Понятие личности

Понятие личности

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство — неповторимость — называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект — субъектного отношения наряду с субъект — объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно — практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека — процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание — в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику — опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам — опыт разнообразной деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно — формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон — социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой — влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.

Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств.

В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.

Под воспитанием мы понимаем три вещи:

Во — первых: умственное воспитание.

Во — вторых: физическое воспитание.

В — третьих: техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.

Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.

Необходимым условием технического образования подрастающего поколения Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре. Большую роль этих занятий Энгельс видел и в подготовке юношей к военной службе.

О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему — всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.

Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание — процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение — является аналогом учению.

Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.

Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

Личностью — социальной единицей, субъектом, носителем социально — человеческой деятельности — ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому — то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала — с детства — в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

Источник:
Понятие личности
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя,
http://studfiles.net/preview/876820/page:2/

Понятие личности

Нравственное воспитание личности

Понятие личности относится к числу наиболее сложных понятий о человеке. Сложность обусловлена, во-первых, вниманием к человеку как к объекту исследования со стороны многочисленных наук; во-вторых, активной ролью человека в общественной жизни; в-третьих, личность – это всё-таки взрослый человек.

(Согласно определению: взрослый человек – это лицо, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения).

В русском языке давно употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово "личность" восходит к латинскому понятию "персона", что означало маску актера в театре, социальную роль человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово "личность" связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом.

На данный момент выделяют четыре теории личности:

Биологизаторская по данной теории каждая личность формируется

и развивается в соответствии с её врожденными качествами и

особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

Социологизаторская личность – это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

Психоаналитическая теория Фрейда — личность это совокупность

желаний, импульсов, инстинктов. Фрейд очертил следующую структуру личности:

а) "Ид" ("оно") – бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.

б) "Эго" ("Я") – это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.

в) "Суперэго" осознание человеком норм и правил общества. .

Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность — это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

Идоническая теория Г. Юнга личность – это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли.

С каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть eё, но, наверняка, каждая из теорий построена на реальных фактах.

Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует

такое понятие как "становление личности", из которого можно сделать вывод,

что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не «становится»

Итак, проследим путь от рождения до формирования личности.

Первый этап – человек.

Можно сказать "родился человек", не выделяя определенных особенностей. Человек это обще родовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.

Второй этап – индивид это конкретный представитель человеческого рода.

Третий этап – индивидуальность это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).

И, наконец, четвертый этап – личность.

Личность это специфические качества человека, формируемые в процессе производственных и общественных отношений, т.е. социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые проявляются в ходе социального опыта.

Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуаль­ность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.

"Однако личность, — как утверждает Дейл Карнеги, — это нечто расплывчатое и неуловимое, не поддающееся анализу, как запах фиалки. В ней сочетается все, что есть в человеке: физическое, духовное, умственное, психологическое, предпочтения, склонности, темперамент, склад ума, энергия, опыт, образование – вся его жизнь. Личность столь же сложна, как и эйнштейновская теория относительности, и её понимают столь же мало".

Каждая личность несёт отпечаток наследственности и воздействия окружающего мира, и её чрезвычайно трудно изменить или улучшить. Каждая личность содержит черты индивидуальности, т.е. обладает неповторимостью, своеобразием (это характеризует ее имидж), и черты, присущие коллективу, в котором эта личность формируется (элементы стереотипного мышления и поведения). Обособленно над личностью, как финал её развития, стоит ИДЕАЛ.

Схематично основные понятия, связанные с личностью, можно представить следующим образом (см. рис. 10).

Тезис об идеале как образе, определяющем способ мышления и действительности, был детально разработан в немецкой классической философии. Идеал, по Канту, например, есть воображаемое совершенство человеческого рода, в ходе достижения идеала преодолеваются все противоречия между индивидуумом и человеческим обществом. Что

Рис. 10. Структура категории "личность"

представляет идеал в массовом сознании? Массы, интегрированные общей задачей, создают образ цели деятельности и этот образ обретает значение идеала. Идеал приобретает форму такого образа, в котором назревшие массовые потребности и неразрешенные противоречия приобретают форму преодоленных, разрешенных. Итак, идеал выступает как фактор, который организует людей в целях разрешения противоречий конкретной ситуации, т.е. идеал рассматривается как активная, организующая людей и их сознание сила.

