Принятие человека

Принятие другого человека

Недавно на консультации мы с клиентом обсуждали вопрос: что такое – Принятие другого человека. Неважно кто это: муж, друг, родители или ребенок. Есть отношения, в которых есть трудности. Какую роль играет в построении отношений Принятие друг друга?

С одной стороны Принятие похоже на Смирение, ну т.е. «чего с ней спорить, лучше уж согласиться, спокойнее будет…» С другой стороны это может быть и Безысходность: «мне придется согласиться подстричься, а то мама будет ругаться, накажет меня, не даст мне….. А я так этого не хочу, я просто ненавижу, когда мама заставляет меня это делать, я так хочу сам выбирать себе прическу…….» Как выясняется из разговора это все не о Принятии, а совсем о другом.

Вот определение слова «Принятие» в Толковом словаре русского языка В. Даля: "брать в уважение, во внимание или уважить, согласиться, слушать, верить; противоположность — отвергать, отрицать". В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова — «воспринять, отнестись к чему-нибудь или реагировать на что-нибудь каким-нибудь образом, выразить свое согласие с чем-нибудь».

В общепсихологическом плане «принятие» — это мировоззренческая позиция (выбранный человеком определенный образ мышления и отношения, взгляд с определенной стороны), выражающаяся в безусловно-ценностном отношении к жизни, к себе и другим, которое вырабатывается в процессе становления жизненного опыта на основе сознательного выбора уважения к многообразию окружающего мира.

Конечно, встал закономерный вопрос: «И что делать?»

Собственно начать разбираться.

Вы, наверняка, слышали такое выражение: «если ты не принимаешь что-то в другом, значит, ты не принимаешь чего-то в себе».

Задайте себе вопросы и ответьте честно для себя:

  • Чего ты не принимаешь в себе?
  • Каковы истоки этого?
  • Какие запреты действуют в тебе прямо сейчас?
  • Что конкретно ты себе запрещаешь?
  • Кто конкретно источник этих запретов?
  • Это был твой способ выживания (запретить себе эту свою часть), или ты списал это с кого-то, решив, «что так правильно»?
  • Чьи слова вспоминаются тебе, когда ты думаешь об этом? Кто это говорил? Когда? Кому? И самое главное – с какой целью говорил? Хотел ли он того, что получилось?

В обсуждении мы пришли к выводу, что, несмотря ни на что, есть много моментов, которые мешают Принятию другого человека:

  • Осуждение
  • Сохранение мнения о том, что уж вы-то точно знаете, каким этому стоит быть
  • Страхи
  • Привычные, устаревшие и отжившие убеждения
  • Примитивные детские и подростковые представления « о Реальности» и «правильном»
  • Неготовность к Новой жизни. Что собственно тоже из разряда страхов и запретов

В итоге мы нашли один из путей развития в себе Принятия — это разрешение себе начать менять старые запреты. Что очень непросто и требует определенного мужества и честности, бережного отношения, прежде всего к себе.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

— В полном приятии неизбежного, — ответил Мастер.»

«В чем секрет твоего спокойствия?

— В полном приятии неизбежного, — ответил Мастер.»

Принятие человека

Принятие — это один из принципов искусного отношения к опыту в практике осознанности (майндфулнесс). Он означает отказ от бессмысленной борьбы с реальностью, признание за реальностью права быть неприятной, болезненной.

— признать за собой возможность проиграть;

— отказаться от попыток контроля эмоций, не подчиняясь эмоциональным импульсам; — признавать зону своей ответственности и др.

Веселье, уныние, подлость, иногда понимание заглянет как нежданный гость. Приветствуй и угощай их всех!

Даже если гости – многие муки, которые яростно сметут всю мебель в твоем доме, все равно оказывай каждому честь.

Может быть, он очистит тебя для новой радости.

Темная мысль, стыд, злоба — встречай их у порога, смеясь, и приглашай войти.

Будь благодарен, кто бы ни пришел, ведь каждый был послан как наставник свыше

Есть замечание.Дважды повторяется абзац:

"Принятие – это настолько могущественный фактор трансформации, что он лег в основу самостоятельного вида психотерапии – ACT – Acceptance and Commitment Therapy – Терапии Принятия и Выбора. Основная идея этого подхода состоит в том, что с какими бы переживаниями не столкнулся человек он способен принять их и действовать, невзирая на них, в соответствии со своими внутренними ценностями".

