Примеры межличностных отношений

Конспект урока Межличностные отношения

Тема урока: Межличностные отношения

Тип урока : Урок усвоения новых знаний

Цель и задачи : познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений;

исследовать сферу чувств как основу данных отношений;

определить факторы, способствующие и препятствующие эффективному

выстраиванию межличностных отношений;

Планируемые результаты : учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, вести дискуссию, работать в паре, критически рассматривать информацию, делать выводы, развивать самостоятельность и коммуникативную компетентность.

предметные : применять понятийный аппарат (межличностные отношения, общение, взаимность, стереотип, симпатия, антипатия, дружба, знакомство, приятельство, товарищество ) для раскрытия сущности межличностных отношений;

выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми;

формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

коммуникативные : слушать других, принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

регулятивные : устанавливать целевые приоритеты; прогнозировать результаты уровня усвоения учебного материала;

познавательные : осуществлять поиск информации, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятий;

личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с т.зр. гуманизма, чувство ответственности за принятие решений; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Межпредметные связи : история, литература, русский язык, основы православной культуры

Применяемыетехнологии: технология развития критического мышления, технология сотрудничества; здоровьесберегающая технология

— Прежде чем мы начнем работать по теме, я хочу, чтобы вы посмотрели один видеоролик. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить все, что там происходит, потому что мы не раз во время урока будем возвращаться к его содержанию.

— Какой процесс происходил между человеком и роботом? (общение)

— Как вы думаете, полноценным ли было это общение?

— Кто из вас прав мы выясним чуть позже, а пока вернемся к теме.

— Общаясь между собой, субъекты вступают в определенные отношения.

— У меня на доске написано слово «Отношения». Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Подберите к этому слову различные понятия и составьте словосочетание. Например: отношение к чему-либо, какие-то отношения. Запишите их на своих кружочках. Чтобы не повторяться, обсудите это в своей группе. Прикрепляют к доске

— Вот оказывается в скольких значениям можно употребить слово отношение. Нас интересует сегодня словосочетание «отношения между людьми». Я бы немного уточнила: отношения между личностями, или межличностные отношения.

— А теперь скажите, можем мы назвать отношения между роботом и мужчиной межличностными? (нет, робот не личность)

Не смотря на то, что он вел разговор, он — запрограммированная машина. С кем нам важнее общаться с роботами или живыми людьми?

В процессе урока мы узнаем

1) какие отношения называют межличностными,

2) что является их основой,

3) и какие виды этих отношений можно выделить

Найдите в учебнике на с.50 виды межличностныхотношений по характеру взаимоотношений, участников и направленности деятельности (первая классификация) и соотнесите их с рисунками.

Чем приятельские отношения отличаются от товарищеских?

Приведите примеры деловых, личных, приятельских и товарищеских.

Как одним словом можно назвать взаимодействие двоих с целью получения знаний, информации или самого процесса деятельности?

1 особенность – общение

(выводится на экран и записывается в тетрадь)

Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения.

Другой особенностью межличностных отношений является обоюдность, характеризующаяся словом «взаимо».

— А какие ещё слова начинаются с взаимо –?

(взаимовыручка, взаимопомощь, взаимоответственность, взаимоуважение, взаиморасположение и т.д.)

— Можем ли мы их также отнести к процессу межличностных отношений?

2 особенность – взаимность

Успех взаимодействия зависит от двоих

В §6 есть рубрика «Учимся взаимодействовать с окружающими». Как вы понимаете фразу «Нельзя аплодировать одной рукой»?

Вывод:Успех межличностных отношений зависит от взаимности действий

— В ролике, помните, когда человек попросил робота помочь ему собрать мячи для гольфа, как ответил ему робот? (это дело каждого; спасение утопающих, дела рук сих утопающих)

— А человек что сказал? (Я на тебя обиделся)

— Чувство! Робот способен на чувства? (нет)

— Все верно, наши отношения с другими людьми складываются на основе того, что мы чувствуем по отношению к определенному человеку. Хотим мы того или не хотим, у нас возникают эмоциональные переживания, чувства, которые сближают нас с другим человеком, либо отталкивают от него. Чувства – это то, что у нас с вами возникает внутри, когда мы общаемся с человеком.

— Сколько чувств у человека? Огромное количество. Мы с вами, переживая, испытываем целую гамму различных чувств. Наш внутренний мир очень богат, что мы не в состоянии иногда передать, то внутренне преживание, которое у нас возникает.

Всю гамму чувств можно разделить на две группы: чувства, которые сближают людей – положительные, позитивные, способствуют сотрудничеству и чувства, которые затрудняют, удаляют друг от друга – отрицательные, негативные.

Задание: Прочитайте 1-2 абзац п.2. § 6 на с. 51 учебника (вслух)

Выполните задание обозначенное вопросом. Для этого вам необходимо поработать в парах, из предложенного списка человеческих чувств выберите те, которые, на ваш взгляд, объединяют людей и способствуют их разобщению, внесите данные в табличку

Позитивные чувства вызывают симпатию – привлекательность; негативные – антипатию,т.е. отталкивают от людей.

