Признаки личности человека

Деградация личности

Одним из самых тяжелых типов деградации считается маразм, который являет собой слабоумие. При нем теряются контакты с окружающим миром. Человек выражает полное безразличие к другим людям и поддерживает весьма беззаботную жизнедеятельность.

Признаки деградации личности можно наблюдать у многих людей. Причем такие проблемы свойственны не только хроническим неудачникам, но и вполне осознанным личностям. В этом и заключается опасность процесса увядания. Такое положение вещей еще раз подтверждает уязвимость личности.

Нередко личность деградирует из-за того, что ею овладевает апатия. В ситуациях, когда человеку нужно выполнить какое-то важное задание или принять ответственное решение, многие предпочитают ничего не делать. Человек без воли, который действует лишь в соответствии со своими желаниями и нежеланиями, имеет все шансы деградировать в моральном и интеллектуальном плане.

Деградация личности – это процесс, который часто можно наблюдать у взрослых людей. При выходе на пенсию человек в каком-то смысле умирает, поскольку более молодые коллеги провожают его на «заслуженный отдых». По факту, в такой ситуации личность расслабляется, ибо теперь нет необходимости отвечать за что-либо или прикладывать усилия для достижения какой-то цели. В итоге деструктивная пассивность полностью овладевает человеком. Подобное аморфное состояние можно сравнить с подготовкой к физической смерти. Что удивительно, среди пожилых людей довольно много тех, которых деградация обошла стороной.

[ad#банер336Х280]Проблема деградации личности больше свойственна одиноким людям или тем, кто пережил утерю близкого. В последнем случае человек впадает в депрессию, что способствует быстрому личностному увяданию. Интересно, что огромная доля людей, желая отомстить жизни за свое несчастье, по большей части убивают себя сами. Таким образом, человек практикует своеобразный медленный суицид.

Еще одной причиной деградации может быть ощущение вины. Людям, которые чувствуют себя ненужными, нередко свойственен личностный развал. Если человек потерял веру в себя из-за нескольких подряд идущих неудач, то велика вероятность деградации.

Невозможно перечислить все причины увядания личности, среди которых, несомненно, присутствуют такие, как безволие, наркомания во всех ее проявлениях, жестокость, прокрастинация и банальная лень. Однако главной причиной все же является отсутствие духовности, ума, сострадания и любви. Именно эти составляющие делают человека человеком.

Несомненно, есть множество примеров, когда личность без души может демонстрировать незаурядный ум и достигать немалых успехов, при этом не деградируя. Однако чтобы стать такой личностью нужно изначально быть человеком и формироваться в определенных условиях.

Известный психолог Абрахам Маслоу считал, что деградация человека имеет следующие этапы прогрессирования:

  • Формирование психологии «пешки». У человека возникает ощущение того, что он полностью зависит от каких-то иных сил. Это явление называется феноменом «выученной беспомощности».
  • Возникновение дефицита основных благ. Первичные потребности в еде и выживаемости становятся приоритетными.
  • Формирование «чистого» окружения. Весь социум разделяется на плохих и хороших людей, «своих» и «чужих». Нередко у человека проявляется чувство стыда и вины за себя.
  • Возникновение культа « самокритики ». Человек способен признавать совершение даже тех поступков, к которым он не имеет отношения.
  • Защита «священных основ». Личность категорически не желает задумываться над главными предпосылками идеологии. Такие люди не сомневаются в своих «священных основах» и не способны смотреть на них скептическим взглядом.

Духовная деградация личности вполне может настичь каждого, кто не занимается саморазвитием. Таким образом, любой человек имеет все шансы прийти к полному всестороннему развалу. Необходимо вкладывать время и силы, чтобы поддерживать себя на стабильно высоком уровне. Строить, совершенствовать и делать – вот то, на чем нужно сконцентрироваться тем, кто не желает деградировать. В противном случае духовная смерть настигнет человека гораздо раньше физической.

Во избежание деградации следует уметь бороться со своей пассивностью. Такой навык позволяет увеличить внутреннюю энергию человека и укрепить силу воли.