../../Принятие как экзистенциальный ресурс личности

Психологическая категория «принятие» является сложным, многосторонним, многоуровневым явлением, включающее широкий круг значений и имеющее глубокие философско-религиозные, культурологические и социально-коммуникативные корни.

Впервые проблема внутреннего принятия была поставлена и успешно решена в философско-психологической школе С. Л. Рубинштейна, выступила предметом исследования в школах Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова. Сегодня к теме «принятия» обращаются ведущие украинские ученые Г. А. Балл, Н. Ф. Калина, Ю. И. Машбиц, В. А. Моляко, А. В. Фурман и др.

В начале 60-х годов ХХ века тема «принятия» приобрела центральное значение в зарубежной психологии, в частности экзистенциально-гуманистической, в работах Дж. Бьюдженталя, Ш. Бюлер, С. Джурарда, А. Ленгле, А. Маслоу, Р. Мэя, К. Роджерса, В. Франкла и др.

На ключевую роль феноменов принятия и самопринятия как необходимых условиях позитивного развития личности, впервые указали А. Маслоу и К. Роджерс, что явилось культурной инновацией и привело к созданию целого направления в психологической консультативной практике и педагогической психологии.

Семантический анализ слова «принятие», выражающее окончательное действие глагола «принять», обнаружил его многозначность. В Толковом словаре русского языка В. Даля значение «принятия» трактуется: «брать в уважение, во внимание или уважить, согласиться, слушать, верить; противоположность — отвергать, отрицать». В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова — «воспринять, отнестись к чему-нибудь или реагировать на что-нибудь каким-нибудь образом, выразить свое согласие с чем-нибудь».

Близкими по значению с понятием «принятие» выступают «понимание», «терпимость», «доверие», «любовь», «толерантность», «открытость», «мудрость».

В общепсихологическом плане «принятие» — это мировоззренческая позиция (выбранный человеком определенный образ мышления и отношения, взгляд с определенной стороны), выражающаяся в безусловно-ценностном отношении к жизни, к себе и другим, которое вырабатывается в процессе становления жизненного опыта на основе сознательного выбора уважения к многообразию окружающего мира.

В системе отношений личности «принятие» реализуется на разных уровнях: в бытийно-онтологическом плане — принятие субъектом мира и субъекта миром; в социально-коммуникативном плане — принятие субъектом других и субъекта другими, в личностном плане — принятие субъектом самого себя (самопринятие).

Анализ психологической литературы позволил установить, что «принятие» является сложным процессом, объединяющим целый круг явлений [4, 5, 8]. Так, в основе принятия лежит базовая (онтологическая) открытость бытию и безоценочное, неискаженное (стереотипами, негативными установками, страхом, иллюзиями, ожиданиями и др.) восприятие реальности такой, как она есть. Также сторонами принятия являются честное признание своих внутренних ограничений и того, что есть вещи, которые мы не в силах изменить; признание многообразия, многовариантности, инаковости всего сущего и согласие с этим. Принятие — это не пассивный акт, а активность, связанная с поиском форм сосуществования, положительных аспектов, новых возможностей, осознанием жизненных уроков и извлечением мудрости .

Таким образом, принятие есть вершина саморазвития, в нем заключено переживание подлинности жизни, оно умиротворяет, избавляет от бесплодной борьбы и страданий, избавляет от страхов и позволяет спокойно переносить неопределенность.

Однако большинство психологов признают, что принятие не дается легко и барьером на пути к принятию может стоять собственная ограниченная система представлений, социальных и фиксированных установок (Н.И. Сарджвеладзе, Д.Н. Узнадзе и др.), в формировании которых участвует много факторов (культурные традиции, индивидуальные особенности, условия воспитания, личный опыт и др.).

Рассматривая структурные компоненты феномена «принятия-непринятия», можно выделить когнитивный, аффективный и конативный, где когнитивный включает в себя ценностные суждения (признание — осуждение); эмоциональный — чувства (симпатия — антипатия), конативный — готовность к действию (приближение — отдаление).

Феномен «принятие-непринятие» представляет собой континуум, на одном полюсе которого лежит полное принятие, выражающееся в слиянии, утрате себя, своих границ, своей индивидуальности, на противоположном — полное непринятие в форме аннигиляционного отвержения, уничтожения, либо суицида — как высшей формы непринятия действительности и себя в ней.