Задание: Познакомьтесь с этими понятиями, прочитав оставшийся материал п.2 на с. 51-52. И приведите примеры. (1 вариант – симпатия, 2 вариант – антипатия)

Если человек нам приятен, мы испытываем радость, удовольствие, общаясь с ним, у нас постепенно формируется стереотип положительного отношения к этому человеку или группе, или ситуации, и наоборот.

Например: русский народ считают гостеприимным. Хотя в наше время это уже не так важно, стереотип по отношению к этой ситуации остался: мы стараемся быть гостеприимными, и от нас ждут подобного поведения. Стереотип – это некая устоявшаяся формула, то, что мы сами для себя сформулировали, обозначили и зафиксировали у себя в сознании, и по стереотипу начинаем воспринимать людей. Стереотипы мешают межличностным отношениям, потому что все упрощают. Например, существует стереотип «Все девчонки – плаксы», «Все мальчишки — драчуны» — это так?

— Можно ли судить о человеке по одному поступку?

— Наше отношение к людям — это настолько сложный механизм, что относится к человеку с точки зрения стереотипов нельзя, единичный поступок, это единичный поступок, будьте внимательны и старайтесь разобраться в людях, прежде чем делать какие-то выводы, давать ему положительную или отрицательную оценку.

Существует стереотип, что ученики не любят выполнять физкультминутки, это так?

Кто-то из выдающихся мыслителей сказал: «В жизни ничего нет дороже двух вещей – здоровья и человеческих отношений, все остальное суета». Вот и мы с вами сегодня поговорим о человеческих или межличностных отношениях.

Таким образом, третьей особенностью межличностных отношений являются чувства.

Вывод:Чувства – основа межличностных отношений

Опираясь на микро выводы урока, сформулируйте, какие отношения можно назвать межличностными?

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Это отношения, которые носят обоюдный взаимный характер.

Источник:
Конспект урока Межличностные отношения
Cкачать: Конспект урока "Межличностные отношения"
http://infourok.ru/konspekt-uroka-mezhlichnostnie-otnosheniya-1470442.html

Примеры межличностных отношений

Вопрос 1. Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Обоснуй свою позицию.

Против Человек не может обойтись без общества, ему нужно поддерживать связь с другими людьми. Самое яркое проявление этой связи – общение в коллективе.

Вопрос 2. Заполни таблицу «Уровни межличностных отношений». Отметь плюсами те виды отношений, в которых ты участвуешь.

Уровни отношений Пример отношений Я являюсь участником

Знакомство знакомство с новым учеником +

Приятельство общение между людьми по интересам +

Товарищество взаимопомощь на работе, в школе +

Дружба включает и товарищество и приятельство +

Какие из них, по-вашему, самые важные для человека? Почему?

Наиболее важными являются дружба и товарищество. Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

Вопрос 3. Всем известно, что есть люди, которые вызывают у каждого из нас симпатию (нравятся), и есть те, кто вызывает антипатию (неприятны). Впиши в таблицу черты характера человека симпатичного и неприятного, на твой взгляд, обоснуй свой выбор.

Хорошие черты: отзывчивость, опрятность, дружелюбность, ум.

Плохие черты: высокомерность, хитрость, непостоянство.

Вопрос 4. Реши кроссворд. Если все ответы будут верными, то тебе удастся найти в нём всё уровни межличностных отношений.

1. взаимоотношения. 2. помощь. 3. дружба. 4. ложь. 5. сочувствие. 6. общение. 7. товарищество.

8. знакомство. 9. симпатия. 10. приятельство. 11. антипатия. 12. доверие.

Вопрос 5. Ниже приводится список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к межличностным отношениям.

Подчеркни термин, который «выпадает» из этого перечня.

Взаимность, товарищество, взаимопомощь, приятельство, знакомство, язык общения.

Вопрос 6. Заполни сравнительную таблицу «Деловые и личные отношения».

Сходство в уровнях отношений – знакомство, приятельство, товарищество.

Различия в личных отношениях люди делятся друг с другом информацией по интересам, общаются на свободные темы, а в деловых отношениях они общаются о работе, производственных планах, используют деловой язык.

Вопрос 7. Ниже приведены примеры межличностных отношений различного уровня; распредели их в соответствующие колонки таблицы.

1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

2. Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.

3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

4. Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку.

5. Глеб и Фёдор — одноклассники.

6. Мария и Клавдия сидят за одной партой.

7. Диана и Марина вместе идут домой после уроков.

8. Лариса и Артём делают уроки вместе.

9. Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.

10. Никита и Платон обмениваются марками.

11. Юлия и Яна вместе проводят свободное время.

Знакомство – 1, 9. Приятельство – 6, 7, 10 . Товарищество – 2,3,5,8. Дружба – 4,11.

Вопрос 8*. Напиши короткий рассказ по одной из следующих тем:

3. Основа межличностных отношений.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

Источник:
Примеры межличностных отношений
Подробное решение Параграф § 6 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 6 класса, авторов Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова 2016
http://resheba.com/gdz/obshhestvoznanie/6-klass/rabochaya-tetrad-ivanova/6

COMMENTS