Популярные записи:

Как сделать так чтобы в тебя влюбилась девушка Как сделать, чтобы девушка влюбилась в тебяСчастливая любовь – это всегда любовь разделенная. Но иногда… (4)Что чувствует мужчина когда он внутри женщины Что чувствует мужчина когда входит в женщину? Космическое блаженство и радость обладания. Вкус добычи и… (3)Фарматекс свечи после полового акта Свечи от нежелательной беременности после акта Защита от нежелательной беременности — важный и ответственный вопрос,… (2)Как узнать любит ли тебя девушка после расставания В одну реку дважды - любовь после расставания Можно ли войти в одну реку дважды?… (2)Девушка не пишет после ссоры Девушка не пишет после ссорыВы случайно познакомились или вас свели общие друзья, отлично пообщались, кажется,… (2)

Позитивная психология

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологического знания и психологической практики, в центре которой находится позитивный потенциал человека (как индивида и в качестве члена различных человеческих общностей). Цель – научно-психологическое исследование оптимального функционирования человека, поиск факторов, которые способствовали бы благополучному существованию и расцвету индивидов и сообществ.

Возникла в конце 1990-х главным образом по инициативе американского психолога Мартина Селигмана и его коллег Дж.Вейланта, Э.Динера, М.Чиксентмихали и др., хотя идеи позитивности в психологии и психотерапии обсуждались и ранее.

Селигман и его последователи полагают, что парадигма современной психологии должна быть изменена: от негативности – к позитивности, от концепции болезни – к концепции здоровья. Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и человеческого сообщества. Позитивная психология стремится обратить внимание психологов на то, чтo люди делают хорошо, понять и использовать в психологической практике адаптивные и творческие элементы психики и поведения человека, объяснить в терминах психологии, «почему несмотря на все трудности, которые окружают их во внешнем мире, большинство людей живут осмысленной жизнью, которой можно гордиться» (Sheldon, King 2001, p. 216).

Психология сейчас занимается преимущественно тем, что плохо в жизни человека и в отношениях между людьми. Она как бы «забыла» о сильных сторонах, концентрируясь на человеческих слабостях, ориентируется преимущественно на то, чего человеку «не хватает». Чрезмерное внимание уделяется таким явлениям как «болезни», «дистрессы» и т.д. В современной клинической психологии до сих пор господствует т.н. ДСМ (DSM) – 800-страничная классификация человеческих несчастий, используемая в диагностических целях. В результате, например, нам известно многое из психологии предрассудков, насилия, но мы ничего не знаем о психологии щедрости, героизма и т.д.

Согласно Селигману, современная психология по сути дела «стала виктимологией (от лат. victima – жертва)». Человек рассматривается в ней как принципиально-пассивное существо со сниженной личной ответственностью и т.н. «выученной беспомощностью», когда он утверждается в мысли, что всегда будет жертвой других людей или обстоятельств.

Усилия психологов традиционно направлены на то, чтобы повысить самооценку людей. В частности, считается, что низкая самооценка ведет к депрессии, подростковой беременности, суицидам, насилию, злоупотреблениям алкоголем и наркотиками, а повышение самооценки может оказаться лекарством от всех этих недугов. Однако, например, террористы-самоубийцы, руководители преступных организаций и дети-насильники как раз обладают высокой самооценкой.

Движение за высокую самооценку сейчас очень популярно в первую очередь в США, среди педагогов, психотерапевтов, родителей (в большой мере это результат работы психологов гуманистической ориентации, которые утверждают, что люди всегда должны себя чувствовать хорошо). Селигман с этим не согласен и считает, что самооценка выполняет функцию прибора, показывающего состояние системы человеческой психики. Вот и получается: когда у тебя все хорошо в жизни – самооценка высокая, когда возникают трудности – самооценка понижается, что, в частности, приводит к депрессии.

Депрессия сейчас активно молодеет, хотя целая индустрия развлечений работает для подрастающего поколения. Тридцать лет назад средний возраст людей, страдающих от депрессии, был 29,5, сейчас – 14,5, депрессия стала заболеванием подростков. Лекарства не всегда могут помочь в ее преодолении, и если, полагает Селигман, мы и должны учить чему-то наших детей, так это реалистичному оптимизму, который основывается на личной ответственности людей и на том, что они делают хорошо.