В психологической и психотерапевтической литературе утверждается тот факт, что способность к принятию свойственна зрелой, целостной личности, с устойчивой идентичностью и является показателем душевного здоровья (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Эриксон, К. Юнг и др.). Позиция принятия даёт объективный взгляд на себя и на жизнь, возможность трезво принимать решения и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Это обязательный спутник осознанности. Принятие прекращает сопротивление и борьбу, на которые затрачивалось много сил и, высвобождаясь, они становятся внутренним ресурсом развития и изменений. Внутренний мир человека с позицией принятия гармоничен, ему не свойственна болезненная рефлексия, характерно доверие миру, другим, и фокус внимания направлен вовне — на созидающую деятельность и на построение взаимоотношений.

Так, в исследовании М.Р. Минигалиевой и Н.П. Ничипоренко зрелые отношения определяются как отношения принятия и понимания между двумя самоактуализирующимися и демонстрирующими высокий уровень внутренней конгруэнтности и аутентичности личностями (адекватная близость) [6].

Достаточно разработанными в психологической науке аспектами «принятия» являются «потребность в принятии окружающими», т.е аффиляция (С. Ксензкий, Г. Меррей, А. Мехрабиан, Х. Хекхаузен и др.), «безусловное принятие» (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), «самопринятие» (С.Л. Братченко, С.М. Колкова, Д.А. Леонтьев, Р.С. Пантилеев, Н.Л. Прохорова, Н.К. Радина, С.М. Рогожникова, К. Роджерс, В.В. Столин, М.А. Хазанова и др.).

По мнению А.Маслоу, потребность в принятии есть базальная потребность человека, обусловлена как филогенетически, так и онтогенетически. Так, например, непринятие животной особи стаей часто имеет катастрофические последствия для ее здоровья и жизни, а принятие матерью ребенка на ранних этапах онтогенеза означает выживание и здоровое развитие. Принятие и любовь порождает в ребенке чувство безопасности и способствует нормальному развитию личности; явное отвержение ведет к агрессивности и отклонениям в эмоциональном развитии (Макаренко А.С., 1984 и др.).

И все чаще основной проблемой, с которой сегодня обращаются к специалисту-психологу выступает тема непринятия существующей реальности, непринятие близких, непринятие себя, причиняющие значительные страдания, и актуальным становится вопрос о безусловном принятии как самого клиента со стороны консультанта, так и научение клиента принятию в своей жизни.

Именно безусловное принятие является одной из ключевых фасилитирующих психологических установок, создающих, по мнению К. Роджерса, определенный климат, при котором возможен доступ «к огромным ресурсам для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, . обеспечивающим рост и развитие, — идет ли речь об отношении между терапевтом и клиентом, родителем и ребенком, лидером и группой, учителем и учащимся, руководителем и подчиненным» [8].

По определению С.Л. Братченко и М.Р. Мироновой принятие себя означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму [1].

Используя шкалу самопринятия самоактуализационного теста (САТ), построенного на основании концепции А. Маслоу, М.А. Хазанова описывает психологический портрет человека с оптимально развитым самопринятием: у такого человека сильно выражены вера в свои силы и возможности, доверие к себе и к миру, независимость, честное отношение к себе, стремление к искренности в проявлении чувств, предоставление себе права быть таким, как есть, искреннее предоставление права другим иметь иную точку зрения (т.е. искреннее предоставление права другим быть самими собой); слабо выражены страх, тревожность, боязнь неуспеха, боязнь негативной оценки, доминирование чувства вины, выраженная мотивация достижения, ориентация на внешнюю оценку, внешние нормы [1].

Большинство экзистенциально ориентированных психологов отмечают, что важной характеристикой человека с высоким уровнем принятия и самопринятия, проживающего аутентичную, подлинную жизнь является его открытая личностная позиция, экзистенциальный способ жизни, экзистенциальное мировоззрение [4, 5, 9].

