Понятие общения

Все о психологии

Понятие общения , если говорить более официальным научным языком, — это особенный специфический тип отношений между отдельными личностями, посредством которого происходит обмен информацией, а также производится оценка и оказывается влияние личностей друг на друга. Конечно же с общением связаны практически все мировые процессы, особенно те, которые касаются социальной сферы жизни человека. Само собой с развитием общения в мировом масштабе мы можем говорить и о развитии в этом же масштабе и других общественных процессов.

Так, к примеру, благодаря развитию технологий, в настоящее время все больше людей стали воспринимать нормальным общение в виртуальной реаьности, некотоые индивиды уже сейчас предпочитают общаться именно таким пособом, а по данным последних социологических опросов более 54% признались, что не они не прочь полностью заменить реальное общение на виртуальное. Конечно же многие ученые начинат бить тревогу, возможно не зря, но в целом, если посмотреть на то, что происходит, то это вполне соответствует самому понятию общения и полностью выполняет все функции общения .

Если говорить об общении, то просто нельзя не учесть данные о структуре общения, которые предоставляют нам постоянно ученые, напоминая вновь и вновь о том, какие именно фнкции общения должны выполняться, а также к чему мы, как личности должны приходить в процессе правильного общения между собой.

Думаю, говорить о вербальном и невербальном общении много говорить не нужно, в своем большинстве, практически каждый школьник прекрасно понимает, что к вербальным способам общения относят различные речевые средства общения, а к невербальным поведеньческие факторы. Стоит отметить, что при здоровом общении задействуется комбинация из вербальных и невербальных символов, которые и содействуют лучшему пониманию нас самих, а также для лучшего понимания нами нашего собеседника.

В данном случае мы начинаем полностью соотвтствовать структуре общения, которая является классической и из-за которой виртуальное общение, некоторые специалисты до сих пор не могут навать настоящим.

Итак, если говорить об основных компонентах, которые составляют базовый скелет структуры общения, то это будут:

  • передатчик, отправитель,
  • адресат, приемник, получатель,
  • канал связи,
  • сигнал, шумы,
  • декодер, код

Если же говорить об основных элементах в структре и функциях общения , то в данном случае это будут:

  • интерактивный или контактный элемент,который связан очень сильно с поведенческими факторами личности,
  • коммуникативно-информационный, обозначает передачу определенной информации другому адресату, подразумевая под этим какую-то обратную реакцию,
  • познавательны элемент оснавывается на процессе понимания ситуации и получаемой в процессе общения информации, как вербальной, так и невербальной.

Все это еще раз указывает на большое значение правильного понимания понятия общения, которое слишком часто, особенно в последнее время искажается и становится непонятным. Стали теряться и сглаживаться практически все функции, которые ранее был и присущи ему, так эмоцональная сторона общения начинает страдать только от того, что за экраном монитора можно выдумать фактически любого героя, при этом человек начинае фантазировать, завирать сам себе, и в итоге просто забывается в придуманном мире, подобный бег от реальности и реального общения с другими индивидами далеко не оправдан, и не может пооощрятся со стороны других.

Источник:
Все о психологии
Понятие общения, если говорить более официальным научным языком, — это особенный специфический тип отношений между отдельными личностями, посредством которого происходит обмен информацией, а также про
http://www.edu-psycho.ru/struktura-obscheniya-ponyatie-obscheniya.html

Понятие общения

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который вызван потребностью совместной деятельности. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения.

Прагматичный Дж. Рокфеллер заметил, что умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе, за которое следует платить больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире. Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Общение выступает важнейшим фактором как психического, так и социального развития человека. В его процессе идет социализация личности, ее реализация в конкретно исторических условиях. Общение многофункционально, выделяют пять основных функций общения:

1. Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности, делает ее принципиально возможной.

Здесь имеется в виду, прежде всего, содержательно-информационный контекст общения как вида деятельности.

2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека: развитие волевых качеств, совершенствование ощущений и восприятий, обогащение эмоциональной сферы и т.п. Наиболее характерна для детства, но имеет значение и для взрослых, поскольку процесс личностного изменения происходит в течение всей жизни человека.

3. Подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, сформировать и реализовать свой уровень притязаний. В повседневном опыте общения реализуется в процедурах приветствий, знакомств, ритуалов, оказании различных знаков внимания.

4. Организация и поддержание межличностных отношений. Общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо позитивных, либо негативных. Эти отношения пронизывают все взаимодействия людей — личные, деловые и даже влияют на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

В процедуре общения выделяются следующие фазы (этапы):

• ориентировка в ситуации, целях общения и личности партнера;

• организация взаимодействия, сознательный и бессознательный выбор средств общения;

• установление и поддержание обратной связи с партнером, корректировка направления, стиля и приемов общения;

Владение всеми фазами общения позволяет сделать его эффективным и составляет основу социального интеллекта и коммуникативной компетентности. К. Ясперс определил коммуникацию как прорыв навстречу друг другу. Только лишь ориентируясь на собственную выгоду нельзя добиться эффективного взаимодействия.

Выделяются следующие типы межличностного общения:

1) императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. К сферам, где достаточно эффективно используется императивное общение, относятся: военные уставные отношения, отношения начальник — подчиненный, работа при чрезвычайных обстоятельствах.

