Понятие личности структура личности

Понятие личности

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно – технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт Экономики и финансов АПК

Кафедра: Профессиональной педагогической подготовки

Наименование дисциплины: Психология и педагогика

«Понятие личности. Структура личности »

Выполнил студент группы Э531 п :

1. Личность. Определение, характеристика…………. ……………5

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета — является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

1 Личность. Определение, характеристика

В психологии существует множество определений личности. Как говорит К.К. Платонов, единого общепризнанного понимания личности еще нет. Г.Олпорт еще в 1937 году описал и классифицировал более 50-ти известных тогда различных определений личности. В понимании личности у отечественных психологов наблюдается различие во взглядах. Так, у представителей Московской и Санкт-Петербургской школ существуют разногласия по вопросу о степени проявления в личности социальных и биологических факторов. Рассмотрим подходы к пониманию личности таких известных отечественных психологов как А.Н. Леонтьева, К.К.Платонова, Б.Г.Ананьева.

Другой отечественный психолог К.К.Платонов по поводу личности писал: «…личность — это человек как носитель сознания». К.К.Платонов создал концепцию динамической функциональной структуры личности. В его понимании личность представляет собой некую биосоциальную иерархическую структуру. В отличие от А.Н.Леонтьева К.К.Платонов включает в структуру личности не только социальный, но и биологический фактор. Так в личности он выделяет следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, навыки, умения и привычки); индивидуальные особенности отдельных психических процессов (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли) и, наконец, свойства темперамента. При этом в 1-ю подструктуру, наиболее существенную для личности в целом, Платонов относит исключительно социально обусловленные содержательные черты личности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности).

Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы, наиболее ярко представлено в работах Б.Г.Ананьева. По мнению Ананьева, личность это: «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса». Исходным моментом структурно-динамических свойств личности, по словам Б.Г.Ананьева, является ее статус в обществе, равно как статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы:

а) общественных функций-ролей

б) целей и ценностных ориентаций.

Таким образом, представителями Санкт-Петербургской школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли социальных факторов.

Особый интерес к смысловой сфере личности прослеживается в работах Д.А.Леонтьева. По его убеждению, смысловая сфера личности является ее главной конституирующей подструктурой. Личность как психологическое образование: «… конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре своих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам».

Чтобы лучше понять, степень проявления социальных факторов в личности необходимо рассмотреть структуру личности.

2 Структура личности

С середины 60-х годов в отечественной психологии предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К.Платонова, создавшего психологическую концепцию динамической функциональной структуры личности. В структуре личности К.К.Платонов выделяет четыре подструктуры. По его мнению, это число подструктур необходимо и достаточно, так как в них могут быть включены все известные свойства личности. Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется у Платонова рядом следующих критериев.

Вторым критерием выделения этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, и уже достаточно общепринятое и научно доказанное выделение в каждой из этих подструктур, принятой за целое, своих подструктур более низкого уровня.

Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой, особый, основной для нее вид формирования. В выделяемых подструктурах 1-я формируется путем воспитания, 2-я — обучения, 3-я — упражнения, 4-я — тренировки. Взаимодействие этих специфических для каждой подструктуры видов формирования определяет индивидуальную особенность развития каждой личности.

Четвертым по рассматриваемому порядку, а по существу наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур. Различные структурные связи координаций существуют и между подструктурами, и внутри каждой из них. Но каузальные связи субординации более отчетливо выражены во взаимодействии различных подструктур, чем внутри каждой одной подструктуры. При этом, отмечает К.К.Платонов, каузальная зависимость черт личности 1-й подструктуры от черт 2-й, и вместе — от черт 3-й, и их всех вместе- от черт 4-й выражена отчетливо объективно.

Источник:
Понятие личности
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. , страница 1
http://works.doklad.ru/view/csLubu27EwA.html

Понятие психологической структуры личности

Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы (компоненты, блоки) которые в совокупности своих связей образуют устойчивую личностную организацию, часто называемую психологической структурой.