Так, открытая личностная позиция по мнению О.Н. Финогеновой есть тип мировоззрения личности, существующий в форме системы ценностей, установок и мотивов, реализующаяся в деятельности и общении как тенденция к образованию определенного отношения к значимым сферам действительности (другим людям, себе, деятельности). Это отношение характеризуется, в первую очередь, общим позитивным отношением к себе и к миру, вне личностной системой ценностей, бескорыстным интересом к миру и другим людям, не прагматичным типом мотивации деятельности и, по мнению автора, является фактором общей одаренности [9].

К признаками «экзистенциального мировоззрения» Д.А. Леонтьев относит феноменологическую установку, связанную «с максимально возможной непредвзятой открытостью к той реальности, с которой мы взаимодействуем.»; открытость не только фактичному, но и возможному; высокую толерантность к неопределенности; рефлексивное сознание, включая которое «мы начинаем видеть различные возможности, различные альтернативы — в отличие от существования в режиме обусловленности, когда рефлексивное сознание выключено и нашим поведением полностью управляют предсказуемые внешние и внутренние механизмы: причины, стереотипы, установки, влечения, внешние стимулы и т.д.» [5].

А. Ленгле также считает признаком экзистенциальной зрелости способность «идти по жизни с открытыми глазами», а целью созданного им экзистенциального анализа — помощь в обретении внутреннего согласия с фундаментальными условиями экзистенции: принятие данности бытия, своей жизни (ее качество), права быть самим собой, принятие своего будущего, котороые в конечном итоге, являются мотивациями, лежащими в основе всех других мотиваций человека («фундаментальными мотивациями»). Он пишет: «существовать (иметь экзистенцию) — означает конкретно обнаружить внутреннее согласие по четырём аспектам: да — миру; да — жизни; да — Person; да — смыслу», и такое четырехкратное внутреннее согласие свидетельствует об исполненной человеческой экзистенции [4].

Еще одним важным аспектом принятия, в контексте нашей работы с лицами переживающими психологический кризис выступает положение Ф.Е. Василюка о мужестве принятия своих переживаний и их ценности как механизма развития и изменения личности. Автор подчеркивает, что необходимость в переживании возникает у субъекта в особых, критических жизненных ситуациях, как некая восстановительная работа, как внутренняя деятельность по принятию фактов и событий жизни, по установлению смыслового соответствия между сознанием и бытием, обретению внутренней, смысловой разрешенности действия. [3].

Тщательное изучение психологической и психотерапевтической литературы по проблеме принятия, дает нам основание рассматривать данный феномен как один из фундаментальных экзистенциальных ресурсов личности.

Еще раз напомним, что под ресурсом в психологии понимают возможность, средство, способ или инструмент, для достижения какой-либо цели, или говоря обыденным языком, это то, что дает силы для удовлетворения некой потребности. И если в качестве глубинной потребности выступает потребность в безусловном, человеческом принятии другими, как условии аутентичного существования и самораскрытия; во взаимопринятии, как важном условии существования в социуме, наполняющем чувством связанности, любви, безопасности; и самопринятии, имеющем принципиальное значение для возможности дальнейшего бытия в мире, то ресурсом для достижения этого действительно становится принятие, как «Да»- реакция жизни во всей полноте ее проявлений.

Для эмпирической проверки работы феномена принятия как экзистенциального ресурса у лиц, попавших в кризисные, трудные жизненные ситуации и остро их переживающие, нами было организовано и проведено исследование.

В исследовании принимало участие 325 человек. Для диагностики ресурса принятия использовался тест-опросник «Тест-опросник диагностики экзистенциальные ресурсы личности» (ЭРЛ), авторы И.В. Брынза, Е.Ю. Рязанцева, для оценки кризисных переживаний — выборочные шкалы «Тест-опросника показателей переживания профессионального кризиса» (ППК), авторы О.П. Санникова, И.В. Брынза [2].

Качественный анализ результатов исследования позволил выявить две группы респондентов, первая — «кризисники» (Кmax) с острыми переживаниями психологического кризиса, в нее вошло 43 человека; вторая — «не кризисники» (Кmin), не переживающие психологический кризис, в нее вошло 44 человека.

Сравнительный анализ значений «ресурса принятия» в двух рассматриваемых группах показал, что представители группы «кризисников» относительно группы «не кризисников» демонстрируют утрату способности опираться на «ресурс принятия» в 4,2 раза [7].