Существует физическая и социальная смерть. Второе понятие подразумевает то, что человек, будучи здоровым, для общества не представляет никакой ценности. Более того, такая личность может также нанести вред социуму, поскольку является обузой и далеко не лучшим примером. Дабы избежать социальной смерти, необходимо прилагать усилия для сохранения активного физического состояния и интересоваться всем, что твориться в мире. Человеку нужно стремиться быть полезным для людей, среди которых он живет. Для сохранения высокого жизненного потенциала нужно жить не только для себя, не отдаваясь в руки внутренней пассивности. Следует понимать, что основной пищей для ума является как информация, которую мы потребляем при чтении или путем аудиального восприятия, так и то, о чем мы говорим и чем интересуемся.

Те, кто имеет достаточно активную жизненную позицию и живут в режиме миссии, никогда не столкнутся с проблемой деградации. Обычно такие люди занимаются любимым делом и имеют множество интересов.

Нужно понимать, что окружение оказывает невероятное влияние на развитие или деградацию личности. Если человек в основном контактирует с опускающимися людьми, то это не скажется на нем благотворно.

Существует притча об огурце, который стремился всеми силами сохранить свою свежесть. Попав в банку с солеными огурцами, ему в первое время было очень неприятно, поскольку рассол не способствовал сохранению свежести. Кроме того, внешний вид свежего огурца был укором для его соленых собратьев. Однако через некоторое время огурцу рассол перестал быть противен, а его соседи не казались уже настолько солеными. Огурец подумал о том, что быть таким, как все, очень удобно. Тем не менее, чтобы не превратиться в соленую закуску, нужно следовать верному направлению в жизни.

Теперь вы знаете, что такое деградация человека. Имея общие представления о данной проблеме, вы легко сможете избежать участи, которая предписана огромному числу людей.

Избежать деградации поможет онлайн-тренажер для мозга Викиум . В его основе лежит научная методология, разработанная учеными-нейропсихологами и психофизиологами. Вы играючи прокачаете интеллект, улучшите память и внимание.

Источник:
Деградация личности
Обновлено апрель 2018. В статье мы собрали уникальный и полезный материал, который обязательно вам пригодится! Читайте: Деградация личности
http://constructorus.ru/samorazvitie/degradaciya.html

Отождествление человека по признакам внешности

Понятие и научные основы отождествления человека по признакам внешности

В процессе раскрытия и расследования преступлений одной из наиболее сложных задач является криминалистическое установление личности. Свойства человека, индивидуализирующие его, основываются на положении о том, что каждому человеку свойственна физическая индивидуальность, благодаря которой его всегда можно отличить от других, хотя и очень похожих на него людей.

В настоящее время создана теоретическая база использования в целях идентификации человека его биометрических свойств, разработаны методики их фиксации и исследования. Активно развивается криминалистическое учение об использовании этих биометрических свойств в правоохранительной деятельности. Одним из направлений данного учения является исследование свойств и признаков внешности, характеризующих человека. Это особенно важно, поскольку по внешности можно оперативно установить и идентифицировать человека.

Идентификация человека по признакам внешности представляет собой установление тождества индивида по имеющимся отображениям. Необходимость в такой идентификации возникает при проведении различных оперативно-разыскных мероприятий, установлении и розыске лиц, скрывающихся от следствия и суда или бежавших из мест лишения свободы, при предъявлении для опознания и освидетельствования, при регистрации без вести пропавших лиц и неопознанных трупов, при оперативной проверке документов, удостоверяющих личность, при отождествлении человека по кино-, видео-, фотографическим, графическим, словесно фиксированным и иным изображениям.

Отождествление человека по признакам внешности может понадобиться и в гражданском судопроизводстве; в частности, при розыске ответчиков, уклоняющихся от уплаты алиментов, возмещения вреда, при признании лица безвестно отсутствующим или умершим. Идентификация личности по признакам внешности проводится паспортно-визовой и пограничной службой, а иногда и в иных сферах (например, в деятельности нотариусов, историков, искусствоведов).

Отождествить человека — это значит установить, что именно данный человек является тем лицом, отображение которого имеется и с которым оно сравнивается.

Криминалистическое отождествление человека по признакам внешности производится в форме опознания или экспертизы. Его сущность состоит в сравнении (сопоставлении) комплекса внешних признаков ранее увиденного человека с внешним обликом конкретного наблюдаемого лица или его отображением либо в сравнении между собой признаков, зафиксированных на различных материальных объектах (видео-, кино-, фотоснимки лица, скульптурные прижизненные и посмертные слепки и т.д.). Идентификация человека по признакам внешности процессуально закрепляется путем допроса, предъявления для опознания и экспертизы.