Термин структура (лат. structura — строение, взаиморасположение) обычно используется в тех случаях, когда возникает необходимость подчеркнуть целостность, неделимость рассматриваемого психологического объекта, достигаемую за счет устойчивых взаимосвязей его элементов. Целостность такого объекта не нарушется даже при изменении состава элементов (конечно, в определенных границах). В этой связи выделение отдельных элементов личности человека является условной процедурой, служащей лишь для погружения в более тонкие механизмы функционирования психики. Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все вы деленные элементы находятся в единстве, образуя саму личность.

Психологическая структура и развитие личности в научных подходах

Стремясь усовершенствовать бихевиоризм, некоторые психологи утверждали, что наряду с факторами научения поведение человека обусловлено его реакцией на свои внутренние побуждения (потребности), цели и внешние воздействия. Такой позиции придерживался, например, Э. Холт (1873-1946). Предпринимались попытки увязать в рамках бихевиоризма эффективность научения с массой коры головного мозга. Так появился известный «закон действия массы» К. Лешли (1890-1958) «Поведение можно рассматривать как простую сумму условных рефлексов».

Э. Толмен описание поведения личности осуществлял путем учета пяти независимых переменных (воздействия внешнего мира, побуждения индивида, наследственности, возраста, предшествующего обучения). Как ранее упоминалось, в концепции автора формула бихевиоризма приобрела вид: S -> O -> R.

Между стимулом S и реакцией R появилось множество ненаблюдаемых факторов («промежуточных переменных») О, которые характеризуют внутренние процессы, возникающие в личности под Влиянием внешних стимулов S. Измеряя переменные S и R, можно описывать внутренние (ненаблюдаемые) состояния личности.

Не нашлось места сознанию и цели в модели психологической фактуры личности К. Халла. В качестве основного стимула, создающего основание для изменения поведения (но не направляющего это поведение) здесь принято поведение. Оно придает личности психическую энергию, ассоциируется с ее потребностями. Формирует цели и направляет поведение индивида к ней лишь окружающая среда. Развитие личности базируется на изучении согласно закону о первичном подкреплении: если при повторении одного и того же процесса

«стимул»-«реакция» наблюдается снижение потребности организма, то вероятность такой реакции на очередной стимул возрастает. Иначе говоря многократное повторение подкрепления усиливает связь S -> R. Личность как бы приобретает силу привычки (потребность уступает место условнуму рефлексу). В этой связи научные результаты полученные автором названы теорией снижения потребностей. Любое побуждение можно вызвать у индивида (и измерить количественно) путем депривации (утраты, чего либо желаемого). Например, голод можно измерить продолжительность лишения человека пищи, а увлеченность чем-либо — времен лишения желаемых удовольствий.

Механизм подкрепления заложен в психологическую структуру (подразумеваемую) личности и у Б. Скиннера Специфика позиции заключена лишь в обращении к поведению оперантного типа, которое, по мнению автора, наиболее характерно для повседневной жизни человека.

Д. Роттер, другой сторонник социального научения (социального бихевиоризма), представлял поведение личности как результат ее субъективных переживаний, ожиданий внешних подкреплений. Последние появляются благодаря когнитивным процессам: индивид предполагает получение определенного подкрепления сознания и на основе этого корректирует свое поведение. Автор подчеркивал, что источник подкрепления может находиться как внутри индивида, так и вне его. В первом случае о человеке говорят, что у него есть внутренний локус контроля и он склонен рассматривать свое поведение как результат собственных усилий и способностей. Во втором случае говорят о внешнем локусе контроля, при котором индивид перекладывает ответственность за свое поведение на внешние обстоятельства.

Как следует из вышеизложенного, все представители бихевиористского направления в основу познания личности положили внешние проявления ее поведения, не уделив внутренним (сознанию, подсознанию) должного внимания.