В группе «кризисников» также были выделены две подгруппы с продуктивным типом переживания кризиса (КmaxЭРЛmax) и негативным типом переживания кризиса (КmaxЭРЛmin), результаты дальнейших исследований убедительно подтвердили, что «ресурс принятия» является вторым по значимости после «ресурса милосердия» ведущим экзистенциальным ресурсом у лиц, с конструктивным типом переживания психологического кризиса, занимающих активную позицию поиска путей выхода из кризисного положения.

Последующая аналитическая и консультационная работа с представителями «кризисной» группы, у которых зафиксированы низкие значения «ресурса принятия», позволила констатировать следующие их характеристики личности. Респондентов отличает высокая тревожность и агрессивность, эгоцентризм, неустойчивая самооценка, им характерна диффузная самоидентичность. Им свойственна нетерпимость, высокая внутренняя и внешняя конфликтность, неадекватная требовательность к себе и другим, страх реальности, закрытость, ригидные незрелые защитные механизмы, жесткие фильтры восприятия. Такой набор характеристик является тревожным сигналом для специалиста, оказывающего психологическую помощь, и поводом для проведения кризисной интервенции с целью изменения внутренних установок, осознания своего способа отношения к миру, другим и себе, барьеров, препятствующих наполнению и реализации принятия.

Для раскрытия «ресурса принятия» консультационная работа с данными респондентами велась в следующих ключевых узлах:

Подводя итог результатам консультационной работы необходимо отметить, что именно ситуация кризиса отличается глубокими, неподвластными человеческому контролю, необратимыми изменениями, требующими от личности осмысления, терпения, гибкости и, в конечном результате — «принятия», которое позволяет выстраивать свою дальнейшую жизнь с нового уровня понимания. Принятие своего жизненного опыта, себя и окружающих в уникальности и своеобразии со всеми достоинствами и несовершенством, а также готовность видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, без страха и осуждения способствует полному контакту с реальностью, проживанию подлинной жизни, установлению прочных межличностных связей на основе взаимного признания, доверия, уважения и любви, что в конечном результате свидетельствует о личностной зрелости и мудрости.

Полученные эмпирическим путем результаты не исчерпывают всех аспектов исследуемой проблемы, а лишь являются отправной точкой по углублению и расширению поиска механизмов актуализации, мобилизации и накопления личностью ресурса принятия.

  1. Братченко С.Л. Личностный рост и его критерии / Братченко С.Л., Миронова М.Р. // Психологические проблемы самореализации личности: [под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой]. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. — С.38-46.
  2. Брынза И.B. Особенности переживания профессионального кризиса у лиц с различным типом эмоциональности: дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / Брынза Ирина Вячеславовна. — Одесса, 2000. — 281 с.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Василюк Ф.Е.- М.: МГУ, 1984. — 187 с.
  4. Ленгле А. Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии/ Ленгле А.// Психотерапия. — 2004. — №4. — С. 41-48
  5. Леонтьев Д.А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию / Леонтьев Д.А.: материалы 3 Всерос. научно-практич. конф. по экзистенциальной психологии [под ред. Д.А. Леонтьева]. — М.: Смысл, 2007. — С.3-12.
  6. Минигалиева М.Р. Зрелые межличностные отношения: условия развития / Минигалиева М.Р., Ничипоренко Н.П.// Семейная психология и семейная терапия. — 2002. — №1. — С.86-97.
  7. Рязанцева Е.Ю. Особенности проявления экзистенциальных ресурсов у лиц с разным уровнем переживания психологического кризиса: матеріали Першої міжнар. наук.-практ. конф. [«Культурно-історичний і соціально-психологічний потенціал особистості в умовах трансформаційних змін у суспільстві» (присвяченої 120- летию з дня народження С.Л. Рубинштейна)»], (Одеса, 25-26 верес. 2009 р.)/ Вісник Одеського Національного Університету.- Том 14. Вип. 17. (Психолоія). — С. 388-396.
  8. Роджерс Н. Творчество как усиление себя / Роджерс Н. // Вопросы психологии.- 1990. — № 1. — С. 164 — 168.
  9. Финогенова О.Н. Исследование открытой личностной позиции как фактора одаренности личности: дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 / Финогенова Ольга Николаевна. — Красноярск, 2004. — 181 с.
  10. Хазанова М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании / Хазанова М.А. // Вопросы психологии. — 1993. — №2. — С.49-54.