Для идентификации по признакам внешности используют признаки строения человеческого тела, привычные движения и манеры человека и даже особенности его одежды. Внешность человека индивидуализируют определенные сочетания антропологических признаков (расовые, половые, возрастные и другие характеристики), физических особенностей (размеры тела и его структурно-механические свойства), внешней анатомии тела (черты лица, особенности строения других внешних органов, морфология кожи и т.д.), функционально-анатомических особенностей (акустическая специфика голосового аппарата, параметры и особенности движения тела и его частей).

Каждый человек обладает такими признаками и чертами внешности, которые в совокупности отличают его от других людей. Это положение известно из глубокой древности и уже давно используется для установления, розыска и отождествления людей как в бытовых, так и в юридических ситуациях.

Хотя внешность человека с течением времени изменяется из-за возраста, условий жизни, болезней и травм, целый ряд признаков остается относительно устойчивым. В первую очередь это признаки, определяемые костно-хрящевой структурой (форма головы, пропорции лица, высота, ширина и положение лба). Эти признаки формируют индивидуальный статический стереотип человека.

В результате частого повторения одних и тех же движений в аналогичных ситуациях у человека формируются определенные автоматизированные навыки в манерах и жестах. Они формируют его индивидуальный динамический стереотип.

Обычные бытовые характеристики внешности человека с криминалистической точки зрения имеют значительные дефекты. Приводимые в них описания неполны и отрывочны, в них не обращается внимание на выделение более информативных, устойчивых и редко встречающихся признаков. Терминология описания является разнородной, случайной и недостаточно определенной, вследствие чего само описание может быть понято и истолковано по-разному.

Внешним обликом человека называют его наружный вид, представляющий собой совокупность данных, воспринимаемых зрительно. Определяющими элементами внешнего облика являются отдельные анатомические органы (голова, рука), целые области тела (грудь, спина), его отдельные части (лоб, нос, губы) и функциональные проявления (заикание, хромота), а также одежда и другие сопутствующие предметы.

Наряду с индивидуальностью признаки внешности обладают свойством относительной устойчивости. Речь идет об относительной устойчивости, поскольку на человека действуют различные факторы, так или иначе изменяющие его внешность: время, травмы, заболевания, воздействия внешней среды, пластические операции и т.д. В то же время, несмотря на возрастные, патологические и иные изменения, индивидуальные особенности признаков внешности сохраняются. Наибольшей устойчивостью обладают признаки, обусловленные костно-хрящевой структурой — форма головы, линия профиля и др. Изменения возрастного характера обычно не мешают идентификации. Изменения внешности, сделанные путем хирургических операций или наступившие под воздействием физических травм, затрудняют идентификацию. Однако если известно о таких изменениях, их механизме, возможности криминалистической идентификации остаются.

Возможности криминалистической идентификации по признакам внешности часто не утрачиваются и за пределами периода относительной устойчивости. Это обусловлено тем, что костная основа лица, сформировавшись к 20-25 годам, в последующем заметных изменений не претерпевает. Она обуславливает стабильность базовых элементов внешности, а изменения мягких тканей проходят закономерно. Эти изменения хорошо изучены и не препятствуют идентификации. Даже при изменениях внешности после травм или пластической операции возможность идентификации сохраняется благодаря большому числу исходных идентификационных признаков. Утраченные или измененные при травме (операции) признаки компенсируются из оставшихся неизменными (например, при пластической операции изменяется форма носа и губ, но остается возможность идентификации по элементам глаз, ушей, бровей и т.д.).

Внешние признаки человека обладают свойством рефлекторности. Оно состоит в способности признаков отражаться и запечатлеваться в материальных и идеальных носителях: на фотоснимках, слепках, в памяти и мысленных образах других людей. Это позволяет достаточно широко использовать различные виды идентификации человека по признакам внешности. Чем нагляднее и ярче признак, тем отчетливее он проявляется.

Источник:
Отождествление человека по признакам внешности
Понятие и научные основы отождествления человека по признакам внешности В процессе раскрытия и расследования преступлений одной из наиболее сложных задач является криминалистическое
http://studme.org/109812057428/pravo/otozhdestvlenie_cheloveka_priznakam_vneshnosti#38

Понятие о личности человека

Понятия личности человека и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не психику, сознание вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.

