Популярные записи:

Гугл ты будешь со мной встречаться Гугл ты будешь со мной встречаться Уже давно в поисковых системах Google и Яндекс существует… (3)В чем смысл бытия В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?Задумывались ли вы о смысле жизни человека в общем и о… (3)Как ведет себя девушка после расставания Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (2)Добро пожаловать Добро пожаловатьДобро пожаловать на торрент-трекер русских субтитров Пожалуйста, введите ваши учетные данные и нажмите на… (2)Как стать хамкой Как стать хамкой Мой мир лёгок и прост.. мои мысли свободны и упрямы,а закон ещё… (2)

Понятие общения

Все о психологии

Понятие общения , если говорить более официальным научным языком, — это особенный специфический тип отношений между отдельными личностями, посредством которого происходит обмен информацией, а также производится оценка и оказывается влияние личностей друг на друга. Конечно же с общением связаны практически все мировые процессы, особенно те, которые касаются социальной сферы жизни человека. Само собой с развитием общения в мировом масштабе мы можем говорить и о развитии в этом же масштабе и других общественных процессов.

Так, к примеру, благодаря развитию технологий, в настоящее время все больше людей стали воспринимать нормальным общение в виртуальной реаьности, некотоые индивиды уже сейчас предпочитают общаться именно таким пособом, а по данным последних социологических опросов более 54% признались, что не они не прочь полностью заменить реальное общение на виртуальное. Конечно же многие ученые начинат бить тревогу, возможно не зря, но в целом, если посмотреть на то, что происходит, то это вполне соответствует самому понятию общения и полностью выполняет все функции общения .

Если говорить об общении, то просто нельзя не учесть данные о структуре общения, которые предоставляют нам постоянно ученые, напоминая вновь и вновь о том, какие именно фнкции общения должны выполняться, а также к чему мы, как личности должны приходить в процессе правильного общения между собой.

Думаю, говорить о вербальном и невербальном общении много говорить не нужно, в своем большинстве, практически каждый школьник прекрасно понимает, что к вербальным способам общения относят различные речевые средства общения, а к невербальным поведеньческие факторы. Стоит отметить, что при здоровом общении задействуется комбинация из вербальных и невербальных символов, которые и содействуют лучшему пониманию нас самих, а также для лучшего понимания нами нашего собеседника.

В данном случае мы начинаем полностью соотвтствовать структуре общения, которая является классической и из-за которой виртуальное общение, некоторые специалисты до сих пор не могут навать настоящим.

Итак, если говорить об основных компонентах, которые составляют базовый скелет структуры общения, то это будут:

  • передатчик, отправитель,
  • адресат, приемник, получатель,
  • канал связи,
  • сигнал, шумы,
  • декодер, код

Если же говорить об основных элементах в структре и функциях общения , то в данном случае это будут:

  • интерактивный или контактный элемент,который связан очень сильно с поведенческими факторами личности,
  • коммуникативно-информационный, обозначает передачу определенной информации другому адресату, подразумевая под этим какую-то обратную реакцию,
  • познавательны элемент оснавывается на процессе понимания ситуации и получаемой в процессе общения информации, как вербальной, так и невербальной.

Все это еще раз указывает на большое значение правильного понимания понятия общения, которое слишком часто, особенно в последнее время искажается и становится непонятным. Стали теряться и сглаживаться практически все функции, которые ранее был и присущи ему, так эмоцональная сторона общения начинает страдать только от того, что за экраном монитора можно выдумать фактически любого героя, при этом человек начинае фантазировать, завирать сам себе, и в итоге просто забывается в придуманном мире, подобный бег от реальности и реального общения с другими индивидами далеко не оправдан, и не может пооощрятся со стороны других.

Источник:
Все о психологии
Понятие общения, если говорить более официальным научным языком, — это особенный специфический тип отношений между отдельными личностями, посредством которого происходит обмен информацией, а также про
http://www.edu-psycho.ru/struktura-obscheniya-ponyatie-obscheniya.html

Понятие общения

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который вызван потребностью совместной деятельности. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения.

Прагматичный Дж. Рокфеллер заметил, что умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе, за которое следует платить больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире. Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Общение выступает важнейшим фактором как психического, так и социального развития человека. В его процессе идет социализация личности, ее реализация в конкретно исторических условиях. Общение многофункционально, выделяют пять основных функций общения:

1. Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности, делает ее принципиально возможной.

Здесь имеется в виду, прежде всего, содержательно-информационный контекст общения как вида деятельности.

2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека: развитие волевых качеств, совершенствование ощущений и восприятий, обогащение эмоциональной сферы и т.п. Наиболее характерна для детства, но имеет значение и для взрослых, поскольку процесс личностного изменения происходит в течение всей жизни человека.

3. Подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, сформировать и реализовать свой уровень притязаний. В повседневном опыте общения реализуется в процедурах приветствий, знакомств, ритуалов, оказании различных знаков внимания.

4. Организация и поддержание межличностных отношений. Общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо позитивных, либо негативных. Эти отношения пронизывают все взаимодействия людей — личные, деловые и даже влияют на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

В процедуре общения выделяются следующие фазы (этапы):

• ориентировка в ситуации, целях общения и личности партнера;

• организация взаимодействия, сознательный и бессознательный выбор средств общения;

• установление и поддержание обратной связи с партнером, корректировка направления, стиля и приемов общения;

Владение всеми фазами общения позволяет сделать его эффективным и составляет основу социального интеллекта и коммуникативной компетентности. К. Ясперс определил коммуникацию как прорыв навстречу друг другу. Только лишь ориентируясь на собственную выгоду нельзя добиться эффективного взаимодействия.