Выделяются три основных раздела позитивной психологии:

1) субъективное ощущение счастья (позитивные эмоции наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своем будущем – оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);

2) высшие индивидуально-психологические человеческие качества (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение и сочувствие, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т.д. (можно сказать, что позитивная психология занимается тем, что в истории гуманитарного знания называлось «добродетелями»));

3) позитивные социальные институты (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

Человеческое счастье не является результатом «работы генов» или «работы судьбы» – человек может жить счастливо, используя присущие ему и составляющие его качественную специфику сильные качества. Только поняв и адекватно используя их, можно действительно помочь человеку достичь удовлетворения жизнью, реализовать все возможности, которые нам дарит судьба, больше реально сделать в частной жизни (например для своей семьи), в своей профессиональной деятельности, для общества (локального сообщества и человечества в целом). Высшие человеческие качества составляют также необходимый ресурс для преодоления негативных психических состояний (напр., депрессии).

В концепции «потока» (flow), введеной М.Чиксентмихали, говорится о том, что для каждого человека существует виды деятельности, позволяющие ему делать именно то, что ему хочется. Время как-бы останавливается, и человек лишь мечтает о том, чтобы эта деятельность никогда не кончалась. Когда же он делает то, что ему не хочется и у него часто все плохо получается, – тогда, можно сказать, что он находится «вне потока». Например, как горнолыжник, который вместо того, чтобы наслаждаться видом гор, думает, что вот-вот упадет, и озадачен тем, как себя вести, чтобы этого не случилось.

Рядом исследователей в позитивной психологии (Э.Динер, Д.Канеман) изучается субъективное (психологическое) благополучие (well-being).

Является ли материальное благополучие и его преумножение достаточным в психологическом смысле? Будет ли человек более счастливым, став обладателем еще бoльшего количества денег, домов и машин. Результаты исследования американского социального психолога Д.Майерса показали, что, в то время как средний доход американцев с 1960 по 1990 возрос в два раза, процент людей, которые считают себя счастливыми, значительно снизился. Хотя многие люди субъективно связывают счастье с деньгами и материальным благополучием, самые несчастливые (по психологическим критериям) американские подростки живут именно в богатых семьях.

Ранее психологи предполагали, что, если человеку удастся избавиться от негативных эмоций, их место автоматически займут позитивные. Но если у человека, например, есть работа и достаточно денег, то перестанет ли он беспокоиться по тем или иным поводам и автоматически перейдет к счастливому существованию? Для того чтобы стать оптимистом, недостаточно лишь перестать быть пессимистом.

Как и научная психология, психотерапия до сих пор тоже работала с человеческими слабостями (и это довольно тяжело, как для клиентов, так и для психотерапевтов), но должна бы также опираться на сильные стороны человека. Если вы взаимодействуйте с людьми на основе того, что они делают хорошо, они будут рады об этом говорить – это не только техника установления контакта с клиентом, а самостоятельная терапевтическая стратегия и, можно предположить, что если человек посвятит жизнь развитию своих позитивных качеств, его недостатки и проблемы уйдут сами по себе либо приобретут для него не столь болезненную значимость.

Позитивная психология в настоящее время – динамичная, бурно-развивающаяся дисциплина, в которой борются (и, одновременно дополняют друг друга) научно-психологическая и гуманистическо-психологическая тенденции.

Уже в научной психологии начала 20 в. были попытки синтеза различных направлений и подходов в сторону концепции позитивности.

Например, классический бихевиоризм, который возник как реакция на недостатки интроспективного метода Вундта и на успехи в изучении психологии животных и с самого начала утверждавший, что в человеке можно все изменить в позитивную сторону, испытал критику со стороны своих более молодых последователей в плане учета действительной сложности человеческого поведения и психики ( см. также БИХЕВИОРИЗМ)

С точки зрения классического психоанализа человек по природе негативен (бессознательная часть человеческой психики препятствует человеку в поисках счастья – в этом плане можно утверждать, что Фрейд развивал «негативную психологию»), а неофрейдистские направления подчеркивают позитивную природу человека ( см. также ПСИХОАНАЛИЗ).

Как классический психоанализ, так и классический бихевиоризм исходили из предположения, что люди находятся под влиянием таких основополагающих мотивационных факторов как агрессия, эгоизм и стремление к простым удовольствиям – с этой точки зрения любые социальные взаимодействия у людей возможны только посредством контроля своих эмоций. Следствием таких предположений является социал-дарвинистская идея «выживания наиболее приспособленных» (сам Дарвин эти идею отнюдь не разделял!) – противоположная точка зрения нашла свое подтверждение в недавних психологических исследованиях (Buss, 2000), согласно которым социализация и умение жить в группах представляют собой адаптивные черты.