Идеал (греч. idea — идея, первообраз) – образ совершенства, наиболее ценного и величественного, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла.

Нравственный идеал представляет собой тот образ, который в сознании людей на данный момент разрешает противоречие между реальной совокупностью нравственных чувств и перспективных для общества.

Термин "стереотип" впервые введен американским психологом У. Джеймсом в 1890 году: стереотип –устойчивая универсальная форма понимания и приспособления человека к действительности.

Стереотип формируется в сознании масс информацией, поставляемой массовой пропагандой, механически и некритично. Это обусловлено особенностью волевых и эмоциональных начал человеческой психики: природа психики человека такова, что он не ориентирован на самостоятельную оценку действительности, как не ориентирован и на то, чтобы эта оценка была адекватна. Стереотип — это предвзятое мнение, которое укоренилось в психике человека. Стереотип как предвзятое мнение определяет процесс, характер и содержание восприятия общественных явлений, которые сквозь призму определенного, конкретного стереотипа осуществляются автоматически. Специфика стереотипа заключается в том, что в нем отражаемое явление действительности приобретает характер не просто образа, но образа-стандарта, образа упрощения, в котором внимание фиксируется на отдельных свойствах объекта.

Разновидностью стереотипа является авторитет, под которым понимается неформальное влияние личности или организации на самых разнообразных уровнях социальной структуры. Роль авторитета может выполнять закон, правило. В этом случае говорят об авторитете закона, авторитете правила, и эти авторитеты берут на себя функции определенных стереотипов. Роль авторитета проявляется в способности направить массовое поведение в определенное русло. При этом характерной особенностью данной способности выступает практически полное отсутствие принуждения. Основу авторитета составляют:

— рациональные установки, т.е. правила, которые определяют сам процесс приобретения власти;

— традиции, когда порядок полагается священным и неизменным;

— исключительные качества лидера.

ИМИДЖ. У истоков концепции имиджа стоял З. Фрейд, который использовал этот термин для того, чтобы охарактеризовать исключительно создаваемый посредством стереотипов образ.

Становление имиджа всегда приковывает к себе массовое внимание, однако имидж играет свою роль лишь в конкретный момент, а, сыграв ее, рассеивается, исчезает. Создатель теории имиджа К. Боулдинг связывает возникновение стереотипа и имиджа с ситуацией информационного бума, в которой человек руководствуется не индивидуальным опытом, а той стереотипной информацией, которая поступает к нему через средства массовой коммуникации.

Надо сказать, что рассмотренные нами понятия по разному соотносятся с нравственностью. Идеал, нравственный идеал помогает сформировать каждой личности необходимую совокупность моральных качеств, которые делают его свободным и коммуникабельным в обществе. Индивидуальность, согласованная с принятыми нормами, возвышает личность, несогласованная — порой порождает непримиримые противоречия, чем затрудняет жизнь человека. Стереотип, на наш взгляд, делает личность индифферентной, т.е. безразличной, и в большом, и в малом, при этом трудно предвидеть характер поведения личности. Имидж же явление временное, и за время своего активного существования оказывает положительное влияние при условии объективного отражения реальности, но может привести и к серьезным разочарованиям, если основан на лжи, игре.

Рассмотрим факторы, влияющие на развитие личности:

Биологическая наследственность (гены) она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

Физическое окружение означает, что особенности в поведении

людей во многом определяются особенностями климата, географического

пространства природных ресурсов, организации пространства.

Культура общества т.е. каждое общество даёт всем своим

представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие

общества предложить не могут.

Групповой опыт в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный "Я — образ", который проявляется в результате оценок окружающих.

Индивидуальный опыт это совокупность чувств, эмоций,

переживаний, впечатлений, событий, пережитых личностью.

Индивидуальный опыт уникален и неповторим, не случайно говорится о воздаянии "каждому по делам его". И когда дело доходит до реальных поступков, человек понимает, как трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, честным, принципиальным.

И если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но, прежде всего, в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя.

В различных учебниках выделяют физическую, социальную и духовную личности.

Физическая личность или физическое Я это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда – украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть "целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним".

Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с

первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он

дорожит. Психологи отмечают, что довольство или недовольство

собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш

действительный успех, а знаменатель – наши притязания:

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. По этому поводу Т. Карлейль (1795 – 1881, английский философ и историк) говорил: "Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих".