Выделяются следующие типы межличностного общения:

1) императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. К сферам, где достаточно эффективно используется императивное общение, относятся: военные уставные отношения, отношения начальник — подчиненный, работа при чрезвычайных обстоятельствах.

2) манипулятивное общение — это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды.

3) диалогическое общение — это равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Источник:
Понятие общения
5.1. Понятие общения
http://txtb.ru/147/20.html

Понятие общения

Попробуем проследить развитие понятия общения в рамках наших отечественных традиций. Известный современный специалист в данной области Е. И. Рогов выделяет три основных этапа в становлении психологии общения.

1. Конец XIX — начало XX в. Исследования В. М. Бехтерева впервые заставляют задуматься о роли общения как фактора психического развития человека и о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения — еще не предмет психологического исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции.

Таким образом, мы видим, что одним из первых проблемных вопросов был вопрос о статусе категории общения, о включенности данного понятия в предметную область психологической науки.

Другая проблема, на наш взгляд, отражает устойчивую традицию, существующую в нашей отечественной науке, связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм полагал, что процесс общения — это процесс духовного речевого общения. Роль преобразовательной деятельности фактически сведена к нулю, а потому формы общения в обществе статичны.

В рамках отечественных традиций существует принцип единства общения и деятельности. Однако связь между этими категориями понимается по-разному.

Общение можно рассматривать как один из видов деятельности. В частности, Б. Г. Ананьев писал, что «человек является субъектом труда, общения, познания (курсив наш)» (Б. Г. Ананьев, 2001. С. 269). Таким образом, общение — один из видов деятельности наравне с трудом и познанием.

А. Н. Леонтьев считал, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности. В этом случае оно становится подчиненной структурой, процессом, который порожден потребностями в совместной деятельности. Стоит отметить, что тенденция выводить общение из деятельности появилась еще в советской психологии. Причем интересно, что здесь общение в любом случае рассматривается как «подчиненная» область или производная от деятельности.

Б. Ф. Ломов критиковал подобную точку зрения и полагал, что отношения между общением и деятельностью существенно сложнее. По его мнению, нельзя рассматривать человеческую жизнь как «поток сменяющих друг друга деятельностей» (Ломов Б. Ф., 1984. С. 245). Общение — самоценная категория, оно не всегда совершается ради потребности в совместной деятельности. Процесс общения может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми (аффилиативная потребность). Общение может быть не только средством, но и целью. Этой точки зрения придерживается и А. А. Реан, который отмечает: «Общение может выступать и в качестве самомотивированного процесса» (Реан А. А., 2004. С. 254).

Представлениям о самомотивированности процесса общения адекватно понятие фатического общения, под которым понимается бессодержательное в деятельностном плане общение, исключительная цель которого — поддержание самого процесса общения. Такое общение инициировано не совместной деятельностью, оно осуществляется «ради себя самого».

Кроме того, важным теоретическим основанием к различению категорий «общение» и «деятельность» является их отнесенность к различным методологическим парадигмам. Деятельность традиционно связана с формулой «субъект—объект», в то время как общение есть взаимодействие, осуществляемое по формуле «субъект—субъект». Дело в том, что в общении никто из партнеров не может рассматриваться как объект, каждый из них — активный субъект этого процесса (Реан А. А., 2004).

Таким образом, общение является самостоятельной категорией психологического исследования. Однако есть области, где общение и деятельность пересекаются, и области, где они далеки друг от друга.

Принцип единства общения и деятельности связан с третьим проблематичным аспектом психологии общения — разноплановостью и многозначностью определений общения.

С точки зрения деятельностного подхода верно следующее определение. Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Большой психологический словарь (составители — Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко) дает определение, из которого следует, что общение нельзя сводить к деятельности. Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.

Идея о самостоятельности категории «общение» ярко представлена в концепции В. В. Знакова. Под общением понимается «такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)».

Представляется, что в русле концепции отношений объективным будет следующее определение: общение — это процесс взаимодействия партнеров, в ходе которого развиваются, проявляются и формируются определенные отношения между ними, каждого партнера к самому себе и к совместной деятельности.

С точки зрения личностного подхода убедительным выглядит следующая дефиниция: общение — это процесс межличностного, межсубъектного взаимодействия, порождаемый потребностями личности (субъектами общения), в том числе и потребностями в совместной деятельности.

Чаще всего в психологической литературе встречается следующее определение: общение — это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В Психологическом словаре под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

В результате можно констатировать, что адекватное определение общения — проблемная область в психологии общения. Более того, именно в дефиниции отражается понимание сущности сложного, многогранного процесса общения.

Источник:
Понятие общения
Попробуем проследить развитие понятия общения в рамках наших отечественных традиций. Известный современный специалист в данной области Е. И. Рогов выделяет три основных этапа в становлении
http://psyera.ru/ponyatie-obshcheniya-obshchie-harakteristiki-obshcheniya_8175.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Итальянские фамилии Итальянские ФамилииСписок известных Итальянских фамилий со значением. Красивые итальянские фамилии женские и мужские с переводом.… (2)Прикосновения мужчины к женщине значение Дотрагивание (значение прикосновений) Человеку нужно, чтобы до него дотрагивались, пишет в своей книге «Дотрагивание» антрополог… (2)Если мужчина любит замужнюю женщину его поведение Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (2)

COMMENTS