Позитивные эмоции, равно как и негативные – часть человеческой природы, эволюционно обусловлены. Поэтому мы не можем полностью избавиться от негативных эмоций, просто нужно обеспечить в человеческой жизни больше места позитивным. Например, фобии с эволюционной точки зрения представляют собой психологические механизмы, позволяющие избегать потенциально-опасных ситуаций. Есть вполне преодолимые фобии, но, если, например, у вас агарофобия (боязнь открытых пространств и общественных мест) – то психотерапия может вам как-то помочь, но не сделает так, чтобы вам действительно нравилось гулять по большим супермаркетам и присутствовать на рок-концертах на открытом воздухе.

Гуманистическая психология возникла как учение, противопоставившее себя позитивизму, сциентистскому движению в психологии, как в «форме бихевиоризма», так и в «форме психоанализа». При этом гуманистическая психология испытала сильное влияние контркультуры, проявившееся в стремлении самореализоваться, не связывая себя обязательствами перед другими людьми, в вере в способность человека к самосовершенствованию, в недоверии к экономическим и политическим способам улучшения существования человека, в важности самораскрытия личности «здесь и сейчас», гедонизме, иррациональности и оккультизме.

В самом понятии «гуманистическая психология» содержится противопоставление научной психологии, отдается предпочтение личностному опыту, смысловой сфере человека, соприкосновению человека с литературой, искусством – гуманистическая психология вышла из терапевтической практики, ориентированной на личностный рост, самоактуализацию, развитие человеческого потенциала.

В гуманистической психологии имеется множество собственно позитивно-психологических моментов (взять хотя бы идею, идущую еще от древних греков и развитую позднее Ж.Ж.Руссо, что человек по своей природе добр). Гуманистическая психология как и позитивная психология, обращает внимание скорее не на патологию, а на здоровье и благополучие. Но есть и существенные различия между двумя направлениями.

Некоторые историки позитивной психологии указывают на следующую последовательность «революционных вызовов»: гуманистическая психология – вызов психоанализу и бихевиоризму, позитивная психология – вызов гуманистической в направлении большей научности.

В движении участвуют исследователи, представляющие самые разные разделы психологического знания и практики (в том числе и постмодернистской ориентации) и их объединяет позитивный взгляд на человека, его природу, развитие, деятельность, отношение к миру, себе и другим.

Итак, можно утверждать, что позитивная психология, являясь индикатором интеграционных тенденций в современной психологической науке и практике и стремясь повысить значимость и ценность психологической науки в глазах общества, появилась в контексте не только определенных историко-научных, но и конкретных историко-культурных обстоятельств.

Для дальнейшего развития позитивной психологии необходимо более глубокое определение позитивности как собственно-психологического понятия. В этом отношении существенную помощь могут оказать теоретические наработки отечественных психологов, например, культурно-историческая психология Л.С.Выготского. В частности, в этом ключе необходимо переосмыслить наследие Огюста Конта, понимая, что тот использовал «позитивность» не только как собственно-научный принцип, но и как своеобразный нравственный идеал, а также труды о «позитивном мышлении» Нормана Винсента Пила (Shapiro, 2004).

Позитивная психология все более набирает вес в современном психологическом сообществе и, несмотря на свою молодость, сейчас довольно популярна среди исследователей, практиков, преподавателей, особенно молодых.

Первая рабочая встреча по позитивной психологии состоялась в городке Акумаль (Мексика) в январе 1999. Развивается программа последипломной подготовки специалистов по позитивной психологии, выпускаются книги, развертываются разнообразные программы и Интернет-ресурсы, налаживаются рабочие контакты между исследователями во многих частях мира. Институт Гэллапа с 2002 стал местом проведения ежегодных международных конференций по позитивной психологии, в которых принимают участие до 400–500 психологов. Расширяет свою деятельность и Европейская Ассоциация Позитивной Психологии.

Csikszentmihalyi M. The evolving self. New York: HarperCollins. 1993

Buss D.M. The evolution of happiness. American psychologist, 2000

Seligman, M.E.P., & Csikszentmihalyi, M. Positive psychology: An introduction. American Psychologist, 2000. vol. 55

Sheldon K.M., King L. Why positive psychology is necessary?American psychologist, vol.54, 2001

Seligman M.E.P. Authentic Happiness. New York: Free press, 2002

Snyder C.R. & Lopez s. (Eds.). Handbook of positive psychology. New York: Oxford University Press, 2002

A Psychology of Human Strengths: Fundamental Questions and Future Directions for a Positive Psychology. Ed. by L.G. Aspinwall and U.M.Staudinger. Washington DC: American Psychological Association, 2003

