тождество личности усматривается в ее состоянии.

Эта кристаллизация осуществляется через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако, природные (анатомо-физиологические) задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка с взрослыми. Проявления биологических закономерностей жизни человека носят социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы.

При этом биологические составляющие этой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, интересы которой он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека и законы его жизни наследственно непрограммируемы. Но этого нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностях дарования которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков. Наследственные моменты в той или иной степени, прежде всего через особенности высшей нервной системы, влияют и на характер развития наклонностей и способностей человека.

Если же обратиться к проблеме генезиса личных особенностей человека, то возникает вопрос о том, когда же рождается личность? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не применим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует осмысления в рамках определенного мировоззрения. Важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению – с опытом пренатальной общности.

Данные по исследованию специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой, и в этом смысле предпосылки личности каждого во многом определяются природным обоснованием человека. То есть новорожденный уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых мгновений жизни, с первых кормлений формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, определена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью и окружает человека.

При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности – главное условие и решающий механизм индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение с взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различного рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм. Осваивая очеловеченную природу, ребенок приобщается к бытию культуры разнообразными способами.

Человек всесторонне включен в контакт, общение с обществом, даже когда остается наедине с самим собой. Осознание человека себя как такового всегда опосредовано его отношением к другим людям.

д. Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации, исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризует свои психические процессы. Таким образом, “социальное” и “индивидуальное”, на первый взгляд являющиеся противоположностями, оказываются связанными друг с другом генетически и функционально. Важное значение для нормального функционирования личности имеет также такой внутренний регулятивный механизм личности, как самосознание, включая образы собственного “Я”, самооценку и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение.

Различают несколько граней собственного “Я”. Первая грань “Я” – это так называемое телесное или физическое “Я”, переживание своего тела как воплощения “Я”, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного “Я” мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело вносит очень большой вклад в целостное ощущение собственного “Я” – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное “Я” приобретает в подростковом возрасте, когда собственное “Я” начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны “Я” еще отстают в своем развитии.

Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок. Поведение личности детерминируется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована предшествующая история человечества. Каждый индивид как личность – это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания. 2. Нравственные основы личности В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевым усилием регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов и т.п.

Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Он подавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложным оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы и т.д.

формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. 2.1 Мораль – социальная основа общества. Мораль — санкционированные обществом формы индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Предмет морали имеет два аспекта — духовно-идеологический и социально-практический. К первому относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму – поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта.

Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, то есть обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае. Вообще в морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования. Моральные нормы выступают в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. С одной стороны, это форма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди вели себя однотипным образом.

Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм. Ее обязующая сила для каждого отдельного человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения, власти коллективной привычки и на других формах практически выраженной воли общества, проявляющейся в сложившихся в данном обществе нравах. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже другая, субъективная, сторона моральных норм. Моральным сознанием моральные нормы формируются в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях.

Особенности христианской морали. Религиозная мораль является неотъемлемой частью, а может и основой, общечеловеческой морали. История человеческого общества просто не отделима от истории религии: в разных странах и в разные времена трудно найти

Источник:
Проблема личности
Тема: Проблема личности. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Малина. Размер: 20 кб. Категория: Социология. Краткое описание: ‘Проблема личности. Понятие и структура личности. Нравственные основы личности. То, чего не достает рабу — это признание личности принцип же личности есть всеобщность. Гегель.’
http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Проблема личности

Динамическую триединую структуру личности Карсавин накладывает на христианское представление о человеке с его центральными понятиями любви и жертвы. Вместе с тем его концепция личности — через тщательную пpорабoткy темы смерти — приближается к экзистенциалистским трактоикам. Стремление из себя к другому — своего рода отделение от себя, отъединение. Но «смерть своего Я», добровольная его жертва — любовь — через принятие в себя чужого Я есть и воссоединение со своим, Я-возрождение. Через самоотдачу и воссоединение своего Я и принятие в себя другого Я, по Карсавину, происходит совершенствование личности19. Эта динамика включает элемент свободы субъекта. Карсавин убедительно обосновывает свободную способность человека через добровольное самоограничение включить в себя другое Я, что сближает его учение с «диалогическими» пониманиями личности у Ф. Достоевского, М. Бахтина, М. Бубера.