Личность — это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.

Из определения видно, что понятие личности нельзя отождествлять с понятием человека, индивида. Новорожденный ребенок еще не личность. Психически больные люди временно утрачивают существенные черты личности, а при тяжелых психических заболеваниях происходит «распад» личности.

Чтобы стать личностью, человек должен достичь определенного уровня психического развития.

Носителем качеств сформированной личности является взрослый психически здоровый человек.

Однако вопрос о влиянии общества на формирование личности человека значительно сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Общественные условия, в которых живут люди, многообразны и отличаются разной степенью общности. Существуют социальные условия, которые сохраняются всегда и всюду, где живут люди, например общение людей посредством языка, необходимый обществу производительный труд, наличие орудий труда и созданных трудом материальных и духовных ценностей. Эти условия существования личности относятся к общечеловеческим.

Но существуют и условия меньшей общности, например те, которые характерны для определенного исторического времени. Трудовая деятельность людей, характер общения между ними, орудия труда и прочее были разными при первобытнообщинном строе, в эпоху рабства, феодализма и т. д. Опять-таки, и рабство, и феодализм, и капитализм имеют разные формы и стадии развития, территориальные варианты.

В классовом обществе человек принадлежит к определенному классу и нации, что неизбежно влияет на формирование его личности.

Но даже люди, принадлежащие к одному классу, нации, живущие в одном государстве, городе или селе, занятые одним видом труда, имеют свою, еще более конкретную, узкую социальную среду: они воспитываются в семьях, различных по составу, традициям, материальному и культурному уровням, имеют разных друзей, разные обязанности. Между формирующейся личностью и окружающими людьми устанавливаются разные взаимоотношения, которые меняются в зависимости от возраста ребенка.

Кроме того, человек не пассивно воспринимает все эти влияния разной общности и содержания. По мере увеличения жизненного опыта, накопления знаний и умений, развития самостоятельности он все активнее сам воздействует на людей и некоторые обстоятельства жизни, усиливая или ослабляя их влияние на себя, свою личность.

В протекании каждого психического процесса и действия сказывается их обладатель — определенный человек, личность.

В структуру личности входят некоторые природные ее свойства (своеобразие конструкции тела, врожденные свойства нервных процессов, задатки, состояние органов чувств и органов речи к моменту рождения). Однако врожденные и наследственные факторы, будучи природной основой для формирования психики человека, не влияют на поведение личности непосредственно, а только через те конкретные социальные отношения, в которых развивается личность. Известно, что подросток с очень некрасивым лицом, сильными дефектами речи, взрослый человек карликового роста чувствуют и ведут себя иначе, чем другие дети и взрослые.

Важнейшим условием существования и развития личности и вместе с тем наиболее характерной чертой, выражающей сущность личности, является ее активность, которая представляет собой способность личности воздействовать на окружающий мир с целью его изменения, с целью созидания.

Личность — активный участник деятельности общества, прежде всего трудовой деятельности.

Какие дела данный человек считает для себя жизненно важными, насколько серьезно его отношение к труду и общественным обязанностям, кто он — творец, инициатор или только исполнитель, доводит ли начатые дела до конца, как переживает успехи и неудачи, как относится к товарищам по совместной деятельности — все это характеризует личность человека.

Источником активности личности служат его потребности, интересы, убеждения, моральные чувства, страсти, влечения, привычки, установки. Побуждения к активности у человека могут быть различными по степени осознанности, по значимости их для личности и по общественной ценности.

Реальное положение личности в обществе отражается в ее сознании.

Единство личности сохраняется при переживании не только настоящего, но также прошедшего и будущего.

Личность осознает себя и во времени, отличая свои воспоминания и стремления от воспоминаний и стремлений других людей.

Личность занимает в системе доступных ей социальных отношений определенное положение, или позицию, которая практически реализуется в виде социальных ролей, выполняемых человеком в различных общественных группах и ситуациях.

Каждый человек может одновременно входить в состав нескольких социальных групп, таких, как семья, производственный коллектив, общественно-политическая организация, спортивная команда и пр.