И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень,

ядро нашего "Я", на котором все и держится. Это внутренние духовные

состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям и

идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты

жизни, начинает задумываться над смыслом своего существования и

духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она

не приобретается путем образования или подражания даже лучшим

примерам. Зачастую духовность не только "держит" личность, но и является высшим благом, верховной целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей жизнью. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке, как "мыслящем тростнике" подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров, когда интенсивная духовная жизнь была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторги, и в условиях концлагерей.

Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания, возраст и прочее могут изменить структуру личности, привести к своеобразному её "расщеплению" или деградации.

Также, выделяют несколько крупных социальных типов личности:

Первый тип – "деятели". К ним относятся: рыболовы, охотники,

ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики,

педагоги, менеджеры и т.д. Для них главное – активное действие, изменение

мира и других людей, а также самого себя. Они живут работой, находя в этом

высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны.

Потребность в таких личностях была всегда – эти люди активны, знают себе

цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей

ответственности за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист Лука

приводил слова Христа: "Жатвы много, а делателей мало".

Второй тип – мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в

мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять.

Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его

историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и

Пифагор, Ньютон и Конфуций, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в какой-то мере, мужества. Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. "никакой пророк не принимается в своем Отечестве". .

Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как "трещина мира" (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его великий современник Александр Блок слышал "музыку" революции задолго до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.

Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник, описывает, например, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего.

Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила — в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому.

Евангельская заповедь: "Возлюби ближнего своего, как самого себя" находит в их деятельности непосредственное воплощение. "Спешите делать добро", – этот жизненный девиз русского врача — гуманиста XI века Ф. П. Гааза символизирует степень таких личностей.

Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, пе­дагогике понятия развитие, формирование и социализация личности.

Что же понимают под развитием?

Прежде всего, следует отметить, что развитие это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное раз­витие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).

В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, пе­реход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, ког­да речь идет о каком-либо изменении — прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др.

В педагогике под развитием подразумевают количественно-качествен­ные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.

Таким образом, развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц) и физиологическими (пище­варение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование па­мяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение зна­ний, интеллектуальный рост) изменениями.

Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психи­ческое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное — термин формирование.

Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исклю­чительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятель­ности. При этом развитие не сводится к простому накоплению коли­чественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качест­венные преобразования физических, психических и духовных характерис­тик личности.

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависи­мостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, — с дру­гой. Основными закономерности являются следующие:

развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;

• развитие человека обусловлено мерой его собственной активно­сти, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

• развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;

• развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;

• развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспита­ния (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека.

Эти факто­ры действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития лично­сти.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политиче­ской, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятель­ность:

• обеспечивает создание материальных условий жизни человека; способствует удовлетворению естественных человеческих потребно­стей;

• содействует познанию и преобразованию окружающего мира;

• является фактором развития духовного мира человека, формой и ус­ловием реализации его культурных потребностей;

• дает возможность .человеку реализовать свой личностный потенци­ал, достичь жизненных целей;

• создает условия для самореализации человека в системе обществен­ных отношений.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерми­нируются разнообразными факторами — как биологическими, так и со­циальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные фак­торы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности, но ведущая роль принадлежит воспитанию.

Источник:
Понятие личности
Нравственное воспитание личности Понятие личности относится к числу наиболее сложных понятий о человеке. Сложность обусловлена, во-первых, вниманием к человеку как к объекту исследования со
http://studopedia.su/7_16369_ponyatie-lichnosti.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:


Пепельный цвет волос у мужчин Пепельно-русый цвет волосМногие из нас считают, что пепельно-русый цвет волос можно получить исключительно за счет… (1)

Почему мужчина водолей исчезает Водолей мужчина Типичный Водолей мужчина – это очень тактичный человек с противоречивым характером. Он джентльмен… (1)

Саша Кабаева едва не потеряла ребенка Саша Кабаева находится на последних месяцах беременности. Недавно модель призналась, что была госпитализирована с угрозой… (1)

Почему мужчина рак пропадает Если твой парень Рак - как себя вестиЕсли с такими мужчинами общаться дружелюбно, то они,… (1)

Как разлюбить одноклассника Как забыть парня Все способы забыть парня которого очень любишь Говорят, что взаимная любовь живет… (1)

COMMENTS