«Наука i освіта» Науково-практичний журнал Пiвденного наукового центру НАПН України. — 2011, №3/LXXXXIX. — С. 75-79. УДК 150.192+155.2

Стадии принятия неизбежного

В жизни каждого человека случаются болезни, утраты, горе. Человек должен все это принять, другого выхода нет. «Принятие» с точки зрения психологии, означает адекватное видение и восприятие ситуации. Принятие ситуации очень часто сопровождается страхом перед неизбежным.

Американский врач Элизабет Кюблер-Росс создала концепцию психологической помощи умирающим людям. Она занималась исследованием переживаний смертельно больных людей и написала книгу: «О смерти и умирании». В этой книге Кюблер-Росс описывает стадийность принятия смерти:

Она наблюдала за реакцией пациентов американской клиники, после того, как врачи им сказали о страшном диагнозе и неминуемой смерти.

Все 5 стадий психологических переживаний испытывают не только сами больные люди, но и также родственники, которые узнали о страшном заболевании или о скором уходе своего близкого человека. Синдром утраты или ощущение горя, сильные эмоции которые переживаются в результате потери человека, знакомы каждому. Потеря близкого человека может быть временной, возникать в результате разлуки или постоянной (смерть). В течение жизни мы привязываемся к своим родителям и близким родственникам, которые обеспечивают нам заботу и уход. После потери близких родственников человек чувствует себя обездоленным, как будто «отрезали часть» его, испытывает ощущение горя.

Первой стадией принятия неизбежного является — отрицание.

В эту стадию больной считает, что произошла какая-то ошибка, он не может поверить, что это действительно с ним происходит, что это не страшный сон. Пациент начинает сомневаться в профессионализме врача, в правильной постановке диагноза и в результатах исследований. В первую стадию «принятия неизбежного», пациенты начинают обращаться в более крупные клиники для консультаций, ходят по врачам, медиумам, профессорам и докторам наук, к бабкам-шепталкам. В первую стадию у больного человека возникает не только отрицание страшного диагноза, но и страх, у некоторых он может продолжаться вплоть до самой смерти.

Мозг больного человека отказывается воспринимать информацию о неизбежности конца жизни. В первой стадии «принятия неизбежного» онкологические больные начинают лечиться народными средствами медицины, отказываются от традиционной лучевой и химиотерапии.

Вторая стадия принятия неизбежного выражается в виде гнева болного. Обычно на этой стадии человек задается вопросом «Почему именно я?» «Почему я заболел этой страшной болезнью?» и начинает всех винить, начиная от врачей и заканчивая самим собой. Пациент понимает, что он серьезно болен, но ему кажется, что врачи и весь медицинский персонал недостаточно к нему внимательно относятся, не слушают его жалобы, не хотят вообще больше лечить его. Гнев может проявляться в том, что некоторые больные начинают писать жалобы на врачей, ходить по инстанциям или угрожать им.

В этой стадии «принятия неизбежного» больного человека начинают раздражать молодые и здоровые люди. Больной не понимает, почему все вокруг улыбаются и смеются, жизнь продолжается, и она ни на миг не остановилась из-за его болезни. Гнев может переживаться глубоко внутри, а может в какой-то момент «выливаться» на окружающих. Проявления гнева обычно происходит на той стадии заболевания, когда больной себя неплохо чувствует и у него есть силы. Очень часто гнев больного человека направлен на психологически слабых людей, которые не могут в ответ ничего сказать.

Третья стадия психологической реакции больного человека на скорую смерть является — торг. Больные люди пытаются совершить сделку или торг с судьбой или с Богом. Они начинают загадывать, у них появляются свои «приметы». Больные в этой стадии заболевания могут загадать: «Если монетка сейчас упадет решкой вниз, значит я выздоровею». В этой стадии «принятия» больные начинают совершать различные добрые дела, заниматься чуть ли не благотворительностью. Им кажется, что Бог или судьба, увидят какие они добрые и хорошие и «передумают», дадут им долгую жизнь и здоровье.