Гештальт-психология. Целостность психологической структуры личности — вот центральный момент, которого придерживались представители данного направления. Комбинация из нескольких музыкальных нот образует мелодию, в которой нет каждой из этих нот. На примере константности восприятия гештальтисты доказывали, что восприятие есть нечто большее, чем то, что видят глаза. Воспринимаемый образ есть целостное мгновенное образование взаимосвязанных частей перцептивного поля, не поддающееся дальнейшему разложению на части. Это и есть гештальт. Мозг не накапливает отдельные элементы входных сигналов и не увязывает их с помощью приемов ассоциации.

Подобная картина наблюдается в процессах мышления, научения, памяти и др. Так, процесс научения представляется гештальт-психологами как реорганизация и реструктуризация содержимого психики, но не связь между стимулами и реакциями. Эти процессы могли происходить с участием внезапного осознания и постижения проблемы в целом (инсайта). Продуктивное мышление также осуществляется в терминах целостного осознания проблемы, направленного от общего к частному.

Классический психоанализ 3. Фрейда выражает психологическую структуру личности через сложное взаимодействие трех составляющих: ид («Оно»), это («Я»), супер-эго («Сверх-Я»).

Ид («Оно») — наиболее объемная и влиятельная часть психики оессознательного, включающая биологические инстинкты. Инстинкты побуждают личность действовать вопреки реальности по принципу достижения удовольствия путем немедленного удовлетворения потребностей (в первую очередь, сексуальных и агрессивных) -Зто источник психической энергии (либидо), вызывающей напряженность психики индивида.

Супер-эго («Сверх-Я») — составляющая, содержащая в себе нравственные устои общества, социальные нормы поведения людей в данном обществе, которые играют роль ограничений, накладываемых на инстинктивные побуждения личности. «Сверх-Я» стремится полностью подавить влечения, исходящие от «Оно».

Эго («Я») — часть психики, в основном контролируемой сознанием. Она содержит информацию о реальном окружающем мире и его нормативных требованиях, но одновременно находится под постоянным воздействием бессознательных инстинктов. Составляющая «Я» сдерживает порывы «Оно» до тех пор, пока не будут найдены средства подавления напряжения, направляет и контролирует либидо. Взаимодействие «Оно» и «Я» напоминает лошадь и всадника: энергия движения, исходящая от лошади, позволяет всаднику двигаться, но при отсутствии управления со стороны всадника лошадь может сбросить его. Таким образом, «Я» представляет собой зону конфликта, поле непримиримого противоборства между «Оно» и «Сверх-Я».

Для примирения этих двух сторон личности «Я» использует арсенал защитных механизмов:

— сублимацию — замену неприемлемых для данного момента инстинктивных влечений на социально приемлемые;

— проекцию — маскировку своих проблем через приписывание их другим людям с целью перекладывания всей вины на них;

— замещение — перевод агрессии с одного объекта на более приемлемый и безответный в данный момент;

— регрессию — уход от переживаний через поведение, характерное для ранних периодов жизни, казавшейся тогда менее тревожной и безопасной;

— рационализацию — выработку самооправдательных легенд маскирующих истинные мотивы собственных поступков постигших неудач;

— подавление — вытеснение или блокировка сознания от тревожных моментов;

— отрицание-отрицание появившейся угрозы жизнедеятельности;

— реактивнную формацию — подмену фактора, вызывающего напряженность, на противоположный ему.

По мнению Фрейда, формирование личности происходит в течение шести первых лет жизни.

Неофрейдизм. Последователи психоаналитического подхода не нпесли ничего принципиально нового в представления о психологической структуре личности. Так, К. Юнг (основатель аналитической психологии) продолжал настаивать на врожденности структуры личности. Как и Фрейд, он считал наиболее влиятельной частью г I руктуры сферу бессознательного. Правда, в качестве бессознательного у него фигурирует дополнительная составляющая «коллективное бессознательное». Оно проявляется в виде «архетипов» — генетически обусловленных следов влияния на поведение человека идей предшествующих поколений.