Shapiro A. The concept of positivity in psychology theory and the theme of the family in contemporary society. The Third International Positive Psychology Summit. Agenda and Speaker’s Abstract. Washington, DC, 2004

Шапиро А.З. Современная позитивная психология: дискуссии, историко-научные и культурно-исторические предпосылки. Вопросы психологии, 2005

Источник:
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологического знания и психологической практики, в центре которой находится позитивный потенциал человека (как индивида и в качестве члена различных человеческих общностей). Цель – научно-психологическое исследование оптимального функционирования человека, поиск факторов, которые способствовали бы благополучному существованию и расцвету
http://www.krugosvet.ru/node/41803

Позитивная психология

Позитивная психология появилась не так давно и во многом из-за того, что люди привыкли заниматься лечением болезней, а не своим здоровьем. Задача позитивной психологии состоит в том, чтобы заниматься тем, что есть и развивать это.

Позитивная психология представляет собой отрасль психологии, предметом которой является положительный потенциал человека. Такая психология позволяет не вникать в человеческие недостатки, приводящие к психическим расстройствам, а в достоинства и потенциал. Это не говорит о том, что позитивная психология придется, кстати, только, тем людям, которые не страдают от психологических проблем. У нее совсем другой метод. Для того чтобы решить эти проблемы необходимо настроиться на позитивный потенциал человека.

Позитивное мышление представляет собой позитивные мысли о жизни, позитивный взгляд на мир, а также позитивное отношение не только к людям, но и ко всему, что окружает. В достижении успеха человеку очень помогает это позитивное мышление, поскольку таким образом можно помочь себе самому разрешить все вопросы, которые усложняют жизнь.

В позитивном мышлении скрывается большой потенциал, помогающий оказывать противостояние унынию, апатии, усталости и неудачам. Каждый день человеку приходится испытывать различные эмоции, чувства, а также мысли. Но ведь не каждому известно о том, что они не исчезают без следа, но способны оказать воздействие на весь организм.

Мысли, неважно какие: плохие или хорошие, а также резкие перепады настроения могут влиять на показатель работоспособности. Выяснилось, что «плохие» мысли способны во всех смыслах стать отравляющим веществом для организма. При длительном нахождении в депрессии и ощущении подавленности от нервной системы поступает определенный сигнал, который получают все органы тела, которые в итоге считывают эти сигналы и способствуют снижению активности.

Самым основным принципом, который необходимо понять и применять на практике, можно усвоить еще со старой русской пословицы «нет худа без добра».

Если сложилась какая-то проблемная и неприятная ситуация нужно попытаться отыскать положительные моменты и лучше побольше. Сперва это покажется очень сложно, но если практиковать такой метод на протяжении двух недель, то выработается привычка и не придется совершать усилие воли.

Каждому человеку время от времени приходится вести с самим собой мысленный диалог. Зачастую в голове человек прокручивает разные варианты того, как будут развиваться события, также терзают мысли о том, что уже было, что заставляет проводить постоянный анализ. У внутреннего диалога есть невероятная сила воздействия на поведение и жизнь, поэтому очень важно подвергать его тщательному контролю.

Необходимо научится не критиковать себя, не сравнивать с другими, как правило, успешными людьми. Сравнения должны быть только с самим собой, то есть наблюдать за изменениями, которые были вчера и какие замечены сегодня. Такой способ считается единственным и продуктивным для того, чтобы добиться целей, продолжать расти и развиваться, а также двигаться вперед. Очень важно иметь позитивное отношение к жизни – это позволит не останавливаться на достигнутом и не опускать руки при первых же неудачах.

Психология позитива заключается в борьбе с негативными мыслями, хоть это бывает и трудно сделать, но при желании достичь успеха, обрести счастье, спокойствие и свободу, можно справиться со всеми неприятностями. Только нужно уже сегодня начать мыслить позитивно.

Источник:
Позитивная психология
Позитивная психология появилась не так давно и во многом из-за того, что люди привыкли заниматься лечением болезней, а не своим здоровьем. Задача позитивной психологии состоит в том, чтобы
http://kak-bog.ru/pozitivnaya-psihologiya

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Психология почему человек не обращается по имени Почему мужчина не называет женщину по имени?Имя – это идентификация человека. Считается, что оно определяет… (2)Если мужчина лев игнорирует Мужчина Лев – характеристика, какие женщины ему нравятся?Мужчина Лев – характеристика, какие женщины ему нравятся?… (2)Всё о козерогах женщинах Гороскоп онлайн пророческие гороскопы могут легко изменить всю вашу жизнь!Гороскоп онлайн пророческие гороскопы могут легко… (2)

COMMENTS