Подытожим главные идеи философии Л. Карсавина и его вклад в философскую мысль XX в. Это:

— попытка предложить новую версию философии Абсолюта, прежде всего концепцию онтологии, одновременно основанную на принципах множества, плюральности и нерасторжимой целостности;

— толкование принципа троичности как непреходящей богословской и философско-метафизической традиции, позволяющей на новом уровне культуры осмыслить диалектику изначального «первоединства», его последующего «саморазъединения» и необходимого «самовоссоединения»;

— использование принципа плюральности и цельности, их единства для обоснования самоценности, уникальности и в то же время единства, взаимозависимости культур, в том числе культур Запада и Востока;

— толкование судеб России и в контексте единых целей христианской культуры, и в плане уникальной евразийской единящей миссии российской культуры;

— персоналистская теория, объединяющая основополагающий принцип личности с идеей единого «личностного начала» везде и во всем: непосредственно в мире человеческих индивидов и в социальном мире, где достоинство личностного единства (симфонической личности) присваивается семье, народу, человечеству как «всеединому, всепространственному и всевременному субъекту», как способам проявления, актуализации «высшей личности».

Источник:
Проблема личности
История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья. Философия XIX — XX в. (Ю. Мелих)
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st121.shtml

Проблема личности в психологии

Структурный подход в изучении личности

Проблема личности в психологии на первых этапах своего рассмотрения сводилась к выявлению индивидуальной неповторимости, к выделению на­бора качеств, свойств, характеристик, особенностей человека. Такой подход можно назвать "коллекционерским", когда личность рассматривалась как некая емкость, принимающая в себя темпе­рамент, характер, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности и тому подобное.

Системный подход в изучении личности

"Новым психологическим измерением", в котором изу­чалось соотношение индивида и личности, явилась концеп­ция деятельного опосредствования межличностных отноше­ний. С этой точки зрения личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, кото­рые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Межличностные связи практически нерасторжимы, они вполне реальны, но по природе своей "сверхчувственны"; они заключены в конкретных свойствах индивида, но к ним не сводимы. Индивид понимается как отдельный представи­тель человеческой общности. Личность характеризует инди­вида в аспекте его включенности в социальное целое.

Принимая во внимание факт единства, но не тождества личности и индивида, постараемся увидеть личность не в одном "психологическом измерении", а в трех не совмеща­ющихся, но пересекающихся в социальной жизни индивида пространствах.

Первое измерение — индивид выступает в своей нетож­дественности другим и через эту непохожесть выявляет се­бя как личность.

Второе измерение — личность проявляется в деятельности и общении нескольких индивидов.

Третье измерение — представление, которое складывается об индивиде у других людей (его "инобытие" в них), пони­маемое как личность этого человека, как его персонализация.

"Инобытие" индивида в других людях – это не статистический отпечаток. Речь идет об активном процессе, о своего рода "продолжении себя в другом". Здесь отмечается важнейшая психо­логическая особенность личности — стремление обрести имеющую свою динамику вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные измене­ния. "Безличность" — характеристика индивида, чье присут­ствие или отсутствие ничего не меняет в жизни других лю­дей, не преобразует их поведение. Следует отметить, что в данном подходе допускаются не только полезные изменения, которые производит личность в других, но и вредоносные.

Нетождественность личности и индивида теоретически допускает возможность наличия индивида, не осуществив­шего себя как личность. Возникает вопрос: допустимо ли предположить существование личности без индивида? Гипо­тетически ответить положительно на этот вопрос возможно с позиции концепции персонализации, введя понятие квази­личности (лат. quasi — как будто, будто бы; приставка, соответствующая по значению словам "мнимый", ненасто­ящий"). Квазиличность представляет собой сконструиро­ванную легендами и мифами личность исторически не суще­ствующего индивида, но вызвавшую влияние на личности и судьбы других людей. (11. 236)

Рассмотрение личности в духовном пространстве

По мысли Ильина, человек как духовное существо всегда ищет лучшего, ибо некий таинственный голос зовет его к совершенству. Он, может быть, и не знает, что это за голос и откуда он. Он, может быть, чувствует бессилие своей мысли и своего слова каждый раз, как пытается сказать, в чем же состоит это совершенство и какие пути ведут к нему. Но голос этот внятен ему и властен над ним; и именно желание отозваться на этот призыв и искание путей к совершенству придают человеку достоинство духа, сооб­щают его жизни духовный смысл и открывают ему возмож­ность творить настоящую культуру на земле. Человек при­зван быть на земле именно духом, а не просто живым существом и одушевленным созданием, хорошо сообра­жающим и желающим для себя всякой пользы.

Возвращаясь к психологии, мы можем говорить, что рассмотрение личности в духовном пространстве все еще не нашло своего полного научного обоснования и требует обращения к творениям святых отцов и православных бого­словов.

Источник:
Проблема личности в психологии
Структурный подход в изучении личности Проблема личности в психологии на первых этапах своего рассмотрения сводилась к выявлению индивидуальной неповторимости, к выделению на­бора качеств,
http://studopedia.ru/17_127480_problema-lichnosti-v-psihologii.html

COMMENTS