Личное бессознательное представлено К. Юнгом совокупностью ранее осознанных мыслей, чувств, переживаний и стремлений, но впоследствии вытесненных в сферу бессознательного. Проявляется эта составляющая в виде «комплексов» (например, комплекс власти, подчиняющий мысли и действия человека, или комплекс неполноценности и т. д.). Третий элемент структуры личности представлен индивидуальным сознанием (понятием «Я»), которое регулирует поведение и деятельность индивида, устанавливая разумное равновесие между двумя другими составляющими. Этот момент проявляется у индивида в виде интровертного (ориентированного на внешний мир) и экстравертного (ориентированного на свой внутренний мир) поведения. На основании этого К.Юнг вылепил людей, различающихся свойствами архетипов, а также степенью проявления у них свойств интровертности — экстравертности.,

А. Адлер не выделял в структуре личности каких-либо элементов, утверждая, что это невозможно, что структура целостна и ее функционирование подчинено врожденному социальному фактору — «чувству общности». Источник же формирования и развития личности — в стремлении к превосходству над другими людьми. Неудачи в реализации этого стремления вызывают у человека чувство собственной ущербности, которое он преодолевает через различного рода компенсации (от ухода в депрессию и болезнь до атрафированного развития какой-либо стороны своей личности).

А. Маслоу ядром личности считал врожденную потребность в самоактуализации, развитии, реализации своего потенциала с опорой на собственные силы. Личность — это тот внутренний мир, который формируется через самоактуализацию. Однако высший уровень развития личности может быть достигнут после удовлетворения потребностей более низкого уровня. В этой связи он ввел «лестницу» потребностей, упорядоченных по значимости для жизнедеятельности человека (физиологические, безопасности, чувства общности, уважения, актуализации).

К. Роджерс утверждал, что личность есть то, что человек о себе думает на основе сознательных оценок текущих событий в его жизни. Он также видел в самоактуализации ведущий мотив жизнедеятельности человека. В отличие от взгляда Маслоу на самоактуализацию, как на факт достижения индивидом высшего уровня психического развития Роджерс рассматривает ее как процесс непрерывного пожизненного формирования индивидом самого себя. Для развития личности ребенка требуется «позитивное внимание» — достаточно полное удовлетворение потребностей в любви и ласке, без всяких на то условий.

Когнитивная психология. В представлении Дж. Келли структура личности отождествляется с двумя типами личностных конструктов, обеспечивающих накопление знаний человека о себе и окружающем мире:

— базовые («ядерные») — для взаимодействия с другими людьми;

— периферические — для решения текущих задач более низкого уровня.

Каждый конструкт имеет дихотомическую форму (например, «добрый — злой», «общительный — замкнутый»). В целом система личностных конструктов имеет иерархическую структуру, функционирующую отчасти по врожденным, отчасти приобретенным планам обработки информации — так называемым «схемам». Развитие личности продолжается всю жизнь как путем накопления количества конструктов, так и совершенствованием «схем». Сочетание конструктов и «схем» определяет возможности индивида в познавательной, социальной и в любой иной сфере жизнедеятельности.

Интересен взгляд «когнитивистов» на соотношение сознания и п> осознаваемого. Во-первых, отстраняясь от психоаналитического понимания бессознательного, они ввели понятие «неосознанное». Опознанное включает не то, что вытеснено в сферу бессознательною из-за неудовлетворения врожденных инстинктов (по Фрейду), состояние, при котором отсутствует осознание действующих внутренних процессов. Например, входная информация может и не осозноваться, но вызывать у человека автоматический поведенческий и во- вторых, когнитивные процессы протекают и на сознательном и на неосознанном уровнях. Более того, последний характери-щмся большим быстродействием при обработке информации. Таким образом, личность человека обусловлена характером протекании его интеллектуальных процессов.

Диспозиционный подход. Здесь просматривается тенденция считать основным атрибутом личности темперамент (или его свойства), вплоть до полного отождествления этих понятий. Например, по Г. Айзенку, личность и ее темперамент полностью описывается свойствами «интроверсия»-«экстроверсия», «нейротизм» (как свойство эмоциональной неустойчивости), «психотизм» (как свойство необъективной оценки реальности).