В этой стадии человек переоценивает свои возможности и пытается все исправить. Торг или сделка могут проявляться в том, что больной человек готов заплатить все свои деньги за спасение своей жизни. В стадии торга силы больного постепенно начинают ослабевать, болезнь неуклонно прогрессирует и с каждым днем ему становится все хуже и хуже. В этой стадии заболевания очень многое зависит от родственников больного человека, потому что он постепенно теряет силы. Стадия торга с судьбой можно также проследить на родственниках больного человека, у которых есть еще надежда на выздоровление близкого человека и они прилагают максимальные усилия для этого, дают взятки врачам, начинают ходить в церковь.

На четвертой стадии возникает тяжелая депрессия. В эту стадию человек обычно устает от борьбы за жизнь и за здоровье, с каждым днем ему становится все хуже и хуже. Больной теряет надежду на выздоровление, у него «опускают руки», наблюдается снижение резкое снижения настроения, апатия и безразличие к окружающей жизни. Человек на этой стадии погружается в свои внутренние переживания, он не общается с людьми, может часами лежать в одной позе. На фоне депрессии у человека могут возникнуть суицидальные мысли и попытки самоубийства.

Пятая стадия называется принятие или смирение. В 5 стадии «принятия неизбежного человека уже практически съела болезнь, она истощила его физически и морально. Больной мало двигается, больше времени проводит в своей постели. В 5 стадии тяжело больной человек как бы подводит итог всей своей прожитой жизни, понимает, что в ней было много хорошего, он успел что-то сделать для себя и других, выполнил свою роль на этой Земле. « Я прожил эту жизнь не зря. Я много успел сделать. Теперь я могу спокойно умереть».

Многие психологи изучили модель «5 стадий принятия смерти» Элизабет Кюблер-Росс и пришли к выводу, что исследования американки носили скорее субъективный характер, не все больные люди проходят через все 5 стадий, у некоторых могут нарушиться порядок их следования или отсутствовать вообще.

Стадии принятия показывают нам, что не только так происходит принятие смерти, но и всего неизбежного в нашей жизни. В определенный момент наша психика включает определенный механизм защиты, и мы не можем адекватно воспринимать объективную реальность. Мы неосознанно искажаем реальность, делая удобной ее для нашего эго. Поведение многих людей в тяжелых стрессовых ситуациях похоже на поведение страуса, который прячет свою голову в песок. Принятие объективной реальности может качественно влиять на принятие адекватных решений.

С точки зрения православной религии, человек должен смиренно воспринимать все ситуации в жизни, то есть стадийность принятия смерти характерна для не верующих людей. Люди, которые верят в Бога, психологически более легко переносят процесс умирания.

Вся представленная информация на этом сайте является исключительно справочной и не является призывом к действию. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов следует срочно обратиться к врачу. Не занимайтесь самолечением или определением диагноза.

Причины, симптомы и методы лечения синдрома Аспергера

Редкое заболевание «синдром Аспергера» получило своё название в честь детского.

Разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному, это зависит.

Источники:
Принятие другого человека
Принятие другого человека Недавно на консультации мы с клиентом обсуждали вопрос: что такое – Принятие другого человека. Неважно кто это: муж, друг, родители или ребенок. Есть отношения, в
http://www.b17.ru/article/44215/
Принятие человека
Принятие — это акт распознавания того, что вещи таковы, какими они являются
http://www.beloveshkin.com/2015/03/prinyatie-sebya-prinyatie-drugikh-i-osoznannost.html
Принятие человека 1
../../ Принятие как экзистенциальный ресурс личности Психологическая категория «принятие» является сложным, многосторонним, многоуровневым явлением, включающее широкий круг значений и имеющее
http://hpsy.ru/public/x6110.htm
Стадии принятия неизбежного
Каждый человек сталкивается с неизбежными ситуациями, принять которые слишком сложно. Смертельные болезни, утрата близких являются сильным ударом для любого.
http://odepressii.ru/obschee/5-stadiy-prinyatiya-neizbezhnogo.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


10 месяцев отношений поздравление парню Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений?… (4)

Как вести себя после ссоры с любовником Как вернуть любовника« Я счастливая, потому что я – женщина! ». Это слова Мэрилин Монро,… (4)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (4)

1000 причин почему я тебя люблю Шаблон - 101 причина почему я тебя люблю - парню: Оформление своими руками Шаблон "101… (4)

7 месяцев отношений поздравления 7 месяцев отношений поздравленияПоздравления с годовщиной отношений, знакомства в стихах и Как хорошо с тобой… (4)

COMMENTS