В этих объединениях он выполняет разные роли, разные социальные функции: в семье — роль отца или матери, главной обязанностью которых является воспитание детей; на производстве — роль начальника цеха, социальная функция которого состоит в организации труда рабочих и т. п. Члены социальных групп, в которые входит личность, ожидают от нее выполнения определенных обязанностей и определенной формы поведения. Поэтому социальные группы оказывают существенное влияние на формирование индивидуальных качеств личности. Через роли человек вовлекается в жизнь общества, усваивает социальный опыт, изменяется, совершенствуется и вместе с тем сам оказывает активное влияние на других людей и их деятельность.

Личность может «вжиться» в свою роль, привыкнуть к ней. В других случаях, наоборот, некоторые из ролей тяготят ее. Возможны также случаи конфликтных переживаний при выполнении различных социальных ролей .

С понятием социальной роли тесно связано понятие притязаний личности. Притязания личности — это те роли, которые она считает для себя возможными и желаемыми, и результаты (цели), которых она хотела бы достичь. Уровень притязаний человека можно выявить, предлагая ему задачи разной трудности. Один человек сразу же берется за трудные задачи, другой предпочитает легкие. Существует и такой тип притязаний, когда человек стремится не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. В этом случае он выбирает задачу или очень легкую, или очень трудную: выполняя легкую задачу, он обязательно добьется успеха, а выполняя очень трудную, имеет возможность сослаться на ее чрезмерную трудность, и его самолюбие не пострадает.

Уровень притязаний личности зависит от нескольких факторов:

  1. от реальной трудности заданий;
  2. от значимости этих заданий (и всей деятельности) для личности с учетом отношений к ней некоторых людей (товарищей, учителей);
  3. от переживания успехов и неудач в прошлом при выполнении подобных задач;
  4. от самооценки и всего склада личности.

Так, есть люди, уровень притязаний которых сдвигается только вверх; у других сдвиги в уровне притязаний отсутствуют вне зависимости от результатов выполнения заданий; у третьих он все время меняется, «подстраиваясь» к уровню предшествующего выполнения задач того же типа и др. (исследование А. И. Самошина). Бывает и так, что уровень притязаний снижается. Ученик, попавший в число неуспевающих, вначале глубоко переживает свои неудачи, а затем, если ему вовремя не помочь, свыкается с новой ролью и может снизить уровень притязаний в достижении учебных целей.

Характеризуя личность взрослого или ребенка со стороны уровня притязаний, следует выяснить, насколько притязания приемлемы для общества по содержанию целей, которых добивается субъект, а также насколько они действенны.

Успехи и неудачи в достижении целей личность переживает с присущей ей глубиной и силой. Эти переживания наиболее выражены в конфликтных ситуациях и при существовании преград («барьеров»), которые реально непреодолимы или кажутся таковыми данному лицу. У некоторых людей в подобных случаях возникает устойчивое психическое состояние, называемое фрустрацией (см. «Эмоции и чувства»). Это состояние протекает в активной или пассивной форме. При активной форме фрустрации у человека наблюдается повышенная раздражительность, обидчивость, гневливость, стойкое упрямство, злобливость, агрессивность. При пассивной форме — замкнутость, «уход в себя», неуверенность в своих силах, самобичевание, безразличие к событиям окружающей жизни. Наличие фрустрации говорит о неблагополучии в жизненной позиции человека и требует чуткого, внимательного отношения к нему, продуманного педагогического подхода.

Показателем высокого развития личности является ее устойчивость по отношению к случайным влияниям других людей и обстоятельств. Устойчивость личности возможна лишь при господстве высокоморальных мотивов поведения и деятельности над всеми другими мотивами. Их прежде всего и надо воспитывать у человека с ранних лет его жизни.

Человек не рождается на свет с уже сложившимися свойствами своей личности и с готовыми отношениями к миру. Личность каждого человека формируют другие люди и обстоятельства жизни. С известного возраста развитие личности зависит также и от собственных усилий ее в самовоспитании.

Развитие личности всегда происходит в определенных социальных условиях: экономических, идеологических, бытовых. Ведущую роль в этом процессе выполняет общественно организованное обучение и воспитание.

Развитие человека в личность идет в следующих направлениях.

Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность

Т. е. человек, в котором гармонически сочетается «духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство» . При построении современного общества воспитание всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей.

Источник:
Понятие о личности человека
Понятие о личности человека , отношение личности человека к обществу. социальная деятельность человека.
http://net22.ru/ponyatie-o-lichnosti-cheloveka/

COMMENTS