2) манипулятивное общение — это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды.

3) диалогическое общение — это равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Источник:
Понятие общения
5.1. Понятие общения
http://txtb.ru/147/20.html

Понятие общения

Попробуем проследить развитие понятия общения в рамках наших отечественных традиций. Известный современный специалист в данной области Е. И. Рогов выделяет три основных этапа в становлении психологии общения.

1. Конец XIX — начало XX в. Исследования В. М. Бехтерева впервые заставляют задуматься о роли общения как фактора психического развития человека и о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения — еще не предмет психологического исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции.

Таким образом, мы видим, что одним из первых проблемных вопросов был вопрос о статусе категории общения, о включенности данного понятия в предметную область психологической науки.

Другая проблема, на наш взгляд, отражает устойчивую традицию, существующую в нашей отечественной науке, связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм полагал, что процесс общения — это процесс духовного речевого общения. Роль преобразовательной деятельности фактически сведена к нулю, а потому формы общения в обществе статичны.

В рамках отечественных традиций существует принцип единства общения и деятельности. Однако связь между этими категориями понимается по-разному.

Общение можно рассматривать как один из видов деятельности. В частности, Б. Г. Ананьев писал, что «человек является субъектом труда, общения, познания (курсив наш)» (Б. Г. Ананьев, 2001. С. 269). Таким образом, общение — один из видов деятельности наравне с трудом и познанием.

А. Н. Леонтьев считал, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности. В этом случае оно становится подчиненной структурой, процессом, который порожден потребностями в совместной деятельности. Стоит отметить, что тенденция выводить общение из деятельности появилась еще в советской психологии. Причем интересно, что здесь общение в любом случае рассматривается как «подчиненная» область или производная от деятельности.

Б. Ф. Ломов критиковал подобную точку зрения и полагал, что отношения между общением и деятельностью существенно сложнее. По его мнению, нельзя рассматривать человеческую жизнь как «поток сменяющих друг друга деятельностей» (Ломов Б. Ф., 1984. С. 245). Общение — самоценная категория, оно не всегда совершается ради потребности в совместной деятельности. Процесс общения может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми (аффилиативная потребность). Общение может быть не только средством, но и целью. Этой точки зрения придерживается и А. А. Реан, который отмечает: «Общение может выступать и в качестве самомотивированного процесса» (Реан А. А., 2004. С. 254).

Представлениям о самомотивированности процесса общения адекватно понятие фатического общения, под которым понимается бессодержательное в деятельностном плане общение, исключительная цель которого — поддержание самого процесса общения. Такое общение инициировано не совместной деятельностью, оно осуществляется «ради себя самого».

Кроме того, важным теоретическим основанием к различению категорий «общение» и «деятельность» является их отнесенность к различным методологическим парадигмам. Деятельность традиционно связана с формулой «субъект—объект», в то время как общение есть взаимодействие, осуществляемое по формуле «субъект—субъект». Дело в том, что в общении никто из партнеров не может рассматриваться как объект, каждый из них — активный субъект этого процесса (Реан А. А., 2004).

Таким образом, общение является самостоятельной категорией психологического исследования. Однако есть области, где общение и деятельность пересекаются, и области, где они далеки друг от друга.

Принцип единства общения и деятельности связан с третьим проблематичным аспектом психологии общения — разноплановостью и многозначностью определений общения.

С точки зрения деятельностного подхода верно следующее определение. Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Большой психологический словарь (составители — Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко) дает определение, из которого следует, что общение нельзя сводить к деятельности. Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.

Идея о самостоятельности категории «общение» ярко представлена в концепции В. В. Знакова. Под общением понимается «такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)».

Представляется, что в русле концепции отношений объективным будет следующее определение: общение — это процесс взаимодействия партнеров, в ходе которого развиваются, проявляются и формируются определенные отношения между ними, каждого партнера к самому себе и к совместной деятельности.

С точки зрения личностного подхода убедительным выглядит следующая дефиниция: общение — это процесс межличностного, межсубъектного взаимодействия, порождаемый потребностями личности (субъектами общения), в том числе и потребностями в совместной деятельности.

Чаще всего в психологической литературе встречается следующее определение: общение — это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В Психологическом словаре под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

В результате можно констатировать, что адекватное определение общения — проблемная область в психологии общения. Более того, именно в дефиниции отражается понимание сущности сложного, многогранного процесса общения.

Источник:
Понятие общения
Попробуем проследить развитие понятия общения в рамках наших отечественных традиций. Известный современный специалист в данной области Е. И. Рогов выделяет три основных этапа в становлении
http://psyera.ru/ponyatie-obshcheniya-obshchie-harakteristiki-obshcheniya_8175.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (4)

Что делать, если муж охладел — Психология Автор ряда книг по сексуальному мастерству, директор женского тренингового центра Екатерина Федорова как поступать, когда… (4)

Если мужчина телец пропадает Если мужчина пропал без объяснений Сегодня статью «Почему исчезают мужчины?» прокомментировал мужчина, причем очень подробно… (4)

Как стать счастливым книга Как стать счастливым Как стать счастливым Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе… (4)

Если мужчина лев пропал Какие признаки указывают на то, что мужчина-Лев влюблен?Какие признаки указывают на то, что мужчина-Лев влюблен?… (4)

COMMENTS