Деятельностный подход. По вопросам психологической структуры личности до сих пор ведутся дискуссии сред сторонников этого подхода. Адекватную модель личности пытались построить на включение в это понятие огромного количества компонентов (свойств темпарамента, черт характера, отдельных свойств психических процессов и др.). Однако оперировать такой моделью на практике было невозможно из-за проблемы, как говорят физики, «проклятья разномерности» структуры и взаимосвязности ее компонентов. В этой связи начались поиски теоритически обоснованных и приемлимых для практики структур личности.

К. К. Платнов считал, что структура личности включает в себя четыре уровня:

— низший — составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов

— второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения

— третий — представлен индивидуальным социальным опытом человека

— высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировозрения, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Итак, по мнению А. Леонтьева, к базовым (скелетным) параметрам структуры личности относятся:

— разнообразие связей индивида с миром, реализуемое совокупностью различных деятельностей;

— степень иерархизированности связей с миром (конечно, деятельностных), т. е. их мотивационная «окраска»;

— общая структура связей индивида с миром, образуемая внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.

Развитие личности ребенка, согласно позиции А. Леонтьева, идет через связь с окружающим миром, через предметы, которые вначале открываются ему только в физических свойствах, а потом и в их функциональном значении, используемом в деятельности. Так, вначале ребенок видит и ощущает чашку, но затем он обнаруживает, что она предназначена для питья, т. е. для реализации конкретной деятельности. Подобные переходы продолжаются от фазы предметно-практической деятельности до усвоения иерархии деятельностей на уровне отношений с обществом. При этом формируется и развивается система личностных смыслов (мотивов) деятельности. Этот и есть процесс становления личности. Итак, личность создается объективными обстоятельствами через совокупность деятельностей, реализующих отношение человека к миру. При этом, личность может развиваться исключительно в рамках созидания, но не потребления.

А. Петровский также обозначает личностью то системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в котором отражается уровень общественных отношений, общественных связей. Свойства личности человека проявляются в содержании его деятельности, деловых и межличностных отношениях в конкретных условиях социальной жизни, т. е. реализуются через все, что составляет образ его жизни. Личность не обусловлена биологическими факторами.

Б. Ананьев (1907-1972), признавая ведущую роль социальных компонент в структуре личности, допускает участие в ней биологически обусловленных составляющих, некоторых психических процессов и опыта индивида (по К. Платонову).

Б. Братусь выделяет составляющие структуры личности человека по принципу преобладающего в нем способа отношения к самому себе, другому человеку и окружающим людям. На этом основании он предлагает рассматривать структуру личности в виде трехуровневой системы:

— эгоцентрический уровень, включающий самоценное отношение к себе, направленное на личные выгоды и удобства при потребительском отношении к другим по принципу «нужный для меня человек — ненужный»;

— группоцентрический, выражающий отношение к другому человеку в зависимости от того, входит он в значимую для личности группу (семья, трудовой коллектив, нация) или нет;

— просоциальный, допускающий равноправное, равноценное отношение к любому человеку как высшему существу природы.

Источник:
Понятие психологической структуры личности
Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы
http://psyera.ru/ponyatie-psihologicheskoy-struktury-lichnosti-550.htm

Психологическая структура личности

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками. Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности.

Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком.

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности).

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

В психологии имеют место и другие, более узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективны и труднодоказуемы.

Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.

Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.

Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

  • самосознание;
  • направленность личности;
  • темперамент и характер;
  • психические процессы и состояния;
  • способности и задатки;
  • психический опыт личности.

Далее данные подструктуры, которые составляют предметное содержание психологии личности, будут описываться в следующих лекциях, и раскладываться на отдельные составляющие: процессы, качества, свойства и т. д.

Источник:
Психологическая структура личности
Раскрытие понятий человек, индивид и личность. Категория: индивидуальность. Модель психологической структуры личности. Характерные черты личности.
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/lichnost.html

COMMENTS